о.
о
ш
-О I -О
с
<
Для объемного массового строительства нового жилья в России не хватает ни электричества, ни воды, ни канализационных коллекторов, ни газа. Проблемы не решить без реального частно-госу-дарстенного партнерства, c одной стороны, и без ликвидации бюрократизма в управлении строительством и ЖКХ на местах — с другой.
МилаБОИКОВА
В отключке
По одной статье
При решении каждой конкретной проблемы с коммуникациями наблюдается закономерность — чиновники стремятся переложить ответственность на население. Даже там, где энергоинфраструктура требует минимальной доработки под нужды будущих жильцов строящегося дома, местные администрации найдут способ увеличить обременения застройщика, что в конечном счете ложится дополнительной финансовой нагрузкой на плечи покупателя. В крупных регионах мы опросили представителей власти и профессиональных участников строитель-
ного рынка с целью выяснить, кто же виноват в сложившейся обстановке и каковы пути выхода. (Более подробно эта проблема будет обсуждаться 28 февраля на конференции, организованной журналом «Прямые инВЕСТИции» при поддержке Сбербанка России.] Оказалось, что причины дефицита инженерно-технической инфраструктуры, то есть коммуникаций, при новом строительстве незамысловаты, но масштабны. Это и отсутствие должного внимания к финансированию ЖКХ еще со времен застоя, и обилие «точечной» и «уплотняющей» застройки в первые годы девелоперского бума, и порочная
практика постоянного латания дыр ЖКХ вместо коренной реконструкции и перехода на современные технологии и материалы. За рубежом давно и успешно применяются индивидуальный учет энергопотребления (счетчики], собственная генерация тепла и электричества, технологии «интеллектуального здания», контролирующие расход энергии, качество изоляции, вентилирование зданий. Алексей Поляков, генеральный директор компании «Просперити Проджект Менеджмент»: «Увеличение стоимости проекта из-за применения новых технологий компенсируется экономией энергоресурсов,
которые в Европе значительно дороже, чем в России. Для сравнения: в 2007 году стоимость российского газа в Европе будет составлять в среднем $260 за тысячу кубометров, а в России — около 1 тыс. руб. ($35)».
В результате длительного бездействия властей мы имеем заоблачные цены на недвижимость при явном дефиците жилья и его малой доступности для широких слоев населения. Сложнейшие, накопленные годами проблемы требуют незамедлительного разрешения. При этом выясняется, что практическим шагам по урегулированию ситуации препятствует несовершенство законодательства.
Владимир Кабанов, первый заместитель главы администрации Волгоградской области: «Основной программный документ национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — федеральная целевая программа «Жилище» на период 2006-2010 годы, содержащая четыре подпрограммы, среди которых и «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Последняя предполагает привлечение частных инвестиций и использование мер господдержки. Эта поддержка будет предоставляться в виде государственных гарантий по кредитам, которые предполагается направлять на строительство объектов коммунальной инфраструктуры, а также в виде субсидий на частичное погашение процентов по кредитам. Подпрограммой предусматривалось, что заемщиками могут выступать органы местного самоуправления и застройщики. Однако постановлением Правительства РФ от 3 июня 2006 года № 351 «О порядке предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства» застройщики из этой схемы были выведены, что осложнило привлечение частных инвесторов к реализации подпрограммы».
Спешим обнадежить читателя — Росстрой предложил распространить госгарантии и на частные строительные компании, и на предприятия коммунального хозяйства. Вопрос обсуждается. А пока в рамках упомянутого постановления банкам предоставляются гарантии на суммы займа до 50% от основного долга на эти цели для субъектов Федерации и муниципальных образований. Минфин должен подписывать с ними соответствующие соглашения о таких гарантиях. Однако до недавнего времени, как заявил в одном из выступлений руководитель Росстроя Сергей Круглик, ни одного соглашения Минфином подписано не было. Причина — муниципалитеты имеют слишком большие бюджетные задолженности, а кроме того, зачастую не соответствуют требованию Бюджетного
кодекса, согласно которому размер заимствований не может превышать 10% от доходной части бюджета.
Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Республики Татарстан: «Предполагаемая схема оказания государственной поддержки... не привлекает ни субъекты Федерации, ни органы самоуправления муниципальных образований, которые, принимая на себя кредит по существующей схеме, ограничены установленными Бюджетным кодексом предельными объемами государственного и муниципального долга, размером дефицита и текущих расходов бюджета. В настоящее время субсидии и государственные гарантии предоставляются субъектам РФ и муниципальным образованиям сроком до трех лет. Надо, чтобы непосредственно застройщики сетей могли получать субсидии и гарантии сроком от пяти до десяти лет». Так что доступ к предусмотренным в бюджете гарантиям по обеспечению участков инфраструктурой (17,5 млрд. руб.) весьма ограничен.
Вопрос о том, кому следует обеспечивать участок коммуникациями, также остается открытым. В привлечении различных профессиональных участников рынка к этому процессу есть свои плюсы и минусы. Павел Солдатов, директор по строительству — заместитель гендиректора «Ипотечной компании Сбербанка», Нижний Новгород: «Путь выхода из дефицита — развитие рынка частных компаний — продавцов энергоресурсов, как это практикуется в развитых странах. Подвести коммуникации к строящемуся объекту — это дело продавца газа, электро- и теплоэнергии, который, вложившись на первоначальном этапе, потом будет зарабатывать деньги на продажах. К сожалению, такие рыночные механизмы появились только на рынке телефонной связи. Другой вариант: застройщики могут самостоятельно прокладывать сети и коммуникации. Это выгодно при застройке крупного района и накладно, если возводить пару домов. В-третьих, возможно внесение инвестиционных взносов на развитие инфраструктуры города. Застройщик может исправно
Санаторно-курортные зоны Кисловодска и Пятигорска в ночные часы лишены освещения из-за действий ОАО «Ставропольэнерго» — монополиста на региональном рынке электроснабжения
платить свой взнос, и не факт, что он своевременно получит то, за что заплатил. В-четвертых, внедряется еще один путь: созданием инженерной инфраструктуры будут заниматься городские структуры, а застройщик должен выкупать на аукционе земельный участок с подведенными коммуникациями и сразу приступать к строительству».
Вариантов, как видим, немало. Однако на практике результаты пока негативные, в том числе из-за нестыковок в законодательстве. Михаил Норкин, замначальника главного Управления архитектуры и градостроительства администрации, начальник Управления государственного строительного надзора Волгоградской области: «Прошло время, когда строители многоэтажных жилых домов километрами за свой счет прокладывали все подводящие и вне-квартальные сети, возводили крупные подстанции. Строя эти коммуникации, они формально являлись собственниками, но никак не могли передать сети: ни налоговым законодательством, ни Гражданским кодексом не предусмотрены варианты безвозмездной передачи крупных объектов собственности».
Московских окон гасимый свет
По разным оценкам, уровень износа сетей в Московском регионе составляет до 70%.
Система требует коренной реконструкции. И здесь, как и во всей стране, власти пытаются решить вопросы за счет застройщиков (следовательно, и за счет покупателя недвижимости). Несмотря даже на чрезвычайный рост цен на недвижимость в столице, не всем девелоперам под силу осуществить проект на нынешних условиях, когда необходимо пробивать еще и коммуникации. Несколько легче профессионалам строительного рынка, но и они — за исключением ну очень крупных компаний — могут остаться не у дел.
