Научная статья на тему 'Инновационная деятельность учителя технологии как средство развития исследовательских умений'

Инновационная деятельность учителя технологии как средство развития исследовательских умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1723
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепова Евгения Богдановна

Автор статьи обращается к одной из актуальных проблем для современного дополнительного профессионального образования-развитие технологической культуры учителя как составляющей его профессионально-педагогической культуры. Важным условием для развития технологической культуры учителя технологии автор рассматривает инновационную деятельность. Создание, освоение и использование педагогических инноваций направлены на развитие исследовательских умений учителей, на совершенствование их профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность учителя технологии как средство развития исследовательских умений»

ности выполняемых им функций в педагогической системе. Предоставление самостоятельности элементам педагогической системы позволяет более гибко реагировать на разнообразные ситуации учебно-воспитательного процесса, создает условия для совершенствования форм и методов организации управления в вузе.

УДК 36.08

Слепова Евгения Богдановна

Старший преподаватель кафедры 00 «Искусство» и «Технология» ГБОУДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», slepova64@mail.ru, Новосибирск

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Slepova Evgeniya Bogdanovna

The senior teacher of the department of the educational branch ' Art" and "Technology", “Novosibirsk institute of increasing of qualification and refresher course of the educational staff”, slepova64@mail.ru, Novosibirsk

INNOVATIVE ACTIVITIES OF TECHNOLOGY TEACHERS AS A MEANS TO DEVELOP RESEARCH SKILLS

Рассматривая в исследовании проблему развития технологической культуры учителя образовательной области «Технология» как составляющей профессионально-педагогической культуры, под «технологической культурой учителя» понимаем готовность к преобразованию педагогической деятельности посредством сформированных технологических умений решения профессиональных задач в динамических условиях педагогического процесса, отражающего социальную направленность технологии педагогической деятельности. Технологическими умениями, являющимися результативными показателями готовности учителя к преобразованию собственной педагогической деятельности, являются исследовательские умения.

Эффективность развития исследовательских умений учителя технологии заключается в направленности данного процесса на создание в образова-тельно^ практике учителя инновационной среды, т. е. условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов профессиональной деятельности. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX в., и до сих пор этот феномен является одним из самых

неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены Н. Р. Юсуфбековой [7]. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств в профессиональном образовании посвящены работы М. В. Кларина [2], В. А. Сластенина [4; 5], В. И. Слободчикова [6], Н. Р. Юсуфбековой [7] и др.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическим процессам инновация - это введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителей и учащихся.

Н. Б. Крылова [3] определяет инновации как «существенный элемент развития образования», как «актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультуриого пространства образования».

Инновация в образовании - осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений составляющих образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося. Н. Р. Юсуфбекова [7], в частности, считает педагогическую инноватику «самостоятельной отраслью педагогической науки, учением о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, применении их на практике».

По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности учителя, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

В. А. Сластенин [4] считает, что в профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются такие элементы, как нормативные - действия на основе педагогической нормы, стандарта; инновационные-действия, создаваемые в ходе собственного педагогического поиска. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование его практики с целью создания технологических элементов, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.

В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль учителя как непосредственного носителя новаторских идей.

Инновация становится обязательным компонентом личной педагогической деятельности учителя. Учителю требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

Исследуя условия формирования инновационной педагогической деятельности, Л. С. Подымова [5] рассматривает инновационность как принцип современной педагогики. Обобщая наметившиеся подходы к сущности инновационных процессов в педагогике, она отмечает, что в их основе лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Важно заметить, что предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов лежат в плоскости объединения этих двух связанных между собой проблем, рассматриваемых до настоящего времени, к сожалению, изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что изучение, обобщение и распространение опыта работы учителей имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышление участников образовательного процесса более прогрессивным.

Таким образом, результатом инноваций должно быть использование теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе. Все это позволяет рассматривать в качестве важнейшего условия развития технологической культуры как составляющей профессионально-педа-гогической культуры специально организованную деятельность учителя по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Н. Р. Юсуфбекова [7] определяет такие инновационные механизмы развития образования, как:

- создание творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивирования интереса к новшествам в педагогическом коллективе;

- создание социокультурных и материальных условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующую образовательную систему.

Учитель выступает в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий. Он должен быть подготовлен к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей и методик, т. е. к мониторингу нововведений. Осваивая инновационную деятельность, учитель становится субъектом данной деятельности. Происходит самостоятельная постановка целей развития, изменение поведения при возникновении препятствий. Учитель направляет свою активность на освоение новшества. Проявление инициативы и активности учителя зависит от определенных условий, которые создаются для развития и профессионального роста педагогического коллектива, и во многом от них зависят. Их реализация не только поддерживает мотивацию участников инновационного процесса, они также формируют инновационные установки у той части учителей, которые ранее не имели желания осваивать новшества.

