Научная статья на тему 'В экономику северо-восточной Азии'

В экономику северо-восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дышин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В экономику северо-восточной Азии»

Дышин А.В.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ 1 1 1 В ЭКОНОМИКУ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ Азии

В последние годы в развитии экономики Российской Федерации и, особенно, ее ! дальневосточных районов наблюдаются неблагоприятные тенденции. Связано это с тем, что при сохраняющемся экспорте природных ресурсов (углеводородных, лесных, рыбных и т.д.) темпы его роста падают, а темпы роста импорта, наоборот, растут, это приводит к сокращению активного торгового баланса, В 2006 г. экспорт увеличился на 25%, а импорт увеличился на 30,8%, в 2007 г. по итогам первого полугодия экспорт увеличился на 8,7%, а импорт увеличился на 40,1% (1). Если данная тенденция будет сохраняться, то активный торговый баланс мо^ет превратиться в пассивный со всеми вытекающими последствиями. Сократить импорт вряд ли возможно, поскольку отечественные предприятия не могут заместить своей продукцией импорт из-за рубежа.

Если говорить об увеличении объемов экспорта товаров минерально-сырьевой группы, то уже свыше 20 лет в стране не проводятся мероприятия по разведке новых Месторождений нефти и газа, а что касается уже разведанных месторождений, то для их освоения нужна соответствующая инфраструктура,, для создания которой нужны время и значительные финансовые средства.

На Дальнем Востоке Российской Федерации ситуация в данной области еще хуже. Если в европейской части страны производится хоть кЦая-то продукция с высокой долей добавленной стоимости, то на Дальнем Востоке осуществляется, в основном, первичная переработка экспортируемого сырья. Импортируется практически все, начиная от товаров повседневного обихода и продовольствия и кончая продукцией машиностроения. В 2006 г. ЪиешхеторгояыХз оборот через таможни Дальневосточного федерального округа составил 16,277 млрд, долл. США, в том числе экспорт составил 7,879 млрд. долл. США, а импорт составил 8,398 млрд. долл. США,т.е. импорт уже превышает экспорт и имеется отрицательный торговый баланс, который в денежном выражении превышает 500 млн. долл. США. |

Если рассматривать экспорт Дальнего Востока России, то основными товарными позициями являются нефть сырая (22% стоимость экспорта), продукты переработки нефти (32,8%), древесина и изделия из древесины (18,4%), черные металлы (7%) и рыба и морепродукты (4%). Таким образом, более половины экспорта (54,8%) в денежном выражении представлено нефтью и продукцией ее переработки.

Основными товарными позициями импорта являются аудио- м видеоаппаратура и детали к ней (29,7% стоимость импорта), автомобили и детали к ним (17,3%), йзделия из пластмассы (7,4%), изделия из черных металлов (5,7%) (2). Таким образом, более половины импорта составляет готовая продукция с высокой долей добавленной стоимости.

Среди субъектов Дальневосточного федерального округа С'амьш активным участником внешнеэкономических связей является Приморский край. На территории Приморского края, по данным таможенных органов, зарегистрировано более 65% участников внешнеэкономической деятельности. В 2006 г. внешнеторговый оборот составил примерно 4,6 млрд. долл. США, импорт значительно превышает экспорт в денежном выражении. Основными торговыми партнерами Приморского края, как и в прошлые годы, являются КНР, на нее приходится 38% товарооборота, Япония (30%), Республика Корея (14%), а также США (3%). Экспорт приморского края представлен рыбой и морепродуктами, рудами и концентратами цветных металлов, древесиной и изделиями из нее, продукцией химической промышленности.

Интеграция в мировую экономику предусматривает не только развитие внешней торговли, но и активное участие в инвестиционных проектах, включая привлечение иностранного капитала в той или иной формах.

