Научная статья на тему 'В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОАППАРАТА - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В ФОТОГРАФИИ'

В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОАППАРАТА - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В ФОТОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ФОТОГРАФИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / РОСПАТЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТЕНТНЫЙ ФОНД / МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Неретин Олег Петрович

Товарный знак является своеобразным лицом юридических компаний и индивидуальных предпринимателей, а также производимых ими товаров или оказываемых услуг. Это один из важных инструментов маркетинга в любой сфере деятельности, дополнительное средство выражения индивидуальности, присущей искусству фотографии. В настоящее время товарные знаки являются лидером по ежегодной подаче заявок среди всех охраноспособных объектов. В статье приводятся основные положения части четвертой Гражданского кодекса РФ, относящиеся к правовой охране товарных знаков, дается обзор наиболее интересных отечественных товарных знаков в сфере фотографии - на основе материалов официальных публикаций с 1927 г. до настоящего времени, в том числе по международной процедуре. Указываются источники информации и средства поиска товарных знаков, доступные заинтересованным пользователям. Изложены нормативные требования к представлению изображения при подготовке заявки на товарный знак в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY THROUGH CAMERA LENS: TRADEMARKS IN PHOTOGRAPHY

A trademark is a showcase of a company or an individual entrepreneur, as well as of the goods produced or services rendered by them. It is one of the important marketing tools in any field of business, an additional means of expressing individuality, which photography is perfectly capable of. Currently, trademarks are the most numerous protectable objects for the registration of which applications are filed each year. The article describes the main provisions of the Part 4 of the Civil Code of the Russian Federation related to the trademark legal protection, while providing an overview of the most prominent trademarks in the field of photography based on the official publications from 1927 to the present day, including those registered under the international procedure. The author also lists the sources of information and trademark search tools available to broad public. The paper reports on the image requirements for trademark, stated by the Federal Service for Intellectual Property.

Текст научной работы на тему «В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОАППАРАТА - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В ФОТОГРАФИИ»

Интеллектуальная собственность

УДК 347.772:77; 608.6

О. П. Неретин

В объективе фотоаппарата — интеллектуальная собственность: товарные знаки в фотографии

Одно из дел, рассмотренных в 2012 г. коллегией Палаты по патентным спорам Федерального института промышленной собственности (далее — ФИПС), касается возражения, поданного Фондом открытого творчества «Откровение», г. Екатеринбург, против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству № 460538.

Указанное свидетельство было ранее выдано на имя московского открытого акционерного общества (далее — ОАО) «Фототехника-почтой», предметом правовой охраны являлось комбинированное обозначение (ил. 1).

Заключение коллегии по данному делу, с которым можно ознакомиться на сайте ФИПС [1], занимает 11 страниц. В качестве материалов, доказывающих правомерность своего возражения, заявитель предоставил коллегии 20 документов, а правообладатель в своем отзыве на возражение — 15 документов.

В числе оснований для оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку, заявитель отметил, в частности, наличие в составе знака неохраняемого элемента «FOTO.ru», занимающего доминирующее положение, а также возможность введения потребителя в заблуждение относительно товаров, указанных в перечне товарного знака. Однако в ходе заседания коллегия согласилась с доводами правообладателя оспариваемого товарного знака, отказала в удовлетворении возражения и оставила в силе правовую охрану товарного знака.

Хозяйствующие субъекты серьезно относятся к правовой защите своих товарных знаков — одного из эффективных инструментов инновационного процесса, — способных иногда обладать исключительно высокой стоимостью. Так, по оценке британской консалтинговой компании Brand Finance, стоимость бренда публичного акционерного общества (далее — ПАО) «Сбербанк России» — крупнейшей кредитной организации России — составляет 840,2 млрд руб., на втором месте — ПАО «Газпром» (стоимость торговой марки — 481,3 млрд руб.), на третьем — ПАО «Нефтяная компания "Лукойл"» (370,9 млрд руб.) [2].

Основные положения законодательства, касающиеся правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, изложены в § 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в соответствии с которым под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей1.

На товарный знак, зарегистрированный Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и внесенный в Государственной реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, выдается

свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

— на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

— при выполнении работ, оказании услуг;

— на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

— в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

— в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака и может быть продлено на 10 лет неограниченное число раз [3].

В ГК РФ подробно указаны порядок регистрации товарного знака, основания для отказа в ней, последствия неиспользования товарного знака и др.

