Научная статья на тему 'В помощь медицинскому советнику: Измерение результатов непрерывного медицинского образования'

В помощь медицинскому советнику: Измерение результатов непрерывного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / COMMUNICATION / MEDICAL AFFAIRS DEPARTMENT / DRUGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толмачев Александр

Деятельность медицинского отдела фармацевтической компании (medical affairs) направлена прежде всего на развитие и поддержку взаимоотношений с медицинским сообществом. Среди различных направлений, находящихся в зоне ответственности медицинского отдела, особое место занимает непрерывное медицинское образование специалистов здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR HEALTHCARE ADVISER: MEASURING THE RESULTS OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

Medical affairs department of a pharmaceutical company is focused on developing and maintaining relationships with medical community. Continuous medical education of healthcare professionals occupies a special place in the list of various responsibilities of medical affairs department.

Текст научной работы на тему «В помощь медицинскому советнику: Измерение результатов непрерывного медицинского образования»

74 <ШЬ РШЩЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

Александр ТОЛМАЧЕВ, клинический фармаколог

В помощь медицинскому советнику:

ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность медицинского отдела фармацевтической компании (medical affairs) направлена прежде всего на развитие и поддержку взаимоотношений с медицинским сообществом. Среди различных направлений, находящихся в зоне ответственности медицинского отдела, особое место занимает непрерывное медицинское образование специалистов здравоохранения.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, коммуникация, медицинский отдел, лекарственные средства

Ты не можешь управлять тем, чего не можешь измерить.

Питер Друкер

• ВЫБОР МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЯ

По данным ежегодных отчетов организации АССМЕ (Аккредитованный совет по непрерывному медицинскому образованию, США), число врачей, принимающих участие в образовательных мероприятиях, продолжает увеличиваться на сотни тысяч специалистов в год [1]. В европейских странах разрабатываются единые подходы к последипломному медицинскому образованию с акцентом на качество, независимость и целесообразность проводимых программ [2].

Измерение эффективности программ медицинского образования является в первую очередь задачей фармацевтических компаний, заинтересованных в управлении поддерживаемыми образовательными проектами. Нехватка точных метрик и опасения перед нарушением этических норм ведения бизнеса (образование не должно прямо стимулировать закупки) мешают фармацевтическим компаниям рассчитать окупаемость вложений в программы медицинского образования. В идеальной ситуации цели образовательной программы и ее содержание формируются на базе выявленных в медицинском сообществе потребностей.

Поэтому метод измерения эффективности образовательного мероприятия также связан с исходной потребностью. Например, межфункциональной командой фармацевтической компании выявлена потребность среди врачей-ревматологов России в улучшении ранней диагностики болезни Бехтерева. Таким образом, структура и повестка мероприятий строится исходя из этой потребности, а измерить эффективность такой образовательной программы в принципе можно, получив ответ участников на вопрос: «Сможете ли вы чаще устанавливать правильный диагноз болезни Бехтерева, посетив этот курс лекций?». Однако такая метрика субъективна, привязана только к месту и времени проведения образовательного мероприятия и поэтому не показывает, как фактически изменилась среда после обучения.

♦ УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ

В более объективной модели, описанной Американской медицинской ассоциацией c опорой на работу Moore [3], выделяется шесть уровней измерения эффективности обучения. Данные уровни могут быть использованы при оценке результата непрерывного медицинского образования:

♦ Посещаемость.

Сколько специалистов приняли участие в образовательном мероприятии?

♦ Удовлетворенность.

Keywords: pharmaceutical industry, communication, medical affairs department, drugs

Medical affairs department of a pharmaceutical company is focused on developing and maintaining relationships with medical community. Continuous medical education of healthcare professionals occupies a special place in the list of various responsibilities of medical affairs department.

Alexander TOLMACHEV, clinical pharmacologist. FOR HEALTHCARE ADVISER: MEASURING THE RESULTS OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION.

Насколько участники остались удовлетворены?

♦ Обучение.

Расширение компетенций, навыков, изменение отношения к предмету.

♦ Влияние знаний на работу. Изменение результатов ежедневной работы в связи с полученными знаниями.

♦ Здоровье пациентов.

Изменение показателей здоровья пациентов в связи с новыми компетенциями и навыками.

♦ Общественное здоровье. Изменение показателей общественного здоровья в связи с проведением образовательных программ.