EI
О
z
Новый для России бизнес — лэнд-девелоп-мент. Выкупается участок под строительство, обеспечивается всеми коммуникациями и продается застройщику. На фото: УК «Масштаб» на калужском направлении — проект А101, где планируется построить более 13 млн. кв. м жилья для 300 тыс. человек
Невозможность рационально решить вопрос подключения электроэнергии в проекте «Золотой остров» (территория фабрики «Красный Октябрь») стоил КРТ статуса управляющей компании проекта. В Рузском районе Московской области достаточно слабо развиты магистральные электрические сети. Приступая к проектированию коттеджных поселков и рекреационных комплексов в рамках программы «Рузская Швейцария», деве-лопер столкнулся с необходимостью строительства магистральных газопроводов, линий электропередачи, тепловой электростанции. В результате 1 -я очередь программы стала дороже на $23,5 млн. при общих затратах на этот проект свыше $493 млн. В Спас-Заулске (Клинский район) крупный американский производитель санитарного фаянса «Колер» (Kohler) отказался от строительства завода: для подключения к газо-
ь
снабжению необходимо было проложить газопровод длиной более 30 км. В Клину застройщик «Энергомашкорпорация» остановил строительство тепловой подстанции, не сумев получить лимиты на газ.
Случаются проблемы даже у такого зубра столичного рынка, как СУ-155: при строительстве микрорайона «Кутузовский» близ Одинцова дома долгое время не были подключены к коммуникациям — не удавалось договориться с местной администрацией.
Пожар в комплексе «Воробьевы горы» («ДОН-Строй») не смогли сразу потушить, потому как «в кране не было воды».
Более-менее сносная ситуация с состоянием коммуникаций, особенно канализационных, только в самых дорогих местах — на Остоженке («Золотая миля»]. В этом районе аккурат перед перестройкой был проведен капитальный ремонт коммуникаций. По мнению знающих людей, именно поэтому Остоженку и стали первой раскручивать как элит-
Коммуникационные трудности
Победители конкурса
Кировская область выиграла федеральный конкурс по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой по подпрограмме нацпроекта «Доступное и комфортное жилье», ей выделена госгарантия в объеме 148 млн. руб. Эти средства должны пойти на возведение инженерной инфраструктуры на новой строительной площадке — в слободе Урванцево (290 тыс. кв. м жилья плюс 300 тыс. кв. м поблизости в перспективе), которая вплотную прилегает к густонаселенному Юго-Западному микрорайону Кирова. Затраты на возведение инженерной инфраструктуры составят не более 10% от стоимости самих новостроек. Федерация погасит третью часть начисленных по кредитам процентов. Победителем объявленного тендера стало ЗАО «Альбион». Планируется, что все коммунальные сооружения здесь подготовят уже к лету. Площадки под жилищное строительство будут выставлены на аукционы. Немного иная схема софинансирова-ния при кредитовании предполагает-
ся в Ростове-на-Дону. В западной части города планируется построить Ливенцовский микрорайон. Андрей Максимов, начальник муниципального казначейства:«На обеспечение коммунальной инфраструктурой будущего микрорайона решено взять кредит на три года в размере 708 млн. руб. После того, как земельные участки будут обеспечены коммуникациями, начнется конкурсная продажа земельных участков». При кредитовании муниципалитет воспользовался преференциями, предоставляемыми в рамках нацпро-екта «Доступное жилье»: Федерация предоставляет гарантии в размере 50%, областной бюджет — еще 50% и частичную компенсацию процентной ставки по кредиту. В этом году Ростов намерен освоить 140 млн. кредитных рублей. В бюджете региона на 2007 год заложено 1,05 млрд. руб. под гарантии кредитов для проведения сетей в пяти городах и районах области.
Радужную картину с предоставлением кредитов регионам-донорам не-
сколько подпортила ситуация в Перми. ОАО «Камская долина» — управляющая компания городской программы «Дом для вашей семьи», в соответствии с которой его партнер — некоммерческое объединение «Жилсоцинфонд» — осуществляет застройку микрорайонов Акулова и Юбилейный-2, а также жилого комплекса из четырех многоэтажек на шоссе Космонавтов, 166. Недавно Росстрой признал «Жилсоцинфонд» одним из победителей Федеральной программы по предоставлению субсидий на обеспечение объектов коммунальной инфраструктуры вышеуказанных земельных участков. Но из-за отсутствия механизма предоставления субсидий финансирование в текущем году не предусмотрено.
