А.Л. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ
В ПАМЯТЬ О СЫНЕ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛИТАРНОГО АМЕРИКАНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
A.L. Perevezentsev
IN MEMORY OF A SON: THE HISTORY OF AN ELITE AMERICAN UNIVERSITY'S CREATION
Статья посвящена истории создания и современному состоянию одного из самых знаменитых американских университетов - Стэнфордскому университету в Пало-Альто, Калифорния. Опираясь на англоязычные источники, автор анализирует особенности формирования одного из ведущих американских образовательных и научных центров, роль в этом процессе таких личностей, как Леланд Стэнфорд и Герберт Гувер. Автор приходит к выводу о том, что Стэнфордский университет является настоящим феноменом в академической сфере, а его история содержит множество интересных фактов и особенностей.
Ключевые слова: Стэнфордский университет, Леланд и Джейн Стэнфорд, Гуверов-ский институт войны, революции и мира.
The article is devoted to the history of creation and the current state of one of the most famous American universities - Stanford University in Palo Alto, California. Based on English-language sources, the author analyzes the features of the one of the leading American educational and scientific centers' formation, the role of such personalities as Leland Stanford and Herbert Hoover in this process. The author comes to the conclusion that Stanford University is a real phenomenon in the academic field, and its history contains many interesting facts and features.
Keywords: Stanford University, Leland and Jane Stanford, Hoover Institution on War, Revolution and Peace.
В 2003 г. автору этих строк посчастливилось стать финалистом Международной исследовательской программы «Фулбрайт» (Fulbright Research Program). Для успешного участия в конкурсе желательно было заручиться согласием потенциального научного руководителя из одного из американских университетов. Поскольку мой научный проект был посвящен истории США в 1920-1930-е гг., я обратился к одному из ведущих специалистов по этому периоду, лауреату Пулитцеровской премии, профессору Стэнфордского университета Дэвиду Кеннеди, и он ответил согласием. Успешно завершив отбор по программе, в начале сентября я вместе с семьей прибыл в Стэнфорд, где провел очень интересный и продуктивный академический год до июня 2004 г.
Хотелось бы подробнее рассказать об интереснейшей истории его создания. Стэнфордский университет не относится к числу старейших в США (как, например, университеты «Лиги плюща»), но имеет интересную и славную историю. Его основателями является супружеская чета Стэнфордов - Леланд (1824-1893 гг.) и Джейн (1828-1905 гг.).
Леланд Стэнфорд, предки которого прибыли на Американский континент из Европы в XVII в., родился на ферме в штате Нью-Йорк. В 1848 г. он, после нескольких лет обучения и трехлетней работы в офисе юридической компании в городе Олбани, был принят в коллегию адвокатов. Как отмечают исследователи, первоначально он «собирался работать в качестве адвоката в своем родном городке» Порт-Вашингтон, но после пожара, уничтожившего его офис в 1853 г. (по слухам, здание подожгли завистливые конкуренты успешного юриста), он решил перебраться на стремительно развивавшееся Тихоокеанское побережье1.
Незадолго до этих событий, в сентябре 1850 г., Леланд Стэнфорд женился на Джейн Элизабет Лэтроп. Долгожданный наследник появился у четы Стэнфордов лишь 18 лет спустя, в 1868 г. (Джейн родила его в возрасте 39 лет), и
1 Smith R.N. An Uncommon Man: The Triumph of Herbert Hoover. N.Y.: Simon and Schuster, 1984. Р. 69.
был назван в честь отца (полное имя - Леланд ДеВитт Стэнфорд-младший). В это время семья жила в огромном особняке в городе Сакраменто, позднее переселившись в Сан-Франциско.
