способствуют привлечению в страну новых технологий и организации конкурентоспособного производства;
- предпочтительностью периодического инвестирования средств на дальнейшее развитие производства и повышение эффективности деятельности концессионных объектов по сравнению с текущими отчислениями концессионера в пользу принимающей страны.
В целях защиты интересов населения и гарантий экономической обоснованности, к примеру, платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемая на концессионной основе бюджетная дотационная составляющая ещё может оставаться определенное время, передаваясь концессионеру для частичного погашения затрат. Тем не менее, во всех случаях и моделях поддержки сферы воспроизводства жилищного хозяйства необходимо разделение механизмов
движения средств.
Разделение механизмов по заимствованию средств на возвратной основе и по предоставлению бюджетных финансовых средств на безвозмездной основе имеет своей целью повышение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов предприятий территориального строительного комплекса и придание ей устойчивости и достаточности на основе обеспечения принципиальной возможности независимого от бюджета функционирования. Кроме того, предоставление средств на возвратной основе (на рыночных условиях) создаёт предпосылки для последовательного замещения бюджетного финансирования привлечением частных инвестиций на первом этапе - под гарантии бюджетов, а также возможно специально создаваемых гарантийных структур.
Библиографический список
1. Пешков В.В. Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы // Вестник ИрГТУ. 2011. №12 (59). С. 326-332.
2. Зворыкина Ю.В. Перспективы реализации инвестиционных проектов в форме концессии в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.
3. Пешкова М.В. Оценка инвестиционных предпочтений и
компетенций инвестора для целей реализации инвестиционно-строительных проектов // Казанская наука. 2011. Вып. 9. С. 89-93.
4. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности // Полемика: электронный журнал. 2002. Вып. 13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/1 3^Г/
УДК 330.332
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
л __ о
Н.Я. Калюжнова1, М.А. Осипов2
Иркутский государственный университет, 664003, ул. К. Маркса, 1.
В работе представлено существующее положение, ряд достижений в сфере жилищного строительства в Иркутской области. Рассмотрены проблемы, стоящие перед строительной отраслью и принимаемые на данный момент региональными властями меры по увеличению объемов ввода жилья в области. Указаны планируемые механизмы решения проблемы стимулирования жилищного строительства в области. Ил. 3. Табл. 3. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: институт; жилищное строительство; ипотечное кредитование; национальный проект; целевая программа.
FORMATION OF THE INSTITUTE FOR STIMULATING HOUSING DEVELOPMENT N.Y. Kalyuzhnova, M.A. Osipov
Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
This paper presents the current situation and a number of achievements in the field of housing construction in the Irkutsk region. It deals with the problems facing the construction industry and the measures currently taken by regional authorities to increase the volume of new housing in the region. The planned mechanisms to solve the problem of stimulating housing development in the region are indicated. 3 figures. 3 tables. 12 sources.
Key words: institute; housing development; mortgage lending; national project; target program.
1Калюжнова Надежда Яковлевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и управления, тел.: (3952) 242870, e-mail: [email protected]
Kalyuzhnova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, tel.: (3952) 242870, e-mail: [email protected]
2Осипов Михаил Анатольевич, аспирант, e-mail: [email protected] OsipovMikhail, Postgraduate, e-mail: [email protected]
чивающего устойчивые правила, ограничения и стимулы для развития жилищного рынка.
Текущее положение на рынке жилищного строительства области
Мировой экономический кризис, оказавший большое влияние на экономику страны, внёс значительные корректировки в развитие рынка жилищного строительства Иркутской области. Отсутствие возможности получения кредитных ресурсов сказалось как на снижении объёмов продаж жилой недвижимости, так и на объемах кредитования инвестиционных проектов.
Так как функционирование института стимулирования жилищного строительства регламентируется формальными правилами, установленными федеральными и региональными программами, к мерам по увеличению объёмов жилищного строительства, принимаемым в области до сих пор, относились, главным образом, мероприятия, реализация которых была предусмотрена приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Осуществление национального проекта предусматривает работы по таким направлениям, как увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан и повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.