Непринимающая сторона
Можно привести множество примеров, когда из-за проблем с коммуникациями срываются сроки сдачи объектов. В сентябре кировские строители были готовы сдать 25-30 многоквартирных домов и документы по новостройкам представляли, но комиссия приняла всего три дома. Эти проблемы действенно решает правительство Нижнего Новгорода, может, потому, что у него есть опыт строитель-
ства в столице: губернатором является бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, а за строительство отвечает экс-гендиректор СУ-155 (Москва). Еще в прошлом году в Нижнем насчитывалось около 80 тыс. кв. м жилья — построенного, но не сданного из-за проблем с различными коммуникациями. Сейчас этот показатель не превышает 5 тыс. кв. м. Валерий Англичанинов,министр строительства Нижегородской области: «Дефицит энергоснабжения наблюдается по всем пунктам. Энергетическая инфраструктура, построенная в последние годы советской власти, рассчитана лет на десять. Мы этот ресурс выбирали 15 лет, не озаботившись его пополнением, и выбрали полностью. Дальше — тупик, выход из которого надо было искать года два-три назад. Министерство строительства всячески помогает застройщикам ввести дома в эксплуатацию и решить проблему с подключением к мощностям. Уже полгода проводятся совещания с представителями компаний-монополистов и застройщиками по этому поводу. Правительство области завершает разработку программы реконструкции Нижнего Новгорода, которая как раз и предусматривает в первую очередь проведение инженерных коммуника-
ный ареал. Дальнейшему процветанию «Золотой мили» способствовала и политика местных чиновников, выдающих разрешения на строительство. При этом застройщикам элитного жилья навязывалась реконструкция тепловых камер и канализации. Причем обременение налагалось не пропорционально занимаемой площади строительства, а по принципу: кто ближе к властным органам — тот и платит меньше. Платить же приходилось за выполнение подрядных работ проправитель-
Воспользоваться федеральными субсидиями на проведение коммуникаций в микрорайоны Акулово и Юбилейный-2 в Перми невозможно, так как не разработан механизм их предоставления
ственным подрядным фирмам. При всей видимой несправедливости в этой схеме для застройщика есть и плюсы — в виде гарантии, что выполненная такой фирмой работа точно будет принята экспертными органами, а сумма оплаты услуг подряда войдет в стоимость
квадратного метра новостройки.
Алексей Поляков: «Проблема инженерных коммуникаций состоит из двух частей: ресурс (лимит) мощности для подключения и инженерные сети для доставки и распределения.
Стоимость (подключение и сети) электричества в Москве составляет около $1,5 тыс. за 1 кВт, или $450 на 1 кв. м элитного жилья в центре города. В Подмосковье ориентировочная стоимость подключения электричества — $1,2-1,3 тыс. за 1 кВт; водоснабжение и канализация — $1-1,1 тыс. за кубометр в сутки; теплоснабжение — $2,5 тыс. за Гкал. В пересчете на квадратный метр типовой жилой застройки это составляет около $100, или порядка 15% инвестиций в проект, иногда до 30%».
