Научная статья на тему 'В поисках Третьего Рима, или путешествие к истокам'

В поисках Третьего Рима, или путешествие к истокам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Летняя гуманитарная школа / Третий Рим / проект / проектная деятельность / междисциплинарные исследования / Елеазаров монастырь / Филофей. / Summer humanities school / Third Rome / project activities / interdisciplinary research / Yeleazarov monastery / Philophey.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калашникова Светлана Михайловна

В статье рассматривается опыт проведения Летней гуманитарной школы «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти». Слушатели школы получили уникальную возможность постижения исторической, политической, метафизической, историософской, культурологической сути одной из ключевых метафор русской истории и культуры – формулы «Москва – Третий Рим» в месте ее возникновения, то есть в псковском Спасо-Елеазаровском монастыре. Особенностью прошедшей школы стал момент полного погружения участников школы: историков, филологов, реставраторов, журналистов и пиарщиков – в уникальный культурно-исторический формат генезиса и функционирования концепции Третьего Рима с проекцией выхода на формирование и внедрение конкретных проектов научно-просветительского, медийного и реставрационно-музейного характера. Междисциплинарная составляющая школы, особенная атмосфера пребывания в монастыре, а также локаций проведения мероприятий позволили участникам процесса совершенно по-новому взглянуть на истоки русской государственности в ее проекции на контекст современности. Генерируемая в поле исторического знания идея Третьего Рима в рамках лекций и мастер-классов стала источником культурологических, религиозных, искусствоведческих, филологических, журналистских споров и обсуждений идей национальной идентичности, точкой понимания и идентификации прошлого и будущего России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Search of the Third Rome, or a Journey to the Origins

The article deals with experience of the Summer humanities school called “In Search of the Third Rome: Five Centuries of the Russian Power Metaphysics”. School attendees had a rare opportunity of grasping the historical, political, metaphysical, historiosophical, cultural essence of one of the key metaphors of Russian history and culture — Moscow as a Third Rome, being on site of its origin, namely Spaso-Yelizarovsky monastery in Pskov Oblast, Russia. The key moment of the School was a deep dive into cultural and historical format of genesis and functioning of the Third Rome concept with a perspective of reaching an opportunity of designing and implementing particular media and museum projects. Interdisciplinary aspect of the school, a special atmosphere of the monastery, locations of the school events gave a unique opportunity to view the sources of Russian state in modern context. In the field of historical knowledge, the idea of Third Rome has become a source for the historical, cultural, religious, philological discussions about national identity, past and future images of Russia.

Текст научной работы на тему «В поисках Третьего Рима, или путешествие к истокам»

DO1 10.18522/2500-3224-2023-3-298-304 УДК 930.85

В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО РИМА, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ

Калашникова Светлана Михайловна

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия smkalashnikova@sfedu.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения Летней гуманитарной школы «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти». Слушатели школы получили уникальную возможность постижения исторической, политической, метафизической, историософской, культурологической сути одной из ключевых метафор русской истории и культуры - формулы «Москва - Третий Рим» в месте ее возникновения, то есть в псковском Спасо-Елеазаровском монастыре. Особенностью прошедшей школы стал момент полного погружения участников школы: историков, филологов, реставраторов, журналистов и пиарщиков - в уникальный культурно-исторический формат генезиса и функционирования концепции Третьего Рима с проекцией выхода на формирование и внедрение конкретных проектов научно-просветительского, медийного и реставрационно-музейного характера. Междисциплинарная составляющая школы, особенная атмосфера пребывания в монастыре, а также локаций проведения мероприятий позволили участникам процесса совершенно по-новому взглянуть на истоки русской государственности в ее проекции на контекст современности. Генерируемая в поле исторического знания идея Третьего Рима в рамках лекций и мастер-классов стала источником культурологических, религиозных, искусствоведческих, филологических, журналистских споров и обсуждений идей национальной идентичности, точкой понимания и идентификации прошлого и будущего России.

Ключевые слова: Летняя гуманитарная школа, Третий Рим, проект, проектная деятельность, междисциплинарные исследования, Елеазаров монастырь, Филофей.

