Всеволод БАШКУЕВ
В.М.БРОННЕР И ЕГО ВКЛАД В ОЗДОРОВЛЕНИЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА
Статья посвящена выдающемуся советскому врачу, ученому и организатору науки В.М. Броннеру (1876-1939). Автор рассматривает этапы его трудовой биографии, выдепяя вклад В.М. Броннера в оздоровление бурятского народа и его роль в становлении советского здравоохранения.
The article is dedicated to the outstanding Soviet physician, scholar and organizer of science V.M. Bronner (1876-1939). The author considers the stages of Bronner's career focusing on his contribution into improvement of the Buryat people recovery and the role in forming of Soviet healthcare.
Ключевые слова:
социальная венерология, научная работа, революционная деятельность, Государственный венерологический институт, оздоровление национальных меньшинств, бурятский народ, сталинские репрессии, профессионалы, тоталитаризм; social venereology, scientific work, revolutionary activity, State Venereologic Institute, healthcare for national minorities, Buryat people, Stalin’s terror, professionals, totalitarianism.
БАШКУЕВ Всеволод Юрьевич — к.и.н., старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
В год празднования 90-летнего юбилея Республики Бурятия представляется естественным всплеск общественного и научного интереса к биографиям людей, чьими усилиями была воплощена в реальность идея бурятского национального единства в форме национально-территориальной автономии — Бурят-Монгольской АССР. В то же время осмысление исторического значения выдающихся личностей в становлении государственности бурят подчиняется воздействию сопряженных с историческим процессом социально-психологических, идеологических и других факторов, в результате чего исторический нарратив приобретает определенную неравномерность. К сожалению, в нем теряются люди, которым в силу определенных причин было суждено надолго «выпасть» из общественно-политического дискурса в советское и постсоветское время. Все это в полной мере относится и к выдающемуся советскому врачу, ученому и организатору здравоохранения Вольфу Моисеевичу Броннеру (1876—1939).
Вольф Броннер родился 19 января 1876 г. в г. Верхнеудинске в семье крестьянина Бичурской волости Верхнеудинского уезда Забайкальской области. Еще во время учебы в университете В.М. Броннер познакомился с будущим наркомом здравоохранения БМАССР А.Т Трубачеевым. За участие в студенческих беспорядках Броннер был исключен из Томского университета.
Не имея возможности завершить образование в России, в 1899 г. В.М. Броннер покинул страну. В январе 1900 г. он выдержал докторский экзамен в Берлинском университете, а в марте того же года защитил диссертацию и получил диплом доктора медицины. После этого В.М. Броннер вернулся в Россию, где осенью 1900 г. выдержал государственный экзамен в Казанском университете и стал дипломированным врачом. С осени 1900 г. работал городским врачом в г. Верхнеудинске. Осенью 1901 г., заболев туберкулезом, В.М. Броннер уехал из России в Италию, откуда весной 1902 г. снова переехал в Берлин для занятий научной работой. Там он вошел в группу сибирских социал-демократов — «искровцев». Через берлинских «искровцев» проходила одна из нитей, связывавших «Искру» с Сибирью, в частности с Томском. Туда в 1902 г. и возвратился В.М. Броннер со своей женой Е.Б. Фуксман.
В Томске Броннер имел обширную врачебную практику как специалист по кожно-венерологическим болезням. В 1903 г. он
вошел в состав Сибирского социал-демократического союза и Томского комитета РСДРП1.
С началом революции 1905 г. Броннер активизировал свою революционную деятельность. После столкновений демонстрантов с полицией в начале ноября 1905 г. ему пришлось перейти на нелегальное положение, а затем перебраться в Париж. Во Франции В.М. Броннер провел несколько плодотворных в научном отношении лет. В 1908 г. он снова сдал экзамены специалиста, на сей раз в факультетской урологической клинике Неккера под руководством одного из основателей современной урологии Ф. Гюйона, позднее совершенствовался в области бактериологии и биохимии, работая в Пастеровском институте.
В 1913 г. В.М. Броннер возвратился в Россию прекрасно подготовленным врачом и научным работником, обладавшим огромным опытом клинической, исследовательской и научно-организационной работы. За границей у него остались обширные научные связи, репутация известного исследователя и публикации в ведущих медицинских журналах. Для продолжения работы в России В.М. Броннеру было необходимо перейти на легальное положение. Препятствием этому было его привлечение к суду за участие в событиях 1905 г. Зная, что после амнистии 1913 г. большой срок ему не грозит, В.М. Броннер добровольно явился в Томский окружной суд и 13 февраля 1914 г. был приговорен к полутора годам заключения в крепости, которое отбыл в одиночной камере Томской губернской тюрьмы.
После отбытия срока в конце марта 1915 г. В.М. Броннер переехал в Москву, где на протяжении 4 лет работал ассистентом в клинике кожных и венерических болезней Московского университета у известного венеролога Г.И. Мещерского. С весны 1917 г. был главным врачом венерологического госпиталя. В этот период закладываются основы общественно-медицинской деятельности В.М. Броннера. В 1917 г. он был избран секретарем ЦК Всероссийского союза по борьбе с венерическими болезнями и проституцией.
После Октябрьской революции борьба
1 Туранов Н.М. Вольф Моисеевич Броннер (К 100-летию со дня рождения) // Вестник дерматологии и венерологии, 1976, № 1, с. 48.
с венерическими болезнями стала важнейшей задачей государственных органов здравоохранения. В 1918 г. в Наркомздраве РСФСР была выделена секция социальных болезней с подсекцией (позже — подотделом) по борьбе с венерическими болезнями. Возглавив его в 1920 г., Броннер положил начало новому направлению социально-гигиенических исследований — социальной венерологии.
