ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТОВ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ WINDOWS MOVIE MAKER
FEATURES OF THE CREATION OF AUDIO-VISUAL PRODUCTS OF CREATIVITY IN THE LEARNING PROCESS WITH THE WINDOWS MOVIE MAKER
УДК 338.46
ЕНИКЕЕВА Лилия Аубакировна
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
ENIKEEVA, Lilia Aubakirovna
Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and TV Industry, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
СМИРНОВ Константин Борисович
старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
SMIRNOV, Konstantin Borisovich
Assistant Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and TV Industry, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В данной статье авторами аккумулирован опыт использования программного средства Windows Movie Maker в учебном процессе. Данный опыт может быть полезен как обучающимся, так и преподавателям для раскрытия творческого потенциала обучающихся, создания продуктов аудиовизуального творчества в процессе обучения. Представлены основные преимущества и недостатки использования Windows Movie Maker в учебном процессе. Авторами статьи предложен алгоритм создания творческого
© Еникеева Л. А., Смирнов К. Б., 2018.
продукта в виде пошаговых рекомендаций и использования Windows Movie Maker в учебном процессе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения».
Ключевые слова: учебный процесс, творческий продукт, аудиовизуальное творчество, компетенции, творческий потенциал, Windows Movie Maker, киностудия, видеофильм, видеолекция.
Abstract.
In this article, the authors accumulated experience of using the Windows Movie Maker tool in the educational process. This experience can be useful both for students and teachers to reveal the creative potential of students, to create audiovisual products in the learning process. The main advantages and disadvantages of using Windows Movie Maker in the educational process are presented. The authors propose an algorithm for creating a creative product in the form of step-by-step recommendations and the use of Windows Movie Maker in the educational process of the St. Petersburg state Institute of film and television.
Key words: educational process, creative product, audiovisual creativity, competence, creativity, Windows Movie Maker, film Studio, video film, video lecture.
В условиях всеобщей информатизации общества аудиовизуальное творчество широко применяется во всех сферах деятельности. Аудиовизуальное творчество имеет достаточно широкий спектр использования для различных видов деятельности, включающее в себя производство видеороликов, продукции мультимедиа, кино-теле-видеофильмов, телепрограмм.
Особенностями современного учебного процесса в высших учебных заведениях являются возможности внедрения в учебный процесс таких технологических инноваций, как Интернет, компьютерные сети, цифровая обработка текста, звука и изображения с помощью соответствующего программного обеспечения, в том числе и свободно доступного, как Microsoft Office, Windows Movie Maker, Apache OpenOffice, VirtualDub, VSDC Free Video Editor или Avidemux и др. [1-6].
Однако по функциональным возможностям Windows Movie Maker уступает таким программным продуктам, как Avidemux и VirtualDub. У них, в отличие от Windows Movie Maker, есть более мощные инструменты для профессиональной обработки видеоизображений, специальные фильтры для изменения качества видео, а также большой набор плагинов и кодеков [4; 6].
В рамках данной статьи авторами изложены возможности внедрения элементов аудиовизуального творчества в рамках учебного процесса с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся, поддержания интереса к обучению и усвоению изучаемого материала.
Такой творческий подход к процессу обучения по многим дисциплинам, например нетворческого характера, не только позволит сформировать у обучаемого весь спектр универсальных компетенций (УК), професси-
ональных компетенций (ПК), но и общепрофессиональных компетенций (ОПК), включающих профессиональную компетентность и самостоятельность при использовании полученных знаний в конкретной области, навыков реализации творческо-производ-ственной деятельности и авторского замысла с использованием технических средств и технологий современной индустрии кино, телевидения, мультимедиа, исполнительских искусств [7; 8; 9].
Результатом достижения профессиональной компетентности и самостоятельности при использовании полученных знаний в конкретной области, навыков реализации авторского замысла с использованием технических средств и технологий в учебном про-
цессе является творческий продукт в форме видеофильма (видеоролика) как элемент аудиовизуального творчества, создаваемый самими обучающимися в процессе изучения дисциплины «Основы государственной культурной политики РФ».
Программное обеспечение Windows Movie Maker (Киностудия) позволяет создавать и обрабатывать видео, применяя различные спецэффекты, кадрирование, наложение аудио- и видеоэффектов, которое на сегодняшний день доступно всем обучающимся в рамках образовательного процесса в России.