Результаты реализации мероприятий по направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан» за последние годы представлены в табл. 1.
Из приведённых данных видно, что по объёмам финансирования разных категорий граждан наблюдается разнонаправленная динамика. Так, финансирование мероприятий по обеспечению жильём ветеранов и молодых семей резко возросло, особенно в 2010 г., так как привлечение средств на
Таблица 1
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в 2008-2010 гг. [4]_
Категория граждан 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Выдано сертификатов Общая сумма (тыс. руб.) Выдано сертификатов Общая сумма (тыс. руб.) Выдано сертификатов Общая сумма (тыс. руб.)
Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф 70 88076,430 18 31999,0 4 5206,74
Граждане, признанные вынужденными переселенцами 6 6135,530 9 12434,0 8 11592
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий 305 453896,253 262 509208,0 220 427001,443
Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица 47 74035,621 22 39316,0 21 33423,8
Ветераны Великой Отечественной войны 156 104205,0 564 551865,0 4789 5258715,0
Молодые семьи 233 179580,0 126 60994,0 677 250331,410
Введение в проблему
На сегодняшний день в Иркутской области проживает более двух с половиной миллионов человек. По данным Росстата, по численности населения область находится на четвёртом месте среди регионов Сибирского федерального округа после Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей, по площади же жилищного фонда Иркутская область находится на пятом месте. Общая площадь жилищного фонда области составляет 51372100 м2, однако, 4183600 м2 или 8,6% от общего объёма жилищного фонда занято ветхим и аварийным жильём [1].
Оснований предполагать, что этот процент в перспективе будет снижаться, нет, так как из 297 тыс. жилых зданий, насчитывающихся в области на 1 января 2010 г., 45% построены в период с 1946 по 1970 гг., 32% - с 1971 по 1995 гг., и лишь 6% домов построено после 1995 г. Кроме того, 90% жилых зданий в области - деревянные [2]. В то время как, по мнению некоторых архитекторов, деревянные дома Иркутска сегодня находятся в ужасном, «трущобном» техническом состоянии [3].
Несмотря на то, что ситуация с обеспеченностью
населения жильём улучшается (по данным Росстата,
обеспеченность жильем на одного жителя по итогам
22 2010 г. составляла 21,4 м против 20,5 м на конец
2009 г.), на начало 2010 г. общее число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в области составляло более 332 тыс. человек.
Приведённые данные показывают, что Иркутская область остро нуждается в большом количестве современного, качественного, но в то же время доступного для граждан жилья и что стимулирование жилищного строительства является одним из важных направлений работы правительства области. Проблема состоит в поиске стимулов для развития жилищного строительства и формировании института, обеспе-
реализацию данных мер осуществляется в рамках отдельных программ как федерального, так и регионального уровней. В то же время объём средств, направляемых на обеспечение жильём остальных категорий граждан, имеющих право на государственную поддержку, к сожалению, неуклонно сокращается.
Реализация предусмотренного приоритетным национальным проектом направления «Увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования» осуществлялась посредством областной государственной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы». Объёмы бюджетных средств, выделяемых на реализацию данного направления, невелики, ярко выраженная тенденция к росту или уменьшению финансирования отсутствует. Так, например в 2008 г. из средств областного бюджета было направлено 39150,0 тыс. руб. по соглашениям со 165 участниками, в 2009 г. областная поддержка предоставлена 56 гражданам на сумму 15513,0 тыс. руб., в 2010 году - 24980 тыс. руб. на предоставление социальной выплаты 91 гражданину. В целом эти суммы не превышают одного процента от общего объёма денежных средств, освоенных за соответствующий год в рамках мероприятий, предусмотренных национальным проектом. Но поскольку значительные средства выделяются в виде ипотечных кредитов ОАО «ИРЖА», малые объёмы финансирования данного направления
непосредственно из бюджета не внушают серьезных опасений.
