Научная статья на тему 'Неопубликованное. Личные фонды деятелей театрального искусства в Государственном архиве Краснодарского края'

Неопубликованное. Личные фонды деятелей театрального искусства в Государственном архиве Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / ЛИЧНЫЙ ФОНД / Л. В. ВОРОБЬЁВА / Е. М. АФАНАСЬЕВА / Е. М. БЕЛОУСОВА / М. Х. ЛУСИНЯН / С. С. МИХАЛЁВ / Е. В. ШУЛЬПИНА / М. А. КУЛИКОВСКИЙ / В. С. СМИРНОВ / В. К. СМИРНОВА / В. И. ПТУШЕНКО / М. В. НАГЛИ / THEATER LIFE / KRASNODAR TERRITORY / STATE ARCHIVE OF THE KRASNODAR TERRITORY / PERSONAL FUND / LIDIYA V. VOROBYOVA / ELENA M. AFANASYEVA / EVGENIYA M. BELOUSOVA / MARTYN KH. LUSINYAN / SERGEY S. MIKHALEV / ELENA V. SHULPINA / MIKHAIL A. KULIKOVSKY / VITALIY S. SMIRNOV / VALENTINA K. SMIRNOVA / VALENTINA I. PTUSHENKO / MIKHAIL V. NAGLI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коваленко Тимофей Викторович, Петренко Виталий Юрьевич

В статье рассмотрены история комплектования фонда Р-1609 «Личные фонды работников театров Кубани», хранящегося в Государственном архиве Краснодарского края. Документы этого фонда имеют историческую, научную и культурную ценность как наиболее интересные источники по истории художественной жизни края. В настоящее время фонд содержит 418 единиц хранения 11 описей, охватывающих период с 1912 по 2012 г., 100 лет театральной истории Краснодарского края. Впервые публикуются биографии выдающихся театральных деятелей: Л. В. Воробьёвой, Е. М. Афанасьевой, Е. В. Шульпиной, В. С. Смирнова; систематизированы основные биографические сведения и творческие достижения М. А. Куликовского, М. Х. Лусиняна, Е. М. Белоусовой, С. С. Михалёва, В. К. Симирновой, В. И. Птушенко, М. В. Нагли. Введение в научный оборот документов, связанных с их жизнью и творческой деятельностью способствует реконструкции истории художественной жизни региона, раскрывает ее во всей полноте и противоречивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коваленко Тимофей Викторович, Петренко Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unpublished. Personal Funds of Theatrical Artists in the State Archives of the Krasnodar Region

The article describes the history of the acquisition of the fund P-1609 “Personal funds of workers of theaters of Kuban”, stored in the State Archives of Krasnodar Territory. The documents of this fund have historical, scientific and cultural value as the most interesting sources on the history of the artistic life of the region. At present, the fund contains 418 storage units 11 opatii, covering the period from 1912 to 2012, 100 years of theatrical history of the Krasnodar Territory. For the first time, biographies of prominent theatrical figures are published: Lidiya V. Vorobyova, Elena M. Afanasyeva, Elena V. Shulpina, Vitaliy S. Smirnov; The main biographical information and creative achievements of Mikhail A. Kulikovsky, Martyn Kh. Lusinyan, Evgeniya M. Belousova, Sergey S. Mikhalev, Valentina K. Simirnova, Valentina I. Ptushenko, Mikhail V. Nagli are systematized. Introduction to the scientific circulation of documents related to their life and creative activity contributes to the reconstruction of the history of the artistic life of the region, reveals it in its entirety and contradiction.

Текст научной работы на тему «Неопубликованное. Личные фонды деятелей театрального искусства в Государственном архиве Краснодарского края»

КОВАЛЕНКО Тимофей Викторович

кандидат философских наук, заместитель директора Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени

Д. С. Лихачева, Краснодар, Россия Timofey V. KOVALENKO Cand. Sci. (Theory and History of Culture), Deputy Director, Southern Branch of the Russian Research Institute for

Cultural and Natural Heritage, Krasnodar, Russia timofey.kovalenko@gmail.com

ПЕТРЕНКО Виталий Юрьевич

ведущий специалист отдела научно-справочного аппарата Государственного архива Краснодарского края

Краснодар, Россия Vitaliy Yu. PETRENKO Leading Expert, Department of Scientific Reference Apparatus State Archives of the Krasnodar Region, Krasnodar, Russia vitalik_petrenko@yahoo.com

УДК 792.03:[792.071+792.075](470.62-25) ГРНТИ 18.45.91 ВАК 24.00.01

Неопубликованное. Личные фонды деятелей театрального искусства в Государственном архиве Краснодарского края

Unpublished. Personal Funds of Theatrical Artists in the State Archives of the Krasnodar Region

В статье рассмотрены история комплектования фонда Р-1609 «Личные фонды работников театров Кубани», хранящегося в Государственном архиве Краснодарского края. Документы этого фонда имеют историческую, научную и культурную ценность как наиболее интересные источники по истории художественной жизни края. В настоящее время фонд содержит 418 единиц хранения - 11 описей, охватывающих период с 1912

The author describes the history of the acquisition of the fund P-1609 "Personal Funds of Workers of Theaters of Kuban", stored in the State Archives of Krasnodar Region. The documents of the fund have historical, scientific and cultural value as the most interesting sources on the history of the artistic life of the region. At present, the fund contains 418 storage units in 11 inventories, covering the period from 1912 to 2012, 100 years of theatrical history of the

по 2012 г., 100 лет театральной истории Краснодарского края. Впервые публикуются биографии выдающихся театральных деятелей: Л. В. Воробьёвой, Е. М. Афанасьевой, Е. В. Шульпиной,

B. С. Смирнова; систематизированы основные биографические сведения и творческие достижения М. А. Куликовского, М. Х. Лусиняна, Е. М. Бело-усовой, С. С. Михалёва, В. К. Смирновой, В. И. Пту-шенко, М. В. Нагли. Введение в научный оборот документов, связанных с их жизнью и творческой деятельностью способствует реконструкции истории художественной жизни региона, раскрывает ее во всей полноте и противоречивости.

Ключевые слова: театральная жизнь, Краснодарский край, Государственный архив Краснодарского края, личный фонд, Л. В. Воробьёва, Е. М. Афанасьева, Е. М. Белоусова, М. Х. Лусинян,

C. С. Михалёв, Е. В. Шульпина, М. А. Куликовский, В. С. Смирнов, В. К. Смирнова, В. И. Птушенко, М. В. Нагли.

Krasnodar Region. For the first time biographies of prominent theatrical figures are published: Lidiya V. Vorobyova, Elena M. Afanasyeva, Elena V Shulpina, Vitaliy S. Smirnov; The main biographical information and creative achievements of Mikhail A. Kulikovsky, Martyn Kh. Lusinyan, Evgeniya M. Belousova, Sergey S. Mikhalev, Valentina K. Simirnova, Valentina I. Ptush-enko, Mikhail V. Nagli are systematized. Introduction to the scientific circulation of documents related to their life and creative activity contributes to the reconstruction of the history of the artistic life of the region, reveals it in its entirety and contradiction.

Keywords: theatrical life, Krasnodar Region, State Archive of the Krasnodar Region, personal fund, Lidiya V. Vorobyova, Elena M. Afanasyeva, Evgeniya M. Belousova, Martyn Kh. Lusinyan, Sergey S. Mikhalev, Elena V. Shulpina, Mikhail A. Kulikovsky, Vitaliy S. Smirnov, Valentina K. Smirnova, Valentina I. Ptushen-ko, Mikhail V. Nagli.

Личные фонды известных участников театральной жизни, хранящиеся в архивах России, выступают в качестве документальных источников при освещении истории культурной жизни в целом, отдельных ее направлений и институтов, художественных достижений и индивидуального вклада каждого субъекта творческой деятельности. Такие фонды, как правило, богаты разнообразными по составу и происхождению материалами (рукописи, дневники, записные книжки, мемуары, переписка, материалы историко-биографического характера), имеющими существенную историческую, научную и культурную ценность.

Одним из основных направлений деятельности архивов в Российской Федерации является собирание, хранение и научное использование документов личного происхождения. В Государственном архиве Краснодарского края представлено 54 личных фонда, в том числе документы участников Гражданской (1918-1920) и Великой Отечественной (1941-1945) войн, партийных и советских работников, краеведов, деятелей сельского хозяйства, медицины, литературы, культуры, науки и образования; общий объем единиц хранения - 5889 дел.

