Научная статья на тему 'В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / СИСТЕМА / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ИННОВАТИКА / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыков Сергей Леонидович

В статье анализируются теоретические подходы к понятию, структуре и содержанию инновационной педагогической системы военного вуза как средству реализации новых педагогических идей и механизмов формирования инновационного мышления педагогов и обучающихся в различных формах образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN SEARCH OF THE PERFECT TECHNIQUE INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM OF A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The article analyzes theoretical approaches to the concept, structure and content of the innovative pedagogical system of a military university as a means of implementing new pedagogical ideas and mechanisms for the formation of innovative thinking of teachers and students in various forms of the educational process.

Текст научной работы на тему «В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

С.Л. РЫКОВ

S.L. RYKOV

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

IN SEARCH OF THE PERFECT TECHNIQUE

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM OF A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Сведения об авторе. Рыков Сергей Леонидович - доцент кафедры гуманитарных дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого, доктор педагогических наук, доцент (г. Балашиха. E-mail: genderist@yandex. ru).

Аннотация. В статье анализируются теоретические подходы к понятию, структуре и содержанию инновационной педагогической системы военного вуза как средству реализации новых педагогических идей и механизмов формирования инновационного мышления педагогов и обучающихся в различных формах образовательного процесса.

Ключевые слова: военный вуз, система, инновация, образование, проектирование, содержание, компоненты, инноватика, структура.

Information about the author. Sergey Rykov - Associate Professor of the Department of Humanities, Peter the Great Military Academy of the Russian Strategic Missile Forces, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Balashikha. E-mail: genderist@yandex. ru).

Summary. The article analyzes theoretical approaches to the concept, structure and content of the innovative pedagogical system of a military university as a means of implementing new pedagogical ideas and mechanisms for the formation of innovative thinking of teachers and students in various forms of the educational process.

Keywords: military university, system, innovation, education, design, content, components, innovation, structure.

По мнению специалистов в настоящее время происходит информационно-интеллектуальный передел мира, где на смену природным энергетическим ресурсам в качестве приоритетной ценности приходит искусственный интеллект как средство общественного развития. В этих условиях возникает необходимость повышения качества образования как необходимое условие и фактор личностного развития специалиста.

Любая педагогическая система образования со временем меняется, но остаётся целостной. Основными условиями её изменения выступает развитие общества

и конкретной личности. Требования развития - подчинение целей педагогической системы потребностям общества и конкретной личности.

В последние годы всё большее значение для образования приобретает новая область знания - педагогическая инноватика, изучающая новые технологии образовательного процесса. Ключевым понятием педагогической инноватики является «педагогическая инновация»(от латинского inovatis: т - в, - новый) -это изменения, направленные на улучшение обучения, воспитания и развития обучающихся. Термин был введён в катего-

риальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. В современных условиях педагогическую инноватику можно рассматривать как самостоятельную отрасль педагогики, имеющую свои закономерности, принципы, объект, предмет, формы, методы, приёмы и средства.

Разберёмся в терминах и понятиях. Новшество - явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового. Инновация - это процесс освоения (внедрения) нового. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию со-

держания и организации нового. Нововведение определяет и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику процесс целенаправленной,организованной деятельности лю-дей-инноваторов.

Крайне важное значение имеет педагогическая инноватика в военных вузах, так как именно в них, в первую очередь, в образовательный процесс должны внедряться те технологии, которые обеспечивают подготовку специалистов в соответствии с требованиями современного развития общества и личности.

Подготовка военного специалиста значительно отличается от подготовки гражданского специалиста, так как требует:

• одновременного формирования и развития совокупности личностных и профессионально-важных качеств офицера (гражданина, защитника Отечества, руководителя, организатора, воспитателя, носителя правовых норм и др.);

• выработки надёжности, как военного профессионала, так и руководителя-организатора, что требует качественного выполнения заданий в условиях сложности при устойчивом сохранении работоспособности и оптимальных рабочих параметров в реальных экстремальных условиях службы в армии;

• умения активно участвовать в интеграции Вооружённых Сил в экономическую, политическую, правовую и социальную систему общества;

• формирования морально-политической и психологической готовности к защите Отечества, безусловного выполнения воинского долга в любых условиях обстановки;

• умения поддерживать законность, правопорядок и воинскую дисциплину, обучать и воспитывать подчинённых.

