Научная статья на тему '. В. И. Корецкий как исследователь первых Земских соборов'

. В. И. Корецкий как исследователь первых Земских соборов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
840
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКИЙ СОБОР / СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ / ЦЕРКОВНО-ЗЕМСКИЙ СОБОР / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР / ОПРИЧНИНА / LAND COUNCILS / MONARCHY / OPRICHNINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Друщенко Аида Миргазияновна

В статье проанализированы суждения видного отечественного историка второй половины прошлого века В. И. Корецкого о Земских соборах Московской Руси середины 15601590-х гг., как реально состоявшихся, так и созывавшихся предположительно. Автором рассмотрены и аргументация, которой подкреплены эти суждения, и оценки последних другими учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. I. Koretsky as a researcher of first Land Councils

The article contains an analysis of the ideas of an eminent Russian historian of the second half of the 20th century V. I. Koretsky on Muscovy Rus Land Councils of the middle of 1560s 1590s both ascertained and presumed. The author examines the arguments that underpin these considerations and the estimations of the latter by other scholars.

Текст научной работы на тему «. В. И. Корецкий как исследователь первых Земских соборов»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

УДК 93 028 А. М. ДРУЩЕНКО

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

В. И. КОРЕЦКИЙ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПЕРВЫХ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

В статье проанализированы суждения видного отечественного историка второй половины прошлого века В. И. Корецкого о Земских соборах Московской Руси середины 1560— 1590-х гг., — как реально состоявшихся, так и созывавшихся предположительно. Автором рассмотрены и аргументация, которой подкреплены эти суждения, и оценки последних другими учеными.

Ключевые слова: Земский собор, сословно-представительная монархия, церковно-земский собор, избирательный Земский собор, опричнина.

В. И. Корецкий — видный специалист по истории средневековой России, преимущественно времени Ивана Грозного и его преемников, а также периода московской Смуты. Внимание ученого привлекали вопросы социально-экономического и политического развития русского общества, общественно-политической мысли и публицистики ХУ1 — ХУ11 столетий. В. И. Буганов в статье, посвященной творчеству В. И. Корецкого, писал: «В своих сочинениях он предстает как человек незаурядный, увлекающийся, как ученый, влюбленный в историю своего Отечества, в людей, ее творящих» [1].

Настоящая работа посвящена циклу исследований В. И. Корецкого о Земских соборах второй половины XVI века.

В списке разрядной книги, хранящейся в библиотеке Томского университета, В. И. Корецкий обнаружил уникальные известия о событиях кануна и учреждения опричнины. Анализ этих известий привел историка к выводу о том, что перед отъездом в Александрову слободу Иван IV внес «раскол в Боярскую думу между своими ярыми противниками» и теми, кто уже тогда был «готов безропотно дать согласие на учреждение опричнины» [2].

Указ об опричнине был принят, согласно летописи, на совместном заседании Боярской думы и Освященного собора, в присутствии приказных людей.

B. И. Корецкий оспаривает мнение тех исследователей, которые считают, что этот указ предварительно обсуждался Земским собором (как полагал Л. В. Черепнин) [3] или утверждался им (так думали А. А. Зимин,

C. О. Шмидт, Р. Г. Скрынников) [4, 5, 6]. По словам ученого, «существование самого собора в начале 1565 г. весьма проблематично. Опричнина зарождалась и учреждалась как сугубо царское дело и не подлежала чьему-либо обсуждению, тем более «земщины» (в лице Земского собора), против которой она с самого начала направлялась» [2].

На взгляд В. И. Корецкого, с вводом в научный оборот данных, содержащихся в Томской разрядной книге, показания нарративных источников — официальной летописи и сочинений иностранцев, прежде всего записок Таубе и Крузе, о переходе к опричнине могут быть «дополнены, проверены и уточнены по таким важным вопросам, как деятельность государственного аппарата после отъезда Ивана Грозного из Москвы, дата приезда царя из Александровской слободы и издания указа об учреждении опричнины» [2].

В. И. Корецкий рассмотрел и отношения Ивана Грозного с московским посадом в период опричнины. По мнению историка, в июне 1568 г. против Ивана IV и его окружения выступило «все старомосковское боярство в лице его двух основных партий — И. П. Федорова и Н. Р. Захарьина, получивших поддержку церкви, земского дворянства и, что наиболее важно, посадского населения Москвы» [7]. Выступление началось с подачи «челобитья» посадских верхов об отмене опричнины, известия о котором сохранились в Пискаревском летописце и записках Г. Штадена. Это выступление земщины против опричнины историк называет «восстанием» и сравнивает с московским мятежом 1547 г. «по движущим силам и тесному переплетению классовых и внутриклассовых противоречий» [8]. (Ранее в исторической литературе это известие Пискаревского летописца относили к лету 1566 г. и связывали с выступлением против опричнины ряда участников состоявшегося тогда Земского собора.) [4, 9].