Настоящая статья - первое научное описание фонда Р-1609 «Личные фонды работ-

ников театров Кубани», в котором собраны документы выдающихся актеров, режиссеров, педагогов и организаторов, театральных менеджеров. Хотя, в связи с невысоким интересом регионального научного сообщества к истории театральной жизни Кубани, обращение к документам фонда до настоящего времени было редким и незначительным, его материалы обладают высоким эвристическим потенциалом. В документах личного происхождения запечатлены живые свидетельства, подтверждения основных тенденций развития театрального искусства в системе региональной культуры, отражена история художественных достижений, мировоззренческие позиции и реальные взаимоотношения людей1.

История фонда начинается с 1973 г., когда в Государственный архив Краснодарского края в россыпи поступили документы солиста Краснодарского театра оперетты, народного

1 Помимо описываемого, в Государственном архиве Краснодарского края хранятся также личные фонды Алексея Михайловича Бозда-ренко, заслуженного артиста РСФСР, актера Краснодарского театра драмы имени М. Горького, включающий 13 единиц хранения, на государственное хранения документы поступили в 1973 г. [39]; Виктора Петровича Епифанцева, директора Краснодарского краевого театра народного творчества, заместителя начальника Управления культуры Краснодарского крайисполкома, заслуженного работника культуры РСФСР, включающий 187 единиц хранения, на государственное хранение документы поступили в 1990 г. [40]

артиста РСФСР Мартына Христофоровича Лу-синяна. После научной обработки документов был образован личный фонд артиста в составе 1 описи и 6 единиц хранения, получивший номер Р-1609. В 1974 г. состоялось новое поступление материалов - на государственное хранение были переданы документы заслуженной артистки РСФСР Лидии Владимировны Воробьёвой, актрисы Краснодарского театра драмы и преподавателя Краснодарского государственного института культуры, дополненные в 1977 г. Тогда же была проведена их научно-техническая обработка и принято решение об объединении личного фонда М. Х. Лусиня-на с документами других театральных деятелей - Евгении Михайловны Белоусовой (документы впервые поступили в 1974 г.), Елены Михайловны Афанасьевой (в 1976 г. соответственно) и образовании на этой базе единого фонда личных документов Р-1609. В опись №

1 были включены документы Л. В. Воробьёвой, в опись № 2 - Е. М. Афанасьевой, в опись № 3 - Е. М. Белоусовой, а в опись № 4 - М. Х. Лусиняна. С тех пор фонд постоянно пополняется новыми коллекциями документов, последнее по времени поступление состоялось в 2012 г.

В настоящее время фонд Р-1609 «Личные фонды работников театров Кубани» включает в себя 418 единиц хранения и содержит 11 описей, что охватывает 100 лет театральной истории Краснодарского края (1912-2012). В фонде собраны уникальные документы выдающихся артистов, режиссеров, менеджеров и творческих руководителей театров Кубани, педагогов: Л. В. Воробьёвой (род. в 1904)2, опись № 1; Е. М. Афанасьевой (1925-2017), опись № 2; Е. М. Белоусовой (1925-2017), опись № 3; М. Х. Лусиняна (1896-1983), опись № 4; С. С. Михалёва (1899-1973), опись 5; Е. В. Шульпиной (род. 1929)3, опись № 6; М. А. Куликовского (1906-1996), опись № 7; В. С. Смирнова (1090-1984), опись № 8; В. К. Смирновой (1924-1965), опись № 9; В. И. Птушенко (1902-1997), опись № 10; М. В. Нагли (1925-2012), опись № 11.

2 о

В настоящее время дата смерти не установлена.

3 тэ

В настоящее время дата смерти не установлена.

Собранные вместе и систематизированные, личные свидетельства этих легендарных героев эпохи могут стать ценным источником в изучении и реконструкции истории театральной жизни Краснодарского края.

Кратко рассмотрим количественный и качественный состав документов, реконструируя биографии фондообразователей, что представляет собой самостоятельную задачу значительной историко-культурной ценности.

В описи № 1 представлены документы Лидии Владимировны Воробьёвой (Лебедевой). Актриса родилась 12 апреля 1904 г. в городе Царицын (ныне Волгоград). До 1916 г. училась в 1-й Мариинской женской гимназии. После переезда в город Николаевск-на-Волге -в местной гимназии, а после Октябрьской революции в советской школе, которую окончила в 1919 г. [12, л. 2, 4]. Обучение было вечерним, Лидия Владимировна совмещала его с работой на должности регистратора Губернской комиссии по борьбе с дезертирством, эвакуированной из Царицына, затем - на должности сотрудника Госплана. С 1920 г. воспитатель

Воробьева Лидия Владимировна

в детском доме, впоследствии - помощник режиссера местного драматического театра; тогда же впервые вышла на сцену [12, л. 4, 5].

В июне 1921 г., после смерти отца от холеры, вместе с матерью перебралась в Астрахань, где поступила на вечернее отделение театрального техникума. Параллельно учебе в 1922-1925 гг. работала счетчиком-контролером в губернском статистическом бюро. По завершении учебы, в 1925 г. Воробьёва была принята во 2-й государственный театр города Астрахани, в следующем году переведена в 1-й, где работала вплоть до 1929 г. (см.: [12, л. 2об, 4, 6, 8] [13, л. 1]).

В разные периоды жизни Лидия Владимировна Воробьёва играла в театрах Благовещенска, Душанбе, Калуги, Комсомольска-на-Амуре, Костромы, Куйбышева, Махачкалы, Таганрога, Ташкента, Хабаровска, Челябинска, подготовила множество ярких ролей (см.: [12, л. 2, 2об, 4, 12-15] [14, л. 1-2] [15, л. 1-18]).

С Краснодарским драматическим театром имени М. Горького связаны два периода: 1938-1939, 1946-1968 гг. Помимо занятости в текущем репертуаре, Воробьёва преподавала актерское мастерство в студии при театре. Теплые воспоминания о ее педагогической деятельности сохранила учившаяся в этой студии в 1960-х гг. заслуженная артистка Кубани Т. Г. Водопьянова (см., напр.: [9]). В 1970-1974 гг. Лидия Владимировна преподавала на кафедре режиссуры в Краснодарском институте культуры [12, л. 2об, 4]. В 1980-х гг. она - актриса Душанбинского русского драматического театра имени В. В. Маяковского. Последние годы ее жизни прошли в Ленинградском доме ветеранов сцены.

26 июля 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Лидии Владимировне Воробьёвой присвоено почетное звание «Заслуженная артистка РСФСР» [6, ст. 477].

Поступившие на государственное хранение в 1974 г. в россыпи документы Л. В. Воробьёвой в 1977 г. были дополнены новыми материалами. В настоящее время опись № 1 содержит 88 единиц хранения (документы за 1931-1975 гг.) и включает в себя:

- материалы о творческой деятельности актрисы, в том числе тексты ролей из различных спектаклей;

- отзывы и рецензии на спектакли, сыгранные Л. В. Воробьёвой;

- программы спектаклей и афиши;

- документы общественной деятельности Л. В. Воробьёвой, в том числе протоколы совещаний, тексты выступлений на разных мероприятиях;

- биографические материалы фон-дообразователя, в том числе автобиография, зачетная книжка, трудовые договоры с театрами, поздравления с присвоением званий;

- переписку Л. В. Воробьевой с режиссерами, студентами и друзьями.

Опись № 2 включает в себя документы Елены Михайловны Афанасьевой (19252017). Ведущая актриса Краснодарского драматического театра имени М. Горького, заслуженная артистка РСФСР Е. М. Афанасьева родилась 30 ноября 1925 г. в городе Клинцы Брянской области [16, л. 1].

В 1943-1947 гг. училась на актерском отделении Театрального института имени Бориса Щукина на курсе В. К. Львовой и Л. М. Ших-матова - прямых учеников Е. Б. Вахтангова. В период обучения участвовала в спектаклях Театра имени Евгения Вахтангова («Великий государь», В. А. Соловьева 1945; «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева, 1947). Первым достижением Е. М. Афанасьевой стал образ Матильды Ивановны в дипломном спектакле Щукинского училища «За Камой-рекой» по пьесе В. А. Тихонова (1947), раскрывший тонкие грани ее драматического дарования. В 1947-

Афанасьева Елена Михайловна (1925-2017)

1954 гг. - актриса Театра Черноморского флота в Севастополе, где создала яркие образы: Люба Шевцова («Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева, 1948), Шура Азарова («Давным-давно» А. К. Гладкова,1948) и другие.

