Научная статья на тему 'В поисках рукотворных памятников саамов и поморов'

В поисках рукотворных памятников саамов и поморов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ПРОЕКТ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / SUMMER EDUCATIONAL EXPEDITION / PROJECT / ETHNOGRAPHIC EXPEDITION / RESEARCH WORK / METHODOLOGY OF THE RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резанов Леонид Владимирович

Образовательные этнографические экспедиции. Индивидуальные темы исследований. Разработка методики исследования участниками экспедиции. Руководство экспедицией. Из летописи экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках рукотворных памятников саамов и поморов»

В ПОИСКАХ РУКОТВОРНЫХ памятников саамов и поморов

Леонид Владимирович Резанов,

учитель московского Центра образования № 1828 «Сабурово», кандидат педагогических наук

В третий раз команда Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово» стала призёром первенства Москвы по туризму (в номинации «Экспедиционный туризм»). Победу этому коллективу принесла летняя экспедиция под руководством Д.В. Ковалькова и А.А. Брожина, в рамках которой был осуществлён проект «Кольский полуостров — Соловецкий архипелаг» по изучению рукотворных памятников древних цивилизаций, саамов и поморов.

• летняя образовательная экспедиция • проект • этнографическая экспедиция

• исследовательская работа • методика исследования

Коллектив Детской академии русской культуры за шестнадцать лет своего существования побывал в пятнадцати регионах России. При этом в некоторых районах уровень развития декоративно-прикладного искусства и сохранности культурного наследия оказался настолько высоким, что возникла потребность вновь организовать туда экспедиции. К таким чудесным и неиссякаемым местам мы относим Архангельскую область. Поэтому в этом регионе за период с 1995-го по 2011 год мы провели восемь образовательных этнографических экспедиций. На этот раз исследования в Архангельской и Мурманской областях, а также Карелии были объединены одной темой: «Рукотворные памятники

древних цивилизаций, саамов и поморов. Гипотезы, мнения, технологии изготовления».

Для более продуктивной работы в полевых условиях заранее были разработаны индивидуальные темы исследований (см. табл.).

Разработка методики исследования участниками экспедиции по выбранным темам

На собрании в Детской академии руководители знакомят участников экспедиции с возможными уровнями исследований. Первый уровень предполагает, что исследование будет представлено в отчёте экспедиции и школе. Второй — представление результатов в Южном округе Москвы, а третий — участие в московской конференции экспедиционных

Индивидуальные темы исследований в образовательной этнографической экспедиции «Кольский полуостров — Соловецкий архипелаг»

№ Наименование темы Фамилия, имя участника экспедиции, должность, членство в Академии

1 Саамские сейды и др. памятники древней культуры саамов. Общая информация, фотографии, выписки из научно-популярных журналов, показания первооткрывателей Кольского п-ва и Соловецкого архипелага (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Кондратенко Юрий, историк-этнограф, член Академии

2 Соловецкие лабиринты и др. памятники древней культуры поморов. Общая информация, фотографии, выписки из научно-популярных журналов, показания первооткрывателей Кольского п-ва и Соловецкого архипелага (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Горохова Дарья, фотограф, член Академии

3 Саамы. Население группы. Описание состава мужчин и женщин, анатомический облик. Географическое расселение. Численность (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Бабурин Антон, медик, кандидат в члены Академии

4 Поморы. Население группы. Описание состава мужчин и женщин, анатомический облик. Географическое расселение. Численность (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Перченко Максим, член Академии

5 Хибины. Общая информация, исторический аспект освоения (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Кузнецова Софья, зав. питанием, член Академии

6 Соловки. Общая информация, исторический аспект освоения (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Лимин Георгий, мастер по ремонтным работам, член Академии

7 Фотолетопись экспедиции с описанием каждого дня в книге «Летопись». Привлечение к записям участников экспедиции (отражение своих впечатлений от каждого экспедиционного дня, интересных встреч и т.д.) Усошин Никита, фотограф, кандидат в члены Академии

8 Язык поморов и саамов. Особенности произношения. Употребление поморских и саамских слов, терминов, поговорок в русском языке (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Дёмина Алёна, штурман, член Академии

