Научная статья на тему '«УЗКИЕ МЕСТА» В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА'

«УЗКИЕ МЕСТА» В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
бухгалтерский учёт / малый бизнес / финансовая отчетность / учетная политика / налоговый учёт / accounting / small businesses / financial accountability / accounting policy / tax accounting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стафеее Данил Денисович, Титовская Анастасия Алексеевна, Черний Алёна Анатольевна

В статье проанализированы аспекты организации бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса, а также выявлены проблемы отождествления некоторых понятий бухгалтерского учёта. Обоснована необходимость создания единой нормативной базы правил и рекомендаций по ведению учёта, а также описаны пути реализации предложенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стафеее Данил Денисович, Титовская Анастасия Алексеевна, Черний Алёна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the aspects of accounting organisation in small businesses, as well as the problems of identification in some accounting concepts. The necessity of creating a unified regulatory framework of rules and recommendations for accounting are substantiated, and ways to implement the suggested measures are described.

Текст научной работы на тему ««УЗКИЕ МЕСТА» В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

SCIENCE TIME

«УЗКИЕ МЕСТА» В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

Стафеее Данил Денисович, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

E-mail: neizvesten-10@mail. ru

Титовская Анастасия Алексеевна, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

E-mail: sfantomhaif@gmail. com

Черний Алёна Анатольевна, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

E-mail: AACherniy@sevsu.ru

Аннотация. В статье проанализированы аспекты организации бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса, а также выявлены проблемы отождествления некоторых понятий бухгалтерского учёта. Обоснована необходимость создания единой нормативной базы правил и рекомендаций по ведению учёта, а также описаны пути реализации предложенных мероприятий.

Abstract. The article analyses the aspects of accounting organisation in small businesses, as well as the problems of identification in some accounting concepts. The necessity of creating a unified regulatory framework of rules and recommendations for accounting are substantiated, and ways to implement the suggested measures are described.

Ключевые слова: бухгалтерский учёт, малый бизнес, финансовая отчетность, учетная политика, налоговый учёт.

Key words: accounting, small businesses, financial accountability, accounting policy, tax accounting.

Малый бизнес - это одна из важнейших составляющих рыночной экономики, без которой сложно представить процветание стран и их национального хозяйства. От малого предпринимательства во многом зависит

1 SCIENCE TIME 1

развитие совершенной конкурентной среды, формирование рабочих мест, предоставление качественных услуг и наполнение рынка разнообразными товарами, удовлетворяющими потребительский спрос. Исходя из этого для обеспечения стабильного экономического развития государство в первую очередь должно полагаться на предприятия малого бизнеса, как на наиболее гибкий, инициативный и предприимчивый сектор экономики.

Осуществление бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса является актуальным вопросом в современной финансовой науке и практике. Бухгалтерская отчётность является важным аспектом при анализе финансового положения, который характеризует деятельность организации на данный момент времени. Для собственников, инвесторов, работников, кредиторов и других юридических и физических лиц, заинтересованных в деятельности предприятия, результаты данного анализа очень важны, так как позволяют видеть ход всего бизнес-процесса [1, с.176]. С другой стороны, несмотря на положительные стороны организации бухгалтерского учёта на малом предприятии, возникают сложности с его ведением. Во-первых, на данную работу уходит большое количество времени. Во-вторых, составлением бухгалтерской отчетности чаще всего занимается собственник. Данные факторы способствуют формированию стереотипа о сложности и трудоемкости процесса ведения учёта. Вследствие этого, становится очевидна необходимость разработки и введения более простых, удобных, эффективных и менее затратных схем осуществления бухгалтерского учёта, которые позволят снизить трудоемкость рабочего процесса и повысить конкурентоспособность предприятий малого бизнеса.

Исходя из современной практики, можно выявить ряд проблем в формировании учётной политики на предприятиях малого бизнеса. В исследованиях Зылёвой Н.В, Копыловой Т.И. и других отечественных ученых в качестве причины возникновения данных сложностей рассматривается несовершенство нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учёта. Основу законодательной базой, регулирующей ведение учёта в отечественной практике, составляют Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а также ряд Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту, утверждаемых Министерством финансов РФ.

