Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДВИЖУЩИХСЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ'

К ВОПРОСУ О ДВИЖУЩИХСЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
движущиеся и мультимедийные товарные знаки / изменяющиеся товарные знаки / мультимедиа / реклама / сходство до степени смешения / регистрация товарных знаков.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емкужева А.В.

В статье анализируются рекомендации Европейского Союза и Всемирной организации интеллектуальной собственности в области движущихся и мультимедийных товарных знаков, а также правила Федерального института промышленной собственности, регулирующие регистрацию изменяющихся товарных знаков. Дается общая характеристика движущихся и мультимедийных товарных знаков и выделяются различия между ними. Делается вывод, что основным отличием движущихся обозначений от мультимедийных является наличие или отсутствие звукового сопровождения. Автор также приходит к заключению, что изменяющиеся товарные знаки объединяют в себе движущиеся и мультимедийные обозначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДВИЖУЩИХСЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ»

ЕМКУЖЕВА Алина Владимировна,

студент 4 курса Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: alinaemkuzheva@yandex.ru

Научный руководитель: СВИРИДОВА Екатерина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, е-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ДВИЖУЩИХСЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ

Аннотация. В статье анализируются рекомендации Европейского Союза и Всемирной организации интеллектуальной собственности в области движущихся и мультимедийных товарных знаков, а также правила Федерального института промышленной собственности, регулирующие регистрацию изменяющихся товарных знаков. Дается общая характеристика движущихся и мультимедийных товарных знаков и выделяются различия между ними. Делается вывод, что основным отличием движущихся обозначений от мультимедийных является наличие или отсутствие звукового сопровождения. Автор также приходит к заключению, что изменяющиеся товарные знаки объединяют в себе движущиеся и мультимедийные обозначения.

Ключевые слова: движущиеся и мультимедийные товарные знаки, изменяющиеся товарные знаки, мультимедиа, реклама, сходство до степени смешения, регистрация товарных знаков.

Alina V. EMKUZHEVA,

4th year student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Scientific supervisor: Ekaterina A. SVIRIDOVA,

Ph.D. in Law Science, Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

ON THE ISSUE OF MOTION AND MULTIMEDIA TRADEMARKS

Annotation. The article analyzes the recommendations of the European Union and the World Intellectual Property Organization in the field of motion and multimedia trademarks, as well as the rules of the Federal Institute of Industrial Property regulating the registration of changing trademarks. The general characteristics of motion and multimedia trademarks are given and the differences between them are highlighted. It is concluded that the main difference between motion symbols and multimedia ones is the presence or absence of sound accompaniment. The author also concludes that changing trademarks combine motion and multimedia designations.

Key words: motion and multimedia trademarks, changing trademarks, multimedia, advertising, confusing similarity, trademark registration.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-82-91 NIION: 2018-0076-1/22-383 MOSURED: 77/27-023-2022-1-582

Введение

Современные производители ищут все более оригинальные способы прилечь внимание потребителей и выделить свой товар среди товаров конкурентов. Одним из таких способов является регистрация движущегося или мультимедийного товарного знака, обладающего за счет своих свойств высокой степенью индивидуальности.

Специфика таких обозначений позволяет создавать оригинальные средства индивидуализации, способные с большей эффективностью индивидуализировать товар производителя и отграничить его от товара конкурента. В свою очередь, оригинальность движущихся и мультимедийных товарных знаков обуславливает сложность и высокую стоимость их неправомерного воспроизведения. Потому интерес представляет возможность сходства до степени смешения анализируемых обозначений. Встает вопрос о том, будет ли движение сильным элементом в движущемся и мультимедийном товарных знаках, а также будет ли потребитель ассоциировать товар производителя с его конкурентом, если последний использует часть товарного знака правообладателя в своем обозначении.

На настоящий момент количество зарегистрированных движущихся и мультимедийных товарных знаков в России крайне мало, в Европейском Союзе оно в разы меньше, чем количество любых других видов обозначений. Тем не менее регистрационным ведомствам известны такие товарные знаки, и, более того, они представляются довольно перспективным средством индивидуализации, в связи с чем необходима их четкая и понятная регламентация.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует закрепление указанных обозначений, по смыслу статьи 1482 Гражданского кодекса РФ они относятся к «иным обозначениям». Соответственно, законодательно не определены и признаки движущихся и мультимедийных товарных знаков, их характеристику можно установить исходя из доктрины и актов правоприменителя. Российский правоприменитель называет движущиеся и мультимедийные товарные знаки изменяющимися. При этом в реестре товарных знаков встречаются товарные знаки, зарегистрированные в качестве изменяющихся, анимационных и звуковых, хотя все они соответствуют характеристикам движущегося или мультимедийного товарного знака. В то же время в базе данных Европейского Союза есть четкое разделение на движущиеся и мультимедийные товарные знаки, сведения в базе данных ВОИС также стандартизированы. Подход же российского правоприменителя представляется несколько непоследовательным. При этом в России существуют правила регистрации

изменяющихся обозначений в качестве товарных знаков, которые устанавливают требования к подаче заявки на регистрацию. Они во многом повторяют рекомендации, установленные ВОИС.