В экономику Дальневосточного федерального округа в 2006 г. поступило 6,72 млрд. долл. США иностранных инвестиций. Из них 80,1% пришлось на Сахалинскую область, 13,9% инвестировано в экономику Якутии, далее следуют Хабаровский край - 3,2% иностранных инвестиций, Амурская область - 1,7%, Камчатка - 0,7% и Приморский край - 0,3% иностранных инвестиций (3). Как показывают приведенные выше данные, наиболее привлекательным для иностранных инвесторов является добыча полезных ископаемых., поэтому 94% иностранных

направлено в сферу г. в Приморском крае

инвестиций пришлось на Сахалинскую область и Якутию, где добыча полезных ископаемых является основным направлением в области сотрудничества с иностранным капиталом. |

В первом квартале 2007 г. в экономику Приморского края поступило 1|9 млн. долл. США, из них 1,5 млн. долл. США инвестировано в торговлю, ремонт транспортных средств и предметов личного пользования, 200 тыс. долл. США инвестировано в развитие транспорта и связи, 400 тыс. долл. США было инвестировано в обрабатывающую промышленность, развитие лесного и сельского хозяйства. Как мы видим , более 76% иностранных инвестиций было обслуживания.

По данным местных статистических органов, по состоянию на 1.1.2007 было зарегистрировано более 200 предприятий с участием китайского капитала. Согласно уставным документам, они осуществляют хозяйственную деятельность в области торговли, строительства, перевозок грузов, общественного питания, гостиничного хозяйства, лесопереработки и сельского хозяйства. Однако официально хозяйственную ¡деятельность ведут менее половины вышеуказанных предприятий, остальные из них убыточные. \

Одним из примеров не очень успешного двустороннего сотрудничества является Приграничный торгово-экономический комплекс «Пограничный-Суйфэньхэ». Ю его создании было объявлено на конференции стран АТЭС в г. Владивостоке в 2002 г. Концепция данного торгово-экономического комплекса включает создание единой российско-китайской торгово-экономической зоны с общей транспортной инфраструктурой в три этапа: на первом этапе предусмотрено создание торгово-выставочного центра, на втором этапе должна быть создана туристйческо-рекреационная зона и на третьем этапе планируется создать зону глубокой переработки продукции лесного хозяйства и на ее базе производства продукции биотехнологии. Общая стоимость проекта составляет 120 млн. долл. США. Реализация проекта началась при отсутствии необходимой правовой базы для его функционирования. До сих пор не принято межправительственное соглашение о функционировании приграничных торгово-экономических комплексов, которое бы предусматривало безвизовый въезд на его территорию для граждан России и КНР. Торжественное открытие 1-ой очереди объекта, которое произошло в августе 2006 г., не спасло положение. Торгово-выставочный центр, выстроенный на китайской территории обслуживает в качестве гостиницы российских туристов, которые приезжают за покупками в Суйфэньхэ. | !

Имеются еще несколько проектов подобного рода, которые размерены нами в порядке выдвижения предложений о реализации данных проектов. |

В г. Уссурийске планируют создание торгово-экономической зоны «Канцзи», инвестиции в проект составят примерно 250 млн. долл. США, на территории данной зоны будут перерабатывать древесину, производить бытовые электроприборы, а также одежду, обувь и кожгалантерею.

В Михайловском районе будет создан российско-китайский промышленный парк «Дальний Восток», на территории которого планируют выпускать бытовую технику, продукты питания, обувь и мебель, собирать автобусы из комплектующих деталей. Общий объем инвестиций составит примерно 300 млн. долл. США. I

В Хасанском районе будет создана промышленно-научно-техническая: зона, с участием иностранного капитала из КНР, Республики Корея и Японии. Г I I

Общая сумма инвестиций из КНР, которые поступили в экономику Приморского края по состоянию на 1.1.2007 г., составила 15,4 млн. долл. США, что составляет 4%, от общей суммы иностранных инвестиций (4). ■ : V

Кроме КНР, основными партнерами в инвестиционной сфере для Приморского края России являются Республика Корея и Япония, в первом квартале 2007 г. их инвестиции в экономику Приморского края составили примерно по 5,3% (5).

Сотрудничество Приморского края с Республикой Корея развивается на фоне визита Председателя Правительства РФ М.Фрадкова в Республику Корея летом 2007 г., в ходе визита были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики, производстве высокотехнологичной продукции и военно-техническом сотрудничестве. Ни одна из вышеуказанных рблкстей не затронута в ходе сотрудничества Приморского края России с компаниями Республики Корея.