Итак, Леланд Стэнфорд приехал в Калифорнию в начале 1850-х гг. и, поселившись в городке с вполне соответствующим названием «Эльдорадо», вскоре разбогател во время знаменитой калифорнийской «золотой лихорадки» середины XIX в., а затем увеличил свое состояние во времена «железнодорожного бума» - в частности, на строительстве (вместе с еще тремя компаньонами -М. Хопкинсом, Ч. Крокером и К. Хантингтоном) «Центральной Тихоокеанской железной дороги». Интересно, что многие проживающие сегодня в Калифорнии этнические китайцы являются потомками «дешевой рабочей силы», во множестве завозившейся в США из Китая именно Л. Стэнфордом и его компаньонами. Всего восемь лет спустя, в 1861 г., обладатель огромного состояния, успешный бизнесмен, республиканец Леланд Стэнфорд был избран 8-м губернатором Калифорнии, а позднее, в 1885 г. - членом Сената США от этого штата.
Их первенец, долгожданный и единственный сын и наследник четы Стэнфордов - Леланд Стэнфорд-младший, - находясь в путешествии по Европе со своими родителями, заболел брюшным тифом и скончался 13 марта 1884 г. во Флоренции, куда был отправлен на лечение. Он не дожил два месяца до своего 16-летия... Для безутешных родителей единственным смыслом жизни стало увековечивание памяти сына. Осознав, что теперь они ничего не могут сделать для своего ребенка, они решили использовать свое богатство для помощи в получении образования «другими детьми».
Поначалу Леланд Стэнфорд предложил принять имя Леланда-младшего некоторым из уже существовавших старейших университетов страны, в том числе из знаменитой «Лиги плюща», обещая за это солидную материальную поддержку со своей стороны. Но известные университеты отклонили предложение, дорожа, по-видимому, своими уже устоявшимися «брэндами». В Интернете ходит байка о том, что Леланд Стэнфорд лично приезжал в Гарвардский
университет, в котором якобы обучался его сын, с тем, чтобы предложить его ректору взаимовыгодное сотрудничество взамен на увековечение памяти сына в названии университета, что, конечно же, не соответствует действительности.
И тогда сенатор решил использовать принадлежавшие ему земли (около 8 000 акров) живописной долины Санта-Клара около города Пало-Альто (в переводе с испанского - «высокое дерево»), который находится в 35 милях к югу от Сан-Франциско, для строительства нового университетского кампуса. Для успешного строительства кампуса сюда была проложена специальная железнодорожная ветка. Официальное открытие Стэнфордского университета состоялось 1 октября 1891 г., после шести лет планирования и строительства. Это был выдающийся день не только для самого учебного заведения, но и, безусловно, для всей Калифорнии. После смерти сына Леланд Стэнфорд-старший сказал своей жене знаменитую фразу: «Нашими детьми будут дети Калифорнии».
Основатель университета не жалел денег для своего детища. На создание университета его основатель потратил 20 млн долл. - почти половину своего состояния, оцениваемого в конце XIX в. примерно в 50 млн долл. (почти миллиард долларов по меркам начала XXI в.). Известный историк Уилл Ирвин отмечает, что, когда Леланду Стэнфорду требовалась консультация по какой-либо сложной технической проблеме, он спрашивал только одно: «Кто является лучшим специалистом в этой сфере?» - и мгновенно нанимал его на работу. Так, для проектирования университета был приглашен знаменитый ландшафтный архитектор Фредерик Л. Олмстед, известный созданием Центрально-
го Парка в Нью-Йорке, а для создания неповторимого ансамбля зданий в «испанском колониальном стиле» - не менее известный архитектор Ричардсон, прославившийся постройкой Тринити-Чёрч в Бостоне2. По вопросам разработки учебного плана и организации учебного процесса в целом Леланд Стэнфорд консультировался, как правило, с самим Чарльзом Элиотом - ректором Гарвардского университета. Первое общежитие на кампусе - «Энсина Холл» - существует до сих пор, стоимость проживания в нем в то время составляла солидную сумму - 23.50 долл. в месяц3.
