Научная статья на тему 'В.И. ЛЕНИН - РАЗРАБОТЧИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ'

В.И. ЛЕНИН - РАЗРАБОТЧИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФИСКАЦИЯ / НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / УЧЕТ И КОНТРОЛЬ / ЭКСПРОПРИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисов Андрей Андреевич

Актуальность данной статьи, продолжающей предыдущие публикации[116], связана с тем, что основным учением, выражающим надежды рабочего и крестьянского населения России, являлось учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина о социалистической революции и ликвидации частной собственности на средства производства. После Октябрьского переворота новые органы советского государственного управления (съезды рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ВЦИК, СНК, ВСНХ) решали комплекс сложных задач, но большевистская программа-максимум была выполнена и новые условия требовали определения новых ориентиров в партийном руководстве государственной политикой. Одна из таких задач - обладание собственностью - имела ключевое значение. В статье доказывается, что теоретическое обоснование практических мер по ее решению и перечень первоочередных мероприятий были определены В.И. Лениным. Возглавив Совет Народных Комиссаров, он настойчиво добивался последовательного проведения экспроприационных мер в жизнь с учетом реальных условий, что обеспечивало формирование экономического базиса Советской России, а также ставил новые задачи по управлению производством. Делается вывод об особом значении для принятия решения о национализации ряда отраслей промышленности летом 1918 г. Брестского договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.И. ЛЕНИН - РАЗРАБОТЧИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ»

Раздел II. Исторический опыт государственного строительства в

России

© Борисов А.А.

DOI: 10.24412/2309-1592-2022-1-93-111 УДК 347.232

В.И. ЛЕНИН - РАЗРАБОТЧИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ДЕЯТЕЛЬ

Борисов Андрей Андреевич, аспирант ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»,

e-mail: andreu.borisow@yandex.ru

Аннотация. Актуальность данной статьи, продолжающей предыдущие публикации1, связана с тем, что основным учением, выражающим надежды рабочего и крестьянского населения России, являлось учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина о социалистической революции и ликвидации частной собственности на средства производства. После Октябрьского переворота новые органы советского государственного управления (съезды рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ВЦИК, СНК, ВСНХ) решали комплекс сложных задач, но большевистская программа-максимум была выполнена и новые условия требовали определения новых ориентиров в партийном руководстве государственной политикой. Одна из таких задач - обладание собственностью - имела ключевое значение. В статье доказывается, что теоретическое обоснование практических мер по ее решению и перечень первоочередных мероприятий были определены В.И. Лениным. Возглавив Совет Народных Комиссаров, он настойчиво добивался последовательного проведения экспроприационных мер в жизнь с учетом реальных условий, что обеспечивало формирование экономического базиса Советской России, а также ставил новые задачи по управлению производством. Делается вывод об особом значении для принятия решения о национализации ряда отраслей промышленности летом 1918 г. Брестского договора.

Ключевые слова: конфискация, научный социализм, национализация, политико-правовые учения, управление экономикой, учет и контроль, экспроприация.

Общепризнанна обусловленность демократических революционных событий февраля-марта 1917 г. внутренними факторами социально-политического и экономического характера, а также внешним влиянием западных держав. Детерминанты социалистических преобразований октября того же года дополнились вступлением в борьбу за власть партии большевиков, революционным подъемом народных масс во всех

1 Борисов А.А. Научно-политическая мысль В.И. Ленина об обобществлении имуществ как способе преодоления классовых противоречий (1893-1904) // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2020. № 3. С. 146-161 (https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/ 3739/). DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10024.

93

губерниях России и созданием Советов как демократической формы участия народа в определении судьбы страны. Наиболее последовательно выражала интересы основной части населения РСДРП (б), что предопределило ее лидерство в свершении Октябрьского переворота и формировании новых органов Советской власти.

С первых дней Октябрьского переворота 1917 года органы Советской власти стали принимать акты, направленные на ограничение и уничтожение частной собственности (о земле и о расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле - октябрь; о монопольном распоряжении государства сельскохозяйственными машинами и орудиями, о национализации фабрики Ликинской мануфактуры, о бесплатной передаче больничным кассам лечебных учреждений предприятий, о Петроградском телеграфном агентстве, об Адмиралтейств-Совете - ноябрь - пять актов). Большинство решений (18) были приняты в течение декабря 1917 года.

Субъектами национализации выступили Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, Совет Народных Комиссаров (СНК), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и его Президиум, а с января 1918 года и Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), принимавшие декреты и постановления в рамках программных задач большевиков и текущих задач социально-экономического устройства Советской Республики.

Из принятых 25-ти, только под восемью актами не стоит подпись Председателя СНК В.И. Ленина. За председателя СНК четырежды расписывался Народный комиссар по делам национальностей И.В. Сталин, по одному акту подписали Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов и Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. Однако невозможно отрицать самое деятельное участие В.И. Ленина в обсуждении и подготовке этих решений (СНК - о конфискации автомобильных мастерских Международного общества спальных вагонов, о конфискации имуществ акционерного общества Сергинско-Уфалейского горного округа и акционерного общества Кыштымского горного округа, о переходе Путиловских заводов в собственность Российской Республики; ВЦИК - о реквизиции типографии «Биржевые ведомости», о национализации банков, о ревизии стальных ящиков в банках, о Государственном издательстве), что подтверждают имеющиеся документы, тексты выступлений и работ вождя социалистической революции.