По состоянию на 1.1.2007 г. общая сумма инвестиций Республики Корея в экономику России составила 371,5 млн. дол. США, это меньше, чем один процент инвестиций Республики Корея за рубежом (6). Вышеуказанные данные свидетельствуют о весьма сдержанном отношении компаний

Республики Корея к инвестированию в экономику России. Наглядным примером такого отношения является Приморский край.

Через порт Зарубино должны осуществляться перевозки комплектующих деталей для автосборочного предприятия в г. Чанчуне (КНР). Несколько компаний из Республики Корея взяли в аренду 100 тыс. га земли в Хасанском и соседних районах Приморского края и выращивают на них рис, сою, собираются выращивать рапс. Они так же занимаются животноводством, в настоящее время поголовье свиней насчитывает 5 тыс. голов, планируется увеличить его до 20 тыс. голов. Проект компании «Сэву» по строительству в Приморском крае завода по производству комбикорма окончился неудачно[ Уже два года ведутся переговоры, о сотрудничестве в области судостроения и судоремонта в портах Находка и Восточный, но они также завершились безрезультатно.

Сотрудничество Приморского края с японскими компаниями ограничено несколькими предприятиями со смешанным капиталом в 1 деревообрабатывающей и автомобильной промышленности. Большая часть японских инвестиций идет на Сахалин, где функционируют предприятия по добыче и переработке нефти и газа1 на континентальном шельфе о.Сахалин в рамках совместных проектов.

В последние годы на страницах центральных и местных средств массовой информации много говорится об использовании Транссибирской магистрали, включая Уссурийскую железную дорогу для более активного обслуживания международных контейнерных перевозок. Существует проект соединения Транссибирской магистрали с Транскорейской магистралью, который предусматривает восстановление железнодорожного сообщения на 55-километровом участке железной дороги с совмещенной колеей Хасан - Раджин, стоимость данного проекта, являющегося составной частью проекта по восстановлению Транскорейской магистрали, составляет свыше 2 млрд. долл. США (7). В связи с этим возникает вопрос о необходимости строительства новых и расширения имеющихся контейнерных терминалов в портах Приморского края, если контейнеры из Республики Корея, составляющие большую часть контейнеров, перевозимых по Транссибирской магистрали в страны Европы, будут перевозиться исключительно по железной дороге. Кроме этого, ряд технических моментов связан с 'разной шириной железнодорожной колеи в КНР, КНДР, Республике Корея, Японии, с одноц стороны, и в Российской Федерации, с другой стороны. Грузы необходимо либо перегружать из одних вагонов в другие, поскольку железнодорожная колея в России шире, либо менять колесные пары, на замену колесных пар у одного вагона уходит до 4 часов.

Таким образом сотрудничество с иностранным капиталом, о котором так много говорится, начиная с открытия г. Владивостока для посещения иностранными гражданами, сводится к реализации отдельных проектов в области коммерции, а также отдельных проектов в области лесной и горнорудной промышленности.

Разрабатываемые в настоящее время концепции развития Приморского края России с точки зрения подготовки края к проведению в г. Владивостоке форума руководителей стран АТЭС в 2012 г. касаются Южного Приморья. Создается такое ощущение, что нет ни Северного, ни Восточного, ни Западного Приморья, а если они и есть, то их развитие никого не интересует и они предоставлены сами себе. В итоге получается, что западная часть Приморского края в экономическом отношении ориентируется на КНР, северная часть Приморского края в экономическом отношении ориентируется на Хабаровский край, а восточная часть Приморского края ориентируется на Японию и Республику Корея.