Цитирование: Калашникова С.М. В поисках Третьего Рима, или путешествие к истокам // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 3. С. 298-304. DOI 10.18522/2500-3224-2023-3-298-304 / Kalashnikova S.M. In Search of the Third Rome, or a Journey to the Origins, in Novoe Proshloe / The New Past. 2023. No. 3. Pp. 298-304. DOI 10.18522/2500-3224-2023-3-298-304.

© Калашникова С.М., 2023

IN SEARCH OF THE THIRD ROME, OR A JOURNEY TO THE ORIGINS

Kalashnikova Svetlana M.

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia smkalashnikova@sfedu.ru

Abstract. The article deals with experience of the Summer humanities school called "In Search of the Third Rome: Five Centuries of the Russian Power Metaphysics". School attendees had a rare opportunity of grasping the historical, political, metaphysical, historiosophical, cultural essence of one of the key metaphors of Russian history and culture - Moscow as a Third Rome, being on site of its origin, namely Spaso-Yelizarovsky monastery in Pskov Oblast, Russia. The key moment of the School was a deep dive into cultural and historical format of genesis and functioning of the Third Rome concept with a perspective of reaching an opportunity of designing and implementing particular media and museum projects. Interdisciplinary aspect of the school, a special atmosphere of the monastery, locations of the school events gave a unique opportunity to view the sources of Russian state in modern context. In the field of historical knowledge, the idea of Third Rome has become a source for the historical, cultural, religious, philological discussions about national identity, past and future images of Russia.

Keywords: Summer humanities school, Third Rome, project activities, interdisciplinary research, Yeleazarov monastery, Philophey.

С 31 июля по 6 августа 2023 г. в Псковском районе Псковской области, в деревне Елизарово, состоялись мероприятия Летней гуманитарной школы «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти». Инициатором данного мероприятия выступил Южный федеральный университет в лице кандидата исторических наук, заведующего кафедрой отечественной истории Средних веков и Нового времени Института истории и международных отношений А.В. Коренев-ского. Место и время для работы были выбраны не случайно. В 2023 г. исполняется пятьсот лет с момента написания старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем послания великокняжескому дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину, в котором была впервые сформулирована теория «Москва - Третий Рим», ключевые концепты которой считаются одними из самых узнаваемых формул русской средневековой интеллектуальной сферы. При этом они легко идентифицируются во всей отечественной культурной парадигме, начиная со второй половины XIX в. и по сегодняшний момент. Идея проведения школы в формате погружения в историко-культурную и духовную атмосферу эпохи была поддержана настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря матерью Марией (Корх), которая, с высочайшего благословения, принимала активное участие не только в организации проекта, но и с невероятной эмоциональностью проводила его отдельные мероприятия, внося в работу школы необходимую духовную составляющую.

Студенческий состав школы был представлен не только учащимися Южного федерального университета, но и делегатами от Томского и Псковского университетов, Республиканского института высшей школы (Минск). В соответствии с замыслом организаторов работа начинающих исследователей была реализована с достаточной степенью интенсивности диалога с ведущими учеными, изучающими различные аспекты русской средневековой интеллектуальной культуры и ее рецепции в Новое и Новейшее время и готовыми поделиться своим видением места идеи Третьего Рима в истории и современности. Данный диалог велся в контексте трех треков, предполагающих реализацию полноценных практико-ориентированных проектов, - архитектурно-реставрационного, исторического и филолого-журналистского (медийного). Такая стратегическая задача потребовала от оргкомитета привлечения самых разных интеллектуальных, материальных и иных ресурсов. С одной стороны, были задействованы человеческие, организационные и финансовые возможности Южного федерального университета в лице представителей Института истории и международных отношений, Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Академии архитектуры и искусств. С другой - в качестве со-организатора школы был представлен Псковский университет, обеспечивший одну из локаций школы. Помимо этого, существенная помощь в организации и проведении мероприятий была оказана Союзом реставраторов России.