Дмитрий Краснов, руководитель проектов департамента девелопмента УК «Масштаб»: «Трудности с получением технических условий (ТУ — гарантия того, что построенный дом будет обеспечен коммуникациями — водо- и теплоснабжением, светом, канализацией. — «ВЕСТИ») созданы искусственно. Стоимость их подписания складывается из стоимости, во-первых, технологического присоединения к энергетическим сетям и, во-вторых, снятия обременений по этому
I
е д
ций к площадкам комплексной застройки, причем с запасом мощностей на пять лет. Проектом программы реконструкции определен адресный перечень перспективных участков и график их освоения под жилищное строительство — всего 55 участков с общим выходом жилья до 2012 года в объеме 10,4 млн. кв. м. Но строительство — не самоцель. Надо строить жилье, которое можно эксплуатировать. Чтобы в доме было электричество, нужно заранее понять, откуда оно в дом придет, построить подстанцию, причем до строительства дома. Без программы строительства жилья отраслевые министерства — газовики, энергетики — не понимали, как развиваться дальше, что они должны построить, что — нет. Нам удалось свести планы воедино, и у них открылись конкретные перспективы». А вот негативный пример того, до чего доводит лояльность принимающей стороны при сдаче дома в эксплуатацию. Дом №22 по бульвару Франца Лефорта в активно застраивающемся последние годы микрорайоне Сельма Калининграда был принят городской комиссией в мае 2005 года. В акте было указано, что объект принимается с условием подключения его к газоснабжению в течение месяца после
подписания акта. Но и по сей день дом (построенный на средства дольщиков) не газифицирован. Дольщики написали письмо в мэрию Калининграда, обвинив госкомиссию в неправомерных действиях: ведь если бы акт о госприемке не был подписан, дольщики, по условиям договора с застройщиком, имели бы право требовать от него выплаты неустойки за каждый день просрочки сдачи в эксплуатацию. Мэрия парировала: мол, заселение дома при отсутствии газа было произведено с согласия дольщиков. По информации представителей фирмы-застройщика (ЗАО «Балт-ФинСтрой»), в соответствии с техус-ловиями, выданными ФГУП «Кали-нинградгазификация», этот дом должен был быть подключен к магистральной сети газопровода, прокладываемой другим застройщиком (ООО «Союз 2000)» к строящемуся им на соседней улице жилому дому. Но ООО «Союз 2000» объявил о своем банкротстве, и соответствующий участок газопровода не был построен. ЗАО «БалтФинСтрой» разработало новый проект газоснабжения дома, предусматривающий прокладку газопровода от соседних жилых домов, уже подключенных к магистральным коммуникациям. Застройщик согласовал проект в «Калининградгазифика-
ции», выбрал подрядчика и гарантирует дольщикам в течение 40 рабочих дней после постройки наружных сетей передачу их для обслуживания и подключения к газу ФГУП «Калинин-градгазификация». Иное дело, когда речь идет о служивых гражданах федерального подчинения. В рамках президентской программы «15 плюс 15» для военных Балтфлота в том же микрорайоне Сельма построено семь многоквартирных домов. Ответственность за их подключение к сетям (согласно заключенному договору с Росстроем и Минобороны) лежит на регионе. И местные власти делают все, чтобы вовремя подвести воду, тепло, электричество. Для снабжения новостроек к Сельме тянут дополнительную трассу от городского водовода, в полтора раза увеличили пропускную способность теплопровода в микрорайон, для чего пришлось реконструировать котельную. Готовятся к сдаче три электроподстанции. На эти работы истрачено 50,9 млн. бюджетных рублей.
Тьма и безводье на Кавказских водах
В центральном и старых районах Ставрополя сложности с подведением к новостройкам воды — город берет
воду из Сенгилеевского озера, находящегося на 500 м ниже (подается насосами). Старые коммуникации не были рассчитаны на подобное количество жителей и объектов инфраструктуры. Поэтому при строительстве новых домов снижается напор в домах старых, порой вода не доходит до 4-5-х этажей. Аналогичную картину можно встретить в любом городе Кавминвод. Уже 30 лет подряд в последние дни сентября все Кавминводы по три дня подряд сидят без капли воды. Есть еще одна проблема в крае — с подводкой газа. Решается очень сложно, особенно если предприятие хочет, например, подключить свою собственную мини-котельную, у которой весьма велик срок самоокупаемости. Зимой курортные парки в городах КМВ отключают от электроэнергии еще в шесть-семь часов вечера. Свет подают только на территорию санаториев. При этом в самом Ставрополе в энергосистему города днем сбрасываются излишки Волгодонской АЭС — фонари на объездных дорогах вокруг Ставрополя и центральных кварталов города горят на полную мощность и днем, и ночью. Монополист ОАО «Ставро-польэнерго» не допускает на свой энергетический рынок ростовских атомщиков, и поэтому электроэнергии в регионе в целом не хватает.