Данные требования и их реализация невозможны без процесса внедрения инновационных

технологий в сферу военного образования. Этот процесс позволяет совершенствовать механизмы управления системой управления образования при помощи электронной образовательной среды, автоматизированных банков данных, совершенствовать методологию и стратегию организации, содержания и методики обучения и воспитания.

Традиционные ЗУНовские методы обучения в военном вузе (от знаний - к умениям и навыкам) нуждаются в дополнении новыми образовательными технологиями, основанными на требованиях ФГОС 3++ (универсальные компетенции, ПК, ОПК), вступивших в силу с сентября 2021 г., и закономерностях познавательной деятельности обучающихся в условиях военного политехнического образования. Ключевым звеном в учебном процессе военного вуза в системе субъект-субъектных отношений становятся курсант и слушатель, осваивающие новые образовательные программы.

На схеме представлена инновационная педагогическая система военного вуза, структурно включающая в себя четыре основных кластера: организационно-целевой, инновационно-технологический, диагностико-оценочный и резуль-тативно-деятельностный. Обратная связь обучающихся с управляющими субъектами образовательного процесса представлена между результативно-деятельностным и организационно-целевым кластерами.

Как показал проведённый анализ, эволюция инновационных образовательных технологий в военном образовании включает в себя несколько этапов:

1. Репродуктивно-трансляци-онный - распространение знаний в основном репродуктивными методами, основанными на воспроизведении обучающимися информации, полученной только от педагога. Творчество, как таковое, в образовательном процессе прояв-

ляется бессистемно, эпизодически и широко не распространяется в педагогическом сообществе.

2. Субъект-объектный - исследование инновационных форм, методов, приёмов и средств, внедрение их в образовательный процесс исходят от педагогов; обучающийся при этом не участвует в сотворчестве, а лишь фиксирует изменения, выделяя наиболее удачные с позиции быстроты и объёма запоминания знаний.

3. Субъект-субъектный - обучающийся активно участвует вместе с педагогом в исследовательской работе по выявлению наиболее эффективных инновационных образовательных технологий, отвечающих его личностным и групповым интересам и потребностям. Основное внимание при этом уделяется динамичному развитию личности обучающегося за счёт активизации его познавательных способностей в инновационной образовательной среде, предоставлению авторских факультативных курсов по выбору обучающихся.

Организационно-целевой кластер включает в себя: военный вуз как центральный управляющий элемент образовательного процесса, тесно связанный с военной наукой (Военно-научный комитет Министерства обороны РФ, технополис «Эра» в г. Анапе, управления военного образования видов и родов войск). Анализом имеющихся научных разработок прикладного инновационного характера, которые можно использовать в учебном процессе вуза, занимается Научно-исследовательский центр вуза (НИЦ), включающий в себя несколько научно-исследовательских отделов, специализирующихся на разработке и апробации инновационных проектов, прежде всего, с профильными НИИ видов и родов войск.

Социальный заказ специалистов-выпускников вуза осуществляют Главные командования (командования) видов (родов) войск,

Схема. Инновационная педагогическая система военно-учебного заведения

других воинских формирований на основе требований ФГОС 3++, квалификационных требований, основных образовательных программ, показателей лицензирования и аккредитации. Конкретные наименования военных специальностей магистратуры и специали-тета согласовываются с Главным управлением кадров Министерства обороны РФ.

Важная роль в разработке инновационных проектов отводится докторантуре и адъюнктуре вуза. При этом Управление военного образования вида (рода) войск,

Учёный совет и профильные диссертационные советы вуза при утверждении тем перспективных диссертационных исследований принимают во внимание и результаты конкурсов на лучшую военно-научную работу среди слушателей и курсантов, которые нередко носят инновационную прикладную направленность, подтверждённую патентом или соответствующим рационализаторским предложением. Ключевая роль в этой инновационной деятельности отводится кафедрам, которые в рамках своих научных

школ осуществляют руководство военно-научным обществом (ВНО) слушателей и курсантов по своим направлениям (специальностям) подготовки, проводят педагогические эксперименты по перспективным инновационным проектам.

Целевое предназначение организационно-целевого кластера - определение инновационных компонентов учебной, методической и научно-исследовательской деятельности вуза в формировании профессионально-важных качеств (ПВК) обучающихся.