Общая характеристика движущихся и мультимедийных товарных знаков

Статья 1482 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предоставляет возможность для регистрации любого обозначения в качестве товарного знака; перечень возможных обозначений является открытым. Положения данной статьи соответствуют п. 1 ст. 15 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС), в котором единственным императивным условием для признания обозначения товарным знаком является способность этого обозначения отличать товар одного производителя от товара другого. В связи с этим, помимо словесных, изобразительных, комбинированных и объемных товарных знаков -которые в доктрине принято называть традицион-ными1, появились и иные, менее привычные современному рынку и более сложные товарные знаки, именуемые нетрадиционными. К числу нетрадиционных знаков принадлежат, среди прочего, движущиеся и мультимедийные товарные знаки.

Согласно Правилам Европейского Союза о регистрации товарных знаков (ЕиТМ^)2 движущиеся товарные знаки состоят из движущихся обозначений или изменяющих свою позицию элементов3. Как указано в Руководящих принципах по товарным знакам Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского союза4, такие знаки могут не только показывать процесс движения изображения или его частей, но и отображать изменения положения элементов обозначения, например, при последовательности кадров5. При

1 См., например: Карлиев Р. Проблемы регистрации нетрадиционных товарных знаков // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - № 11, 2017; Дмитриева Е.О., Дмитриев О.В. Проблемы правоприменения в отношении особых («нетрадиционных») товарных знаков и знаков обслуживания // Вестник Омского университета. Серия «Право». - № 1, 2019.

2 European Union trade mark implementing regulation. Перевод, представленный в статье, является примерным.

3 Статья 3(3)(h) EUTMIR // URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018 R0626&from=EN (дата обращения: 29.01.2022).

4 EUIPO Trade mark Guidelines. Перевод, представленный в статье, является примерным.

5 Пример движущегося товарного знака, зарегистрированного на территориях стран Европейского Союза, основанный на движении и при этом не содержащий в себе звук: EUTM 017894840 // URL: https://

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

этом очень важно, чтобы такой знак не содержал звукового сопровождения, поскольку в таком случае он становится мультимедийным1. В свою очередь, в соответствии со статьей 3(3)(0 ЕиТМ^ мультимедийный товарный знак состоит из изображения и звука. Правила не предусматривают, что такой знак обязательно должен включать в себя движущиеся элементы.

На взгляд автора, указанное разграничение является более чем справедливым. Мультимедиа - это «интерактивная система, формирующая информацию, воспринимаемую разнообразными чувствами»2. Это значит, что при определении товарного знака в качестве мультимедийного предполагается возможность человека воспринимать обозначение сразу несколькими органами чувств: органами зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д. Сам товарный знак в таком случае должен состоять не только из изображения или, например, запаха, но также из иных элементов, воздействующих на другие органы чувств.

На данный момент ЕитМ^ определяет мультимедийный товарный знак как знак, который состоит из двух таких элементов: изображения, задействующего органы зрения, и звука, задей-ствующего органы слуха. Однако Россия не является членом Европейского союза, но участвует в Конвенции об учреждении ВОИС, в связи с чем акты ВОИС имеют для российского правопорядка большую значимость, чем ЕиТМ^. Рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) по электронной обработке движущихся и мультимедийных знаков определяют последние как знаки, сочетающие в себе элементы движения и звука3. Следовательно, с точки зрения ВОИС одного изображения и звука недостаточно, чтобы признать знак мультимедийным: он должен также содержать в себе движение. Данное положение не соответствует признакам мультимедийности, которые предполагают не наличие движения, а воздействие сразу на несколько органов чувств. По мнению автора, и статичное изображение, сопровождаемое звуком, может быть признано мультимедийным товарным знаком. Тем не менее, в обоих случаях товарный

euipo.europa.eu/eSearch/#details/trademarks/017894840 (дата обращения: 10.02.2022).

1 EUIPO Trade mark Guidelines // URL: https:// guideNnes.euipo.europa.eu/1803468/1789806/trade-iriark-guidelines/2-6-motion-marks (дата обращения: 27.01.2022).

2 Смирнов А.В. Что такое мультимедиа? // Наука и школа. - 2006. - С. 55.

3 Стандарт ST.69. Рекомендации ВОИС по элек-

тронной обработке движущихся и мультимедийных зна-

ков // URL: https://rospatent.gov.ru/ru/documents/

standarty-vois (дата обращения: 29.01.2022).

знак воспринимается и органами зрения, и органами слуха.