В нормативно-правовых документах Роспатента изложены правила составления и подачи заявки [4], а также процедура приобретения права на товарный знак [5].

Так, в п. 32 указанных правил подробно описываются возможные виды товарных знаков: в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.

К изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром.

Ил. 1. Товарный знак № 460538. Российская Федерация. Заявлен 24.11.2010, опубликован 25.05.2012. ОАО «ФОТОТЕХНИКА-ПОЧТОЙ». 2 с.

Ил. 2. Товарный знак № 58. СССР Зарегистрирован 15.09.1926, опубликован 31.08.1926. ООО «Промышленности Нобеля». Источник: Вестник Комитета по делам изобретений. 1926. № 8. С. 46

Ил. 3. Товарный знак № 222. СССР. Зарегистрирован 14.09.1926, опубликован 30.11.1926. ООО «KODAK». Источник: Вестник Комитета по делам изобретений. 1926. № 11. С. 59

Ил. 4. Товарный знак № 1293. СССР. Зарегистрирован 20.05.1927, опубликован 31.08.1927. А. А. Зайденберг. Фото-производство «Сигма». Источник: Вестник Комитета по делам изобретений. 1927. № 8. С. 143

Ил. 5. Товарный знак № 1495. СССР Зарегистрирован 01.07.1927, опубликован 30.09.1927. Е. М. Либенсон, Б. Г. Розенблюм. Производство фотобумаги и пластинок. Источник: Вестник Комитета по делам изобретений. 1927. № 9. С. 130

( / Фотостудия

жЖХёлтый

www.yellcwbeette.ru,,

Ил. 7. Товарный знак № 427878. Российская Федерация. Заявлен 14.04.2010, опубликован 12.02.2011. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». 34 с.

Ил. 6. Товарный знак № 452987. Российская Федерация. Заявлен 02.12.2010, опубликован 25.02.2012. ООО «Мурман ЗНАК». 1 с.

ОРОСФОТО

Ил. 8. Товарный знак № 445167. Российская Федерация. Заявлен 25.08.2010, опубликован 25.10.2011. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО». 4 с.

ргОдгаС

Ил. 9. Товарный знак № 264831. Российская Федерация. Заявлен 26.03.2002, опубликован 25.04.2004. Общероссийская общественная организация «Союз фотохудожников России». 1 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ ИМЕНИ АНДРЕЯ СТЕНИНА | РОССИЯ СЕГОДНЯ

Ил. 11. Товарный знак № 689746. Российская Федерация. Заявлен 01.03.2018, опубликован 24.12.2018. ФГУП «Международное информационное агентство «Россия сегодня». 3 с.

Ил. 13. Товарный знак № 279688. Российская Федерация. Заявлен 22.12.2003, опубликован 12.01.2005. ООО «Мясной Дворъ-ВН». 2 с.

лучшие фотографии россии

Ил. 10. Товарный знак № 415670. Российская Федерация. Заявлен 13.05.2008, опубликован 12.09.2010. ООО «МВК «Эстейт». 1 с.

ФОТОКОНКУРС ВРЕМЕНА ГОДА МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

Ил. 12. Товарный знак № 764178. Российская Федерация. Заявлен 21.10.2019, опубликован 25.06.2020. Кировская региональная правозащитная общественная организация «Защита и Поддержка». 2 с.

Ил. 14. Товарный знак № 556088. Российская Федерация. Заявлен 27.02.2012, опубликован 25.11.2012. ПАО «Сбербанк России». 2 с.

Ил. 15. Товарный знак № 560598. Российская Федерация. Заявлен 25.12.2013, опубликован 25.01.2016. ПАО «Мобильные ТелеСистемы». 2 с.

Ил. 16. Товарный знак № 561631. Российская Федерация. Заявлен 29.10.2012, опубликован 12.02.2016. ПАО «Газпром».

2 с.

Ил. 17. Товарный знак № 218455. Российская Федерация. Заявлен 27.05.1999, опубликован 12.09.2002. Истман Кодак Компани 1 с.

Ил. 19. Товарный знак № 307514. Российская Федерация.

Заявлен 24.02.2004, опубликован 12.07.2006.

ОАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева». 2 с.

Ил. 18. Товарный знак № 46758. Российская Федерация. Заявлен 01.11.1972, опубликован 17.07.1973. Красногорский завод имени С. А. Зверева. 2 с.