Учитывая фактическое положение дел, при развитии экономики Приморского края и при формировании концепций его развития необходимо рассматривать Приморский край в качестве единого территориально-производственного комплекса, особенностью которого является значительная роль в| экономики края отраслей морехозяйственного комплекса . С географической и экономической |точки зрения целесообразно рассматривать территориально-производственный комплекс Приморского края в качестве структуры, состоящей из нескольких территориально-производственных подкомплексов, включая Южное Приморье, где исторически сосредоточена большая часть населения края, большая часть предприятий обрабатывающей промышленности, основной научный потенциал в виде комплекса !НИИ ДВО РАН и отраслевых НИИ, которые расположены в г. Владивостоке и его окрестностях!, данный подкомплекс имеет достаточно хорошо развитую по дальневосточным меркам транспортную инфраструктуру и западную часть Приморского края, отгороженную от остальной территории края отрогами хребта Сихотэ-Алинь, где развиты такие отрасли лесного хозяйства как лесозаготовка и первичная лесопереработка и которая ориентирована

на лесопромышленные предприятия провинции Хэйлунцзян КНР, где осуществляется глубокая переработка продукции лесного хозяйства, а также восточную часть Приморского края, где развиты лесозаготовка и горнорудная промышленность на базе месторождений рудных полезных ископаемых, расположенных в треугольнике Кавалерово - Рудная Пристань - Пластун, где имеются условия для разведения разнообразных морепродуктов, и наименее развитую. в экономическом отношении северную часть Приморского края, которая примыкает к Хабаровскому краю и основной особенностью которой является наличие крупной сырьевой базы лесной промышленности.

С учетом вышеуказанного деления необходимо формировать концепцию развития экономики Приморского края как единого территориально-производственного комплекса, составные части которого участвуют в процессах интеграции, происходящих в Северо-Восточной Азии с учетом уже имеющихся торгово-экономических связей с соседними странами. В этом случае восточная часть Приморского края должна укреплять и развивать торгово-экономические связи с ближайшими к ней географически районами Японии, что касается южной части Приморского | края, то она должна укреплять и развивать торгово-экономическое сотрудничество с соседними провинциями КНР, КНДР и Республики Корея, а также с Японией. Северная часть Приморского края укрепляет и развивает торгово-экономическое сотрудничество с соседними районами Хабаровского края, по мере укрепления вышеуказанных связей может, в зависимости от экономический ^целесообразности, ставиться вопрос о формировании единого территориально-производственного комплекса районов Северной части Приморского края и Хабаровского края. Западная часть Приморского края должна развивать торгово-экономические отношения с соседними провинциями КНР.| При выходе торгово-экономических отношений на качественно новый уровень в рамках укрепления отношений стратегического партнерства возможно формирование транснационального территориально-производственного комплекса, который будет объединять районы западной части Приморского края и соседних провинций КНР, обеспечивая стабильное функционирование предприятий двух стран и социально-экономическое развитие приграничных районов. . ■ • . !

> ■ литература

1. Дальневосточный капитал, № 6, июнь 2007 г., с. 19.

2. Дальневосточный капитал, № 8, август 2007 г., с.13.

3. Золотой Рог, 24.06.2007 г.

4. Тумэньцзян синьвэнь, 2.9.2007 г.

5. Чжунго маои синьвэнь, 1.9.2007 г.

6. Окно в Корею, № 21, сентябрь 2007 г., с. 15.

7. Дальневосточный капитал, № 7, июль 2007 г., с.24. .

Васильченко А. В.

1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЧУВСТВА ЛЮБВИ !

У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ, КИТАЙСКОЙ И КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛ^ .

Метод семантического дифференциала (СД) был разработан в 1957 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом для измерения коннотативных значений слов. Коннотативное значение понимается как единство, сплав смысла и эмоциональной его окраски. В него включаются оценочный и эмоционально-экспрессивный компоненты.

Метод СД применен нами для исследования особенностей выражения чувства любви, отражающихся в семантическом пространстве коннотативных значений! слова «любовь» у представителей русской, китайской и корейской культуры.

Процедура исследования методом СД заключается в следующем: испытуемые оценивают предлагаемое им слово (в нашем исследовании это слово «любовь») по особой системе шкал-характеристик, задаваемых парой антонимичных прилагательных, из которых затем выводятся количественные усредненные оценки по каждому из трех обобщенных измерений или факторов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.