Однако мультимедиа как система не ограничивается воздействием лишь на данные органы. В связи с этим Целевая группа ВОИС по стандартизации в области товарных знаков поставила вопрос, должен ли термин «мультимедийный знак» толковаться «только как сочетание элементов изменения и звука или он может включать и другие компоненты»4. Расширение перечня компонентов, которые могут составлять мультимедийный товарный знак, в полной мере соответствует определению мультимедийности. Товарный знак, сочетающий в себе звук и запах, но не включающий изображение и движение, в будущем вполне может быть признан мультимедийным в силу специфики мультимедиа. Однако на данный момент основой мультимедийного товарного знака является именно движение изображения, в связи с чем маловероятно, что целевая группа ВОИС откажется от обязательного наличия элемента, воздействующего на органы зрения.

Характеристика мультимедийного товарного знака, на взгляд автора, позволяет отнести его к комбинированному товарному знаку. Комбинированный товарный знак сочетает в себе различные виды обозначений5. Это может быть объединение словесных, изобразительных, цветовых, объемных и иных знаков. Следовательно, объединение изобразительного, в том числе движущегося, и звукового знака будет рассматриваться как комбинированный знак и, следуя Рекомендациям ВОИС и Правилам Европейского Союза, как мультимедийный знак. В таком случае очевидно, что мультимедийный знак является разновидностью комбинированного.

Вместе с тем, движущийся товарный знак определяется Рекомендациями ВОИС как тип знака, «основанный на движении»6. Если рассматривать мультимедийный товарный знак как сочетание элементов движения и звука, то он является также разновидностью движущегося товарного знака в том смысле, который придает данному термину ВОИС. По мнению автора, как отмечалось выше, мультимедийный товарный знак не должен содержать в себе движущиеся элементы,

4 CWS/5/10. Отчет Комитета по стандартам ВОИС о ходе разработки нового стандарта ВОИС по электронной обработке изменяющихся и мультимедийных знаков // URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/cws/ en/cws_5/cws_5_10-main1.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

5 Панкова М.Н. Охрана товарных знаков: виды и регулирование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - № 3, 2021. - С. 165.

6 Пункт 3(b) Стандарта ST.69. Рекомендации ВОИС по электронной обработке движущихся и мультимедийных знаков // URL: https://rospatent.gov.ru/ru/ documents/standarty-vois (дата обращения: 29.01.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

чтобы признаваться таковым, а значит, он всегда является комбинированным, но не всегда - движущимся. При этом сам по себе движущийся товарный знак комбинированным не является.

Изменяющиеся товарные знаки в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации не разграничивает мультимедийные и движущиеся товарные знаки и в принципе не содержит подобных терминов. Российский правоприменитель относит данные обозначения в одну большую группу изменяющихся товарных знаков.

Именно так они обозначены в «Руководстве по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака...» (далее - Руководство ФИПС). При этом позиция Роспатента несколько непоследовательна, так как в отношении некоторых товарных знаков все же используется характеристика «движущийся». Например, в свидетельствах о регистрации товарных знаков № 4418481 и № 4424422 содержится указание на их вид: движущееся обозначение. В иных случаях подобные товарные знаки регистрируются как звуковые (товарный знак № 2964963; товарный знак 24 97474) или анимационные (товарный знак № 3619375; товарный знак № 3220356).

Между тем даже эти термины кажутся более удачными, чем термин «изменяющиеся товарные знаки». Он представляется не вполне отражающим свойства анализируемых средств индивидуализации. Дело в том, что товарный знак, содержащий в себе движение, сам по себе не изменяется: его содержание всегда остается тем же. В

1 Свидетельство о регистрации товарного знака. Номер регистрации: 441848 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet (дата обращения: 14.02.2022).

2 Свидетельство о регистрации товарного знака. Номер регистрации: 442442 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet (дата обращения: 14.02.2022).

3 Свидетельство о регистрации товарного знака. Номер регистрации: 296496 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet (дата обращения: 14.02.2022).

4 Свидетельство о регистрации товарного знака. Номер регистрации: 249747 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-web/action?acName=clickRegister&regName=R UTM (дата обращения: 01.02.2022).

5 Свидетельство о регистрации товарного знака. Номер регистрации: 361937 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet (дата обращения: 14.02.2022).

6 Свидетельство о регистрации товарного знака.

Номер регистрации: 322035 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet (дата обращения:

14.02.2022).

противном случае товарный знак был бы не способен выполнять функцию индивидуализации товаров, поскольку постоянная трансформация товарного знака не позволила бы потребителям выстроить прочные ассоциативные связи между производителем и его продуктом. Так, Немецкий Бундеспатентгерихт (Федеральный патентный суд Германии) в одном из свои дел признал не подлежащим регистрации обозначение переменной длины и ширины: в заявке на регистрацию цветной линии указывалось - помимо цвета - лишь соотношение длины и ширины фигуры (1 к 2 и 10 к 1), то есть заявителем предполагалось, что товарный знак будет иметь разные размеры. Соответственно, знак, на который подавалась заявка, охватывал различные формы и поэтому был труднодоступен и непонятен. Суд сделал вывод, что обозначение не будет точно узнаваемо для потребителя и невозможно четкое, завершенное представление обозначения в заявке7.

