Научная статья на тему 'В.А. ФРОЛКИН - СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

В.А. ФРОЛКИН - СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / РЕНЕССАНС / ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ В СССР / В.А. ФРОЛКИН / MUSIC / RENAISSANCE / IRON CURTAIN / MUSICOLOGY IN THE USSR / V.A. FROLKIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисов Б.П.

Виктор Александрович Фролкин был советским ученым, который в условиях «железного занавеса» создавал научные исследования, опирающиеся на глобальные информационные ресурсы. Это был его подвиг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A. FROLKIN - SOVIET SCIENTIST, RESEARCHER OF MUSICAL CULTURE OF THE RENAISSANCE: TO THE EIGHTH ANNIVERSARY OF BIRTH

Victor Alexandrovich Frolkin was a soviet scientist who, in the conditions of the Iron Curtain, created scientific research based on global information resources. It was his feat.

Текст научной работы на тему «В.А. ФРОЛКИН - СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

ОБЗОРЫ

УДК 008 Б.П. БОРИСОВ

В.А. ФРОЛКИН - СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Борисов Борис Петрович, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Краснодарского государственного института искусств (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 33), borisb50@mail.ru

Аннотация. Виктор Александрович Фролкин был советским ученым, который в условиях «железного занавеса» создавал научные исследования, опирающиеся на глобальные информационные ресурсы. Это был его подвиг.

Ключевые слова: музыка, Ренессанс, железный занавес, музыковедение в СССР, В.А. Фролкин.

UDC 008 B.P. BORISOV

V.A. FROLKIN - SOVIET SCIENTIST, RESEARCHER OF MUSICAL CULTURE OF THE RENAISSANCE: TO THE EIGHTH ANNIVERSARY OF BIRTH

Borisov Boris Petrovich, Doctor of Sciences in Philosophy, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), borisb50@mail.ru

Abstract. Victor Alexandrovich Frolkin was a soviet scientist who, in the conditions of the Iron Curtain, created scientific research based on global information resources. It was his feat. Keywords, music, Renaissance, Iron Curtain, musicology in the USSR, V.A. Frolkin.

Наука, как и искусство, не знает простых человеческих рождения и смерти. Действительная жизнь научных открытий устремлена в вечность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что выдающиеся достижения научной мысли и художественной фантазии переживают своих творцов, сохраняя свою ценность и значимость на многие десятилетия после того, как создавшие их авторы уходят из этого мира.

26 февраля 2020 года Виктору Александровичу Фролкину, кандидатская диссертация которого стала подлинным прорывом в советском музыкознании1, исполнилось бы 80 лет. Трагическая случайность, свершившаяся весной 2013 года, унесла жизнь выдающегося исследователя и педагога, труды которого составили в советско-российском музыкознании важную веху в изучении культуры эпох Возрождения, барокко и рококо.

Ученый, создававший работы в области изучения западноевропейской музыкальной культуры, в условиях информационного «железного занавеса» сумел сделать, казалось бы, невозможное. Он не только сам изучил малодоступный для советского человека предмет, но ввел в широкий оборот открытой печати целый пласт, до той поры

1 См.: Фролкин, Виктор Александрович. Органно-клавирная школа Испании эпохи Ренессанса: композиторское творчество, исполнительская практика, педагогика: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1982. 235 с.

№ 1 (76), 2020

"Обзоры "

недоступной советскому читателю информации об этой культуре. Более того, показал всему миру, что в СССР, причем, не только в столичных центрах, но и в провинции все-таки имеет место освобожденная от идеологически-тенденциозного подхода гуманитарная наука, исследование искусства, адекватное не эстетике соцреализма, а мировым стандартам.

Сохранившаяся к настоящему времени переписка В.А. Фролкина с зарубежными учеными-искусствоведами, музыкантами-исполнителями и педагогами, бережно хранимая С.П. Фролкиной, насчитывает более 400 писем. По содержанию это, главным образом, ответы на просьбы Виктора Александровича о помощи в обретении доступа к отсутствующим в СССР информационным источникам: книгам, научным статьям, диссертационным исследованиям и нотным изданиям.

Если судить о том, как осуществлялись названные контакты, заостряя внимание прежде всего на проявлениях искренней заинтересованности со стороны зарубежных ученых и специалистов, руководителей общественных объединений, к которым обращался В.А. Фролкин с просьбами о помощи и содействии в осуществлении своих научных исследований, - зарубежные респонденты в основном вполне адекватно понимали «политическую ситуацию в СССР», откликались на просьбы, пересылая, чаще всего бескорыстно, материалы книг и статей, причем, как правило, прежде всего уникальные экземпляры своих собственных работ (как - в «бумажном варианте», так и посредством микрофильмирования). Насколько это было возможно, Виктор Александрович также отвечал на просьбы коллег, удовлетворяя информационные потребности последних, в частности, посылая им (доступные в СССР) печатные издания.

