Научная статья на тему 'В. Розин семиотические исследования'

В. Розин семиотические исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галинская И. Л.

Розин В. Семиотические исследования. М., 2001. 256 с. (Humanitas).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Розин семиотические исследования»

В.Розин

*

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Известный российский философ и методолог В.Розин, отталкиваясь от семиотических исследований своего учителя Г.П.Щедровицкого, излагает собственные результаты многолетней работы в этой области, сказано в аннотации. На основе семиотического подхода В.Розин объясняет феномен человека, некоторые особенности искусства и научного творчества, эзотерический опыт и представления.

Во введении автор реферируемой книги рассказывает о работах, посвященных семиотической проблематике. Так, концепции «языковых (семиотических) игр» или «культуры как коммуникационного процесса», пишет В.Розин, не только представляют кредо постмодернистов, но отражают реальные факты современности (с.8). «Культура есть по преимуществу коммуникация», - цитирует В.Розин высказывание Умберто Эко (цит. по: с.8). Г.П.Щедровицкий еще в середине 60-х годов ХХ в. сформулировал дилемму: будет ли семиотика развиваться только как продолжение логики, психологии, языкознания, культурологии и пр., или же она станет самостоятельной наукой. В.Розин пишет, что для всей его работы сквозными являются две темы: а) призыв к описанию отдельных семиотик как закрытых, строго структурированных систем, рассматриваемых в синхронном срезе; б) предложение коммуникативной модели «открытого» процесса, в котором сообщение меняется по мере того, как меняются коды, а использование тех или иных кодов диктуется идеологией и обстоятельствами. При этом вся знаковая система непрестанно перестраивается как «поступательное движение семиозиса» (с.16).

Розин В. Семиотические исследования. - М., 2001. - 256 с. - (Нишаикан).

В главе «Семиотический подход и наука» В.Розин прежде всего обращается к высказыванию известного российского семиотика Б.А.Успенского, который считает, что целесообразно различать семиотику знака и семиотику языка. Первая относится к логическому направлению в семиотике, вторую можно отнести к лингвистическому направлению. В первом случае знак рассматривается безотносительно к акту коммуникации, во втором случае знаковость, семиотичность определяется именно участием в коммуникационном процессе. Р.Якобсон старался расширить трактовку понятия лингвистики, с тем чтобы включить в нее и семиотику. Ч.С.Пирс полагал, что мышление состоит в логически последовательном превращении смыслов (содержание которых - условные общие решения) в действие (с.22).

Подход автора реферируемой работы В.Розина состоит в соединении языкового, эпистемологического, знаниевого планов с употреблением (знаний, языковых выражений), деятельностью и коммуникацией. Семиотика - не единственная самостоятельная естественная наука, а это многие родственные науки, соответствующие разным вариантам семиотического подхода. Семиотика исследует «знаки выделения», «семиотические схемы» и их типы, «семиотический организм» и его типы (с.29). Уйдя от естественно-научного подхода и теории деятельности, автор книги В.Розин склоняется к гуманитарному подходу, к культурологии и психологии.

В главе «Знаки. Основные типы знаков» последние рассматриваются как элементы структуры знания, как объекты, к которым применяются различные операции, и как средства мыслительной деятельности. Знаки-модели используются вместо объектов, когда с последними по какой-либо причине невозможно действовать. Например, «числа» примитивных народов и детей - пальцы, камешки, ракушки. «Числа» древних народов вообще представляют собой совокупности - пальцев, камешков, ракушек, черточек, точек. Их можно делить на части, группировать, пересчитывать.

Для знаков-символов характерно то, что они не имеют ничего общего с объединением в пространстве реальных совокупностей. Примером зна-

ков-символов могут служить не только современные числа, но и число 10 древних египтян, представляющее собой полукруг.

Знаки-обозначения - это, очевидно, исходный тип знаков. Примером их являются отдельные слова и термины. Они используются прежде всего для целей трансляции, с их помощью фиксируются определенные содержания в некоторый момент времени в одном «месте» (ситуации) деятельности и восстатавливаются те же самые содержания в другой момент времени и в другом месте (с.49).

