Всеволод БАШКУЕВ
СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЕВГЕНИКА И НАЦМЕНЬШИНСТВА:
ЛИКВИДАЦИЯ СИФИЛИСА В БУРЯТ-МОНГОЛИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (1923-1930 гг.)
Статья посвящена малоизученной проблеме борьбы с сифилисом в Бурят-Монгольской АССР в 1923-1930 гг. Многоуровневая кампания рассматривается как исторический пример успешной реализации программы социальной евгеники для отдельно взятого национального меньшинства.
The article is devoted to the little-studied issue of struggle against syphilis in the Buryat-Mongolian autonomous republic in 19231930. The multi-level campaign is considered as a historical example of successful implementation of the social eugenics program for the specific national minority.
Ключевые слова:
Бурят-Монголия, социальная модернизация, социальная евгеника, сифилис, социальные болезни, вымирание, оздоровление, геополитика, прагматизм; Buryat-Mongolia, social modernization, social eugenics, syphilis, social diseases, extinction, sanitation, geopolitics, pragmatism.
В статье рассматривается малоизученный исторический аспект социальной модернизации окраинных национальных мень -шинств Советской России. В фокусе исследования находится кампания по борьбе с сифилисом в Бурят - Монголии, проводившаяся в 1923—1930 гг. совместными силами Бурнаркомздрава, Наркомата здравоохранения РСФСР, Государственного венерологического института, Особого общества содействия германской науке, извест -ных советских и германских ученых. Это была государственная мно -гоуровневая программа, направленная как на ликвидацию эпидемии, так и на общее оздоровление нации, улучшение наследственности и повышение рождаемости у бурят. По сути, кампания представляла собой исторический пример практического применения советской евгеники в условиях геополитической периферии СССР. В планах руководства страны были не только краткосрочные региональные цели, но и долгосрочные геополитические перспективы.
К началу 1920 -х гг. большевики убедились в тщетности попыток экспорта пролетарской революции в Европу и переориентировали свои геополитические амбиции на Восток. Там они форсированно принялись за строительство национальных автономий. 30 мая
1923 г. была создана Бурят - Монгольская АССР. Ключевое геопо -литическое положение в зоне центральноазиатского лимитрофа превращало ее в «форпост социализма на буддийском Востоке». На бурят возлагалась геополитическая миссия воздействия на сосед -ние монголоязычные народы наглядным примером успешной социальной модернизации. Советский нарком иностранных дел Г.В. Чичерин прямо говорил, что создание бурят - монгольской государственности в составе Советской республики приведет к усиле -нию влияния СССР на народы Дальнего Востока и пробудит их для сближения с первым в мире пролетарским государством в борьбе против империализма1.
1 Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. — М. : РАГС, 2000, с. 186.
БАШКУЕВ Всеволод Юрьевич — к.и.н., научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
seva91@yahoo. com
Однако для реализации амбициозных геополитических целей большевикам требовалось решить многочисленные проблемы регионального социально экономического развития. Автохтонное население Бурят - Монголии, в дореволю -ционный период практически не охва -ченное централизованной медицинской помощью, было подвержено инфекцион -ным болезням, наиболее распространен ными из которых были сифилис, тубер кулез и трахома. Следствием была высо -кая смертность и низкая рождаемость у коренных народов1. Необходимо было ликвидировать вредные социальные явле -ния, улучшить наследственность и повы -сить рождаемость. Такая цель требовала высокой степени координации усилий государства, научных и образовательных учреждений и четко укладывалась в русло национальной политики 1920 -х гг.2
Наибольшую тревогу Бурнаркомздрава и специалистов Наркомата здравоохра -нения РСФСР вызывала широкая рас -пространенность сифилиса в республике. Основатель советской научной венероло гии В.М. Броннер писал: «Максимально поражена сифилисом БурятоМонгольская республика, где, в среднем, среди населения установлено 42% сифи -литиков (на острове Ольхон у зап. берега Байкала — 61%)»3. Заместитель наркома здравоохранения БМАССР В.Н. Жинкин в своем отчете давал еще более драма тичную картину, утверждая, что число больных могло достигать 200 тыс. чел. (при населении БМАССР чуть более 500 тыс. чел.). При этом разница между заре -гистрированными случаями сифилиса среди бурят и русских местами достигала 38 раз (Боханский аймак БМАССР).
