ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
С.Л. РЫКОВ
S.L. RYKOV
В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
IN SEARCH OF THE PERFECT TECHNIQUE
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM OF A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION
Сведения об авторе. Рыков Сергей Леонидович - доцент кафедры гуманитарных дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого, доктор педагогических наук, доцент (г. Балашиха. E-mail: genderist@yandex. ru).
Аннотация. В статье анализируются теоретические подходы к понятию, структуре и содержанию инновационной педагогической системы военного вуза как средству реализации новых педагогических идей и механизмов формирования инновационного мышления педагогов и обучающихся в различных формах образовательного процесса.
Ключевые слова: военный вуз, система, инновация, образование, проектирование, содержание, компоненты, инноватика, структура.
Information about the author. Sergey Rykov - Associate Professor of the Department of Humanities, Peter the Great Military Academy of the Russian Strategic Missile Forces, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Balashikha. E-mail: genderist@yandex. ru).
Summary. The article analyzes theoretical approaches to the concept, structure and content of the innovative pedagogical system of a military university as a means of implementing new pedagogical ideas and mechanisms for the formation of innovative thinking of teachers and students in various forms of the educational process.
Keywords: military university, system, innovation, education, design, content, components, innovation, structure.
По мнению специалистов в настоящее время происходит информационно-интеллектуальный передел мира, где на смену природным энергетическим ресурсам в качестве приоритетной ценности приходит искусственный интеллект как средство общественного развития. В этих условиях возникает необходимость повышения качества образования как необходимое условие и фактор личностного развития специалиста.
Любая педагогическая система образования со временем меняется, но остаётся целостной. Основными условиями её изменения выступает развитие общества
и конкретной личности. Требования развития - подчинение целей педагогической системы потребностям общества и конкретной личности.
В последние годы всё большее значение для образования приобретает новая область знания - педагогическая инноватика, изучающая новые технологии образовательного процесса. Ключевым понятием педагогической инноватики является «педагогическая инновация»(от латинского inovatis: т - в, - новый) -это изменения, направленные на улучшение обучения, воспитания и развития обучающихся. Термин был введён в катего-
риальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. В современных условиях педагогическую инноватику можно рассматривать как самостоятельную отрасль педагогики, имеющую свои закономерности, принципы, объект, предмет, формы, методы, приёмы и средства.
Разберёмся в терминах и понятиях. Новшество - явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового. Инновация - это процесс освоения (внедрения) нового. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию со-
держания и организации нового. Нововведение определяет и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику процесс целенаправленной,организованной деятельности лю-дей-инноваторов.
Крайне важное значение имеет педагогическая инноватика в военных вузах, так как именно в них, в первую очередь, в образовательный процесс должны внедряться те технологии, которые обеспечивают подготовку специалистов в соответствии с требованиями современного развития общества и личности.
Подготовка военного специалиста значительно отличается от подготовки гражданского специалиста, так как требует:
• одновременного формирования и развития совокупности личностных и профессионально-важных качеств офицера (гражданина, защитника Отечества, руководителя, организатора, воспитателя, носителя правовых норм и др.);
• выработки надёжности, как военного профессионала, так и руководителя-организатора, что требует качественного выполнения заданий в условиях сложности при устойчивом сохранении работоспособности и оптимальных рабочих параметров в реальных экстремальных условиях службы в армии;
• умения активно участвовать в интеграции Вооружённых Сил в экономическую, политическую, правовую и социальную систему общества;
• формирования морально-политической и психологической готовности к защите Отечества, безусловного выполнения воинского долга в любых условиях обстановки;
• умения поддерживать законность, правопорядок и воинскую дисциплину, обучать и воспитывать подчинённых.
Данные требования и их реализация невозможны без процесса внедрения инновационных
технологий в сферу военного образования. Этот процесс позволяет совершенствовать механизмы управления системой управления образования при помощи электронной образовательной среды, автоматизированных банков данных, совершенствовать методологию и стратегию организации, содержания и методики обучения и воспитания.