В 1954 г. вместе с мужем Е. М. Афанасьева была приглашена в труппу Краснодарского драматического театра имени М. Горького, где окончательно сформировалась в качестве актрисы широкого диапазона. Яркость и глубина таланта Афанасьевой, личностное обаяние и харизматичность приносили ей успех в разных ролях. На краснодарской сцене она сыграла Катарину («Укрощение строптивой» В. Шекспира, 1958), Соню («Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1960), баронессу Штраль («Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1963), и других. Событием театральной жизни стал спектакль М. А. Куликовского «Собака на сене» (1962), поставленный к 400-летию Лопе де Веги, с Е. М. Афанасьевой в роли Дианы, который много лет не сходил со сцены. За создание образа Вассы Железновой в одноименном спектакле 1968 г. актриса была удостоена почетной грамоты Министерства культуры РСФСР и диплома первой степени Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию Максима Горького [16, л. 1]. Васса Афанасьевой запомнилась современникам сильной, справедливой, безжалостной и мыслящей личностью, ощущающей трагический ход и необратимость эпохи.

После смерти мужа (Г. Л. Головнин, директор Краснодарского театра драмы, заслуженный работник культуры РСФСР, умер в 1978 г.) актриса полностью сосредоточилась на воспитании сына. Скончалась 4 ноября 2017 г. в Краснодаре, похоронена на Славянском кладбище.

Творческая биография Е. М. Афанасьевой, ее вклад в развитие художественной жизни и историю Краснодарского театра драмы относятся к числу сюжетов наименее изученных, ждущих своих исследователей.

Впервые документы Е. М. Афанасьевой поступили на государственное хранение в 1976 г. В настоящее время в опись составляет 6 единиц хранения и представлена следующими документами за 1951-1975 гг.:

- отзывы в периодической печати спектакли, в которых играла Е. М. Афанасьева;

- репертуарные листы, программы и афиши спектаклей;

- почетные грамоты Е. М. Афанасьевой;

- биографические материалы фондообразователя;

- фотографии Е. М. Афанасьевой.

В описи № 3 представлены документы Евгении Михайловны Белоусовой (19252018). Актриса занимает особое место в культурной жизни Краснодарского края. Прославленная звезда оперетты, заслуженная артистка РСФСР [5, ст. 512], первая и единственная народная артистка Кубани, Е. М. Белоусова более полувека служила в Краснодарском музыкальном театре, блестяще сыграв 90 разных ролей.

Ее биография подробно описана А. Г. Колесниковым [44]. Судьба актрисы была полна ярких и трагических контрастов: детский ансамбль песни и пляски под руководством И. О. Дунаевского в Ленинградском дворце пионеров, партизанский отряд, фашистский концлагерь, сталинский ГУЛАГ, театр имени Воркутстроя 4...

В 1954 г. Е. М. Белоусову пригласили в труппу Краснодарского театра музыкальной комедии, где она блестяще дебютировала в роли Стеллы в оперетте И. О. Дунаевского «Вольный ветер» (постановка Н. С. Едигаро-ва 1953 г.). Актрисой созданы образы Мари-цы («Марица» И. Кальмана, 1954), Анастасии Батмановой («Холопка» Н. М. Стрельникова, 1954), Теодоры («Принцесса цирка» И. Кальмана, 1956), Фраскиты («Фраскита», Ф. Легара, 1959), Сильвы («Сильва» И. Кальмана, 1961) и многие другие. Она стала первой исполнительницей целого ряда ролей: Таня Шевцова («У нас на Кубани» М. Н. Киракосова, 1954), Оксана («Кубанские ласточки» Г. М. Плотни-ченко, Д. Фалилеева, Я. М. Верховского, 1960), Марина («Степные огоньки» В. Володина, 1964), Кладина («Горная ромашка», Е. А. Алабина, 1966).

В 1959 г. изображение Е. М. Белоусовой украсило этикетку нового белого десертного

Театр под руководством заслуженного артиста РСФСР Б. А. Мордвинова, созданный 8 августа 1943 г. как структурное подразделение Воркутлага, в котором работали узники сталинских лагерей. В настоящее время - Воркутинский государственный драматический театр.

Белоусова Евгения Михайловна (1925-2017)

вина «Улыбка», изготавливаемого на заводе «Абрау-Дюрсо». По утверждению самой актрисы, эскиз этикетки был утвержден Н. К. Байбаковым - тогда председателем Краснодарского совнархоза; впоследствии Байбаков стал крупным государственным деятелем, председателем Госплана СССР [10, с. 82].

В 1960 г. театр впервые отправился в Москву, открывали гастроли спектаклем «Кубанские ласточки» о счастливой жизни современных колхозников. Личное участие в чтении и редакции либретто принимал 1-й секретарь Краснодарского крайкома КПСС Д. С. Полянский. История создания этого спектакля легла в основу романа краснодарского писателя П. П. Радченко (1910-1991) «Белые розы», прототипом главной героини стала Е. М. Белоусова. Роман не опубликован, рукопись хранится в Государственном архиве Краснодарского края в личном фонде Радченко [11].

До конца жизни актриса сохраняла связь с родным театром, в 1980-х работала асси-

стентом режиссера, занималась театральной педагогикой, неизменно оказывая поддержку молодым артистам. В 1990-х вела интенсивную концертную деятельность, сотрудничала с творческим объединением «Премьера».

Завершением блестящей сценической карьеры Е. М. Белоусовой стал спектакль «И вновь цветет акация», поставленный в 1999 г. по мотивам оперетты О. И. Дунаевского «Белая акация» (либретто М. М. Бартенева, режиссер Б. И. Цейтлин) - яркий противоречивый спектакль, вызвавший массу споров (см., напр.: [46, с. 34-37]) и завоевавший массу призов, в том числе «Золотую маску» в номинации лучшая работа дирижера (Г. Л. Аверин, 2001). Евгения Михайловна Белоусова исполнила в этом спектакле роль Евгении Михайловны...

В 2015 г. Е. М. Белоусова торжественно отметила свой 90-летний юбилей на сцене Краснодарского музыкального театра, которому отдала пятьдесят лет своей творческой жизни.

Актриса умерла 6 июля 2018 г. на 94 году жизни, похоронена в Краснодаре на Славянском кладбище.

Документы Е. М. Белоусовой поступили на государственное хранение в 1974 г. После научно-технической обработки составлена опись, включающая 7 единиц хранения (материалы за период 1956-1972 гг.):

- статьи, отзывы о творческой деятельности фондообразователя;

- почетные грамоты Е. М. Белоусовой;

- поздравительные письма, телеграммы в связи с присвоением Е. М. Белоусо-вой почетного звания заслуженной артистки РСФСР.

Документы Мартына Христофоровича Лусиняна (1896-1983) представлены в описи № 5. Солист Краснодарского театра оперетты, народный артист РСФСР родился 8 февраля 1896 г. в Ростове-на-Дону [18, л. 11], Учился в армянской духовной семинарии, но не смог окончить обучение из-за материальных трудностей семьи [18, л. 11]. Тяга к творчеству появилась с детства, он играл на мандолине в школьном оркестре.

Профессиональную деятельность начал в 1911 г. в оркестре армянской драмати-

ческой труппы, там же впервые вышел на сцену в роли полицейского Казимира Исан-Фоншена в спектакле по пьесе А. Биссо-на «Мадам Х». Служил в Армянском театре драмы и оперетты (1916-1920) [18, л. 4, 11], в Ростовском театре оперетты (1920-1925). Принимал активное участие в создании армянских музыкальных комедий: писал оркестровые партии, переводил сценарии оперетт с русского языка на армянский. С 1925 по 1939 гг. совершенствовал актерское мастерство в различных театральных труппах Ростова-на-Дону, руководил театром миниатюр в Иваново [18, л. 1, 5.,6, 11об].

В 1939 г. артист приехал Краснодар для работы в театре музыкальной комедии. После роспуска труппы 1 августа 1941 г. выступал на сцене Сталинского (Донецкого) театра имени Артёма, который находился в эвакуации в городе Кызылорда Казахской ССР; в 1944-1947 гг. - Ворошиловоградского театра оперетты, в 1947-1948 - Ереванского театра оперетты [18, л.10, 11].

В 1948 г. М. Х. Лусинян вернулся на Кубань, став ведущим артистом Краснодарского театра музыкальной комедии. Здесь им были созданы образы Синичкина («Лев Гу-рыч Синичкин» М. Н. Киракосова по мотивам водевиля М. Т. Ленского, 1951), Афанасия Михайловича («Сорочинская ярмарка» А. П. Рябова, 1952), Морица Драгомира («Марица» И. Кальмана, 1954), Кутайсова («Холопка» Н. М. Стрельникова, 1954), Гастона Ридье («Баядера» И. Кальмана, 1960), Попандопуло («Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, 1963) и многие другие [18, л. 11об]. На краснодарской сцене Мартын Христофорович прора-

ботал вплоть до конца 1970-х гг., исполнил более ста ролей, значительно расширив традиционные рамки амплуа комического артиста.