9 Посёлок Соловецкий (инфраструктура, процентное соотношение деревянных и каменных домов, национальный состав населения, способы островных заработков, средняя месячная зарплата, размер пенсий, кол-во проживающих в посёлке и т.д.). Автономность посёлка и его перспективы (тема частично разрабатывается до экспедиции) Серов Дима, член Академии

10 Легенды, загадки, притчи, басни о Соловках и Хибинах. Особенности сложения. Анализ тематики устного фольклора (тема разрабатывается до экспедиции, фрагменты исследования уточняются в экспедиции) Данченко Артемий, член Академии

11 Подробное описание древних памятников культуры саамов и поморов и точного места расположения. Измерение, зарисовка, фотографирование (тема частично разрабатывается до экспедиции) Берников Степан, летописец, член Академии

12 Гипотезы, мнения учёных о возможности возникновения саамских сейдов и поморских лабиринтов (тема частично разрабатывается до экспедиции) Резанов Пётр, командир группы, член Академии

13 Список учёных (принадлежность к научной школе, кол-во научных статей по проблеме исследования и т.д.), занимающихся разработкой исследований сейдов и лабиринтов. Составление вопросника научного сотрудника. Интервьюирование научного сотрудника Соловецкого историко-архивного и природного музея-заповедника А.Я. Мартынова (тема частично разрабатывается до экспедиции). Хацкевич Дмитрий, хронометрист, член Академии

14 Изучение знаний местных жителей (трёх поколений — людей преклонного возраста, среднего возраста, школьников и студентов) по проблематике исследования в районах экспедиции (тема частично разрабатывается до экспедиции) Барабанов Максим, синоптик, член Академии

15 Фотолетопись (для презентации результатов экспедиции, отчёта экспедиции и т.д.) в период работы над исследованием (сюжетная, не постановочная фотография), описание отснятых сюжетов в экспедиционной книжке (тема частично разрабатывается до экспедиции Алдошкин Никита, фотограф, член Академии

отрядов «Из дальних странствий возвра-тясь...». Четвёртый — высший уровень — предполагает представление результатов исследования на таких всероссийских конкурсах, как «Первые шаги», «Отечество», «Всероссийские краеведческие чтения».

1. Темы 1—6 разрабатываются по единой методике.

На первом этапе (до начала экспедиции) происходит сбор данных, который необходимо начать с изучения материалов, размещённых в Интернете; литературы, имеющейся в муниципальной библиотеке. Затем следует обратиться к специализированным источникам по археологии, истории Отечества и малых народов России. В случае отсутствия доступной информации записаться в Историческую библиотеку.

Собранные материалы необходимо оформить в виде текста и ознакомить с ним всю группу. Материалы в электронном виде обязательно должны быть сданы историку группы Важно, чтобы все материалы имели ссылки на источники (название, автор издания, год издания, издательство, используемые страницы источника). Приложение к теме составляют фотографии, ксерокопии статей научно-популярных журналов, дневниковые записи первооткрывателей Кольского п-ва и Соловецкого архипелага.

2. Темы 7 и 16 также разрабатываются по единой методике.

Отличие же заключается в том, что участники экспедиции, работающие по 7-й теме, ведут Летопись экспедиции в целом (например, спортивная часть, экспедиционная часть, участие группы в переходах, восхождении на перевалы, работа на стоянках, оборудование бивуака и т.д.). Тема 16 предполагает фотосъёмку процесса исследования (например: интервьюирование респондентов, работа в библиотеке, опрос групп, работа с объектом исследования, участие в пленэре и т.п.).

При фотографировании необходимо соблюдать сложившиеся требования — наличие переднего и заднего плана съёмки, горизонтальная или вертикальная съёмка, общий или крупный план снимаемого объекта, съёмка в контражуре или «по свету», использование вспышки с обязательным фиксированием в блокноте снятого объекта для отсутствия повторений и выявления удачных кадров.

Исследования и по 7-й, и по 16-й теме предполагают тщательную работу со снимками (отбор по качеству и композиции фотоснимков) для последующего использования в фотоконкурсах «Юный турист-фотограф» (окружной) и «Окно в твой мир», а также в фотоконкурсе первенства Москвы по туризму; в презентациях и фотогалерее Детской академии, выступлениях на конференциях, публикациях в научно-популярных изданиях по результатам экспедиции, на ежегодной фотовыставке Научно-познавательной ассамблеи.