Таким образом, для того чтобы возникла и поддерживалась мотивация на освоение новшеств, в школе должна быть создана определенная мотивационная среда, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие.

В исследованиях М. В. Волынской [1], В. И. Слободчикова [6], посвященных эффективности инноваций в образовании, выделяются необходимые условия на каждом этапе внедрения новшества. К их числу относятся условия:

- на стадии создания новшеств: установки руководителя и стиль его руководства; мотивированность учителей на творчество; уровень педагогической компетентности участников разработок; уровень их исследовательской компетентности; социально-психологический климат в коллективе, готовность коллектива школы поддерживать инновационную активность его членов; развитость сети коммуникаций с учеными, осуществляющими научное руководство нововведений;

- на стадии распространения новшеств: характеристики самих новшеств; восприимчивость образовательных учреждений к нововведениям; уровень развития обучающей и консультационной инфраструктуры;

- на стадии внедрения новшеств: гибкость организационной структуры, проявляющаяся в способности образовательных учреждений создавать временные структурные единицы (в частности, временные рабочие группы), ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей; культура организации; стиль руководства; информированность сотрудников о проблеме; информированность сотрудников о достоинствах новшества; вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им; наличие четко поставленных целей; хорошее планирование процесса изменений; мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений); способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления; организация обучения педагогического коллектива; регулярный и эффективный контроль за ходом процесса внедрения; наличие отлаженной системы коммуникаций.

Наибольшее распространение в школе имеют инновации связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования. Выводы по научным исследованиям [1; 2; 5; 6; 7] показывают, что результаты но педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. Использование результатов педагогических исследований предполагает ознакомление учителей с инновационной практикой, обоснование целесообразности ее внедрения, развитие на этой основе потребности в применении новшества. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.

Эффективной формой методической, консультативной помощи (изучение и распространение опыта отдельного учителя или опыта школы, результатов научных исследований) является повышение квалификации учителя в условиях дополнительного профессионального образования. Это возможно и необходимо по причинам:

- во-первых, автор педагогического новшества или какой-либо конструктивной педагогической идеи или технологии не всегда отдает отчет в его ценности и перспективности;

- во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени, усилий и др.;

- в-третьих, новшество в изложении автора не всегда получает обоснованную научную и методическую инструментовку;

- в-четвертых, при изложении автором инноваций и путей их внедрения со стороны учителей-коллег может проявиться реакция «отторжения» в силу личностных особенностей как автора, так и его коллег;

- в-пятых, профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения дополнительного профессионального образования способен взять на себя функции анализа и коррекции в отношении как отдельного учителя, так и педагогического коллектива.

Управление инновационной деятельностью на уровне учреждения дополнительного профессионального образования не исключает участия в такой работе самого учителя-автора или всего коллектива школы, что создает условия для максимального использования и стимулирования индивидуально-творческих возможностей. Таким образом, объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций. Создание, освоение и использование педагогических инноваций направлено на совершенствование профессионально-педагогической деятельности учителей, в том числе предмета «Технология». И дело здесь не в том, как выполнен каждый этап нововведения в отдельности, а как их единство и взаимосвязь обеспечивают достижение главной цели внедрения педагогической инновации -развития исследовательских умений учителя и, тем самым, развитие его технологической культуры. Поэтому, обобщая имеющийся опыт методологических исследований (М. В. Кларина, В. И. Слободчикова, Н. Р. Юсуфбе-ковой и других), можно выделить совокупность критериев педагогических новшеств, предложенную В. А. Сластениным [4]: новизну, оптимальность, высокую результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации В. А. Сластенин считает новизну, имеющую большое значение при оценке передового педагогического опыта. В связи с этим для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность нового опыта, каков уровень его новизны.

Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций определяет величину затраченных учителями сил и средств для дости-

жения наиболее успешных результатов. Учителя образовательной области «Технология», для которых свойственна различная исходная психологопедагогическая подготовка (наличие или отсутствие ее), могут добиваться одинаково высоких результатов при различной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Если при введении в учебный процесс педагогической инновации высокие результаты достигаются при наименьших физических, умственных и временных затратах, это свидетельствует о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя технологии. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в их понимании и изложении делают этот критерий одним из самых широко используемых в оценке значимости новых приемов, способов технологического обучения школьников.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте -еще один из критериев оценки педагогических инноваций. В массовом опыте инновация не всегда может быть применена. Действительно, если ценная педагогическая идея или технология пригодны только для узкого, ограниченного применения, что обусловлено особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Инновации, творчески освоенные отдельными учителями, после апробации и объективной оценки могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для развития педагогического творчества учителя, освоения технологической культуры как профессионально-педагогической (от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных концепций, знаний, технологий до их эвристической, креативной разработки и внедрения). Такой подход к применению педагогических инноваций дал возможность распределить учителей технологии в проведенном исследовании на кафедре образовательных областей «Искусство» и «Технология» ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО по уровням исследовательских умений: адаптивный (низкий), репродуктивный (средний), эвристический (высокий), творческий (высший). На основе рассмотренной совокупности критериев педагогических новшеств, предложенной В. А. Сластениным, нами были выделены показатели оценки уровня исследовательских умений учителей технологии:

