74 <ШЬ РШЩЦЦМ
МЕНЕДЖМЕНТ
Александр ТОЛМАЧЕВ, клинический фармаколог
В помощь медицинскому советнику:
ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность медицинского отдела фармацевтической компании (medical affairs) направлена прежде всего на развитие и поддержку взаимоотношений с медицинским сообществом. Среди различных направлений, находящихся в зоне ответственности медицинского отдела, особое место занимает непрерывное медицинское образование специалистов здравоохранения.
Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, коммуникация, медицинский отдел, лекарственные средства
Ты не можешь управлять тем, чего не можешь измерить.
Питер Друкер
• ВЫБОР МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЯ
По данным ежегодных отчетов организации АССМЕ (Аккредитованный совет по непрерывному медицинскому образованию, США), число врачей, принимающих участие в образовательных мероприятиях, продолжает увеличиваться на сотни тысяч специалистов в год [1]. В европейских странах разрабатываются единые подходы к последипломному медицинскому образованию с акцентом на качество, независимость и целесообразность проводимых программ [2].
Измерение эффективности программ медицинского образования является в первую очередь задачей фармацевтических компаний, заинтересованных в управлении поддерживаемыми образовательными проектами. Нехватка точных метрик и опасения перед нарушением этических норм ведения бизнеса (образование не должно прямо стимулировать закупки) мешают фармацевтическим компаниям рассчитать окупаемость вложений в программы медицинского образования. В идеальной ситуации цели образовательной программы и ее содержание формируются на базе выявленных в медицинском сообществе потребностей.
Поэтому метод измерения эффективности образовательного мероприятия также связан с исходной потребностью. Например, межфункциональной командой фармацевтической компании выявлена потребность среди врачей-ревматологов России в улучшении ранней диагностики болезни Бехтерева. Таким образом, структура и повестка мероприятий строится исходя из этой потребности, а измерить эффективность такой образовательной программы в принципе можно, получив ответ участников на вопрос: «Сможете ли вы чаще устанавливать правильный диагноз болезни Бехтерева, посетив этот курс лекций?». Однако такая метрика субъективна, привязана только к месту и времени проведения образовательного мероприятия и поэтому не показывает, как фактически изменилась среда после обучения.
♦ УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ
В более объективной модели, описанной Американской медицинской ассоциацией c опорой на работу Moore [3], выделяется шесть уровней измерения эффективности обучения. Данные уровни могут быть использованы при оценке результата непрерывного медицинского образования:
♦ Посещаемость.
Сколько специалистов приняли участие в образовательном мероприятии?
♦ Удовлетворенность.
Keywords: pharmaceutical industry, communication, medical affairs department, drugs
Medical affairs department of a pharmaceutical company is focused on developing and maintaining relationships with medical community. Continuous medical education of healthcare professionals occupies a special place in the list of various responsibilities of medical affairs department.
Alexander TOLMACHEV, clinical pharmacologist. FOR HEALTHCARE ADVISER: MEASURING THE RESULTS OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION.
Насколько участники остались удовлетворены?
♦ Обучение.
Расширение компетенций, навыков, изменение отношения к предмету.
♦ Влияние знаний на работу. Изменение результатов ежедневной работы в связи с полученными знаниями.
♦ Здоровье пациентов.
Изменение показателей здоровья пациентов в связи с новыми компетенциями и навыками.
♦ Общественное здоровье. Изменение показателей общественного здоровья в связи с проведением образовательных программ.