3. Тема 8 разрабатывается по той же методике, что и темы 1—6.

4. Темы 9 и 11 (разрабатываются по единой методике).

Культура малых народов России воспринимается полнее благодаря языку и устному фольклору, который накапливается и собирается на протяжении многих веков. Немало информации заложено в поговорках, пословицах, притчах, баснях, легендах и т.п. Приоритеты поморов и саамов, важные составляющие их жизни отражены в коротких и лаконичных изречениях. Предварительный сбор и обработка данных по этим темам осуществляются так же, как и по предыдущим темам.

Деятельность в самой экспедиции:

• сбор информации у респондентов (местных жителей — музейных работников, пенсионеров и т.д.);

• исследование посёлка для сбора необходимой информации в сопровождении руководителя или старших ребят.

5. Тема 12.

Разработка данной темы осуществляется также в два этапа. Первый этап — в Москве. Второй этап предполагает работу в экспедиции: словесное описание памятника, замеры памятника (длина, высота, ширина и др. линейные измерения), зарисовка карандашом, фотографирование объекта в нескольких ракурсах.

При фотографировании необходимо соблюдать сложившиеся требования. Зарисовка объекта делается на бумаге формата А4 карандашом. На обратной стороне листа даётся сопроводительный текст.

6. Тема 13.

Первый этап — сбор данных в Москве. На втором этапе изучаются мнения и суждения по проблеме исследования в экспедиции. Для этого используется единый опросник (вопросник для интервьюирования). Эту работу следует проводить индивидуально, причём изучать мнение участников в начале и в конце экспедиции. Все мнения и суждения должны быть зафиксированы и оформлены в виде таблицы.

7. Тема 14.

Первый этап — сбор данных до начала экспедиции. На втором этапе, непосредственно в экспедиции, участники по подготовленному вопроснику берут интервью у известного археолога А.Я. Мартынова, научного сотрудника Соловецкого историко-архивного и природного музея-заповедника, В.А. Совалёва — краеведа и этнографа, известного в России гида-проводника по Соловецкому архипелагу. Методика опроса согласовывается с руководителем экспедиции. Интервью записываются на диктофон, снимаются на видеокамеру, затем включаются в видеофильм.

8. Тема 15.

Разработка темы начинается с создания вопросников для местных жителей трёх поколений и туристских групп, встречающихся в районе экспедиции (вопросник и методика опроса согласовываются с руководителем экспедиции).

Беседы с респондентами записываются на диктофон. В экспедиционную книжку вписываются данные опрошенных (ФИО, возраст, принадлежность к определённой социальной группе). Проводится просветительская работа с ре-

спондентами по проблематике исследования. Собранный материал в электронном виде сдаётся историку группы.

Кульминацией экспедиции стала Соловецкая конференция, на которой каждый участник представил результаты своей работы.

Руководство экспедицией

По Положению о первенстве Москвы по туризму в экспедиции должно быть не меньше двух руководителей, обладающих опытом организации путешествий с учащимися образовательных учреждений. Перед руководителями образовательной этнографической экспедиции стояли такие задачи: организация безопасного многодневного путешествия, организация исследовательской работы до и во время экспедиции, формирование экспедиционного коллектива, а также положительных индивидуальных качеств участников и др. Руководители выполняют и функции экономистов, так как правильные расчёты финансовых затрат играют важную роль в решении поставленных задач. Чрезвычайно важно правильно составить смету расходов и определить время вынужденных остановок. Приведу в качестве примера расходы на одного человека экспедиции проекта «Кольский полуостров — Соловецкий архипелаг»:

1. Поезд «Москва — Апатиты» (36 часов). Стоимость билета — 1920 руб. 60 коп. на 1 чел.

2. Заказ машины из г. Апатиты до

г. Кировск (база контрольно-спасательной службы), 2 часа — 9000 руб.

3. Автобус из г. Кировск в г. Апатиты, 25 мин — 26 руб. на 1 чел.

4. Поезд г. «Апатиты — п. Кемь», 8 часов — 800 руб. на 1 чел.