Так как в 2010 г. программа закончила своё действие, приказом Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области утверждена ведомственная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2011-2013 годы».
По направлению «Повышение качества жилищ-
ного фонда, жилищных и коммунальных услуг» реализуются мероприятия проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилья.
На капитальный ремонт многоквартирных домов из бюджетов всех уровней и из средств Фонда ЖКХ было выделено: в 2008 г. - 575400 тыс. руб., в 2009 г. - 536400 тыс. руб., в 2010 - 1632233,5 тыс. руб. Резкое увеличение финансирования в 2010 г. можно объяснить утверждением трёх областных адресных программ: «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в 2010 году», «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Иркутской области в 2010 году» и «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории монопрофильного Байкальского муниципального образования Иркутской области, в 2010 году».
В рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья фактическое освоение средств, по данным Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, составило: в 2008 г. - 489040 тыс. руб., в 2009 г. - 1179912,171 тыс. руб., в 2010 г. - 578812,732 тыс. руб. Большой объём средств, выделенных на реализацию данных мероприятий в 2009 г., также может быть объяснён принятием региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Иркутской области в 2009 году».
Необходимо отметить, что с началом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Иркутской области темпы роста объёмов ввода жилья значительно возросли (рис. 1). Так, показатель по вводу в эксплуатацию жилья к 2010 г. превысил показатель 2000 г. в 3,2 раза.
Рис. 1. Ввод в действие жилых домов в Иркутской области (тыс. м общей площади)
Однако в период с 2000 по 2006 гг. жилищное строительство в Иркутской области осуществлялось низкими темпами, что, безусловно, повлияло на увеличение числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, неизменно высоким остался уровень ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда Иркутской области. Ввод жилья в период с 2008 по 2010 гг. составил приблизительно 600 тыс. м2, что демонстрирует весьма сдержанные темпы роста, которые могут быть объяснены негативным влиянием мирового экономический кризиса на строительную отрасль как России в целом, так и Иркутской области в частности.
Наконец, можно сказать, что до недавних пор институт стимулирования жилищного строительства в области представлял собой лишь механизмы, предусмотренные федеральными программами, что не позволяло в полной мере учитывать региональные особенности развития рынка жилья.
Проблемы развития рынка жилья области и пути их решения
В Иркутской области имеется потенциал для развития жилищного строительства, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, территория Иркутской области богата природными ресурсами, что позволяет развивать промышленную зону, а соответственно планировать размещение новых микрорайонов жилой застройки.
Во-вторых, близлежащая к областному центру территория Иркутского районного муниципального образования, Ангарского и Шелеховского муниципальных образований на сегодняшний день ещё не полностью освоена, что позволяет планировать размещение жилых микрорайонов в данных направлениях.
В-третьих, в области насчитывается более сотни крупных и средних строительных организаций различных форм собственности, занимающихся как промыш-
ленным, так и гражданским строительством (табл. 2). Все крупные строительные организации осуществляют свою деятельность в промышленных центрах области.
Таблица 2 Крупнейшие строительные компании Иркутской области 5
Компания Место в
рейтинге
ООО «Сибопора» 1
ООО РПФ «Анит» 2
ОАО «Востоксибэлектромонтаж» 3
ООО «Братское монтажное 4
управление Гидроэлектромонтаж»
ООО «Богучанское монтажное 5
управление Гидромонтаж»
ЗАО «Труд» 6
ОАО «Сибавиастрой» 7
ЗАО «Иркутскпромстрой» 8
ООО СК «ВостСибСтрой» 9
ОАО «Ангарское управление 10
строительства»
Что же касается сегмента гражданского строительства, лидирующее положение в нём занимает ОАО «ВостСибСтрой». В 2008-2009 гг. объём сданного в эксплуатацию компанией «ВостСибСтрой» жилья составлял 30% от общего объёма жилья, вводимого в г. Иркутске, и 15% от общего объёма строительства в Иркутской области [6]. Следом идут такие компании, как «ИркутскЛесстрой», «СирСтрой» и другие (рис. 2).
