УДК 34 ББК 67
В ЧЕМ СУТЬ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТИ И ИЗДАНИЯ АДРЕСНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ?
(АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ —
ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ)
ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра (НИЦ) по проблемам организации деятельности органов внутренних дел Академии управления МВД России.
НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук и канд. юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Дополнительно совм. с докт. юр. наук Ф.П. Васильевым планируют разрабатывать проекты 72 часовых программ для обучения (переподготовки) внештатных сотрудников правоохранительных органов по соответствующим направлениям и регулирования их деятельности (МВД, Росгвардии, ФССП, ФТС, ФСИН, ФСО, военной полиции и др.);
НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА БЕРЕЖКОВА, помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска (см. публикации по проблемам образования, деятельности правоохранительных органов и госслужбы - свыше 30работ);
ДЕНИС НИКОЛАЕВИЧ НОВИКОВ,
слушатель Академии управления МВД России, подполковник полиции.
В рамках выпускного диссертационного исследования (инициатор предложения, см. публикации за 2017 г.);
ВЕНИАМИН НИКОЛАЕВИЧ ШАШКАРОВ, доцент Военного университета Минобороны России, г. Москва, кандидат юридических наук. СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА АНОХИНА, профессор кафедры административного права Барнаульского ЮИМВД России,
кандидат юридических наук, подполковник полиции ЭМИЛЬ ЮСИФОВИЧ МАМЕДОВ, Заместитель начальника ОУУП и ПДН ОП-3 УМВДРоссии по г. Астрахань, подполковник полиции , адъюнкт (1 курса) заочного обучения
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. действительно, ныне правопорядок и безопасность при наличия прямых угроз личной безопасности недопустимо без пересмотра основных нормативных правовых актов (НПА) , регламентирующих исполнения госфункций и привлечения общественных формирований (граждан РФ). И издание адресного характера НПА и предлагаемого авторского варианта (всего семь) проекта постановления Правительства России представляет правильности, требующий в последующем в закономерном порядке пересмотра конкретных НПА и ФЗ, изданных за последние годы (2014-2017). В авторских суждениях (см. перечень их трудов 2012-2017 гг.) выдвигаются достаточно неординарного характера предложения. Так, в целях недопущения присутствия «карманных» надзорных органов Ф.П. Васильевым предлагается передать Ространснадзор в ведение МВД России (а передача других в ведение Президента России) или же о необходимости издания Указа Президента России об особенностях взаимодействия правоохранительных органов в области обеспечения правопорядка и безопасности. Несомненно авторские суждения будут весьма интересными и полезными не только для науки и читателям, но и законодателям.
Ключевые слова: безопасность, внештатный сотрудник, время, выдвижение, госслужба, запрет, добровольность, муниципальный, полиция, резерв, Росгвардия, полиция, правоохранительный, ФСБ, ФСИН, ФССП, ходатайство.
Annotation. actually, now law and safety with the presence of the straight threats of personal safety it is inadmissible without the revision of the basic normative lawful reports (NPA) , of regulating performances gosfunktsiy and attraction of public formations (citizens RF). And the publication of address nature NPA and proposed author's version (only seven) of the project of the decision of
the government of Russia presents correctness, that requires subsequently in the regular order the revision of concrete NPA and FZ, published in recent years (2014-2017). In the author's judgments (see the enumeration of their works 2012-2017 yr.) are advanced sufficiently uncommon nature propositions. Thus, for purposes of the non-admission of the presence "pocket" nadzornykh organs F.P. By Vasil'yev he is proposed to transmit Rostransnadzor into conducting MVD of Russia (but the transfer of others to conducting of the President of Russia) or about the need of publishing the President's Decree of Russia about the special features of the cooperation of law-enforcement agencies in the region of providing law and safety. Undoubtedly author's judgments will be completely interesting and useful not only for the science and to the readers, but also to legislators.
Keywords: safety, freelancer, time, advancement, gossluzhba, prohibition, voluntariness, municipal, the police, reserve, Rosgvardiya, the police, law-enforcement, the FSB, FSIN, FSSP, petition.
Разработанный проект «Типовое Положение о внештатном сотруднике правоохранительного органа» — Постановление Правительства Российской Федерации разработан под редакцией и руководством доктора юридических наук Васильева Федора Петровича с участием:
Проект постановления:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от «_»_2017 ГОДА «Об
утверждении Положения о внештатных сотрудниках правоохранительных органов»
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
Правительство России
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое:
Типовое положение о внештатном сотруднике правоохранительных органов»1 (далее - Положение).