Девизом нового университета стало известное изречение германского гуманиста XVI в., соратника Мартина Лютера, Ульриха фон Гуттена (1488-1523) «Die Luft der Freiheit weht», которое можно перевести как «дует ветер свободы»4. Оно было выбрано первым ректором (президентом) Стэнфордского университета, которым стал молодой ученый, д-р Дэвид Старр Джордан - известнейший ихтиолог (о нем говорили, что он «знает о рыбах больше, чем сам Нептун»5), поэт и талантливый администратор, в качестве президента буквально «поставивший на ноги» университет Индианы и «прихвативший» с собой на новое место работы наиболее талантливых сотрудников. Сам Леланд Стэнфорд еще в 1885 г. закономерно возглавил Попечительский совет университета.
Они оба присутствовали на церемонии официального открытия нового учебного заведения. На открытой площади, окруженной с четырех сторон зданиями в стиле «старой испанской миссии» (с характерными красными черепичными крышами и множеством живописных арок), присутствовали также несколько десятков преподавателей и более 400 студентов так называемого «pio-
2 Irwin W. Herbert Hoover: A Reminiscent Biography. N.Y.: Grosset and Dunlap Publishers, 1928. Р. 37. В другом источнике в качестве архитектора учебных корпусов и других зданий назван 28-летний Чарльз А. Кулидж (Stanford Facts: Information for visitors and prospective students. Stanford University, 2003. Р. 8).
3 Charnley M.V. The Boy's Life of Herbert Hoover. N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1931. P. 80.
4 The Motto Controversy. URL: https://exhibits.stanford.edu/becoming-stanford/feature/the-motto-controversy (дата обращения: 18.06.2023).
5 Charnley M. V. The Boy's Life of Herbert Hoover... P. 78.
neer class» - «курса первооткрывателей» (самого первого набора) - тех, кто через четыре года станут его первыми выпускниками.
Хотелось бы отметить тот факт, что в год открытия университета на первый курс было принято 555 студентов, среди которых оказался будущий 31-й президент США Герберт Гувер, поступивший на геологический факультет. Как уже было упомянуто выше, первым президентом (ректором) Стэнфордско-го университета стал Дэвид С. Джордан, с 2016 г. университет возглавляет 11-й по счету президент - Марк Тессье-Лавинь. Кстати, ректоры Стэнфордско-го университета живут на территории кампуса в роскошном особняке, в котором ранее проживал экс-президент США Герберт Гувер, оставивший его по завещанию своей любимой «alma mater»...
Основатель университета Леланд Стэнфорд, обращаясь к студентам-первокурсникам, в своей речи отметил: «Все, что мы можем сделать для вас, -это дать вам необходимые возможности для достижения ваших целей. Помните, что жизнь, прежде всего, прагматична: то, что вы должны здесь получить, с пользой поможет подготовить вас для будущей профессиональной карьеры, а также то, что обучение должно не только сделать вас сведущими в искусствах и науках, но и должно полностью развить вашу моральную и религиозную природу». Обращаясь к Совету попечителей, он подчеркнул, что главной целью нового университета является не только возможность дать студентам техническое образование, необходимое для успешной профессиональной карьеры, но и воспитание в них гражданской ответственности, любви к Богу и человечеству6.
Леланд Стэнфорд скончался спустя два года, в 1893 г., а спустя десять лет, в январе 1903 г., в центре кампуса в его честь была открыта Мемориальная церковь - одна из главных достопримечательностей университета, красивейшее здание с четырьмя величественно звучащими органами, украшенное уникальной мозаикой.