Имеется платежеспособный спрос на жильё: объём сделок с жилыми объектами по итогам 2010 г. достиг уровня в 14792 сделки, что на 41,4% больше, чем в предыдущем году [7]. Спрос на жильё находит своё отражение в росте объёма строительных работ и предложения на первичном рынке жилья (рис. 3).
Рис. 3. Объём совокупного предложения на первичном рыке жилья за год в Иркутской области
Однако наряду с этими положительными моментами существует ряд проблем, препятствующих полноценному развитию рынка жилья в Иркутской области. Прежде всего это высокая себестоимость строительства, что подтверждается данными о средней фактической стоимости строительства в жилом секторе. В табл. 3 приведены данные, характеризующие стоимость строительства жилья по России.
Основной причиной сложившейся ситуации является, во-первых, то, что на выкуп земли под объектом или дорогой, на снос и перенос строений и сооружений, на получение разрешений на подключение к сетям уходит до 30-40% от общей стоимости проекта, во-вторых, то, что стоимость строительных материа-
лов растёт год от года. Очевидно, что необходимо внедрять в производство новые недорогие строительные материалы, не уступающие по эксплуатационным свойствам своим традиционным аналогам, а порой и превосходящие их. Одним из самых перспективных направлений в этой области является создание строительных материалов из отходов промышленности. Однако на практике коммерциализация новых разработок, причём не только в сфере строительных технологий, таит в себе ряд существенных трудностей. Зачастую создатель новой технологии вынужден сам искать источники финансирования своего проекта и при этом неизбежно сталкивается с рядом проблем. Эти проблемы требуют комплексного решения, и без
Таблица 3
Средняя фактическая стоимость строительства 1 м1 общей площади жилых домов, руб. [8]
Жилые дома квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений
Период и без жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками
всего в сельской в городах и поселках
местности городского типа
2010 г.
I квартал 31135 26383 31447
II квартал 31253 34668 31066
I полугодие 31205 30962 31219
III квартал 30326 28365 30438
Январь-сентябрь 30902 30085 30950
IV квартал 32900 34803 32780
Год 31877 32391 31844
2011 г.
I квартал 31893 36407 31624
II квартал 32311 26822 32529
I полугодие 32131 31884 32142
III квартал 32608 28111 32820
Январь-сентябрь 32325 30362 32418
IV квартал 33600 33451 33609
Год 33007 32176 33052
помощи государства здесь не обойтись.
Во-первых, зачастую себестоимость новых материалов, по крайней мере на первых стадиях внедрения в производство, оказывается выше себестоимости уже опробованной и распространённой продукции, что снижает инвестиционную привлекательность подобных проектов.
Во-вторых, негативное влияние оказывает нежелание строительных компаний, осуществляющих производство строительных материалов, идти на риск, закупать и внедрять новый, незнакомый им и потребителям продукт, пусть даже он будет превосходить традиционные аналоги по эксплуатационным свойствам.
Тут также нужно учесть и особенности проведения в России тендеров и аукционов - на данный момент выигрывает та компания, которая предложит заказчику как можно более низкую цену, что означает использование в проекте дешёвых материалов. Таким образом, практическое применение инновационных материалов, превосходящих традиционные по качеству и пусть хоть на немного дороже их, отодвигается на второй план. Но это лишь вершина айсберга. В процессе торгов конечная цена проекта нередко может составить 60-70% от изначальной, что зачастую приводит к тому, что подрядчик будет не в состоянии построить объект за заявленную цену. Множество случаев долгостроя, замороженных проектов, перепродажа контрактов, фиктивные тендеры, на которых заявлен один участник либо несколько подставных свидетельствует о несовершенстве тендерной системы в России.
В-третьих, несмотря на то, что использование отходов промышленности в производстве строительных материалов исключительно положительно влияет на экологическую обстановку, позволяя утилизировать миллионы тонн загрязняющих веществ, так называемые «собственники» шлака или золы, почуяв коммерческую выгоду, склонны поднимать цену на отходы своего производства. Решить данный вопрос может ужесточение экологического законодательства, увеличение штрафов и налогов, что фактически принудит промышленность передавать отходы своего производства бесплатно.
