Научная статья на тему 'В поисках социального рыночного хозяйства (предисловие к Ордо-манифесту)'

В поисках социального рыночного хозяйства (предисловие к Ордо-манифесту) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках социального рыночного хозяйства (предисловие к Ордо-манифесту)»

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

107

В ПОИСКАХ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (Предисловие к «Ордо-манифесту»)

Ю.В. ЛАТОВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Академии управления МВД России

В московском Государственном университете — Высшей школе экономики стало хорошей традицией каждый год проводить параллельно Интернет-конференции и очные симпозиумы по знаменитым, но недостаточно еще известным в России историко-экономическим концепциям. В 2004 г. ученые ГУ-ВШЭ по инициативе возглавляемого Р.М. Нуреевым Департамента экономической теории ГУ-ВШЭ отметили 60-летие «Великой трансформации» Карла Поланьи (в начале 2007 г. в издательстве ГУ-ВШЭ издана коллективная монография с материалами этого обсуждения). В 2005 г. отмечалось 20-летие начала изучения QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития Полом Дэвидом. В апреле 2006 г. темой обсуждения стали концепции и практики социального рыночного хозяйства, связанные с идеями немецких ордо-либералов и реформами Людвига Эрхарда.

Обсуждение развития немецкой экономической мысли и германского хозяйства происходило сразу по двум формально-юбилейным поводам. Во-первых, в апреле 1951 г. бундестаг ФРГ принял закон об участии рабочих в управлении производством, положив тем самым начало знаменитой системе Mitbestimmung (буквально — «совладения»). Можно считать, что участники симпозиума отмечали 55-летие начала формирования германской модели социального партнерства. Во-вторых, в 1936 г. был опубликован «Ордо-манифест» Франца Бёма (1895-1977), Вальтера Ойкена (1891-1950) и Ганса Гроссмана-Дорта (1894-1944), который положил начало организационной консолидации ордо-либералов, «отцов» концепции социального рыночного хозяйства. Таким образом, участники симпозиум отметили 70-летие ордолиберализма.

В ходе симпозиума его участники старались обращать особое внимание на параллели между Германией и Россией, в частности, на возможности использования опыта модели социального рыночного хозяйства трансформирующимися странами.

В настоящее время в издательстве ГУ-ВШЭ готовится к печати коллективная монография под редакцией Р.М. Нуреева, подготовленная по материалам симпозиума о коллективном рыночном хозяйстве. При подготовке данной книги в нее планируется включить многие дополнительные материалы. Одним из таких материалов стал текст «Ордо-манифеста», никогда ранее не переводившийся на русский язык. Мы предлагаем читателям «Экономического вестника Ростовского университета» ознакомиться с этой статьей, которая дает возможность получить общее представление об особенностях немецкой либеральной традиции в экономической науке.

В истории формирования немецкого ордо-либерализма следует выделить две фазы. На начальном этапе, в 1936-1945 гг., при фашистском

© Латов Ю.В., 2006

Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2006 Том 4 № 4

Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2006 Том 4 № 4

108

Ю.В. Латов

режиме, немецкие ордо-либералы могли только обсуждать свои идеи, причем заведомо в узком кругу и без широкого общественного резонанса. Лишь на следующем этапе, после крушения Третьего рейха, либеральные экономисты вышли из «интеллектуального подполья» и начали активную пропаганду своих взглядов как практической парадигмы реформирования экономики послевоенной Германии. Именно теория ордо-либерализма стала одним из главных (хотя и не единственным) источников реформ Людвига Эрхарда — вероятно, самых блестящих национальных экономических реформ за всю историю рыночного хозяйства. Время возрождения Германии стало «звездным часом» немецкого либерализма.

В «Ордо-манифесте» 1936 г. по понятным причинам его авторы не могли открыто полемизировать с национал-социалистической идеологией. Может даже показаться, что направленная в адрес марксизма критика ордо-либералами фатализма и историцизма во многом схожа с волюнтаристской идеологией немецкого фашизма. Действительно, немецкие ордо-либералы разделяют убежденность в необходимости сознательного институционального конструирования, вместо того чтобы покорно следовать якобы неизбежным спонтанным закономерностям. Различие кроется в том, что основоположники ордо-либерализма считали «ключевым конструктивным принципом сегодняшней экономики Германии» свободную конкуренцию, а не волю какого-либо класса или социальной группы.

Трое авторов «Ордо-манифеста» 1936 г. из Фрайбургского университета (из-за чего ранних ордо-либералов часто называют Фрайбургской школой) в дальнейшем сыграли разную роль в развитии немецкого либерализма. Юрист Ганс Гроссман-Дорт в начале 1940-х гг. фактически поддержал нацистский режим (в результате чего Ойкен порвал с ним отношения); он умер в конце Второй мировой войны, не дожив до «звездного часа» ордо-либералов. Вальтер Ойкен стал наиболее известным: хотя он ушел из жизни, когда реформы Эрхарда только начинали давать свои плоды, однако почти сразу после смерти Ойкен получил статус корифея немецкой экономической науки. И в наши дни в Германии популярность его концепции «конкурентного хозяйственного порядка» очень велика, не уступая популярности идеям, например, Фридриха фон Хайека. Что касается юриста Франца Бёма, то он прожил наиболее долгую жизнь, успев увидеть и триумф немецкого либерализма в 1950-1960-е гг., и его последующий кризис, связанный с социал-демократической трансформацией концепции социального рыночного хозяйства. В отличие от теоретика Ойкена, Бём лично практически участвовал в конструировании основ германской экономической модели (он, в частности, активно помогал Л. Эрхарду внедрять антимонополистическое законодательство).

Для современной России концепция немецкого ордо-либерализма имеет особое значение. Как и современные российские политики, немецкие либералы 1930-1950-х гг. выступали сторонниками сильного государства, которое есть необходимый гарант эффективной рыночной экономики. Однако сильное правовое государство, по их мнению, — это не такое государство, которое раздаёт налево и направо многочисленные льготы, не государство, манипулирующее экономикой ради политических целей, а то, которое использует политическую власть ради создания условий для честной и эффективной конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.