На седьмом съезде РКП (б), проходившем 6-8 марта 1918 года, в Докладе о пересмотре программы и изменении названия партии (8 марта) В.И. Ленин заострил внимание на том, что при построении нового общества партия не ограничивается экспроприацией собственности, учетом и контролем, которые только начали проводиться, страна находится «только на первой переходной ступени от капитализма к

социализму»1 и абстрактная формула «экспроприация экспроприаторов» заменена конкретными формулами национализации банков и земель, монополизации торговли хлебом2. В черновом наброске проекта программы он конкретизирует задачу: «довести до конца, завершить начатую уже экспроприацию помещиков и буржуазии, передачу всех фабрик, заводов, железных дорог, банков, флота и прочих средств производства и обращения в собственность Советской республики»3.

Однако за такой постановкой задач общего характера стоит понимание другой важнейшей задачи, связанной с управлением всем государственно-хозяйственным механизмом. В работе «Очередные задачи Советской власти, написанной в марте-апреле 1918 года, он подчеркивает, что главной задачей теперь является «созидательная работа налажения чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отношений, охватывающих планомерное производство и распределение продуктов... Создав новый, советский, тип государства, мы разрешили только небольшую часть трудной задачи. Главная трудность лежит в экономической области: осуществить строжайший и повсеместный учет и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обобществить производство на деле»4.

Выдвигая задачу организации управления, В.И. Ленин допускал

«приостановку» дальнейшего наступления на капитал5 для привлечения

специалистов, обучения новых кадров, повышения трудовой дисциплины,

организации денежного обращения и налогообложения, укрепления

государственной монополии на некоторые товары, государственного учета

6

и контроля, использования всего ценного из завоеваний науки и техники . Но никакой длительной «приостановки» в деле огосударствления собственности не произошло, и национализация объектов собственности продолжалась нарастающими темпами (например, октябрь 1917 г. - 2 акта, ноябрь - 5, декабрь - 18; январь 1918 г. - 26; кроме актов ВСНХ).

Полагаем, что причинами являлись нарастающая инициатива трудовых коллективов с мест, вынуждающая реагировать на нее в духе первых декретов, повсеместные акты саботажа администрациями предприятий декретов о рабочем контроле и работы, осознание политической необходимости развивать многоукладные экономические отношения для укрепления советской власти, а также актуальность

1 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 27 (февраль - июль 1918). Государственное издательство политической литературы, 1950. 582 с. С. 106.

2 Там же. С. 114.

3 Там же. С. 128.

4 Там же. С. 213.

5 Там же. С. 217.

6 Там же. С. 218-230.

финансово-денежных мер как для решения внутригосударственных проблем, так и для решения проблем внешнеполитического свойства.

В частности, Декрет Рабочего и Крестьянского Правительства Совета Народных Комиссаров о конфискации фабрики товарищества Иваново-Вознесенской ткацкой мануфактуры от 27 января (9 февраля) 1918 г. \ причинами конфискационных мер называл отказ правления фабрики в течение нескольких месяцев руководить производством и упорное игнорирование предложения фабричного комитета совету правления фабрики явиться для совместного обсуждения ведения дела. Отказ заводоуправления акционерного общества Верхисетского горного округа подчиниться органам рабочего контроля и отказ его правления финансировать округ указаны в качестве причин конфискации имущества данного акционерного общества2.

Обращает на себя внимание одно обстоятельство. В одних декретах речь идет о национализации, переходе имуществ в достояние Республики или отмене права частной собственности, в других - о конфискации. Полагаем, что в первом случае акты принимались в контексте политики огосударствления, обусловленной программными целями партии большевиков и органов Советской власти, а в некоторых случаях объективной необходимостью того времени (нарушение работы транспорта, продовольственные проблемы, военные угрозы и т.д.). Во-втором, использование термина «конфискация», как мы полагаем, должно было подчеркнуть санкционный характер мер в отношении собственников, отказывающихся признать новую власть.

В апреле В.И. Лениным была написана работа «Основные положения хозяйственной и в особенности банковой политики»3. Рукописный текст этой работы не имеет четкой структуры и представляется наскоро подготовленным черновым рабочим документом, конкретизировавшим необходимые меры и намечающим актуальные задачи государственного управления. В начале документа перечисляются несколько задач: доведение до конца национализации промышленности и обмена; национализация банков; объединение населения в потребительские общества и, дополнительно, организация товарообмена; учет и контроль производства и распределения продуктов; трудовая дисциплина и налоговая политика.

1 Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. Государственное издательство политической литературы. Москва. 1957. 626 с. С. 427-428.

2 Декрет Рабочего и Крестьянского Правительства Совета Народных Комиссаров (О конфискации имущества акционерного общества Верхисетского горного округа) от 31 января (13 февраля) 1918 г. / Там же. С. 454-455.

о

В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 27 (февраль - июль 1918). Указ. соч. С. 286-287.