Инновационно-технологический кластер включает в себя инновационные принципы, формы, методы, способы, приёмы и средства педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Опыт педагогической практики показывает, что инновационные педагогические технологии неизбежно входят в противоречие с существующей традиционной педагогикой и носят характер поисковых педагогических систем.

Инновационная педагогическая деятельность понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса. Главным показателем успешного внедрения инновации в образовательный процесс является динамика положительных изменений в объёме и прочности знаний обучающихся, устойчивости их умений и навыков, способности применять сформированные компетенции в аналитической и практической деятельности по военно-профессиональному предназначению. Качественные изменения применения инновационных технологий проявляются: а) в стиле педагогической деятельности, ориентированной на максимальное раскрытие способностей обучающихся; б) изменении содержания рабочих программ; в) улучшении учебно-методического и материально-технического обеспечения учебных занятий;

г) изменении методик контроля и оценки качества образования;

д) расширении спектра личностной самореализации педагогов и обучающихся в образовательном процессе.

Главное внимание уделяется формированию и развитию профессионально-важных качеств (ПВК) обучающихся, определённых руководящими документами на конкретных этапах и курсах обучения. Профессионально-важные качества - это свойства субъекта профессиональной деятельности, совокупность и применение которых в процессе работы обеспечивают эффективное выполнение служебных обязанностей. При этом ПВК состоят из трёх основных групп: базовых, ведущих и специальных:

1. Базовые профессионально-важные качества - это свойства нервной системы обучающегося, особенности его психических процессов, влияющие на качество выполнения служебных обязанностей по профессиональному предназначению после выпуска из вуза. Они включают в себя: физиологические, нервно-психические, духовно-нравственные и организаторские качества.

2. Ведущие профессионально-важные качества - это те свойства, которые характеризуются наибольшей непосредственностью с параметрами деятельности по конкретной военной учётной специальности (ВУС). К ним относятся: самоконтроль, воля, целеустремлённость, дисциплинированность, выдержка, ответственность, работоспособность, сосредоточенность, интуиция, стрессоустойчивость, глубина и оперативность памяти, гибкость мышления и др.

3. Специальные профессионально-важные качества - это свойства, отражающие уровень подготовки обучающегося по определённой штатной должности непосредственно в воинской части (организации, учреждении),

позволяющий решать поставленные учебно-боевые задачи в любых условиях обстановки непосредственно на боевом посту, вахте, в составе дежурных смен и расчётов.

Разработка и внедрение инноваций в учебный процесс вуза осуществляются посредством подготовки инновационных кадров (в том числе среди слушателей и курсантов), разработки инновационных образовательных программ и активного использования электронной образовательной среды путём внедрения в проведение учебных занятий интерактивных методов обучения.

Диагностико-оценочный кластер включает в себя отдел инновационной диагностики и развития военного вуза, систему диагностического инструментария оценки уровня развития личностных и ПВК слушателей и курсантов, соответствующих универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС 3++ по этапам и курсам обучения. Диагностика осуществляется по замеряемым индикаторам, разработанным для каждой учебной дисциплины, и включает в себя: оценочные материалы, тесты, вопросы для текущего, рубежного, промежуточного контроля и итоговой аттестации. При этом особое внимание обращается на развитие межпредметных связей и межкафедральное взаимодействие при составлении вопросов итоговой аттестации слушателей и курсантов постоянного состава и офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации.

Диагностируемые уровни сформированности ПВК и компетенций слушателей и курсантов включают: 1) инновационный, характеризующийся способностью обучающихся при решении служебных задач будущей военно-профессиональной деятельности принимать на вариативной основе оптимальные управлен-

ческие решения с использованием инновационных форм, методов и способов и 2) нормативный, являющийся показателем сфор-мированности качеств и компетенций, предметно определённых руководящими документами в деятельности органов военного управления и не выходящих за пределы общепринятых норм и установленных нормативов.

