Научная статья на тему '«Узри Неаполь. . . »: итальянский живописный альбом середины XIX В. Из собрания Евдокии Петровны кузнецовой'

«Узри Неаполь. . . »: итальянский живописный альбом середины XIX В. Из собрания Евдокии Петровны кузнецовой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕАПОЛЬ / ПУТЕШЕСТВЕННИКИ / КРАСНОЯРСК / ЕВДОКИЯ ПЕТРОВНА КУЗНЕЦОВА / ЖИВОПИСНЫЙ АЛЬБОМ / APLES / TRAVELERS / KRASNOYARSK / EVDOKIA PETROVNA KUZNETSOVA / PICTURESQUE ALBUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комарова Тамара Семеновна

Альбомы с конца XVIII в. стали неотъемлемой частью жизни образованных семейств России. В Сибири альбомная культура появилась в первой половине XIX в. Многие русские путешественники, выезжавшие в Европу, везли с собой профессиональных художников, либо приобретали литографии с видами тех мест, которые посещали. Один из таких альбомов хранится в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. Он принадлежал Евдокие Петровне Кузнецовой, дочери купца 1-й гильдии П.И. Кузнецова. Сувенирный альбом с этнографическими рисунками из быта жизнелюбивого обывателя Неаполя она привезла в Красноярск в 1860-х гг. после длительной поездки по Европе. Е.П. Кузнецова, потомственная почетная гражданка, была одним из самых известных меценатов города. Поэтому бытование альбома в семье человека, имя которого вошло в историю Енисейской губернии, придает особое значение раритету такого рода, отражая образованность, интерес и вкус его владельца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Комарова Тамара Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Behold Naples...”: the Italian Pictorial Album of the mid-19th century from the Collection of Evdokia Petrovna Kuznetsova

Since the late 18th century albums became an integral part of the lives of educated families in Russia. In Siberia album culture appeared in the first half of the 19th century. Many Russian travellers who went to Europe brought professional artists with them, or acquired lithographs with views of places they visited. One of such albums is stored in the fonds of the Krasnoyarsk Regional Museum. It belonged to Avdotya P. Kuznetsova, the daughter of the merchant of the 1st Guild Petr I. Kuznetsov. In the 1860s, after a long trip to Europe she brought to Krasnoyarsk a souvenir album with ethnographic drawings depicting the life of a cheerful inhabitant of Naples. E.P. Kuznetsova, a hereditary honorary citizen, was one of the most famous patrons of the city. Therefore, the existence of the album in the family of a person whose name went down in the history of the Yeniseisk province, attaches particular importance to this kind of rarity, reflecting the education, interest and taste of its owner.

Текст научной работы на тему ««Узри Неаполь. . . »: итальянский живописный альбом середины XIX В. Из собрания Евдокии Петровны кузнецовой»

Т.С. Комарова*

«Узри Неаполь...»: итальянский живописный альбом середины XIX в. из собрания Евдокии Петровны Кузнецовой

DOI: 10.31518/2618-9100-2019-3-8 УДК 94(4) "1850" : 686.82 Выходные данные для цитирования: Комарова Т.С. «Узри Неаполь...»: итальянский живописный альбом середины XIX в. из собрания Евдокии Петровны Кузнецовой // Исторический курьер. 2019. № 3 (5). Статья 8. URL: http ://istkurier. ru/data/2019/ISTKURIER-2019-3-08.pdf

T.S. Komarova*

"Behold Naples...": the Italian Pictorial Album of the mid-19th century from the Collection of Evdokia Petrovna Kuznetsova

DOI: 10.31518/2618-9100-2019-3-8 How to cite:

Komarova T.S. "Behold Naples...": the Italian Pictorial Album of the mid-1941 century from the Collection of Evdokia Petrovna Kuznetsova // Historical Courier, 2019, # 3 (5). Article 8. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-3-08.pdf