6 McGee D.H. Herbert Hoover: Engineer, Humanitarian, Statesman. N.Y.: Dodd, Mead and Company, 1966. P. 16.
В 1906 г. в Калифорнии произошло мощнейшее землетрясение, причинившее немало проблем жителям штата. Разрушительная стихия ударила и по стэнфордскому кампусу, погубив двух человек и разрушив несколько совсем новых зданий... Незадолго до этого события, в 1905 г., ушла из жизни Джейн Стэнфорд, и казалось, что у университета наступают трудные времена. Но, на счастье Стэнфордского университета, один из его первых выпускников оказался блестящим «кризис-мэнеджером», обеспечившим ему процветание на долгие десятилетия вперед. Невероятно значимую роль в становлении и развитии Стэнфордского университета сыграл один из самых знаменитых его выпускников, 31-й президент США Герберт Гувер. Благодаря тому, что в первые годы существования университета это был благотворительный проект четы Стэн-фордов (со студентов не брали плату за обучение), это давало шанс получить высококачественное образование таким, как Гувер - бедный сирота на попечении у родственников... Подробнее о том, как будущий президент США обучался в Стэнфорде и какую роль сыграл в дальнейшей судьбе университета, мною рассказано в одной из предыдущих публикаций7. Гувер, вошедший в 1912 г. в Попечительский совет университета, вскоре стал влиятельнейшим его членом. Он вкладывал в развитие университета значительные финансовые средства, а также активно участвовал в кадровой политике. К примеру, именно с его «по-
7 Перевезенцев А.Л. Гувер и Стэнфорд // «Поиск» - Ьдешс. Серия гуманитарная. 2008. №3.
Алматы, 2008.
дачи» вторым президентом (ректором) в Стэнфорде в 1913 г. стал декан геологического факультета университета, любимый преподаватель Гувера - доктор Джон Каспер Браннер.
20 июня 1919 г. Герберт Гувер основал в Стэнфордском университете научно-исследовательский институт («Hoover War Collection»), в настоящее время носящий название «Гуверовский институт войны, революции и мира». С момента основания «Гуверовский институт» был и остается одним из крупнейших «советологических центров», в котором собраны архивы «белого движения», русской эмиграции и т.п. Здесь до сих пор помнят работавшего в институте в послевоенные годы А.Ф. Керенского; среди сотрудников и исследователей много известных имен, в том числе Роберт Конквест (1917-2015), автор знаменитой книги «Большой террор», бывший Государственный секретарь США Д. Шульц и другие. В 2020 г. Гуверовский институт возглавила широко известная в недавнем прошлом Кондолиза Райс (госсекретарь США в 20052009 гг.), в 1993-1999 гг. бывшая проректором Стэнфордского университета. Один из символов Стэнфорда - Гуверовская башня (Hoover Tower - главное здание «Гуверовского института войны, революции и мира») - была открыта в 1941 г. как часть программы празднования 50-летнего юбилея университета.
Уже к середине XX в. Гуверовская башня стала местом хранения около 30 000 архивных документов, 100 000 книг и памфлетов на 27 языках мира, более 3 000 наименований газет на 30 языках из 50 различных стран, свыше 15 000 наименований журналов из 45 стран на 35 языках, более 32 000 плакатов, а также географических карт, киноматериалов, коллекций монет и медалей и более 300 различных «специальных коллекций» (манускриптов, фотографий, прокламаций, листовок и других пропагандистских материалов времен Первой мировой войны). Особый интерес исследователей вызывают коллекции Дэвида С. Джордана и Рэя Лимана Уилбура (третьего президента Стэнфорда, большого друга Г. Гувера), Лу Генри Гувер и многие другие8.
8 Fisher H.H. A Tower to Peace. The Story of the Hoover Library on War, Revolution and Peace.
Stanford University Press, 1945. P. 9-17.