AfífaiM

NIKOn

Ил. 20. Общеизвестный товарный знак № 142. Российская Федерация. Признан общеизвестным 01.01.2012. Опубликован 10.12.2014. NIKON CORPORATION. 1 с.

FOTOBANK

Ил. 22. Международная регистрация товарного знака № 881047. Российская Федерация. Заявлен 09.03.2000, опубликован 17.11.2005. ООО «Библиотека изображений». 1 с.

PHOTOSHOP

Ил. 21. Общеизвестный товарный знак № 150. Российская Федерация. Признан общеизвестным 01.01.2012. Опубликован 25.04.2015. Adobe Systems Incorporated. 1 с.

FOTO

_Çarad tes

Ил. 23. Международная регистрация товарного знака № 1121509. Германия. Заявлен 28.11.2011, опубликован 10.03.2012. DM-drogerie markt GmbH. 1 c.

К другим обозначениям относятся звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов.

К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений.

Обозначение может быть заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в любом цвете или цветовом сочетании.

Важной составной частью заявки на товарный знак является указание на классы Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ), с перечнем

товаров и услуг, на которые заявитель планирует распространить правовую охрану заявляемого обозначения. В нескольких классах МКТУ среди прочего указаны товары и услуги, относящиеся к сфере фотографии:

класс 01 — в составе товаров: химические продукты, предназначенные для использования в фотографии (фотобумага, фотопроявители, фотоэмульсии, фиксаж и пр.);

класс 09 — в составе товаров: фотографические приборы и инструменты (фотолаборатории, фотоаппараты, штативы для фотоаппаратов, фоторамки цифровые и пр.);

класс 16 — в составе товаров: фотоснимки (отпечатанные фотографии, подставки для фото, фотогравюры и пр.);

класс 40 — в составе услуг: обработка материалов (проявление фотопленки, печатание фотографий и пр.);

5011373809508

класс 41 — в составе услуг: организация образовательных и просветительских мероприятий (организация конкурсов, фоторепортажи, фотографирование и пр.) [6].

Во избежание отказа в регистрации товарного знака, в том числе по причине наличия уже зарегистрированных аналогичных товарных знаков, при подготовке заявки целесообразно проведение предварительного информационного поиска.

Сведения обо всех зарегистрированных в нашей стране товарных знаках за периоды 1926-1936, 1959-2011 гг. представлены на бумажном носителе в официальных изданиях отечественного ведомства по изобретательству, входящих в Государственный патентный фонд и хранящихся в отделении «Всероссийская патентно-техническая библиотека» ФИПС (далее — ВПТБ). В компьютерном зале ВПТБ предоставляется доступ к базе данных товарных знаков РФ с 1991 г. по настоящее время.

На официальном сайте ФИПС (https://new.fips.ru) в разделе «Электронные сервисы» размещены:

— «Официальные публикации», с электронными версиями бюллетеней по товарным знакам с 2005 г. по настоящее время;

— «Информационно-поисковая система», с возможностью проведения многоаспектного поиска по более двадцати реквизитам — по двум последним официальным бюллетеням;

— «Открытые реестры», в которых по номеру заявки на товарный знак или уже зарегистрированному знаку доступна публикация документа с его актуальным правовым статусом, а также другими извещениями юридического характера2.

Заинтересованные пользователи могут также получить интернет-доступ к базе данных ФИПС по товарным знакам; с условиями и порядком доступа к этому ресурсу можно ознакомиться на сайте ФИПС [7].

С 2013 г. доступ к информации Роспатента по российским товарным знакам предоставляется в международной поисковой системе TMview (http://www.tmview.europa.eu/ tmview/welcome.html).

В нашей стране первые публикации товарных знаков, имеющих отношение к товарам для фотографии, были осуществлены в 1926 г.3 В № 9 «Вестника Комитета по делам изобретений» за 1926 г. приведен изобразительный товарный знак № 58, зарегистрированный на имя ООО «Промышленности Нобеля» (Лондон, Великобритания), с указанием среди товаров: «химические вещества, применяемые в фотографии» (ил. 2), а в № 11 «Вестника» за тот же год — словесный товарный знак № 222 на имя общества с ограниченной ответственностью «KODAK» с указанием среди товаров: «камеры и другие фотографические аппараты», «химические материалы, применяемые в фотографии» и «фотографическая бумага» (ил. 3).