2. В целях обеспечения реализации соответствующих законов Российской Федерации (федеральных законов), в процессе обеспечения работы с внештатными сотрудниками правоохранительных органов руководителям соответствующих органов власти всех уровней дополнительно следует:
а) руководствоваться Распоряжением Президента России от 4 мая 2011 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (28 апреля 2011 г. Пр-1168.);
б) взаимодействовать с территориальными органами МВД России для обеспечения ведения Единого федерального реестра внештатного сотрудника правоохранительных органов.
3. Минобрнауки России и руководители соответствующих федеральных государственных органов в соответствии Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» утверждают совместными приказами соответствующие тематические программы обучения (тестирования)
внештатных сотрудников правоохранительных органов.
Обучение, переподготовка внештатных сотрудников соответствующих правоохранительных органов осуществляется государственными и иными негосударственными образовательными организациями на основе договора с правоохранительными органами или по личной инициативе самих граждан Российской Федерации с указанными образовательными организациями.
4. Министерству финансов России и местным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по мере согласования с соответствующими правоохранительными органами разрешить вопросы выделения дополнительных бюджетных средств (ассигнований) в установленном порядке, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации для социальной поддержки (стимулирования) внештатных сотрудников названных правоохранительных органов.
5. Руководителям указанных правоохранительных органов и местным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, привести в соответствие с данным Постановлением ранее изданные ведомственные нормативные правовые акты по части регламентирующих деятельность внештатных сотрудников правоохранительных органов.
6. Контроль за исполнением данного Постановления осуществляется Правовым департаментом Правительства Российской Федерации.
6.1. Правовому Департаменту Правительства России совместно с заинтересованными лицами (разработчиками данного Постановления) подготовить проекты предложений для внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы и указы Президента России, регламентирующие деятельность общественных формирований правоохранительной направленности (внештатных сотрудников правоохранительных органов (полиции), в том числе в области природоохранной деятельности (Росприроднадзор).
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общие положения:
1. Настоящее Положение разработано на основа-
нии Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»; Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и устанавливает порядок привлечения, оформления и деятельности в России внештатных сотрудников правоохранительных, органов: прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел и военной полиции Минобороны России, таможенных органов, органов государственной охраны (ФСО), Ро-сгвардии, органов исполнения уголовных наказаний, судебных приставов (ФССП), СК России (далее - правоохранительные органы).
2. В целях обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется право привлекать в установленном порядке для внештатной работы граждан Российской Федерации, не состоящих в штате названных органов, подразделений, войск.
3. В качестве внештатных сотрудников правоохранительных органов, (далее - внештатные сотрудники) могут привлекаться на добровольных началах граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту трудовой (служебной) деятельности, учебы, имеющие, как правило, среднее или высшее образование (преимущественно правового образования), правовых знаний по соответствующим направлениям, активно участвующие в общественной жизни, способные по своим деловым, правовым и моральным качествам, умеющим успешно выполнять поставленные перед ними задачи.
4. Внештатные сотрудники оказывают правоохранительным органам содействие в проведении мероприятий по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и решению других задач на общественных началах в свободное от работы или учебы время.
5. Деятельность по руководству внештатными сотрудниками осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об участии граждан в охране правопорядка», Федерального закона «Об основах профилактики правонарушений» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ о защите от ЧС), федеральных законов о транспортной и дорожной безопасности, и других федеральных законов, регулирующих пресечение тех или иных противоправных действий (правонарушений), а также обеспечение безопасности (ФКЗ и ФЗ, законов РФ и законов субъектов Российской Федерации), настоящего Положения, иных
актов законодательства Российской Федерации.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВНЕШТАТНЫМИ СОТРУДНИКАМИ
6. Работу с внештатными сотрудниками ведут сотрудники соответствующих вышеназванных правоохранительных органов, которым данная работа вменена в должностные обязанности.
Руководители территориальных правоохранительных органов субъектов Российской Федерации в установленном порядке разрешают вопросы финансово-материального стимулирования (поддержки активных внештатных сотрудников. В том числе с местными и муниципальными органами и иными работодателями).
