Научная статья на тему 'В поисках исторической альтернативы: основные идеи проектов конституционных реформ Российской империи 1917 года'

В поисках исторической альтернативы: основные идеи проектов конституционных реформ Российской империи 1917 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА / ИСТОРИЯ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ / ФОРМА ГОСУДАРСТВА / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапов Михаил Юрьевич

В данной статье рассматриваются основные концептуальные подходы к реформированию Российской Империи, которые Временное правительство отразило в собственных законопроектах в период между Февральской и Октябрьской революциями. Это подходы к организации парламента, территориального устройства государства, формы правления и роли в государственном аппарате главы государства Президента. Анализируя целый ряд подготовленных в 1917 году документов, автор выявляет целостную модель государства, которое Временное правительство планировало оформить на Учредительном собрании. Автор приходит к выводу о том, что это модель унитарной президентской республики с двухпалатной системой парламента. Эти же идеи, по мнению автора, были отражены в опубликованном в январе 1920 года в Париже проекте Основ Конституции Российского государства. В заключении, автор подчеркивает, что значение изучения проектов Временного правительства заключается в понимании правопреемственности в российском конституционализме. Также делается вывод о взаимосвязи проектов Временного правительства с идеями Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года и тремя Конституционными законами Третьей республики во Франции 1875 года, а значит об отражении в них теории и практики западноевропейского конституционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCHING FOR A HISTORICAL ALTERNATIVE: THE MAIN IDEAS OF PROJECTS OF THE CONSTITUTIONAL REFORMS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN 1917

This article examines the main conceptual approaches to the reform of the Russian Empire, which the Provisional Government reflected in its own bills in the period between the February and October revolutions. These are approaches to the organization of parliament, the territorial structure of the state, the form of government and the role in the state apparatus of the head of state the President. Analyzing a few documents prepared in 1917, the author reveals an integral model of the state, which the Provisional Government planned to formalize at the Constituent Assembly. The author concludes that this is a model of a unitary presidential republic with a bicameral parliament system. The same ideas, according to the author, were reflected in the draft of the Fundamentals of the Constitution of the Russian State, published in January 1920 in Paris. In conclusion, the author emphasizes that the importance of studying the projects of the Provisional Government is to understand the succession in Russian constitutionalism. It also concludes that the projects of the Provisional Government are interrelated with the ideas of the Basic Laws of the Russian Empire of April 23, 1906, and the three Constitutional Laws of the Third Republic of France in France in 1875, so that they reflect the theory and practice of Western European constitutionalism.

Текст научной работы на тему «В поисках исторической альтернативы: основные идеи проектов конституционных реформ Российской империи 1917 года»

УДК 340

В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОЕКТОВ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1917

ГОДА

Шарапов Михаил Юрьевич

магистрант юридического факультета ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Россия, г. Ростов-на-Дону

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные концептуальные подходы к реформированию Российской Империи, которые Временное правительство отразило в собственных законопроектах в период между Февральской и Октябрьской революциями. Это подходы к организации парламента, территориального устройства государства, формы правления и роли в государственном аппарате главы государства - Президента. Анализируя целый ряд подготовленных в 1917 году документов, автор выявляет целостную модель государства, которое Временное правительство планировало оформить на Учредительном собрании. Автор приходит к выводу о том, что это модель унитарной президентской республики с двухпалатной системой парламента. Эти же идеи, по мнению автора, были отражены в опубликованном в январе 1920 года в Париже проекте Основ Конституции Российского государства. В заключении, автор подчеркивает, что значение изучения проектов Временного правительства заключается в понимании правопреемственности в российском конституционализме. Также делается вывод о взаимосвязи проектов Временного правительства с идеями Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года и тремя Конституционными законами Третьей республики во Франции 1875 года, а значит об отражении в них теории и практики западноевропейского конституционализма.

Ключевые слова: Россия, Российская Империя, история государства, история права, конституционные реформы, форма государства, Временное правительство, революция.

SEARCHING FOR A HISTORICAL ALTERNATIVE: THE MAIN IDEAS OF PROJECTS OF THE CONSTITUTIONAL REFORMS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN

1917

Sharapov M.Y.

master of law Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don

Abstract. This article examines the main conceptual approaches to the reform of the Russian Empire, which the Provisional Government reflected in its own bills in the period between the February and October revolutions. These are approaches to the organization of parliament, the territorial structure of the state, the form of government and the role in the state apparatus of the head of state - the President. Analyzing a few documents prepared in 1917, the author reveals an integral model of the state, which the Provisional Government planned to formalize at the Constituent Assembly. The author concludes that this is a model of a unitary presidential republic with a bicameral parliament system. The same ideas, according to the author, were reflected in the draft of the Fundamentals of the Constitution of the Russian State, published in January 1920 in Paris. In conclusion, the author emphasizes that the importance of studying the projects of the

38

Provisional Government is to understand the succession in Russian constitutionalism. It also concludes that the projects of the Provisional Government are interrelated with the ideas of the Basic Laws of the Russian Empire of April 23, 1906, and the three Constitutional Laws of the Third Republic of France in France in 1875, so that they reflect the theory and practice of Western European constitutionalism.

Keywords: Russia, Russian Empire, history of the state, history of law, constitutional reforms, form of the state, Provisional Government, revolution.

В результате Февральской буржуазно-демократической революции к власти пришло Временное правительство. Члены Временного правительства понимали, что ситуация в стране требует срочных конституционных реформ. Объективная предпосылка конституционных реформ содержалась в самом факте смены формы правления. Фигура царя как высшего органа власти и управления в государственном аппарате была уничтожена. А это, так или иначе, требовало структурных перемен, как в самой структуре государственного аппарата, так и в функциональных связях между органами государственной власти. По сути, конституционные проекты необходимы были для юридического закрепления новой формы правления, а перед этим детальной разработки её механизма. Эта деятельность возлагалась Временным правительством на Особую комиссию при Юридическом совещании. В состав Особой комиссии вошли наиболее авторитетные ученые-юристы, относившиеся в большинстве своем к партии кадетов.