Abstract. Since the late 18th century albums became an integral part of the lives of educated families in Russia. In Siberia album culture appeared in the first half of the 19 th century. Many Russian travellers who went to Europe brought professional artists with them, or acquired lithographs with views of places they visited. One of such albums is stored in the fonds of the Krasnoyarsk Regional Museum. It belonged to Avdotya P. Kuznetsova, the daughter of the merchant of the 1st Guild Petr I. Kuznetsov. In the 1860s, after a long trip to Europe she brought to Krasnoyarsk a souvenir album with ethnographic drawings depicting the life of a cheerful inhabitant of Naples. E.P. Kuznetsova, a hereditary honorary citizen, was one of the most famous patrons of the city. Therefore, the existence of the album in the family of a person whose name went down in the history of the Yeniseisk province, attaches particular importance to this kind of rarity, reflecting the education, interest and taste of its owner.

Keywords: Naples; travelers; Krasnoyarsk; Evdokia Petrovna Kuznetsova; picturesque album.

The article has been received by the editor on 25.02.2019.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Альбомы с конца XVIII в. стали неотъемлемой частью жизни образованных семейств России. В Сибири альбомная культура появилась в первой половине XIX в. Многие русские путешественники, выезжавшие в Европу, везли с собой профессиональных художников, либо приобретали литографии с видами тех мест, которые посещали. Один из таких альбомов хранится в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. Он принадлежал Евдокие Петровне Кузнецовой, дочери купца 1-й гильдии П.И. Кузнецова. Сувенирный альбом с этнографическими рисунками из быта жизнелюбивого обывателя Неаполя она привезла в Красноярск в 1860-х гг. после длительной поездки по Европе. Е.П. Кузнецова, потомственная почетная гражданка, была одним из самых известных меценатов города. Поэтому бытование альбома в семье человека, имя которого вошло в историю Енисейской губернии, придает особое значение раритету такого рода, отражая образованность, интерес и вкус его владельца.

Ключевые слова: Неаполь; путешественники; Красноярск; Евдокия Петровна Кузнецова; живописный альбом.

* Комарова Тамара Семеновна, старший научный сотрудник, Красноярский краевой краеведческий музей (Красноярск, Россия), e-mail: kts@kkkm.ru

Komarova Tamara Semenovna, Senior Researcher, Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore (Krasnoyarsk, Russia), e-mail: kts@kkkm.ru

* * *

Интерес к истории Италии, ее городам и достопримечательностям не иссякает по сию пору. Начиная с XIX в. Неаполитанское королевство (в 1861 г. оно присоединилось к объединенному Итальянскому королевству) стало непременным пунктом паломничества многих путешественников, старавшихся посетить юг Италии, чтобы насладиться природным великолепием края, наполненного светом и воздухом, полюбоваться голубой гладью Неаполитанского залива. Вояжеры ехали, чтобы увидеть и две основные достопримечательности Неаполя - Помпеи и Везувий. Неаполь с его старинными виллами, древними руинами, следами застывшей лавы, чередовавшимися с виноградниками, являлся «Меккой» для путешественников и художников. Состоятельные туристы везли с собой профессиональных рисовальщиков, которые должны были запечатлеть исторические достопримечательности, ландшафты, сцены местной жизни; фиксировали приглянувшиеся виды и художники-дилетанты. Те, кто не владел навыками рисования, удовлетворялись рисунками местных художников, чтобы уже по окончании вояжа насладиться воспоминаниями о чарующем городе и его окрестностях. В XIX в. широкое распространение получила печатная графика, преимущественно литография. На неаполитанских набережных у уличных торговцев, в многочисленных мелких лавочках, на распродажах можно было приобрести альбомы или рисованные сувениры на любой вкус с видами городов, пейзажей, с очаровательными этнографическими рисунками из быта жизнелюбивого неаполитанского обывателя. Особенно популярными стали альбомы, объединяющие разносюжетные литографированные работы. Спрос путешественников на такую продукцию привел к развитию художественной жизни Неаполя, любая тема была востребована туристами, поток которых становился с годами все более многочисленным. Многие неаполитанские живописцы зарабатывали на жизнь рисунками, раскрашивая их акварелью, гуашью, создавая разнообразную «экскурсионную» продукцию.