За прошедшие более чем сто лет Стэнфордский университет вырос и количественно, и качественно. Если в 1900 г. в Стэнфорде было 75 профессоров, 1 055 студентов, обучающихся на бакалавра, и 114, обучающихся в магистратуре и докторантуре, то в 2002 г. - около 1 700 профессоров (включая Медицинский центр, специальные научные центры и институты, в том числе Гуверов-ский институт с 70-ю сотрудниками), а также свыше 6 700 студентов - будущих бакалавров и более 7 600 магистров и докторантов. В 2022 г. количество студентов выросло до 17 300 (не считая 1 800 «постдокторантов»), преподавателей - до 2 300 (из них 21 - лауреаты Нобелевской премии)9. Интересно проследить динамику роста ежегодной платы за обучение (Tuition Rates) - в 1920-1921 гг. она составляла, к примеру, $120; в 1960-1961 гг. - $1000, 1980-1981 гг. -$6 285, 1990-1991 - $14 280, 1996-1997 гг. - $20 490, 2002-2003 гг. - $27 204, в 2022-2023 гг. - $57 700 (по сравнению с предыдущим годом рост составил 4%). В настоящий момент плата за обучение студента-иностранца, включая проживание и питание ($18 600 в год), покупку книг и учебников, медицинскую страховку и прочие расходы, превысила $77 000 в год10 - Стэнфорд по этому показателю входит в тройку самых «дорогих» университетов США.
Конкурс на поступление в Стэнфордский университет, где можно получить образование на 67 факультетах и кафедрах семи колледжей (институтов) -инженерного, юридического, медицинского, бизнеса и др., традиционно достаточно высок - так, в 2002 г. было подано 18 599 заявок (в наши дни их число возросло до 45 000), принято на первый курс 2 368 студентов (12,7%, или примерно каждый восьмой). Существует стереотип, что в элитных университетах наподобие Стэнфордского обучаются в основном дети богатых американцев, закончившие частные школы. Это не совсем так - к примеру, из всех первокурсников, принятых в 2002 г., подавляющее большинство - около 70% - обучались в публичных (общественных) школах, около 30% - в частных и 0,5% - в
9 URL: https://facts.stanford.edu/ (дата обращения: 31.07.2023).
10 URL: https://news.stanford.edu/report/2022/02/17/stanford-board-trustees-approves-4-percent-increase-2022-23-tuition/ (дата обращения: 31.07.2023).
домашних условиях (Home school). Студенты 2002 г. пришли в Стэнфорд из 49 штатов США и 42 стран мира.
Среди всех студентов Стэнфордского университета, обучавшихся в 2002/2003 учебном году, калифорнийцев было 48%, из других штатов США -47% и иностранцев из 62 стран мира - 5% (в том числе более половины - 51% -из Азии и по 16% из Европы и Латинской Америки). В 2022 г. в Стэнфорде обучались представителя всех 50 американских штатов, а также иностранцы из 64 стран - их количество выросло до 16%. В начале века парней среди студентов Стэнфорда было чуть больше половины - 51%, девушек - 49% (в 2022 г. девушек стало 54%, парней - 46%). Расовый и национальный состав студентов 20 лет назад выглядел следующим образом - белых около 40%, американцев азиатского происхождения - 23%, афроамериканцев и испаноязычных (в основном мексиканцев) - примерно по 12%, коренных американцев - 2% (в 2022 г. количество азиатов выросло до 29%, латиноамериканцев - до 17%, а вот белых сократилось до 22%). Из всех студентов, поступивших в Стэнфорд в 1990-е гг., искомую степень бакалавра получили около 90%. Соотношение студентов и преподавателей в Стэнфорде за последние четверть века снизилось от семи к одному до примерно пяти к одному.
Среди преподавателей Стэнфорда 68% - мужчины и 32% - женщины11. В 2002 г. среди них было 17 лауреатов Нобелевской и 4 - Пулитцеровской премии, 128 членов Национальной Академии наук, 220 членов Американской академии наук и искусств, 42 члена Американского Философского общества.
Кроме действующих выдающихся ученых, на кампусе Стэнфордского университета живут ветераны, ранее работавшие здесь или в других научных центрах. Так, в сентябре 2003 г. скончался живший на территории Стэнфордского университета знаменитый физик, «отец водородной бомбы» Эдвард Тел-лер. Многие из профессоров-пенсионеров, желая быть полезными университету, на волонтерских началах ведут занятия для визитеров-иностранцев в Меж-
11 URL: https://facts.stanford.edu/ (дата обращения: 31.07.2023).
дународном центре - так, лекции по «Межкультурным взаимоотношениям» (Cross-cultural Communications) нам читал 80-летний профессор Леон Фишер.
