УДК 930
Е. А. Бауэр
СУДЬБА ТЕОРИИ «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ (К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ)
Аннотация. Актуальность и цели. В последние десятилетия отечественная историческая наука проявляет повышенный интерес к развитию общественного сознания. Общественно-политическая мысль, в том числе идея «Третьего Рима», становится объектом исследования историков с рубежа XIX-XX столетий, особенно со второго десятилетия прошлого века. Зарубежными коллегами в рамках Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» поднимаются историко-религиозные, юридические, филологические аспекты идеи. Вместе с тем историографические работы по проблематике общественной мысли являются чрезвычайно редкими, единичными. Исследование историографии отражения идеи «Москва - Третий Рим» в русской публицистике конца XV - начала XVII в. имеет важное значение для изучения общественно-политической мысли русского средневековья, давая возможность осмыслить ход и результаты изучения эволюции теории «Третьего Рима», ее места в общественном сознании и политической практике Московского государства указанного времени. Целью исследования является изучение взглядов историков на роль идеи «Москва - Третий Рим» в общественно-политической практике московского самодержавия XV-XVII вв. и отражение этой теории в памятниках русской письменности. Материалы и методы. Ведущим методологическим принципом послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками. Хронологический метод позволил проследить развитие представлений отечественных исследователей прошлого века о характере и времени становления теории Филофея, ее отражении в памятниках средневековой письменности, в частности, дал возможность выделить два заметно отличающихся друг от друга периода изучения данной идеи. Сравнительно-исторический метод использовался в ходе сопоставления высказываний ученых относительно идеи «Москва - Третий Рим». При использовании историко-генетического метода исследования были определены изменения в проблематике изучения «Третьего Рима» в русской книжности со времен Ивана III до конца Смуты. Выводы.
В историграфии идеи «Москва - Третий Рим» выделяются два основных этапа, отличающиеся по степени интенсивности изучения данной теории, по уровню использования источникового материала. Отзвуки идеи исследователи находят в памятниках русской письменности, таких как «Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о зачале Москвы», «Казанская история» и др.
Ключевые слова: общественно-политическая мысль XV - начала XVII в., теория «Москва - Третий Рим», Филофей, памятники русской письменности XV - начала XVII в.
E. A. Bauer
THE FATE OF THE THEORY «MOSCOW AS THE THIRD ROME» IN THE OLD RUSSIAN SCRIPTS (TO THE HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM)
Abstract. Background. In recent decades Russian historical science demonstrated increased interest in the development of the public consciousness. Social-political
thought and the idea «Moscow the third Rome» becomes the object of the research of historians with the turn of XIX-XX centuries, especially from the second decade of the last century. Foreign colleagues within the framework of the International historical research seminar «From Rome to the Third Rome» - rise historic and religious, legal, philological aspects of the idea. Nevertheless, the historiographical works on issues of public thoughts are highly rare. The investigation of historiography reflection of the idea of «Moscow the third Rome» in the Russian writings of the end of the XV - beginning of the XVII centuries is important for the study of socio-political thought of the Russian middle ages, that gives the opportunity to reflect on the progress and results of studying the evolution of the theory of the «third Rome», its place in the public consciousness and political practice of the Moscow state specified time. The aim of our research is to study the opinions of the historians on the role of ideas «Moscow the third Rome» in socio-political life of the Moscow autocracy of the XV-XVII centuries and the reflection of this theory in Russian written language. Materials and methods. Leading the methodological principle served as the principle of historicism, involving the study of scientific works in the context of their historical causality and allowing to assess the contribution of the scientist in the study of the issue than its predecessors. Chronological method made it possible to trace the development of the representations of the Russian explorers of the last century about the nature and the time of formation of the theory of Philotheus, its reflection in medieval literature, in particular, made it possible to allocate two periods of study of the idea that differ from each other. A comparative historical method was used during the mapping statements of scientists about the idea of «Moscow the third Rome». Based on historical and genetic research method, we tried to determine the changes in the issues of the study of «the third Rome» in Russian literature from the time of Ivan III to the end of the Troubles. Conclusions.
