Научная статья на тему 'В. Е. ШПИЧИНЕЦ – ПИОНЕР РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО ФОНДА ЦГАСО)'

В. Е. ШПИЧИНЕЦ – ПИОНЕР РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО ФОНДА ЦГАСО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личный фонд / эго-документы / источники личного происхождения / биографический метод / региональное телевидение / музыкальная культура / музыкальное телевещание / Куйбышевская студия телевидения / Шпичинец Валентин Ефимович / Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО) / personal fund / ego-documents / sources of personal origin / biographical method / regional television / musical culture / musical television broadcasting / Kuibyshev television studio / Shpichinets Valentin Efimovich / the Central State Archive of the Samara Region (СSASR)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тузова Ольга Владимировна

Впервые в историографии реконструируется жизнь и деятельность персонального пенсионера местного значения, одного из начинателей регионального музыкального телевещания Валентина Ефимовича Шпичинца на основе находящегося на хранении в Цен-тральном государственном архиве Самарской области личного фонда руководителя редакции музыкального вещания Куйбышевской студии телевидения. Новизна исследования, построенного на источниковедческом анализе, хронологическом и биографическом методах, заключаются в том, что впервые анализируются и вводятся в оборот документы личного фонда В. Е. Шпичинца Ф. Р-4040, выявляется его информационный потенциал и варианты использования. Особое внимание уделяется описанию строения фонда, содержащего 52 единицы хранения, датированных с 1950 по 1995 г., обзору групп документов, характеристике видового состава (делопроизводственных, эго-документов, в том числе дарственных надписей, фотографий, сценариев телевизионных передач). Установлено, что материалы фонда дают возможность воссоздать этапы биографии и направлений деятельности В. Е. Шпичинца (военной, образовательной, профессиональной, общественной), трудовой и пенсионный периоды жизни которого связаны с Куйбышевом (Самарой). Документы демонстрируют широкий круг деловых и личных связей Шпичинца с известными советскими и некоторыми зарубежными композиторами, исполнителями, певцами, представителями театральной и цирковой сферы. Приведены названия наиболее востребованных музыкальных телевизионных проектов Валентина Ефимовича. Определено, что разноплановые документы персонального фонда перспективны в плане дальнейшего использования при изучении истории регионального телевидения, музыкального просвещения, отечественной музыкальной культуры второй половины XX в. и проч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. E. SHPICHINETS – A PIONEER OF REGIONAL MUSICAL TELEVISION BROADCASTING (ON THE MATERIALS OF THE PERSONAL FUND OF THE СSASR)

In the article, for the first time in historiography, on the basis of the personal fund of the head of the music broadcasting editorial office of the Kuibyshev television studio, a personal pensioner of local importance, Valentin Efimovich Shpichinets, which is stored in the Central State Archive of the Samara Region, the life and work of one of the founders of regional music television broadcasting is reconstructed. The novelty of the study based on source analysis, chronological and biographical methods lies in the fact that for the first time documents of the personal fund of V. E. Shpichinets F. R.-4040 are analyzed, its information potential and use cases are revealed. Particular attention is paid to the description of the structure of the fund, which contains 52 items of storage, dated from 1950 to 1995, the review of groups of documents, the characteristics of the species composition (clerical work, ego-documents, including dedicatory inscriptions, photographs, television broadcast scripts). It has been established that the materials of the fund make it possible to recreate the stages of the biography and activities of V. E. Shpichinets (military, educational, professional, public), whose working and retirement periods of life are associated with Kuibyshev (Samara). The documents demonstrate a wide range of business and personal connections of Shpichinets with well-known Soviet and some foreign composers, performers, singers, representatives of the theater and circus spheres. The names of the most popular musical television projects of Valentin Efimovich are given. It is determined that the diverse documents of the personal fund are promising in terms of further use in the study of the history of regional television, musical education, domestic musical culture of the second half of the 20th century, and so on.

Текст научной работы на тему «В. Е. ШПИЧИНЕЦ – ПИОНЕР РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО ФОНДА ЦГАСО)»

Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 3 (76). С. 129-137. THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2023. Vol. 3 (76). P. 129-137.

