ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ
СТАРОДУБОВУ
65 лет!
Годы активной практической и научной деятельности Владимира Ивановича Стародубова пришлись на очень сложный для России период смены и становления новой социально-экономической формации, что напрямую коснулось всей системы отечественного здравоохранения. Именно в это непростое время со всей яркостью раскрылся его талант масштабного организатора здравоохранения, обладающего редкой способностью принимать взвешенные ответственные решения на основе собственного анализа и прогноза, правильной расстановки приоритетов и первоочередных задач. В результате практически все крупные и очень значимые явления, события и процессы, которые произошли, да и во многом происходят сейчас в российском здравоохранении, напрямую связаны с именем Ста-родубова Владимира Ивановича.
Достаточно вспомнить ключевые реформы и события последних 20 лет, сформировавшие отечественную систему охраны здоровья населения Российской Федерации в том виде, в каком она существует в начале 2015 года...
Первое — это создание и последующее развитие системы обязательного медицинского страхования, которая сегодня представляет собой главный базовый элемент здравоохранения России и обеспечивает финансирование более 90% всех оказываемых в стране объемов медицинской помощи. Владимир Иванович является не только одним из основоположников этой системы и ученым, во многом обеспечившим ее тео-
ретическое обоснование, но и организатором, обеспечившим практическое развитие этого вектора реформ. При активном участии В.И. Стародубова была создана теория, методология и система внедрения медицинского страхования в Российской Федерации, которые были направлены на определение роли и взаимоотношений субъектов медицинского страхования, определения их финансового взаимодействия и места в системе организации медицинской помощи. Под его руководством разрабатывались Федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991 год) и «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1993 год), которые послужили первоосновой для внедрения новых механизмов экономического управления и финансирования здравоохранения. Созданная при непосредственном участии В.И. Староду-бова нормативно-методическая база в виде постановлений Правительства России, приказов и распоряжений Минздрава, Минфина России, Федерального фонда ОМС обеспечила функционирование системы обязательного медицинского страхования.
Владимир Иванович является одним из основных разработчиков важнейшего стратегического документа, который, по сути, на долгие годы определил и продолжает определять эволюцию системы здравоохранения России. Речь идет о Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. №1387. Тогда, в 1997 году, трудно было себе представить, что пройдет всего несколько лет и то, что написано в Концепции, действительно начнет реализо-вываться. Многим экспертам ее положения показались абсолютно декларативными. Но жизнь доказала обратное. Чего стоит только это, закрепленное в Концепции, положение: «необходимо обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7% внутреннего валового продукта»! Эта важнейшая и актуальная на сегодняшний день задача была сформулирована В.И. Стародубовым еще в 1997 году, задав вектор на достижение этого индикатора на многие годы вперед. То же самое можно сказать и о всех федеральных целевых программах и проектах, которые сегодня имеют прочно закрепленное в бюджете финансирование, причем именно в том виде и по тому механизму, который был прописан в Концепции.
Следующим этапом профессионального пути В.И. Стародубова стала разработка и принятие в 1998 году «Программы государственных гарантий по обеспечению населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.». Сегодня всем организаторам здравоохранения понятно, зачем ежегодно принимается такая Программа. А тогда, в 1998 году, это был первый в истории новой России документ, на основании которого вся деятельность по обоснованию и принятию федерального бюджета в сфере здравоохранения, бюджета ОМС была упорядочена!
До этого исторического момента процесс принятия бюджетов здравоохранения регионов на местах осуществлялся весьма хаотично, далеко не все до конца понимали, что и в каком объеме должно финансироваться из бюджета, а что — из ОМС. Принятие этого документа во многом позволило в тот
непростой период стабилизировать финансовую ситуацию в здравоохранении, удержать отрасль от деструкции и развала в труднейшие 90-е годы и начало нулевых. Более того, этот документ заложил основу на ближайшие годы для дальнейшего развития национальной системы здравоохранения. Вся эта работа было проведена под руководством и при непосредственном участии Владимира Ивановича. Необходимо отметить, что разработанная и принятая в 1998 году «Программа государственных гарантий по обеспечению населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.» с тех пор практически не изменила свою структуру и по сей день лежит в основе ежегодно принимаемых в стране программ.
Новой и важнейшей вехой в развитии системы ОМС и всего здравоохранения России стало принятие решения о передаче полномочий по финансированию взносов на страхование неработающего населения с уровня муниципалитетов на уровень субъекта Федерации. И вновь ведущая роль в разработке правовых и финансовых механизмов этого весьма непростого вопроса принадлежит Владимиру Ивановичу Староду-бову. Эту твердую последовательную позицию он проводил в течение ряда лет, и в конечном итоге она была реализована в формате федерального законодательства. Это привело к заметному увеличению финансирования отрасли, причем на регулярной основе.
Незаурядные организаторские способности Владимира Ивановича с особенной убедительностью проявились при реализации крупнейшего в истории новой России проекта в сфере здравоохранения — приоритетного национального проекта «Здоровье», начавшейся в 2005 году. Именно тогда впервые за многие годы по инициативе и при непосредственном участии В.В. Стародубова были приняты решения по укреплению этапа первичной медико-санитарной помощи: вве-
дены доплаты участковым врачам и медсестрам, врачам общей практики, фельдшерам ФАПов, врачам скорой медицинской помощи, обновлена материально-техническая база станций скорой медицинской помощи. Впервые в стране были введены родовые сертификаты, что позволило не только привлечь в отрасль дополнительные ресурсы (опять же на постоянной основе), но и реально добиться зависимости оплаты оказанной медицинской помощи в системе родовспоможения и детям первого года жизни от ее качества.
