Научная статья на тему 'В двух шагах от дома. Воспитание подростков средствами массового дворового спорта'

В двух шагах от дома. Воспитание подростков средствами массового дворового спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВОРОВЫЙ СПОРТ / ПРОЕКТ КЛУБНОГО ДВИЖЕНИЯ / СПОРТ КАК СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ / НАСТАВНИЧЕСТВО / YARD SPORT / PROJECT OF CLUB MOVEMENT / SPORTS AS THE CONTENT OF ADOLESCENT ACTIVITY / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов Игорь Витальевич

Один из способов занять детей интересным делом дворовые спортивные клубы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В двух шагах от дома. Воспитание подростков средствами массового дворового спорта»

В ДВУХ ШАГАХ ОТ ДОМА

Воспитание подростков средствами массового дворового спорта

Игорь Витальевич Колесов,

президент регионального общественного фонда содействия развитию дворовых видов спорта «Лидер» микрорайона Марьино города Москвы

Как дети проводят свой досуг? Этот вопрос волнует не только учителей, но и родителей. Дискотеки, уличные «тусовки» — весьма типичные сегодня для подростков способы времяпрепровождения. Но если рядом есть интересный детям взрослый с идеями и с энергией, то ребячий досуг становится эффективной формой воспитания, а зачастую и профессионального самоопределения. И никаких особых средств не надо. То, о чём рассказывает автор, доступно каждому городу и селу.

С помощью воспитателей, активистов-общественников дворовые и уличные спортивные клубы могут быть созданы везде. Обсудите эту тему на августовском педсовете, право же, она того достойна.

• дворовый спорт • проект клубного движения • спорт как содержание деятельности подростков • наставничество

Перечень условий, необходимых для успешного развития и становления личности подростка, можно найти во всех популярных изданиях по психологии и педагогике. Но большая часть из них касается основного жизненного пространства подростка — семьи и школы. А ведь у детей есть ещё обжитая и любимая ими площадка — двор со своим коллективом, своими правилами жизни, со своими формами занятости, причём далеко не всегда созидательными.

Бесспорно, главнейшую роль в жизни ребёнка играет семья.

В семье берёт начало зарождение качеств, с которыми человек продолжает свой жизненный путь, формируется система ценностей, мировосприятие.

Затем ребёнок приходит в школу, где при поддержке взрослых учится проявлять самостоятельность, в разных видах деятельности удовлетворять свои интересы и потребности. В эти годы мало кто из подростов не интересуется спортом, не пробует себя в этом специфическом виде творчества. Вот здесь-то и нужен детям ещё один значимый взрослый — организатор внешкольных занятий, руководитель детских спортивных коллективов.

В последние пять лет в нашей стране появились тенденции возрождения массового спорта. Это подтверждает государственный проект: Министерство спорта разработало несколько лет назад федеральную программу развития массового спорта на 2006—2015 годы. Именно массового, ориентированного на всё население и прежде всего — на молодёжь. Одна из форм массовости — спортивный досуг,

отвечающий потребностям каждого человека. Именно такая форм досуга способна воспитать у населения страны потребность в здоровом образе жизни, занять молодёжь интересным для неё делом.

Этой идее служат спортивные клубы — не фитнес-клубы для избранных, а доступные каждому и в первую очередь школьникам, независимо от объёма кошелька их родителей. Клубы объединяют любителей разных видов спорта, в них дети не только занимаются спортом, но и общаются.

Лет десять назад в Юго-Восточном административном округе Москвы родилось детское спортивное движение «Выходи во двор — поиграем!». В этой идее я видел модель, в основе успешной деятельности которой — союз трене-ра-педагога, родителей и ребёнка. Реализовалась идея в развитии клубов (секций) во дворах, в досуговых помещениях по месту жительства. Содержанием деятельности стали современные массовые виды спорта для детей, подростков и молодёжи, организация спортивных соревнований, турниров, чемпионатов, праздников.

Для воплощения этого авторского проекта потребовались месяцы упорного труда, желание всеми силами избежать формализма. Так обретал я «опыт, сын ошибок трудных»...

Я рос в то время, когда при наших ЖЭКах работали педагоги-организаторы, которые отдавали нам всю душу, проводили соревнования районные, окружные, городские, «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Папа, мама, я — спортивная семья». Помню всероссийские соревнования, на которые съезжались победители всех союзных и автономных республик. Помню, как нас вовлекали в эти клубы по месту жительства: бывало, только зайдёт тренер в класс с сообщением о том, что идёт набор, скажем, в секцию дворового хоккея, как все ломились записываться. В то время не было платных «услуг», нас не захлёстывала негативная информация, молодёжь стремилась к здоровому образу жизни, и вся страна смотрела матчи по хоккею с шайбой, по футболу с участием великих звёзд того времени: Харламова, Михайлова, Петрова, Третьяка и других, кто приносил стране первые места на чемпионатах мира и олимпиадах. Тогда каждому мальчишке нужен был только маленький толчок, им и становился приход тренера-педаго-га в школу.

