Научная статья на тему 'Проблемы интеграции Дальнего Востока России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона'

Проблемы интеграции Дальнего Востока России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Юрий Андреевич, Тюрина Елена Александровна

Раскрываются проблемы интеграции российского Дальнего Востока в экономику АТР на основе анализа матрицы данных, характеризующих торгово-промышленную деятельность и условия привлечения инвестиций в регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции Дальнего Востока России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона»

Ю.А. Кузнецов,

кандидат экономических наук, проректор по научной работе ДВГАЭУ;

Е.А. Тюрина,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии ДВГАЭУ

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ЭКОНОМИКУ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Раскрываются проблемы интеграции российского Дальнего Востока в экономику АТР на основе анализа матрицы данных, характеризующих торгово-промышленную деятельность и условия привлечения инвестиций в регион.

Процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, привлекают сегодня повышенное внимание всего мира. Такой интерес к АТР вызван стремительным ростом экономического и политического веса региона. В этой связи особую значимость приобретают набирающие силу интеграционные процессы в бассейне Тихого океана. В течение 10 лет главным институциональным воплощением тихоокеанской региональной интеграции выступает созданная в 1989 г. организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанский регион все чаще именуется "регионом АТЭС".

На данный момент участником АТЭС является 21 государство. На долю стран АТЭС приходится 40 % населения планеты и свыше 60 % мирового валового национального продукта. С 1998 г. Россия также входит в эту организацию, что дает нашей стране возможность полного подключения к интеграционным процессам АТР. Дальневосточный регион России, используя географическую близость к странам АТР, должен стать базой для выработки направлений, механизмов и модели интеграции России в экономическое пространство АТР.

Поворотный период в экономике Дальнего Востока России (ДВР), начавшийся в конце 80-х годов, выделил внешнеэкономическую деятельность как одну из важных специфик региона. В это время произошел резкий рост объемов экспорта леса, металлолома, удобрений, рыбы и морепродуктов, причем превалировали товарообменные операции. Во внешнеэкономической деятельности сформировались следующие основные тенденции: ДВР - как экспортер сырья и природных ресурсов и импортер товаров народного потребления (ТНП); страны АТР - как импортеры этих ресурсов и экспортеры ТНП и оборудования, в которых отечественный рынок испытывал острую нехватку.

Анализ внешнеторгового оборота (ВТО) ДВР за период 1992-1998 гг. позволяет сделать вывод, что его объемы имели тенденцию к увеличению вплоть до 1997 г. В 1998 г. ВТО региона сократился на 12,1 % по сравнению с 1997 г. и составил 3672,7 млн долл. США (табл. 1). Последнее объясняется сокращением объемов импорта региона вследствие авгу-

стовского кризиса 1998 г. Экспорт ДВР на протяжении всего периода имел тенденцию к увеличению. С 1992 по 1998 г. он увеличился на 37 %, составив в 1998 г. 2108,0 млн долл. США. Максимальный темп его роста (46,7%) был зафиксирован в 1995 г., а наибольших абсолютных объемов (2625,7 млн долл. США) он достиг в 1996 г. Доля импорта в структуре ВТО оставалась относительно неизменной на протяжении всего периода. Наметившаяся тенденция к резкому увеличению объемов импорта в 1997 г. (51,0 %) была остановлена августовским кризисом 1998 г.

Таблица 1

Внешнеторговый оборот, экспорт и импорт ДВР в 1992-1998 гг.,

млн долл. США

Показатель 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998

ВТО 2728,9 3042,4 2720,7 4180,0 4263,6 4178,3 3672,7

Экспорт 1538,7 1822,6 1599,7 2427,0 2625,6 2046,6 2108,0

Импорт 1190,2 1219,8 1121,0 1753,0 1638,0 2131,7 1564,7

Примечание: табл. 1, 2 составлены на основании данных статистических управлений краев и областей Дальнего Востока и таможенной статистики.

Географическая структура экспорта ДВР в 1998 г. показывает первенство трех ведущих государств АТР: Китая, Японии и Республики Корея (рис. I)1.