In the historiography of the idea of «Moscow the third Rome» there are two main stages, which differ from each other depending on the degree of intensity of the study of this theory and the level of use of source material. Researchers found echoes of the idea in Russian written language, such as «The story of the beginning of Moscow», «the Kazan history» and others.
Key words: social-political thought of the XV-XVIIth centuries, theory «Moscow the third Rome», Filofey, the written Russian records of the XV-ХVПth centuries.
История изучения знаменитой теории «Москва - Третий Рим» и ее политического воплощения почти не получила отражения в отечественной науке, тем более что лишь в последние десятилетия появились работы, в которых исследуются судьбы так называемой «доктрины Филофея», порой считающейся стержнем идеологии московского самодержавия.
К числу наиболее глубоких исследований об отражении данной теории в политической практике московского правительства долгое время относилась статья Н. С. Чаева. Исследователь одним из первых обратился к изучению этой темы, которая в дальнейшем привлекла внимание А. А. Зимина,
А. Л. Гольдберга, Р. П. Дмитриевой, Н. В. Синицыной.
Ученым определяется значение идеи «Москва - Третий Рим» как внутри России, так и за ее пределами. По словам Н. С. Чаева, целью данного «построения» явилось овладеть сознанием русского общества, сплотить даже самые отдаленные районы страны перед внешней опасностью и оправдать деятельность правительства по созданию централизованной монархии. Ощущение святой богохранимой Руси должно было объединить все слои русского общества, а образу Москвы - наследницы и первого Рима, и второго (Константинополя) - следовало стать опорой всенародного державного сознания эпохи.
На взгляд Н. С. Чаева, «в международном отношении» концепция «третьеромизма» не носит столь активного характера, а стремится лишь обосновать независимость и суверенность Отечества от римского папы и цесаря. Именно «эти стремления и явились весьма важными стимулами к энергичной разработке теории «Москва - Третий Рим» и всего, с ней связанного» [1].
В представлении ученого возникшая идея была призвана стать ответом на ряд вопросов католического мира о константинопольском наследии, учреждении в Москве патриаршего престола, соединении церквей. Другими словами, с помощью указанного идеологического «построения» Русское государство пыталось обосновать свою политическую и религиозную независимость от Рима и Империи и уклониться от участия в союзе «христианских государств» против Турции. Отметив справедливость вывода об «ответном» характере теории на возможные предложения пап и императоров, Н. В. Синицына, однако, писала, что подобный ответ «давался на ином, не политическом уровне» [2, с. 46].
Завершенным, по определению Н. С. Чаева, данное учение становится с появлением двух атрибутов - царя и патриарха. Генеалогия коронованной особы возводилась к легендарному брату Августа Прусу, глава же церкви был тесно связан с государем. Широко известный в странах Западной Европы идеал «христианского царства» во главе с «премудрой двоицей» - самодержцем и патриархом - оказался самостоятельно реализован без римской помощи в Москве. Ученый находил, что учреждение патриаршества должно было произвести соответствующее впечатление не только в пределах православного Востока, но и в Западной Европе, а также укрепить международный престиж страны. Государственному могуществу должно было соответствовать церковное величие, а царству - патриаршество. Создание патриаршего престола, кроме того, знаменовало важный этап в истории самой русской церкви, повышение ее роли как в стране, так и среди других православных церквей. Именно в акте об учреждении патриаршества впервые нашло свое воплощение четкое выражение данной теории. В XVI в. идея «Третьего Рима» и «другие связанные с ней по общности целей сочинения» были широко распространены в литературе. В конце концов цель московских идеологов была достигнута - история государства и любые происходившие в нем события стали трактоваться обществом исходя из сути идеи «Москва - Третий Рим».
Характер этого «построения» Н. С. Чаевым оценивался как государственно-правовой, определяющий «церковно-политические и национальные тенденции московского правительства XVI в.». По мнению ученого, эта теория не стала служить узкоцерковным или государственным интересам, но оказалась стержнем национального самоопределения.
Позднее А. Л. Гольдберг отмечал, что трудами Н. С. Чаева было положено начало восстановлению подлинной картины возникновения, распространения и угасания историко-политических идей русского средневековья.