Несовершенство вышеуказанных нормативно-правовых актов способствует возникновению проблемных аспектов, которые в совокупности с недобросовестной работой лиц, составляющих бухгалтерскую отчётность, приводят к затруднению ведения бухгалтерского учёта во внутрихозяйственном секторе предприятия. Следовательно это выражается в непонимании предпринимателями различий учётной терминологии, что приводит к полной некомпетентности, а в дальнейшем к проблемам с переходом на международные стандарты бухгалтерской отчётности. В результате ошибочного толкования терминов, можно выделить отождествление таких понятий, как «бухгалтерская отчётность» и «бухгалтерский учёт», «эффективность» и «рентабельность»,

«

1 SCIENCE TIME 1

«финансовая устойчивость» и «платёжеспособность» и так далее [4, с. 532].

Одной из причин некомпетентности является низкий уровень финансовой грамотности начинающих предпринимателей. Несмотря на этот факт, некоторые учёные (Степанов C.B. и др.) поднимают вопрос о составлении точных и единых определений целого ряда категорий бухгалтерского учёта. В качестве примера таких категорий можно привести: «хозяйственные операции», «чистые активы», «чистая прибыль» и т.д. [5, с. 15-16].

Таким образом, в современной финансовой науке и нормативно-правовой базе одна из важных проблем - несовершенство как учётной терминологии так и методологии, приводящее к неправильному применению на практике знаний и некорректному ведению нормативно-правовой документации. В следствие этого предприятие малого бизнеса не в состоянии правильно охарактеризовать свой статус в качестве хозяйствующего субъекта, что сказывается на выборе системы налогообложения и способов составления бухгалтерской отчётности.

Для определения статуса хозяйствующего субъекта малого бизнеса необходимо руководствоваться нормами федерального законодательства. Главным нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который в действующей редакции устанавливает следующие требования:

1) Если в уставе малого предприятия существуют долевые субъекты, то:

- доля активов коммерческой организации, не являющейся представителем малого или среднего бизнеса, не должна превышать 25% от всех активов предприятия;

- доля активов общественных объединений также не должна превышать 25% от всех активов предприятия.

2) На предприятиях, которые можно отнести к малому бизнесу, максимальное число работников не должно превышать 100 человек. На экономических субъектах, относящихся к среднему бизнесу это количество не должно превышать 250 человек. Кроме того существуют, так называемые, «микропредприятия», на которых средняя численность работников не превышает 15 человек.

При составлении нормативно-правовой и отчетной документации, значения максимальной выручки должны быть рассчитаны в соответствии с предельно-допустимыми значениями, которые устанавливаются правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 г. № 265 для микропредприятий предел годовой выручки установлен в размере 120 млн. рублей, для малых предприятий - 800 млн. рублей, а для средних - 2 млрд. рублей [6].

Наделение предприятия статусом субъекта малого предпринимательства позволяет его владельцам использовать упрощённую систему налогообложения,

1 SCIENCE TIME 1

а также более простые способы организации бухгалтерского учёта и многие другие привилегии. Однако, использование упрощённого режима ведения учёта зачастую приводит к определённым сложностям с точки зрения толкования норм права.

В качестве примера рассмотрим проблематику ведения бухгалтерского учёта малых предприятий, руководствующихся Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». В данном нормативно-правовом акте к ведению учёта обязывают всех субъектов хозяйственной деятельности, кроме индивидуальных предпринимателей. С одной стороны, это верное решение, так как при отсутствии бухгалтерского учёта, составить достоверную финансовую отчётность о деятельности предприятия за определенный промежуток времени невозможно. С другой же стороны, такие изменения вызвали широкий круг вопросов у практиков и поспособствовали возникновению новых проблемных аспектов, которые были связаны с недостатком уточняющих сведений, а также с несоответствием нормативно-правовой документации на законодательном уровне в части составления первичных документов, подготовки отчетности, сведения всех финансовых показателей к единому результату.

В следствие вступления в силу Закона №402-ФЗ, проблемы при ведении бухгалтерского учёта возникли, в первую очередь, у малых субъектов хозяйствования, поскольку до января 2013 года последние находились на упрощённой системе налогообложения и соответственно были освобождены от обязанности составлять бухгалтерскую отчётность. После принятия данного нормативно-правового акта, малые предприятия должны были организовать грамотное, соответствующее требованиям учётных стандартов, ведение учёта и формирование отчётности. Данные изменения поспособствовали возникновению ряда трудностей, из наиболее серьёзных можно выделить следующие:

- формирование остатков по счетам на начало отчётного периода;

- создание в бизнесе учётной политики, соответствующей всем стандартам;

- отражение в документации результатов проведённой инвентаризации.

Отсутствие чёткого алгоритма для поэтапного перехода к полноценному

ведению бухгалтерского учёта повлекло за собой трудности в работе и адаптации к новым условиям ведения документации, что выразилось в повышении трудоёмкости формирования документооборота.