Наиболее существенными проблемами развития рынка жилья являются:
• отсутствие документов территориального планирования, которые позволяют своевременно спланировать территории под жилую застройку;
• отсутствие муниципальных программ развития инженерных коммуникаций и, как следствие, отсутствие технических условий для размещения новых микрорайонов массовой жилой застройки, а также производственных мощностей;
• снижение потребительского спроса населения на жилье вследствие ужесточения требований кредитных организаций по условиям предоставления ипотечных жилищных кредитов;
• дефицит профессиональных кадров в строительной отрасли;
• актуальной проблемой остается интеграция
строительных норм, гармонизация отечественных СНиПов с еврокодами и правилами, что повысит инвестиционную привлекательность российского строительного сектора для иностранного капитала.
Кроме того, в связи с отсутствием возможности системной работы по освоению территорий Иркутской области возникают и другие проблемы, например, высокая цена за приобретение права аренды земельных участков под комплексное жилищное строительство, а также отсутствие возможности жилищным некоммерческим объединениям граждан предоставления земельных участков без аукциона, отсутствие земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой. Непроработанными остаются механизмы кредитования проектов комплексного малоэтажного жилищного строительства, в том числе некоммерческих объединений граждан. Система ипотечного кредитования участия в долевом строительстве малоэтажного жилищного домостроения слаборазвита, объём выпуска основных строительных материалов недостаточен. На территории областного центра отсутствуют разработанные механизмы развития застроенных территорий.
С целью решения указанных проблем развития строительной отрасли и стимуляции роста объёмов жилищного строительства, а также в соответствии с протокольным решением правительства РФ от 16 августа 2010 г., на котором регионам Российской Федерации было дано поручение разработать региональные программы стимулирования развития жилищного строительства, правительством Иркутской области в лице Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области подготовлена к реализации долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы». Программа была одобрена Министерством регионального развития РФ в конце 2010 г. Программа, по сути, призвана уточнить и дополнить набор правил, лежащих в основе института стимулирования жилищного строительства в регионе, а также набор стимулов для участников рынка жилищного строительства области, принимающего эти правила. Исполнение данной программы предусматривает реализацию следующих механизмов стимулирования жилищного строительства в регионе [9]:
• Развитие застроенных территорий. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления, при этом в решении о развитии застроенной территории должны быть определены её местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Земельные участки для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляются лицу, с которым органом местного самоуправления заключён договор о развитии застроенной территории.
• Освоение новых территорий в целях комплексного жилищного строительства, в том числе малоэтажного. В рамках реализации мероприятий по освоению новых территорий в целях комплексного жилищного строительства планируется к освоению и
комплексной застройке всего 47 земельных участков на территории области.
• Обеспечение новых микрорайонов объектами коммунальной и социальной инфраструктуры, строительство автомобильных дорог. В рамках программы планируется обеспечить объектами коммунальной и социальной инфраструктуры, а также автомобильными дорогами 3188,43 га.
• Возмещение за счёт средств федерального бюджета затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов комплексного многоэтажного жилищного строительства или жилищного строительства смешанного типа, в том числе обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. Данная мера осуществляется в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Возмещению за счёт средств федерального бюджета подлежат затраты на уплату процентов по кредитам, рассчитанные исходя из предусмотренной кредитным договором процентной ставки, но не более ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату заключения договора, увеличенной на 3 процентных пункта.
• Софинансирование за счёт средств федерального и областного бюджетов строительства автомобильных дорог и объектов социальной инфраструктуры для проектов комплексного малоэтажного жилищного строительства. Софинансирование строительства объектов социальной инфраструктуры и автомобильных дорог в соответствии с программой должно осуществляться в следующих объемах: не менее 30% - из средств федерального бюджета, не менее 20% - из средств областного бюджета, не менее 50% - средства застройщика, которые могут быть получены в том числе за счёт кредитных источников.