В течение нескольких следующих лет свои товарные знаки для фотографических товаров и услуг в СССР регистрировали преимущественно немецкие предприятия и фирмы, в том числе ООО «Крафт и Штейдель» (фабрика фотографических бумаг, Дрезден); акционерное общество «О. И. Красочной Промышленности» (Франкфурт-на-Майне, Германия), включая две регистрации товарного знака «AGFA», ставшего впоследствии широко известным и распространявшего правовую охрану на товары в сфере фотографии; Химическая фабрика на акциях, бывшая Е. Шеринг (Берлин, Германия), осуществившая восемь реги-страций знаков, и др. Активность немецких предприятий, возможно, была обусловлена наличием советско-германского соглашения от 12.10.1925, в котором среди прочего регулировались вопросы промышленной собственности.

Первыми товарными знаками для фотографических товаров, зарегистрированными отечественными заявителями, стали изобразительные знаки, опубликованные в 1927 г.: № 1293 на имя А. А. Зайденберг (Фото-производство «Сигма», Ленинград) с указанием товаров — «бромосеребряная фотобумага, фотопластинки диапозитивные» (ил. 4) и № 1495 на имена Е. М. Либенсон и Б. Г. Розенблюм (Производство фотобумаги и пластинок, Москва) с указанием товара — «фотопластинки» (мл. 5).

Пользователи отделения ВПТБ предпочитают проводить поиск товарных знаков в базе данных ФИПС, содержащей сведения о товарных знаках с 1991 г. по настоящее время. В ней можно найти публикации товарных знаков, в обозначении которых имеются слова (части слов) «фото-», «foto-» и «photo-» или же в перечне охраняемых товаров указаны товары, относящиеся к фотографии.

Существует ряд обозначений, которые по тем или иным основаниям не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. В соответствии с п. 1 ст. 1483 ГК РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначений товаров определенного вида...».

К таким обозначениям относятся товары и услуги в сфере фотографии, однако подобные обозначения могут быть включены в состав товарного знака в качестве вспомогательных неохраняемых элементов, при условии, что они не занимают в товарном знаке доминирующего положения. Примером такого решения является товарный знак № 452987, в котором одним из трех неохраняемых элементов указан термин «фотостудия» (мл. 6).

Как особенность практики регистрации своих товарных знаков крупными предприятиями и организациями можно отметить указание в публикациях широкого диапазона классов МКТУ или даже его полного перечня. Так, товарный знак Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» был зарегистрирован в отношении всех 45 классов МКТУ: перечень товаров и услуг в публикации занимает 32 страницы, в нем есть товары и услуги, относящиеся к фотографии (ил. 7).

В сентябре 2020 г. до 25.08.2030 продлен срок действия исключительного права товарного знака № 445167, принадлежащего ФГБУК «Государственный музейно-выста-вочный центр РОСФОТО» (ил. 8). Перечень охраняемых товаров и услуг, приведенных в публикации, содержит 578 наименований, входящих в 9 классов МКТУ, в том числе «консультации по вопросам интеллектуальной собственности».

Товарные знаки, относящиеся к фотографии, весьма разнообразны, в частности по их правообладателям.

На имя общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России» в 2004 г. был зарегистрирован товарный знак, срок действия которого к настоящему времени уже закончился (ил. 9).

Несколько товарных знаков принадлежат организаторам общероссийских и региональных фотоконкурсов (ил. 10-13):

В практике последних лет отмечаются случаи подачи заявок на товарный знак с обозначением, состоящим только из комбинации цветов или из единственного цвета, который, по мнению заявителя, приобрел различительную способность в результате его использования. Примерами таких «цветовых» товарных знаков могут служить регистрации, правообладатели которых — ПАО «Сбербанк» (ил. 14), «МТС» (ил. 15) и «Газпром» (ил. 16) — давно ассоциируются с определенными цветами.

Похожий товарный знак в сфере фотографии принадлежит «Истмен Кодак К°» (Eastmen Kodak Co) — в нем используется традиционный «фирменный» цвет (ил. 17).

Отличительной особенностью товарных знаков и знаков обслуживания является возможность многократного продления срока их действия на очередные 10-летние периоды. Такие продления выступают дополнительным свидетельством коммерческого успеха правообладателя, востребованности его продукции (услуг), маркируемых товарным знаком, и их хорошей репутации у потребителя. Так, товарный знак № 46758 (ил. 18), принадлежащий ОАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева», действует с 1973 г., в настоящее время срок действия его исключительного права продлен до 01.11.2022, скорее всего не в последний раз. В дополнение к нему в 2006 г. предприятие зарегистрировало словесный товарный знак № 307514 (ил. 19), срок действия которого после продления истекает в феврале 2024 г.