После отдельно выделенного слова «Централизация» следуют некоторые уточнения по централизации управления: меры перехода к принудительным текущим счетам или к принудительному держанию денег в банках; меры по переходу к принудительному объединению населения в потребительские общества; определение условий договоренностей с кооператорами о переходе их аппарата к обеспечению предыдущей задачи; введение трудовой повинности («начиная сверху»); неотложные и беспощадные меры по борьбе с хаосом, беспорядком и бездельем, по поднятию дисциплины и самодисциплины рабочих и крестьян; превращение государственного контроля в реальность созданием «летучих групп контролеров во всех областях хозяйственной жизни»; создание условий для практического привлечения к работе буржуазной интеллигенции и лиц, желающих работать с новой властью; создание промышленных судов для учета производства, запасов продуктов и производительности труда.

Особо была оговорена немедленность и безусловность доведения до конца национализации, постепенного образования потребительских обществ и продуктообмена, банковской и налоговой политики, трудовой дисциплины.

Следующий абзац раскрывает положения, как мы полагаем, относящиеся к пункту о доведении национализации до завершения:

1) объекты национализации - фабрики, заводы, железные дороги, средства производства;

2) меры обеспечения эффективности и результативности национализации: организация обмена; проведение централизации хозяйственной жизни; организация представления предварительных планов и смет, еженедельных отчетов и фактического повышения производительности труда; создание аппарата для управления национализируемыми отраслями промышленности и его испытание на практике;

3) социально-политическая характеристика мер - безусловность и беспощадность в случаях «синдикалистского и хаотического отношения к национализируемым предприятиям», настойчивость в проведении мер по централизации; неуклонность требований;

4) масштабность мер - в общенациональном масштабе.

В этих мерах с различной степенью конкретизации выражен общий план формирования основ социалистической экономики. Подчеркнем пять важных обстоятельства. Первое - в мировой истории указанными мерами впервые закладывались основы экономики нового типа. Второе - в этих мерах и актах государственной власти нового типа, принимаемых при непосредственном участии В.И. Ленина, воплощались в жизнь идеи социальной справедливости. Третье - эти меры имели системный характер и были взаимосвязаны между собой. Четвертое - в напряженной работе и политических спорах фактически эти мероприятия проводились

советскими органами, что называется «с листа», в соответствии с всенародно известными задачами партии большевиков. Пятое - такая государственная политика проводилась в условиях жесткого внутреннего и внешнего противодействия, а с весны 1918 года - военной интервенции крупных капиталистических стран, которые осуществили не только военное вмешательство и разграбление экспедиционными корпусами захваченных территорий, но и инициировали выступление разнородных внутренних контрреволюционных сил, обеспечивая их всеми ресурсами.

В этот труднейший период В.И. Лениным был написан краткий и весьма содержательный «Набросок плана научно-технических работ»1 в контексте задач ВСНХ, где указывалось, что ВСНХ должен дать для Академии наук, начавшей изучать «естественные производительные силы России», поручение образовать комиссии из специалистов для «быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России». Планирование должно было предусматривать рациональное размещение промышленности с учетом близости сырья и минимизации трудовых потерь, уделение внимания новейшим крупным производствам и сосредоточению производств, установку на обеспечение возможности Советской России самостоятельно снабжать себя главнейшими видами сырья и промышленности, обращение особого внимания на электрификацию промышленности, транспорта и земледелия, для чего следует использовать торф и уголь непервоклассных сортов, водные силы и ветряные двигатели с наименьшими затратами на добычу и перевозку горючего.

В этом документе очевидны намечаемые комплексно направления государственной научно-технической политики, которая должна была проводиться на национализированных объектах экономики. Так закладывалось научно-техническое обеспечение политики национализации и строительства новых государственных промышленных объектов.

Постоянное внимание уделял В.И. Ленин разъяснению актуальных задач социалистического строительства. Уже в апреле 1918 года в работе «О "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности» он называл «гвоздем текущего момента» не быструю национализацию, а умение «правильно учесть и правильно распределить», а в ответ на обвинение в правобольшевистском уклоне и эволюции «в сторону государственного капитализма»2 указывал, что «государственный капитализм был бы шагом вперед против теперешнего положения дел»3. Разъясняя данный тезис В.И. Ленин вновь, как и в работах начала ХХ века, обратился к понятию марксистской теории «общественно-экономический уклад» и показал наличие в России пяти существующих укладов - натурального

1 Там же. С. 288-289.

2 Там же. С. 303.

3 Там же.

крестьянского хозяйства, мелкого товарного производства, частнохозяйственного капитализма, государственного капитализма и социализма. Его вывод состоял в том, что противоборствуют не государственный капитализм и социализм между собой, а мелкое товарное производство и частный капитал против государственного капитализма и социализма1. Он отмечал, что социализм «немыслим без. техники, построенной по последнему слову новейшей науки, без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов»2, а также без широкой организации учебы, дела по обучению управлением производством3.

Экспроприационная политика не ограничивалась исключительно мерами национализации. При обращении предприятий в собственность государства принимались и компенсационные меры. Так, допускал вознаграждение владельцам акций и других ценных бумаг, в том числе иностранных, т.е. имел компенсационный характер, Декрет о регистрации акций, облигаций и прочих процентных бумаг4 (принят во исполнение Декрета от 29 декабря 1917 г. о прекращении платежей по купонам и дивидендов). Этим актом предусматривалось, что только те владельцы получат право на вознаграждение в случае национализации предприятий, которые правильно и своевременно зарегистрируют принадлежащие им акции и процентные бумаги, а вознаграждение будет определяться «в тех размерах и на тех условиях, кои имеют быть определены законом о национализации»5. За указанными лицами сохранялось право и на получение дивидендов после того, как их выплата, приостановленная актом от 29 декабря 1917 г., будет разрешена. Все остальные акции, по которым не будут поданы заявления, подлежали «безвозмездному переходу в государственную собственность»6.