Принимая во внимание низкую рож
1 Бурят- Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика. Материалы к отчету IV съезда Советов. 1926/27 - 1927/28 гг. -Верхнеудинск : Бургосиздат, 1929, с. 191.
2 Подобные программы реализовывались и в других государствах, перешедших революционным путем от империи к республиканскому прав лению. В данном контексте наиболее уместно сравнение с кемалистской Турцией на раннем этапе формирования новой турецкой нации. См.: Alemdaroglu A. Politics of the Body and Eugenic Discourse in Early Republican Turkey // Body & Society, 2005, т. 11, № 3, с. 61, 68-70.
3 Броннер В.М. Распространение венерических
болезней // Большая медицинская энциклопедия / под. ред. Н.А. Семашко. — М. : Советская энциклопедия, 1928, т. 4, с. 641.
даемость (17,6 на 1 000 чел. у бурят по сравнению с 45,5 на 1 000 у русских в
1924 г.)4, большое число выкидышей, мертворождений и распространенность врожденного сифилиса, врачи опасались скорого вымирания бурят. Такой сцена рий противоречил планам большевиков по созданию новой бурятской нации, которая могла бы стать инструментом геополитического влияния на народы буддийского Востока. Поэтому, начи ная с 1923 г., была развернута комплекс ная программа, включавшая тщательное медицинское обследование населения, создание сети венерологических диспан серов и пунктов, научное исследование заболевания в специфических условиях БМАССР, информирование населения об опасности болезни, пропаганду личной и общественной гигиены, охрану материн ства и младенчества.
Советские специалисты уделяли осо бое внимание социальным причинам распространения инфекции. В Бурят Монголии 1920 х гг. сифилис однозначно признавался «болезнью в подлинном смысле слова бытовой». Ее причины, по мнению советских врачей, лежали в антисанитарных условиях традицион ного быта кочевников бурят (нежелание мыться, привычка делиться курительной трубкой, одеждой, постельными принад лежностями и т.д.). Такая «культурная отсталость» бурятского народа, скон струированная отчасти вследствие непо нимания реалий кочевого образа жизни, стала рассматриваться как первопричина эпидемии. Поэтому на осуществление «культурной революции» были брошены значительные силы.
Основная информация по истории борьбы с сифилисом в Бурят Монголии сохранилась в опубликованных отчетах «обследовательских венерологических отрядов». На основе собранных этими мобильными группами данных составля лись статистические таблицы, определя лись основные проблемные районы, при нимались решения об открытии там спе циализированных медицинских учрежде -ний. Особый интерес представляют также антропологические и этнографические наблюдения сотрудников венотрядов, проливающие свет на особенности вос
4 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. Р- 661, оп. 1б, д. 1, л. 153, 153(об), 154.
приятия бурятского традиционного быта специалистами, получившими европей ское медицинское образование и боль шевистскую идеологическую подготовку. Вот как, например, описывал санитар ную ситуацию в бурятском улусе началь ник обследовательских венотрядов 1924 и
1925 гг. Д.А. Лапышев: «Постельных при -надлежностей “по штату” не полагается; на полу и на кошме, предназначенной днем для сидения, ночью спят вповалку мужчины, женщины и дети, прикрыва -ясь... теми шубами и халатами, в которых постоянно ходят. Шаровары и рубаха. никогда не моются и носятся их облада телем до тех пор, пока от ветхости сами не свалятся». «Бани здесь совершенно отсутствуют, а купанья бурят не признает. Мыла здесь в обиходе не существует. на наши утренние умывания стекалось поглазеть, как на что то странное и никогда не виданное, почти все населе ние улуса.»1.
Из 155 семей бурят, обследованных отрядом Д.А. Лапышева в Агинском аймаке, только 49 семей не были больны сифилисом. Среди обследованных около половины выявленных сифилитиков (42,5%) были в пределах от 20 до 40 лет, т.е. в наиболее цветущем, фертильном и ценном в хозяйственно экономическом отношении возрасте. Среди факторов, осложнявших работу, Д.А. Лапышев отмечал и «изумительную нетребователь ность» бурят к своему самочувствию. Особенно сложно было определить, каким путем и когда произошло зара жение. У агинских бурят 37,5% рождав -шихся детей не доживали до года, а 50,6% умирали ранее наступления 12 летнего возраста. Д.А. Лапышев считал, что льви ная доля этих смертей вызвана сифили сом. К близким выводам приходили и другие исследователи.