Разным уровням результативности соответствуют различные способы сбора данных, позволяющих количественно измерять результаты обучения (табл. 1). Зона интересов и ответственности фармацевтических компаний находится в области 1-4-го уровней в связи с тем, что этих знаний достаточ-

ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

рщщиим <203 75

таблица Г1 Уровни результативности непрерывного медицинского образования и способы сбора

данных (по Moore и соавт. [3])

Уровни результативности Описание Способы сбора данных

1. Посещаемость Количество специалистов здравоохранения, принявших участие в образовательном мероприятии Регистрация участников

2. Удовлетворенность Степень удовлетворенности ожиданий участ- С помощью опросника выявить удовлетворенность

ников от образовательного мероприятия целями обучения, содержанием программы, выявить предложения по улучшению и дальнейшим темам для освещения

3. Обучение Декларативное знание: степень понимания Тестирование перед образовательным мероприятием

участниками того, ЧТО доносилось и после него с использованием единых критериев

в ходе мероприятия оценки. Содержание тестирования должно быть пол-

Процедуральное знание: степень понимания ностью релевантно целям и содержанию образова-

участниками того, КАК ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО тельного мероприятия. Групповая работа со случаями

доносилось в ходе мероприятия из практики и оценкой применения полученных зна-

Компетенция: степень понимания участ- ний. Случаи должны касаться каждой из освещенных

никами того, КАК ОБУЧИТЬ ДРУГИХ ДЕЛАТЬ в ходе обучения тем

ТО, ЧТО доносилось в ходе мероприятия

4. Влияние знаний на работу В какой мере участники ДЕЛАЮТ в своей По завершении каждого практического занятия

ежедневой работе то, чему обучились учащихся просят привести примеры того, каким

в ходе мероприятия образом изменится их работа после полученных знаний. Затем по истечении 1—2 месяцев с помощью удаленного опроса выясняют, какие из указанных ими ранее перемен в их практике состоялись

5. Здоровье пациентов В какой мере состояние здоровья пациентов Динамика показателей по документации ЛПУ и адми-

изменяется с применением специалистами нистративные отчеты о состоянии пациентов после

новых навыков обучения врачей

5. Общественное здоровье Изменение общественного здоровья в связи Динамика показателей эпидемиологических отчетов

с новыми практическими подходами, знания регионального и национального уровней после начала

о которых были получены в ходе обучения обучения

но для управления программами медицинского образования, осуществляемыми при поддержке компаний. На необходимость учета всех уровней указывают европейские рекомендации по стандартизации непрерывного медицинского обучения, в которых сказано, что по завершении образовательного мероприятия следует оценить удовлетворенность участников, знание материала, а также готовность корректировать свою деятельность в соответствии с целями обучения [2].

• ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Измерение результативности медицинского образования — сложный процесс в силу наличия неосязаемых и субъективных метрик. Кроме того, обычно принято измерять краткосрочные количественные результаты: например, количество посетителей мероприятия.

Наибольшее значение имеют именно долгосрочные результаты (приобретенные навыки и компетенции), поскольку собственно они и составляют цель обучения. В качестве заключения приведем несколько практических рекомендаций по измерению результатов медицинского образования:

♦ Используйте простые метрики.

♦ Измеряйте только то, что критически важно.

♦ Цель обучения определяет все (повестку, содержание, методы обучения, из-

мерение результатов и дальнейшие изменения).

♦ Не ограничивайтесь числом участников и их удовлетворенностью.

♦ Посоветуйтесь с клиентами: какие метрики являются важнейшими с их точки зрения.

♦ Используйте удаленные опросы через 1—2 месяца после обучения.

♦ Если ваш образовательный проект неэффективен, признайте это.

♦ Полученные данные - основа для изменений к лучшему.

ИСТОЧНИКИ

1. 2010 Annual Report Data Addendum: Analysis of Commercial Support Distribution and Long-Term CME Trends http://www.accme.org/sites/default/files/nuU/606_2010_Annual_Report_ Addendum_20120702.pdf.

2. Sheelaugh et al. Setting CME standards in Europe: guiding principles for medical education // Current Medical Research & Opinion. Vol. 28. 2012. №11. P. 1861-1871.

3. Moore et al. Achieving desired results and improved outcomes: integratig planning and assessment throughout learning activities // J. Contin. Educ. Health. Prof. 2009. №29(1). P. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.