В университете широко распространена практика зарубежных стажировок: так, несколько сотен студентов ежегодно проводят один из учебных семестров в одном из 12 стэнфордских зарубежных центров - в Гонконге, Берлине, Флоренции, Киото, Оксфорде, Кейптауне, Париже, Стамбуле, Мадриде, Сантьяго и других.
Руководство Стэнфордского университета постоянно стремится повысить престиж своего учебного заведения. Так, уже через пару дней после объявления лауреатов Нобелевской премии за 2003 г. в газете Стэндфордского университета появилось сообщение, что один из них, Нобелевский лауреат по литературе южноафриканец Джон М. Кутзее, уже со второго семестра будет преподавать в Стэнфорде один из курсов. Даже на одном этом примере видна блестящая работа топ-менеджеров университета - мгновенно нашли «новоиспеченную» знаменитость, пригласили на работу, предложили отличные условия. Кстати, средняя зарплата стэнфордского профессора примерно вдвое выше, чем средняя оплата труда профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях США.
Не менее, чем своими научными достижениями, стэнфордцы гордятся своими спортивными успехами. Здоровый образ жизни является в Стэнфорде чем-то вроде культа (в позитивном смысле этого слова): среди профессоров и студентов практически нет курящих - за 9 месяцев пребывания в университете не видел ни одного. Стадионы, спортивные залы и площадки заполнены с утра до вечера, университет имеет 20 женских и 16 мужских команд по различным видам спорта - от гимнастики и плавания до баскетбола и легкой атлетики. Большинство команд входит в первую десятку общенационального рейтинга студенческих команд (NCAA). Количество занимающихся спортом согласно известному закону регулярно «переходит в качество» - только на летних Олимпийских играх в Барселоне (1992), Атланте (1996) и Сиднее (2000) спортсмены из Стэнфорда завоевали 30 золотых (10, 16 и 4 соответственно) и
17 серебряных и бронзовых олимпийских медалей. Всего за время существова-
12
ния университета его атлетами было завоевано 296 олимпийских медалей . Выпускниками Стэнфордского университета являются такие известные спортсмены, как лучший гольфист мира Тайгер Вудс, один из лучших конькобежцев мира за всю историю этого вида спорта, пятикратный Олимпийский чемпион Лэйк-Плэсида (1980 г.) Эрик Хайден, великий теннисист Джон Ма-кинрой, игроки НБА Б. Найт и М. Мэдсен, многократные чемпионы и призеры Олимпийских игр Кэти Ледеки, Джанет Эванс, Пабло Моралес, Дженни Томпсон, Саммер Сандерс, Боб Матиас и др.
Продолжая тему выпускников Стэнфорда, отметим, что среди них -
18 космонавтов, ректоры известных университетов и колледжей, в том числе Рутгерса, Дюка, Калифорнийского, Аризонского, университета Джонса Хоп-кинса, Бостон-Колледжа и др., звезды Голливуда Сигурни Уивер, Риз Уизер-спун, Дженнифер Коннелли, кинопродюсер Ричард Занук, четыре члена Верховного суда США, писатели Джон Стейнбек и Кен Кизи, известные бизнесмены Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард, основатели одноименной корпорации, один из богатейших людей Америки Чарльз Шваб, создатели сервера «Yahoo!» Ч. Янг и Д. Фило, «Google» Сергей Брин, компании «Netflix, Inc.» Рид Хастингс, «Instagram» Майк Кригер, директора и управляющие известных фирм «Gap, Inc»., «Nike, Inc»., «3Com», «Cisco Systems» и др. Среди политиков отметим бывшего премьер-министра Израиля Эхуда Барака, президента Перу Алехандро Толедо, бывшего госсекретаря США Уоррена Кристофера, губернатора Калифорнии (до А. Шварценеггера) Грэя Дэвиса, экс-министра обороны Уильяма Перри, бывшего главу ЦРУ Р. Джеймса Вулси, ряд сенаторов и министров, а также уже упоминавшегося экс-президента США (1929-1933) Герберта Гувера.