Если рассматривать термин «изменяющийся товарный знак» с той точки зрения, что изменение касается отдельных элементов товарного знака и происходит в определенном фиксированном порядке, то возникает вопрос, почему к изменяющимся товарным знакам не отнесены голографи-ческие обозначения. В связи с этим, на взгляд автора, более уместно относить движущиеся и мультимедийные в том смысле, который им придают рекомендации ВОИС, товарные знаки в одну группу движущихся товарных знаков (поскольку мультимедийный знак, основанный на движении, является видом движущегося, о чем было сказано ранее). Однако ввиду того, что в данной статье автор разграничивает движущиеся и мультимедийные товарные знаки, для целей настоящей работы будет использоваться обобщающий термин «динамические товарные знаки».

Руководством ФИПС установлено, что динамические знаки могут быть выполнены в цветовом сочетании, содержать изобразительные, словесные, световые обозначения и иметь звуковое сопровождение8. Ключевым свойством динамического товарного знака является изменение изображений в фиксированной последовательности или «изменение образа, когда существенные особенности изменяющегося обозначения не меня-

7 Bundespatentgericht. 29 W (pat) 173/10. 14.11.2011 // URL: https://www.bundespatentgericht.de/ EN/Jurisdiction/Decisions/decisions_node.html (дата обращения: 18.02.2022).

8 Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утв. Приказом ФГБУ ФИПС от

№ 12) // СПС «КонсультантПлюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

ются при воспроизведении обозначения». Это значит, что динамические товарные знаки действительно содержат в себе элемент движения и по смыслу Рекомендаций ВОИС могут быть признаны движущимися, а при наличии звукового сопровождения - мультимедийными. Вместе с тем Руководство ФИПС также не признает товарные знаки, сочетающие в себе статичное изображение и звук, мультимедийными, поскольку основой динамического товарного знака является движение.

Так, в 2003 году был зарегистрирован знак обслуживания для развлекательного телеканала «СТС» на имя ЗАО «Сеть телевизионных станций» (номер регистрации - 249747). Обозначение сочетает в себе движущееся изображение, выполненное в белом, светло-желтом, желтом и иных цветах, а также звуковое сопровождение. Данный знак является характерным примером мультимедийных товарных знаков (в данном случае - знаков обслуживания), хотя в свидетельстве о регистрации он указан как звуковой. На данный момент правовая охрана этого знака прекратила свое действие1.

В Европейском Союзе на сегодняшний день зарегистрировано 67 мультимедийных в том понимании, которое дает EUTMIR, товарных знаков2. Одним из них является мультимедийный товарный знак EUTM 017635293, который содержит в себе и движущееся изображение, и звук3.

Движущиеся товарные знаки, основанные лишь на движении и не включающие в себя звук, регистрируются гораздо чаще. Например, товарный знак, правообладателем которого является ООО «Яндекс», представляет собой изображение светофора, свет которого меняет цвет в зависимости от уровня загруженности дорог, указанного в баллах (номер регистрации - 526621). В свидетельстве товарный знак указан как изменяющийся, звукового сопровождения не содержит4. Еще одним ярким примером служит австралийский товарный знак компании The Little Potato Company Ltd., охрана которого не распространяется на территорию России. Он содержит изобра-

1 Свидетельство о регистрации товарного знака. Номер регистрации: 249747 // URL: https://www1.fips.ru/ registers-web/action?acName=clickRegister&regName=R UTM (дата обращения: 01.02.2022).

2 eSearch plus. The EUlPO's database // https:// euipo.europa.eu/eSearch/#advanced/trademarks/1/100/ n1=MarkFeature&v1 =Multimedia&o1=AND&sf=Application Number&so=asc (дата обращения: 10.02.2022).

3 eSearch plus. The EUlPO's database. EUTM 017635293 // https://euipo.europa.eu/eSearch/#details/ trademarks/017635293 (дата обращения: 10.02.2022).

4 Свидетельство о регистрации товарного знака.

Номер регистрации: 526621 // URL: https://www1.fips.ru/

registers-web/action?acName=clickRegister&regName=R

UTM (дата обращения: 01.02.2022).

жение двумерного персонажа в виде картофелины, сначала поворачивающегося в разные стороны, а затем улыбающегося и подмигивающего. Товарный знак не содержит ни словесного обозначения, ни звукового сопровождения5.

Мультимедийные товарные знаки и реклама

Особенностью любого товарного знака перед другими результатами интеллектуальной деятельности является то, что наличие или отсутствие автора юридически безразлично для его охраноспособности6. Исключительное право на него принадлежит только правообладателю -юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что указывает на первостепенную экономическую значимость товарного знака. Товарный знак не является самостоятельным произведением, однако то или иное произведение очень часто входит в его содержание. В связи с этим пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ запрещает регистрацию товарного знака, тождественному произведению искусства или его фрагменту, если не было получено согласие правообладателя.