Windows Movie Maker - популярная и удобная программа для создания и обработки видеофайлов различных форматов, позволяющая в рамках 1-2 учебных занятий
Основные преимущества и недостатки использования Windows Movie Maker в учебном процессе
Преимущества Недостатки
Распространяется бесплатно (www.microsoft.com) Нестабильная работа с форматами мобильного телефона, мало функций эффектов и переходов
Программа проста в использовании
Достаточно функций для начинающего
Характеристики Windows Movie Maker: • платформа Microsoft Windows; • размер файла: 590 Кб -12 Мб; • язык: английский, русский; • разработчик: Microsoft
Достаточные системные требования для компьютера: • операционная система: Windows 8, XP, Vista или Windows 7 (32-bit & 64-bit); • процессор: Intel Pentium III / IV с тактовой частотой 1.6 ГГц и выше; • оперативная память: 256 Мб для Windows XP / Vista или 1 Гб для Windows 7 / 8 / Server 2008; • разрешение экрана: 1024x576 px и выше Вышла из обязательного состава программ клиентских версий Microsoft Windows, и разрабатывается как самостоятельный продукт
Поддерживаемые форматы: • поддержка видео в форматах: AVI, MPG, MP2, M1V, M2V, WM, WMV, MPEG, ASF и MPE; • поддержка изображений в форматах: JPG, JPEG, JPE, PNG, GIF, BMP, TIF, TIFF, WMF, DIB и EMF; • поддержка аудио в форматах: MP3, WAV, AIF, AIFF, SND, AU, MPA, ASF, WMA и MP2 Ограниченное количество форматов, в которых можно сохранять созданные фильмы
Окончание табл.
Преимущества Недостатки
Возможно создание видеороликов путем склеивания или обрезания фрагментов видео, наложения звуковых эффектов, видеоэффектов, музыкального сопровождения, фотографий и текстовой информации (вступление, титры)
Уровень громкости звука на любом отрезке видео можно изменять Для конвертирования в другие форматы придется воспользоваться другими программами
Изменение скорости воспроизведения видео
Поворот видеоизображения на 90 градусов
Запись видео с веб-камеры
Создание закадрового текста для фильма
Воспроизведение обработанного видеоматериала во встроенном проигрывателе Ограниченные возможности по редактированию кадра, и количеству аудио и видеодорожек
Применение анимации
Создание автофильмов
Создание старинных фильмов путем добавления видеоэффектов старения
Создание спортивных новостей, для записи которых требуются видеоклипы с быстрым перемещением и приближением камеры (в начале и в конце новости можно добавить название и титры)
Публикация обработанных видеороликов в YouTube, Facebook, RuTube, Odnoklassniki, Vkontakte и других популярных видеоресурсах
Сохранение видео в форматах AVI или WMV на локальном диске или цифровой видеокамере
Можно сохранить видео для устройств Android, iPad или iPhone с определенной скоростью потока, разрешением экрана, частотой кадров и форматом аудио
(2-4 академических часа) создавать научно-популярные тематические видеоролики, видеолекции, видеопрезентации и научные фильмы по каждой теме изучаемой дисциплины, используя специальные инструменты для монтажа видео (анимацию, звуковые эффекты, плавные переходы, музыкальные композиции, видеоэффекты и прочие инструменты) [2].
В таблице представлены основные преимущества и недостатки использова-
ния Windows Movie Maker в учебном процессе.
Для эффективной работы авторами статьи предлагаются методические указания в форме алгоритма для создания творческого продукта и описание отдельных его шагов (рисунок 1).
Далее на рисунках 2-16 представлены отдельные шаги, позволяющие обучающимся быстро и эффективно создавать творческие продукты в рамках учебного процесса, согласно возрастной классификации [10].
■Выполните запуск программы - Microsoft Movie Maker - Киностудия
■Загрузите необходимые картинки с помощью кнопки «Добавить видео и
фотографии»
•Расставьте картинки в нужном Вам порядке, используя способ перетаскивания
мышью
Добавьте музыку с помощью кнопки «Добавить музыку»
Сохраните проект: Файл—»Сохранить проект как
■Установите видеопереходы между кадрами: Анимация—»Переходы
Добавьте к кадрам видеоэффекты: Визуальные эффекты—»Эффекты
Добавьте текст: Главная —»Добавление —»Название—»Введите название Вашего
кинофильма
Отредактируйте введенное название: шрифт, цвет и т. д., установите прозрачность
текста
Установите время показа текста на 3,0 секунды и длительность показа текста
5,0 секунд
Примените к названию эффекты: Средства для работы с текстом-
Форматирование—»Эффекты
■Введите текст к остальным кадрам с помощью кнопки «Заголовок»,
отформатируйте
Установите титры, замените текст в титрах на свой, отформатируйте.