Научная статья

УДК 94(510)(091):314

doi: 10.54398/1818510Х_2023_3_129

В. Е. ШПИЧИНЕЦ - ПИОНЕР РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО ФОНДА ЦГАСО)

Тузова Ольга Владимировна

Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8774-0674

Аннотация. Впервые в историографии реконструируется жизнь и деятельность персонального пенсионера местного значения, одного из начинателей регионального музыкального телевещания Валентина Ефимовича Шпичинца на основе находящегося на хранении в Центральном государственном архиве Самарской области личного фонда руководителя редакции музыкального вещания Куйбышевской студии телевидения. Новизна исследования, построенного на источниковедческом анализе, хронологическом и биографическом методах, заключается в том, что впервые анализируются и вводятся в оборот документы личного фонда В. Е. Шпичинца Ф. Р-4040, выявляется его информационный потенциал и варианты использования. Особое внимание уделяется описанию строения фонда, содержащего 52 единицы хранения, датированных с 1950 по 1995 г., обзору групп документов, характеристике видового состава (делопроизводственных, эго-документов, в том числе дарственных надписей, фотографий, сценариев телевизионных передач). Установлено, что материалы фонда дают возможность воссоздать этапы биографии и направлений деятельности В. Е. Шпичинца (военной, образовательной, профессиональной, общественной), трудовой и пенсионный периоды жизни которого связаны с Куйбышевом (Самарой). Документы демонстрируют широкий круг деловых и личных связей Шпичинца с известными советскими и некоторыми зарубежными композиторами, исполнителями, певцами, представителями театральной и цирковой сферы. Приведены названия наиболее востребованных музыкальных телевизионных проектов Валентина Ефимовича. Определено, что разноплановые документы персонального фонда перспективны в плане дальнейшего использования при изучении истории регионального телевидения, музыкального просвещения, отечественной музыкальной культуры второй половины XX в. и проч.

Ключевые слова личный фонд, эго-документы, источники личного происхождения, биографический метод, региональное телевидение, музыкальная культура, музыкальное телевещание, Куйбышевская студия телевидения, Шпичинец Валентин Ефимович, Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО)

Для цитирования: Тузова О. В. В. Е. Шпичинец - пионер регионального музыкального телевещания (по материалам личного фонда ЦГАСО) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 3 (76). С. 129-137. https://doi.org/10.54398/1818510X_2023_3_129.

Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

V. E. Shpichinets - a pioneer of regional musical television broadcasting (on the materials of the personal fund of the CSASR)

Olga V. Tuzova

Samara State Technical University, Samara, Russia [email protected], https ://orcid.org/0000-0001 -8774-0674

© Тузова О. В., 2023.

Abstract. In the article, for the first time in historiography, on the basis of the personal fund of the head of the music broadcasting editorial office of the Kuibyshev television studio, a personal pensioner of local importance, Valentin Efimovich Shpichinets, which is stored in the Central State Archive of the Samara Region, the life and work of one of the founders of regional music television broadcasting is reconstructed. The novelty of the study based on source analysis, chronological and biographical methods lies in the fact that for the first time documents of the personal fund of V. E. Shpichinets F. R.-4040 are analyzed, its information potential and use cases are revealed. Particular attention is paid to the description of the structure of the fund, which contains 52 items of storage, dated from 1950 to 1995, the review of groups of documents, the characteristics of the species composition (clerical work, ego-documents, including dedicatory inscriptions, photographs, television broadcast scripts). It has been established that the materials of the fund make it possible to recreate the stages of the biography and activities of V. E. Shpichinets (military, educational, professional, public), whose working and retirement periods of life are associated with Kuibyshev (Samara). The documents demonstrate a wide range of business and personal connections of Shpichinets with well-known Soviet and some foreign composers, performers, singers, representatives of the theater and circus spheres. The names of the most popular musical television projects of Valentin Efimovich are given. It is determined that the diverse documents of the personal fund are promising in terms of further use in the study of the history of regional television, musical education, domestic musical culture of the second half of the 20th century, and so on.

Keywords: personal fund, ego-documents, sources of personal origin, biographical method, regional television, musical culture, musical television broadcasting, Kuibyshev television studio, Shpichinets Valentin Efimovich, the Central State Archive of the Samara Region (CSASR)

For citation: Tuzova O. V. V. E. Shpichinets - a pioneer of regional musical television broadcasting (on the materials of the personal fund of the CSASR). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2023, no. 3 (76), pp. 129-137. https://doi.org/10.54398/1818510X_2023_3_129.