На нарушении данного положения основано судебное дело № 17АП-3541/2017-ГК, рассмотренное в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде. Межрегиональное некоммерческое партнерство обувщиков зарегистрировало товарный знак, тождественный словесному обозначению, которое использовало в своей деятельности ООО «Шузстар». Правообладатель товарного знака обратился в арбитражный суд с иском к обществу о прекращении использования данного обозначения. Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорное обозначение использовалось ответчиком до даты приоритета заявки истца на регистрацию товарного знака и исключительное право на него как на объект авторского права принадлежало ответчику. В связи с этим суд отказал в удовлетворении исковых требований на том основании, что некоммерческое партнерство не получало согласие правообладателя произведения искусства на регистрацию товарного знака, воспроизводящего указанный результат интеллектуальной деятельности7.

Мультимедийные товарные знаки, традиционно рассматриваемые как сочетание движения и

5 WIPO Global Brand Database. Serial number of the application: 2240490 // URL: https://www3.wipo.int/ branddb/en/# (дата обращения: 02.02.2022).

6 Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017. - С. 143.

7 Постановление 17 ААС от 6 декабря 2017 г по делу № А60-41184/2016 // URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/r66DBJG2wBVR/ (дата обращения: 03.02.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

звука, содержат в себе не просто произведение, а сложный объект - аудиовизуальное произведение с сопровождением звуком. Это обуславливает необходимость получения согласия нескольких правообладателей на регистрацию товарного знака, в случае если правообладатель аудиовизуального произведения не обладает в полном объеме исключительным правом на входящие в состав сложного объекта произведения. Следовательно, у лица, желающего зарегистрировать мультимедийный товарный знак, может возникнуть необходимость получить согласие художника по костюмам, продюсера, создателя музыкального сопровождения и т.д.

Рекомендации ВОИС определяют, что максимальный размер мультимедийного файла, который предоставляется для регистрации товарного знака, составляет 20 МБ1. Таким образом указывается предельная продолжительность видео. Однако данные рекомендации не имеют обязательного характера, а российским законом не установлены ограничения по длительности аудиовизуального произведения, входящего в товарный знак. Отсюда следует вывод, что, на первый взгляд, в качестве мультимедийного товарного знака может быть зарегистрирован даже полнометражный фильм. Такую ситуацию сложно представить с практической точки зрения, поскольку, во-первых, маловероятно, что подобное обозначение сможет в полной мере индивидуализировать товар; во-вторых, оно не будет восприниматься потребителем в силу своей длительности; в-третьих, создание такого товарного знака повлечет необоснованные затраты. Кроме того, регистрация товарного знака, содержащего в себе кинематографическое произведение, могла бы ограничить использование этого произведения, даже если впоследствии оно перешло в общественное достояние. Дело в том, что в таком случае из области свободного использования такого произведения исключается возможность его регистрации в качестве товарного знака. Автоматически исключается и возможность регистрации сходных аудиовизуальных произведений в качестве товарных знаков, поскольку это может повлечь смешение с иным производителем или его товарами и услугами.

Более того, в связи с тем, что мультимедийный товарный знак содержит в себе звук, для регистрации динамического обозначения необходимо будет также ориентироваться на правила регистрации звуковых обозначений. В зависимости от вида звукового обозначения длительность

мелодии не должна превышать музыкальной фразы или 10 тактов, а звука, источником которого являются живые существа или предметы, -30 секунд2. Это значит, что мультимедийный товарный знак не может содержать в себе звуковое сопровождение, длительность которого превышает указанные величины.

Тем не менее, теоретически регистрация полнометражного фильма или небольшого ролика в качестве товарного знака возможна. При таких обстоятельствах возникает обоснованный вопрос, чем мультимедийный товарный знак отличается от аудиовизуальной рекламы. Ответ на него лежит, однако, в плоскости общих положений о товарных знаках и не зависит от вида обозначения.

По смыслу части 4 ГК РФ товарный знак представляет собой обозначение, индивидуализирующее товары и предназначенное для отграничения товаров одних производителей от товаров других. В то же время реклама направлена на «привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»3. Соответственно, товарные знаки и реклама выполняют разные функции: в первом случае - индивидуализирующую, во втором - информационную. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» средства индивидуализации - это объект рекламирования, то есть реклама может быть направлена в том числе на привлечение внимания к товарному знаку.

При этом не исключено, что по содержанию аудиовизуальная реклама и мультимедийный товарный знак могут совпадать. Поскольку реклама - это любая информация, распространенная любым способом, в качестве рекламы не запрещено использовать произведение, входящее в состав товарного знака. Для этого необходимо получить согласие автора данного произведения, даже если оно уже получено в отношении товарного знака. Однако если в рекламе используется только та часть аудиовизуального произведения, которая включена в товарный знак, такой подход представляется нецелесообразным. Реклама может включать в себя товарный знак и, более того, исходя из отсутствия такого запрета в законодательстве, она может состоять только из

1 Пункт 23 Стандарта ST.69. Рекомендации ВОИС по электронной обработке движущихся и мультимедийных знаков // URL: https://rospatent.gov.ru/ru/ documents/standarty-vois (дата обращения: 29.01.2022).