- позиция к нововведениям;

- выявление приоритета в развитии педагогических технологий;

- обеспечение в образовательной практике оптимального взаимодействия традиций и инноваций;

- анализ и применение новаторского педагогического опыта;

- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Анализируя результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в период с 2002 по 2009 гг., по выявлению уровня сформированное™ исследовательских умений учителей технологии в процессе повышения квалификации на базе кафедры образовательных областей «Искусство» и «Технология» ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО, можно заметить изменившееся отношение к нововведениям у обучающихся (рис. 1):

- процент учителей, активно сопротивляющихся инновациям, заметно уменьшился с 28,7% до 4,0%;

- процент учителей, пассивно относящихся к инновациям, поддерживающих их в зависимости от обстоятельств уменьшился с 58,0% до 38,0%;

- процент учителей, активно поддерживающих инновации, увеличился с 13,3% до 58,0%.

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

сопротивляюиуеся поддерживаюиуе поддерживаюиуе

инновациям инновации инновации

■ в начале эксперимента 13 в конце эксперимента

Рис. 1. Мониторинг оценки учителей по отношению к нововведениям (на начало и конец эксперимента)

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

творческии

эвристический

репродуктивный

_____'

адаптивным

I в начале эксперимента □ в конце эксперимента

Рис. 2. Динамика активной позиции учителей к нововведениям (на начало и конец эксперимента)

Рис. 2 иллюстрирует динамику активной позиции учителей к нововведениям: понижение адаптивного и репродуктивного уровней и рост эвристического и творческого уровней. Это исследование было направлено на выявление инновационной активности учителей технологии. Активность учителя является ключевым условием инновационного процесса в школе - процесса разви-

тия образовательной системы за счет создания, распространения и освоения новшеств. Данный процесс протекает благодаря тому, что учителя совершают инновационную деятельность - целенаправленное преобразование практики образования - за счет создания, распространения и освоения новшеств. Инновации, творчески освоенные отдельными учителями образовательной области «Технология», получают распространение через участие этих учителей в мастер-классах, семинарах, методических и практических практикумах в рамках курсов повышения квалификации и стажировок на кафедре образовательных областей «Искусство» и «Технология ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО. Анализируя показания тестов, анкет, результатов итоговой контрольной работы учителей, констатируем, что в результате эпытно-экспериментальной работы произошел значительный рост количественных (рис. 3) и качественных (рис. 4) показателей уровня их исследовательских умений.

Рис. 3. Динамика роста исследовательских умений учителей (количественный показатель)

выявление активная позиция обеспечение обощение и анализ и

приоритетных к нововведениям оптимального распространение применение

направлений в взаимодействия собственного новаторского

развитии традиций и педопьгга педопыта

педтехнологии инноваций

| В в начале эксперимента □ в конце эксперимента

' ■ ■' ;: ■ •

Рис. 4. Динамика роста исследовательских умений учителей (качественный показатель)

Развитие инновационной деятельности учителя, его исследовательских умений является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет большое значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны учителями. В контексте содержательной трактовки образования необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы образования является учитель. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогических кадров, так и от степени заинтересованности и участия каждого учителя в развитии инновационной деятельности в образовании. Между тем, инновационное образование не будет таковым, если учителя не станут способными не только воспринимать нововведения, но и создавать их и делать главным механизмом в учебном процессе. Инновационная настроенность учителей лишь на изменение содержания не даст желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической трансляционности - «педагогики передачи и усвоения знаний» (термин академика И. П. Иванова) - непременная задача модернизации образования.

Библиографический список

1. Волынская, М. В. О месте инноваций в образовании [Текст] / М. В. Волынская // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. -2005.-№5.-С. 45-49.

2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования [Текст] / М. В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с. - (Развивающее обучение).

3. Новые ценности образования. Выпуск 1. Тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. - М.: РФФИ-ИПИ, 1995. - 55 с.

4. Сластенин, В. А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

5. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП изд-во «Магистр», 1997. - 224 с.

6. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл [Текст] / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч.-метод. журн. -2004.-№2.-С. 6-18; №3,-С. 5-15.

7. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в образовании [Текст]: метод, пособие / Н. Р. Юсуфбекова. - М.: ЦСПО РСФСР, 1991. - 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.