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

Введение

Музыкальная тележурналистика, музыкальное телевидение - феномены, диверсифицирующие средства сохранения, распространения и защиты отечественного культурного кода, усиления влияния на различные группы населения, в том числе других стран, обладающие серьёзным пропагандистским потенциалом как в эстетическом, так и в политико-идеологическом контексте, в аспекте «мягкой силы», культурной дипломатии. Генезис музыкальной тележурналистики тесно связан с развитием телевидения, как центрального, так и местного. Слабая степень изученности истории самарского регионального музыкального телевещания и медиапространства [1; 2; 56] актуализируют обращение к наиболее заметным деятелям в этой сфере, благодаря которым во второй половине XX в. выстраивался новый прогрессивный информационный канал.

Эмпирическую базу биографических исследований составляют документы различной видовой принадлежности. Как правило, довольно большой ценностью обладают дневники, мемуары, семейные коллекции и в немалой степени личные фонды архивов. К числу комплексных собраний относится переданный в Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО) супругой Галиной Павловной Кучеренко и дочерью Натальей Валентиновной Ещенко фонд Валентина Ефимовича Шпичинца (1923-1996 гг.; Ф. Р-4040), обозначенного в наименовании как «руководитель редакции музыкального вещания Куйбышевской студии телевидения, персональный пенсионер местного значения». Цель работы - определить потенциал фонда, документы которого в научный оборот до настоящего времени не введены, для воссоздания основных этапов жизни В. Е. Шпичинца, направлений его профессиональной и общественной деятельности, вклада в развитие культуры и др. Методологическую основу составили источниковедческий анализ, хронологический и биографический методы.

Основная часть

Пропедевтическая часть описи фонда Ф. Р-4040 содержит составленное главным архивистом отдела ведомственных архивов Н. А. Русаковой заключение о его научно-исторической ценности [4, л. 1-7]. Археографическая группировка 52 документов (хронологические рубежи - с 1950 по 1995 г.), сконцентированных в рамках одной описи, включает подразделы: материалы творческой деятельности; сценарии передач музыкальной редакции Куйбышевской студии телевидения, подготовленные В. Е. Шпичинцем; материалы к биографии; личные документы; служебная деятельность; материалы юбилеев; фотографии Валентина Ефимовича, его коллег и друзей; материалы о В. Е. Шпичинце.

Валентин Ефимович Шпичинец родился в Кременчуге Полтавской области Украинской ССР 8 августа 1923 г. О ранних годах его жизни практически ничего не известно. Мать и отец были служащими и, как указывается в автобиографии, репрессиям не подвергались [30, л. 1].

Военная служба и профессиональная деятельность представлена официальными документами разного рода и степени информативности: автобиография [30], трудовая книжка (1950-1988 гг.) [25], военный билет [32], диплом с приложением [29], почётные грамоты [26], удостоверения [28; 33-41; 43; 44], справки [27; 35], приглашения и др. [26; 28; 29; 33-46]. Данные о трудовом пути содержатся также в творческом отчёте В. Е. Шпичинца - редактора литературно-музыкальной редакции Куйбышевской студии телевидения (1980 г.) [47].

Валентин Ефимович поступил на фортепианное отделение Киевской государственной консерватории в 1940 г. Как и для многих сверстников, резкий поворот в судьбе обозначила начавшаяся Великая Отечественная война. Консерваторию эвакуировали в Свердловск, а Шпичинец оказался в Новосибирске, вероятнее всего, по причине начала службы в армии, датированного 1 октября 1942 г. Присягу Валентин Ефимович принял 6 ноября 1942 г. С мая 1943 до июля 1946 г. он - курсант Московского военно-технического училища НКВД, располагавшегося в Новосибирске и в 1943 г. переведённого в Москву. В этот период Валентин Ефимович выполнял специальные задания. Подтверждающим и детализирующим автобиографические данные, составленные в 1969 г., является военный билет офицера запаса Вооруженных сил СССР. В нём указан профиль обучения в Московском военном училище войск НКВД (МВД) (до лета 1945 г. - Высшего военно-технического училища войск МВД им. В. Р. Менжинского) [3]: военно-учётная специальность «радиотехника ВУС 34.05» [32, л. 2-3]. В. Е. Шпичинец - участник Великой Отечественной войны в составе указанного учебного заведения (выполнял специальные задания правительства) [30, л. 2] с мая 1943 по июль 1944 г. [32, л. 5] Диплом об окончании училища в персональном фонде отсутствует. После выпуска, с 1946 до 1950 г., Валентин Ефимович служил в различных учреждениях МВД последовательно в качестве радиотехника (июль - ноябрь 1946 г.), исполняющего должность старшего лаборанта (ноябрь 1946 - июнь 1947 г.), адъютанта (июнь 1947 г. - май 1948 г.), старшего лаборанта (май 1948 - январь 1949 г.), адъютанта комдивизии (командира дивизии; январь - апрель 1949 г.), командира взвода (апрель - декабрь 1949 г.) [30, л. 2, 3].