7. Закрепление за сотрудником подразделения правоохранительных органов внештатного сотрудника производится приказом руководителя соответствующего территориального правоохранительного органа.
8. На подразделения правоохранительного органа возлагаются:
8.1. обеспечение взаимодействия с трудовыми, учебными коллективами, штабами добровольных дружин и другими общественными организациями (формированиями) по вопросам подбора внештатных сотрудников;
8.2. распределение внештатных сотрудников и организация их работы в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой;
8.3. осуществление контроля за работой подчиненных с внештатными сотрудниками, оказание им практической помощи, выявление и распространение передового опыта, обеспечение законности, оценка состояния работы с внештатными сотрудниками и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
8.4. по согласованию с руководителем территориального органа, разрешает вопросы обучения правовой и физической подготовки (переподготовки) внештатных сотрудников в образовательных организациях в установленном порядке. Внештатный сотрудник (гражданин РФ), вправе проходить переподготовку самостоятельно на основе индивидуального договора с соответствующей образовательной организацией и получение свидетельства о прохождении курсов2, выдаваемое образовательной организацией установленного образца.
9. Внештатный сотрудник правоохранительного органа, участвовавший в охране общественного порядка или обеспечении той или иной безопасности не менее трех лет на добровольной основе, обладает в преимущественном порядке для приема прохождения на ту или иную государственную, военную, правоохранительную службу Российской Федерации в установленном порядке.
Подтверждающим документом для приема на государственную службу является, выдаваемая характеристика-ходатайство, подписанная непосредственным сотрудником (руководившим) правоохранительного
органа и руководителем данного территориального правоохранительного органа, заверенная гербовой печатью территориального органа.
ПОРЯДОК ПОДБОРА
И ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ
10. Подбор внештатных сотрудников осуществляется из числа служащих, работников, студентов высших учебных заведений, обучающихся средних специальных учебных заведений, достигших 18 летнего возраста, добровольных дружинников, безработные граждане, состоящие на учете в территориальном социальном органе, а также из числа пенсионеров, как правило, бывших работников правоохранительных органов, органов МЧС России, ФСО, ФСИН и ФСБ России, органов прокуратуры, дознания и следствия, пограничной службы ФСБ и Росгвардии, военнослужащих Минобороны России.
Прием в качестве внештатного сотрудника правоохранительного органа оформляются граждане в преимущественном порядке по месту временного или постоянного жительства.
В работе по подбору внештатных сотрудников правоохранительные органы опираются на помощь государственных и иных организациях, образовательных организациях, добровольных дружин.
11. Правовая грамотность и правосознание, деловые и моральные качества кандидатов во внештатные сотрудники в течение одного месяца устанавливаются сотрудниками соответствующих правоохранительных органов.
Территориальные органы (должностные лица) вправе на первоначальном этапе принять решение о приеме по результатам проведенного тестирования, разработанного соответствующими образовательными организациями на основе обращений данного территориального органа.
В перечне тестирования внимание должно быть уделено вопросам общеправовым, угроз безопасности, личной и иной безопасности с учетом характеристики направлений деятельности данного ведомства (подразделения, службы) и региона (местности).
12. По завершению изучения правовой грамотности, деловых и моральных качеств кандидата во внештатные сотрудники сотрудник, ведущий работу с внештатными сотрудниками, докладывает об этом в установленном порядке руководителю соответствующего территориального правоохранительного органа. При этом прилагаются:
• личное заявление кандидата о зачислении его внештатным сотрудником;
• рекомендация по месту трудовой (служебной, бытовой) деятельности, образовательной и иной организации, добровольной дружины;
• автобиография;
• две фотокарточки размером 3 х 4 см;
• справки соответствующих медицинских уч-
реждений об отсутствии ограничений или противопоказаний для работы с гражданами;
• заключение сотрудника, проводившего изучение кандидата3.
13. Окончательное решение о зачислении кандидата внештатным сотрудником принимает руководитель правоохранительного органа, органа или подразделения по чрезвычайным ситуациям, органа пограничной службы Российской Федерации после проведенного с кандидатом собеседования и подписания распоряжения.
Кандидату разъясняется о том, что он как внештатный сотрудник обязан добросовестно выполнять свои обязанности, способствовать укреплению авторитета данного правоохранительного органа, соблюдать законодательство Российской Федерации, быть вежливым в обращении с гражданами, внимательно относиться к их обращениям, заявлениям и жалобам.