Н. В. Синицына заметила, что работа Н. С. Чаева является едва ли единственной, специально посвященной изучению теории «третьеромизма». Исследовательница тем не менее оспорила его некоторые тезисы. По ее мнению, Н. С. Чаевым дано чрезмерно расширительное толкование теории, поскольку автором объединяются воедино сочинения Филофея, легендарная генеалогия великих князей и тексты, связанные с учреждением патриаршества. Н. В. Синицыной также отмечено, что Н. С. Чаев использовал в основном
материалы второй половины XVI в. «и в гораздо меньшей степени - того периода, к которому относится создание идеи» [2, с. 46]. Исследовательница отвергла утверждение Н. С. Чаева об определяющем значении концепции «Москва - Третий Рим» в официальной политической идеологии и мнение, что данная теория «послужила той почвой, на которой пышно расцвела церковно-политическая фантастика московских книжников XVI в.», а другие памятники были лишь «вспомогательными построениями».
В книге И. У. Будовница «Русская публицистика XVI века» исследуется литературное творчество Филофея, освещаются основные предшествующие теории «Москва - Третий Рим» элементы (например, идеи «Повести о новгородском белом клобуке»), изучается внешнеполитическое значение теории в XV-XVI вв. И. У. Будовниц обращает внимание на то, что при митрополите Макарии одновременно с учением о России - «Третьем Риме» выдвигается мысль о ней как о втором Иерусалиме [3, с. 101]. «Наряду с легендой о Прусе, брате императора Августа, родоначальнике русской династии, живет и другая легенда - о том, что Россия приняла христианство непосредственно от апостола Андрея, задолго еще до крещения Руси» [3, с. 302]. Называя такие идеи политическими, историк связывает появление подобного рода мыслей с ростом национального самосознания, вызванного внешнеполитическими успехами России.
О. В. Трахтенбергом учение о «Москве - Третьем Риме» представлено в качестве кульминации окрепнувшего российского абсолютизма. Историк считает, что зачатки подобных идей можно встретить задолго до И. С. Пере-светова, однако сколько-нибудь подробно на этом вопросе не останавливается. Здоровая политическая мысль о необходимости объединения княжеств в единое государство с центром в Москве обросла, с точки зрения О. В. Трахтенберга, ненужной «церковно-политической шелухой». Примитивная наивность религиозной части концепции заключается, по мнению исследователя, в мифе о погибели древнего Рима, уклонившегося в ересь, и Константинополя, изменившего православию. При этом О. В. Трахтенберг признает значительное влияние «литературы церковно-религиозного порядка» на духовное развитие общества XV-XVII вв. [4].
В. С. Покровский утверждал, что необходимость создания рассматриваемой политической теории была продиктована стремлением оградить самостоятельность Московского государства от неоднократных попыток подчинить русскую церковь влиянию греков. Не случайно теория «Москва -Третий Рим» появилась в пограничном и потому не раз отражавшем удары Польши, Ливонии, Литвы Пскове, где наряду с Новгородом были якобы наиболее четко выражены тенденции к объединению с Москвой. Публицистические произведения «времени образования и укрепления Русского централизованного государства» покрыты, как писал ученый, «религиозной оболочкой», использование которой помогало русской общественности решать волновавшие ее проблемы. Вопросу о всемирно историческом значении Руси посвящены такие сочинения, как «Сказание о Флорентийском соборе» Симеона Суздальского, «Сказание о князьях Владимирских», а также теория «Москва -Третий Рим». В «Повести о Флорентийском соборе» развита идеология, которая, по определению В. С. Покровского, и привела к созданию знаменитой теории [5, с. 53]. В этом политическом, на взгляд историка, произведении проводится мысль о родстве московских государей с византийским импера-
тором, разъясняется законность права на поставление митрополита в Москве, обсуждается вопрос о необходимости защиты православия вне границ Руси. «Сплошным вымыслом» названо у В. С. Покровского «Сказание о князьях Владимирских», которое, однако, убедительно обосновывало право московского властителя на царский титул через родство с римским Августом [З, с. З7].