•Сохраните фильм на компьютер: «Сохранить фильм»
Рисунок 1
Алгоритм создания творческого продукта в рамках учебного процесса средствами Windows Movie Maker
¡1 I в "О С - I My Movie-Movie Maker
I Home Animations Visual Effects Project
X Cut f.
О [дсору
Paste Add iridecs Add
and pholos music 141 Snapshot
Clipboard Add
£ Webcam video У Title
* f Recoed narration ■ [Ш] Captin
-J Credits -
№ Шш В] ш BZ
^^ Remmie
Rotate Rotate in;selectall left light "
AntoMovIe themer
00:00,00/00:00,00
> If
"O СП
"О -1
о
Рисунок 2
Шаг 1: Выполнение запуска программы - Microsoft Movie Maker (Киностудия)
Ci)
0
1 О
о
£ <
~ü
X
>
Щ, Add Videos and Photos
44 > Этот компьютер > Загрузки > камчатка > Картинка Упорядочить Новая папка
#■ Быстрый доступ
Ш Рабочий стол #
Загрузки
Щ Документы jt
|gl Изображения У |
2017 * Слайд 10
Слайд1
Слайд2
X
V О Поиск Картинка р
т - п Q
Слайд4
Слайд5
Сла йдб
Слайд7 СлайдВ
Слайд9
Слайд"! 2
Ydu
QÜ
Save movie т
Рисунок 3
Шаг 2: Выполнение загрузки изображений с помощью кнопки «Добавить видео и фотографии»
сл
Ol M
"О сл
"О ~1
о
0)
0
1 О
О
-о
I
>
I ' н t - '
I Home Animations
J£ Cut
С§ Copy
Visual Effects
Video Tools My Movie - Movie Maker View Edit
□
^ Webcam video [äj Title
10.1. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
^ Record narration T Caption Add videos Add ™
and photos music- 19 Snapshot *|j Credits -
Add
"""
»11 2012 2013 ш 2015 2014
|ЧислобиЬлир-ек, всего, единиц 1 Cid 107 106 1СИ "01 101
вкладах н посспкм городе refс типа г. n..:>:;i."i ikkt.kvt.i ВДлиотомый ф<1ка • всего I ьч. Эмеиширж _____33 __Ц _____и __27 ___н ____И
2614,2 2557.9 2125.С 2-102,2 23710,7
lift! 1 1111 п
рТиспо эмтплфоа ôirâ-Huie-mwo гао-да s ореджм на 10СС чепоая нжепеннн - кяяи, эмеи'ииж» 8195 961,1 75 SO 7¥в1 973.9 7343 933-,7 7599 927,3 751$
sx
s
AutoMovlethemes
Рисунок 4
Шаг 3: Расстановка изображений в необходимом порядке
В j»
Visual Effects Project View % Webcam video |id]Title ¿* Record narration T |E1 Caption y] Snapshot §] Credits -
Video Tools Edit
My Movie - Movie Maker
СИ Si
Auto M о vi e th em es
Рисунок 5
Шаг 4.1. Добавление музыки с помощью кнопки «Добавить музыку»
vo
и о я
и
s
(X
и
со
H S
CS tti vc
о «
s к с с я к
£ л
с S с с
и
S к 3
со
S к S
я
tu К СЕ tti VC
О «
Й н
л
£
со tu (X
<N —
Ё
К tti К н к tu с а я л н S Я tti а и с U Ф к =s tti
О
н к tu с а я
tu н S Я tti
а
^ g
§ и
Я LO
гУ ^
s £
Рч £
сЗ
►с
к
•е
С
В
И
К
В
сЗ
сс
т
сЗ
В
О)
В
<и
Н
<и
сс
РС
ф
0)
В
сЗ
сс
т
сЗ
£
Ф
0)
В
<и
К
сс
СЗ
хс
О
И
ф
к
сЗ
В
сс
СЗ
к
[—
У
Е-
и
И
<и
Е-
0)
В
<и
К
сс
СЗ
хс О
и с «
в ОС
о [- сЗ
(X
"О СП
"О -1
о
0)
0
1 О
О
I
>
1ВЧРт1
I Home Animations Visual Effects Project View
Video Tools MusicTools Text Tools
Edit Options Format
Background color '
1 ^ Times New Ro' 48 ^Transparency Jj^
' D^ Copy | __Start time: 0,00s
Paste Ix i| A' 4' A = \m m Edit ,
_ | _ | _ 3 Text duration:
Clipboard
Paragraph
Adjust
Рисунок 12
Шаг 11. Применение к названию эффектов: Средства для работы с текстом Форматирование Эффекты
Video Tools MusicTools Text Tools
Home Animations Visual Effects Project View Edit Options Format
Мой фильмЗ камчатка - Movie Maker
□
X Cut
'asie
Clipboard
Isegoe Ul ж Il6 Ai. Transparency bfl Background color
¡3 Start time: 9,0)
@ Л - А" л" Eg! Edit Этиййцга11()„ —
A
Outline Outline size-*" color'
Нормативно правовая база
|-> Move I
Рисунок 13
Шаг 12. Добавление текста к остальным кадрам с помощью кнопки «Заголовок», форматирование
Visual Effects Project Viei
Optio
Video Tools Music Tools TextTools Мой фильмЗ Edit
- Movie Maker
□ * »—« ГЪ,
Segoe Ul "20 " AL Transparency
qicopy ----
Paste Ж К A - PC a" = | =
M
Clipboard
Font
Paragraph
Background color т 3 Start time; 177,90 Text duration: 7,00 Adjust
IÂ
Outline Outl
A
СП
"О ~1
о
Рисунок 14
Шаг 13. Установка титров, замена текста в титрах, форматирование
0)
0
1 О
о
I
>
Iа I в •> ■
Home Animations
Project View
Video Tools MusicTools Edit
Ц Fade in Slow
Music ^ Fade outl siow volume
^ Set start time Start time: it= Set start point Start point: * Set end point End point: Editing
Choose how fast to fade in the music.