Один из таких альбомов с видами сцен из неаполитанской жизни, хранящийся ныне в фондах Красноярского краевого краеведческого музея1, привезла из путешествия по Европе почетная потомственная гражданка города Евдокия Петровна Кузнецова (1848-1914). Она оставила добрую память о себе не только в истории Енисейской губернии, но и России в целом, вложив значительную часть своего состояния в развитие общественной и культурной жизни. Старшая дочь красноярского купца 1-й гильдии П.И. Кузнецова, Евдокия Петровна получила хорошее домашнее образование. На протяжении большей части своей жизни она являлась одним из наиболее известных меценатов Красноярска. По воспоминаниям современников, это была «редкая женщина», из «щедрой» руки которой только «ленивый» ничего не получал. Более 20 лет она состояла попечителем местного Владимирского детского приюта; членом Общества попечения о начальном образовании и Синельниковского благотворительного общества; почетным членом Общества вспомоществования высшим женским курсам в Петербурге. На свои средства выстроила здание для Владимирского детского приюта в Красноярске, содержала стипендиатов в разных учебных заведениях России; пожертвовала 1000 руб. на постройку здания для Бестужевских курсов в Петербурге. Избиралась председателем Дамского комитета для оказания помощи семьям мобилизованных, раненым и искалеченным солдатам во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Помогала материально Минусинскому музею, одному из лучших в Сибири, и его создателю Н.М. Мартьянову; передала значительную часть своих коллекций Красноярскому городскому музею. В 1900 и 1906 г. устраивала в доме художественные выставки с работами из собственной галереи. Е.П. Кузнецова многие месяцы проживала в Европе, откуда привозила живописные полотна, акварельные рисунки, прекрасные итальянские гуаши2.

1 Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ). Отдел графики. ОФ. 1021.

2 Сысоева Л.А. Во славу любезного Отечества. Семья Кузнецовых в истории Красноярска и России. Красноярск, 2010. С. 83, 85-87.

Судя по карандашной надписи на задней корке альбома «Купленъ в Италш (Неаполъ?) в серединъ 60 годовъ», можно установить дату его приобретения - 1860-е гг. Альбом имеет небольшой формат, облачен в скромный коричневый переплет, с серебряным обрезом, вклеенными листами, скрепленными в блоки; на верхней крышке - рельефные инициалы «Е.К.» (Евдокия Кузнецова). По содержанию рисунков можно сказать, что заполнялся он не единовременно, а в процессе итальянского путешествия.

Итальянский живописный альбом Е.П. Кузнецовой

На первых плотных листах бумаги наклеены литографии небольшого формата с ручной росписью акварелью. Они воспроизводят знаменитые помпейские фрески и мозаики, обнаруженные во время раскопок в доме Фавна в Помпеях (XI в. до н.э.), с изображениями птиц, зверей, сцен охоты, битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием. Некоторые из рисунков со сценами охоты воспроизводились в путевых альбомах с работ гравера L. Majolino и относятся к его известной серии «Pompei» (Помпейские фрески), изданной в 1850 г. В альбоме Е.П. Кузнецовой сохранилось десять таких рисунков, очерченных линейными рамками; часть работ утрачена, о чем свидетельствуют пустые листы. Таким образом, представлен стандартный набор копированных рисунков, пользующихся особым спросом у путешественников.

Следующие 66 листов альбома занимает цикл литографий с жанровыми сценками из повседневной жизни городского люда Неаполя. С ручной раскраской гуашью, покрытой лаком, они представляют многочисленный социальный срез неаполитанского общества. Яркие, расцвеченные работы неизвестного художника (или нескольких художников) с легким налетом любовной ироничности к своим персонажам, а подчас и с состраданием придают особое очарование многим уличным персонажам. Большая часть рисунков выполнена с видом на «курящийся» Везувий и Неаполитанский залив - основные ландшафтные «шедевры» Неаполя. Большинство работ снабжено надписями на итальянском языке.