Наш тренер был для нас кумиром, мы хотели поскорее стать чемпионами, а он заставлял нас брать лопаты, убирать снег, заливать каток и чистить лёд. Наша спортивная площадка во дворе была для нас общей драгоценностью, и не дай Бог, кто-то из подростков что-нибудь испортит, сломает — весь двор бежал на восстановление...

В лихие 90-е всё было выставлено на продажу, в том числе и спорт, нравственная установка на здоровый образ жизни размыта «зависимостями», что во многом и сказалось на тех подростках, с которыми мы начали заниматься в начале 2000 года. У ребят той поры полностью отсутствовали такие понятия, как уважение к старшим, забота о младших, а о том, что они должны заботиться о своей площадке, ухаживать за ней, — и речи не шло. Меня поражало, что даже родители относились к этому совершенно спокойно. Общество поразил вирус потребительства.

Разрабатывая проект по развитию клубного движения, взяли за основу опыт пионерской организации, адаптировав это массовое детское движение к современным условиям и потребностям современных детей. Проект «Выходи во двор — поиграем!» ориентирован на развитие массового спорта и впоследствии стал движением, включил, помимо массовых видов спорта, привлекательные для подростков конкурсные мероприятия.

Приоритетные направления нашей деятельности сегодня —

• клубы, но открытых площадках во дворах:

> хоккей с шайбой в зимнее время,

а весной, летом осенью — роллеркей;

> уличный баскетбол;

• клубы в досуговых помещениях:

> черлидинг (группы поддержки спортивных команд);

> детский фитнес;

• журналистика (новое направление с сентября 2008 г.);

• работает также секция стрит-танцев.

Такое разнообразие занятий привлекает детей и подростков разных возрастов. Мы даже придумали для каждого возраста названия: дети

6 — 9 лет — это «выходишки», 10 — 12 лет -----

«дворята», 13—15 лет — «игровики 1»,

16—17 лет — «игровики 2», 18 лет и старше — «мастера».

Знаковую роль в сплочении детей сыграла корпоративная культура нашей общественной организации: есть свой гимн, атрибутика, печатные органы, разработан корпоративный этикет, которому дети с удовольствием следуют.

Мне как профессиональному хоккеисту в недавнем прошлом помог трёхлетний стаж обучения мастерству в Америке, опыт работы в спортивно-массовой структуре в управе района. Там мы организовали турниры «Золотая шайба». В конце 90-х в Москве во дворах спортивных площадок было мало. Но тем не менее нам удалось провести турнир, организовать две хоккейные команды, даже пригласили олимпийского чемпиона по хоккею Сергея Ба-бинова. Владислав Третьяк передал детям аудио-письмо, что было приятным для нас сюрпризом. Тогда-то и пришло решение создавать дворовые клубы. Стали заниматься набором детей в секцию. А где заниматься? В школу попасть трудно — директора пускали неохотно, да и охранники препятствовали. Приходилось говорить: «Управа беспокоит.», чтобы войти в школу.

В 2003 году программа Юго-Восточного административного округа Москвы «Выходи во двор — поиграем!» получила большой общественный резонанс, была поддержана средствами массовой информации. Сегодня призыв «Выходи во двор — поиграем!» звучит в каждом районе г. Москвы. Мы вышли на новый уровень, привлекаем детей не только по дворовому признаку. Нашим лозунгом становится «Мы верим в каждого!».

.Первое, что я ощущал, войдя в класс, — необходимо внести интригу: очень важно первое сказанное тобой слово.

— Добрый день, чемпионы! — здоровался я с ребятами. — У нас на площадке работает

секция. Я тренер. На нашей площадке занимаются такие же весёлые, энергичные ребята, как и вы. Они тренируются, забивают голы и получают за это призы. Кто хочет стать такими же, как наши ребята, — забивать голы, получать призы?

Для этого нужно взять ручку и записать информацию: «Родительское собрание состоится во вторник». А когда придёте домой, скажите родителям: «Мама, папа, я хочу быть звездой хоккея, но для этого вам надо прийти на родительское собрание!» А затем записаться в секцию, проявить упорство и труд, потому что без труда не выловить и рыбку из пруда.

Это рождает у детей интерес, а позже интерес появляется и у родителей.