Постепенно В.М. Броннер и его коллеги пришли к мысли о необходимости создания Государственного венерологического института, открытие которого состоялось в декабре 1921 г.2 Под крышей института были объединены клиническая, экспериментальная и социальная венерология, где, по замыслу В.М. Броннера, должна была проходить подготовка врачей венерологов-общественников3.
Важнейшим звеном в комплексе мер по решению проблемы социальных болезней в Советской России было оздоровление национальных меньшинств. К 1920-м гг. проблема социальных болезней среди нацменьшинств России приобрела такой масштаб, что советское правительство начало предпринимать централизованные меры по ликвидации этого опасного явления. В Бурят-Монгольской АССР в 1924-25 гг. сифилис составлял около четверти всех зарегистрированных случаев инфекционных заболеваний4. На борьбу с венерическими болезнями в БМАССР советское правительство направило лучших специалистов. Таким образом, Бурят-Монголия оказалась на переднем крае борьбы с социальными заболеваниями. Были организованы предварительная экспедиция летом 1926 г. германских специалистов — нейропсихиатра К. Вильманнса и дерматолога
А. Штюмера, а также получившая широкую известность советско-германская экспедиция 1928 г. по изучению эндемического сифилиса. Советско-германская экспедиция заложила прочную научную основу дальнейшей стратегии ликвида-
2 ГАРФ, ф. А-482, оп. 41, д. 418, л. 4.
3 Демьянович М.П. В.М. Броннер — основатель Государственного венерологического института // Сборник, посвященный двадцатипятилетию научной и общественной деятельности В.М. Броннера. — М. : Изд-во НКЗ, 1926, с. 6.
4 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. Р-661, оп. 1б, д. 1, л. 150.
ции сифилиса как социального явления в Бурят-Монголии.
Для реализации модернизационных целей по улучшению условий и качества жизни местного населения посредством его санитарно-гигиенического просвещения, приобщения к достижениям европейской медицины, изменения сложившихся сексуальных обычаев и морали и т.д. советское правительство прибегло к помощи ведущих мировых специалистов в сифилидологии, временно отбросив идеологические различия. Подобное прагматическое отношение повторилось позже во время сталинской индустриализации, когда на строительство объектов тяжелой промышленности из-за границы массово привлекались инженеры и технические специалисты.
Большое место в трудовой деятельности В.М. Броннера занимала работа по реорганизации высшего медицинского образования в стране. В 1924 г. он возглавил отдел высшего медицинского образования наркомата просвещения, которым руководил 8 лет (1924—1932). Под его руководством были разработаны специальные тезисы о реформе высшей медицинской школы. В учебный план медицинских вузов были введены профилактические дисциплины — социальная гигиена, гигиена труда, гигиена воспитания и т.д.
По инициативе Броннера в 1924 г. начал издаваться журнал «Венерология и дерматология». С самого основания Большой медицинской энциклопедии Броннер входил в ее редколлегию и вел раздел венерологии. В журнале «Социальная гигиена» он руководил отделом «Социальные болезни». В.М. Броннер был одним из организаторов и руководителей первых четырех съездов по борьбе с кожновенерическими заболеваниями (1923, 1925, 1929 и 1937 гг.) и всероссийских совещаний по борьбе с проституцией. С 1922 г. он представлял медицинскую науку в Государственном ученом совете, а в 1926 г. стал членом его президиума и председателем медицинской секции. Многие годы Броннер был членом Ученого медицинского совета Наркомздрава.
Помимо биохимии и фармакологии, он занимался проблемами девиантологии, стремясь понять психологические механизмы проституции, половых извращений и других проблем.
За свою деятельность Броннер был удостоен многих наград и званий, в числе которых звание Героя Медикосанитарного Труда, одним из первых присвоенное ему в 1923 г. В 1926 г. Государственный венерологический институт получил имя В.М. Броннера. Таким образом, он стал легендой советского здравоохранения еще при жизни.
К сожалению, политические процессы начала 1930-х гг. оказали влияние и на жизнь В.М. Броннера. Под давлением критики он был вынужден пересмотреть свои гуманистические взгляды 1920-х гг. на социальную венерологию и публично признать их ошибочность.
23 октября 1937 г. В.М. Броннер был арестован. Ученый попал в список «руководящего состава контрреволюционной правотроцкистской, заговорщицкой и шпионской организации» в составе 469 чел., представленный Л.П. Берия и
A.Я. Вышинским 14 февраля 1939 г. для получения санкции на расстрел. Эта санкция была оформлена как решение Политбюро № П68/112 от 16 февраля за подписью И.В. Сталина. 7 марта 1939 г.
B.М. Броннер был расстрелян. Его прах захоронен на территории Донского монастыря г. Москвы. Реабилитирован он 28 апреля 1956 г.1
В течение долгого времени имя и судьба В.М. Броннера находились в относительном забвении. В сжатом виде информация о нем появлялась в специализированных медицинских периодических изданиях, но глубокого научного исследования жизни и деятельности этого неординарного человека нет до сих пор. Попав под каток сталинской репрессивной машины, В.М. Броннер потерял не только жизнь, но и большую часть памяти о себе, на долгие годы «выпав» из общественного дискурса.
Таким образом, в год празднования 90-летия образования Республики Бурятия к ставшим уже эпическими фигурам национальных лидеров и ученых необходимо добавить яркую, но незаслуженно забытую биографию сына бурятской земли
В.М. Броннера, много сделавшего для бурятского народа в сложный период становления его государственности.
1 Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Репрессии ученых (биографические материалы) // http://www.ihst.ru/ рщ]'е^/$оЫ$^герге$$/11оп/1939/Ьгоппег.Мт (дата обращения 14.05.2013).