договору присоединения. Застройщику всегда вначале навязывают тяжелые обременения. Например, прокладка кабельных линий часто выступает обязательным пунктом при выдаче ТУ на присоединение к сетям, хотя, согласно законодательству (ППМ №815. — «ВЕСТИ»], этот пункт входит в обязанности городского заказчика». Пока продажи идут активно, застройщику выгодно строить на любых условиях, и он соглашается на любые ТУ. Тем более что в соответствии с новым законодательством (ФЗ-214), строительство начинается только после получения разрешения на строительство и, соответственно, техусло-вий. (Согласно предварительным ТУ, инвестор обязан только обеспечить все оборудование для эксплуатации коммуникаций: то есть установить вентиль и трубу, но будет ли там вода, тепло и т.д. — еще вопрос. — «ВЕСТИ»]. Зачастую — так было на пике продаж прошлого года — застройщику не очень-то и выгодно срочно снимать обременения по подключению коммуникаций сразу после постройки дома, так как квартиры уже проданы по «кривым схемам», а при подключении коммуникаций к дому получается, что надо платить из полученной прибыли. Вот он и выжидает — чем позже выполняются техусловия, тем позже приходится расставаться с деньгами. При этом существует вариант, что появится сосед-застройщик с такими же ТУ, и те же работы обойдутся дешевле». Иногда выгоднее попросту договориться с городом, передав ему часть акций компании,—такой выход актуален только для монолитных комплексов
бизнес-класса, продажи в которых шли в прошлом сезоне несколько хуже, чем в более дешевых сегментах.
Не улучшилась ситуация и после введения тарифов за подключение МОЭКа. Вроде бы застройщику остается только разводка по кварталу коммуникаций, предварительно реконструированных или вновь подведенных, однако местные чиновники могут либо просто не давать подключаться (не заключать договор на выдачу техусловий и снятие обреме-нений], либо требовать оплату за подведение коммуникаций не только на конкретном участке под застройку, но и за его пределами.
Анатолий Федоренко, руководитель информационно-аналитического управления ГК «Вашъ финансовый попечитель» (Москва): «Проблема технологического подключения к электрическим сетям в настоящее время достаточно сложна и непрозрачна. Энергетики из-за нехватки инвестиционных ресурсов, получаемых за счет тарифа на поставку электроэнергии, пытаются добиться увеличения платы за присоединение к электрическим сетям. В Москве эта плата может составлять 40 тыс. руб. за 1 кВт присоединяемой мощности. Не отстают от энергетиков и владельцы водопроводных и газовых сетей, которые испытывают дефицит средств на их развитие. Все это ложится тяжелым грузом на экономику строительства. Требуются согласованные действия государства и бизнеса.
Основной путь выхода из кризисной ситуации — реальное частно-государственное
партнерство для развития производственной инфраструктуры ЖКХ, передача отдельных сетей в концессию. Девелоперы готовы вкладывать средства в развитие внешних инженерных сетей, примыкающих к объектам строительства. Но они должны четко знать свои права по использованию в дальнейшем этих сетей, для этого нужны долгосрочные договорные отношения с сетевыми компаниями, которым создаваемые инженерные сети могут быть переданы на основе компенсации издержек, затраченных на строительство сетей».
Неплановое хозяйство
Отсутствие генеральных планов развития городов провоцирует необходимость вливания все новых и новых средств в развитие коммуникационной инфраструктуры при новом строительстве. Создание генеральных планов—дело непростое, к тому же у регионов нет на это денег. Фарит Муха-метшин, председатель Госсовета Республики Татарстан: «Муниципальные образования не в состоянии финансировать разработку этих документов. Поэтому необходимо предусмотреть механизм софинан-сирования за счет бюджетов субъектов РФ и бюджета России». Причем действовать надо незамедлительно, поскольку сам процесс строительства продолжается — спрос-то на жилье огромный, что усугубляет ситуацию с сетями. Тамила Моисеева, заместитель директора Управления капитального строительства и проектирования ОАО «ВЗ ЖБИ №1» (г. Волгоград):
Журнал «ВЕСТИ» поинтересовался у высоких региональных чиновников, ответственных за строительство:
Каковы пути устранения дефицита энергомощностей в вашем регионе?