Отмечая критическое финансовое положение в стране, В.И. Ленин в своем докладе на Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов7 18 мая 1918 года определил задачу добиться прочных финансовых преобразований и провести финансовую централизацию, правильно поставить вопрос о прогрессивно-подоходном и поимущественном налогообложении, ввести трудовую повинность и

1 Там же. 303-306.

2 Там же. С. 306-307.

3 Там же. 315-317.

4 Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта 1918 г. - 10 июля 1918 г. М., 1959. С. 130138.

5 Там же. С. 137.

6 Там же. С. 138.

п

В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 27 (февраль - июль 1918). Указ. соч. С. 347-351.

регистрацию имущих классов, а также заменить старые денежные знаки новыми.

Как руководитель Советского правительства В.И. Ленин использовал все возможности для общения с представителями трудовых коллективов, делегатами проводимых конференций и съездов. В частности, по результатам встречи с группой делегированных участников конференции представителей национализированных предприятий (металлических заводов), проходившей 12-18 мая, он ознакомился с резолюцией конференции о национализации всех металлических заводов, согласился с этой инициативой и в письме к ее участникам1, напечатанном в газете «Известия ВЦИК» 19 мая 1918 года, заверил в выработке единодушного мнения Советом Народных Комиссаров «в пользу немедленной национализации» и дал ряд рекомендаций.

Таким образом постепенно и с учетом мнений с мест в мае выработалась позиция о необходимости принятия актов о национализации не каждого предприятия в отдельности, а целых отраслей промышленности.

В 1918 году в текстах и выступлениях главы Советского государства все меньше встречается слов о программе партии большевиков и разъяснений о необходимости проведения обобществления собственности, поскольку меры по национализации уже принимались и принесли свои ожидаемые результаты, сложилась тактика проведения национализации с учетом реальных возможностей, предусматривающая, в том числе сохранение на определенный период за прежними владельцами полномочий по управлению делами2.

Действительно, многие акты на местах, совершаемые от лица советских органов по конфискации, реквизициям, национализации и муниципализации имуществ получали отрицательную оценку со стороны центральных властей, которые были вынуждены реагировать на проявления такой самостоятельности местных Советов, отличавшиеся преждевременностью и привносящих дезорганизованность в отдельных сферах управления.

Например, крупнейшей водной артерией, снабжавшей центральную Россию нефтепродуктами, была река Волга, на которой сложились система управления этими перевозками, включающая комплекс обеспечивающих береговых сооружений и транспортных средств. Меры по их

1 Письмо конференции представителей национализированных предприятий 18 мая 1918 г. Там же. С. 352-353.

2 ■ и 2 Предписание местным Советам об оставлении нефтеналивного флота в настоящей

навигации в управлении прежних владельцев от 20 апреля 1918 г. (подписано

Председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Лениным и руководителем

Главного нефтяного комитета при отделе топлива Высшего Совета Народного

Хозяйства И.Э. Гуковским). См.: Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта 1918 г. - 10

июля 1918 г. Указ. соч. С. 150-151.

национализации на местах нередко имели следствием кризисные для управления ситуации и история национализации нефтеналивного флота (наливных судов, барж, береговых сооружений, ремонтных мастерских нефтеторговых фирм, буксирных пароходов и их оборудования) имеет особенность, связанную с оставлением в управлении прежних владельцев всего дела на время навигации 1918 года при определенном контроле со стороны властей1.

Другой пример связан с Предписанием ВЦИК всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, которым запрещались самочинные реквизиции по распоряжениям местных органов власти, имущества, материалов и продовольственных запасов, принадлежащих Народному комиссариату путей сообщения2.

Оценивая масштабность мер по национализации, отметим, что в течение января-июня 1918 года было принято немало актов, имеющих масштабный характер. Например, Декрет о конфискации НижнеТагильского и Луньевского горных округов от 27 января (9 февраля) 1918 года (причина - прекращение субсидирования округов администрацией и отказ подчиниться декрету о народном контроле)3, Декрет о признании собственностью Российской Республики фабрично-заводских предприятий, организованных Всероссийским союзом земств и городов по снабжению армии и Московским складом организации подвижных складов Военного Ведомства от 13 апреля4 и Декрет о национализации внешней торговли от 22 апреля5 и др.

Первым декретом, которым собственностью Советской Республики объявлялись предприятия нескольких отраслей промышленности стал Декрет СНК от 28 июня, опубликованный 30 июня и о котором В.И. Ленин объявил на V Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов в своем заключительном слове (5 июля)6. Одной из причин издания этого Декрета Совета Народных Комиссаров (о национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц) от 28 июня является

1 Там же.

2 Там же. С. 157-158.

о

Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. Указ. соч. С. 430-431.

4 Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта 1918 г. - 10 июля 1918 г. Указ. соч. С. 101102.