В. И. Корецкий обратил внимание на «летописные отрывки» за 1565—1569 гг., восходящие к летописцу 1572 г. и получившие отражение в продолжении Новгородской III летописи и других памятниках. По заключению историка, здесь также речь идет о «бурных событиях в Москве, заставивших царя перебраться в Александрову слободу и сделать ее опричной столицей» [10].

Предметом специального изучения В. И. Корец-кого стал вопрос о Земском соборе, сопутствовавшем «поставлению Симеона Бекбулатовича «великим князем всеа Русии». В ряде статей исследователь пишет о частичном возрождении (после ликвидации в 1572 г.) опричнины и ставит его в связь с созванным в 1575 г. Земским собором.

В. И. Корецкий сослался на прежде неизвестную разрядную запись, согласно которой «велел государь боярам и воеводам князю Ивану Юрьевичу Булгакову-Голицыну и иным воеводам и большим дворянам з берегу и из украйных городов быти к Москве по списку для собору» [11].

«В 70-х годах XVI в. Россия переживала тяжелое хозяйственное разорение», главной причиной которого «стало резкое возрастание государственных налогов в связи с Ливонской войной, опричными перетасовками и правежами Грозного», — писал В. И. Корецкий. По его словам, «в такой напряженной обстановке осенью 1575 г. в Москве собрался Земский собор. Соборные

заседания продолжались с некоторыми перерывами с октября по декабрь включительно» [12]. На соборе, по мнению историка, произошло «какое-то крупное выступление против Грозного со стороны дворянства и высшего духовенства, еще более внушительно, чем в 1566 г., когда часть земского дворянства выступила против опричнины». Это выступление было расценено Иваном IV как «заговор», а его участники понесли суровые наказания. В основном казнены были видные опричные деятели. В. И. Корецкий считал, что их «толкнули на выступления те же соображения, которые заставили на соборе 1580 г. дворянских представителей «всей земли» просить Грозного о мире, заявляя, что «больше того с их сел не возьмешь, против сильного господаря (Стефана Батория. —

А. Д.) трудно воевать» [12].

Осенью 1575 г., казнив недовольных, Иван IV прибег к необычайной мере, озадачившей современников, — «поставлению» Симеона Бекбулатовича на великое княжение.

В. И. Корецкий цитирует сообщения Московского летописца, «проливающие свет на трагедию, разыгравшуюся осенью 1575 г. и закончившуюся невиданным еще в русской истории политическим маскарадом». Согласно этому летописцу, возведение Грозным на великое княжение Симеона Бекбулатовича было вызвано «враждебным отношением царя к своему старшему сыну» [10]. В оценке В. И. Корецкого, царь совершил акт коронования вопреки противодействию довольно широких слоев господствующего класса.

Иван Грозный на время не хотел иметь никаких дел ни с Боярской думой, ни с «Освященным собором, ни с дьячеством, ни с Земским собором, и поэтому предпочел править страной через подставное лицо. В этих событиях прослеживается определенная цель — подавить внутри страны какую-либо оппозицию самодержавной власти, собрать денежные средства и людские ресурсы, необходимые для продолжения Ливонской войны [13].

Одним из доводов в пользу созыва Земского собора 1575 г. являются для В. И. Корецкого записи в приходорасходных книгах Иосифо-Волоколамского монастыря за 1575/76 г. Они позволили историку утверждать, что речь идет о расходах на содержание иерархов, вызванных на собор. «Память разходная», поданная

30 декабря 1575 г. старцем Гурием Ступишиным, на взгляд ученого, свидетельствует «об участии игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Евфимия и самого Гурия в работе земского собора («как жил на Москве с ыгуменом в соборе») [14].

В. И. Корецкого заинтересовало и сообщение Дж. Горсея о том, что «было созвано великое со всех провинций собрание в Консистории св. духа и, из опасения заговоров, приказано произнести присягу на верность в Москве» [15]. Исследователь относит это свидетельство к деятельности Земского собора 1575 г. (По мнению А. А. Севастьяновой, данные Дж. Горсея для аргументации выводов о неизвестных Земских соборах недостаточны, «о них он писал по слухам», «терминалогия записок Горсея не может использоваться в исследованиях для отыскания характерных признаков земских соборов») [16].