Роман Филимонов, председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга: «Санкт-Петербург имеет проработанную стратегию развития систем инженерного обеспечения на период до 2010 года. В июле 2006 года правительство Санкт-Петербурга и РАО «ЕЭС России» подписали двустороннее соглашение по реализации первоочередных мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией электроэнергетических объектов в Петербургской энергосистеме, согласно которому за счет средств федерального бюджета, бюджета
Санкт-Петербурга и ОАО «Ленэнерго» к 2010 году в городе должно быть построено свыше 3900 мВт генерирующих мощностей». Анатолий Григоренко, заместитель главы департамента градостроительства Красноярска: «С реальным дефицитом тепловой энергии мы столкнулись еще в начале 2000 года (в Советском районе города он оценивался в 30%) и взяли целевой кредит у Мирового банка на развитие инженерных коммуникаций в новых районах. Проект оказался очень удачным, с кредитом уже рассчита-
лись, получая деньги от застройщиков при конкурсной распродаже земельных участков. Кстати, город хотел бы вновь обратиться за кредитом, но Мировой банк закрыл этот проект. Проведена мощная теплотрасса по ул. Партизана Железняка, позволившая подключить более 30 многоэтажных жилых домов. Подписав соглашение с ОАО «Красноярск-энерго», мы построили теплотрассу на 100 Гкал в бурно развивающийся район Северный (было подключено сто домов). В настоящее время строим еще одну теплотрассу на 120 Гкал, которая позволит решить проблему теплоснабжения на ближайшую перспективу. Сняв проблему тепла для новостроек, начали усиливать электросети».
Юрий Карпов, заместитель главы администрации Оренбургской области: «Оренбургской области, как региону-донору, выделяется из федерального бюджета небольшая сумма на данное направление, основную же
часть расходов и привлечение инвестиций должен взять на себя областной бюджет. Мы понимаем, в каком состоянии у нас водопровод, канализация и прочее, поэтому и заложили в бюджет 2007 года на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на 70% больше, чем в 2006 году».
Анатолий Бондарев, специалист администрации Томской области по жилищной политике, ЖКХ и развитию инфраструктуры: «Областной бюджет с 2000 года выделяет 15-20 млн. руб. в год на строительство инфраструктуры индивидуального жилья. Сложность в том, что предварительное вложение в коммуникации ведет к удорожанию жилья, во избежание этого необходима поддержка из бюджетов всех уровней — федерального, областного, муниципального». Михаил Норкин, заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области,
«Отсутствие генерального плана строительства города приводит к тому, что земли под новое строительство выносятся на торги без учета дальнейшего развития осваиваемой территории. Земли отводятся бросовые, зачастую вдали от основных кварталов, в результате необходимо тянуть к ново-
Калининград. Бульвар Франца Лефорта, 22 (микрорайон Сельма). Дом, построенный на средства дольщиков и сданный в мае 2005 года, до сих пор не газифицирован
стройке многокилометровые сети, которые, в свою очередь, не исчерпав своих ресурсов и на десятую долю, подвергаются выносу
из зоны застройки при последующем земельном отводе. При таком положении невозможно запроектировать и построить полноценную сеть инженерных сооружений (таких как котельные, трансформаторные подстанции, насосные станции и т.п.) и коммуникаций, способных стать полнокровной артерией для подключения объектов перспективного строительства. В итоге на застроенной территории появляется плотный клубок инженерных сетей от отдельных сооружений, производятся многомиллионные денежные вложения за счет инвесторов строительства, повышается стоимость квадратного метра жилья (при жилищном строительстве), увеличиваются расходы на эксплуатацию сетей.