Япония

26,0%

Китай 41,8%

Страны СНГ 0,5%

Прочие страны Дальнего Зарубежья

5,3%

Республика Корея 14,1%

Вьетнам

3,5%

Индия 0,7%

Кипр 0,9%

Австрия

1,3%

Мальта 1,5% Сингапур 1,4%

Рис. 1. Географическая структура экспорта ДВР в 1998 г.

1 Диаграммы на рис. 1, 4, 5 составлены на основании данных статистических управлений краев и областей Дальнего Востока и таможенной статистики.

Экономический кризис августа 1998 г. оказал существенное влияние на экспорт региона: темпы его роста снизились до 3 %, произошли существенные изменения в структуре (табл.2). По сравнению с 1997 г. значительно выросли объемы экспорта рыбы и морепродуктов, черных и цветных металлов (на 17,7 и 252,2 % соответственно), так как девальвация рубля сделала экспортные операции для предпринимателей более прибыльным по сравнению с поставками вышеперечисленных товаров на внутренний рынок (табл.2).

Снижение же объемов экспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. по таким позициям, как продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, машиностроения, древесина и изделия из нее (на 37,1%; 38,2%; 28% и 26,4 % соответственно), объясняется в первую очередь кризисной ситуацией на рынках стран АТР, которые являются основными потребителями данных видов товаров (табл.2).

В 1999 г. в экономике российского Дальнего Востока произошло резкое падение импорта и увеличение экспорта: рост объемов экспорта превысил 34%, а уровень импорта снизился на 39%. Основу экспорта ДВР составляли: лес и лесоматериалы (22,7%), нефть и нефтепродукты (23%). Такая доминирующая ранее экспортная статья, как рыба и морепродукты, теперь отошла на 4 место, уступив приоритет лому черных и цветных металлов. Основу импорта, как и прежде, составляли продукты питания, компоненты и сырье для их изготовления.

После азиатского кризиса в течение двух лет в странах Азии наблюдался существенный спад в строительстве, а в 1999 г. строительство жилья увеличилось (например, в Японии 103,9% к уровню 1998 г.), что привело к росту объемов потребления лесопродукции, металла. Так, экспорт ДВР древесины и изделий из нее в 1999 г. вырос на 97,5 % по сравнению с 1998 г. и на 45,4 % по сравнению с 1997 г., составив 641,2 млн долл. США [4]. Доля ДВР в общероссийском экспорте древесины и изделий из нее составила в 1999 г. 30 %. При этом в целом по России доля переработанного леса в экспорте данной товарной группы не превышала 7%, хотя стоимость 1 м3 переработанной древесины на внешнем рынке в 4 раза выше, чем стоимость кубического метра круглого леса.

Основным потребителем дальневосточного леса является Япония, потребности которой просчитаны довольно точно. По прогнозу Главного лесного управления Министерства сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства Японии, в I квартале 2000 г. ожидалось повышение спроса на импортные лесоматериалы (табл. 3). Как видно из данных табл. 3, Япония покупает не только российский лес, но и американский, новозеландский, европейский, чилийский, китайский, африканский и т.д. В 1999 г. особенно заметно (на 28%) увеличились поставки на японский рынок круглого леса из России (5750 тыс. м3) и на 67,7% пиломатериалов из Европы (1846 тыс. м3) [4]. В то же время на 58,5% увеличились поставки из России пиломатериалов (450 тыс. м\ хотя в сравнении с объемами, импортируемыми из США (4541 тыс. м ) и Европы (1846 тыс. м3), они выглядят достаточно скромно. В структуре поставок в Японию леса из Китая доля круглого леса незначительна и снижается (с 41 тыс. м3 в 1998 г. до 30 тыс. м3 в 1999 г.), а пиломатериалов - увеличивается (с 273 до 336 тыс. м3 соответственно) [4]. Таким образом, доля переработанного леса в структуре поставок леса из СШД составила в 1999 г. 47,8 %, из Китая - 91,8 %, из Европы - 19,1 %, из России - 7,3 %.