5. Заказ машины из п. Кемь в п. Ра-боче-

островск, 25мин — 100 р на 1 чел.

6. Рейсовый катер из п. Рабочеост-ровск в п. Соловецкий, 3,5 часа — 750 руб. на 1 чел.

7. Рейсовый катер из п. Соловецкий

в п. Рабочеостровск, 3,5 час — 750 руб. на 1 чел.

8. Поезд «п. Кемь — Москва», 24 часа — 2660 руб. 80 коп. на 1 чел.

Таким образом, внутримаршрутные переезды заняли 17 час. 50 мин., а в денежном эквиваленте на одного человека около 2950 руб.

Из летописи образовательной этнографической экспедиции

В экспедициях ведётся летопись, в которой каждый участник может вписать свои впечатления, ощущения, изложить свои мысли, сделать рисунки1. Вот выдержки из летописи 2011 года — экспедиции команды Детской академии русской культуры по Мурманской и Архангельской областям.

03.08

«...Близлежащие озёра из про зрачно-синих превращались в алмазные блюда, сверкающие мириадами цветов. Долго смотреть на эту диковинную красоту не приходится, поскольку сильнейший ветер буквально сдувает с перевала! » Степан Берников.

06.08

«Постоянное растягивание группы на маршруте и нытьё некоторых участников просто вымораживало! Именно этот первый день заставил попотеть всех, начиная с Гоши и заканчивая Дмитрием Владимировичем. Но свежий воздух, красивая природа и подбадривания друзей помогли перенести тяготы первого ходового дня!» Антон Шульгин.

В статье использованы рисунки Никиты Усошина, Петра Резанова, Софьи Кузнецовой, Юрия Кондратенко.

06.08

«Сегодня четвёртый день экспедиции. Настроение у команды великолепное. Я рад, что я здесь!» Юра Кондратенко.

«... Поднявшись на гору Мане-Пахкт, ощутил, что такое «быть открытым всем ветрам». Красота неописуемая, казалось, что я на вершине мира!» Макс Барабанов.

«В походе начинаешь реально ценить еду! Сейчас попробовал чернику, просто «чума»! Потом тарелку вылизывал. Ещё и грибов полно, гораздо больше, чем вче-pal Ради этих удовольствий, пожалуй, стоит ходить в походы. Это первая причина, но их гораздо больше!» Тоха Бабурин.

09.08

«Отдежкомил я хорошо (это моё мнение), так как следил за временем (хоть и проспал подъём дежурных, но приготовил завтрак с Александром Александровичем вовремя), посылал ребят за дровами, следил за отбоем. По крайней мере, отдежко-мил лучше, чем в Саянах 2010 г.!» Дима Хацкевич.

«Сегодня была баня! Спасибо Дмитрию Владимировичу, что от души меня попарил веничком... Особенно меня выбил из седла один случай. Юра взял и заложил меня за то, что я съел пирожок втихую, хотя знал, что и другие ели тоже. Это просто не этично! АА. поругал нас с Никитой за отсутствие разработки темы, лень и мы стали бегать по базе и опрашивать туристов». Макс Барабанов.

10.08

«Сегодня был очень клёвый день. Прошли всего 10—15 км. Что интересного? С перевала Ю. Рисчорр виды невероятные горы, леса, болота, речки — красота!» Петя Резанов.

«Хибины, как на ладони. Я села, закрыла глаза... Стало так уютно, просторно... Теперь Хибины мне родные. К вечеру нас накрыло облаком. Невероятно красиво. Зер кало озера отражает заснеженную скалу, всё в полупрозрачной дымке... Горы — это сказка!» Алёнка Дёмина.

«Полдня из-за дождя мы не вылезали из палаток. К обеду все вылезли из «пещер» и были очень рады видеть друг друга. Меня даже Антон обнял. Было приятно. Осталось два с половиной дня до выхода с маршрута. Это печально! Скоро Соловки! На мои плечи ложится большая ответственность, так как я историк группы». Юра Кондратенко.