• Содействие развитию индивидуального жилищного строительства. Финансовая поддержка муниципальным образованиям в виде субсидий на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков под массовое индивидуальное жилищное строительство будет оказываться за счёт средств областного бюджета Иркутской области. Предполагается, что в рамках данной работы муниципальные образования при поддержке правительства области будут выступать с инициативой к гражданам, получившим бесплатно земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, по созданию товариществ собственников жилья.
• Содействие реализуемым проектам комплексного малоэтажного жилищного строительства. Гранты правительства предоставляются организациям, ранее приступившим к реализации инвестиционных проектов комплексного малоэтажного жилищного строительства, зарегистрированным на территории Иркутской области и не имеющим задолженности по налогам и сборам. Основные требования к проектам комплексного малоэтажного жилищного строительства таковы: наличие документов о праве собственности
или аренды земельного участка, наличие разрешения на строительство, наличие генерального плана комплексной малоэтажной застройки, наличие проектной документации на выполнение работ, стоимость 1 м2 жилья в новом микрорайоне массовой малоэтажной жилой застройки не должна превышать 30 тыс. руб.
• Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования и деятельность его участников. Это направление предполагает массовое внедрение механизмов, предусмотренных программой «Стимул», которые обеспечивают: заказ, строительство и кредитование жилья эконом-класса; разработку и внедрение новых ипотечных продуктов для различных социально-ориентированных групп населения; поддержку заёмщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении; осуществление секьюритизации ипотечных кредитов; разработку схем привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на рынок ипотечного жилищного кредитования.
Главную роль в деле развития ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области играет ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» (ИР-ЖА), являющееся региональным оператором ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). В 2010 г. ОАО «ИРЖА» организована выдача и рефинансирование ипотечных кредитов по федеральным стандартам ОАО «АИЖК» на сумму 249,327 млн руб. Средняя ставка по выданным данной организацией ипотечным кредитам составила в 2010 г. 10,54%, что ниже средней ставки по ипотеке в Иркутской области, которая в этом же году составила 13,3%. Подобные условия предоставляют возможности для развития ипотечного кредитования в области, и уже на конец 2010 г. по количеству выданных ипотечных жилищных кредитов на душу населения Иркутская область находится на седьмом месте (3,4 кредита на 1000 жителей) среди субъектов РФ, а по объёмам - на 4 месте (3,89 млн руб. на 1000 жителей) [10].
• Реализация мероприятий по обеспечению жильём граждан в рамках государственных и муниципальных целевых программ. Основными мерами оказания поддержки гражданам являются помощь при привлечении средств ипотечных жилищных кредитов посредством заключения соглашений и взаимодействия с кредитными организациями Иркутской области, а также информационное сопровождение реализации инвестиционных проектов массового строительства жилья. В рамках данного механизма ОАО «ИРЖА» формируется реестр граждан, получающих государственную и муниципальную поддержку на строительство/приобретение жилья. Всего в рамках программы планируется оказать организационную поддержку при приобретении/строительстве жилья 45,5 тыс. семей.
• Развитие промышленности строительных материалов. С целью обеспечения рынка жилищного строительства качественными строительными материалами местного производства планируется реализовать меры по развитию промышленности основных строительных материалов. Правительством Иркутской области планируется реализовать меры по возмеще-
нию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов строительства предприятий по выпуску основных строительных материалов, а также инвестиционных проектов, направленных на увеличение мощности существующих предприятий по выпуску основных строительных материалов в объёме 1/2 от процентной ставки. Отбор инвестиционных проектов строительства предприятий по выпуску основных строительных материалов осуществляется в конкурсном порядке.
• Снижение административных барьеров в строительстве. Ряд административных барьеров, таких как отсутствие документов территориального планирования муниципальных образований, отсутствие сформированных земельных участков под жилищное строительство и длительность процедуры согласования градостроительного плана, предполагается снять в рамках подпрограммы «Территориальное планирование муниципальных образований Иркутской области на период до 2012 года».