Разным уровням результативности соответствуют различные способы сбора данных, позволяющих количественно измерять результаты обучения (табл. 1). Зона интересов и ответственности фармацевтических компаний находится в области 1-4-го уровней в связи с тем, что этих знаний достаточ-
ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рщщиим <203 75
таблица Г1 Уровни результативности непрерывного медицинского образования и способы сбора
данных (по Moore и соавт. [3])
Уровни результативности Описание Способы сбора данных
1. Посещаемость Количество специалистов здравоохранения, принявших участие в образовательном мероприятии Регистрация участников
2. Удовлетворенность Степень удовлетворенности ожиданий участ- С помощью опросника выявить удовлетворенность
ников от образовательного мероприятия целями обучения, содержанием программы, выявить предложения по улучшению и дальнейшим темам для освещения
3. Обучение Декларативное знание: степень понимания Тестирование перед образовательным мероприятием
участниками того, ЧТО доносилось и после него с использованием единых критериев
в ходе мероприятия оценки. Содержание тестирования должно быть пол-
Процедуральное знание: степень понимания ностью релевантно целям и содержанию образова-
участниками того, КАК ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО тельного мероприятия. Групповая работа со случаями
доносилось в ходе мероприятия из практики и оценкой применения полученных зна-
Компетенция: степень понимания участ- ний. Случаи должны касаться каждой из освещенных
никами того, КАК ОБУЧИТЬ ДРУГИХ ДЕЛАТЬ в ходе обучения тем
ТО, ЧТО доносилось в ходе мероприятия
4. Влияние знаний на работу В какой мере участники ДЕЛАЮТ в своей По завершении каждого практического занятия
ежедневой работе то, чему обучились учащихся просят привести примеры того, каким
в ходе мероприятия образом изменится их работа после полученных знаний. Затем по истечении 1—2 месяцев с помощью удаленного опроса выясняют, какие из указанных ими ранее перемен в их практике состоялись
5. Здоровье пациентов В какой мере состояние здоровья пациентов Динамика показателей по документации ЛПУ и адми-
изменяется с применением специалистами нистративные отчеты о состоянии пациентов после
новых навыков обучения врачей
5. Общественное здоровье Изменение общественного здоровья в связи Динамика показателей эпидемиологических отчетов
с новыми практическими подходами, знания регионального и национального уровней после начала
о которых были получены в ходе обучения обучения
но для управления программами медицинского образования, осуществляемыми при поддержке компаний. На необходимость учета всех уровней указывают европейские рекомендации по стандартизации непрерывного медицинского обучения, в которых сказано, что по завершении образовательного мероприятия следует оценить удовлетворенность участников, знание материала, а также готовность корректировать свою деятельность в соответствии с целями обучения [2].
• ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Измерение результативности медицинского образования — сложный процесс в силу наличия неосязаемых и субъективных метрик. Кроме того, обычно принято измерять краткосрочные количественные результаты: например, количество посетителей мероприятия.
Наибольшее значение имеют именно долгосрочные результаты (приобретенные навыки и компетенции), поскольку собственно они и составляют цель обучения. В качестве заключения приведем несколько практических рекомендаций по измерению результатов медицинского образования:
♦ Используйте простые метрики.
♦ Измеряйте только то, что критически важно.
♦ Цель обучения определяет все (повестку, содержание, методы обучения, из-
мерение результатов и дальнейшие изменения).
♦ Не ограничивайтесь числом участников и их удовлетворенностью.
♦ Посоветуйтесь с клиентами: какие метрики являются важнейшими с их точки зрения.
♦ Используйте удаленные опросы через 1—2 месяца после обучения.
♦ Если ваш образовательный проект неэффективен, признайте это.
♦ Полученные данные - основа для изменений к лучшему.
ИСТОЧНИКИ
1. 2010 Annual Report Data Addendum: Analysis of Commercial Support Distribution and Long-Term CME Trends http://www.accme.org/sites/default/files/nuU/606_2010_Annual_Report_ Addendum_20120702.pdf.
2. Sheelaugh et al. Setting CME standards in Europe: guiding principles for medical education // Current Medical Research & Opinion. Vol. 28. 2012. №11. P. 1861-1871.
3. Moore et al. Achieving desired results and improved outcomes: integratig planning and assessment throughout learning activities // J. Contin. Educ. Health. Prof. 2009. №29(1). P. 1-15.