«Это адский труд — идти с мозолями, но я держусь, да и вряд ли сломаюсь, хотя вчера я проявил слабость, отказавшись идти в радиальный выход без рюкзаков на плато. Очень приятно, что с нами Таня. С ней можно хорошо поговорить, она своей улыбкой поднимает настроение... Дмитрий Владимирович — зам. руководителя. Я обожаю ходить под его командованием. Надо пойти и предложить Дмитрию Владимировичу покачать пресс. Как раз после обеда прошло два часа, самое время! Надеюсь, он согласится». Юра Кондратенко.

«Вечером мы сходили на плато. Открывается чудесный вид на Хибины. Накрывшее облако не позволило долго наслаждаться этим зрелищем, однако Умбозеро было как на ладони. Поднявшись повыше, началась «фотосессия». Мне кажется, что каждый, кто побывал там, запомнит это на всю жизнь!» Серов Дима.

«Мы прошли за два перехода 4 км. Это очень круто! Досадно, что у Максима пря мо на глазах развалился рюкзак...

Мы встали на привал. Александр Александрович и Дмитрий Владимирович ушли в разведку. Когда руководители вернулись, то прозвучала команда: «Надеваем каски!» Я через «не могу» одела её, но когда увидела спуск, то испытала «шок». При спуске открывались чудесные пейзажи на разные перевалы, равнины, озёра... Безумно красиво! Мне очень понравилось смотреть сверху на мох — он как будто переливается! Когда я долго засматривалась, то Максим Барабанов меня будил от реальных снов, помогал передвигаться, говорил, куда лучше ногу поставить, чтобы не поскользнуться, а где палки зафиксировать». Софья Кузнецова.

13.08

«После совещания руководителей мы надели каски, нас построили и мы пошли друг за другом. Мне даже удалось ребят подстраховывать на спуске. После спуска мы вышли на тропу и встали на привал. Здесь Максим Перченко раздал свой «чёрный мешочек». Это был слоёный пирог, очень актуально! На этом месте встали лагерем. Заметил, что на стоянке все деревья были обложены камушками. Сказочное впечатление! Алёна в лесу нашла обустроенную баню у озерца. Завалив сухую сосну, заготовили дрова. На душе стало так хорошо. Банька — это отдельная сказка!.. После баньки мы с Сан Санычем приготовили вкусные жареные грибочки. Макароны с сыром и наши грибочки на ужин. Все готовы были языки проглотить от удовольствия...» Юра Кондратенко.

11.08

12.08

«Мы прощались с горами и горы провожали нас! Как же быстро пролетели эти десять дней! С утра настроение

было хорошее (после вчерашней баньки и ужина с грибочками), а на последнем перевале слёзы на глаза наворачивались!.. В Хибины влюбляешься с первого взгляда, с первого перевала! Я обязательно вернусь сюда! И пускай август в этих краях был не самым тёплым и ласковым месяцем, зато какое это было путешествие! Мы жили в поднебесье Русского Севера, гуляли в облаках, любовались удивительными горными пейзажами, да и вообще, открыли для себя самые старые горы нашей планеты! А возможно, даже обнаружили остатки древних цивилизаций — лабиринты!

Общее впечатление после маршрута: масса впечатлений, объелась сладкого и теперь готова пройти ещё столько же. Немного устала телом. Зато отдохнула душой! До встречи, Хибины!» Дёмина Алёна.

19.08

«После обеда было свободное время. Все /7 занимались своими темами, эскизами и отчётами. Я сделал эскиз поклон- ;

ного креста и через час у меня был готовый и законченный рисунок. Всего у меня получилось четыре рисунка. В 18 часов мы пошли на встречу с археологом Мартыновым А.Я., который рассказал нам об интересных археологических исследованиях на Соловках». Ники та Усошин.

«Соловецкий монастырь — прекрасное и удивительное место. Размеры его поражают, стены по высоте — нереальные! Это не просто остров с монастырём, а святое место с богатой историей. Мы посетили экспозицию музея, связанную с Соловецким лагерем особого назначе ния. Очень сложно эмоционально, поскольку здесь творились ужасающие вещи на протяжении шестнадцати лет. Пребывал в шоке оттого, что на такой святой земле такое творилось, где боль, страда-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние и смерть всегда были рядом!.. Сова-лёв Валентин Алексеевич — не просто гид, «золотой человек», который очень много знает и умеет свои знания передать. На самой высокой точке Немецких Кузовов мы увидели сейды, те долгожданные, о которых так много говорили в Москве и ради которых была организована наша экспедиция. Думал, что они гораздо больше по размеру!» Юра Кондратенко.