Повседневная жизнь городских обывателей отразилась в литографиях во всем многообразии жизненных проявлений, листы заполняют десятки участников разных

изображаемых действ. Это многофигурные композиции народных развлечений и быта, трудовой деятельности, семейных сцен. Тут и посетители пиццерий, поедающих макароны; персонаж итальянских комедий Пульчинелла; исполнители зажигательной тарантеллы под стук кастаньет, звуки скрипки и бубна-пандеро; бродячие музыканты с волынками; оборванный рассказчик с книгой, который собирает на набережной любителей чтений, чем и кормится; продавцы зелени, мороженого, пончиков, холодной воды; моряки и рыбаки; носильщики и точильщики; переполненные экипажи с людьми, следующие из города Резины в Неаполь и обратно; фуры с винными бочками; сюжеты на религиозные темы (католические нищенствующие монахи-францисканцы, священники-каноники) - словом, весь спектр жизни и атмосферы портового города. Художник подметил не только быт простолюдинов Неаполя, но и их позы, жесты, мимику, отчего человеческие фигурки очень динамичны, забавны и в то же время реалистичны. Как тут не вспомнить, в качестве дополнения к рисункам, отрывок из широко известной поэмы русского поэта первой половины XIX в. Ивана Петровича Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже», которая принесла ему литературную славу. Главная героиня, помещица Акулина Курдюкова из Тамбова, отправившаяся путешествовать по Европе, передает свои впечатления в живой, своеобразной речи «французско-тамбовским» языком, мешая русские и французские слова и фразы. Забавны, а порою эпатажны ее иронические зарисовки всего увиденного, в частности в Неаполе: «Муравейник настоящий // Ле Неаполь: вдруг гремящий // Пролетит кабриолет // И с полдюжины везет [...] // Тут варятся макароны, // И руками их едят [...] // Тут кричат, поют и свищут, // Тут бранятся, а тут ищут// Друг у друга в голове [...] // А мусье Полишинель (персонаж французского кукольного театра. - Т.К.), // Как хотите, иммертель! (бессмертен. -Т.К.) // Тут монахи, тут солдаты, // Шум, движенье, суета // И такая пестрота.»3.

В одежде городских простолюдинов художником точно подмечены этнографические детали национальных костюмов представителей разных сословий города, такие же яркие и красочные, как сама природа юга Италии. Особенно хороша в своем расшитом костюме жительница из городка Прочида (с острова Искья близ Неаполя. - Т.К.). Но не только праздную сторону быта неополитанцев отразил автор рисунков. Здесь и тяжкий труд носильщиков грузов; принимающие благословение моряки, уходящие в опасное море; потасовка женщин; жадно поедающие макароны оборванные босые люди. Так, в незатейливых внешне рисунках, художник сумел показать национальный характер и жизненную экспрессию обитателей юга Италии.

Особую группу в альбоме составляют рисунки с жанровыми сценками восхождения на Везувий и спуска с него, написанные с большой иронией. Добраться до кратера вулкана, составлявшего высоту от подножия более 1000 метров, взбираясь по его склонам без дорог и тропинок, было крайне утомительно. Но другого пути тогда не было, что тоже вызывало острые ощущения у туристов, которых не пугали ни крутизна склонов, ни жерло вулкана с легким дымком. На альбомных рисунках уставшие чичероне-проводники влекут наверх туристов за веревки, закрепленные вокруг талий, везут на лошадях, осликах, подталкивают обессиленных путников в спину; женщин поднимают на креслах, носилках, другие, подхватив юбки, пытаются освоить крутизну самостоятельно; люди карабкаются, ползут, скатываются. На одном из рисунков проводник тянет беременную женщину, подталкиваемую в спину мужем. Видны крошечные фигурки наиболее выносливых путешественников, достигших большого конуса кратера; другие, утратив силы, устало опустились в золу, обильно покрывающую склоны. Не менее тяжел и даже рискован был и спуск с Везувия. Отметилась пребыванием на главной неаполитанской достопримечательности и упомянутая тамбовская барыня-провинциалка Акулина Курдюкова: «Виден на последнем плане, // Ле Везюв его зовут [...] // И отправилась в Резину, // Там я наняла скотину // Длинноухую, эн ан (осел. - Т.К.), // И на нем ту дусеман (тихонько. - Т.К.) // Подыматься стала в гору [...] // И назад всю половину // Я почти пешком

3 Мятлев И.П. Стихотворения. Сенсации и замечания госпожи Курдюковой. Л., 1969. С. 555-556, 558-559.

