Научная статья на тему 'В поисках содержания социального рыночного хозяйства'

В поисках содержания социального рыночного хозяйства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках содержания социального рыночного хозяйства»

В ПОИСКАХ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

В московском Государственном университете — Высшей школе экономики стало хорошей традицией каждый год проводить весной параллельно с Интернет-конференциями очные симпозиумы по знаменитым, но недостаточно еще известным в России историко-экономическим концепциям. В 2004 г. ученые ГУ-ВШЭ таким образом отмечали 60-летие «Великой трансформации» Карла Поланьи, в 2005 г. — 20-летие начала изучения QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития Полом Дэвидом. В апреле 2006 г. темой обсуждения стали концепции и практики социального рыночного хозяйства, связанные с трудами немецких ордо-либералов, идеями Вальтера Ойкена и реформами Людвига Эрхарда.

В отличие от предыдущих весенних симпозиумов, обсуждение развития немецкой экономической мысли и германского хозяйства происходило без формально-юбилейного повода. Впрочем, были интересные идеи, а повод для их обсуждения найти можно всегда. Например, в апреле 1951 г. бундестаг ФРГ принял закон об участии рабочих в управлении производством, положив тем самым начало знаменитой системе Mitbestimmung. Следовательно, можно считать, что участники симпозиума отмечали 55-летие начала формирования германской модели социального партнерства. Уже после завершения симпозиума обнаружилось еще одно интересное совпадение. Оказывается «ОРДО-манифест» Франца Бема, Вальтера Ойкена и Ганса Гроссмана-Дорта*, который положил начало организационной консолидации ордо-либералов, «отцов» концепции социального рыночного хозяйства, был опубликован в 1936 г. Итак, участники симпозиума, сами того не подозревая, отметили 70-летие ордо-либерализма.

Как и раньше, в симпозиуме ГУ-ВШЭ принимали участие обществоведы разных специальностей и из разных регионов.

* См.: Bohm F., Eucken W., Grossmann-Doerth H. The Ordo Manifesto of 1936. Germany's Social Market Economy: Origins and Evolution. Ed. by A. Peacock, H. Willgerodt. L.: Macmillan, 1989. P. 15-26.

6

Историко-экономические исследования. 2006. Т. 7. № 1

Участниками обсуждения были не только экономисты, но также социологи и историки.

Так, большой интерес вызвал доклад Константина Костюка о социальной доктрине католической церкви как одном из истоков модели германского социального рыночного хозяйства. Выясняется, не один ордо-либерализм может претендовать на звание «отца» немецкого «экономического чуда».

По инициативе Т.Ю. Сидориной на симпозиум пришли два специалиста по проблемам социальной политики современной России. В докладе В.Ю. Кононовой из Института комплексных стратегических исследований делался вывод, что экономический рост в постсоветской России обеспечивает рост доходов лишь для наиболее обеспеченной 1/5 населения страны. Таким образом, если реформы Эрхарда были нацелены дать «благосостояние для всех», то реформы Гайдара etc. — благосостояние вовсе не для всех, а только для богатых. Поэтому России до германской модели социальной политики еще очень-очень-очень далеко. Эта мысль звучала и в докладе Е.А. Тарасенко из Российского государственного гуманитарного университета. Оказывается, в нашей стране лишь недавно завершилась инвентаризация прав малоимущих на предоставление им натуральных льгот. Когда бедным предлагали заменить право на льготное получение лекарств дополнительным денежным пособием, то большинство с такой заменой не согласилось, а из тех, кто сначала согласился, многие затем передумали и стали просить «переиграть обратно». Дилемма «натуральная льгота или дополнительные деньги?», актуальная для России, конечно, очень далека от социальной политики Германии, где бедность (в российском смысле) по существу отсутствует среди по-настоящему актуальных проблем национальной политики.

Наиболее проблемным — и наиболее неоднозначным — стал доклад Ю.В. Латова, отражающий в концентрированном виде те дискуссионные вопросы, которые ставились в процессе сетевого обсуждения (в частности, в репликах М. Сторчевого). Докладчик попытался взглянуть на социальное рыночное хозяйство как на цепь загадок и парадоксов. Действительно, Эр-харда и Ойкена считают «авторами» одной из наиболее успешных экономических реформ ХХ века — но их редко даже мельком

упоминают в курсах по истории экономических учений. «Немецким чудом» называют восстановление Западной Германии к 1950 году — но и в Восточной Германии, если верить публикациям советских времен, без всякого Эрхарда произошло то же самое. Создателями социального рыночного хозяйства считают «триумвират» Ойкена, Эрхарда и Мюллера-Армака — однако при более близком знакомстве выясняется, что эти «триумвиры» считали друг друга скорее оппонентами, чем единомышленниками. Число загадок и парадоксов, прозвучавших в докладе Ю.В. Латова, можно множить и множить.

Одним словом, в ходе симпозиума с дискурса о социальном рыночном хозяйстве стерли «хрестоматийный глянец», под которым обнаружилось много неожиданного.

В ходе симпозиума было принято решение постараться издать его материалы отдельной книгой. Речь идет о публикации не просто сборника материалов, а коллективной монографии типа «Социальное рыночное хозяйство: прошлое, настоящее, будущее». Практическая реализация этой идеи ожидается в 2007 г. Сейчас же журнал «Историко-экономические исследования» предлагает своим читателям некоторые интересные тексты участников московской конференции, в которых наиболее активно затрагивались вопросы экономической истории и истории экономических учений.

Ю.В. Латов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.