5 Там же. С. 158-160.

6 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 27 (февраль - июль 1918). Указ. соч. С. 490 (в примечаниях указывается, что это Декрет СНК о национализации крупнейших предприятий горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и других отраслей промышленности от 28 июня 1918 г.). Там же. С. 545-546.

требование правительства Германии в контексте условий Брестского мира о предоставлении выплат за предприятия, которые будут национализированы после 1 июля1. Таким образом акты о национализации земли и крупной промышленности, принятые до этой даты, по сути, получали признание, что имело важнейшее политическое значение и о чем В.И. Ленин заявил в выступлении на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных

■у

союзов Москвы2.

Можно констатировать, что от национализации отдельных промышленных предприятий и обществ Советская власть уже в январе 1918 года перешла к национализации групп предприятий, с мая месяца - к национализации отдельных отраслей промышленности (сахарная - 2 мая, нефтяная - 20 июня) и затем групп отраслей (28 июня)3.

Отметим, что в оценках вождя и в принимаемых советским правительством мерах нет безоглядности и зашоренности на недостатки в работе, что открыто признает В.И. Ленин, в своих выступлениях и работах. Одной из таких работ является «Письмо к американским рабочим»4, где говорится об ошибках при отмене частной собственности на землю, национализации крупнейших фабрик и заводов, но также говорится о преодолении этих ошибок и постепенном усвоении дела организации новых условий хозяйственной жизни крестьянском и пролетариатом5.

На VI Всероссийском чрезвычайном съезде Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (6-9 ноября 1918 г.) В.И. Ленин в своей речи дал оценку мерам по национализации: в промышленности, отметил, что несмотря на обещания Временного правительства капитал продолжал саботировать производство страны и первым основным шагом рабочего правительства стало введение рабочего контроля. «Мы не декретировали сразу социализма во всей нашей промышленности, потому что социализм может сложиться и упрочиться только тогда, когда рабочий класс научится управлять»6, но на это «нужен долгий срок»7; на селе преобразования (Декрет о земле, Закон о социализации земли) стали очевидны крестьянству только летом 1918

1 Там же. С. 504.

В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 28 (июль 1918 - март 1919). Государственное издательство политической литературы, 1950. 510 с. С. 12.

3 „

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное обстоятельство отмечалось в печати неоднократно. См.: Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта 1918 г. - 10 июля 1918 г. Указ. соч. С. 219, 459, 498-504.

4 Там же. С. 44-57.

5 Там же. С. 55.

6 Речь о годовщине революции 6 ноября. Там же. С. 119.

7 Там же.

года1, в этом есть успехи и ошибки, остались трудности, но это собственный опыт и собственное приложение сил2.

В связи военной угрозой, а констатировалось более опасное положение, чем ранее, в 1918 году особое внимание уделялось разъяснению текущей политической ситуации, целей принятых актов об огосударствлении имуществ и необходимости защищать эти завоевания народа в борьбе.

Весной 1919 года В.И. Ленин вновь обращается к положениям программы РКП (б), оговаривая основную задачу (завершить экспроприацию помещиков и буржуазии, обратить различные средства производства в собственность Советской Республики)3 и иные задачи (политические, экономические, аграрные)4. В проекте программы он писал, что покончить с эксплуатацией одной части общества другою может социальная революция пролетариата, которая заменит частную собственность на средства производства и обращения общественною и введет планомерную организацию общественно-производительного процесса5.

Большая часть выступлений этого периода, которые состоялись среди различных категорий граждан - красноармейцев, крестьян, советских служащих, педагогов, делегатов - посвящена разъяснению текущих проблем внутреннего и международного характера, военного положения, задач и агитации за социалистические преобразования. Это направление публичной политической деятельности В.И. Ленина было сопряжено с ежедневной практической его работой на посту Председателя Совета Народных Комиссаров. Форма этой работы - декреты и постановления, распоряжения и письма, а ее результатом было воплощение программных целей в жизнь нового общества, что отражалось в газетах, отчетах с мест, статистических материалах, а также в различных губернских и уездных документах.

В октябре 1919 года появилась работа «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», опубликованная газетой «Правда» 7 ноября, в которой подводятся итоги к двухлетнему юбилею Советской власти. Отметив объективность переходного периода к новой организации жизни общества, В.И. Ленин вновь указал на присущие ему формы общественного хозяйства (капитализм, мелкое товарное производство, коммунизм), признал лишь частичное воплощение партийных программных установок (отмена частной собственности на землю;

1 Там же. С. 121-122.

2 Там же. С. 124.

3

Основные задачи диктатуры пролетариата в России. Проект программы РКП (б). В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 29 (март-август 1919).М., 1950. С. 85.

4 Там же. С. 86-98.

5 Проект программы РКП (большевиков). Там же. С. 101.

экспроприация владельцев крупных заводов, фабрик, акционерных предприятий, банков, железных дорог; государственная организация крупного производства переходит от рабочего контроля к рабочему управлению; начата такая работа по отношению к земледелию)1. В выступлении на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 декабря 1919 года В.И. Ленин сказал и о практических мерах, принятых Советским правительством («Миллиардный фонд», созданный декретом от 2 ноября 1918 года для выдачи пособий и ссуд сельским труженикам при условии их перехода к коллективной обработке земли -практическая финансовая поддержка крестьянства; принятие Положения о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, принятое в феврале 1919 года - правовое обеспечение)2.