За заслуги в области советского театрального искусства 13 июня 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР М. Х. Лусиняну было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР [17, л. 51-52], 29 сентября 1960 г. - народного артиста РСФСР [5, ст. 512]. Биографическая статья об М. Х. Лусиняне была включена в театральную энциклопедию [48, т. 3, ст. 558].

Мартын Христофорович Лусинян скончался в Краснодаре 9 мая 1983 г. Его именем названа одна из улиц в Фестивальном микрорайоне [18, л. 21].

Документы М. Х. Лусиняна поступили на государственное хранение в 1973 г. в россыпи, после проведения научно-технической обработки был образован его личный фонд с описью на 6 единиц хранения, впоследствии ставший описью № 4 фонда Р-1609. В 1989 г. в Государственный архив Краснодарского края поступили новые документы артиста. В 1997 г. в результате научно-технической экспертизы и обработки переформированы единицы хранения, составлена новая опись. В настоящее время она включает 13 единиц и представлена следующими типами документов за 1929-1983 гг.:

- документы о творческой деятельности фондообразователя, в том числе программы спектаклей, афиши;

- статьи из периодической печати, посвященные творчеству М. Х. Лусиняна;

- статьи из периодической печати, рецензии на спектакли Краснодарского музыкального театра;

- биографические материалы М. Х. Лусиняна, в том числе его автобиография;

- почетные грамоты артиста;

- поздравительные телеграммы в связи с присвоением почетных званий и юбилейными датами;

- фотографии.

В описи № 5 документы легендарного актера Краснодарского театра драмы Сергея Степановича Михалёва (1899-1973) - заслуженного артиста РСФСР, в судьбе которого как в зеркале отразилась драматические

Лусинян Мартын Христофорович (1896-1983)

страницы истории страны, родного города и театра. Михалёв - самый «краснодарский» артист, олицетворяющий локальную идентичность, непререкаемый авторитет среди художественной интеллигенции и любителей театра в 1940-1970-х гг. Сегодня, к сожалению, его имя вспоминают не часто. Впервые историко-биографический очерк о С. С. Михалёве подготовил знавший его краевед В. П. Бардадым. Текст очерка впоследствии неоднократно переиздавался без существенных дополнений (см., напр.: [1, с. 113-116], однако многие фрагменты биографии и творческой деятельности актера по-прежнему являются малоизученными.

Сергей Степанович родился 10 июля 1899 г. в семье знаменитого екатеринодарско-го врача, активного участника дореволюционной общественно-политической и художественной жизни. До наших дней сохранился их дом на улице Чапаева (в Екатеринодаре - Кирпичная), являющийся памятником архитекту-

Михалёв Сергей Степанович (1899-1973)

ры региональной категории охраны. Степень его сохранности сегодня оставляет желать лучшего, особняк находится в критическом, полуразрушенном состоянии, информационные таблички отсутствуют.

С 1910 по 1918 гг. Михалёв обучался в 1-й екатеринодарской мужской гимназии, сразу по окончании которой режиссер Б. А. Молотов пригласил его стать актером в театре города Геленджик. Осенью 1918 г. поступил на юридический факультет Донского (бывшего Варшавского) университета (см.: [20, л. 4-5, 6, 8] [22, л. 4-8] [23, л.1-1об]), однако в мае 1919 г. был призван в Белую армию, где служил писарем в радиодивизионе. В октябре того же года демобилизован как студент, однако из-за сложного материального положения семьи проложить учебу не смог и вынужден был вернуться в Екатеринодар (см.: [20, л.6] [22, л. 4-8] [23, л. 2-3]).

В конце 1919 г. начинается профессиональная театральная карьера С. С. Михалёва, до 1925 г. он выступает на сценах различных театров Кубани. Творческая биография актера исключительно богата и разнообразна: он работает в театрах Ленинграда (19251926), Борисоглебска (1926-1927), Череповца (1927-1928), Перми (1928-1929), Красноярска (1929-1930), Новосибирска (1930-1931), Омска (1931-1932 и 1933-1939), Ашхабада (1932-1933), Ростова-на-Дону(1938-1939) (см.: [19, л. 25об-26] [20, л. 8об] [21, л. 3-31] [22, л. 4-5, 7-8, 20] [23, л. 1об, 3, 22-25, 25об]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1939 г. С. С. Михалёв возвращается в родной город, став ведущим артистом Краснодарского театра драмы имени М. Горького, в труппе которого он прослужил до своей смерти в 1973 г. (за исключением нескольких месяцев военного 1942 г., которые прошли в театрах Поти и Батуми, и сезона 1954-1955 гг. в Ростовском-на-Дону драматическом театре) (см.: [19, л. 26об-28] [21, л. 32-42] [22, л. 4об, 5, 7об, 8] [23, л. 1об, 3, 6, 11, 13-15]).

Место Михалёва в культурной жизни Краснодарского края уникально. На протяжении почти 30 лет он признанный лидер труппы театра имени Горького, любимец публики, каждая новая роль, которого воспринялась как творческое открытие: «когда он выходил на сцену ... по залу проносился шепот: "Миха-

Жилой дом доктора Михалёва Степана Григорьевича по адресу:ул. Чапаева, 85 А

лё-ёв"» [1, с. 113]. В памяти зрителей навсегда остался созданный им образ Арбенина в спектакле К. Ф. Степанова-Колосова «Маскарад» по пьесе М. Ю. Лермонтова (1939) - этапная работа театра довоенного периода. В спектакле по пьесе А. М. Афиногенова «Машенька», который был сыгран сразу после освобождения Краснодара и возвращения труппы из эвакуации в ноябре 1943 г. (см. подроб.: [43, с. 85], Михалёв вышел на сцену в роли академика Окаемова. «Замечательно играет ... Сергей Степанович Михалёв. эта роль большая удача актера - талантливого и умелого, просто, иногда скупо и в то же время выпукло рисующего свой сценический образ», - писал свидетель тех далеких событий драматург Н. Г. Винни-ков [8, с. 2]. В первых послевоенных премьерах «Питомцы славы» А. К. Гладкова (постановка К. Ф. Степанова-Колосова, 1944), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (постановка С. В. Светлова, 1944) Михалёв предстает в образе фельдмаршала М. И. Кутузова и с «обычным блеском», как отмечает рецензент, играет роль Кречинского [49, с. 2].

Именно присутствие в труппе С. С. Михалёва позволило театру не потерять творческое лицо в период нарастающего кризиса и отсутствия художественного лидера (1950-е гг.). В это время актер воплотил сложнейшие

горьковские образы: Егор Бу-лычов в одноименном спектакле Б. М. Ратова (1950) и Антипа Зыков - в спектакле «Зыковы» В. М. Ипатова (1958 г.) [42, с. 164-178].

В 1964 г. театр отметил 400-летний юбилей со дня рождения Шекспира спектаклем В. И. Ясногородского по пьесе «Король Лир» с С. С. Михалёвым в главной роли, убедительно показавшим «страдание, потрясение, крушение и, наконец, рождение человека, способного понять судьбы тысяч обездоленных, нищих» [1, с. 116].

Заслуги С. С. Михалёва неоднократно отмечались на государственном уровне: 31 июля 1951 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР (см.: [23, л. 17, 26, 28] [24, л. 1-3]); 25 июля 1968 г. за достигнутые успехи и долгую безупречную работу имя актера внесено «Краевую юбилейную книгу ветеранов культурного строительства Кубани» [25, л. 1]; в 1971 г. он награжден орденом Ленина [1, с.116]; уже в наше время одна из улиц в новых районах Краснодара была названа в его честь.

Впервые документы С. С. Михалёва поступили на государственное хранение в 1974 г. в россыпи, дополнительное поступление материалов состоялось в 1978 г. (от вдовы артиста А. А. Шкулепы) и в 1981 г. (от

B. П. Бардадыма). В настоящее время опись включает 35 единиц хранения и представлена следующими типами документов за 1892, 1905-1973 гг.:

- материалы творческой деятельности фондообразователя, в том числе статьи в журналах, газетные статьи, программы спектаклей, афиши, репертуарные планы, поздравительные телеграммы;

- биографические документы

C. С. Михалёва, в том числе выписка из метрической книги, приказы, трудовые договоры, удостоверения;

- почетные грамоты и документы о наградах;

- документы семьи Михалёвых, в том числе диссертация Степана Георгиевича Михалёва - ординатора терапевтического отделения городской больницы, гласного Городской думы, председателя Кубанского медицинского общества и Екатеринодарского отдела Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, почетные грамоты А. А. Шкулепы;

- фотографии.