12 URL: https://facts.stanford.edu/wp-content/uploads/sites/20/2023/02/2023_Stanford_Facts.pdf (дата обращения: 1.08.2023).
Выпускником Стэнфордского университета, кстати, является и один из послов США в Казахстане (2004-2008, 2011, 2013-2014) - Джон Ордвэй, окончивший исторический факультет в 1972 г.
Культурная, общественная жизнь в Стэнфорде буквально «бьет ключом». В университете имеется около 600 студенческих организованных групп по интересам - в академической сфере, политике, международных отношениях, религии, охране окружающей среды и т.п. Ежегодно ими организуются и проводятся около 1500 мероприятий. Издаются две газеты - ежедневная «Стэндфорд Дэйли» и еженедельная «Стэнфорд Рипорт». В театральном центре университета дается около 40 представлений в год - музыкальных, театрализованных, танцевальных... Имеется 30 религиозных организаций, в том числе «Исламское общество», последователи Будды, «Зороастрийская комьюнити» и др.
Безусловной гордостью Стэндфорда является музеи и библиотеки. Главный музей университета, Канторовский центр изобразительных искусств, помимо исторического здания, где коллекции и выставки представлены в 24 галереях от античности до современности, включает примыкающий к зданию Парк скульптур Родена - здесь находится более 20 работ великого Огюста Родена, включая знаменитые «Врата ада». Кроме того, на территории кампуса имеется более 70 скульптур различных авторов - от Генри Мура и Огюста Родена до Александра Калдера и Джоан Миро, а также гигантский деревянный индейский тотем. В «Гуверовской башне» имеются экспозиции экс-президентской четы -
Лу Генри и Герберта Гуверов, содержащие документы и другие памятные вещи - ордена, фотографии, плакаты и т.п. Важной достопримечательностью Стэн-форда является также 150-футовый (в диаметре) радиотелескоп («The Dish»), построенный в 1960-е гг.
Библиотек в Стэндфордском университете - двадцать, включая Главную, работающую почти круглосуточно, а также библиотеки отдельных факультетов и институтов, включая библиотеку Гуверовского института, имеющую уникальный отдел редких книг. Общее количество содержащихся в них книг, жур-
13
налов, аудио- и видеокассет и т.п. превышает 12 млн экземпляров . Фонды библиотек ежегодно пополняются в среднем на 150 тыс. томов. Затраты на содержание и развитие библиотек в университете составляют десятки миллионов долларов в год. Университетское издательство «Stanford University Press» ежегодно публикует в среднем около 140 научных монографий.
Стэнфордский университет - один из первопроходцев в компьютерной сфере. Первый компьютер появился на кампусе в 1956 г. Стэнфордский университет был получателем первого сообщения, направленного посредством компьютера в 1969 г., также здесь был создан в 1991 г. (в университетском «Linear Accelerator Center») первый веб-сайт. Членами Стэнфордского «комью-нити» было создано более 400 высокотехнологичных компаний, в том числе «eBay», «Google», «Learning Company» и др. Университет является одним из
13 URL: https://www.stanford.edu/ (дата обращения: 1.08.2023).
самых «компьютеризированных» учебных заведений даже по американским меркам. Локальная университетская сеть - SUNet (Stanford University Network) - еще 20 лет назад включала в себя более 55 тыс. компьютеров с выходом в Интернет. Студенты университета могут пользоваться услугами около 100 компьютерных центров и классов.