Неутешительные выводы специали стов венотрядов подтверждали опасения Бурнаркомздрава и ряда авторитетных медицинских специалистов, что вензабо левания оказывают сильнейшее влияние на воспроизводство населения у бурят. И.Г. Закс и С.Т. Ильин, работавшие в составе венотряда в Хоринском аймаке летом и осенью 1926 г., отмечали влияние сифилиса на вымирание и вырождение
1 Лапышев Д.А. К характеристике сифилиса среди бурят // Врачебная газета, 1929, № 8, с. 546, 547.
населения, на высокую детскую смерт ность в грудном возрасте и дегенерацию детей — врожденных сифилитиков2.
Венотряды определили, что в тради ционной среде бурятских улусов половой путь заражения был столь же распро странен, как и бытовой. Отмечалась бес -порядочность и легкость у бурят половых отношений. «Беременность и деторожде -ние до брака, — писал Д.А. Лапышев, — нисколько не компрометируют девушку; напротив, подобный казус в ее жизни рассматривается как доказательство ее несомненной способности быть матерью и аттестует ее в глазах окружающих, в том числе женихов, с самой выгодной и луч шей стороны»3.
Доктор А.М. Пестерев, впоследствии главный врач Верхнеудинского вен диспансера, работал в хоринском и Еравнинском аймаках в 1925—27 гг. и в Закаменском аймаке в 1930 г. Он отмечал, что 55,7% обследованных мужчин и 78,7% женщин начали половую жизнь в воз расте 14—16 лет, и выделил ряд факторов, объяснявших столь раннее вступление в половую жизнь. Среди них — жилищная скученность, при которой дети с ран -него возраста видят половые отношения своих родственников; злоупотребление алкоголем; отсутствие знаний о венери ческих болезнях и их опасности. В бурят ских семьях, где ребенок расценивался как смысл существования, а беспло дие считалось проклятием и вызывало общественное порицание, при высо кой детской смертности и муж, и жена в семье склонялись к внебрачным связям с целью завести потомство. Резюмируя свое исследование, А.М. Пестерев писал: «Задачей социальной венерологии при построении лечебно профилактических методов борьбы должно быть скорейшее оздоровление полового быта и быта семьи вообще, чтобы парализовать инфекции сифилиса и гонореи, дальнейшее движе ние которых может привести к вырожде нию бурятской народности»4.
Находившиеся на переднем крае борьбы обследовательские венотряды не только собирали ценный материал, позволявший
2 Закс И.Г., Ильин С.Т. Опыт изучения заболеваемости венболезнями в Бурято- Монголии // Венерология и дерматология, 1927, № 9, с. 874.
3 Лапышев Д.А. Указ. соч., с. 547.
4 Пестерев А.М. Половой быт бурят // Жизнь Бурятии, 1930, № 4, с. 98.
внедрять меры по ликвидации эпидемии сифилиса и других социальных болезней. Они активно занимались санитарной пропагандой. Демонстрируя кочевникам возможности медикаментозного лечения препаратами ртути, висмута и неосаль -варсаном, советские медики параллельно вели борьбу с ламской и традиционной шаманской медициной. В то же время И.Г. Закс и С.Т. Ильин в своем отчете писали, что помощь, оказанная высо кому иерарху Эгитуевского дацана, не только дала возможность обследования лам и хувараков, но и позволила получить для изучения тибетские травы, использо вавшиеся ламами для лечения сифилиса, гонореи и туберкулеза. Во время работы советско германской экспедиции 1928 г. ламы пугали бурят, что врачи берут кровь для наведения порчи. Однако когда бук вально на глазах на ноги стали подни маться лежачие больные, ламы начали отправлять обращавшихся к ним бурят в расположение экспедиции. Но при этом ламы внушали, что на самом деле это европейские врачи приехали учиться мастерству у них и что без их благослове ния излечение не наступит1.
Санитарная пропаганда активно велась и в периодической печати. Объявлялись дни и месячники борьбы с венериче скими заболеваниями, изготавливались плакаты, муляжи, наглядные пособия для домов санитарного просвещения, про водились публичные лекции, печатные материалы переводились на бурятский язык. Проводилась работа по борьбе с проституцией, создавались программы бытовой и социальной адаптации бес призорных женщин, специальные обще жития, дома временного пребывания и трудовые артели2.