Среди немногочисленной группы общеизвестных товарных знаков (на 01.04.2021 — 224 регистрации) два знака относятся к сфере фотографии — обозначения NIKON (№ 142, правообладатель — Nikon Corporation, Япония) (ил 20) и PHOTOSHOP (№ 150, правообладатель — Adobe Systems Incorporated, США) (ил. 21). Статус общеизвестного товарного знака дает правообладателю возможность распространять, при некоторых условиях, его правовую охрану на более широкий диапазон классов МКТУ.

Российские заявители могут получить правовую охрану своих товарных знаков в рамках Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (1891 г., изменено в 1979 г.), указав при этом в подаваемой заявке не одну, а несколько стран, где в рамках национальной процедуры будут приниматься решения о регистрации заявляемого обозначения. К настоящему времени в официальной базе данных Всемирной организации интеллектуальной собственности Madrid Monitor имеются сведения только о двух заявках с указанием РФ как страны происхождения заявки и о 37 заявках иностранных заявителей с указанием РФ как страны предполагаемой регистрации. Во всех этих заявках элементом товарных знаков является обозначение «foto-» или же в списке товаров и/или услуг, на которые распространяется охрана, приведены товары и/или услуги, относящиеся к сфере фотографии (ил. 22, 23).

Приведем более подробные требования к представлению заявляемого обозначения в заявке на государственную регистрацию товарного знака.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заявляемое обозначение представляется в двух экземплярах, один из которых указывается в заявке путем воспроизведения с использованием средств компьютерной техники либо путем вклеивания в заявление изображения (фотография, типографский оттиск и т. п.), выполненного на плотной, прочной бумаге форматом 8 х 8 см (в зависимости от вида обозначения размер по ширине его фотографии или оттиска может составлять 8 х 10 см).

Изображение заявляемого обозначения представляется в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается государственная регистрация товарного знака.

Если заявляемое обозначение не может быть воспроизведено в заявке, то в заявке указывается, что заявляемое обозначение представлено на отдельном цифровом носителе информации, и называется вид этого носителя (компьютерный диск, карта памяти или иной носитель информации).

Если заявка подается в электронной форме, файл, содержащий изображение заявленного обозначения, должен отвечать требованиям, позволяющим распечатать его с соблюдением формата 8 х 8 см, 8 х 10 см. Тип файла должен

быть одним из следующих: TIF, TIFF (для изображений не должен использоваться какой-либо тип сжатия) или DOC. Объем файла — не более 5 Мб, разрешение — не менее 300 dpi. Фон изображения не должен быть прозрачным.

Если заявляется объемное (трехмерное) обозначение или комбинированное обозначение, содержащее объемные элементы, то приводится одно изображение общего вида этого обозначения (схематическое, фотографическое или выполненное в графическом редакторе операционных систем в электронно-цифровой форме). Кроме того, дополнительно представляются изображения (в том же виде, что и общий вид этого обозначения) всех необходимых проекций заявленного обозначения, характеризующих обозначение как объемное или содержащее объемные элементы и дающих исчерпывающее представление о разных видах этого обозначения, или трехмерная модель заявленного обозначения в электронной форме в формате STEP, U3D, PRC, OBJ или STL объемом не более 50 Мб; разрешение — не менее 300 dpi. Фон изображения не должен быть прозрачным.

Если заявляется обозначение, состоящее только из комбинации цветов или из единственного цвета, который, по мнению заявителя, приобрел различительную способность в результате использования, в заявке приводится образец цвета и дается указание «Знак, состоящий исключительно из одного или нескольких цветов». Указание цвета в заявке или описание заявленного обозначения должно сопровождаться указанием соответствующего кода международной признанной системы идентификации цветов, выбранной заявителем (например, справочники и каталоги образцов цвета специализированных организаций или каталоги образцов цвета графических редакторов программных средств) [8].

На 01.04.2021 по всему диапазону МКТУ в Российской Федерации действуют 500 143 товарных знака, поданных по национальной процедуре, и 230 564 товарных знака, поданных по международной процедуре [9].

В настоящее время товарные знаки лидируют по ежегодной подаче заявок среди всех охраноспособных объектов. В 2020 г. от российских заявителей поступило 67,4 тыс. заявок на товарные знаки, причем 89 % из них поданы в электронном виде. Электронное взаимодействие с ведомством позволяет заявителям сократить на 30 % расходы по уплате государственных пошлин, предусмотренных процедурой регистрации, а ведомству — постоянно сокращать срок рассмотрения заявок (сегодня по товарным знакам он составляет в среднем пять месяцев) [10, с. 12, 31].