Опись № 6 содержит документы заслуженной артистки РСФСР Елены Васильевны Шульпиной - солистки Краснодарской филармонии, музыкального редактора, сотрудника краевой студии телевидения.

Елена Васильевна Шульпина родилась в 1929 г. в семье офицера, детство провела в Москве [26, л. 1]. В 16 лет начала трудовую деятельность на столичной фабрике «Гознак», где стала активным участником художественной самодеятельности. Успехи на этом поприще привели ее в мир профессионального искусства. Окончив Московское музыкальное училище имени Гнесиных и Горь-ковскую государственную консерваторию, Е. В. Шульпина по распределению приехала Краснодар, став солисткой краевой филармонии [26, л. 1].

Отдав несколько лет профессиональной сцене, Е. В. Шульпина в 1964 г. решила попробовать свои силы в новой стремительно развивавшейся сфере - телевидении. Она стояла у истоков создания художественной редакции на краевой телестудии, работала редактором и ведущей музыкальных программ, была автором популярных телепередач «Музыкальные страницы», «Творческие портреты», «Телекроссворды» и других [26, л. 1-2], входила в состав комиссии Центрального телевидения по определению художественного уровня продукции телестудий страны. В течение следующих 20 лет продолжала выступать как во-калистка: вместе с концертмейстером Игорем Юницким было подготовлено несколько разноплановых тематических программ (русский романс, лирические песни военных лет, произведения композиторов Кубани и другие).

Впервые документы Е. В. Шульпиной поступили на государственное хранение

Шульпина Елена Васильевна

в 1976 г., после проведения научно-технической обработки материалов в 1977 г. в состав описи включено 5 единиц хранения. Документы датируются 1948-1974 гг.:

- отзывы в печати о творческой деятельности фондообразователя;

- репертуарные листы, программы концертов, афиши творческих мероприятий с участием Е. В. Шульпиной;

- благодарственные письма за участие в различных мероприятиях, приветственные адреса;

- фотографии.

В описи № 7 собраны документы Михаила Алексеевича Куликовского (1906-1996)

- выдающегося театрального деятеля, актера, режиссера и педагога, народного артиста СССР, более четверти века возглавлявшего Краснодарский театр драмы имени М. Горького.

Имя Куликовского многое значит в культурной жизни Краснодарского края XX в., его

деятельность способствовала формированию контуров театрального пространства региона как явления общероссийского масштаба. Он собрал в Краснодаре уникальную труппу, воспитал талантливых учеников, поставил множество спектаклей. Под его руководством театр выступал с творческими отчетами в Москве на базе Кремлевского Дворца Съездов и театра имени Моссовета. В год 60-летнего юбилея (1980) коллектив был удостоен правительственной награды - Ордена Трудового красного Знамени.

Биографию и творческую деятельность М. А. Куликовского впервые представили читателю очерки В. П. Вайля (см., напр.: [4]), позже появились книга театроведа С. И. Малаховой «Театр эпохи Куликовского» [47] и воспоминания сына режиссера Л. М. Куликовского «Человек с улыбкой в сердце» [45]. Однако тема далека от исчерпанности, при всем значении деятельности М. А. Куликовского, его научная биография пока не создана, теоретическое наследие - не освоено.

Михаил Алексеевич Куликовский (настоящая фамилия - Куликов) родился 15 ноября 1906 г. в Санкт-Петербурге в семье рабочего фабрики «Гознак» (см.: [27, л. 3] [28, л. 1, 8]). После Октябрьской революции фабрика была эвакуирована в Пензу, туда же переехала и семья Куликовского, в 1920 г. вместе с фабрикой они вернулись в Петроград [27, л. 2], [28, л. 8].

В 1923 г. юноша окончил среднюю школу и стал студентом Политехнического института, но год спустя перевелся в Школу русской драмы при Государственном академическом театре (бывшем Александрийском), из которой вскоре возник Ленинградский институт театрального искусства [28, л. 1, 8]. Его учителями были Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, С. Н. Нерадовский.

Профессиональную деятельность Куликовский начал на сцене Ленинградского драматического театра в качестве актера второго и третьего планов. Первым его спектаклем был знаменитый «Маскарад» Лермонтова в постановке В. Э. Мейерхольда с декорациями А. Я. Головина.

После окончания обучения работал актером в театрах Курска (1926), Ленингра-

да (1926-1927 и 1936-1937), Пскова (1927), Минска (1927-1928), Новгорода (1928-1929), Петрозаводска (1929-1930), Великого Устюга (1930-1931), Великих Лук (1931-1932), Шахт (1932-1933), Таганрога (1933-1936) (см.: [27, л. 5] [28, л. 1об, 8]).

С 1931 г. М. А. Куликовский начинает заниматься режиссерской деятельностью. В 1938 г. - в Крымском областном театре драмы; осенью 1940 г. - в Курском [27, л. 6, 13, 17]. После начала Великой Отечественной войны курский театр был расформирован; Куликовский эвакуировался в Чкалов (в настоящее время - Оренбург) [27, л. 23]. С октября 1941 г. он актер Чкаловского областного драматического театра, в 1943-1946 гг. директор, после - художественный руководитель, с 1949 г. - главный режиссер.

С 1953 по 1959 гг. М. А. Куликовский работал в театрах Казани, Челябинска, Иркутска. В 1959 г. приглашен на должность главного режиссера Краснодарского театра драмы имени М. Горького, где служил вплоть до 1984 г. За это время осуществил около 60 постановок, среди которых «Иркутская история» А. Н. Ар-

Куликовский Михаил Алексеевич (1906-1996)

бузова (1960), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1963; в этом спектакле исполнял роль Арбенина; вошел в «Театральную энциклопедию» [48, т. 3, ст. 324] как один из лучших Арбениных драматической сцены), «Шестой этаж» А. Жери (1963), «Разлом» Б. А. Лавренёва (1965), «Собака на сене» Лопе де Вега (1963), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1974), «Энергичные люди» В. М. Шукшина (1976) и другие (см.: [27, л. 27, 29, 30, 31, 32, 35] [28, л.11]).

В 1976 г. М. А. Куликовский впервые на отечественной сцене осуществил постановку двух частей трагедии И. В. Гёте «Фауст». За эту работу, а также за спектакли «Старик» М. Горького (1973) и «Кочубей» А. А. Первенцева (1977) в 1977 г. был удостоен Государственной премии имени Станиславского в области литературы и искусства, а также почетной грамоты Верховного Совета РСФСР [29, л. 18, 20].

М. А. Куликовский принимал активное участие в общественной жизни. Много лет подряд избирался депутатом Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся, был делегатом XXV съезда КПСС, возглавлял Краснодарское отделение Всероссийского Театрального общества (1960-1988), состоял в комиссии Президиума Верховного Совета РСФСР по присуждению премий, возглавлял секцию драматургии при Союзе писателей РСФСР [28, л.12].

За большой вклад в развитие театрального искусства М. А. Куликовский удостоен множества званий и правительственных наград: заслуженный артист РСФСР (1945), народный артист РСФСР (1965), народный артист СССР (1975), орден Ленина (1967), орден Трудового Красного Знамени (1976), почетный гражданин города Краснодара (1993) и многих других.

М. А. Куликовский скончался 17 октября 1996 г, не дожив до своего 90-летия один месяц, похоронен на Славянском кладбище Краснодара. Память режиссера увековечена. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы: улица в одном из новых районов Краснодара, краевая премия за вклад в развитие культуры и искусства, региональный театральный фестиваль.

Документы М. А. Куликовского поступили на государственное хранение в 1978 г. После научно-технической обработки матери-

алов образована опись на 5 единиц хранения. В 1994 г. состоялось новое поступление материалов, к описи составлено дополнение на 92 единиц хранения. В настоящее время опись составляет 97 единиц хранения за период 1929-1992 гг. и представлена:

- документами о творческой деятельности фондообразователя, в том числе статьями и заметками об актерах и режиссерах, списками спектаклей, документами о постановках;

- материалами об общественной деятельности М. А. Куликовского, в том числе докладами, текстами выступлений, программами заседаний ВТО;

- документами о работе театров страны, в том числе афишами, программами, буклетами;

- перепиской М. А. Куликовского с друзьями и родными;

- биографическими материалами, в том числе автобиографией, характеристиками, членскими книжками и удостоверениями;

- фотографиями.

Личные документы Виталия Сергеевича Смирнова (1909-1984) собраны в описи № 8. Заслуженный артист Таджикской ССР В. С. Смирнов внес существенный вклад в развитие культуры и искусства Кубани не только как творческий деятель, но и как талантливый организатор и прекрасный менеджер социально-культурной сферы. За годы работы на Кубани ему довелось возглавлять Адыгейский областной драматический театр, Краснодарскую краевую филармонию, Краснодарский театр кукол, быть заместителем начальника Краевого управления культуры. В настоящее время его имя практически забыто, вклад в развитие художественной жизни не обобщен и даже не изучен.