19.08

Остаётся всего четыре дня до отплытия с острова и эти дни расписаны по минутам. Завтра мы плывём на Заяц-кие острова, а потом, скорее всего, ребята будут обрабатывать темы и работать с эскизами. Двадцать первого августа будем кататься на велосипе-1 дах, а это минимум часов на десять. к 22 августа — самый важный У\ день — конференция, на которой

каждый участник экспедиции У~~ представляет наработанный материал, будут гости из музея-заповедника. 23 августа — отплытие с Соловецкого архипелага!» Юра Кондратенко.

18.08.2011 г.

Соловки — уникальное место во всех отношениях! И с точки зрения географии, истории, этнологии, геологии, археологии, биологии и т.д. Здесь живут уникальные люди! Совалёв Валентин Алексеевич — Человек, краевед, этнограф, который уже не первый раз является нашим гидом по архипелагу. Встречи с ним — это не экскурсии, а настоящий научный семинар в полевых условиях с элементами поисково-исследовательской экспедиции, проходящей в непринуждённой обстановке и доступной для любого возраста.

За какие-то 3 часа мы совершили путешествие на 2,7 млрд лет назад,

°70То

п ш

потом вернулись в Смутное время, погуляли по дну Северного Ледовитого океана, поели водоросли. Нам удалось выдвинуть свои гипотезы возникновения лабиринтов и сейдов, что собственно и было одной из основных задач экспедиции. Мы изучили этнологию данного региона, перекусили на вершине вулкана (высшая точка Белого моря)... Как начинающий географ и этнолог, с полной уверенностью могу заявить, что подобных мест на Земле больше нет! На одном маленьком острове собрана вся история планеты и северных людей за последние шесть тысяч лет.

Остров — вечен, а человеческая жизнь коротка. Надо ценить каждого человека, дорожить встречами с такими людьми, как Совалёв Валентин Алексеевич. Кузова (острова в Белом море) — уникальное место на нашей планете. Я прикоснулся к вечности! Она совсем не холодная, она тёплая!!!» Д.В. Ковальков.

21.08

«На Секирную гору надо подняться по лестнице. Считается, что если кто-нибудь поднимется и спустится по этой лестнице (294 ступени), то непременно избавится от одного своего греха. Все избавились от первого греха, спустились и поднялись по лестнице. Почему-то у всех ребят число ступенек разнилось. Юра насчитал 325 ступенек! Потом я опять села на свою «старушку» велосипед и начала крутить педали...

Мне очень понравилась ночная прогулка по монастырю. Такая необычная подсветка монастыря и такой безумно красивый закат! День удался на славу!» Софья Кузнецова.

«Экспедиция почти завершена, осталось провести конференцию и итоговое собрание.

К конференции, которая будет завтра, я готов как никогда! Буду выступать первым, поскольку в списке первый, да и сам напросился. После стольких олимпиад, к которым меня готовил Леонид Владимирович, я не боюсь выступать на сцене! Это — здорово!

Доехали до Секирной горы и зашли в необычную церковь-маяк! Дмитрий Владимирович и Александр Александрович рассказали о страшных событиях военного лихолетья. О Секирной горе нам рассказали, что кто на неё попадал, то уже никогда не возвращался. Именно на ней было проявление такой жестокости к узникам Соловков, что писать об этом у меня не поднима-

ется рука

Мне было очень

жутко!.. »

Юра Кондратенко.

Читая эти очень детские, но чрезвычайно искренние высказывания, хочется верить, что нам удалось пробудить интерес участников экспедиции к культуре древних цивилизаций, к истории своей страны. Судя по записям в летописи, ребята полюбили горы Кольского, лабиринты Соловков, сейды Кузовов. Эти славные ребята из Детской академии легко ассоциируют географические просторы России с интересными и смелыми современниками, находят умные и добрые слова благодарности исследователям и учёным этих регионов. Хочется верить, что наша команда, став в третий раз призёром Москвы по экспедиционному туризму, не просто набрала большое количество баллов, но проделала большую работу, которая непременно подтолкнёт к новым поискам и исследованиям. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.