2 Подп. 3 п. 27 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 (ред. от 23.11.2020)) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товарного знака. Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ правообладатель товарного знака может использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Отсюда следует, что в случае, когда реклама включает в себя только мультимедийный товарный знак, согласия автора аудиовизуального произведения, входящего в его состав, получать не требуется. В этом проявляется преимущество мультимедийного товарного знака, поскольку одно и то же произведение фактически может служить и в качестве товарного знака, и в качестве аудиовизуальной рекламы.

Сходство динамических товарных знаков до степени смешения

Преимуществом же любого товарного знака, основанного на движении, - как движущегося, так и мультимедийного, является сложность в его воспроизведении. Динамический товарный знак, по мнению автора, обладает высокой степенью индивидуальности, и добросовестная регистрация сходного до степени смешения товарного знака представляется маловероятной. Тем не менее в случае спора довольно сложно оценить, является ли товарный знак одного производителя сходным до степени смешения с товарным знаком другого. Разрешить ситуацию, когда лицо использует в своем обозначении лишь 2 секунды 30-секундного видеофайла товарного знака, довольно непросто1, и на данный момент такая практика отсутствует.

Согласно п. 41 «Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков...» обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия2. Исходя из этого можно предположить, что такой короткий отрывок не позволит потребителю соотнести товарный знак с товарами иного производителя, чем правообладатель. Иначе разрешается ситуация, когда в данном отрывке содержится сильный элемент товарного знака, что обязательно учитывается судом3.

1 Dirk Spacek. Multimedia & trademarks - old or new rules for the digital world? The Trademark Lawyer // URL: https://cms.law/en/che/publication/multimedia-trademarks-old-or-new-rules-for-the-digital-world (дата обращения: 08.02.2022).

2 Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 (ред. от 23.11.2020)) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Абз. 5 п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части

По общему правилу отдельные элементы обозначения не имеют принципиального значения при разрешении спора между правообладателями: ключевую роль играет общее представление об обозначении. Следуя такой логике, движение в динамическом товарном знаке не имеет большого удельного веса. Однако именно движение является специфической чертой динамического товарного знака и лежит в его основе. Поскольку сильным признается тот элемент, который является наиболее выразительным и имеет наибольшее значение для восприятия потребителем4, оригинальная серия движений, содержащихся в динамическом товарном знаке, будет занимать наиболее важную позицию при определении степени сходства. В таком случае, если динамические товарные знаки включают в себя совершенно разных персонажей, выполняющих идентичные движения, товарные знаки будут признаны сходными до степени смешения. Однако очевидно, что, несмотря на специфику динамических знаков, стандартные движения не считаются сильным элементом. Например, зарегистрированный в странах Европейского Союза мультимедийный товарный знак EUTM 017451816 содержит в себе изображение персонажа, машущего рукой и кланяющегося зрителям5. Такие движения представляются типовыми, а потому их использование в другом товарном знаке не способно создать смешение.

В мультимедийном товарном знаке сильным элементом с большой вероятностью также будет звуковое сопровождение, поскольку именно наличие звука, помимо наличия движения, определяет обозначение как мультимедийное. Кроме того, звук является дополнительным средством воздействия на потребителя, так как позволяет индивидуализировать продукцию производителя, даже если потребитель не смотрит на движущееся изображение.

Государственная регистрация динамических товарных знаков

Динамические обозначения, как и любые другие, становятся товарными знаками только после их государственной регистрации6. Чтобы

четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 7, июль, 2019.

4 Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2021 № 300-ЭС21-6758 по делу № СИП-344/2020 // СПС «КонсультантПлюс».

5 eSearch plus. The EUlPO's database. EUTM 017451816 // https://euipo.europa.eu/eSearch/#details/ trademarks/017451816 (дата обращения: 10.02.2022).

6 Абз. 3 п. 155 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федера-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

обозначение было зарегистрировано в качестве товарного знака, оно должно соответствовать требованиям ст. 1483 ГК РФ. В доктрине существует позиция, согласно которой товарный знак лишь тогда охраноспособен, когда в отношении него соблюдаются следующие условия:

1) обозначение условно, то есть представляет собой скорее символ, чем конкретное указание на производителя;

2) обозначение обладает относительной новизной, то есть отличается от тех товарных знаков, которые зарегистрированы для аналогичных или однородных товаров;

3) обозначение обладает различительной способностью;

4) обозначение зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении определенных классов товаров1.

Помимо требований к обозначениям, претендующим на регистрацию в качестве товарного знака, существуют также требования к представлению этих обозначений.

Динамические обозначения должны быть представлены на регистрацию в формате видеозаписи на цифровом носителе информации, и одновременно предоставляется распечатанное покадровое воспроизведение этого обозначения. При этом видеозапись должна давать исчерпывающее и ясное представление о количестве, характере, интенсивности и последовательности изменений изображения. Покадровые изображения должны отражать точное количество изменяющихся изображений и последовательность их воспроизведения2. Кроме того, исходя из содержания официальной формы заявки на государственную регистрацию товарного знака, необходимо также приложить текстовое описание обозначения, заявленного на регистрацию3. Соответственно, главным критерием для принятия информации на

ции» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 7, июль, 2019.