Виталий Сергеевич Смирнов родился 10 апреля 1909 г. в с. Сергиевском Тульской губернии (с 1949 г. это город Плавск Тульской области) [30, л, 3, 6] [31, л. 9]. В 1928 г. окончил школу второй ступени и поступил на режиссерский факультет Ленинградского техникума (института) сценических искусств (см.: [30, л. 14, 18. 20] [31, л. 9-9об]. В 1930-1931 гг. работал ассистентом режиссера Малого государственного академического театра в г. Ленинграде [31, л. 9об, 12-13об].

По окончании института (1932) был помощником режиссера, режиссером, художественным руководителем в разных театрах Ленинграда. С 1939 по 1947 гг. В. С. Смирнов работал в Таджикской ССР художественным руководителем театральных коллективов Сталинабада (Душанбе), главным режиссером Таджикской государственной филармонии (см.: [31, л. 9об] [32, л. 2, 8-12, 15-18, 20-22, 24-27]). Впоследствии возглавлял крупные провинциальные театры страны как художественный руководитель Бобруйского театра музыкальной комедии (1947-1948, Белорусская ССР), Кустанайского областного драматического театра, (1948-1949, Казахская ССР), главный режиссер Петропавловского областного драматического театра (1950-1952, Казахская ССР), Махачкалинского республиканского драматического театра (1952-1953, Дагестанская АССР) (см. [31, л. 7] [32, л. 29-31, 32, 35-37]).

В 1953 г. Виталий Сергеевич Смирнов был переведен в Краснодарский край, работал главным режиссером Адыгейского областного драматического театра (1953-1955), художественным руководителем Краснодарской краевой филармонии (1955-1961), режиссером Краснодарского театра оперетты (19611963), заместителем начальника управления культуры Краснодарского краевого исполнительного комитета (1963-1965) (см. [31, л. 11] [32, л. 51]).

На сцене Краснодарского театра оперетты режиссером В. С. Смирновым осуществлены постановки спектаклей «Под черной маской» (1961) и «Душа солдата» (1963), Л. А. Лядовой; «Севастопольский вальс» (1962) Я. К. Листова и другие.

С 1965 по 1969 гг. Виталий Сергеевич был в должности директора Краснодарского краевого театра кукол [31, л. 22-24].

Находясь на заслуженном отдыхе, В. С. Смирнов, с 1969 г. персональный пенсионер республиканского значения, организовал объединение творческой молодежи Кубани «Радуга». Принимал активное участие в деятельности общественных организаций, возглавил клуб «Кубанский кактусист», а в 1976 г. представлял СССР на съезде кактусоводов в Чехословакии (см.: [31, л. 23-24] [32, л. 55]).

За заслуги в развитии театрального искусства и творческие успехи В. С. Смирнов был удостоен звания заслуженного артиста Таджикской ССР (1945) [31, л. 9-10об, 12об]; награжден орденом Знак Почета, почетными грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР [31, л. 10об].

Виталий Сергеевич Смирнов скончался в 1984 г., похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.

Впервые документы В. С. Смирнова поступили на государственное хранение в 1983 г. в россыпи. После проведенной научно-технической обработки документов в 1986 г. была составлена опись № 8 на 106 единиц хранения. В 1992 г., когда родственники Виталия Сергеевича передали новые материалы, произведено дополнение к описи на 13 единиц хранения. В настоящее время опись включает в себя 129 единиц хранения за 1922-1985 гг. и представлена:

- документами творческой деятельности фондообразователя, в том числе программами спектаклей, афишами, документами о постановках, рецензиями на спектакли;

- режиссерскими материалами по подготовке спектаклей;

- биографическими материалами В. С. Смирнова, в том числе автобиографией, листками по учету кадров, приказами, справками с работы, документами о туристических поездах за границу;

- репертуарными справочниками;

- подборкой номеров журнала «Театр»;

- фотографиями.

Личные документы Валентины Константиновны Смирновой (1924-1965) - великолепной актрисы с трагической судьбой -представлены в описи № 9.

Короткая и яркая жизнь Валентны Смирной могла бы стать сюжетом романа. Актриса родилась 30 января 1924 г. в Краснодаре, окончила среднюю школу № 2, Краснодарское музыкальное училище имени Н. А. Рим-ского-Корсакова по отделению фортепиано и вокала одновременно [33, л. 1, 3, 4], подавала большие надежды как музыкант. А в 1946 г., как это часто случалось с детьми городской интеллигенции, «дочь врага народа» была

Смирнова Валентина Константиновна (1924-1965)

выслана из родного города в Центральную Азию. Работала певицей и концертмейстером в Таджикской республиканской филармонии, актрисой Сталинабадского областного театра [33, л. 15].

Вместе с мужем В. С. Смирновым она переходит в Кустанайский областной (1948), в Петропавловский областной (1950), затем в Махачкалинский республиканский драматический театр (1952).

После реабилитации отца актриса получила возможность вернуться в Краснодар: поступив в 1953 г. в труппу Краснодарского театра драмы имени М. Горького, В. К. Смирнова прослужила там до своей смерти. Из множества сыгранных на этой сцене ролей наиболее ярким стали Ирина Дубравина («Огненный мост» Б. С. Ромашова, 1953), Анюта Цветкова «Когда цветет акация» Н. Г. Винникова, 1957), Диана («Собака на сене» Лопе де Вега, 1958), Валя («Иркутская история» А. Н. Арбузова, 1960), Катарина («Укрощение строптивой»

В. Шекспира, 1963) [33, л. 17]. Смирнова была первой исполнительницей роли Нины в знаменитом спектакле М. А. Куликовского «Маскарад» (1963), принесшем ей всеобще признание и подлинную любовь зрителей [34, л. 60].

Трагическая случайность оборвала ее жизнь 4 сентября 1965 г. Будучи на отдыхе в одном из санаториев Геленджика, В. К. Смирнова оступилась на лестнице. Полученная при падении травма головы оказалась смертельной (см. подроб.: [3, с. 73-77]). Весь город провождал актрису в ее последний путь. На могиле (Славянское кладбище Краснодара) установлен лаконичный памятник с бронзовым барельефом актрисы и строками кубанского поэта В. Б. Бакалдина:

На сцене умирая столько раз,

Ты говорила нам, что жизнь бесценна...

Но занавес упал, и свет погас,

И безвозвратно опустела сцена.

Любви и скорби вечные слова

Живут в сердцах, в которых ты жива.

Впервые документы В. К. Смирновой поступили на государственное хранение в 1984 г. от ее мужа В. С. Смирнова. После научно-технической обработки материалов в 1991 г. была образована опись на 10 единиц хранения. В 2009 г. личный фонд Валентины Константиновны пополнился биографическими материалами ее родителей, а также личными записными книжками, в опись были дополнительно внесены 2 единицы хранения. В настоящее время в описи представлены следующие документы за 1924-1965 гг.:

- материалы о творческой деятельности фондообразователя: театральные программы, афиши;

- стихи, посвященные В. К. Смирновой;

- биографические материалы родителей фондообразователя;

- биографические материалы В. К. Смирновой, в том числе записные книжки, некрологи;

- фотографии.

В описи № 10 представлены документы Валентины Иосифовны Птушенко, сценический псевдоним - Тинваль (1902-1997)-

балерины и педагога. Ее судьбе посвящен краеведческий очерк Т. Ф. Березняка, опубликованный совсем недавно (см.: [2]), но при этом имя В. И. Птушенко практически не известно на Кубани.

Валентина Иосифовна Птушенко родилась в феврале 1902 г. в Екатеринодаре в семье учителей [35, л. 1]. В годы учебы в Кубанском Мариинском женском институте (1912-1918), параллельно основным занятиям с 1914 г. посещала уроки балета в студии Лидии Соля-ник-Краса [36, л. 2-4].

В 1919 г. переехала в Харьков, чтобы заниматься балетным мастерством под руководством Юлии Седовой, одной из ведущих балерин Императорского Мариинского театра. Однако закончить обучение не удалось, из-за наступления Красной Армии Седова эмигрировала в Париж [36, л. 5, 7]. Птушенко вернулась в Краснодар, продолжала образование в Екатеринодарском музыкальном училище, в Кубанской консерватории, которую окончила по классу хореографии в 1921 г. Валентина Иосифовна работала в Зимнем театре, в театре Политотдела ПОПРМА-9, где танцевала и занималась постановкой балетных номеров в спектаклях на классическую и революционную тематику. В тот же период в Зимнем театре была создана Государственная балетная школа, где и стала преподавать В. И. Птушенко [36, л. 6-7].

