■ М1У Е 1ЙГ
1П ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ШШ1АУКМ1
Соловьёва Людмила Федоровна, Солоха Виталий Николаевич
В ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ КОНКУРСА АНИМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Дорогие друзья - участники конкурса анимационных проектов! Организаторы конкурса надеются, что вы уже принимаетесь за работу. Работа предстоит серьезная и интересная. Вот несколько советов тем, кто обдумывает будущий проект.
«Сначала была идея...» - так можно
Рисунок 1. Сцены
V
чение рубильника подачи напряжения. Сцена вторая: начало закипания воды в сосуде. Сцена третья: кипение. Сцена четвертая: процесс реакции в растворе. Сцена пятая: накапливание сверху тяжелого газа - хлора (см. рисунок 1).
Теперь можно подумать над выбором программы для реализации модели. В сети Ин-теренет есть много разных программных продуктов, позволяющих создавать 2-х и 3-х
начать рассказ о том, как создавать ролики.
Во-первых, необходимо поставить себе задачу. Демонстрационную модель какого процесса мы будем создавать? Во-вторых, представить себе, как это будет выглядеть. Создать и прокрутить в своем воображении мультфильм. Мультфильмы, как известно, представляют собой последовательность кадров. Кадры сгруппированы в сцены. Вот и нужно для начала разбить весь процесс на отдельные сцены. Например, процесс электролиза можно разбить на 5 сцен. Сцена первая: вклю-
мерные анимированные модели. Мы остановимся на самых простых и доступных средствах.
Если у вас достаточно свободного времени, вы можете создать мультфильм, как на-
В помощь участникам конкурса анимационных проектов
|Bi -faaifrïij
' 11 àà I Li^^r
ÜF (Л1№Л»1 W Ib^Jïi 'i i*ia ai
IrairbLÄ'^« Otttt
г : r-1. ur f. в-т Lrt I
ГерПнйцнш
5» pi-iL ii'.j .F-r" Nan^ GNct g. .mjJ I. éî.:
-U J
j^Tj
№4
«
г
i
V__
r MI^qü -
J il
Jj Hw
_HI 1М1|Ш1ПИ При
■4 - Кг-1 « ГкУт
■1 ^UHrtcniAïkwLuMu
Рисунок 2. Ссылка на сайт Microsoft.
стоящие мультипликаторы, то есть рисовать кадр за кадром в любом графическом редакторе. Вполне подойдет даже стандартный редактор Paint. Но вам придется сделать достаточно много кадров. Затем соединить все полученные кадры в один видеофайл с помощью любого видеоредактора. Это может быть VideoWave, Adobe Premiere, VirtualDub или Microsoft Media Encoder, который вы можете бесплатно скачать с сайта Microsoft, зайдя туда, например, через ссылку Windows Update из Главного меню (рисунок 2).
Перечисленные видеоредакторы позволяют создавать файлы в формате AVI или MPEG (рисунок 3).
Рисунок 4.
Окно программы 3D Studio Max.
Для создания файлов анимации в формате GIF или AVI можно использовать такие программы, как GifConstructionSet, GifAnimator, Gif Master и др. Научиться создавать анимацию с помощью программы GifConstructionSet можно, посмотрев видеосюжет (приложение к статье). Чем больше кадров мы подготовим, чем лучше они будут прорисованы, тем более плавным будет движение и реалистичней модель. Ну и, наконец, высший пилотаж -это программы векторной анимации: 3DMay, 3DStudioMax и др. Эти программы предоставляют достаточно большие возможности. Нарисовать и «оживить» в них можно все, что угодно. Но программы эти достаточно сложны. Потребуется и время, и терпение, чтобы в них разобраться. Кстати, в Интернет можно найти
сайты, где подробнейшим образом описаны приемы работы в программе 3DStudioMax, и опытные приверженцы этой программы поделятся своими секретами с новичками. Уроки по 3DStudioMax есть и на дисках (рисунок 4).
Трудно о такой программе рассказать в двух словах. Но, пожалуй, самое главное - это то, что программа работает с векторной графикой, а не растровой (точечной). Например, программа точечной графики будет рисовать кубик по точкам, а программе, работающей с векторной графикой, для рисования того же кубика нужно задать точку отсчета, высоту, ширину и глубину. Для того, чтобы изменить кубик в растровой графике, необ-
Рисунок 3. Окно программы VideoWave.
МУЗЕЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ
71
Соловьева Л.Ф., Солоха В.Н.
ходимо полностью перерисовать рисунок, тогда как в векторной - только изменить точку отсчета или другой параметр. Поэтому, чтобы нарисовать кадры для видеоролика, достаточно будет нарисовать сцену только один раз, раскрасить ее, задать свет и движение и наблюдать, как компьютер оцифрует наш ролик. (Пример ролика - на диске к журналу).
Не следует забывать, что любой ролик занимает достаточно много места на диске, если его не сжать, а размер по понятным причинам не должен превышать 6-10 Мб. Чем он будет меньше, тем лучше. Но не следует также забывать, что увеличение коэффициента сжатия ухудшает качество изображения, так что вам необходимо будет найти золотую середину между размером ролика и качеством изображения.
Со сжатием видеоизображения не должно возникнуть проблем, однако можно напомнить о нескольких форматах сжатия, таких как Qtime, MPEG. Сейчас у всех на слуху MPEG4, хотя это тот же MicroDVD от Microsoft. Вот
Рисунок 5. Окно программы Camtasia.
несколько программ по сжатию изображения: VideoWave 4 (знает практически все известные форматы сжатия); Camtasia (умеет сжимать во все форматы, установленные на вашем компьютере); Microsoft Media Encoder (знает только свой формат сжатия *.wmv, сжать достаточно просто, но вот качество хромает).
Надеемся, что эти советы и примеры будут вам полезны при работе над проектом.
(£) Наши авторы: 2002. Our authors, 2002.
Соловьёва Людмила Федоровна, методист Центра Информатизации образования УПМ.
Солоха Виталий Николаевич, программист Центра Информатизации образования УПМ.
■ " м