Также при составлении бухгалтерской отчётности, в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 17 августа 2012 г. № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н», субъекты малого предпринимательства были вынуждены приводить данные без расшифровок, что снижает интерес инвесторов вкладывать свои средства в развитие бизнеса. Это происходит в следствие отражения в документах неполной картины деятельности

1 SCIENCE TIME 1

предприятия. Также, по причине отсутствия кодов строк в формах баланса и отчёта о финансовых результатах, возникают проблемы при расчётах показателей финансовой устойчивости, платёжеспособности, ликвидности и деловой активности субъекта малого предпринимательства.

В соответствии со статьей 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», предприятия малого бизнеса обладают правом выбора составлять или нет бухгалтерскую отчётность. Также данные предприятия имеют возможность самостоятельно определять, каким способом они будут формировать финансовый учёт. Более того, этот закон предусматривает возможность индивидуальным предпринимателям отказаться от подготовки отчетных форм при условии, что они фиксируют свои доходы и расходы.

Основными аргументами при отказе составления финансовой отчетности у предпринимателей малого бизнеса являются сложность и трудоемкость процесса её подготовки. Однако, можно выделить следующие преимущества:

- получение достоверной информации о деятельности предприятия, которая позволяет провести эффективный анализ его финансового состояния;

- осуществление внутреннего контроля за ресурсами предприятия.

17 сентября 2013 года Министерство финансов одобрило рекомендации, разработанные Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, согласно которым предприятия малого бизнеса могут вести бухгалтерский учёт следующими упрощенными способами (см. таблицу 1) [7]:

Таблица 1

Упрощенные формы ведения бухгалтерского учёта для предприятий малого бизнеса

Форма Особенности

Полная Учёт ведется при помощи двойной записи и использования регистров активов предприятия.

Сокращенная Учёт ведется при помощи двойной записи, но, в отличии от полной формы, здесь не используются регистры активов предприятия.

Простая Учёт ведется без двойной записи и доступен только микропредприятиям.

Выбор верной модели осуществления бухгалтерского учёта - основная проблема. При ведении учёта упрощенным способом предприятие может уменьшить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов: например, счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» заменить одним счетом 20 «Основное производство», а вместо двух счетов — 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция» использовать только счет 41 и аналогично для счетов учёта дебиторской и кредиторской задолженности, а также капитала и финансовых результатов [7].

1 SCIENCE TIME 1

В некоторых случаях предприятия микробизнеса могут не использовать двойную записать и регистры учёта активов (простая форма ведения бухгалтерского учёта), но при этом они отражают хозяйственные операции в Книге учёта фактов хозяйственной жизни. Данный учётный регистр позволяет определить наличие активов и составить бухгалтерскую отчётность. Такая форма используется микропредприятиями, которые не занимаются производством продукции и совершают не более 30 хозяйственных операций в месяц [7].

Однако, простая форма не всегда может обеспечить финансовый контроль и тождество валюты баланса по активам и пассивам предприятия. При допущении ошибок в бухгалтерском балансе возникает необходимость затрат временного ресурса на их нахождение и исправление. Из этого следует, что отсутствие двойной записи приводит к неверным расчетам и отражении хозяйственных операций по дебету и кредиту. Так как запись по одному счёту в автоматизированных программах не предусмотрена, для полноценного учёта всех хозяйственных операций необходимо вносить все проводки вручную, а это требует достаточного опыта в осуществлении бухгалтерского учёта.

Несмотря на упрощённость форм, многие специалисты отдают предпочтение традиционному способу, так как двойная запись полностью оправдывает себя в части контроля хозяйственной деятельности предприятия. К тому же, стоит учесть, что современные управленческие информационные системы значительно облегчают ведение бухгалтерского учёта и формирование отчетности за определенный период. Программы автоматизации, доступ в интернет, а также индивидуальные рабочие места повышают удобство, скорость обработки информации, позволяют упорядочить ведение учёта, снизить количество ошибок при расчётах и многое другое.

Важной задачей, при ведении бухгалтерского учёта, является обеспечение предприятий малого бизнеса ПО, позволяющим своевременно решать задачи бухгалтерского и управленческого учёта в различных условиях, например:

- при отсутствии должного технического обеспечения, которое требует высококвалифицированных навыков для настройки и эксплуатации ПО;

- при исключении необходимости наличия мощных серверов и дорогих прикладных пользовательских программ при наличии возможностей установки ПО на локальный ПК и обеспечения циркуляции всех данных по локальной сети [8; 2, с. 50].