Таблица

Товарная структура экспорта и импорта ДВР в 1997-1998 гг

Товарные группы Экспорт, млн долл. США Изменение стоимостных объемов экспорта (1998 г. к 1997 г.), % Импорт, млн долл. США Изменение стоимостных объемов импорта (1998 г. к 1997 г.), %

1997 1998 1997 1998

Продтовары и сырье для их производства В том числе рыба и морепродукты 268,4 36,0 324,6 42,4 17,3 17,7 634,7 Нет свед. 410,0 Нет свед. -35,4 Нет свед.

Продукция топливно-энергетического комплекса 465,8 293,0 -37,1 249,9 214,4 -14,2

Продукция нефтехимического комплекса 37,5 23,2 -38,2 110,0 93,9 -14,6

Древесина и изделия из нее 441,0 324,6 -26,4 25,5 17,2 -32,6

Черные и цветные металлы 226,5 571,3 252,2 77,0 51,6 -33,0

Продукция машиностроения 556,3 400,5 -28,0 902,8 650,9 -27,9

Прочее 51,1 168,6 229,9 131,8 126,7 -3,9

В целом 2046,6 2108,0 3,0 2131,7 1564,7 -26,6

Таблица 3

Спрос японского рынка на импортные лесоматериалы из различных регионов

Регион* Наименование товара I кв. 2000 г., тыс. м3 в%к I кв. 1999 г.

Американский Круглый лес, лесоматериалы 1200 1100 102,0 100,2

Южный То же 830 200 97,4 102,0

Российский 4<_ 1350 100 103,6 102,0

Новозеландский и Чилийский «« 410 140 100,5 97,9

Европейский а 450 106 н/д н/д

Африканский Круглый лес, фанера 51 1900 81,0 105,6

* Под регионом понимается район лесозаготовок.

Источник: Приморская торгово-промышленная палата.

Анализ спроса Японии на импортный круглый лес и лесоматериалы, проведенный на основании данных табл. 3, показал, что доля российского круглого леса составляет 32 %, доля же лесоматериалов лишь 6 % (рис. 2, 3). Большая часть лесоматериалов (67 %) поступает из США и Канады (рис. 3).

В 1997 г. использование производственных мощностей по выпуску пиломатериалов в целом по России составило 28,0 %, в том числе в Приморском крае - 8,7 %, в Хабаровском крае - 11,7 %, в Сахалинской области - 8,4 %. В целом по ДВР выпуск пиломатериалов в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 28 % [5].

Европейский 10%

Новозеландский и Чилийский 10%

Африканский 1%

Американ-

ский 28%

Российский /V. * Южный

32% \---1 ^^ 19о/о

Рис. 2. Структура спроса Японии на импортный круглый лес в I квартале 2000 г. по районам лесозаготовок

Новозеландский и Чилийский

Европейский

6%

Российский 6%

Южный 12%

^Американский

67%

Рис. 5. Структура спроса Японии на импортные лесоматериалы в I квартале 2000 г. по районам лесозаготовок

Таким образом, мы видим, что хотя объем поставок пиломатериалов из России на внешний рынок растет, в целом в деревообрабатывающей отрасли сохраняется существенный спад производства. Причин этому несколько. Недостаточная мощность малых и средних предприятий, занимающихся переработкой древесины, не позволяет им выполнять крупные заказы с целью поставки на экспорт крупных партий полуфабрикатов и готовых изделий (например, паркета). Наращивание же мощностей сдерживается дефицитом инвестиций, слабым развитием лизинговых операций, отсутствием ипотечного кредитования, выгодных экономических условий в сфере производства. Например, для создания производства по изготовлению пиломатериалов, необходимы инвестиции в размере 1 млн долл. США, в эту сумму включена стоимость оборудования по вакуумной сушке - 500 тыс. долл. США. Приток инвестиций в данную отрасль позволил бы предприятиям закупить современное оборудование и начать производство полуфабрикатов и готовых изделий из древесины, качество которых соответствовало бы мировым стандартам, а также выполнять заказы партнеров в необходимых для них объемах.