• Улучшение кадрового обеспечения строительной отрасли Иркутской области. Решением проблемы может стать комплекс мер, направленных на про-фориентационную работу среди учащихся общеобразовательных учебных заведений, активную информационную пропаганду деятельности строительных организаций Иркутской области и взаимодействие между строительными организациями и средними специальными и высшими учебными заведениями, что обеспечивается путём привлечения работников строительных организаций для проведения лекционных занятий по ознакомлению с принципами деятельности организации. Кроме того, предусмотрено повышение квалификации и переподготовка кадров строительной отрасли, осуществляемые средними специальными и высшими учебными заведениями при поддержке Иркутского областного центра занятости населения путем организации на их базе курсов повышения квалификации работников строительных организаций, а также граждан, изъявивших желание работать в области строительства.
• Содействие обманутым «дольщикам». В целях организации работы по исполнению государственных функций по осуществлению контроля и надзора в области инвестирования денежных средств в строительство многоквартирных домов, в целях содействия гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков на территории Иркутской области (обманутых «дольщиков»), правительством Иркутской области готовится проект закона о реестре данной категории граждан.
Важным элементом формирования института стимулирования жилищного строительства является создание механизмов учёта различных интересов общества в реализации жилищного строительства. Массовое строительство жилья хоть и решает жилищный вопрос, но создаёт ряд различных проблем: резко увеличивается число автомашин, соответственно, увеличивается количество выхлопных газов; перегружаются транспортные артерии; нарушаются требова-
ния строительных норм по инсоляции и т.д. Особое недовольство жителей вызывает точечная застройка как микрорайонов, так и центра города, поскольку при этом, как правило, страдает зелёная территория ближайших к стройке домов, сносятся детские и спортивные площадки, исчезают места отдыха. Кроме того, стройка создаёт неудобства жителям уже заселённых домов, которые просыпаются от шума строительной техники. Важным аргументом антиуплотнителей является то, что ущемляются их имущественные права, так как появление любого нового строения автоматически весомо снижает рыночную стоимость всех неновых строений рядом с ним.
В сфере строительства в Иркутске имеются нарушения: многие строительные компании, получив от мэрии участок, начинают освобождать площадку и рыть котлован ещё до получения разрешительной документации. С каждым годом люди всё чаще и активнее протестуют против уплотнённой застройки [11].
Жилищное строительство не может решать только одну проблему - развитие рынка жилья. Оно является важнейшей сферой формирования облика городов и посёлков, фактором создания и поддержания образа города. Это особенно важно для такого культурного и исторического центра, как Иркутск. Сохранение исторически сложившейся структуры города касается всех иркутян, поэтому жители города выступают за соблюдение их конституционного права на получение достоверной информации о плане генеральной застройки, о будущем той или иной территории, о возможности активного участия в градостроительной политике.
Примером такого участия явились публичные слушания по корректировке генерального плана города, прошедшие в Иркутске осенью 2010 г. [12], в рамках которых граждане могли высказать своё мнение, внести предложения о будущем той или иной территории города. Так, рассматривался вопрос прокладки дороги по Кайской роще (особое возмущение граждан вызвало уничтожение уникальной рощи, ведь вырубка реликтовых сосен - это настоящее варварство), строительство в Ершовском водозаборе. После корректировки увеличились число предусмотренных генеральным планом спортивных объектов и площадь зелёных зон. Усилиями городской администрации также остановлено строительство жилого комплекса в санитарной зоне Ершовского водозабора, который обеспечивает водой все население Иркутска и соседнего Ше-лехова. Как рассказал мэр Иркутска Виктор Кандра-шов, «поступили массовые обращения граждан, пришлось вмешаться в ситуацию в довольно жесткой форме. Теперь эта зона будет особо охраняемой -подготовлено соответствующее постановление, и строить там будет нельзя».