Результаты этой работы также не скрывались, а использовались для разъяснения достижений. В частности, в новых условиях производство хлеба в России (по наблюдаемым губерниям) возросло более чем в три раза (1917-1918 гг. - около 30 млн пудов; 1918-1919 гг. - около 110 млн пудов). Добавление к этим цифрам прозвучало в Речи на IX Всероссийской конференции РКП (б) 22 сентября 1920 года - «в 1919-1920 году - 260 миллионов пудов»3. Эти данные свидетельствовали об эффективности и результативности земельной политики Советской власти.

Во многих выступлениях неоднократно подчеркивались достижения в сфере сельского труда, промышленности, транспорта, планы хозяйственного строительства4, но очевидна и самокритичность текстов В.И. Ленина, открытость его и признание ошибок и недостатков в работе. Так, в своей речи на соединенном заседании делегатов VIII съезда Советов, членов ВЦСПС и МГСПС - членов РКП (б) «О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого» (30 декабря 1920 г.)5 он говорит: «ни малейшей влюбленности в декреты у меня не существует», «Я не защитник всех декретов и не хочу изображать декреты лучшими, чем они есть на самом деле»6.

В этом мы видим практический подход к декретированию и объективность оценки принятых актов.

1 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 30 (сентябрь 1919 - апрель 1920). Государственное издательство политической литературы, 1950. 562 с. С. 88-89.

2 Там же. С. 173, 506.

о

В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 31 (апрель-декабрь 1920). Государственное издательство политической литературы, 1950. 546 с. С. 154, 253-254.

4 Например, Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 22 декабря на VIII Всероссийском съезде Советов (22-29 декабря 1920 г.) / Там же. С. 456-486. С. 471-480.

5 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 32 (декабрь 1920 - август 1921). М., 1950. С. 1 -32.

6 Там же. С. 11-12.

Во многих аспектах 1921 год оказался очень сложным для РСФСР и одна из проблем увязывалась с отношением к крестьянству. На Х съезде РКП (б) (8-16 марта 1918 г.) в Докладе о замене разверстки натуральным налогом (15 марта) В.И. Ленин отметил необходимость пересмотра политики по отношению к крестьянству, политическое значение введения натурального налога и введение свободы оборота и торговли, а также снова остановился на ошибках государственного управления: «мы слишком далеко зашли по пути национализации торговли и промышленности, по пути закрытия местного оборота. Было ли это ошибкой? Несомненно»1. Одной из причин он назвал то, «что мы жили до сих пор в условиях такой бешеной, неслыханно тяжелой войны, когда ничего, кроме как действия по-военному, нам не оставалось и в области экономической»2. Другие причины были определены им позднее: отсталость страны во многих вопросах, недостаточность образованности, отсутствие внешней помощи и враждебная политика «цивилизованных» государств, несовершенство государственного аппарата3.

Обращают на себя внимание ясные оценки: «положение такое: мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России... нельзя, экономически нельзя»4. Позднее, в речи на IV сессии ВЦИК IX созыва (31 октября 1922 г.), В.И. Ленин говорил о фантастической быстроте, с которой меняются общественные отношения, и охарактеризовал нововведения по земельному вопросу как «технически, а может быть, и юридически»5 очень несовершенные, но давшие «все существенное, что для крестьянина абсолютно необходимо, что обеспечивало ему союз с рабочим»6.

В.И. Ленин также не раз говорил о необходимости возврата элементов капиталистической организации хозяйственной деятельности, который должен сопровождаться грамотным управлением и контролем со стороны власти (одно из направлений - свобода торговли для мелких производителей, другое - расширение внешней торговли, третье -заключение концессионных соглашений). Характеризуя такой «государственный капитализм», В.И. Ленин в декабре 1921 года сказал делегатам IX Всероссийского съезда Советов, что «мы должны были отступить к государственному капитализму, отступить к концессиям,

1 Там же. С. 196.

2 Там же. С. 196-197.

о

В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 33 (август 1921 - март 1923). Государственное издательство политической литературы, 1950. 510 с. С. 390-391.

4 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 32 (декабрь 1920-август 1921). Указ. соч. С. 198.

5 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 33 (август 1921 - март 1923). Указ. соч. С. 355.

6 Там же.

отступить к торговле. Без этого на почве того разорения, в котором мы оказались, надлежащей связи с крестьянством нам не восстановить»1.

Советская Россия не признавалась капиталистическими странами, но советское правительство было признано законным и с ним стали заключаться договоры, по которым в 1921 году для решения транспортных проблем были заказаны тысячи паровозов и уже получено «13 шведских и

23

37 немецких» паровозов, до 500 цистерн , в целом «привоз из-за границы» вырос в три раза, а «вывоз» более чем в четыре раза4. Этими мерами обеспечивалось дальнейшее развитие советской экономики.

Знакомясь с материалами Курского областного архива, мы находим подтверждение тому, что публикации ленинских речей и работ, рассматриваемые как политические и партийные установки, а также рабочие рекомендации Высшего совета народного хозяйства, ориентирующие на сдержанность в деле национализации, недопустимость форсированных акций, учитывались в работе местных совнархозов. Причина одна - сохранить работоспособность предприятий для обеспечения потребностей населения и государства, а также обеспечить занятость и гарантированный заработок, что способствовало снижению социальной напряженности в это трудное время.