прошла [...] // Всю дорогу занесло // Здесь золой от изверженья [...] // И за блюдо макарони // Все готовы в чичерони.. ,»4.

Литографированные работы неаполитанских художников тиражировались на потребу многочисленных туристов, пробуждая воспоминания о неисчерпаемом жизнелюбии итальянцев под вечно голубым небом Неаполя. Чаще всего их исполнители оставались безымянными. Под одним из рисунков сохранилась надпись «Giacomo Lenoni. Lit.», которая прочитана нами как «Джакомо Ленони. Литография», под другим «Lit. Della Sirena» -«Литография. Из Сирены».

В долгие сибирские зимние вечера владелица сувенирного альбома Евдокия Петровна Кузнецова, верно, доставляла себе удовольствие, рассматривая яркие рисунки с неаполитанскими сюжетами, которые пробуждали воспоминания о внешне праздной колоритной уличной жизни, о людях, практически живущих на вулкане, о безбрежном синем море и щедром южном солнце.

Такие занимательные путевые альбомы - своеобразные историко-художественные источники - уже редко встречаются в семейных архивах. Альбомная культура забыта. А если у кого и сохранились старые «картинные книги», как в старину называли рисованные альбомы, то и сейчас яркие сюжеты повседневной жизни того или другого народа представляют занимательное зрелище. Очарование старого альбома никогда не оставит равнодушным человека с внимательным и любознательным взглядом.

Уходят поколения, время уходит, не закрепляемое воспоминаниями. И только пожелтевшие листы «картинных книг» хранят свидетельства о канувшей в прошлое жизни, ее социальной истории и истории повседневности.

Цитата в названии статьи позаимствована у русского художника Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), чья творческая зрелость пришлась на время пребывания в Италии, в том числе в Неаполе. Все его пейзажи, будь то городские виды, окрестности, гавани, всегда населены людьми, присутствие которых оживляет общее впечатление от великолепных ландшафтов итальянской природы.

Ниже помещены рисунки из альбома Е.П. Кузнецовой

Сцена праздника

4 Мятлев И.П. Сенсации и замечания. С. 550, 570, 572.

ГЛМЮиЛ 01 РШОССНЮЭ!

Семейство вшивых

Похоронная процессия знатного человека

osteria di campagna

Деревенская остерия

7AMP0GNAR0

Волынщик

Пульчинелла (надпись на стене на листе бумаги: «Коллекция неаполитанских костюмов. 1854.»)

Есть макароны

Потасовка женщин

Серенада

CALESSO DI RESINA Кабриолет из Резины

Женщина из Прочида

Тарантелла

Подъем на Везувий

Подъем на Везувий

Подъем на Везувий

DISCESA DAL V ESUVIO.

Спуск с Везувия

Литература

Мятлев И.П. Стихотворения. Сенсации и замечания госпожи Курдюковой. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1969. 647 с.

Сысоева Л.А. Во славу любезного Отечества. Семья Кузнецовых в истории Красноярска и России. Красноярск: Сибирский печатный двор, 2010. 120 с.

References

Myatlev, I.P. (1969). Stkhotvoreniya. Sensatsii i zamechaniya gospozhi Kurdyukovoy [Poems. Sensations and remarks of Mrs. Kurdyukova]. Leningrad, Sovetskiy pisatel', Leningradskoe otdelenie. 647 p.

Sysoeva, L.A. (2010). Vo slavu lyubeznogo Otechestva. Semya Kuznetsovykh v istorii Krasnoyarska i Rossii [For the Glory of the Dear Motherland. The Kuznetsov Family in the History of Krasnoyarsk and Russia]. Krasnoyarsk, Sibirskiy pechatnyy dvor. 120 p.

Статья поступила в редакцию 25.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.