Товарные знаки являются одним из самых ценных и долговечных активов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они могут существовать на протяжении многих лет, тем самым обеспечивая долгосрочное преимущество товарам и услугам компании, и позволяют идентифицировать ее как производителя качественной продукции, предлагаемой под определенным товарным знаком. Товарные знаки не только представляют ценность для основного вида деятельности, но и нередко создают основу для расширения бизнеса за счет внедрения новых видов продукции. Они формируют доверие потребителей товаров и услуг, укрепляют деловую репутацию компании, поддерживают ее имидж.

Литература

1. Заключение коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения [против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству № 460538]. URL: https://www1.fips.ru/0fpst0rage/D0c/PPS/20 12/2012%D0%9201342/2012%D0%9201342.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

2. Опубликован рейтинг самых дорогих российских брендов // РИА «Новости». 2020. 20 авг. URL: https://ria.ru/20200820/ sberbank-1576057042.html (дата обращения: 01.04.2021).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Гл. 76. § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания. Статьи 1477-1515. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_64629/if28b63ai0d28f4b5i9ff8e4 984b42d620071cd0 (дата обращения: 19.08.2021).

4. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482. URL: https://www1.fips.ru/documents/npa-rf/ prikazy-minekonomrazvitiya-rf/prikaz-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-ot-20-iyulya-2015-g-482.php#I (дата обращения: 01.04.2021).

5. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов: утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483. URL: https:// www1.fips.ru/documents/npa-rf/prikazy-minekonomrazvitiya-rf/ prikaz-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-ot-20-iyulya-2015-g-483.php (дата обращения: 01.04.2021).

6. Международная классификация товаров и услуг. URL: https://www1.flps.ru/publication-web/classiflcation/mktu/ static?page=klassiflkatsiya-tovarov-i-uslug-mktu-11-2021-g-(дата обращения: 01.04.2021).

7. Условия доступа к платным базам данных ФИПС. URL: https://www1.fips.ru/elektronnye-servisy/ informatsionno-poiskovaya-sistema/usloviya-dostupa-k-platnym-bazam-dannykh.php (дата обращения: 01.04.2021).

8. Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482. URL: https://www1.fips.ru/documents/npa-rf/ prikazy-minekonomrazvitiya-rf/prikaz-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-ot-20-iyulya-2015-g-482. php#II (дата обращения: 01.04.2021).

9. Статистика действующих охранных документов на объекты промышленной собственности // Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). URL: https://rospatent.gov.ru/ru/about/stat/stat_doc (дата обращения: 01.04.2021).

10. Роспатент. Годовой отчет 2020: ежегодное официальное издание / Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент); под общ. ред. Г. П. Ивлиева. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadflles/otchet-2020-ru.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

1 Правила ГК РФ о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, т. е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

2 См. образец такой публикации на сайте ФИПС. URL: https:// new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet (дата обращения: 19.08.2021).

3 Издания с публикациями товарных знаков до 1917 г. в фонде Отделения ВПТБ отсутствуют. С 1885 по 1917 г. такие сведения публиковались в «Вестнике финансов, промышленности и торговли» Департамента мануфактур и внутренней торговли; с 1893 по 1917 г. — в Приложении «Торгово-промышленная газета»; с 1913 по 1915 г. — в Приложении «Привилегии на

изобретения и товарные знаки». Эти издания хранятся в фонде Российской государственной библиотеки (Москва). Издания «Журнал мануфактур и торговли» и «Промышленность», также содержащие сведения о товарных знаках, хранятся в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Товарные знаки за 1923-1926 (№ 1-8), 1936-1958 гг., в фонде Отделения ВПТБ отсутствуют. С 1923 по 1926 г. такие сведения публиковались в «Торгово-промышленной газете»; с 1936 по 1938 г. — в «Бюллетене Наркомвнуторга СССР»; с 1938 по 1940 г. — в «Бюллетене Наркомторга СССР»; с 1941 по 1946 г. — в «Сборнике приказов и прейскурантов Наркомторга Союза ССР»; с 1946 по 1958 г. в «Сборнике приказов и прейскурантов Министерства торговли СССР». Эти издания хранятся в фонде Российской государственной библиотеки (Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.