Логика передвижения участников школы из Ростова-на-Дону до Псковской области была организована таким образом, что местом необходимого пребывания по дороге в обе стороны стал город Орел, основанный по приказу Ивана Грозного в 1566 г. у места слияния рек Оки и Орлика. Культурно-историческое пространство города, его архитектура, историко-литературная компонента, связанная с именами таких больших русских литераторов, как И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, - все это стало необходимым обертоном, настраивающим на интеллектуальные процессы осмысления природы национальной идентичности. Элементом проектной работы стал опрос жителей города о правомочности установки 14 октября 2016 г. первого в истории России памятника царю Ивану IV.

Тщательно распланированный регламент работы школы, жесткий хронометраж мероприятий, предполагающий, по сути, четыре вида деятельности - лекции профильных специалистов, семинары по проблеме на выбор, проектные сессии и дискуссионные клубы по острым вопросам, например, о том, актуальна ли сегодня идея Третьего Рима, - имел своей целью максимальную мобилизацию интеллектуальной и творческой активности студентов, оставляя при этом необходимое свободное время для знакомства со столь важным для ситуации школы окружающим ландшафтом. Впоследствии именно эти возможности стали определяющими для участников, представляющих филолого-журналистский трек и выбравших в качестве формата своего проекта медийную версию, представленную в виде брендбука Спасо-Елеазаровского монастыря. «Для меня как филолога работа в области маркетинга была новой. Несмотря на то, что знакома я с этой сферой мало, мои профессиональные навыки оказались полезными. Я писала тексты, редактировала их. От выбора слов и их порядка в предложении зависит не только смысл текста, но и то, как и какое влияние он оказывает на читателя, что важно при разработке брендбука. За время работы в школе я поняла, что филолог может заниматься брендированием, если захочет», - рассказала позже студентка первого курса магистратуры направления «Цифровая филология» Елизавета Скрыпник.

Преподавательский состав школы был представлен учеными-историками, филологами, искусствоведами, архитекторами, реставраторами, специалистами в области проектной деятельности. Центром притяжения стала идея Третьего Рима, транслирующая представления о Руси как восприемнице духовного наследия Ветхозаветной эпохи, Рима, Византии, глубоко укорененные в древнерусской книжности, средневековой русской архитектуре, во всех последующих рассуждениях о природе русской государственности и власти в ее предназначении. Проблемная зона рассуждений была задана лекцией «Средневековая Русь между Западом и Востоком» доктора исторических наук, профессора кафедры истории южных и западных славян, руководителя Центра украинистики и белорусистики

исторического факультета МГУ главного научного сотрудника Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ профессора М.В. Дмитриева. Вся культура России, с точки зрения ученого, выросла из традиций византийского христианства. При этом речь идет не просто о преемственности между Русью, Россией и Византией, а о том, что делало Россию иным (по сравнению с Западом) миром. «Представление о Русском государстве как Третьем Риме, о Москве как столице новой Византии - это лишь одна из линий, которая вела Русь по особому пути, так, что она становилась и своей, и не-своей для Запада. Одновременно это та линия, которая вызывает массу затруднений в построении нашей собственной исторической памяти», -подчеркнул М.В. Дмитриев, проиллюстрировавший свой тезис в рамках семинара на тему «Православие как "конституция"? Первое послание Ивана Грозного и его "широкий контекст"».

Все остальные лекции, семинары, дискуссии как раз и были посвящены проблемам осмысления ложной и истинной идентичности, то есть вопросам понимания своеобразия России в культурно-исторической перспективе. Доцент кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации Академии архитектуры и искусства ЮФУ руководитель Научно-реставрационного проектного центра, кандидат архитектуры Г.Е. Шапиро представил эстетический контекст идей русского Средневековья через смысловой контент древнерусского зодчества, что впоследствии нашло свое отражение в материале, озвученном сначала на лекции о средневековом Пскове и далее на семинаре о декоративном искусстве старшего преподавателя Гуманитарного института ПГУ старшего научного сотрудника ГБУК Археологического центра Псковской области С.А. Салмина, проводившего позже экскурсию по Псковскому Кремлю. Визуально-эстетическая составляющая идейного поля школы была поддержана лекцией и семинаром на тему «Зримый облик идеологии: религиозно-политические представления ХУ-ХУ! вв. в визуальных образах», проведенными доцентом кафедры истории русского искусства факультета истории искусства РГГУ экспертом Росохранкультуры по культурным ценностям, кандидатом искусствоведения А.С. Петровым.