Итоговое зачисление кандидата внештатным сотрудником производится приказом руководителя соответствующего территориального правоохранительного органа.
14. Предварительно внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца по форме (приложение 1) и соответствующие атрибутики (нагрудный знак с соответствующей символикой и жетон-номерной знак), разработанные федеральным территориальным органом по данному субъекту Российской Федерации.
Удостоверение подписывается руководителем соответствующего территориального правоохранительного органа.
Удостоверение и атрибутики внештатному сотруднику выдаются сроком на один год и по мере необходимости продляется на такой же срок.
Учет выданных внештатным сотрудникам удостоверений и атрибутик ведется в специальном журнале, находящемся в кадровом аппарате соответствующего правоохранительного органа, в котором отмечаются номер удостоверения и жетона, фамилия, имя, отчество внештатного сотрудника, его получившего, дата выдачи удостоверения, сведения о продлении срока действия удостоверения или о его изъятии.
При этом каждый внештатный сотрудник письменно предупреждается о недопустимости разглашения охраняемых законами Российской Федерации сведений, а также о недопустимости разглашении тех или иных сведений, событий, действий, связанных с деятельностью внештатного сотрудника в электронных и иных телекоммуникационных сетях «Интернет».
За данные противоправные действия он несет ответственность в установленном порядке в рамках действующих законов Российской Федерации.
15. На каждого внештатного сотрудника заводится личное дело, в котором хранятся документы, перечисленные в настоящего Типового положения, а также выписка из приказа руководителя соответствующего территориального правоохранительного органа о за-
числении его внештатным сотрудником, сведения о поощрениях и иные материалы, характеризующие внештатного сотрудника и отражающие результаты его работы.
Личное дело внештатного сотрудника хранится в соответствующем территориальном правоохранительном органе в установленном порядке, и правил для хранения секретных документов (служебного пользования).
16. При переезде внештатного сотрудника на постоянное место жительства или в другую местность руководитель правоохранительного органа, издает приказ о его отчислении. Удостоверение и атрибутики внештатного сотрудника изымаются и уничтожаются по акту. Личное дело хранится в течение 3 лет, а затем уничтожается в установленном порядке.
При получении запроса от государственных органов, связанного с оформлением на государственную службу, личное дело направляется в установленном порядке для служебных документов.
17. Внештатные сотрудники, не желающие работать и обратившиеся с заявлением об освобождении от обязанностей в связи с болезнью или по иным причинам, лишающим возможности продолжать работу, а также в случаях ненадлежащего исполнения своих обязанностей, отчисляются из состава внештатных сотрудников. Заявление о прекращении работы как внештатного сотрудника, гражданин подает за пять дней до принятия решения.
Решение об отчислении оформляется приказом руководителя соответствующего правоохранительного органа.
Личное дело внештатного сотрудника, отчисленного по основаниям, указанным в настоящем пункте, а также сданное им удостоверение уничтожаются в установленном порядке.
РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ
18. Общее руководство деятельностью внештатных сотрудников осуществляют непосредственно аттестованные сотрудники структурных подразделений правоохранительных органов, за которыми данные внештатные сотрудники закреплены. Руководство заключается в планировании их работы, постановке им задач, обучении методике и тактике охраны общественного порядка, предупреждения и раскрытия преступлений, проведении с ними воспитательно-образовательной работы.
19. Работа внештатных сотрудников, имеющих постоянные поручения, планируется, как правило, ежеквартально. Такие планы внештатные сотрудники разрабатывают под непосредственным контролем и при участии сотрудника, за которым они закреплены.
20. Конкретное поручение внештатному сотруднику дает, как правило, тот сотрудник данного правоохранительного органа, за которым внештатный сотрудник закреплен. Содержание поручения определяется
должностными обязанностями такого сотрудника и не может выходить за их пределы.
При получении поручения внештатный сотрудник при необходимости информируется об оперативной обстановке, инструктируется о способах и методах решения поставленных перед ним задач. При этом особое внимание обращается на необходимость соблюдения законности, прав и свобод человека - гражданина.
21. Должностным лицам, запрещается давать внештатному сотруднику поручения, не отвечающие требованиям настоящего Положения. И не разрешается поручать им самостоятельное производство действий, составляющих исключительную компетенцию данного (иного) правоохранительного органа.