Впрочем, ученые, к которым В. А. Фролкин обращался с просьбами о помощи в сборе материала для научных его работ, далеко не всегда видели существенное различие между «спецификой СССР» и той, которая имела место, допустим, в Западной Европе или США. Очень многие западные исследователи, даже в 70-80-е годы ХХ столетия, полагали, что положения со свободой слова и свободой в сфере коммуникации в СССР и на Западе являются аналогичнымии. В коллекции писем мы находим значительное число сообщений (причем не только от частных лиц, но также и от организаций), в которых предлагается те или иные информационные материалы, например, купить или получить бесплатно, но при непременном соблюдении условия оплаты расходов по пересылке; иногда предлагали заплатить членские взносы либо осуществить оплату подписки на соответствующие периодические издания и т.п. Иными словами, респонденты нередко исходят из фактически некомпетентного представления об актуальной ситуации в СССР.

Вместе с тем, несмотря на совершенно очевидные, временами дававшие себя знать недопонимания и казусы, рождавшиеся контакты (первоначально как деловые) очень часто перерастали в контакты уже неформальные, дружеские. И это, заметим, имело большой положительный эффект. Ведь именно в итоге такого рода взаимопомощи Виктор Александрович Фролкин не только успешно создал уникальное научное исследование, но, более того, открыл для русскоязычного читателя широкий пласт малоизученной в условиях СССР западноевропейской музыкальной культуры, стал ученым действительно мирового уровня известности.

С. П. Фролкина, вдова ученого, в данной связи вспоминает: «Виктором Александровичем [было] издано более 400 научных работ, многие - на иностранных языках. Он знал и переводил с 11 иностранных языков, являлся действительным членом 14 международных научных обществ, ассоциаций и корреспондентом ряда зарубежных периодических издательств. В 1998 году по инициативе ученых г. Оксфорда (Великобритания) его имя было занесено в справочник «Кто есть кто в музыке» [1].

Названный особый, способный реализоваться в своей чистоте только в условиях СССР стиль организации научных исследований, заметим, имел значимость не только

для самого ученого, но также и составил мировую славу Кубани как центра исследований в области музыкальной культуры эпохи Возрождения. Ведь ученый, вступая в научное профессиональное общение с исследователями музыкального искусства в масштабе глобального мира, не единственно позиционировал самого себя, но не менее того также и Краснодарский государственный институт культуры, - вуз, в котором он работал, осуществлял свои научные изыскания, профессором которого он себя в этой переписке определял. Особо подчеркнем, что В.А. Фролкин никогда в переписке с зарубежными коллегами не заявлял о себе как лишь - независимом исследователе, но, безусловно, только как - «профессоре Краснодарского государственного института культуры».

То, что сделал Виктор Александрович Фролкин в масштабе созданного им исследования музыкальной культуры Ренессанса, безусловно, можно определить как научный подвиг, показывающий не только силу духа советских ученых-исследователей, готовых смело идти на риск и даже на жертвы ради достижения целей, которые составят славу советской науке и культуре; но не менее того демонстрирующий, что никакие «железные занавесы» не являются достаточной преградой для ученых, желающих открывать истину, а не творить идеологию.

Литература

1. Фролкина С.П., Шафорост Б.Н. Виктор Александрович Фролкин: страницы биографии // Музыкальная педагогика делающая мир лучше... («Круглый стол» памяти профессора Виктора Александровича Фролкина) / ACA International Scientific Conference Series. Том XXI. Культура в современном мире. Нью-Йорк - Краснодар, 2014. С. 9.

2. Борисов Б.П. «Блик» из истории наукотворчества в СССР // Казачье самообразование. 2020. № 1 (129). С. 3-12.

References

1. Frolkina S.P., Shaforost B.N. Victor Alexandrovitch Frolkin: pages biography // Musical pedagogy making the world a better place... (Professor Viktor Alexandrovitch Frolkin memorial round table) / ACA International scientific conference series. Kultura v sovremennom mire [Culture in the modern world]. New York - Krasnodar, 2014. Vol. XXI. P. 9.

2. Borisov B.P. The «outbreak» from the history of science making in the USSR // Kazachye samoobrazovanie. 2020. № 1 (129). P. 3-12.

УДК 75

С.Л. ДМИТРИЕВА

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА И СТИЛЯ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКА СВЕТЛАНЫ ДЕМКИНОЙ

Дмитриева Светлана Леонидовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры академического рисунка и живописи Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), sveta.italy@mail.ru

Аннотация. Статья является первым опытом научного обобщения творчества краснодарского художника Светланы Демкиной. Автор прослеживает степень влияния русских и зарубежных мастеров на формирование таланта Демкиной, а также выявляет особенности образных характеристик и авторского стиля мастера.

Ключевые слова: искусство Юга России; творчество Светланы Демкиной; особенности индивидуальной манеры в монументально-декоративных и станковых произведениях; специфика образной выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.