По заключению историка, теория Филофея «Москва - Третий Рим», так и не ставшая официальной, была достаточно популярна в Российском государстве конца XV - начала XVI в. Как видим, автор придерживается мнения о политическом содержании указанной теории, считает ее достаточно распространенной на Руси той эпохи и не затрагивает вопроса о дальнейшей судьбе данной идеи.
Видное место в изучении генезиса и бытования теории «Москва - Третий Рим» принадлежит ленинградскому историку А. Л. Гольдбергу, который в 197G^ гг. применил текстологический подход к рассмотрению возникновения, распространения и угасания «третьеромизма» в общественно-политических идеях русской книжности XVI-VII столетий.
Ученый указывает на две историко-политические идеи, определившие роль России в мировой истории, которые существовали синхронно и скорее дополняли друг друга, чем противоречили одна другой.
Утверждение о римском происхождении царской власти носило исключительно политический характер и использовалось московскими книжниками для переписки с иностранными державами с целью укрепления позиций своего государства среди других стран. А. Л. Гольдберг находил, что по содержанию эта идея была чисто светской.
По иному обстояло дело с теорией «Москва - Третий Рим», возникшей почти одновременно с предыдущей, с начала 2G^ до конца 4G^ гг. XVI в. [6, с. 92]. Историк находит необходимым уточнить мнение Н. С. Чаева, что рассматриваемая теория сложилась под пером Филофея в 1510-1520-х гг.
А. Л. Гольдберг полемизирует и с М. А. Дьяконовым, Я. С. Лурье, утверждая, что нельзя согласиться с выводом об отражении данной теории в словах митрополита Зосимы из «Изложения пасхалии» конца XV в., поскольку исследователи объединяли воедино, не разделяли две идеи - идею связи русской государственности с мировыми державами и теорию «Москва - Третий Рим» [7, с. 11З].
В представлении ученого впервые четкое обозначение идеи «Москва -Третий Рим» содержится в «Послании на звездочетцев» старца Филофея (1З23-1524 гг.). За пределы его посланий идея «Москва - Третий Рим» выходит на рубеже XVI-XVII вв., появившись впервые в официальной грамоте об учреждении патриаршества в 1З89 г.
Доктрина «Москва - Третий Рим», как утверждает исследователь, «с самого начала не связывала Русь с Римской державой, а противопоставляла ее «ветхому» и «второму» Риму, делая упор на функции «третьего Рима» как духовного, религиозного центра» [8, с. 27].
Как полагал А. Л. Гольдберг, эта идея носила церковно-религиозный характер и рассматривала преимущественно вопросы устройства церковной жизни как внутри государства, так и за его пределами.
В середине XVI - первой половине XVII в. круг источников, содержащих мысль о Москве как о «Третьем Риме», расширяется. Отзвуки данной идеи автор слышит в «Казанской истории», послании протопопа Терентия
Лжедмитрию I, «Книге о ризе» С. Шаховского (1625 г.), «Повести о зачале Москвы» [9, с. 72]. К сожалению, исследователь ограничился лишь перечислением указанных источников, он не ставил перед собой задачу их детального рассмотрения.
Со второй половины XVII в. начинается постепенное угасание идеи связи русской государственности с мировыми державами, но и в дальнейшем до конца XVIII в. она используется в официальной книжности, хотя практически полностью исчезает из общественного сознания. А. Л. Гольдберг обратил внимание на то, что старообрядческая литература по-иному стала толковать значение идеи «Москва - Третий Рим», а это породило неточности в ее интерпретации среди историков. Многие отечественные и зарубежные авторы (М. А. Дьяконов, П. Н. Милюков, Э. Тисс, И. Денисов) ошибочно утверждали, что указанная теория стала «духовной доминантой» Руси рубежа XVI-XVII вв. и определяла суть общественно-политической мысли России вплоть до XIX в. [9, с. 77].
Идея «Москва - Третий Рим», по мнению А. Л. Гольдберга, ни разу не прозвучала в каких-либо зарубежных изданиях. Он считал, что изначально указанная идея предназначалась для упрочения позиций русской церкви и ни разу не применялась государственной властью при разрешении вопросов внутренней или внешней политики [8, с. 7].