В 1922 г. вместе с группой краснодарских артистов была на повышении квалификации в Москве, в балетной студии под руководством Э. И. Элирова [36, л. 15]. В 1923 г. В. И. Птушенко, вновь в Краснодаре, давала частные уроки хореографии, затем с коллективом «Жар-птица» (Ростов-на-Дону) гастролировала по Югу России и Кавказу [36, л. 19]. Преподавала пластику, ритмику и хореографию в Краснодарском музыкальном техникуме (1925-1930), а также участвовала в спектаклях многочисленных гастрольных трупп [35, л. 3]. Работала в Сухумском музыкальном училище (1930-1932), в Московском государственном эстрадно-хореографическом техникуме (1932-1935), Московском институте физической культуры (1935-1937) [36, л. 19-20].

В 1936 г. муж Валентины Иосифовны был ложно обвинен в государственной измене

и репрессирован. Ее, как «жену врага народа», выслали из Москвы. Вернувшись на Кубань, В. И. Птушенко находилась под постоянным контролем органов внутренних дел.

После начала Великой Отечественной войны Валентина Иосифовна окончила ускоренные курсы медицинских сестер и работала в госпиталях, выступала в составе концертных групп перед ранеными и бойцами [36, л. 20]. Пережив оккупацию Краснодара, В. И. Пту-шенко возвратилась в Москву, где вновь занималась преподаванием и была балетмейстером Оперной студии при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского [36, л. 22].

В 1948 г. последовал арест и ссылка в лагеря Архангельской области; в 1953 - освобождение и реабилитация. Последний период жизни В. И. Птушенко прошел в Москве, где она работала преподавателем хореографии и ритмики в школах, интернатах, дворцах пионеров [36, л. 14].

Документы Валентины Иосифовны Птушенко поступили на государственное хранение в 1997 г. В настоящее время в описи 13 единиц хранения за 1908-1997 гг.:

- материалы творческой деятельности фондообразователя, в том числе афиши спектаклей, рисунки, наброски, эскизы театральных костюмов;

- воспоминания В. И. Птушенко о своей жизни, работе в сфере хореографии, о периоде репрессий 1930-х гг.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- биографические материалы, в том числе справки с работы, удостоверения, трудовая книжка;

- переписка В. И. Птушенко с друзьями;

- фотографии.

Опись № 11 содержит документы Нагли Михаила Владимировича (1926-2012) - заслуженного деятеля искусств РСФСР, выдающего режиссера и педагога.

Михаил Владимирович родился 29 сентября 1926 г. в Ленинграде, в семье театральных деятелей, его отец - Владимир Наумович Нагли - возглавлял Государственный театр драмы имени А. С. Пушкина, знаменитую Александринку [37, л. 1]. В 1938 г. его арестовали по ложному обвинению, и он сгинул в сталинских лагерях. Достоверных сведений о

Нагли Михаил Владимирович (1925-2012)

его судьбе семья не имела долгие годы. Арестантским этапом он шел вместе с актером Г. С. Жжёновым, «пути их пересеклись под Усть-Кутом, в жутком месте для переселенцев и заключенных. Уже на Колыме Жжёнов узнал, что на одном пересылочном пункте умер Нагли» [41, с. 91]. Много лет спустя, уже в Краснодаре, Ф. П. Зырянов расскажет М. В. Нагли историю о последних днях жизни его отца, услышанную на Колыме от В. А. Козина [41, с. 494].

В годы Великой Отечественной войны Михаил Владимирович находился в блокадном Ленинграде, в 1942 г. был эвакуирован Ленинск-Кузнецкий, где поступил учиться в Горный техникум. Трудовая деятельность началась в 1943 г. в шахте имени Кирова, где он работал помощником машиниста, токарем [73, л. 1,5].

В 1949 г. под руководством народного артиста СССР Л. С. Вивьена окончил режиссерское отделение Ленинградского государственного театрального института имени Н. А. Островского.

В 1950-1953 гг. М. В. Нагли работал режиссером Тамбовского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, поставив ряд спектаклей, в том числе «Зыковы» М. Горького, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого [37, л. 1, 1об, 5]. В 1953-1968 гг. - как режиссер Оренбургского областного театра драмы создал спектакли по пьесам «Океан» А. П. Штейна, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Лес» А. Н. Островского, «Ночь ошибок» О. Гольдсмита, «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега [37, л. 26-28]. В оренбургский период М. В. Нагли был награжден почетным званием заслуженный артист РСФСР (1964) [37, л. 6].

По приглашению М. А. Куликовского, под руководством которого М. В. Нагли недолго работал в Оренбурге, режиссер в 1968 г. переезжает в Краснодар и становится режиссером драматическом театре имени М. Горького, в котором служил вплоть до 1989 г. [37, л. 1об, 6]. На краснодарской сцене Михаилом Владимировичем поставлено около 50 спектаклей, в том числе «Отелло» В. Шекспира (1970), «Дама-невидимка» П. Кальдерона (1972), «Волки и овцы» А. Н. Островского (1973), «Пражский жених» А. П. Папаяна (1973), «Судьба» П. Л. Проскурина (1975), «Мораль пани Дуль-ской» Г. Запольской (1979), «Царь Федор Иоан-нович» А. К. Толстого (1981), «Моя профессия - сеньор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тара-буцци (1984) и другие.

За большой вклад в развитие театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1977 г. М. В. Нагли присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР [7, ст. 399].

С 1985 г. до своей смерти М. В. Нагли преподавал на кафедре театральной режиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (в 1990-1998 гг. - заведующий кафедрой, с 1992 г. профессор) [37, л. 6-7], воспитав множество специалистов, ныне работающих в сфере профессионального искусства и народного творчества Юга России.

В 1993 г. М. В. Нагли возглавил Театр ветеранов сцены Творческого объединения «Премьера» - единственный в стране коллектив, чья труппа состояла из артистов, вынужденных в силу возраста покинуть театр [37, л.

49]. Первой премьерой театра был спектакль «Ах, Замоскворечье! Ох, Замоскворечье!» по пьесе А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг - алтын». Программы, подготовленные коллективом, - «Берегите любовь!», «Слава русскому флоту!», «Нам дороги эти позабыть нельзя!», «Ты же выжил, солдат», «Я жизнь за все благодарю» и многие другие - стали событием в культурной жизни Краснодарского края.

Михаил Владимирович Нагли скончался в 25 апреля 2012 г. в Краснодаре, похоронен на Славянском кладбище [38, л.1].

Документы М. В. Нагли поступили на государственное хранение в 2002 г. Первоначальная опись (20 единиц хранения) в 2014 г. дополнена материалами некрологов, это составило 21 единицу хранения - документы за период 1948-1995, 2012 гг.:

Использованная литература:

1. Бардадым В. П. Самородок // Театральный листок: этюды театральной жизни. Краснодар: Краснодарское кн. из-во, 1984. С. 113-116.

2. Березняк Т. Ф. Про кубанцев знаменитых - незаслуженно забытых. Краснодар: Здравствуйте!, 2003.

3. Вайль Д. П. Живущая в сердцах // Живые портреты. Вчера - сегодня - завтра. Краснодар: Просвещение-Юг, 2006. Вып. 2. С. 73-77.

4. Вайль Д. П. Однажды... Михаил Куликовский и другие. Краснодар: Б. и., 2006.

5. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960.

№ 36.

6. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962.

№ 30.

7. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1977.

№ 23.

8. Винников Н. Г. Большой спектакль // Большевик. 1943. 21 нояб. С. 2.

9. Водопьянова Т. Г. «Я - счастливый человек!» Известная актриса о том, как случай меняет жизнь: интервью / записала Е. Пономарева [Электронный ресурс] // Аргументы и факты - Юг. 2016. 3 нояб. URL: http://www. kuban.aif.ru/culture/details/ya_-_schastlivyy_chelovek_ izvestnaya_aktrisa_o_tom_kak_sluchay_menyaet_zhizn (дата обращения: 04.03.19).

10. Гендлин В. В. История одной улыбки // Коммерсантъ Власть. 2005. № 36. С. 82.

11. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1589.

12. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 1. Д. 79.

13. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 1. Д. 84.

14. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 1. Д. 85.

- материалы творческой деятельности фондообразователя, в том числе статьи из периодической печати, программы спектаклей и концертов;

- биографические материалы М. В. Нагли, в том числе листок по учету кадров, копии трудовых книжек, характеристики;

- почетные грамоты;

- фотографии.