После демобилизации В. Е. Шпичинец вернулся к творческой деятельности. Наибольшей ценностью для её реконструкции обладают делопроизводственные документы. Так, трудовая книжка даёт возможность воссоздать занятость детально во временной последовательности, опираясь на наименования учреждений, номера и даты приказов об устройстве на должность, увольнении и переводе, данные об образовании, основаниях для смены должностей, наличии взысканий, поощрений и награждений. В трудовой книжке обозначена длительность службы Валентина Ефимовича в армии (7 лет 2 месяца - с октября 1942 до декабря 1949 г.) [25, л. 2].

Первая гражданская должность В. Е. Шпичинца - аккомпаниатор-пианист Куйбышевской филармонии с 1 августа 1950 г. Параллельно Валентин Ефимович получал высшее образование во Всесоюзном юридическом заочном институте (1950-1955 гг.),

вероятно, предполагая в дальнейшем построение карьеры в этом направлении. Однако по полученной специальности Шпичинцу работать не привелось по неустановленным нами причинам.

С 9 мая 1960 г. Валентин Ефимович - редактор «Последних известий», а с 8 марта - старший редактор литературно-музыкально-драматической редакции в недавно созданной Куйбышевской студии телевидения. 28 октября 1963 г. освобождён «по собственному желанию»; в стаже образовался небольшой перерыв. 16 ноября 1963 г. он вернулся в Куйбышевскую филармонию, стал художественным руководителем лектория, с 18 января 1966 г. - его режиссером-постановщиком. Возвращение в качестве старшего редактора в телестудию произошло 18 марта 1969 г., с 1 июля

1974 г. он - старший редактор и руководитель музыкального вещания, а с 8 января

1975 г. - старший редактор. Последнее место занятости - корреспондент телевидения с 15 ноября 1983 до 1 апреля 1988 г. [25, л. 10].

Так как телевидение являлось молодой и развивающейся сферой, необходимо было осваивать соответствующие методы работы. Эго-документы анализируемого фонда свидетельствуют о неоднократном повышении квалификации В. Е. Шпичин-цем. Например, с 18 мая по 1 июня 1969 г. он участвовал в творческом семинаре режиссеров и редакторов музыкального вещания телестудий страны, организованном при Ленинградской студии телевидения, в подтверждение чего получено удостоверение [35, л. 1]. С 5 мая по 28 июня 1972 г. Шпичинец повышал квалификацию с отрывом от производства в недавно созданном в 1970 г. Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. В программе подготовки - обязательные в идеологическом плане предметы «Материалы ХХ1У-го съезда КПСС» (36 ч), «Марксистско-ленинская эстетика» (24 ч) и необходимые для профессионального становления «Основы телевидения» (30 ч), «Работа редактора» (778 ч), «История кино и телевидения» (32 ч), «Язык и стиль» (21 ч) [37, л. 1, 2]. Через несколько лет стало возможным пройти повышение квалификации более узкой направленности. С 4 января по 28 февраля 1979 г. Шпичинец обучался с отрывом от производства во Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по программе редакторов музыкальных телепередач в объёме 280 ч [37, л. 3, 4]. Политизированный характер советских СМИ отразился и в этой программе: немалую часть тем отводили «Актуальным проблемам теории и политики КПСС» в объёме 40 ч, что составляло пятую часть всех аналогичных разделов, в которые включили также «Телевидение как средство массовой информации и пропаганды» (74 ч), «Теория и практика редактора музыкальных телепередач» (92 ч) [37, л. 1, 2].