Например, в 1920 году в Курской области было национализировано 105 предприятий, поставлены на учет и продолжали находиться в руках собственников (частных лиц, товариществ, кооперативов) - около 245, и акты о национализации были отменены в отношении четырех предприятий5 (Кожевенный завод В.М. Лаврова в г. Курске, насчитывал 248 работников; предприятие И.С. Сальмана - 31 работник; «Комета» -368 работников; Обувная мастерская Евдокимовых - 189 работников6). В частности, Отчет о деятельности Курского губернского СНХ (начал работу с 14 марта 1918 года) отражает основные задачи - учет местного производства, организация рабочего контроля, определение продуктивности отдельных предприятий и подготовка их к национализации7. Отмечалось, что некоторые предприятия готовятся к национализации, упорядочивается ведение счетоводства, работа над отчетами, хранение сумм и ведение денежных операций, создаются

1 В.И. Ленин. О внутренней и внешней политике Республики (Отчет ВЦИК и СНК IX Всероссийскому съезду Советов 23 декабря 1921 г.). Там же. С. 134.

2 Там же. С. 127.

3 Там же.

4 Там же. С. 128.

5 Список подведомственных Курскому Губернскому СНХ предприятий с указанием национализированы ли или приняты на учет, и числа рабочих, работающих в предприятиях по губернии. Государственный архив Курской области (далее - ГАКО), Фонд Р-325. Оп. 1. Д. 25. Л.244-251.

6 Там же. Л. 248об, 250об.

7 Там же. Л. 130а-131.

рабочие комитеты и вводится рабочий контроль1. В отношении учтенных предприятий приняты меры к тому, чтобы их деятельность продолжалось2.

Архивные документы показывают, что за целевыми установками политических выступлений советских вождей и принимаемыми по ним народнохозяйственными актами, определяющих конкретные задачи, открывается огромнейшая профессиональная работа управленцев, специалистов и простых тружеников. О ней в ленинских работах мы находим лишь несколько строк общего содержания, но библиотечные фонды позволяют познакомиться с особенностями политической, производственной и обеспечивающей, в том числе дипломатической деятельности.

Обратим внимание на одну из работ В.И. Ленина, написанную в середине мая 1922 года, - Проект постановления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской конференции3. В документе дается положительная оценка работы советской делегации, краткая оценка международного положения с политической и экономической сторон (кризис), подчеркивается признание рядом буржуазных стран на Каннской конференции (6-13 января 1922 г.)4 равноправия «двух систем собственности (капиталистической или частной собственности, и коммунистической, принятой пока лишь в РСФСР)»5 в первом параграфе резолюции по итогам Каннской конференции и противоречие этому условию других пяти параграфов (условий), направленных на политическое и экономическое подчинение Советской России Западу. Также в работе отмечается, что «Действительное равноправие двух систем собственности... дано лишь в Раппальском договоре»6.

Заключение Раппальского договора7, которым были установлены дипломатические и торговые отношения между РСФСР и Германией, дало

1 Там же. Л. 132-133.

2 Там же. Л. 134.

о

В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 33 (август 1921 - март 1923). Указ. соч. С. 319-320.

4 Каннская конференция Верховного совета Антанты (с участием Бельгии, Великобритании, Италии, Франции, Японии, а также членов Репарационной комиссии, представителя Германии и наблюдателя от США) предоставила Германии отсрочку по репарационным платежам и, в рамках подготовки Генуэзской конференции, приняла 6 условий, в которых содержалось первое официальное признание капиталистическими странами возможности мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным социально-экономическим строем. См.: Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М., 1984. С. 315.

5 В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 33 (август 1921 - март 1923). Указ.

соч. С. 319.

6

7

6 Там же. С. 320.

Раппальский договор 1922, 16 апреля, между РСФСР и Германией об установлении дипломатических и консульских отношений, торгово-экономических связей, взаимном отказе от возмещения военных расходов, а также военных и невоенных убытков.

107

«прорыв экономической и политической блокады Советской России»1, введенной крупными буржуазными государствами. Договор был заключен в ходе Генуэзской конференции2 (10 апреля - 19 мая 1922 года) и признавал законной национализацию, проведенную в отношении собственности владельцев из Германии.

Таким образом, сразу после Октябрьского переворота в работах В.И. Ленина были обозначены, во-первых, главные направления государственной политики, связанные с признанием достоянием Советской Республики земли, объектов промышленности, железных дорог, флота, банков, что обеспечивало социальную и экономическую базу для формационных преобразований в России. Во-вторых, обозначалась необходимость принятия мер по организации управления экономикой в общероссийском масштабе (образование в декабре 1917 года ВСНХ и системы его органов, создание системы планирования и отчетов как для государственных органов, так и для предприятий, налаживание товарообмена), что служило формированию основ социалистической экономики Советской России.

Объективно оценивая многоукладность экономики уже в 1918 году, В.И. Ленин сделал вывод о конфликтном характере связей между группами социально-экономических укладов: с одной стороны, натуральное крестьянское хозяйство, мелкое товарное производств, частнохозяйственный капитализм, с другой - государственный капитализм и социализм.