Выводы А. Л. Гольдберга о судьбе двух идей - о преемственной связи русской государственности и теории «Москва - Третий Рим», как считает
Н. А. Казакова, стали ответом зарубежным авторам, ошибочно полагавшим, что указанная идея стала вневременной программой внешнеполитической экспансии [10].
По наблюдению Н. В. Синицыной, в 70-е гг. XX в. А. Л. Гольдберг открыл новый период в изучении теории «Москва - Третий Рим». Заслуга исследователя видится Н. В. Синицыной в том, что он опирался на более широкую, чем прежде, источниковедческую базу, изучив и классифицировав более ста рукописей XVI-XIX вв., сформулировал принципиально новые подходы к определению датировки и содержания соответствующих текстов. Сожалея о лаконичности умозаключений А. Л. Гольдберга и беспочвенном, как считает Н. В. Синицына, неприятии его выводов рядом ученых, исследовательница отводит ему значительную роль в изучении проблемы генезиса и атрибуции теории «Третьего Рима» [2, с. 45-50].
Таким образом, в статье осуществлена попытка выявить степень раскрытия отечественными учеными судеб теории «Москва - Третий Рим» в русской общественной мысли конца XV - начала XVII в.
Интерес к общественно-политической мысли средневековой России проявился в 1940-е гг. в связи с изучением социального мировоззрения. Так,
Н. С. Чаев предпринял попытку определить в общих чертах этапы, характер, круг памятников, в которых могла найти отражение теория «Третьего Рима». К сожалению, выводы исследователя об отражении теории Филофея в русской общественно-политической мысли до недавнего времени оставались почти вне поля зрения ученых.
С 1950-х гг. в отечественном гуманитарном знании значительное внимание стало отводиться текстологии. Хотя и с опозданием, текстологический аспект стал ощущаться и в изучении идеологии Русского государства конца
XV - начала XVII в.
На втором этапе изучения концепции «Третьего Рима» (середина 1970-х -1990-е гг.) трактовка проблем духовной культуры с опорой на текст источника подняла проблему раскрытия роли теории «Москва - Третий Рим» в русской общественно-политической мысли конца XV - начала XVII в. на качественно новую ступень. В этом ключе осуществлялись исследования А. Л. Гольдберга.
Советская историография общественно-политической мысли русского средневековья прежде всего стремилась к раскрытию ее классовой природы.
С конца же 1980-х гг. теория «Москва - Третий Рим» начинает рассматриваться в социально-политическом ключе и культурологическом контексте. Задача исследователей отныне состоит в том, чтобы выявить особенности идеи как элемента общественного сознания и феномена духовной культуры.
Идея «Москва - Третий Рим», а также возможные ее отголоски, например в изобразительном искусстве или градостроительстве, продолжают привлекать внимание ученых и по сей день. Доказательством тому служат недавние публикации, в том числе обширная монография Н. В. Синицыной, специально посвященная исследованию проблемы «Третьего Рима». Кроме того, различные аспекты идеи - историко-религиозные, юридические, филологические - поднимаются зарубежными авторами в рамках ежегодного (с 1981 г.) Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» [11, 12].
Список литературы
1. Чаев, Н. С. «Москва - Третий Рим» в политической практике московского правительства XVI века / Н. С. Чаев // Исторические записки. - М., 1945. - Т. 17. -
С. 3-24.
2. Синицына, Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции / Н. В. Синицына. - М. : Индрик, 1998. - 416 с.
3. Будовниц, И. У. Русская публицистика XVI века / И. У. Будовниц. - М. ; Л., 1947.
4. Трахтенберг, О. В. Общественно-политическая мысль в России в XV-XVII веках / О. В. Трахтенберг // Из истории русской философии. - М., 1949. - С. 77-80.
5. Покровский, В. С. История русской политической мысли : конспект лекций /
В. С. Покровский. - М., 1951. - Вып. 1.
6. Гольдберг, А. Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) / А. Л. Гольдберг // Труды Отдела древнерусской литературы. - Л., 1974. - Т. 29.