Следует выделить продуктивный период жизни Валентина Ефимовича, когда он в течение 14 лет возглавлял отдел музыкального вещания студии телевидения, превратившийся в место притяжения широкого круга музыкантов, артистов, преподавателей, например из Куйбышевского института культуры, музыкального училища и др. Ему удалось создать немало востребованных и продолжительных проектов, в которых участвовали многие выдающиеся деятели искусств. Информативным в этом ракурсе представляется творческий отчёт В. Е. Шпичинца (1980 г.). Автор выделил около 30 наиболее важных по его мнению проектов. Среди них особенной популярностью пользовались программы «Куйбышев музыкальный», «Союз искусства и труда», «В мире прекрасного», «Будем дружить с музыкой» (образовательная), «Вечера у рояля» (история оперного жанра), «Творческие портреты ведущих музыкантов и артистов города», «Музыка в русской поэзии», «Концерты для тружеников города и села», «Музыкальное ателье мод» (развлекательная программа), тематические викторины. В рамках программы «Искусство принадлежит народу» записано несколько выпусков: «Время и люди» о музыкальной истории Куйбышева, «Музыкальные вечера в семье Ульяновых», «Конкурсы на лучшую песню о Ленине, Партии, Родине», «Литературно-музыкальная композиция «Широка страна моя родная» [47, л. 1]. Шпичинцу принадлежит разработка постановочной передачи «Одна весна из бессмертия» (о третьей весне после революции, совпавшей с 50-летием со дня рождения В. И. Ленина

(1920 г.)), «Образ Ленина на сцене Куйбышевского театра оперы и балета», «Музыка в жизни замечательных людей» (В. И. Ленина, А. В. Луначарского, Г. В. Чичерина, М. Н. Тухачевского и др.). По телевидению транслировали концерты куйбышевских музыкантов, выступления гастрольных коллективов («У нас в гостях»), представителей рабочих профессий - певцов и музыкантов («Труд и песня»). В региональном формате производили программы «интерактивного» плана, в которых выполняли «заявки телезрителей», например «Нам пишут». В портфолио Валентин Ефимович отметил и свой вклад в создание спектаклей одноактных опер (И. Штраус «Весёлая вдова», Ж. Оффенбах «Лизетта и Филидор», Дж. Перголезе «Служанка и госпожа»), игровых фильмов, показанных по Центральному телевидению и растиражированных впоследствии: «Песни над Волгой» (о Волжском народном хоре), комедии «Иван Семёнович уходит в отпуск», а также в цикл: «Диалоги о воспитании», «Композиторы города -ХХ11-му съезду», «К 400-летию города: страницы музыкальной истории города» [47, л. 2]. Кроме того, В. Е. Шпичинец готовил передачи к Международному конкурсу пианистов в Австралии, Международному конкурсу баянистов и аккордеонистов, всесоюзное отборочное прослушивание к которому организовывали в Куйбышеве, о заключительном конкурсе молодых пианистов Поволжья им. Д. Б. Кабалевского и др. [10, л. 1-5, 6, 13].

В. Е. Шпичинец известен как член оргкомитета конкурса молодых пианистов им. Д. Б. Кабалевского, с которым был дружен. В. Е. Шпичинец 17 лет возглавлял жюри фестиваля «Студенческая весна» [36, л. 2]. Его заслуги нередко высоко оценивались властными структурами, военными, общественными организациями. В разделе трудовой книжки «Сведения о поощрениях и награждениях» 18 записей различного рода: 10 благодарностей работодателей, а также ведомственные почетные грамоты, значки, знак и медаль [25, л. 6, 7, 15, 16, 16 об., 27].

Отдельную группу составляют содержащие дарственные надписи в адрес В. Е. Шпичинца фотографии (Э. Пьеха, Л. Сметанников, Б. Киркоров, Т. Шмыга), книги (Е. Чернов, В. Евличев, Д. Кабалевский, В. Полушкин), рекламные листки (А. Пономаренко, Г. Пономаренко), фотопроспект (Н. Сличенко), нотная запись песни с иллюстрациями (В. Шаинский) [12-14]. Тексты надписей позволяют выявить неограниченные официальными рамками связи В. Е. Шпичинца с некоторыми признанными культурными деятелями 1970-1980-х гг. Тексты разнятся по объёму и эмоциональной окраске. Доброжелательные слова адресовал болгарский музыкант Б. Киркоров (1971 г.): «Валентину Ефимовичу с наилучшими пожеланиями счастья и успехов. Ваш Бедрос Киркоров» [14, л. 1]. Заслуженный артист (далее - з. а.) РСФСР, основатель нового жанра советской эстрады - сольного концерта на русском баяне - Ю. Казаков оставил на титульной стороне рекламного листка слова «В знак искренней благодарности за нашу добрую давнюю дружбу с лучшими пожеланиями. Рад был встрече» (ноябрь 1975 г.) [15, л. 1]. Композитор и баянист, з. а. РСФСР, в 1952-1963 гг. - музыкальный руководитель Государственного Волжского русского народного хора Г. Ф. Пономаренко на рекламном листке подписал: «Милый мой Валентин Ефимович! Велика радость снова встретиться с тобой! Спасибо тебе за чудесную встречу на телевидении! Здоровья и радости тебе. До новых встреч»; креативный характер тексту придаёт и нарисованный от руки нотоносец с фразой «Куйбышев - город родной». Народная артистка (далее - н. а.) СССР Т. Шмыга подписала фотографию, на которой она изображена в белой шали, в очках, с опущенными руками: «Вот, до чего Вы меня довели! А сами стоите таким "обаяшечкой"! По-моему, в кадре надо показывать только (дважды подчёркнуто. - О. Т.) Вас...» (1984 г.) [42, л. 1].