И вот подросток участвует в первых тренировках, в первых играх. Все дети разные, у каждого свой характер, свои особенности — многие не привыкли к командным правилам. Узнать ребёнка за короткое время очень сложно. Понял я, что помочь в этом может постоянное общение с семьёй подростка, сотрудничество с нею. Позже я понял, как много значит позиция родителей в привлечении детей к спорту. Так и возник этот прочный созидательный треугольник — «тренер — родители — дети». Перед каждым тренером и менеджером ставится серьёзная задача — установить контакты с родителями каждого ребёнка. При приёме в секцию проводим обязательное собеседование с родителями, не менее четырёх раз в год — родительские собрания, ежемесячно индивидуальные собеседования, в каждой группе создаются родительские комитеты.

Это даёт возможность вовлечь родителей в жизнь детей, сделать их не только активными участниками спортивных занятий, но и пропагандистами здорового образа жизни. Они становятся участниками всех мероприятий, создают собственные команды категории «Мастера», проявляют инициативу в совершенствовании материальнотехнической базы спортивных клубов, становятся спонсорами нашего участия в международных проектах.

Такие контакты придают подросткам дополнительный стимул: дети видят, что их интересы разделяет семья, а тренер поддерживает самые дружеские отношения с их домашними. Это даёт чувство защищённости, уверенности.

Для разных возрастов детей мы выстроили систему поощрений. Например, маленьким и начинающим в конце каждой тренировки даём положительную оценку, в конце каждого турнира вручаем победителю медаль, остальным сувениры.

Устойчивость отношений с семьёй позволила ввести наставничество как залог надёжности клуба, индивидуального профессионального роста юного спортсмена; совместное с родителями обсуждение возможных вариантов будущего детей. Для лучшей мотивации подростков мы разработали систему оценки, благодаря которой побуждаем ребят к некоему внутреннему соревнованию. В клубах установлено капитанство — дежурство, разработаны обязательные правила: каждый ребёнок по графику приходит раньше всей группы, готовит площадку и раздевалку. Во время тренировок проводит разминку, помогает тренеру. Во время построения после тренировки подводятся итоги дежурства. Это делает ребёнка более ответственным, воспитывает лидерство, стимулирует активность. Мы стараемся подводить итоги каждого спортивного события, оценивать действия детей, хвалить их при родителях.

Занятия спортом для некоторых ребят стали основой профессионального выбора. Придя в клуб «выходишкой», ребёнок постепенно идёт по возрастным ступенькам к «дворятам», к «игровикам, а затем поднимается на ступеньку «мастера». Может стать тренером (конечно, при соответствующей профессиональной подготовке), затем дорасти до менеджера клуба, главного менеджера, управляющего несколькими клубами.

Такие примеры у нас есть. Например, Ярослав Петров пятнадцати лет стал вратарём клуба «Лидер» (Люблино), помощником тренера Марата Хафизова. Роллеркеем он занимается четвёртый год, три раза в неделю выводит на площадку самых маленьких — «выходишек»

В прошлом году в летнем лагере Ярослав работал уже помощником руководителя.

Сергей Титов четырнадцати лет — нападающий клуба «Лидер» (Выхино-Жулебино), помощник

тренера. В клубе четыре года. Сначала сферой интересов был хоккей. Затем подросток стал успешным игроком в роллер-кей на всех турнирах. Сегодня подопечные Сергея — ребята 5—7 лет, которые только встали на роликовые коньки.

Евгений Фейгин четырнадцати лет — нападающий клуба «Лидер». Организаторские способности проявил в канун подготовки к летней кампании. В спортивном лагере также был активен, выполнял функции помощника.

У нас есть серьёзные достижения в развитии детского спорта по мету жительства. Восемь лет назад хоккей на роликах был в новинку в России и в Москве. В 2009 году во многом благодаря нашему спортивному движению создана профессиональная Федерация роликового хоккея Москвы. Благодаря этому виду спорта у дворовых команд появилась возможность круглогодичных занятий. Роликовые хоккеисты дворовых команд принимают участие в международных соревнованиях.

Президент России Дмитрий Медведев на одном из заседаний президиума Госсовета заявил о том, что «невозможно создать здоровую нацию, если не развивать массовый спорт в стране. И подчеркнул, что массовый спорт реальнее всего развивать по месту жительства. Концепция клубной деятельности дворовых команд, спортивное движение «Выходи во двор — поиграем!» как нельзя лучше вписывается в потребности страны в этой сфере.

Нам повезло: правительство Москвы оказало помощь, что и позволило сделать серьёзный прорыв в развитии этого общественного движения. Сегодня с полным правом можно сказать, что оно выполняет ещё и сверхзадачу — занять ребят делом — массовым, бесплатным, находящимся в двух в двух шагах от порога своего дома. Воспитательное значение, влияние на детвору трудно переоценить: рядом со спортом безделью в жизни подростков места нет. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.