Среди разработанных Особой комиссией конституционных проектов выделяются: «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании», статьи «Основных законов по вопросу об автономии», «Тезисы по вопросу о верхней палате».

Наиболее значительным являлся документ «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании», который, по существу, предстал «малой конституцией» Временного правительства. На основе анализа положений данного проекта можно заключить, что Временное правительство планировало оформить на Учредительном собрании государство в форме президентской республики: внепарламентский метод избрания президента на Учредительном собрании, президент является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, формирует правительство. При этом об ответственности президента перед парламентом в проекте закона не сказано ничего, что сближает его правовой статус со статусом монарха.

Проект «Основных законов об автономии» (Федерации), разработанный известным юристом того времени Н. И. Лазаревским, во многом показателен: основной принцип, пронизывавший этот проект, - это кадетско-монархическая идея «единой и неделимой России». Как наиболее отвечавшее реалиям деструктивных процессов, происходивших в провинции и национальных окраинах Российской Империи, выдвигалось положение о «введении областной автономии» (пункт «В»), тогда как реальный процесс децентрализации вёл к более сложным формам автономий - национально-территориальным и национально-культурным. Отвергался принцип самоопределения наций, «устройство областных учреждений и пределы их ведомства в делах местного законодательства и управления будут определяться законами, издаваемыми центральной властью» (пункт «Г»). Реальные федеративные отношения планировалось установить только с Финляндией (п. «Б»).

При обсуждении оживленную дискуссию на тему - «Что лучше для Российской республики - однопалатная или двухпалатная система?», - вызвал проект организации парламента в России. В результате дискуссий, за двухпалатность высказалось большинство членов Особой комиссии. На заседании 20 октября 1917 был принят проект с официальным названием «Тезисы по вопросу о верхней палате», содержавший общие принципы организации парламента в России [1, 589-591].

39

Наряду с выборной населением нижней палатой, предполагалась верхняя палата, основным элементом состава которой должно было явиться «представительство местных автономных учреждений». «Кроме того, представлялось желательным, чтобы в состав верхней палаты вошли: представители торговли и промышленности, кооперативов, профессиональных союзов, академий, учебных обществ и высших учебных заведений».

На голосование был поставлен вопрос о равноправности или неравноправности палат, в результате за равноправность высказалось большинство членов Комиссии. Обе палаты должны были иметь право законодательной инициативы.

Верхней палате парламента предоставлялось право суспензивного вето: при разногласиях палат нижняя палата распускалась и проект закона, по которому возникали разногласия, должна была подтвердить нижняя палата в новом составе.

Как известно, Временное правительство связывало огромные надежды с созывом Учредительного собрания. В частности, это решение основных вопросов - в числе которых, как земельный, так и рабочий вопросы, а также проблема определения формы правления.

После февральской революции 1917 г. почти все партии России и социалистические, и буржуазные (кроме крайне правых) - объединились под флагом созыва Учредительного Собрания. Но затем постепенно сложилась тенденция к тому, чтобы его отложить. И, конечно, общеизвестно, что Учредительное собрание ждала учесть не лучше, чем у конституционных проектов Временного правительства.

Октябрьская социалистическая революция прервала работу «Конституционной комиссии». Позднее «Конституция Российского государства» дорабатывалась уже в 1919 году в Париже.

В январе 1920г. в Париже был опубликован проект Основ Конституции Российского государства [2, 263], который обсуждался в среде российских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г.Е.Львов, П.Б.Струве, Б.В.Савинков, П.И.Новгородцев и др.). В данном проекте реализовались рассмотренные в данной работе идеи и положения. Главные идеи проекта заключались в следующем: форму государственного устройства должно определить Учредительное собрание; глава государства избирается общим собранием 2 палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые главой государства, скрепляются подписью канцлера; глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и областные съезды. Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Государственной думой и Государственным советом. Государственная дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного права, Государственный совет - областными сеймами [3, 32].

Но всем этим идеям не было суждено воплотиться в жизнь. Временным правительством так не была создана и вертикаль власти, чему, конечно, активно мешали революционные массы, формировавшие собственные, параллельные органам, подчинённым временному правительству, органы управления на местах [4, 305]. В итоге Октябрьская большевистская революция и разгон Учредительного собрания отбросили все вышеназванные идеи и положения в пространство чистой теории. Но несмотря на то, что проекты конституционных реформ России так и не были реализованы, следует признать важность изучения конституционных проектов, позволяющих всесторонне понять правопреемственность в российском конституционализме. Однозначно, мы также можем усмотреть и их взаимосвязь с некоторыми положениями и идеями Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года и тремя Конституционными законами Третьей республики во Франции 1875 года. Таким образом, в документах, подготовленных Юридическим совещанием, помимо идей о «единой и неделимой» России с сильной президентской властью, отразилась теория и практика западноевропейского конституционализма - двухпалатная система народного представительства.

Список литературы:

1. Конституционные проекты в России XVIII - начала XX века // [Сост., автор вступ. ст. и коммент. А.Н. Медушевский] - М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. - 640 с.

2. Гессен Г.В. Основы Конституции Российского государства // Архив русской революции. Берлин: 1922. Т.1. - 312 с.

3. Кудинов О.А. Конституционные проекты белого движения в годы Гражданской войны в России // История государства и права. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 29-33

4. История государства и права России: с древних времён до падения монархии в 1917г.: Учебник/А.В.Серёгин, А.Н.Ларионов. - Ростов н/Д: Юфу, 2014. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.