Анализ внутрирегиональной структуры экспорта ДВР показал, что в 1998 г. основной объем экспорта (без учета торговли за пределами таможенной зоны) приходился на Хабаровский и Приморский края - 47,2 % и 25,9 % общего объема экспорта ДВР соответственно (рис. 4). Данный факт объясняется прежде всего тем, что именно в этих двух краях зарегистрировано более половины участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Наиболее низкие объемы экспорта у Еврейской автономной области (0,1%) и Чукотского АО (0,002%). За период с 1992 по 1998 г. в экспорте Дальнего Востока сократилась доля Республики Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Сахалинской областей (рис. 4, 5). Существенное сокращение доли Республики Саха (Якутия) объясняется тем, что большая часть участников ВЭД ведет торговлю через Москву.

Сальдо внешнеторгового баланса ДВР остается положительным на протяжении нескольких лет (см. табл. 1). Внешнеэкономическая деятельность региона ограничена по формам: развитие свободных экономических зон (СЭЗ), в том числе на базе новых и высоких технологий, экспор-тоориентированных производств не приобрело того масштаба, который наблюдался в новых индустриальных и развивающихся странах АТР.

Хабаровский край 47,4%

Приморский край 25,9%

Магаданская область 0,9%

Чукотский АО 0,002%

Сахалинская область 10,8%

Камчатская область 10,1%

Амурская область 2,1%

Еврейская АО 0,1%

Республика Саха (Якутия)

2,9%

Рис. 4. Доля регионов в экспорте ДВР в 1998 г. (без учета торговли за пределами таможенной границы)

Камчатская Магаданская

область 8,9%

Амурская область 15,4%

Хабаровский край 24,1%

область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,3%

Сахалинская область 13,4%

Республика Саха (Якутия) 10,0%

Приморский край 22,9%

Рис. 5. Доля регионов в экспорте ДВР в 1992 г. (без учета торговли пределами таможенной границы)

за

Так, в КНР в 1998 г. действовало 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (созданы в провинции Гуандун в 1980 г.), Сямэнь (создана в провинции Фуцзянь в 1980 г.) и СЭЗ в провинции Хайнань (создана в 1988 г.). Также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. Особый статус

имеет "новая зона развития Пудун" (район Шанхая), созданная в 1990 г.

[3].

В КНР СЭЗ стали определенным промежуточным этапом, позволившим постепенно и органично встроить социалистическое хозяйство в систему мирового рынка. Создание этих зон преследовало следующие основные цели:

1. Включить страну в систему международного разделения труда и увеличить на этой основе объемы экспорта и валютных поступлений.

2. Привлечь в страну иностранный капитал и новейшие технологии производства и управления.

3. Освоить и распространить современные методы организации и управления производством на остальную территорию Китая.

4. Приблизить уровень и качество жизни населения, проживающего в СЭЗ, к показателям, достигнутым ведущими индустриальными странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Высокий импульс экономического развития одной только провинции Гуандун можно охарактеризовать следующими показателями (за первое полугодие 1999 г.), в млрд долл. США: объем промышленного производства - 16,61; инвестиции в экономику - 11,30; розничный товарооборот - 24,19; экспорт - 39,42; импорт - 33,76 [3].

В автономный район Гуаньси, прилегающий к Шанхаю, по состоянию на 1998 г., иностранные инвесторы из 53 стран вложили 7,92 млрд долл. США, и район имел торговые отношения более чем с 5000 компаний из 130 стран [3]. В 1999 г. Гуаньси начал новую кампанию по привлечению иностранного и национального капитала для стимулирования развития своей экономики, особенно для развития шоссейных и железных дорог, портов, сельского хозяйства, промышленности, туризма, торговли. Для решения этих задач организованы компании, отвечающие за тот или иной проект, и акционерное общество с уставным капиталом 3,6 млн долл. США, акционерами которого стали транснациональные корпорации, финансовые учреждения, зарубежные информационно-консультационные агентства, китайские предприятия и зоны развития. Планируется, что акционеры откроют в своих странах представительства и организуют поездки инвесторов для знакомства с Гуаньси. Правительство Гуаньси разработало план развития и стимулирования экономики на предстоящие 10 лет, согласно которому автономный район разделяется на 5 зон: портовую, высоких технологий, промышленную, туристическую и сельскохозяйственную.