В рамках того же приоритетного национального проекта «Здоровье» под руководством и при личном участии Владимира Ивановича новый импульс развития получила российская высокотехнологичная помощь. Буквально за 4-5 лет были построены новые федеральные центры по наиболее востребованным видам высокотехнологичной помощи: трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, перинатологии, кардиохирургии.
Особенно следует отметить, что именно в эти годы по инициативе В.И. Стародубова было заложено сбалансированное формирование и развитие территориальной структуры российской высокотехнологичной медицинской помощи. В регионах не только создавалась сеть новых федеральных центров, но и за счет специально выделенных (и выделяемых поныне) федеральных средств появилась возможность укрепления и развития крупных региональных клиник субъектов Федерации, оказывающих высокотехнологичную помощь. На деле для очень многих пациентов это означало реальную возможность сохранения жизни, уменьшение тяжелой инвалидизирующей патологии, а ведь еще в конце 90-х и начале 2000-х для большинства нуждающихся пациентов медицинская помощь такого уровня была недоступной.
Все эти сложные и последовательные этапы, реализацию которых инициировал или обеспечивал (а чаще и инициировал, и обес-
печивал) Владимир Иванович Стародубов, позволили осуществить реальный переход отечественного здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. В результате радикально изменилась финансовая ситуация в отрасли, значительно укрепилась ее материально-техническая база, сформировалась, по сути, новая система управления.
Закономерным, главным, интегральным результатом эволюции отечественной системы здравоохранения, который все мы после долгого перерыва наблюдаем в последние годы, стали снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости. В достижение этого результата огромную, до конца не оцененную современниками лепту внес Владимир Иванович Стародубов, его идеи и их практическое воплощение.
Развитие сотрудничества в области здравоохранения Российской Федерации с другими странами и с международными организациями, прежде всего со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), также происходило при самом активном и деятельном участии Владимира Ивановича. После распада Советского Союза, уменьшения обязательных взносов в ВОЗ России было необходимо восстановить и укрепить свою роль в глобальном здравоохранении. В.И. Стародубов способствовал назначению высококвалифицированных международных экспертов на должность Специального представителя Генерального директора ВОЗ в России и установлению с ними эффективных рабочих отношений. Как результат с начала 2000-х выступления российских делегаций по широкому кругу вопросов повестки дня сессий руководящих органов ВОЗ становятся все более заметными и резонансными. На 61-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения В.И. Стародубов был избран членом Исполнительного комитета от Российской Федерации на 2008-2010 годы. С этого момента он начал активно продвигать в глобальную повестку дня вопросы
борьбы с неинфекционными заболеваниями, способствуя становлению России в качестве лидера глобального здравоохранения по этому направлению.
При поддержке В.И. Стародубова в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, который много лет он возглавляет, в 1997 году был создан и результативно работает по сей день Документационный центр ВОЗ, а с 2014 года развернули деятельность два сотрудничающих с ВОЗ центра — по системам здравоохранения и общественного здоровья и по информации здравоохранения. В 2014 году Институт стал одним из инициаторов Европейской инициативы ВОЗ по информации здравоохранения.
В.И. Стародубов без малого два десятилетия активно способствует интеграции российского и международного опыта организации систем здравоохранения. В 1998 году он стал сопредседателем Комитета по здравоохранению Российско-Американской объединенной комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, а в 2011 году — сопредседателем подгруппы по научному сотрудничеству в сфере здравоохранения в Двухсторонней президентской комиссии. В рамках двухстороннего сотрудничества с Францией он возглавляет направление профилактики фетального алкогольного синдрома новорожденных; с Финляндией — направление укрепления здоровья во всех секторах и оценки потенциально потерянных лет жизни из-за преждевременной смертности, с Германией — направление по оценке качества медицинской помощи. С момен-
та создания Партнерства «Северного измерения» в области здравоохранения и социального благополучия ЦНИИОИЗ играет ведущую роль в сотрудничестве со странами Северной Европы.
Академик РАН В.И. Стародубов продолжает активную деятельность и в качестве администратора медицинской науки. Сегодня он исполняет обязанности академика-секретаря отделения медицинских наук РАН, является заместителем председателя ВАК, председателем диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».
У Стародубова все получилось и получается, потому что он — масштабный государственник, профессионал, патриот! Сложностей и испытаний в его профессиональном восхождении за последние 20 лет возникало, наверное, неизмеримо больше, чем удовлетворенности от сделанного и признания заслуг. К сожалению, это — типичный удел результативных и масштабных людей.
Наверное, еще нужно какое-то дополнительное время, чтобы с еще большего расстояния увидеть и по-новому оценить роль Владимира Ивановича в становлении и развитии российской системы здравоохранения, в достижении ощутимых и позитивных перемен. К сожалению, соотечественникам свойственно запаздывать с осмыслением того, что сделано их выдающимися современниками. Поэтому очень хорошо, что есть юбилеи, которые дают повод оценить уникальных и дерзновенных творцов современной истории России, ее лучших сынов, Граждан с большой буквы.
С юбилеем Вас, дорогой наш Владимир Иванович!
Будьте здоровы!
Коллеги, ученики, организаторы здравоохранения, все, для кого дорого и свято имя юбиляра
Д.В.Пивень