Результативно-деятельност-ный кластер ориентирован на воспроизводство инновационного потенциала вуза посредством обеспечения преемственности в подготовке инновационных кадров, развития и совершенствования учебно-материальной базы, укрепления связей с профильными вузами и НИИ Министерства обороны РФ, гражданскими вузами, научно-производственной базой инновационной деятельности. Подготовка инновационных педагогических кадров осуществляется в рамках деятельности Школы инновационного педагогического мастерства при методическом кабинете Учебно-методического отдела вуза. В качестве педагогов-новаторов для проведения занятий привлекаются наиболее подготовленные преподаватели вуза и приглашённые преподаватели из других вузов, чьи инновационные идеи, разработки, методические находки успешно прошли апробацию в образовательном процессе вузов и могут быть эффективно использованы при проведении занятий в военном вузе.

Анализ педагогической практики позволяет выделить по отношению к инновационной деятельности следующие группы педагогов:

- новаторы-педагоги, смело распространяющие и внедряющие новые идеи и педагогические технологии с убедительным обоснованием их необходимости и эффективности;

- лидеры, идущие впереди других в восприятии нового, охотно

берущиеся за его внедрение в образовательный процесс;

- педагоги, работающие по инерции, поддерживающие новое только тогда, когда его воспримет большинство коллектива;

- склонные к сомнению, выбирающие между новым и старым только после того, как сформируется общее положительное общественное мнение;

- «нигилисты», критикующие всё новое, считающие, что оно лишает их привычного покоя.

Целенаправленное изучение инновационной деятельности педагогов позволило выделить в её структуре следующие четыре основных компонента:

1. Мотивационный. Включает внешние и внутренние стимулы воздействия на мотивы (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих и личностное развитие при разработке инновационных продуктов). К таким стимулам можно отнести: материальное вознаграждение, престиж в профессиональной среде, наличие высшей квалификации, достижение более высокого профессионально-педагогического статуса, в частности за участие в различных конкурсах.

2. Креативный. Отражает способность инициировать новые идеи, отказываться от традиционных схем мышления, если они не приносят ожидаемого успеха.

3. Технологический. Переработка имеющихся образовательных программ, их авторская интерпретация, вычленение и классификация проблемных педагогических ситуаций, ознакомление с новшеством и необходимостью его освоения.

4. Рефлексивный. Осмысление произошедших изменений в результате внедрения разработанных и освоенных инноваций, возникших проблем и трудностей, разработка путей их устранения; доведение до педагогического сообщества разработанной и апробированной инновации.

Как показал анализ научных работ, основными признаками ин-новационности педагогической системы в современных условиях образования являются следующие:

1. Рассмотрение педагогической системы с позиции антро-поцентристской парадигмы, в которой на первое место в качестве центрального звена и основной педагогической цели ставится обучающийся не как объект педагогического воздействия, а как субъект осознанного учебно-воспитательного взаимодействия в рамках субъект-субъектного подхода.

2. Смысл педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава заключается в раскрытии и развитии лучших сторон обучающихся как субъектов самообразовательной деятельности. При этом основное внимание обращается на развитие инновационной направленности профессионального мышления педагогов, разработку и применение новых педагогических технологий, направленных на максимально возможное индивидуально-личностное и профессиональное формирование и развитие обучающихся.

3. Обучение не является обособленным процессом. Оно логически включается в систему воспитания, выступает одним из основных культуротворческих механизмов и инструментов, обеспечивающих формирование и развитие мотивационной, компетентностной, интеллектуально-творческой, волевой и физической сфер личности.

4. Обязательным условием эффективного функционирования педагогической системы выступает реализация воспитательного и развивающего потенциала культурно-средовых условий и различных видов деятельности обучающихся.

5. Обучение, воспитание и развитие осуществляется по индиви-

дуальной траектории, в которой учитываются как запросы педагогической практики, так и потребности личности.

Проведённый историко-педа-гогический анализ показал, что педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. В.А. Сластенин рассматривает инновацию как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Таким образом, изложенное позволяет заключить, что структурно-содержательные элементы инновационной педагогической системы военного вуза должны отвечать определённым требованиям: взаимосвязаны между собой, опосредованы целеполаганием и задачами, адаптированы к социальному заказу и образовательной среде, уровню развития педагогического состава, потребностям обучающихся, информативно-коммуникативной компьютеризации педагогических технологий, инте-гративно-модульному построению содержания обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самохин, В. Ф. Модель инновационной системы военного профессионального образования: структура, цели и задачи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия: Психология и педагогика, 2007. № 7. С. 238243.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Издательство «Магистр», 2014. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.