Традиционные ЗУНовские методы обучения в военном вузе (от знаний - к умениям и навыкам) нуждаются в дополнении новыми образовательными технологиями, основанными на требованиях ФГОС 3++ (универсальные компетенции, ПК, ОПК), вступивших в силу с сентября 2021 г., и закономерностях познавательной деятельности обучающихся в условиях военного политехнического образования. Ключевым звеном в учебном процессе военного вуза в системе субъект-субъектных отношений становятся курсант и слушатель, осваивающие новые образовательные программы.
На схеме представлена инновационная педагогическая система военного вуза, структурно включающая в себя четыре основных кластера: организационно-целевой, инновационно-технологический, диагностико-оценочный и резуль-тативно-деятельностный. Обратная связь обучающихся с управляющими субъектами образовательного процесса представлена между результативно-деятельностным и организационно-целевым кластерами.
Как показал проведённый анализ, эволюция инновационных образовательных технологий в военном образовании включает в себя несколько этапов:
1. Репродуктивно-трансляци-онный - распространение знаний в основном репродуктивными методами, основанными на воспроизведении обучающимися информации, полученной только от педагога. Творчество, как таковое, в образовательном процессе прояв-
ляется бессистемно, эпизодически и широко не распространяется в педагогическом сообществе.
2. Субъект-объектный - исследование инновационных форм, методов, приёмов и средств, внедрение их в образовательный процесс исходят от педагогов; обучающийся при этом не участвует в сотворчестве, а лишь фиксирует изменения, выделяя наиболее удачные с позиции быстроты и объёма запоминания знаний.
3. Субъект-субъектный - обучающийся активно участвует вместе с педагогом в исследовательской работе по выявлению наиболее эффективных инновационных образовательных технологий, отвечающих его личностным и групповым интересам и потребностям. Основное внимание при этом уделяется динамичному развитию личности обучающегося за счёт активизации его познавательных способностей в инновационной образовательной среде, предоставлению авторских факультативных курсов по выбору обучающихся.
Организационно-целевой кластер включает в себя: военный вуз как центральный управляющий элемент образовательного процесса, тесно связанный с военной наукой (Военно-научный комитет Министерства обороны РФ, технополис «Эра» в г. Анапе, управления военного образования видов и родов войск). Анализом имеющихся научных разработок прикладного инновационного характера, которые можно использовать в учебном процессе вуза, занимается Научно-исследовательский центр вуза (НИЦ), включающий в себя несколько научно-исследовательских отделов, специализирующихся на разработке и апробации инновационных проектов, прежде всего, с профильными НИИ видов и родов войск.
Социальный заказ специалистов-выпускников вуза осуществляют Главные командования (командования) видов (родов) войск,
Схема. Инновационная педагогическая система военно-учебного заведения
других воинских формирований на основе требований ФГОС 3++, квалификационных требований, основных образовательных программ, показателей лицензирования и аккредитации. Конкретные наименования военных специальностей магистратуры и специали-тета согласовываются с Главным управлением кадров Министерства обороны РФ.
Важная роль в разработке инновационных проектов отводится докторантуре и адъюнктуре вуза. При этом Управление военного образования вида (рода) войск,
Учёный совет и профильные диссертационные советы вуза при утверждении тем перспективных диссертационных исследований принимают во внимание и результаты конкурсов на лучшую военно-научную работу среди слушателей и курсантов, которые нередко носят инновационную прикладную направленность, подтверждённую патентом или соответствующим рационализаторским предложением. Ключевая роль в этой инновационной деятельности отводится кафедрам, которые в рамках своих научных
школ осуществляют руководство военно-научным обществом (ВНО) слушателей и курсантов по своим направлениям (специальностям) подготовки, проводят педагогические эксперименты по перспективным инновационным проектам.
Целевое предназначение организационно-целевого кластера - определение инновационных компонентов учебной, методической и научно-исследовательской деятельности вуза в формировании профессионально-важных качеств (ПВК) обучающихся.
Инновационно-технологический кластер включает в себя инновационные принципы, формы, методы, способы, приёмы и средства педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Опыт педагогической практики показывает, что инновационные педагогические технологии неизбежно входят в противоречие с существующей традиционной педагогикой и носят характер поисковых педагогических систем.