Если иметь в виду культурное сознание человека, то главным для архаического человека являлось убеждение, что все люди, животные, растения имеют душу. Представление о душе у примитивных обществ примерно следующее: душа - это тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Некоторые племена, отмечает классик культурологии Э.Тейлор, «наделяют душой все существующее, даже рис имеет у даяков свою душу» (цит. по: с.62). С семиотической точки зрения, душа - это сложный тип знака, который можно назвать «знак выделения». Изобретение этого знака позволило архаическому человеку осмыслить явления смерти, обморока, сновидений и «появление зверей и людей, созданных с помощью рисунка» (с.65). Наскальная живопись, искусство первобытного общества, отмечает Р.Ар-нхейм, возникает не из любопытства и не ради самого «творческого» порыва, а для выполнения жизненно важных задач, позволяет «магически влиять» на отсутствующие вещи и живые создания (цит. по: с.65).

Для культурологии материал архаической культуры позволяет сделать следующий вывод: главным механизмом формирования культуры является «семиозис», т.е. изобретение знаков и действия с ними (с.68).

В главе «Учение о психических реальностях» рассматриваются реальность сновидений, реальность искусства, формирование художественной реальности в онтогенезе и реальность и психический мир человека.

Природой сновидений интересовались еще античные философы, но только в конце XIX - начале ХХ в. были намечены две естественно-научные концепции сновидений - физиологическая (И.П.Павлов) и психологическая (З.Фрейд). Если для Павлова сновидения - процесс побоч-

ный, то Фрейд наделял их важной охранительной функцией. Автор реферируемой книги считает, что сновидение как одна из форм активности человека обеспечивает актуализацию всех нереализованных целей, установок, переживаний и т.д. «в поле уже прожитого, пережитого опыта человека» (с.79).

Истолкование произведений искусства определяется художественной коммуникацией, которая в искусстве двойственна: приобщение к произведениям и осмысливание их. Художественная реальность имеет своей характерной особенностью «текстовую обусловленность ее мира» (с.95). Мир художественной реальности организован, упорядочен, развертывается по законам условности жанра, но одновременно - это мир предметный, событийный, стоящий в одном ряду с обычным миром, от искусства легко сделать следующий шаг - к фантазиям и мечтам. Здесь человек сам создает для себя «художественные произведения» (собственно мечты, фантазии). Художник умеет в обычном мире увидеть ритм, тему, интонацию, построение, развитие. Всякая реальность представляет собой «сложную знаковую систему, получившую в осознании статус самостоятельного бытия» (с.99).

Л.С.Выготский видел особенность человеческой психики в механизме опосредования ее процессов культурными и социальными знаками. Психические реальности личности - это не только цепи событий, определяющих деятельность и ее логику, но также внешние и внутренние условия самостоятельного поведения (с.115).

В главе «Схемы и семиотические организмы» автор книги называет семиоргами (семиотическими организмами) все семиотические образования, генетически связанные процессом «коммуникации - познания -объяснения - обоснования» (с.141). Все эти образования функционируют независимо друг от друга, они находятся в единой «семиотической среде». Одни схемы вводятся в связи с другими схемами, ряд схем задают контексты для других схем, часто отдельные схемы и знания объединяются на основе конфигурирующих схем и т.д.

Семиотическое истолкование феномена человека имеет две стороны - социальную и культурную. Автор реферируемой книги В.Розин

предлагает свой сценарий происхождения человека: переходная форма, когда обезьяна еще не человек, но уже не обезьяна, и формирование homo sapiens, причем предлагается называть его не «человеком разумным», а «человеком культурным» («homo kulturel») (с.149). Существо переходной формы становится архаическим (культурным) человеком только тогда, когда его поведение и деятельность начинают полностью отвечать культурным требованиям (правилам, представлениям, нормам), когда его психика и телесность полностью окультуриваются.

Завершается работа примерами отдельных исследований: «Формирование содержания и значений произведений искусства в живописи эпохи Возрождения», «Формирование классической музыки», «Психотехнические и онтологические схемы в раннем творчестве З.Фрейда», «Схемы и знания эзотерической практики».

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.