При плановой застройке города подобные затраты можно снизить, ресурсы муниципальных служб ЖКХ направить на ремонт и модернизацию существующих коммуникаций, а также на развитие инженерно-технической инфраструктуры города.
Недостаточное применение в новом строительстве современных материалов также мешает обеспечить город надежной системой инженерной инфраструктуры. В условиях присоединения строящегося объекта к далеко расположенным ресурсоподающим источникам коммуникационные сети из современных материалов становятся «золотыми». А ведь их применение позволило бы качественно улучшить имущество городского хозяйства и сократить расходы на дальнейшую эксплуатацию таких сетей». Щ
I е
д
начальник Управления государственного строительного надзора Волгоградской области: «Построить подстанцию «Вилейская» в заполотнов-ской части Центрального района нужно было 10-12 лет назад. Но, размещая новые жилые дома близ городских правительственных зданий, мало кто из администрации об этом задумывался. Сегодня способ решения найден — сетевая компания «Волго-градэнерго» проявила инициативу и в рамках инвестиционной части тарифа, утверждаемой властями региона с помощью Управления по региональным тарифам, взяла на себя строительство этой подстанции мощностью 35-110 кВт. И естественно, что такие огромные мощности может построить только энергоснабжающая организация, которая будет сама эксплуатировать эту подстанцию. Органы власти должны думать на перспективу и находить контакт с монополистами в сфере инфраструктуры, заинтересовывать их».
Игорь Удовиченко, гендиректор Управляющей производственно-строительной компании, заместитель председателя экспертного совета по реализации национальных приоритетных проектов при главном федеральном инспекторе по Оренбургской области: «Сегодня застройщик, выигравший конкурс, может взять кредит, но под залог. Даже среди крупных компаний вряд ли найдутся такие, которые способны заложить 200-300 млн. руб. Нужны региональные и федеральные гарантии по кредиту. У нас на областном уровне утверждаются две программы: «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в условиях жилищного строительства на 2006-2010 годы»» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006-2010 годы», что должно облегчить доступ застройщиков к финансам».
Сергей Савельев, и.о. заместителя мэра Ульяновска: «Износ коммуника-
ций в городе 60-70%, и главным условием подключения нового дома к муниципальным сетям является участие застройщика в их реконструкции. Без этого новостройку просто не сдадут/не примут. Для городского коммунального хозяйства это не так уж и плохо: пусть небольшая часть объектов коммунальной инфраструктуры, но обновляется, хотя мы понимаем, что для кардинальных изменений нужны масштабные средства — более 5,5 млрд. руб. Только на реконструкцию городского водопровода и канализации требуется 3,3 млрд. рублей.
Мы рассматриваем три пути получения средств: ассигнования из федерального бюджета, инвестиционные проекты и все те же застройщики. Увы, пока на деньги из казны надежд мало. Попытка инвесторов из компании «Российские коммунальные системы» арендовать муниципальные коммуникации пока не увенчалась успехом, не было от них дельного
предложения. Остаются застройщики».
Марат Загидуллов, руководитель Исполнительного комитета г. Казани: «В Республике Татарстан определены 12 первоочередных инвестиционных проектов жилищного строительства для участия в федеральной целевой программе «Жилище». Реализация только этих проектов обеспечит ввод порядка 4,8 млн. кв. м жилья. Потребность в финансировании строительства инженерных сетей и коммуникаций по данным проектам составляет 7310 млн. рублей». Игорь Бычков, вице-мэр Иркутска: «Для развития инфраструктуры инженерных коммуникаций Иркутску необходимы многомиллиардные инвестиции. Только на развитие сетей водоснабжения необходимо ежегодно более 1 млрд. руб. В 2006 году за счет федеральных целевых программ Иркутск направил на развитие сетей 60 млн., в 2007 году планирует 150 млн. рублей».