Инновационная педагогическая деятельность понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса. Главным показателем успешного внедрения инновации в образовательный процесс является динамика положительных изменений в объёме и прочности знаний обучающихся, устойчивости их умений и навыков, способности применять сформированные компетенции в аналитической и практической деятельности по военно-профессиональному предназначению. Качественные изменения применения инновационных технологий проявляются: а) в стиле педагогической деятельности, ориентированной на максимальное раскрытие способностей обучающихся; б) изменении содержания рабочих программ; в) улучшении учебно-методического и материально-технического обеспечения учебных занятий;
г) изменении методик контроля и оценки качества образования;
д) расширении спектра личностной самореализации педагогов и обучающихся в образовательном процессе.
Главное внимание уделяется формированию и развитию профессионально-важных качеств (ПВК) обучающихся, определённых руководящими документами на конкретных этапах и курсах обучения. Профессионально-важные качества - это свойства субъекта профессиональной деятельности, совокупность и применение которых в процессе работы обеспечивают эффективное выполнение служебных обязанностей. При этом ПВК состоят из трёх основных групп: базовых, ведущих и специальных:
1. Базовые профессионально-важные качества - это свойства нервной системы обучающегося, особенности его психических процессов, влияющие на качество выполнения служебных обязанностей по профессиональному предназначению после выпуска из вуза. Они включают в себя: физиологические, нервно-психические, духовно-нравственные и организаторские качества.
2. Ведущие профессионально-важные качества - это те свойства, которые характеризуются наибольшей непосредственностью с параметрами деятельности по конкретной военной учётной специальности (ВУС). К ним относятся: самоконтроль, воля, целеустремлённость, дисциплинированность, выдержка, ответственность, работоспособность, сосредоточенность, интуиция, стрессоустойчивость, глубина и оперативность памяти, гибкость мышления и др.
3. Специальные профессионально-важные качества - это свойства, отражающие уровень подготовки обучающегося по определённой штатной должности непосредственно в воинской части (организации, учреждении),
позволяющий решать поставленные учебно-боевые задачи в любых условиях обстановки непосредственно на боевом посту, вахте, в составе дежурных смен и расчётов.
Разработка и внедрение инноваций в учебный процесс вуза осуществляются посредством подготовки инновационных кадров (в том числе среди слушателей и курсантов), разработки инновационных образовательных программ и активного использования электронной образовательной среды путём внедрения в проведение учебных занятий интерактивных методов обучения.
Диагностико-оценочный кластер включает в себя отдел инновационной диагностики и развития военного вуза, систему диагностического инструментария оценки уровня развития личностных и ПВК слушателей и курсантов, соответствующих универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС 3++ по этапам и курсам обучения. Диагностика осуществляется по замеряемым индикаторам, разработанным для каждой учебной дисциплины, и включает в себя: оценочные материалы, тесты, вопросы для текущего, рубежного, промежуточного контроля и итоговой аттестации. При этом особое внимание обращается на развитие межпредметных связей и межкафедральное взаимодействие при составлении вопросов итоговой аттестации слушателей и курсантов постоянного состава и офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации.
Диагностируемые уровни сформированности ПВК и компетенций слушателей и курсантов включают: 1) инновационный, характеризующийся способностью обучающихся при решении служебных задач будущей военно-профессиональной деятельности принимать на вариативной основе оптимальные управлен-
ческие решения с использованием инновационных форм, методов и способов и 2) нормативный, являющийся показателем сфор-мированности качеств и компетенций, предметно определённых руководящими документами в деятельности органов военного управления и не выходящих за пределы общепринятых норм и установленных нормативов.
Результативно-деятельност-ный кластер ориентирован на воспроизводство инновационного потенциала вуза посредством обеспечения преемственности в подготовке инновационных кадров, развития и совершенствования учебно-материальной базы, укрепления связей с профильными вузами и НИИ Министерства обороны РФ, гражданскими вузами, научно-производственной базой инновационной деятельности. Подготовка инновационных педагогических кадров осуществляется в рамках деятельности Школы инновационного педагогического мастерства при методическом кабинете Учебно-методического отдела вуза. В качестве педагогов-новаторов для проведения занятий привлекаются наиболее подготовленные преподаватели вуза и приглашённые преподаватели из других вузов, чьи инновационные идеи, разработки, методические находки успешно прошли апробацию в образовательном процессе вузов и могут быть эффективно использованы при проведении занятий в военном вузе.