Материалы к биографии собраны из юбилейных открыток, машинописного поздравления студии телевидения к 60-летию Валентина Ефимовича, а также книги

A. Петрова и Н. Колесниковой «Диалог о киномузыке» с надписью от коллег в связи с уходом на пенсию Шпичинца в 1988 г. [48-51]. Изобразительные - из 18 фотографий

B. Е. Шпичинца, его коллег и друзей, в том числе н. а. СССР, первого секретаря Союза советских композиторов Т. Хренникова [52-55].

В характеристике, составленной в ходе подготовки ходатайства об установлении В. Е. Шпичинцу персональной пенсии местного значения, от имени руководства, партийной и профсоюзной организации Комитета по телевидению и радиовещанию Куйбышевского облисполкома, датированной 25 июля 1983 г. и подписанной председателем комитета Г. Ю. Спевачевским, секретарем партбюро А. Гавердовской, председателем профкома А. К. Воронцовым, употреблялись речевые клише: «инициативный работник», «отличный организатор», принимающий «активное участие в культурной жизни города и области», «страстный пропагандист советской музыкальной культуры», подчёркивалось его участие в Великой Отечественной войне, перечислены основные награды. Отмечается подготовка сотен телевизионных передач, с указанием на наиболее популярные - постоянные циклы «Куйбышев музыкальный», «Союз труда и искусства», «В мире музыки». В характеристике отмечены такие факты биографии, как председательство в жюри областного фестиваля искусств «Студенческая весна», наличие звания лауреата областной премии комсомола за создание высокохудожественных программ, посвящённых Ленинскому комсомолу, награждение в 1977 г. почётной грамотой Гостелерадио СССР, в 1983 г. - знаком «Отличник советского телевидения и радио» [47, л. 2].

Материалы творческой деятельности В. Е. Шпичинца представляют собой главным образом подготовленные им сценарии телепередач для музыкальной редакции: «Куйбышев музыкальный», «Музыкальная новелла», «Вечерняя гостиная», передач для детей и юношества (8 единиц хранения) [4-9; 11]. Этот вид источников практически не изучен и довольно перспективен с исследовательской точки зрения: его контент-анализ обладает определённым потенциалом для воссоздания панорамы музыкальной жизни с акцентом на наиболее значимые события не только региона, но страны в целом, для детализации биографий некоторых известных деятелей искусства и работы ряда образовательных учреждений, коллективов, для выявления точек притяжения зрительских предпочтений, предлагаемых СМИ в 1980-е гг. и проч. Аудитории предлагался калейдоскоп музыкальных событий с интерпретационным оформлением: так, фестиваль политической песни в Тольятти освещался в беседе о важности, состоянии и перспективах развития этого жанра. Гостями В. Е. Шпичинца в Куйбышевской студии телевидения были музыканты не только из Куйбышева, Москвы и других городов, и республик СССР (Молдавия), но и из Болгарии, Турции, Венгрии, Румынии. Сценарии В. Е. Шпичинца свидетельствуют о несомненном таланте их автора, его остром уме, высоком профессионализме и сподвижничестве.

О себе же Валентин Ефимович написал в творческом отчете: «Люблю телевидение. В работе нахожу удовлетворение и радость... Недостатки: вспыльчивый и не (в) меру раздражителен, что часто приводило к моральным конфликтам с коллегами и руководством. Сдержанность - тоже не моё достоинство. Нетерпимость в суждениях, подчас мешающая объективной оценке ситуации.. Хотя и считаю себя современным человеком, но всё же существует некоторая консервативность во взглядах» [47, л. 2]; «Не всегда воспринимаю новые формы работы со зрителем... трудно и болезненно адаптировался в должности рядового редактора. Болезненно отношусь к критике, хотя и делаю для себя выводы» [47, л. 3]. Новая эпоха, связанная с перестройкой, распадом СССР, отменой цензурных ограничений, коммерциализацией и необходимостью выживания России уже в другом мире породит иное поколение редакторов и журналистов, чей труд будет отвечать разным запросам аудитории. Однако свою нишу продолжает занимать и интеллектуальная телевизионная среда, у истоков которой стояли такие неравнодушные её представители, как Валентин Ефимович Шпичинец. На пенсию В. Е. Шпичинец вышел 1 апреля 1988 г. со статусом пенсионера местного значения [25, л. 10]. Скончался Валентин Ефимович 24 ноября 1996 г.