1 Панкова М.Н. Функции и критерии охраноспособности товарного знака в Российской Федерации // Армия и общество. - № 4 (27), 2011. - С. 110.

2 Подп. 3 п. 27 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 (ред. от 23.11.2020)) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Форма заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака. Приложение № 1 к Требованиям к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формам // СПС «КонсультантПлюс».

регистрацию в данном случае являются сведения о том, каким образом изменяется изображение.

Кроме того, так как мультимедийное обозначение, помимо движения, содержит в себе звук, правила о регистрации звуковых обозначений распространяются и на регистрацию мультимедийных. Следовательно, к заявке должна быть приложена фонограмма на цифровом носителе4. На практике заявителем предлагается также нотная запись мелодии5 и/или текстовое описание звука, если в нем нет мелодии (например, звуки зверей)6.

Подобный подход использует и ВОИС. В основном определение правил регистрации динамических товарных знаков отдается в ведение национальных ведомств, однако даются общие рекомендации к представлению обозначений на регистрацию. Стандарт ST.69 устанавливает, что заявка на регистрацию движущегося или мультимедийного знака должна содержать графическое представление движения или мультимедиа, при необходимости - с сопровождением текстового описания. Графическое представление осуществляется в зависимости от требований национального ведомства как в виде:

1) одного изображения, отображающего несколько этапов движения, представляющего собой знак; или

2) серии отдельных изображений, которые отображают движение и имеют одинаковый формат и размер, -

так и в виде видеофайла определенного формата, размер которого, как уже было сказано, не должен превышать 20 МБ.

Если регистрируется мультимедийный знак, то есть знак, в котором присутствует не только движение, но и звук, применяются также правила Стандарта ST.68 по электронной обработке звуковых знаков. Звук должен быть представлен графически и в виде записи в цифровом формате, а также в виде текстового описания с учетом требований национального ведомства. Примерами графического образа звука ВОИС называет его музыкальную запись на нотной линейке или изображение звуковой волны7.

Текстовое описание динамических товарных знаков не должно быть единственным способом представления обозначения, а может быть лишь

4 См.: товарный знак № 262372, товарный знак № 833532; товарный знак № 825179.

5 См.: товарный знак № 235617; товарный знак № 235611; товарный знак № 470042.

6 См.: товарный знак № 802219; товарный знак № 843123; товарный знак № 825179.

7 Стандарт ВОИС ST.68. Рекомендации по электронной обработке звуковых знаков // URL: https:// rospatent.gov.ru/ru/documents/standarty-vois (дата обращения: 18.02.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

дополнением к серии изображений или записи. Как указано в Стандарте ST.69, текстовое сопровождение может содержать в себе описание хронологического порядка изображений, продолжительность, направление и частоту движения, а также любые другие данные, которые посчитает нужным указать заявитель.

Правила Европейского Союза предполагают, что представление обозначения, претендующего на регистрацию в качестве товарного знака, может быть осуществлено в любой форме: графической, текстовой, в форме записи. При этом такое представление должно быть четким, точным, автономным, легкодоступным, понятным, долговечным и объективным1.

Касательно движущихся товарных знаков также определено, что обозначение представляется в видеофайле или с помощью серии последовательных неподвижных изображений, показывающих движение или изменение положения элементов. Если используется второй вариант, то такие изображения могут быть пронумерованы или сопровождаться описанием, объясняющим их последовательность.

В отношении мультимедийных товарных знаков в ведомство подается аудиовизуальный файл, содержащий комбинацию изображения и звука. Указанные способы представления обозначений не лишают заявителей возможности использовать другие формы представления информации как дополнение к уже названным2.

Выводы

Согласно подходу, который воспринял российский правоприменитель, движущиеся и мультимедийные товарные знаки - это обозначения, основанные на движении. При этом на практике отсутствует разграничение между данными видами товарных знаков, и они относятся к одной группе изменяющихся товарных знаков. Последний термин - «изменяющиеся товарные знаки» -представляется не вполне отражающим специфику исследуемых товарных знаков, а потому целесообразно заменить его на «движущиеся товарные знаки» или «динамические товарные знаки».

Интересно, что при регистрации анализируемых обозначений в свидетельство вносятся све-

1 European Court of Justise. Judgment of 12.12.2002 - case C-273/00. ECLI:EU:C:2002:748. REFERENCE to the Court under Article 234 EC by the Bundespatentgericht (Germany) for a preliminary ruling in proceedings brought by Ralf Sieckmann // URL: https:// curia.europa.eu/jcms/jcms/j_6/fr/ (дата обращения: 19.02.2022).

2 Статья 3 EUTMIR // URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018R0626& from=EN (дата обращения: 29.01.2022).

дения, определяющие товарные знаки как звуковые, изменяющиеся или анимированные, то есть единообразный подход в России отсутствует.