Анализ педагогической практики позволяет выделить по отношению к инновационной деятельности следующие группы педагогов:
- новаторы-педагоги, смело распространяющие и внедряющие новые идеи и педагогические технологии с убедительным обоснованием их необходимости и эффективности;
- лидеры, идущие впереди других в восприятии нового, охотно
берущиеся за его внедрение в образовательный процесс;
- педагоги, работающие по инерции, поддерживающие новое только тогда, когда его воспримет большинство коллектива;
- склонные к сомнению, выбирающие между новым и старым только после того, как сформируется общее положительное общественное мнение;
- «нигилисты», критикующие всё новое, считающие, что оно лишает их привычного покоя.
Целенаправленное изучение инновационной деятельности педагогов позволило выделить в её структуре следующие четыре основных компонента:
1. Мотивационный. Включает внешние и внутренние стимулы воздействия на мотивы (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих и личностное развитие при разработке инновационных продуктов). К таким стимулам можно отнести: материальное вознаграждение, престиж в профессиональной среде, наличие высшей квалификации, достижение более высокого профессионально-педагогического статуса, в частности за участие в различных конкурсах.
2. Креативный. Отражает способность инициировать новые идеи, отказываться от традиционных схем мышления, если они не приносят ожидаемого успеха.
3. Технологический. Переработка имеющихся образовательных программ, их авторская интерпретация, вычленение и классификация проблемных педагогических ситуаций, ознакомление с новшеством и необходимостью его освоения.
4. Рефлексивный. Осмысление произошедших изменений в результате внедрения разработанных и освоенных инноваций, возникших проблем и трудностей, разработка путей их устранения; доведение до педагогического сообщества разработанной и апробированной инновации.
Как показал анализ научных работ, основными признаками ин-новационности педагогической системы в современных условиях образования являются следующие:
1. Рассмотрение педагогической системы с позиции антро-поцентристской парадигмы, в которой на первое место в качестве центрального звена и основной педагогической цели ставится обучающийся не как объект педагогического воздействия, а как субъект осознанного учебно-воспитательного взаимодействия в рамках субъект-субъектного подхода.
2. Смысл педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава заключается в раскрытии и развитии лучших сторон обучающихся как субъектов самообразовательной деятельности. При этом основное внимание обращается на развитие инновационной направленности профессионального мышления педагогов, разработку и применение новых педагогических технологий, направленных на максимально возможное индивидуально-личностное и профессиональное формирование и развитие обучающихся.
3. Обучение не является обособленным процессом. Оно логически включается в систему воспитания, выступает одним из основных культуротворческих механизмов и инструментов, обеспечивающих формирование и развитие мотивационной, компетентностной, интеллектуально-творческой, волевой и физической сфер личности.
4. Обязательным условием эффективного функционирования педагогической системы выступает реализация воспитательного и развивающего потенциала культурно-средовых условий и различных видов деятельности обучающихся.
5. Обучение, воспитание и развитие осуществляется по индиви-
дуальной траектории, в которой учитываются как запросы педагогической практики, так и потребности личности.
Проведённый историко-педа-гогический анализ показал, что педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. В.А. Сластенин рассматривает инновацию как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что структурно-содержательные элементы инновационной педагогической системы военного вуза должны отвечать определённым требованиям: взаимосвязаны между собой, опосредованы целеполаганием и задачами, адаптированы к социальному заказу и образовательной среде, уровню развития педагогического состава, потребностям обучающихся, информативно-коммуникативной компьютеризации педагогических технологий, инте-гративно-модульному построению содержания обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самохин, В. Ф. Модель инновационной системы военного профессионального образования: структура, цели и задачи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия: Психология и педагогика, 2007. № 7. С. 238243.
2. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Издательство «Магистр», 2014. 224 с.