Полномочия органов государственной власти Камчатского края в области культуры
I и ^ е -1
Home Animations Visual Effects Project View
Video Tools MusicTools
FHH- ПпНппе I
й. Fade in: I Slow
Music ¿¡Fade out: Slow volume
—I m
Split
^J Set start time Starttime:
* Set start point Start point:
* Set end point End point:
Editing
Рисунок 15
Шаг 14. Редактирование звука видео: Средства для работы с видео: громкость музыки, нарастание музыки в начале среднее, медленное угасание в конце - среднее
сл
Рисунок 16
Шаг 15. Сохранение фильма с выбранными настройками качества: «Сохранить фильм»
Таким образом, Windows Movie Maker позволяет быстро монтировать учебные фильмы по темам изучаемых дисциплин из видеороликов, с добавлением аудио, звуковых эффектов и видеоэффектов, сохранять видео в формате H.264 (по умолчанию), что соответствует сегодняшним требованиям научных студенческих конференций и конкурсов [9].
К тому же присутствует возможность интеграции музыкальных сервисов: AudioMicro,
Free Music Archive и Vimeo Music Store, что не противоречит соблюдению законодательства о соблюдении авторских прав и охране объектов интеллектуальной собственности [10].
Windows Movie Maker имеет интуитивно понятный и удобный интерфейс для широкого круга пользователей, поэтому прост и понятен, так как рассчитан на пользователей с небольшим опытом (или без него) в монтаже видео.
Список литературы
1. Microsoft Office для студентов и преподавателей. URL: https://products.office.com/ ru-ru/student/office-in-education (дата обращения: 1.02.2018).
2. Обзор видеоредактора Windows Movie Maker. URL: http://programdownloadfree. com/load/multimedia/video_editors/windows_live_movie_maker/59-1-0-133 (дата обращения: 2.02.2018).
3. Обзоры программ. Apache OpenOffice 4.1.5. URL: http://lumpics.ru/apache-openoffice/ (дата обращения: 01.02.2018).
4. VirtualDub. URL: http://www.virtualdub.org/ (дата обращения: 01.02.2018).
5. Обработка видео с видеоредактором VSDC Free Video Editor URL:http://www. videosoftdev.com/ru (дата обращения: 08.02.2018).
6. Видеомонтаж. Мощный аналог Avidemux для Windows. URL: http://www.amssoft. ru/lp/vdmont/avidemux-ps.php (дата обращения: 08.02.2018).
7. Карты универсальных компетенций. URL: http://www.ifz.ru/fileadmin/user_upload/ docs/aspirantura/Competitions/25.00.10_UK_ÜPK_PK_Final.pdf (дата обращения: 10.02.2018).
8. Требования к результатам образования. URL: http://900igr.net/prezentacija/ pedagogika/novoe-pokolenie-fgos-npo-i-spo-61768/trebovanija-k-rezultatam-obrazovanija-9.html(дата обращения: 10.02.2018).
9. Сорвина Т. А., Торгунаков Е. А. Роль компетентностного подхода в подготовке кадров для сферы инновационной деятельности // Российский научный журнал «Экономика и управление». 2009. № 10. С. 118-120.
10. Смирнов К. Б. Особенности оценки рейтинга аудиовизуальной продукции по возрастной классификации в Российской Федерации как важного элемента механизма государственного регулирования // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 49-55.