Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на степень активности участия учителей в инновационном процессе'

Факторы, влияющие на степень активности участия учителей в инновационном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотая И. Г.

В данной статье рассматривается понятие готовности учителя к инновационной деятельности. Определены факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельности и на степень активности участия учителей в инновационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на степень активности участия учителей в инновационном процессе»

изучаемых МНВ, устанавливать связи и отношения явлений, событий, понятий науки, уметь анализировать различные составляющие той или иной области знаний, делать обобщения и выводы.

Консультации по МНВ являются одним из видов учебной работы обучающихся и предназначены для руководства и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельных занятий и могут носить индивидуальный или групповой характер.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что важной основой для совершенствования преподавания МНВ в вузах силовых ведомств является освоение и применение преподавателями всего многообразия традиционных педагогических подходов, методов, приёмов проведения занятий, и в целом процесса обучения. Важную роль в этом играют способы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Традиционные методы преподавания МНВ должны творчески направляться на профессиональное и личностное развитие обучающихся, на выработку у слушателей и курсантов умения самостоятельно добывать, и применять знания в данной области. При этом необходимо всесторонне учитывать психологические особенности основных звеньев процесса овладения знаниями, навыками и умениями. Методика преподавания МНВ в вузах МВД РФ призвана обеспечить всестороннюю профессиональную подготовку слушателей и курсантов на основе творческой связи научных знаний с их будущей профессиональной практической деятельностью.

Список литературы:

1. Руденко Ю.С, Муцынов С.С. Современная лекция в высшей военной школе: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2000. - С. 34.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

© Золотая И.Г.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

В данной статье рассматривается понятие готовности учителя к инновационной деятельности. Определены факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельности и на степень активности участия учителей в инновационном процессе.

* Учитель математики, соискатель.

Инновации, или новшества присущи для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению образовательного процесса и являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельно взятых учителей, так и целых коллективов.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Вопросы педагогического новаторства, поиска оптимальных приемов и методов обучения и воспитания получили широкое развитие в работах отечественных и зарубежных педагогов (B.C. Лазарев, М.А. Моисеев, П.И. Пидка-систый, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова, К. Ангеловски, Э.-Р. Роджерс и др.). Дидактические и психологические основы управления образовательными инновационными процессами стали предметом детального исследования Ю.К. Бабанского, Г.Г. Воробьева, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и ряда других ученых.

Говоря об инновациях, необходимо дать понятие инновационного процесса, который представляет собой комплексную деятельность «по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств» [5] - охватывает множество различного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное определение содержит в себе принципиальное положение о том, что инновационный процесс

- это деятельность, следовательно, он обязательно должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым. Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) [2]. Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования [4]. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельность и на степень активности участия учителей в инновационном процессе, которые, наряду с разнообразными моделями и специфическими особенностями инновационного процесса, рассматриваются в исследованиях по педагогической инноватике в работах В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.В. Лоренсова, З.Ф. Мазура,

Б.П. Мартиросян, М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина,

Н.Р. Юсуфбековой и др.

Выделенные исследователями факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов можно разделить на две группы. Приведенные факторы имеют значение в условиях производственной деятельности, однако при реализации инновационной деятельности в школе их учет также необходим для обеспечения ее эффективности.

К первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения вовне полезных для себя новшеств. Можно выделить три группы факторов, определяющих уровень организации:

1. психологические характеристики персонала (установки руководителя к нововведениям; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном росте; склонность руководителя к риску; информационные контакты в коллективе организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала на изменения; образовательный уровень персонала; нормы, принятые в коллективе);

2. структурные характеристики организации (размер организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат);

3. характеристики окружения (уровень стабильности - неопределенности внешнего окружения; изменения в требованиях к продукту; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; межоргани-зационная кооперация).

Ко второй группе относятся факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:

- гибкость организационной структуры, проявляющуюся в способности организации создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;

- общая культура организации;

- стиль руководства;

- информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;

- информированность членов организации о достоинствах новшества;

- вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;

- наличие четко поставленных целей;

- хорошее планирование процесса изменений;

- наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;

- мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);

- способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления;

- организация обучения персонала;

- регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;

- наличие отлаженной системы коммуникаций.

Нет оснований полагать, что, будучи существенными для эффективности инновационных процессов в других организациях, названные выше факторы не будут сказываться на эффективности инновационных процессов в педагогической деятельности. Поэтому при анализе и совершенствовании системы инновационной деятельности школы необходимо учитывать все.

Однако благоприятные условия инновационной деятельности не всегда являются залогом активности участия в ней педагога. Как показывают исследования, важным фактором является наличие готовности к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Орлова Т.В. говорит о прямой зависимости качества развития общеобразовательных учреждений и в целом педагогического коллектива от готовности к инновационной деятельности. Качество готовности учителей к инновационной деятельности, в свою очередь, определяет уровень развития исследовательской работы в школе [3]. Автором выделены основные задачи подготовки учителей к инновационной деятельности:

- Создать условия, благоприятные для стимулирования творческой деятельности учителей.

- Закрепить оптимальный для учителя стиль деятельности, создавая особую среду для индивидуальной неповторимости, нестандартности учителя.

- Развить и воспитать у учителей способность к поисково-исследовательской деятельности.

Подготовка учителей направлена на пробуждение интереса к педагогической инноватике, повышающей качество образовательного процесса, инновационную активность педагога. Инновационная активность учителя

в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом. В инновационной деятельности учителями решаются задачи четырех основных типов:

1. освоения (внедрения) новшеств;

2. собственной разработки новшеств;

3. проведения педагогических экспериментов;

4. передачи собственного опыта и разработок.

Черновой Л.Т. включает готовность к инновационной деятельности в структуру общей готовности к педагогической деятельности [1] и выделяет такие ее специфические характеристики как:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а также проектировать и моделировать их в практических формах деятельности;

- культурная развитость и образованность, предполагающие интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;

- открытость субъекта новому, которая базируется на толерантности педагога, гибкости и панорамности мышления.

На основании выше изложенного можно предложить направления инновационной деятельности.

Направления инновационной деятельности:

1. Теоретико-методологическая и методическая деятельность.

2. Научно-исследовательская, проектировочная деятельность.

3. Учебная деятельность.

4. Внеурочная деятельность.

Список литературы:

1. Лазарев B.C. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / B.C. Лазарев. - М: Центр социальных и экономических исследований, 1997.

2. Лобок А.М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 1. - С. 6-10.

3. Орлова Т.В. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Павлова Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.П. Павлова. - Якутск, 2009. - 9 с.

5. Петровский А.В. Психология: словарь / А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский. - М., 1990. - 496 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.