Еще одна важная характеристика Стэндфордского университета заключается в том, что он является крупным финансовым центром. Так, бюджет Стэнфордского университета в 2002/2003 учебном году составлял $2,1 млрд (в 2022/2023 гг. - $8,2 млрд), причем оплата студентами за учебу составляет в нем всего 14-15%. Бюджет также складывается из «спонсируемых исследований», т.е. исследовательских проектов, - от 16 до 36%, доходов от инвестиций - 2025%, прибыли от деятельности Медицинского центра - от 8 до 23% и др. В расходной части бюджета зарплаты и премии преподавателей и сотрудников составляют 53-64%, расходы на содержание кампуса, оргтехнику и т.п. и управление - от 27 до 37%. Около 5% бюджета выделяется на финансовую помощь студентам. В Стэнфорде гордятся тем фактом, что только 14% его выпускников имеют «студенческий долг» (student debt), в среднем не превышающий $12 тыс. Эндаумент университета в настоящий момент составляет $36,3 млрд - интересно, что 10 лет назад с показателем $18,7 млрд Стэнфордский университет был по этому показателю 4-м в США после Гарварда, Йеля и Университета Теха-са14.
Важную роль в бюджете любого университета США играют пожертвования - в основном от выпускников, а также от бизнесменов, политических деятелей, а также тех, кто хотел бы увековечить свое имя (именем спонсора может быть назван музей, библиотека, учебный или лабораторный корпус и т.д.). Сумма ежегодных пожертвований Стэнфордскому университету поражает воображение - так, в 1995 г. она составила свыше $240 млн, в 2000 г. - $580 млн,
14 Эндаумент-фонд как форма поддержки образовательных учреждений. URL: https: //studme.org/44263/finansy/endaument-fond_kak_forma_podderzhki_obrazovatelnyh_ uchrezhdeniy (дата обращения: 1.08.2023).
в 2002 г. - $455 млн. В 2012 г. в результате мощной кампании по сбору средств «Стэнфордский вызов» удалось собрать гигантскую сумму - 6,2 миллиарда долларов.
Имея такие финансовые возможности, Стэнфордский университет приглашает с «гостевыми лекциями» известных ученых, политиков, деятелей культуры. Так, нам посчастливилось побывать на поэтическом вечере, когда в Стэнфорд приехал почитать свои стихи живой классик советской и российской поэзии Андрей Вознесенский... Запомнились лекции известной в советское времена Анджелы Дэвис, ныне респектабельного профессора университета Санта-Круз (Калифорния), корреспондента «Wall Street Journal» по Казахстану и Средней Азии Стива Левайна...
Также среди запомнившихся мероприятий, проходивших в Стэнфорде в течение академического года, были проводившиеся Центром российских, восточноевропейских и евразийских исследований (CREEES) крупные международные конференции, посвященные жизни и творчеству советских писателей Исаака Бабеля и Бориса Пастернака.
О «креативности» американских студентов следует сказать особо. К примеру, осуществленные студентами театральные и музыкальные постановки, которые довелось увидеть своими глазами, если и отличались по уровню от брод-вейских, то довольно незначительно. Еще одна важная черта, которая может служить образцом для подражания, - любознательность студентов и преподава-
телей Стэнфорда, стремление узнать что-то новое. К примеру, в Стэнфорде диспут по вопросам института президентства в США с участием двух известных профессоров и модератора-журналиста вызвал такой интерес, что огромный, под тысячу мест зал не мог вместить всех желающих, и тогда в фойе вынесли динамики, чтобы те, кому не хватило места внутри, могли хотя бы слышать участников дискуссии.
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что при написании данной статьи было очень трудно оставаться объективным, потому что год, проведенный в Стэнфорде, был, пожалуй, наиболее ярким и запоминающимся. Именно здесь у автора этих строк возник интерес к личности выдающегося инженера, гуманитария и политика Герберта Гувера, что вылилось со временем в десятки научных статей, а также монографию биографического характера о его удивительной судьбе15. Стэнфордский университет, без сомнения, является настоящим явлением в мировой науке и образовании, а его история полна интересными фактами и особенностями...
15 Перевезенцев А.Л. Герберт Гувер: долгий путь к недолгой славе. Актобе, 2015. 428 с.