Системность и прочную связку с ведущими советскими и зарубежными медицинскими центрами обеспечили совместные советско германские экспе диции для изучения сифилиса в Бурят Монголии. Первая состоялась в 1926 г. В ее состав вошли В.М. Броннер, немецкие дерматолог А. Штюмер и психоневро лог К. Вильманс, стремившийся прове рить свою гипотезу о взаимозависимости
1 Цели и задачи русско -германской экспедиции // Бурят- Монгольская правда, 1928, 17 июля.
2 ГАРБ, ф. Р - 250, оп. 2, д. 68, л. 4-5; 14.
сальварсанотерапии и нейросифилиса3. Вторая, более масштабная и результатив -ная экспедиция состоялась летом 1928 г. в Хоринском аймаке БМАССР. Медики были экипированы по последнему слову техники - в Бурят Монголию привезли даже новейшую рентгеновскую уста -новку. В день принималось и осматри -валось 150-200 чел. В ходе экспедиции было сделано немало важных научных открытий.
Если германский состав экспедиции занимался исключительно работой с пациентами и научными исследовани ями, советские специалисты работали по несколько иной схеме. Два антрополога из Комиссии по изучению племенного состава (КИПС) АН СССР вместе с вра -чами занимались подробными опросами пациентов («откровенные интервью») об их бытовых привычках, сексуальных обычаях, гигиене. Сбор подобной инфор мации был ключевым пунктом в исследо вательской программе советских ученых, искавших, прежде всего, социальные причины массового заражения сифили сом4.
Одним из важных решений, принятых по итогам экспедиции, было создание на базе бактериологической лаборатории в Верхнеудинске Института социаль -ной гигиены, в задачи которого входило определение причин низкой рождаемо сти у бурят, изучение социальных болез ней, прежде всего сифилиса и туберку леза, а также специальные исследования, направленные на перевод кочевников на оседлый образ жизни5.
Решительные и скоординированные действия Бурнаркомздрава, Наркомздрава РСФСР и целого ряда других ведомств и учреждений привели к существенному снижению заболевае мости сифилисом в Бурят Монголии. За несколько лет были открыты 6 венеро логических и два туберкулезных диспан
3 Wilmanns K., Richter J. Lama, Lues, Leninisten: Tagebuch einer Reise durch Russland in Die Burjatische Republik im Sommer 1926. — Pfaffenweiler : Centaurus Verlag, 1995.
4 Solomon S.G. The Soviet- German Joint Syphilis Expedition to Buriat- Mongolia, 1928 : scientific research on national minorities // Slavic Review, 1993, № 3, т. 52, p. 218.
5 Бурят - Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика. Материалы к отчету IV съезда Советов. 1926/27 - 1927/28 гг. -Верхнеудинск : Бургосиздат, 1929, с. 192-193.
сера в аймаках БМАССР, венерологи -ческий и туберкулезный диспансеры в г. Верхнеудинске. Лечение венерических болезней стало действительно массовым явлением. За 3 года в Верхнеудинском венерологическом диспансере было зарегистрировано 95 870 посещений. Эта колоссальная цифра свидетельство вала об эффективности проводимой Бурнаркомздравом кампании.
Таким образом, кампания против сифи лиса, проводившаяся в Бурят Монголии в 1920 х гг., стала успешным примером оздоровления одного из крупных корен ных народов Сибири и доказательством эффективности комплексного подхода большевиков к этой проблеме. Определяя бурят как «культурно отсталую» народ ность, используя колониальную терми -нологию, большевики полностью пере -осмыслили ее значение. Провозгласив сифилис «бичом коренных народов» и «наследием царского режима», они облекли колониальный дискурс в модер низаторскую оболочку и ввели в него эле -менты позитивной социальной евгеники. Это выразилось в борьбе за улучшение
наследственности, повышение рождае -мости, физическое и нравственное оздо ровление бурятского народа, а также в наделении его геополитической и циви лизаторской миссией в отношении, пре жде всего, монгольского народа, испыты вавшего серьезные проблемы социально экономического развития. Не случайно многие врачи, оказывавшие в 1930 е гг. медико санитарную помощь Монголии, были бурятами.
В своем стремлении за короткое время создать новую бурятскую нацию социали стической генерации большевики шли в русле европейской социальной евгеники, фокусируя внимание на человеке и его теле, стимулируя рождаемость, улучше -ние наследственных характеристик, вводя новые практики охраны материнства и младенчества и борясь с негативными социальными явлениями. Кампания по борьбе с опасной социальной болезнью была одним из наиболее успешных соци альных экспериментов периода раннего социализма и стала важным элементом модернизации региона и процесса нацие строительства бурятского народа.