Успехи СЭЗ Китая объясняются прежде всего постоянным вниманием правительства к их проблемам, оперативным реагированием администраций СЭЗ на изменения внешних и внутренних условий развития. Для административного управления зонами создана специальная Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ.

Одним из условий достижения положительных результатов в экономическом развитии ДВР и его эффективной интеграции в экономику АТР является мониторинг изменяющейся матрицы данных, характеризующих торгово-промышленную деятельность ДВР и условия привлече-

ния инвестиций в регион. Матрица включает в себя следующие основные

элементы:____

Конкуренция по привлечению иностранного капитала_

Возможности промышленности региона и СЭЗ_

Внешнеторговый оборот АТР и его товарная структура

Мировой экономический кризис существенно изменил рынок иностранных инвестиций. Сравнение издержек по таким показателям, как заработная плата, аренда земли и помещений, плата за телефон, электроэнергию, водоснабжение, автотранспорт, показало, что Дальний Восток становится более привлекательным для иностранных инвесторов по сравнению с другими странами АТР. Например, заработная плата рабочего во Владивостоке и Даляне (КНР) существенно различается - 25-100 и 75-160 долл. США в месяц соответственно. Плата за промышленную электроэнергию во Владивостоке составляет 0,054 долл. США за киловатт-час, в Даляне - 0,08 [7].

ДВР, как потребитель инвестиций, должен создать такие исходные условия на базе собственных интересов, которые будут выгодны инвестору. Существующая Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. лишь частично решает эти задачи. Необходимо разработать Генеральный план промышленного развития (Master Plan), выделяющий приоритетные отрасли и предприятия.

Второй элемент матрицы характеризует возможности промышленности ДВР. В регионе отмечается высокая степень специализации промышленности. В 1998 г. на долю таких отраслей, как топливно-энергетическая, цветная металлургия и рыбная отрасль, приходилось более 73 % объема промышленного производства ДВР. Несмотря на то что физический объем промышленного производства с 1990 по 1998 г. сократился в два раза, удельный вес основных отраслей специализации по-прежнему доминирует в общем объеме промышленной продукции. Остальные отрасли нуждаются в реструктуризации, так как их продукция не пользуется спросом, а оборудование устарело. Опыт Китая, Южной Кореи показывает возможность создания новых производств с ноля.

Большой потенциал для развития имеет топливно-энергетическая промышленность ДВР. Суммарная стоимость российско-китайских энергетических проектов, по которым официально принят пакет соглашений, оценивается в 22-26 млрд долл. США [6].

Наиболее высокой степенью готовности отличаются сахалинские проекты разработки газовых месторождений. Начало добычи газа по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", реализующим впервые в России соглашения о разделе продукции, ожидается в 2004-2005 гг. Их экспортная ориентация связана в первую очередь с поставками в страны АТР природного газа в сжиженном виде [6].

Существенной проблемой интеграции Дальнего Востока в экономику АТР является отсутствие положительных результатов в деле создания и развития СЭЗ, особенно по сравнению с экономическими зонами Китая.

Опыт участия государств АТР в интеграционных процессах региона показал, что на экономику отдельного государства положительно влияет участие в субрегиональных структурах (СРС) и создание на их основе зон свободной торговли (ЗСТ). Географическая близость стран-участниц субрегиональных структур позволяет, во-первых, использовать их контактные зоны, во-вторых, минимизировать издержки за счет перераспределения ресурсов и разницы в их стоимости.

Границы АТР очень обширны, так как регион включает в себя государства, расположенные как в Восточном, так и в Западном полушариях. Данный факт не позволяет всем или почти всем участникам АТР осуществить тот или иной экономический проект. Все государства, входящие в данную региональную систему, принимают участие в разработке механизма взаимного сотрудничества, кооперации и интеграции. Наиболее активное экономическое сотрудничество стран АТР наблюдается в СРС. Под СРС понимается объединение стран, входящих в АТР, по принципу географической близости. Зона свободной торговли представляет собой территорию, где действуют единые правила ведения торгово-экономических операций, единая политика в области использования ресурсов и применения льгот, таможенных пошлин и нетарифных барьеров.