Если первые акты касались одиночных предприятий, то от национализации отдельных промышленных предприятий и учреждений Советская власть уже в январе 1918 года перешла к национализации групп предприятий, с мая месяца - отдельных отраслей промышленности (сахарная - 2 мая, нефтяная - 20 июня) и затем групп отраслей (28 июня), что закладывало основы экономики нового типа.

Материалы с мест свидетельствовали о том, что владельцы и администрации многих предприятий и учреждений игнорировали акты Советской власти, в том числе об организации рабочего контроля,

Германия отказывалась от финансовых и других экономических претензий в связи с аннулированием царских долгов и национализацией иностранной части собственности и т.д. Военный энциклопедический словарь. Указ. изд. С. 624.

1 Там же.

Генуэзская конференция 1922, по экономическим и финансовым вопросам. Участвовало 28 капиталистических государств и Советская Россия. Советская делегация отвергла домогательства империалистических государств, пытавшихся добиться экономических и политических уступок, которые вели бы к реставрации капитализма; вместе с тем она выразила готовность обсудить вопрос о компенсации бывших иностранных собственников при условии признания Советского государства де-юре и предоставления ему кредитов. Одновременно выдвинуло контрпретензии о возмещении Советскому государству убытков, причиненных интервенцией и блокадой, а также внесла предложение о всеобщем разоружении. Там же. С. 186.

108

прекращали управленческую деятельность, и это, при массовости выступлений коллективов трудящихся за национализацию производств, рассматривалось как основание для огосударствления имуществ. В подобных ситуациях меры приобретали санкционный характер в отношении собственников и проводились как конфискации, что отражалось в названиях декретов и постановлений. В других случаях в подобных актах говорилось о национализации, переходе имуществ в достояние Республики или отмене права частной собственности, что, полагаем, означало их проведение в контексте политики огосударствления, обусловленной программными целями партии большевиков и органов Советской власти, а в некоторых случаях объективной необходимостью того времени (нарушение работы транспорта, продовольственные проблемы, военные угрозы и т.д.).

К середине 1918 года основная работа по огосударствлению имуществ переместилась в аппарат ВСНХ и на уровень губернского управления, а затем и местного управления (муниципализация). Соответствующая тактика стала предусматривать как приостановление национализирования, так и его отмену (денационализацию) в отдельных случаях, исходя из местных условий.

Как руководитель Советского правительства, В.И. Ленин видел недочеты и ошибки при проведении национализации, несовершенство принимаемых решений и оформляющих их актов, но не скрывал своих оценок от народных масс, представляя их публично в печати и своих выступлениях, намечая меры по преодолению негативных последствий и проводя эти меры в жизнь. Критически характеризуя управленческую работу, он вскрывал объективные и субъективные причины, настаивая на расширении комплекса разъяснительно-агитационных мероприятий по вопросам огосударствления различных имуществ.

На стремление к правовым способам решения проблемы собственности указывает декретирование в декабре 1917 г. компенсационных мер собственникам национализируемых предприятий.

Политика национализации определялась и внешнеполитическими факторами. В частности, связанность РСФСР условиями Брестского договора, по которым Советское правительство в случае национализации промышленных объектов, принадлежащих собственникам из Германии, после 1 июля 1918 г., обязывалось произвести компенсационные выплаты. Данное обстоятельство ускорило принятие Декрета от 28 мая, охватывающего мерами национализации несколько отраслей промышленности, а фактически, все крупные и средние промышленные предприятия.

Прецедентное значение Раппальского договора между РСФСР и Германией для развития экономики нового типа, впервые созидаемой социалистической экономики состоит в том, что им Германия первой из крупных стран признала легитимной национализацию объектов

иностранной собственности, чем были заложены основы последующего взаимодействия национализированной советской экономики с экономиками буржуазных стран.

Библиографический список

1. Борисов А.А. Научно-политическая мысль В.И. Ленина об обобществлении имуществ как способе преодоления классовых противоречий (1893-1904) // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2020. № 3. С. 146-161 (https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/ 3739/). DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10024.

2. Борисов А.М. Идеи справедливости и европейские революции об отчуждении имуществ в пользу нации: декларации, конституции и декреты Франции конца XVIII века // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2021. № 1 (31 марта). С. 78-94 (https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3919 /). DOI 10.24411/2309-1592-2020-10036.

3. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 27 (февраль - июль 1918). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 582 с.

4. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 28 (июль 1918 - март 1919). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 510 с.

5. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 29 (март-август 1919). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 562 с.

6. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 30 (сентябрь 1919 - апрель 1920). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 562 с.

7. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 31 (апрель-декабрь 1920). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 546 с.

8. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 32 (декабрь 1920 - август 1921). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 536 с.

9. В.И. Ленин. Сочинения / Издание четвертое. Т. 33 (август 1921 - март 1923). М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 510 с.

10. Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М.: Воениздат, 1984. - 863 с. с ил., 30 л. ил.

11. Государственный архив Курской области (далее - ГАКО), Фонд Р-325. Оп. 1. Д. 25.

12. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 626 с.

13. Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта 1918 г. - 10 июля 1918 г. Государственное издательство политической литературы. М., 1959. - 686 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.