22. Запрещается знакомить внештатных сотрудников с документами, имеющими грифы секретности, совершенно секретно и ДСП, касающихся для данного или иного ведомства.
23. Каждый сотрудник правоохранительного органа (подразделения, службы), за которым закреплен внештатный сотрудник, постоянно контролирует работу последнего, проверяет качество и полноту составляемых внештатным сотрудником документов, объективность и достоверность сообщаемых им сведений.
Все положительные примеры и характерные недостатки в деятельности внештатных сотрудников обобщаются и учитываются в дальнейшей работе с ними.
24. Процессы обучения внештатных сотрудников формам и методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями осуществляется в процессе их инструктирования, при осуществлении контроля за их работой и подведением ее результатов, а также на специальных занятиях, проводимых по утвержденным руководителем структурного подразделения правоохранительного органа темам и программам.
Отдельные специальные (групповые) занятия с внештатными сотрудниками проводятся не реже одного раза в полугодие. На занятиях изучаются основы уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, деятельность данного правоохранительного органа (направлений служб) формы и методы борьбы с правонарушениями, наработанный положительный опыт.
Для проведения тех или иных занятий с внештатными сотрудниками могут приглашаться работники республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, квалифицированные специалисты различных отраслей науки и хозяйства. На данных занятиях кроме этих знаний, следует уделять внимание вопросам правосознания и патриотического воспитания.
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ВНЕШТАТНОГО СОТРУДНИКА
25. Внештатный сотрудник правоохранительных органов в процессе исполнения своих обязанностей на добровольной основе обязан:
25.1. активно участвовать в мероприятиях, проводимых данным правоохранительным органом, по охране общественного и иного порядка и борьбе с правонарушениями (административных и уголовных);
25.2. выполнять поручения в установленный срок и в порядке, определяемом сотрудником, за которым он закреплен;
25.3. защищать честь, достоинство, а также права и законные интересы граждан. Знать и соблюдать общеустановленные этические нормы и правила поведения, лица пресекающего противоправные действия.
25.4. в пределах своих полномочий оказывать помощь сотрудникам соответствующих правоохранительных органов в пресечении противоправных посягательств и иных антиобщественных действий;
25.5. немедленно информировать сотрудников соответствующих правоохранительных органов о ставших ему известными подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях;
25.6. в случае необходимости обеспечивать охрану места происшествия с целью сохранения следов правонарушения - преступления, других вещественных доказательств до прибытия сотрудников соответствующих органов и подразделений, войск;
25.7. принимать меры по оказанию неотложной медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии;
25.8. принимать участие в спасении людей, имущества и в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
25.9. иметь правовую грамотность и правосознание и неукоснительно соблюдать законность, быть тактичным и вежливым в обращении с гражданами;
25.10. правильно понимать угрозы терактов, экстремизма и иных опасных современных явлений (данной местности, региона);
25.11. иметь при себе жетон, удостоверение внештатного сотрудника и предъявлять его по требованию граждан или должностных лиц.
26. Внештатный сотрудник правоохранительных органов имеет право:
26.1. требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений - противоправных действий;
26.2. требовать от правонарушителей общественного порядка предъявления или иного установленного порядка, документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
26.3. принимать действенные меры для пресечения правонарушений, противоправных действий и в исключительных случаях с целью предотвращения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, доставлять правонарушителей в соответствующие правоохранительные органы;
26.4. при пресечении правонарушений - противо-
правных действий изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей незамедлительной передачей их в соответствующие правоохранительные органы;
26.5. применять имеющиеся в личном пользовании газового, электрошокового оружия или состоящую на учете в клубе собаководстве собаку в соответствии предписанных законами Российской Федерации правил и ограничений их применения;
26.6. получать в установленном порядке возмещение транспортных расходов, произведенных при выполнении поручений правоохранительных органов.
Одновременно внештатному сотруднику правоохранительного органа запрещается:
26.7. исполнять несвойственные функции, которые не предписаны в прямой внештатной должностной инструкции;
26.8. спекулировать и злоупотреблять своими должностными полномочиями;
26.9. задвигать и требовать по своему усмотрению от граждан, не имеющих к фактам правонарушениям;
26.10. оглашать информацию и давать интервью без непосредственного сотрудника правоохранительного органа, который руководит его деятельностью;
26.11. использовать (применять) личную документацию (атрибутику), форменной одежды (в случае их получения), не связанную с выполнением общественно-должностных обязанностей.
МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ВНЕШТАТНЫМ СОТРУДНИКАМ
27. Внештатные сотрудники правоохранительных органов, оказывающие активное содействие на добровольной основе в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями (по соответствующим направлениям службы, подразделения, должностного лица данного правоохранительного органа), могут поощряться руководителями указанных органов, подразделений, войск.
Поощрение осуществляется на основе ходатайства непосредственного руководителя.
28. Все виды поощрений внештатных сотрудников устанавливаются в соответствии с законодательством.
29. В исключительных случаях внештатные сотрудники, особо отличившиеся в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, представляются к государственным наградам, а также наградам субъекта Российской Федерации и муниципалитета и других ведомств.
30. За ненадлежащее исполнение обязанностей к внештатным сотрудникам на основании мотивированного рапорта сотрудника правоохранительного органа, закрепленного за внештатным сотрудником, могут применяться следующие взыскания:
• предупреждение;
• замечание;
• исключение из состава внештатных сотрудников.
Учет и оценка работы внештатных сотрудников
31. В целях единого регулирования в области дисциплины, работа каждого внештатного сотрудника учитывается в лицевом счете.
Ведение лицевого счета возлагается на сотрудника правоохранительного органа, закрепленного за внештатным сотрудником. В нем отражаются мероприятия (часовой график), к проведению которых привлекался внештатный сотрудник, время, затраченное на участие в таких мероприятиях и на выполнение отдельных поручений, указываются результаты проведения таких мероприятий и выполнения поручений. Лицевой счет приобщается к личному делу внештатного сотрудника.
32. Оценка работы внештатного сотрудника дается в характеристике, составляемой не реже одного раза в год сотрудником правоохранительного органа. В характеристике внештатного сотрудника отмечаются его деловые качества, достигнутые с его помощью результаты в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями, факты проявления им инициативы, активности и настойчивости при выполнении поручений, а также выявленные недостатки и принятые меры по их устранению. В характеристике формулируются выводы о целесообразности дальнейшего сотрудничества с данным внештатным сотрудником.
Характеристика подписывается непосредственным сотрудником (руководителем), руководящим внештатным сотрудником и утверждается руководителем соответствующего структурного подразделения правоохранительного органа. Основные ее положения и выводы доводятся до сведения внештатного сотрудника.
Приложение 1 к Типовому положению о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов.
ОБРАЗЕЦ УДОСТОВЕРЕНИЯ внештатного сотрудника
Примечания:
1. Обложка удостоверения изготавляется из ледерина коричневого цвета, защитная сетка - светло-коричневая, в развернутом виде удостоверение имеет размер 6 х 18 см.
2. В удостоверении после слов «является внештатным сотрудником по» указывается название соответствующей службы.
3. Рукописный текст заполняется чернилами.
Конкретный образец удостоверения утверждается приказом соответствующего федерального органа Российской Федерации.
Данный проект постановления авторами подготовлены кроме указанных нормативно-правовых актов с учетом норм федеральных законов об обороне о безопасности, о прокуратуре РФ, о полиции, о военной полиции и др.
Изложенные нормы и суждения авторы обосновывают также с учетом изданных ими научных трудов по проблемам правоохранительной и правоприменительной деятельности. Что исполнение определенных государственных функций (Т. С. Лятифова) в области поддержания правопорядка и обеспечения той или иной безопасности в условиях наличия прямых угроз личной безопасности участников правоотношения и в их предотвращении, предупреждении (профи-лактики)невозможно без участия граждан. Тем более внештатные сотрудники правоохранительных органов (полиции в МВД России и Минобороны) должны играть ключевую роль и их стимулирование (финансирование) ныне проблематичны (Д.Н. Новиков). Эти и другие правовые аспекты, способствуют развитию обеспечению должной безопасности на местах на должном уровне.
Литература
1. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф., Орехова Л.М., Лятифова Т.С МВД России как основной субъект реализации требований президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан.//Вест-ник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 231-235.
2. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научнотеоретическое толкование в административном праве на современном этапе //.Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 146-152
3. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в россии . этические нормы и присяга // Монография / Москва, 2015.
4. Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Яковлева В.В Толкование о правовой помощи в административном праве России.//Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 191-194.
5. Лятифова Т.С. Обеспечение прав и свобод человека в ходе исполнения правоохранительными органами государственных функций //В сборнике: Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2013. С. 258-263.
6. Бережкова Н.Ф. Осуществление прокурорского надзора в области образования //Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 77-78.
7. Бережкова Н.Ф., Николаев А.Г., Шашкаров В.Н. Каким должно быть современное правовое воспитание военнослужащих и граждан в системе Минобороны России?//Научно-ин-формационный журнал Армия и общество.
2015. № 3 (46). С. 32-36.
8. Бережкова Н.Ф.Юридическое образование и этические нормы //Алтайский юридический вестник. 2013. № 2. С. 8-11.
9. Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Новиков Д.Н. Административно - правовое регулирование вопросов профилактики правонарушений в России и есть - ли проблемы их совершенствования? // В сборнике: Право как основа современного общества Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 37-49.
10. Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Новиков Д.Н. Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимость их совершенствования // Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 87-100.
11. Васильев Ф.П. Современные особенности токования о взаимодействии правоохранительных органов в россии и необходимость их совершенствования // Инновационная наука. 2017. Т. 2. № 3. С. 102-110.
12. Васильев Ф.П., Долинко В.И., Сукиасян А.А. Административно-правовое регулирование вопросов промышленной безопасности опасных производственных объектов в России и их необходимость совершенствования //Матрица научного познания. 2017. № 3. С. 237-282.
13. Васильев Ф.П. О необходимости совершенствования вопросов обеспечения транспортной безопасности и образования в России // Алтайский юридический вестник. 2016. № 15. С. 61-67
14. Васильев Ф.П. Научно-практическое толкование правового положения военной полиции Министерства обороны России // Вопросы российского и международного права. 2015. № 6-7. С. 25-49.
15. Васильев Ф.П. Научно-практическое толкование об особенностях административно-правового регулирования и организации деятельности современной военной полиции Минобороны России в области обеспечения правопорядка // Крымский научный вестник. 2015. № 5-3. С. 99-112.
16. Новиков Д.Н. Административно-правовой статус внештатного сотрудника полиции в си-
стеме МВД России и ее совершенствования // Д.Н. Новиков// Международный научный журнал «Инновационная наука». - Уфа: Аэ-терна, 2017. - 3-2. - 130-136с.
17. Новиков Д.Н. Органы внутренних дел как субъект организации контроля за деятельностью внештатного сотрудника полиции // Д.Н. Новиков// Международный научный журнал «Инновационная наука». - Уфа: Аэтерна, 2017. - 3-2. - 136-140.
1 Примечания:
1. В данном случае под правоохранительными органами (кроме МЧС России) следует считать территориальные органы и их подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти: МВД России, ФСО России, Следственного комитета России, органов прокуратуры РФ, пограничные войска ФСБ, ФССП, ФСИН России, ФТС России. А также подразделения и службы военной полиции Минобороны и пограничных войск ФСБ России.
2. Термин «внештатный сотрудник полиции» употребляется в подразделениях и службах военной полиции в системе Минобороны и МВД России и в их территориальных органах. А в иных федеральных органах соответственно термины соответствующего ведомства: «внештатный сотрудник Следственного комитета России», «внештатный сотрудник ФСИН России», «внештатный сотрудник Росгвардии» и т.д.
3. В области правоприменительной деятельности, по части составления тех или иных процессуальных документов внештатные сотрудники полиции осуществляют только при присутствии непосредственного сотрудника соответствующего правоохранительного органа, который руководит и направляет деятельность данного внештатного сотрудника.
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти - названных правоохранительных органов, дополнительно утверждают ведомственные положения о внештатных сотрудниках с учетом привлечения (использования) граждан Российской Федерации на добровольной основе по тем или иным направлениям деятельности ведомства, в области обеспечения безопасности.
2 Обучение в образовательных организациях общее количество часового обучения должно составлять не мене 72 часов, включая дистанционное образование, установленное в соответствии с требованиями ФЗ об образовании в Российской Федерации.
3 Должностные лица соответствующих правоохранительных органов также вправе учитывать как предоставленные отдельные (дополнительные) поручительства, составленные отдельными должностными лицами соответствующего государственного или иного органа, общественных формирований.