К определяющим чертам движущихся товарных знаков относятся следующие:

1) основаны на движении;

2) не имеют звукового сопровождения.

Мультимедийные товарные знаки, в свою

очередь, характеризуются тем, что они:

1) воздействуют сразу на несколько органов чувств человека;

2) основаны на движении;

3) имеют звуковое сопровождение;

4) имеют комбинированный характер.

Одновременно автор приходит к выводу, что,

поскольку по смыслу рекомендаций ВОИС мультимедийные товарные знаки также основаны на движении, но дополнительно имеют звуковое сопровождение, их можно отнести к подвиду движущихся обозначений.

Тем не менее, с точки зрения автора, термин «мультимедиа» позволяет говорить о том, что изображение в мультимедийном товарном знаке не обязательно должно двигаться, так как определяющим в данном случае является воздействие сразу на несколько органов чувств, а не наличие движения. По этой же причине теоретически мультимедийное обозначение может состоять из иных элементов, воздействующих на другие органы чувств: например, из звука и запаха. Однако на данный момент такой подход не воспринимается ни Европейским Союзом, ни ВОИС, ни Российской Федерацией.

Однако во всех трех случаях совпадают подходы к регистрации динамических обозначений в качестве товарных знаков. Определяются требования к заявке, которые можно свести к некоторому общему перечню:

1) представление обозначения должно точно отражать этапы движения элементов;

2) обозначение представляется в форме видеозаписи на цифровом носителе или в виде покадровых изображений;

3) для регистрации мультимедийных товарных знаков необходимо также приложить фонограмму или графическое воспроизведение звукового сопровождения;

4) словесное описание регистрируемого обозначения является всего лишь дополнением к иным формам его представления.

Динамические товарные знаки обладают высокой степенью индивидуальности, в связи с чем риск смешения в отношении них меньше, чем в отношении других видов обозначений. Сильным элементом, по мнению автора, является оригинальная серия движений, а для мультимедийных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

товарных знаков - серия движений и звуковое сопровождение.

Таким образом, движущиеся и мультимедийные товарные знаки являются сложным феноменом, и российский правоприменитель окончательно не определился с тем, как их обозначить и регулировать. Тем не менее, новизна и привлекательность динамических товарных знаков, на взгляд автора, позволяет предположить более частое их использование в ближайшем будущем - что неизменно влечет за собой необходимость в единообразном и понятном подходе к регламентации указанных средств индивидуализации.

Список литературы:

[1] Дмитриева Е.О., Дмитриев О.В. Проблемы правоприменения в отношении особых («нетрадиционных») товарных знаков и знаков обслуживания // Вестник Омского университета. Серия «Право». - № 1, 2019. - С. 79-91.

[2] Карлиев Р. Проблемы регистрации нетрадиционных товарных знаков // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. -№ 11,2017.- С. 27-36.

[3] Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017. - 512 с.

[4] Панкова М.Н. Охрана товарных знаков: виды и регулирование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - № 3, 2021. - С. 160169.

[5] Панкова М.Н. Функции и критерии охраноспособности товарного знака в Российской Федерации // Армия и общество. - № 4 (27), 2011. - С. 109-115.

[6] Смирнов А.В. Что такое мультимедиа? // Наука и школа. - 2006. - С. 54-56.

[7] Dirk Spacek. Multimedia & trademarks - old or new rules for the digital world? The Trademark Lawyer // URL: https://cms.law/en/che/publication/ multimedia-trademarks-old-or-new-rules-for-the-digital-world (дата обращения: 08.02.2022).

Spisok literatury

[1] Dmitrieva E.O., Dmitriev O.V. Problemy pra-voprimeneniya v otnoshenii osobyh («netradicion-nyh») tovarnyh znakov i znakov obsluzhivaniya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». - № 1, 2019.- S. 79-91.

[2] Karliev R. Problemy registracii netradicion-nyh tovarnyh znakov // Intellektual'naya sobstven-nost'. Promyshlennaya sobstvennost'. - № 11, 2017. - S.27-36.

[3] Novoselova L.A. Pravo intellektual'noj sob-stvennosti. T. 1. Obshchie polozheniya: Uchebnik / Pod obshch. red. d.yu.n., prof. L.A. Novoselovoj. -M.: Statut, 2017. - 512 s.

[4] Pankova M.N. Ohrana tovarnyh znakov: vidy i regulirovanie // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. - № 3, 2021. - S. 160-169.

[5] Pankova M.N. Funkcii i kriterii ohranospos-obnosti tovarnogo znaka v Rossijskoj Federacii // Armiya i obshchestvo. - № 4 (27), 2011. - S. 109115.

[6] Smirnov A.V. Chto takoe mul'timedia? // Nauka i shkola. - 2006. - S. 54-56.

[7] Dirk Spacek. Multimedia & trademarks - old or new rules for the digital world? The Trademark Lawyer // URL: https://cms.law/en/che/publication/ multimedia-trademarks-old-or-new-rules-for-the-digi-tal-world (дата обращения: 08.02.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.