Потребность Иркутской области в жилье очень велика, и правительство Иркутской области принимает определённые меры по стимулированию жилищного строительства. До недавнего времени институт стимулирования жилищного строительства в области был представлен преимущественно механизмами, предусмотренными приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражда-
нам России». На сегодняшний день формальные правила, регламентирующие функционирование данного института, были дополнены и уточнены путём принятия разработанной в соответствии с решением правительства Российской Федерации долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Иркутской области на период до 2015 года». Мероприятия, выполнение которых предусмотрено данной программой, предусматривают механизмы поощрения строительных организаций и
предприятий по выпуску строительных материалов, соблюдающих правила института, например, путём предоставления грантов либо возмещения части процентной ставки по кредиту.
Но поскольку реализация мероприятий, предусмотренных программой, началась недавно, объективно и полно оценить то, насколько она поспособствовала росту эффективности функционирования института стимулирования жилищного строительства, будет возможно лишь спустя некоторое время.
Библиографический список
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 990 с.
2. Доступное жилье: Региональный аспект. Новые форматы. Новые подходы: материалы экспертного семинара (Иркутск, 26-27 мая 2011 г.). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 188 с.
3. Попова Е. Жемчужина неправильной формы [Электронный ресурс]. URL: http://designinfomarket.ru/node/557
4. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/national_projects/realizaciya/
5. Строительные организации Иркутской области: каталог-справочник. Иркутск: Иркутскстат, 2010.
6. О компании «ВостСибСтрой» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vssdom.ru/about.html
7. Росреестр по Иркутской области зарегистрировал на 40% больше сделок с жильем [Электронный ресурс]. URL:
http://realty.irk.ru/analytics.php?action=show&id=8038
8. Отчёт Росстата о состоянии строительной отрасли за 2011 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publ ishing/catalog/statisticJournals/doc_1140096774766
9. Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Иркутской области на период до 2015 года»
10. Справка о деятельности ОАО "ИРЖА" в 1999-2010 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipoteka.irk.ru/page/about/info/
11. Старшинина Е. Иркутяне против уплотнения [Электронный ресурс]. URL:
http://pressa.irk.ru/friday/2006/38/006005.html#2
12. В Иркутске проходят публичные слушанья по корректировке генерального плана города [Электронный ресурс]. URL: http://www1 .irkutsk.ru/?doc=12537
УДК 338.22 (571.54)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ БИЗНЕСА
Э.Э-Б. Кидаева1
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключеская, 40в.
Представлены социально-экономические и правовые аспекты функционирования субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Определены основные проблемы, направления развития и роль процессов интеграции бизнеса в экономике страны в целом и ее регионах. Представлены основные формы интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса. Проведен краткий обзор нормативно-правовой базы функционирования и развития бизнес-структур. Дан краткий анализ и оценка развития малого, среднего и крупного бизнеса в регионе и определены основные тенденции и перспективы развития бизнеса в Республике Бурятия, а также мероприятия стимулирования предпринимательской деятельности. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: малый, средний и крупный бизнес; структура бизнеса; кооперация бизнеса; экономическое содержание интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса; государственное регулирование; предпринимательская деятельность.
SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF BUSINESS DEVELOPMENT AND INTEGRATION E.E-B. Kidaeva
East-Siberian State University of Technology and Management, 40в, Klyucheskaya St., Ulan-Ude, 670013.
The article presents socio-economic and legal aspects of the functioning of the subjects of small, medium and large businesses. The main problems, development trends and the role of business integration processes in the economy of the country as a whole and in its regions are specified. The basic forms of integration interaction of small and large businesses are demonstrated. An overview of the regulatory framework for the operation and development of business struc-
1 Кидаева Эржена Эрдэм-Баировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления и управления персоналом, тел.: (3012) 413168, (3012) 269154, 89644029919, e-mail: [email protected]
Kidaeva Erzhena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Anti-Crisis Management and Personnel Management, tel.: (3012) 413168, (3012) 269154, 89644029919, e-mail: [email protected]