Длительный опыт экономической интеграции имеет АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) - одна из субрегиональных структур в АТР. АСЕАН, созданная в 1968 г., представляет собой регион с населением около 330 млн человек. Страны-члены АСЕАН - Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма.

В настоящее время ведется активное развитие научно-технического сотрудничества в рамках "АСЕАН 10+3", где тройку стран представляют Япония, Китай и Республика Корея.

Первоначально государства, входящие в ассоциацию, рассматривали друг друга как экономических конкурентов, так как экспортировали сырье в одни и те же страны, а также конкурировали, привлекая иностранные инвестиции, передовые технологии и иностранный менеджмент, что тормозило развитие регионального сотрудничества и делало внутрирегиональную торговлю и инвестиции относительно неэффективными. Падение цен на нефть в 1986 г. заставило страны АСЕАН диверсифицировать свой экспорт. Структурные изменения также преобразовали их экономическую специализацию из экспортеров сельскохозяйственной продукции и сырья в экспортеров высокотехнологичной продукции, промышленных и продовольственных товаров и полуфабрикатов, произведенных из местного сырья. Существенное влияние на укрепление данной субрегиональной структуры оказали высокие темпы экономического роста, которых страны АСЕАН добились в течение 90-х годов. В отдельные периоды темпы роста превышали 10 % в год.

Принятие АСЕАН в 1977 г. Соглашения о льготной торговле и создание в 1987 г. АФТА (зона свободной торговли АСЕАН) явились реакцией на экономическую интеграцию, которая прогрессировала в Европе и Северной Америке. В настоящее время АСЕАН решает такие пробле-

мы, как преодоление протекционизма и повышение эффективности системы налогообложения государств-участниц ассоциации. Существуют и другие проблемы. Например, ряд наиболее развитых стран АСЕАН начал осуществлять процесс либерализации торговли. Основное внимание было уделено производству и продвижению трудоемких экспортных товаров: текстиля, обуви, одежды, игрушек и др., что привело к достижению высоких экономических результатов и повышению заработной платы в данных отраслях. Следствием этого явился переток данных производств в другие регионы, имеющие более дешевые трудовые ресурсы, что способствовало созданию в данной СРС так называемых "треугольников роста". В торговле с промышленно развитыми странами для государств АСЕАН характерен высокий уровень защиты своих рынков от импортных товаров с высокой степенью обработки и низкий уровень - для товаров и продукции с низкой добавленной стоимостью.

Основные же принципы экономического сотрудничества в АСЕАН основаны на выборочной либерализации торговли и соглашении об индустриальной взаимозависимости и распределении главных индустриальных проектов. Выработка стратегий развития и принятие решений предоставлены правительствам каждой страны АСЕАН.

Другим важным изменением в конце 90-х годов стала перестройка географической структуры внешнеторгового оборота АСЕАН и, как следствие, формирование собственного рынка ассоциации. Долгое время экспорт АСЕАН за пределы региона рос намного быстрее, чем внутрирегиональный экспорт, что было обусловлено низким уровнем интеграции стран-членов АСЕАН, несмотря на их географическую близость. Рост и развитие торговли внутри региона были ограничены по следующим причинам: среди стран-членов АСЕАН существовали высокие тарифные барьеры; они экспортировали, как правило, однородную продукцию и сырье, конкурируя друг с другом. Таким образом, индивидуальные приоритеты стран-членов ассоциации способствовали созданию региона с низкой индустриальной взаимозависимостью. Именно расширение внут-риасеановской торговли в начале 90-х годов (в 1991 г. внутрирегиональный экспорт впервые превысил экспорт в США) позволило ускорить экономический рост.

Развитие АФТА и действие на ее базе совместных соглашений в области торговли позволяют экономикам стран АСЕАН развиваться в приемлемом для всех темпе и способствуют углублению интеграционных процессов в этой субрегиональной структуре.