7. Гольдберг, А. Л. К предыстории идеи «Москва - Третий Рим» / А. Л. Гольдберг // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. - М., 1976.
8. Гольдберг, А. Л. Историко-политические идеи русской книжности XV-XVI веков : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Гольдберг А. Л. - Л., 1978.
9. Гольдберг, А. Л. Историко-политические идеи русской книжности XV-XVI веков / А. Л. Гольдберг // История СССР. - 1975. - № 4.
10. Казакова, Н. А. Проблемы русской общественной мысли конца XV - первой трети XVI в. в советской историографии / Н. А. Казакова // Вопросы истории. -1987. - № 1. - С. 107-108.
11. Siniscalco, P. Roma e le concezioni cristiane del tempo e della storia nei primi seco-li della nostra era / P. Siniscalco // Atti del I Seminario - Roma, Costantinopoli, Mosca. Atti del I Seminario internazionale di studi storici «Da Roma alla terza Roma» 21-23 aprile 1981. - Napoli, 1983. - P. 31-62.
12. Catalano, P. Fin de l'Emperii romain? Un probleme juridico-religieux / P. Catalano // Atti del I Seminario - Roma, Costantinopoli, Mosca. Atti del I Seminario internazionale di studi storici «Da Roma alla terza Roma» 21-23 aprile 1981. - Napoli, 1983. -P. 517-539.
References
1. Chaev N. S. Istoricheskie zapiski [Historical proceedings]. Moscow, 1945, vol. 17, pp. 3-24.
2. Sinitsyna N. V. Tretiy Rim: Istoki i evolyutsiya russkoy srednevekovoy kontseptsii [Third Rome. Origins and evolution of Russian middle age concept]. Moscow: Indrik, 1998, 416 p.
3. Budovnits I. U. Russkaya publitsistika XVI veka [Russian social and political essays of
XVI century]. Moscow; Leningrad, 1947.
4. Trakhtenberg O. V. Iz istorii russkoy filosofii [From the history of Russian philosophy]. Moscow, 1949, pp. 77-80.
5. Pokrovskiy V. S. Istoriya russkoy politicheskoy mysli: konspekt lektsiy [History of Russian political thought: lecture notes]. Moscow, 1951, iss. 1.
6. Gol'dberg A. L. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the department of Old Russian literature]. Leningrad, 1974, vol. 29.
7. Gol'dberg A. L. Kul’turnoe nasledie Drevney Rusi: Istoki. Stanovlenie. Traditsii [Cultural heritage of the Ancient Rus: Origins. Formation. Traditions.]. Moscow, 1976.
8. Gol'dberg A. L. Istoriko-politicheskie idei russkoy knizhnosti XV-XVI vekov: avtoref dis. d-ra ist. nauk [Historical and political concepts of Russian book learning in XV-XVI: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of historical sciences]. Leningrad, 1978.
9. Gol'dberg A. L. Istoriya SSSR [USSR history] 1975, no. 4.
10. Kazakova N. A. Voprosy istorii [Problems of history]. 1987, no. 1, pp. 107-108.
11. Siniscalco P. Atti del I Seminario - Roma, Costantinopoli, Mosca. Atti del I Seminario internazionale di studi storici «Da Roma alla terza Roma» 21-23 aprile 1981. Napoli, 1983, pp. 31-62.
12. Catalano P. Atti del I Seminario - Roma, Costantinopoli, Mosca. Atti del I Seminario internazionale di studi storici «Da Roma alla terza Roma» 21-23 aprile 1981. Napoli, 1983, pp. 517-539.
Бауэр Елена Александровна доцент, кафедра истории России, Нижневартовский государственный университет
(Россия, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56)
Bauer Elena Aleksandrovna Associate professor, sub-department of Russian history, Nizhnevartovsk State University
(56 Lenin street, Nizhnevartovsk,
Tumen region, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 930 Бауэр, Е. А.
Судьба теории «Москва - Третий Рим» в древнерусской книжности (к историографии проблемы) / Е. А. Бауэр // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). -
С.23-30.