***

Таким образом, фонд Р-1609 «Личные фонды работников театров Кубани» Государственного архива Краснодарского края представляет собой уникальный информационный ресурс, обладающий значительной историко-культурной ценностью. Введение в научный оборот этих материалов может способствовать полноценной реконструкции истории художественной жизни региона.

References:

1. Bardadym, V. P., Samorodok [Nugget], In Teatral'nyy listok: etyudy teatral'noy zhizni. Krasnodar: Krasnodarskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1984, pp. 113-116.

2. Bereznyak, T. F., Pro kubantsev znamenitykh - nezasluzhenno zabytykh [About Famous Kubanians -Undeservedly Forgotten], Krasnodar: Zdravstvuyte!, 2003.

3. Vayl', D. P., Zhivushchaya v serdtsakh [Living in Hearts], In Zhivyye portrety. Vchera - segodnya - zavtra, Krasnodar: Prosveshcheniye-Yug, 2006, no. 2, pp. 73-77.

4. Vayl', D. P., Odnazhdy... Mikhail Kulikovskiy i drugiye [Once Upon a Time ... Mikhail Kulikovsky and Others], Krasnodar: no publ., 2006.

5. Bulletin of the Supreme Soviet of the Russian Sovest Federal Socialist Republic, 1960, no. 36.

6. Bulletin of the Supreme Soviet of the Russian Sovest Federal Socialist Republic, 1962, no. 30.

7. Bulletin of the Supreme Soviet of the Russian Sovest Federal Socialist Republic, 1977, no. 23.

8. Vinnikov, N. G., Bol'shoy spektakl' [Big performance], Bol'shevik, Novemder 21, 1943, pp. 2.

9. Vodop'yanova, T. G., «Ya - schastlivyy chelovek!» Izvestnaya aktrisa o tom, kak sluchay menyayet zhizn': interv'yu ["I Am a Happy Human Being!" A Well-Known Actress about How Chance Changes Lives: an interview], E. Ponomareva, Interviewer, Argumenty i fakty - Yug, November 3, 2016, http://www.kuban. aif.ru/culture/details/ya_-_schastlivyy_chelovek_izvestnaya_ aktrisa_o_tom_kak_sluchay_menyaet_zhizn. Accessed March 04, 2019.

10. Gendlin, V. V., Istoriya odnoy ulybki [The Story of One Smile], Kommersant Vlast', 2005, no. 36, pp. 82.

11. State Archive of the Krasnodar Region [GAKK], Fund R-1589.

12. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 1, File 79.

15. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 1. Д. 86.

16. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 2. Предисловие.

17. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 4. Д. 2.

18. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 4. Д. 6.

19. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 3.

20. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 13.

21. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 14.

22. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 15.

23. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 17.

24. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 19.

25. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 5. Д. 21.

26. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 6. Предисловие.

27. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 7. Д. 17.

28. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 7. Д. 18.

29. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 7. Д. 19.

30. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 8. Д. 112.

31. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 8. Д. 113.

32. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 8. Д. 114.

33. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 9. Д. 5.

34. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 9. Д. 6.

35. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 10. Предисловие.

36. Государственный архив Краснодарского края .Ф. Р-1609. Оп. 10. Д. 11.

37. Государственный архив Краснодарского края .Ф. Р-1609. Оп. 11. Д. 7.

38. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1609. Оп. 11. Д. 21.

39. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1611.

40. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1671.

41. Зырянов Ф. П. Мои года - мое богатство. Краснодар: Советская Кубань, 1998.

42. Коваленко Т. В. Горький в театре Горького: страницы истории краснодарской художественной жизни // Кавказские маршруты Максима Горького: сб. науч. ст. Краснодар: Экоинвест, 2018. С. 164-178.

43. Коваленко Т. В., Архангельский Ю. Е., Найденко М. К. « ..Снова зазвучали произведения свободного советского искусства»: театр в культурной жизни Краснодарского края 1943-

13. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 1, File 84.

14. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 1, File 85.

15. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 1, File 86.

16. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 2, Forewords.

17. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 4, File 2.

18. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 4, File 6.

19. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 3.

20. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 13.

21. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 14.

22. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 15.

23. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 17.

24. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 19.

25. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 5, File 21.

26. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 6, Forewords.

27. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 7, File 17.

28. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 7, File 18.

29. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 7, File 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 8, File 112.

31. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 8, File 113.

32. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 8, File 114.

33. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 9, File 5.

34. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 9, File 6.

35. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 10, Forewords.

36. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 10, File 11.

37. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 11, File 7.

38. State Archive of the Krasnodar Region, Fund R-1609, Inventory 11, File 21.

39. State Archive of the Krasnodar Region, Fund

R-1611.

40. State Archive of the Krasnodar Region, Fund

R-1671.

41. Zyryanov, F. P., Moi goda - moye bogatstvo [My Years Are my Wealth]. Krasnodar: Sovetskaya Kuban', 1998.

42. Kovalenko, T. V., Gor'kiy v teatre Gor'kogo: stranitsy istorii krasnodarskoy khudozhestvennoy zhizni [Gorky in the Gorky Theater: Pages of the History of the Krasnodar Artistic Life], In Kavkazskiye marshruty Maksima

1945 гг. // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 4. С. 81-88.

44. Колесников А. Г. Евгения Белоусова. Судьба актрисы - судьба жанра. М.: Театралис, 2004.

45. Куликовский Л. М. Человек с улыбкой в сердце: театральный байки. Краснодар: Б. и., 2017.

46. Малахова С. И. Театр и пресса: катастрофа отношений (сценическая жизнь одного театрального спектакля в кривом зеркале краевой прессы) // Кубань. Проблемы культуры и информатизации. 2001. № 2. С. 34-37.

47. Малахова С. И. Театр эпохи Куликовского. Краснодар: Традиция, 2016.

48. Театральная энциклопедия: В 5-ти т. / гл. ред. С. С. Мокульский, П. А. Марков. М.: Советская энциклопедия, 1961-1967.

49. Шишман С. С. «Свадьба Кречинского» // Советская Кубань. 1944. 27 сент. С. 2.

Gor'kogo: Sel. Sci. Papers, Krasnodar: Ekoinvest, 2018, pp. 164-178.

43. Kovalenko, T. V., Arkhangel'skiy, Yu. E., and Naydenko, M. K., « ...Snova zazvuchali proizvedeniya svobodnogo sovetskogo iskusstva»: teatr v kul'turnoy zhizni Krasnodarskogo kraya 1943-1945 gg. [«Again Sounded Works of Free Soviet Art»: Theater in the Cultural Life of the Krasnodar Region in the 1943-1945»], Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii, 2018, no. 4, pp. 81-88.

44. Kolesnikov, A. G., Evgeniya Belousova. Sud'ba aktrisy - sud'ba zhanra [Evgenia Belousova. The fate of the actress - the fate of the genre], Moscow: Teatralis, 2004.

45. Kulikovskiy, L. M., Chelovek s ulybkoy v serdtse: teatral'nyy bayki [Man with a Smile in his Heart: Theatrical Tales], Krasnodar: no publ., 2017.

46. Malakhova, S. I., Teatr i pressa: katastrofa otnosheniy (stsenicheskaya zhizn' odnogo teatral'nogo spektaklya v krivom zerkale krayevoy pressy) [Theater and Press: Relationship Catastrophe (The Stage Life of a Theater Performance in a Curved Mirror of a Regional Press)], Kuban'. Problemy kul'tury i informatizatsii, 2001, no. 2, pp. 34-37.

47. Malakhova, S. I., Teatr epokhi Kulikovskogo [Theater era Kulikovskogo], Krasnodar: Traditsiya, 2016.

48. Teatral'naya entsiklopediya [Theater Encyclopedia], In 5 vols, S. S. Mokul'skiy and P. A. Markov, Eds., Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1961-1967.

49. Shishman, S. S., «Svad'ba Krechinskogo» ["Krechinsky's Wedding"], Sovetskaya Kuban', September 27, 1944, pp. 2.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Коваленко, Т. В. Неопубликованное. Личные фонды деятелей театрального искусства в Государственном архиве Краснодарского края [Электронный ресурс] / Т. В. Коваленко, В. Ю. Петренко // Наследие веков. - 2019. - № 1. - С. 14-32. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2019/03/2019_1_Kovalenko_Petrenko.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Kovalenko, T. V. and Pertenko, V. Yu, Neopublikovannoye. Lichnyye fondy deyateley teatral'nogo iskusstva v Gosudarstvennom arkhive Krasnodarskogo kraya [Unpublished. Personal Funds of Theatrical Artists in the State Archives of the Krasnodar Region], Nasledie vekov, 2019, no. 1, pp. 14-32. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2019/03/2019_1_ Kovalenko_Petrenko.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.