В одной из статей, посвященных Земскому собору 1575 г., В. И. Корецкий опубликовал документы, которые «должны восполнить пробел в источниках и способствовать освещению неясных сторон этой проблемы». Ряд документов характеризует сложную обстановку в стране, изнуренной опричниной и Ливонской войной, накануне собора 1575 г. «Челобитье» Ивана Грозного «великому князю всеа Русии»

Симеону Бекбулатовичу о деньгах, необходимых для проведения калужского похода против татар, чтобы обеспечить тыл для задуманного в 1577 г. решающего похода в Ливонию, свидетельствует, с точки зрения исследователя, об интересе Ивана IV к финансовой стороне дела [14].

Приведенные материалы, по мнению В. И. Ко-рецкого, дают возможность судить о том, что же произошло на Земском соборе 1575 г. «Повестка его неизвестна, но с большой долей вероятности можно заключить, что в центре его внимания...стояли вопросы продолжения Ливонской войны и изыскания необходимых для этого денежных средств .Возможно, что Грозный, столкнувшись с оппозицией, решил поставить во главе государства Симеона Бекбулатовича, чтобы продемонстрировать самодержавный характер своей власти» [10].

Вывод В. И. Корецкого о созыве Земского собора в 1575 г., однако, не получил поддержки у большинства историков. Так, Н. И. Павленко и Л. В. Черепнин считают версию В. И. Корецкого о созыве Земского собора 1575 г. «чисто логической конструкцией», думая, что «скорее всего это был один из войсковых «сборов» (соборов)» [3]. На взгляд А. А. Зимина, «именно в сентябре-октябре 1575 г. состоялся церковный собор, осудивший новгородского архиепископа Леонида. На нем могла присутствовать и военно-служилая знать» [17]. В. И. Корецкий же связывал казнь архиепископа Леонида с его приездом на Земский собор [12].

Думается, аргументы В. И. Корецкого достаточны лишь для предположения о созыве Земского собора 1575 г.

Имея в виду начало царствования Федора Ивановича, ученый пришел к выводу, что «со 2 апреля до

31 мая (1584 г. — А. Д.) в Москве фактически установилось двоевластие. С созывом земского собора и с коронацией Федора 31 мая 1584 г. это двоевластие было ликвидировано на основе компромисса между Б. Ф. Годуновым и Н. Р. Юрьевым, возглавившим новое правительство» [10].

В. И. Корецкий усматривает указание на созыв Земского собора 1584 г. в Московском летописце, где читаем: «и оградив (митрополит Дионисий. — А. Д.) его, государя (Федора Ивановича. — А. Д.) рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градам, чтобы власти ехали на собор». Это, в оценке исследователя, — «прямое указание на созыв освященного собора широкого состава, являвшегося неотъемлемой частью земского собора, избравшего Федора Ивановича на царство» [10]. При этом В. И. Корецкий опирается и на сочинения Дж. Горсея [18]. (Мнение о созыве Земского собора в 1584 г. разделяли М. Н. Тихомиров, С. О. Шмидт, В. Д. Назаров, Р. Г. Скрынников [19, 20, 21, 22]. На взгляд же Н. И. Павленко, А. А. Зимина и А. П. Павлова, нет достаточных оснований считать Федора Ивановича соборным избранником [17, 23, 24]).

Касаясь событий 1598 г., В. И. Корецкий утверждал: «Борис (Годунов. — А. Д.), столкнувшись с серьезным противодействием своим самодержавным притязаниям, апеллировал к Земскому собору, который открылся 17 февраля 1598 г. . 1 сентября Борис принял в Успенском соборе благословение патриарха, а вместе с ним и столь желанные для себя «венец и бармы Мономаха». Вслед за тем Борис распустил Земский собор и к его услугам больше не прибегал» [10, 13]. В другой работе, однако, В. И. Корецкий указал на ранее неизвестный историкам Земский собор 15 мая 1604 г., сведения о котором сохранили «разряды» [10].

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Таким образом, В. И. Корецкий внес немалый вклад в изучение истории первых Земских соборов Московской Руси, хотя ряд его суждений не выходит за пределы гипотезы.

Библиографический список

1. Буганов В. И. История феодальной России в трудах

B. И. Корецкого // История СССР. - 1986. - № 2. - С. 128.

2. Корецкий В. И. Томская разрядная книга с ранними известиями об опричнине // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. — Новосибирск, 1984. — С. 8 — 9.

3. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в ХУ1-ХУП вв. - М., 1978. - С. 102-103.

4. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964. -

C. 131.

5. Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма: Исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. - М., 1996. - С. 246-247.

6. Скрынников Р. Г. Царство террора. - СПб., 1992. -С. 217-231.

7. Корецкий В. И. Из истории классовой борьбы в России во время опричнины // Проблемы социально-экономической истории феодальной борьбы в России. - М., 1984. -С. 229.

8. Корецкий В. И. Политическая борьба и сословнопредставительные учреждения времени опричнины // Феодализм в России. - М., 1987. - С. 230-234.

9. Скрынников Р. Г. Начало опричнины. - Л., 1966. -С. 343.

10. Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI - начало XVII в. - М., 1986. - С. 32.

11. Корецкий В. И. Земский собор 1575 г. и поставление Симеона Бекбулатовича «великим князем всеа Руси» // Исторический архив. - 1959. - № 2. - С. 148.

12. Корецкий В. И. Земский собор 1575 г. и частичное возрождение опричнины // Вопросы истории (далее - ВИ). -1967. - № 5. - С. 33-35.

13. История СССР с древнейших времен до наших дней. -М., 1966. - Т. 2. - С. 203-204.

14. Корецкий В. И. Материалы по истории Земского собора 1575 г. и о поставлении Семиона Бекбулатовича «великим

князем всеа Русии» // Археографический ежегодник за 1969 год. - М., 1971. - С. 297.

15. Севастьянова А. А. / Предисловие. Джером Горсей и его сказания о России // Горсей Джером. Записки о России: XVI-XVII вв. - М., 1990. - С. 24.

16. Севастьянова А. А. Повествовательные источники XVI — XVII веков и приемы их исторической критики. -Ярославль, 1984. - С. 67.

17. Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. - М., 1986. -С. 31.

18. А. А. Севастьянова пишет, что в «ряде случаев привлечения известий (данного. - А. Д.) источника носило иллюстративный характер (проверки достоверности сообщаемого известия нет): перевод записок Горсея, который использовали исследователи, содержит много серьезных ошибок, некоторые из них перешли в исследования, превратившись в ложную информацию для отправных точек концепций авторов / (Севастьянова А. А. Сочинения Джерома Горсея как источник о истории России XVI - начало XVII веков : автореф. дис...канд. ист. наук. - М., 1974. - С. 8, 14.

19. Тихомиров М. Н. Российское государство XV — XVII вв. - М., 1973. - С. 62.

20. Шмидт С. О. Земские соборы // Советская историческая энциклопедия. — М., 1964. — Т. 5. — Стлб. 673.

21. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. — М., 1983. — С. 50-51.

22. Назаров В. Д. Земские соборы // Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. : энциклопедия. — М., 1998. - Т. 2. - С. 262.

23. Павленко Н. И. К истории Земских соборов в XVI в. // Вопросы истории. -1968. — № 5. — С. 102 — 103.

24. Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584— 1604 гг.) — СПб., 1992. —

С. 219.

ДРУЩЕНКО Аида Миргазияновна, аспирантка кафедры истории России, учитель истории.

628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.01.2009 г.

© Друщенко А.М.

Книжная полка

Муромов, И. 100 великих авантюристов. - М. : Вече, 2007. - 432 с. - ISBN: 978-5-9533-2539-4

Эта книга посвящена авантюристам. Одни из них испытывали судьбу, становясь пиратами, другие появлялись под чужими именами. Одни строили финансовые пирамиды и плели политические интриги, другие создавали новые религии, подделывали произведения искусства, шпионили... Представим самых известных — граф Калиостро, Емельян Пугачев, маркиз де Сад, Наполеон Бонапарт, Григорий Распутин и др.

Веденеев, В. 100 великих тайн Третьего рейха. - М. : Вече, 2007. - 480 с. - ISBN: 978-5-9533-2593-6

Владел ли Гитлер Копьем Судьбы — одной из величайших христианских реликвий? Насколько реальны слухи о том, что нацисты искали Святой Грааль? Как относиться к современным легендам о тайных базах вермахта на островах Ледовитого океана и в Антарктиде, о попытках немецких ученых создать «летающую тарелку» или даже вступить в контакт с инопланетянами? Окончательного ответа на эти интригующие вопросы пока нет. Однако, прочитав эту книгу, вы несомненно пополните свои знания о фантастических амбициях одного из самых жестких политических режимов в мировой истории и о реальных, поистине удивительных достижениях немецких ученых ХХ века, об их непростых судьбах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.