Выводы

Таким образом, аккумулированные в личном архиве данные биографии В. Е. Шпичинца содержат немало лакун: детали детства, эвакуации, службы в армии,

мотивы прибытия после демобилизации именно в Куйбышев, основные события семейной жизни - отношения с родственниками, женитьба, рождение дочери и т. д. При этом, вне сомнения, кропотливое исследование анализируемого личного фонда и использование его данных в комплементарном режиме в совокупности с иного рода источниками может сделать вклад в формирование системы научных биографий регионального и государственного масштабов, в том числе с применением компаративного подхода, дающего возможность верифицировать биографические свидетельства, а также способствовать созданию группового портрета в контексте советского и постсоветского периодов. Из них возможно вычленить хрестоматийный материал по истории регионального музыкального телевещания по причине сохраняющейся актуальности ряда творческих идей. Некоторые находки Валентина Ефимовича в области пропаганды музыки, борьбе за повышение эстетического уровня аудитории, в том числе молодёжной, при умелом транскрибировании в современную смысловую среду следует рассматривать как ценнейший исторический опыт.

Список литературы

1. Абрашкин, С. Н. Материально-технические аспекты строительства Куйбышевского телецентра (1950-е - начало 1960-х гг.) / С. Н. Абрашкин // Кирилло-Мефодиевские чтения в Самарском государственном техническом университете. - Самара : Самарский гос. тех. ун-т, 2016. - С. 85-87.

2. Абрашкин, С. Н. Формирование кадрового состава Куйбышевского телевидения в 1950-1060-е гг. / С. Н. Абрашкин // Самарский край в истории России. - Самара : Самарский обл. историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина, 2017. - С. 315-320.

3. Проценко, Е. Д. Деятельность военно-учебных заведений войск НКВД по подготовке офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны / Е. Д. Проценко, Е. В. Байкеев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2005. - № 2. - С. 72-75.

4. Русакова, Н. А. Заключение о научно-исторической ценности документов фонда личного происхождения Шпичинца Валентина Ефимовича (8 августа 1923 - 24 ноября 1996 г.), руководителя редакции музыкального вещания куйбышевской студии телевидения, пенсионера местного значения // Центральный государственный архив Самарской области (далее -

ЦГАСО). - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - Л. 1- -7.

5. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 1.

6. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 2.

7. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 4.

8. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 5.

9. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 6.

10. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 7.

11. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 8.

12. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 9.

13. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 10.

14. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 11.

15. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 12.

16. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 13.

17. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 14.

18. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 15.

19. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 16.

20. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 17.

21. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 18.

22. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 19.

23. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 20.

24. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 21.

25. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 22.

26. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 23.

27. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 24.

28. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 25.

29. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 26.

30. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 27.

31. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 28.

32. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1. - д. 29.

33. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 30.

34. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - д. 31.

35. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 32.

36. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 33.

37. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 34.

38. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 35.

39. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 36.

40. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 37.

41. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 38.

42. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 39.

43. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 40.

44. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 41.

45. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 42

46. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 43.

47. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 44

48. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 45.

49. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 46.

50. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 47.

51. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 48.

52. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 50.

54. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 51.

55. ЦГАСО. - Ф. Р-4040. - Оп. 1 - Д. 52.

56. Шерстобаева, Е. А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Шерстобаева. -Москва, 2009. - 24 с.

References

1. Abrashkin, S. N. Materialno-tekhnicheskie aspekty stroitelstva Kuybyshevskogo teletsentra (1950-e - nachalo 1960-kh gg.) [Material and technical aspects of the construction of the Kuibyshev television center (1950s - early 1960s)]. Kirillo-Mefodievskie chteniya v Samarskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete [Cyril and Methodius Readings at Samara State Technical University]. Samara: Samara State Technical University; 2016, pp. 85-87.