Для того чтобы гарантировать непрерывный процесс развития экономической интеграции, недостаточно создания ЗСТ. Участникам СРС необходимо продолжать совершенствовать экономическую инфраструктуру, учитывать динамичный характер международной торговли и производства.

Необходимо отметить, что создание ЗСТ напрямую связано с процессом либерализации торговли. И здесь для любой страны очень важен характер либерализации. Как правило, подобные соглашения основываются на принципе standstill, т.е. стороны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые

барьеры. Для ДВР, где экономика имеет низкую степень диверсификации, выгоден асимметричный характер соглашений, предусматривающий более мягкие условия для развивающихся стран, что позволяет им плавно и органично влиться в систему международного разделения труда.

На сегодняшний момент мы можем четко выделить одно из главных условий общегосударственного характера для решения проблем эффективной интеграции российского Дальнего Востока в АТР - это разработка стратегии политической и экономической деятельности России и ДВР в этом регионе. К основным мерам регионального характера можно отнести следующие: введение на территории Дальневосточного региона правил регулирования экономики и гарантий, общепринятых в АТР; формирование субрегиональных структур с государствами, граничащими с регионом; создание новых СЭЗ различных типов, в том числе локальных; приоритетное финансирование отдельных направлений экономического развития региона (энергетика, телекоммуникации, военно-промышленный комплекс и др.).

Интеграционные процессы целесообразно начинать с создания ЗСТ, где произойдет концентрация ресурсов. Постепенно, с развитием ЗСТ, реализацией совместных проектов и ростом объемов производства, за счет перетока ресурсов, финансовых и товарных потоков из секторов, не задействованных в данной субрегиональной структуре, должно произойти увеличение объемов внутрирегиональной торговли стран-участниц данного субрегиона.

Что касается третьего элемента матрицы, внешнеторгового оборота АТР и его товарной структуры, то он предполагает внедрение системы мониторинга рынков, где наблюдается и прогнозируется рост производства. По оценкам специалистов, в ближайшие десять лет в странах АТР ожидается значительный рост спроса на энергоносители (возрастающую роль в энергетике будет играть природный газ). Во многих государствах региона сохраняется устойчивый спрос на древесину и изделия из нее, целлюлозу, картон, а также ожидается увеличение их потребления. Благоприятные перспективы сохранятся для российских экспортеров продукции нефтехимии.

В настоящее время можно отметить следующие рынки АТР, где наблюдается рост производства: рынок порошковой металлургии [2] (в Китае в настоящее время насчитывается около 50 мелких заводов по производству порошков металлов); мировой рынок целлюлозы, где с 1993 г. фиксируется ежегодное повышение цен и прогнозируется дальнейший их рост до 2001 г., что связано с увеличением "целлюлозопот-ребления" [1]; рынок сжиженного природного газа; рынок офисного оборудования; рынок строительных материалов [8].

Исследование элементов рассматриваемой в статье матрицы данных, характеризующих торгово-промышленную деятельность ДВР, позволяет нам выделить круг проблем, решение которых будет способствовать эффективной интеграции Дальнего Востока России в экономику АТР.

Литература

1. Алексеев А. Растет интерес к российской целлюлозе // Экономика и жизнь. 1997. №45. С.26.

2. БИКИ. 1996. № 152-153. С.11.

3. Дробышева И. СЭЗ сделали из Китая колосс // Золотой рог. 1999. № 85.

С.26.

4. Дробышева И. Дальневосточный экспорт леса // Золотой рог. 2000. № 14.С.24.

5. Клепацкая И.Е. На мировом рынке растет потребление российских пиломатериалов // Снабженец. 1998. № 3. С.20.

6. Логинов Д., Янова К. Восточный вектор российского газа// Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 4.

7. Нагаяма X., Ядзима Т. Инвестиции в российский Дальний Восток / Институт исследований Мицубиси. Японский центр во Владивостоке. Владивосток, 1998. С.87.

8. Far Eastern Economic Review. 1997. P.28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.