Совершенно очевидно, что историческое поле развертывания концептосферы идеи «Москва - Третий Рим» было доминирующим. Лекции и семинары руководителя Летней школы А.В. Кореневского о зарождении идеи Третьего Рима в отечественной духовной парадигме, о формате ее круга идей, воплощенных в средневековых текстах, о «призраках византизма» в современной политической ситуации и сетевом ресурсе поддерживались смысловыми пуантами выступлений и мозговых штурмов старшего преподавателя кафедры отечественной истории Средних веков и Нового времени ИИМО ЮФУ кандидатом исторических наук Н.Д. Николаевой. Например, неподдельный интерес слушателей школы вызвала

практически детективная история о поисках автора «Повести о новгородском белом клобуке». Формой подведения смысловых итогов стала лекция заведующего кафедрой истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ главного редактора журнала «Studia Slavica Ва1сатса Ре^оро^апа», доктора исторических наук А.И. Филюшкина о том, как политические идеи XVI в. репрезентируются в современном публичном дискурсе.

Историко-литературная составляющая развертывания одной из ключевых метафор русской культуры была представлена на лекциях и семинарах приглашенных филологов. Профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Гуманитарного института Псковского государственного университета, доктор филологических наук В.А. Охотникова представила информацию о псковских книжниках, перекинув смысловой мост от религиозно-политической проблематики в житиях Довмонта и Александра Невского до «Жизни насекомых» В. Пелевина. Отталкиваясь от контекста восприятия идей Филофея в Новом и Новейшем времени в представлении историка Н.Д. Николаевой, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ С.М. Калашникова на материале творчества Ф. Достоевского и В. Соловьева показала, как идеи Третьего Рима становятся востребованными в русской культурной парадигме XIX столетия, а потом, после октября 1917 г., начинают трансформироваться в художественных текстах представителей первой волны русской эмиграции в версию Апокалипсиса («"Третий Рим" Георгия Иванова: деконструкция умолчания»). О наследии старца Филофея в идейно-политических баталиях русской эмиграции говорила и.о. директора Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ кандидат филологических наук, доцент А.В. Дмитрова, которая активно занималась организацией проектной деятельности студентов, представляющих филолого-журналисткий трек школы. Главным же техническим устроителем всех мероприятий школьной жизни, тайм-менеджером, организатором проблемных дискуссий стал старший преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ИИМО ЮФУ Н.В. Николаев.

Насыщенная программа школы завершилась защитой проектов. Под руководством Г.Е. Шапиро студенты Академии архитектуры и искусств ЮФУ разработали два реставрационных проекта и один проект, связанный с благоустройством территории монастыря. Уникальность проекта заключалась в том, что ребятам предоставили для работы настоящие исторические помещения. «Такие реставрации происходят раз в сто лет. У меня есть возможность это посмотреть, и через два поколения кто-то прикоснется к этой истории, поэтому знания, полученные здесь, очень ценны», - рассказала студентка третьего курса Академии архитектуры и искусств ЮФУ Александра Гривко.

Команду историков, объединившую студентов из Ростова, Пскова, Томска и Минска, курировала Н.Д. Николаева. Ее проектной группе предстояло создать прототип сайта «Третий Рим» и наполнить его историческим материалом.

Медиагруппой руководили А.В. Дмитрова и С.М. Калашникова. Для защиты проекта студенты разработали брендбук Спасо-Елеазаровского монастыря, а также карту местности со всеми достопримечательностями в Елизарове. Защищая свой проект, студенты говорили о «нашем монастыре». Это место стало нашим. Оно нас приняло. А мы - его!

Статья принята к публикации 14.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.