2. Abrashkin, S. N. Formirovanie kadrovogo sostava Kuybyshevskogo televideniya v 19501060-e gg. [Formation of the staff of the Kuibyshev television in the 1950s-1060s]. Samarskiy kray v istorii Rossii [Samara region in the history of Russia]. Samara: Samara Regional Museum of History and Local Lore named after P. V. Alabin; 2017, рр. 315-320.

3. Protsenko, E. D., Baykeev, E. V. Deyatelnost voenno-uchebnykh zavedeniy voysk NKVD po podgotovke ofitserskikh kadrov v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Activities of military educational institutions of the NKVD troops in the training of officers during the Great Patriotic War]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2005, no. 2, рр. 72-75.

4. Rusakova N. A. Zaklyuchenie o nauchno-istoricheskoy tsennosti dokumentov fonda lichnogo proiskhozhdeniya Shpichintsza Valentina Yefimovicha (8 avgusta 1923 - 24 noyabrya 1996 gg.), rukovoditelya redaktsii muzykalnogo veshchaniya kuybyshevskoy studii televideniya, pensionera mestnogo znacheniya [Conclusion on the scientific and historical value of documents of the personal origin fund Shpichinets Valentin Efimovich (August 8, 1923 - November 24, 1996), head of the music broadcasting editorial office of the Kuibyshev television studio, pensioner of local importance]. Central State Archive of the Samara Region (CGASO). Found R-4040, inventory 1, pp. 1-7.

5. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 1.

6. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 2.

7. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 4.

8. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 5.

9. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 6.

10. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 7.

11. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 8.

12. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 9.

13. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 10.

14. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 11.

15. CGASO. Found R-4040, inventory 1, case 12.

16. CGASO. Found R-4040 inventory , case 13.

17. CGASO. Found R-4040 inventory , case 14.

18. CGASO. Found R-4040 inventory , case 15.

19. CGASO. Found R-4040 inventory , case 16.

20. CGASO. Found R-4040 inventory , case 17.

21. CGASO. Found R-4040 inventory , case 18.

22. CGASO. Found R-4040 inventory , case 19.

23. CGASO. Found R-4040 inventory , case 20.

24. CGASO. Found R-4040 inventory , case 21.

25. CGASO. Found R-4040 inventory , case 22

26. CGASO. Found R-4040 inventory , case 23.

27. CGASO. Found R-4040 inventory , case 24

28. CGASO. Found R-4040 inventory , case 25.

29. CGASO. Found R-4040 inventory , case 26.

30. CGASO. Found R-4040 inventory , case 27.

31. CGASO. Found R-4040 inventory , case 28.

32. CGASO. Found R-4040 inventory , case 29.

33. CGASO. Found R-4040 inventory , case 30.

34. CGASO. Found R-4040 inventory , case 31.

35. CGASO. Found R-4040 inventory , case 32.

36. CGASO. Found R-4040 inventory , case 33.

37. CGASO. Found R-4040 inventory , case 34.

38. CGASO. Found R-4040 inventory , case 35.

39. CGASO. Found R-4040 inventory , case 36.

40. CGASO. Found R-4040 inventory , case 37.

41. CGASO. Found R-4040 inventory , case 38.

42. CGASO. Found R-4040 inventory , case 39.

43. CGASO. Found R-4040 inventory , case 40.

44. CGASO. Found R-4040 inventory , case 41.

45. CGASO. Found R-4040 inventory , case 42

46. CGASO. Found R-4040 inventory , case 43.

47. CGASO. Found R-4040 inventory , case 44

48. CGASO. Found R-4040 inventory , case 45.

49. CGASO. Found R-4040 inventory , case 46.

50. CGASO. Found R-4040 inventory , case 47.

51. CGASO. Found R-4040 inventory , case 48.

52. CGASO. Found R-4040 inventory , case 49.

53. CGASO. Found R-4040 inventory , case 50.

54. CGASO. Found R-4040 inventory , case 51.

55. CGASO. Found R-4040 inventory , case 52.

56. Sherstobaeva, Ye. A. Muzykalnoe televidenie: programmnye i strukturno-funktsionalnye osobennosti [Musical television: program and structural-functional features]. Cand. philol. sci. diss. abstr. Moscow: 2009, 24 р.

Информация об авторе Тузова О. В. - доктор исторических наук, профессор.

Information about the author Tuzova O. V. - Doctor of Historical Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования 09.06.2023; принята к публикации 30.06.2023.

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing 09.06.2023; accepted for publication 30.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.