Автоматизация ведения бухгалтерского учёта на малых предприятиях является легкодостижимой. Этому способствуют следующие факторы: доступность цен на ПО, наличие широкого ряда модификаций софта, разнообразие приложений для предприятий различных отраслей, форм и способов осуществления финансового учёта.

Одной из немаловажных методологических проблем в системе учёта на малых предприятиях является проведение параллели между бухгалтерским и налоговым учётом. После принятия Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-

1 SCIENCE TIME 1

ФЗ «О бухгалтерском учёте» малый бизнес столкнулся с необходимостью оптимизации налогового и бухгалтерского самоконтроля. Данная операция позволит привести к единому виду учётную политику, а также уменьшить расхождения в налоговом и бухгалтерском учёте. Такая оптимизация невозможна без усовершенствования следующих факторов:

- определения срока полезного использования основных средств;

- расчета доходов и расходов предприятия, структурированного по статьям и группам;

- определения допустимой стоимости различных видов ресурсов;

- расчета себестоимости производства продукции, общехозяйственных и общепроизводственных затрат, коммерческих расходов;

- расчета финансового результата предприятия до и после уплаты налогов;

- начисления резерва по дебиторской задолженности;

- создания резервных фондов, определения направлений и очередности их использования [2;3].

Налоговый и бухгалтерский учёт должны иметь соответствие не только на уровне организации, но и на законодательном уровне, так как некоторые хозяйственные операции имею одинаковую адаптация под налоговый и бухгалтерский учёт. Планомерный переход учётной политики на платформу международных стандартов бухгалтерской отчетности осуществляется с целью приведения всех данных в соответствие друг с другом и дальнейшего развития финансового и налогового учёта в малом бизнесе. Учитывая роль субъектов малого предпринимательства в развитии экономики и те проблемы, с которыми они сталкиваются на рынке, Совет по МСФО принял решение составить целый комплект упрощенных бухгалтерских стандартов для субъектов малого предпринимательства - «Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий» (МСФО для МСП) / International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities (IFRS for SMEs)[4, c. 542]. Использование МСФО в малом бизнесе целесообразно по следующим причинам:

- появляется возможность привлечения средств иностранных инвесторов, а также выход на рынок альтернативного финансирования;

- решается проблема повышения качества управленческого учёта и системы управления организацией в целом, так как отчётность, сформированная по МСФО обладает большей информативностью.

Следует также отметить, что применение МСФО увеличивает эффективность учётной политики и решает ряд вопросов, обозначенных настоящим исследованием.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что нынешняя система бухгалтерского учёта в Российской Федерации на субъектах малого предпринимательства в полной мере не удовлетворяет запросы малого бизнеса. Даже с учётом уже имеющегося прогресса как в фундаментальных науках, так и в развитии современного законодательства, существует целый ряд технических,

«

1 SCIENCE TIME 1

теоретических и правовых проблем, решив которые субъекты малого бизнеса смогут формировать свою учётную политику на более высоком уровне. Среди фундаментальных проблем системы финансового учёта для субъектов малого предпринимательства в РФ на данный момент можно выделить отсутствие общепринятой базы терминов учёта, неприспособленность малого бизнеса к нововведениям в учётной политике, трудности в её технологическом обеспечении. Также стоит отметить тот факт, что в России отсутствует единая нормативная база правил и рекомендаций по ведению бухгалтерского и налогового учёта. Создание отдельного плана счетов для малого бизнеса, включающего в себя подробные инструкции к применению каждого счета, позволили бы упростить работу по формированию отчетности субъектов малого предпринимательства в разы.

Литература:

1. Попова A.A., Мухамбетова А.Н., Хаметова А.Р Проблемы учёта в сфере малого бизнеса // Вестник магистратуры. - 2016. - № 6-4 (57). - С. 176-178.

2. Кравченко М.В., Мялкина А.Ф. Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учёта на малых предприятиях в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. -Т. 10. -№4. - С. 48-54.

3. Эмирова Э.С., Демироглу Н.Б. Проблемы и пути совершенствования методического обеспечения бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 3-1. - С. 14-17.

4. Афаунова Ж.Ч., Хамгоков K.M. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий (МСП) // Фундаментальные исследования. -2015. -№ 11-3. - С. 540-543.

5. Степанов C.B. Упростить бухгалтерский учёт не просто (проблемы малых предприятий) // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 6. - С. 12-21.

6. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71370186/#ixzz5o7Dw2vUv (дата обращения: 23 марта 2019)

7. Информация Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-З/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://is.gd/jUS964 (дата обращения: 23 марта 2019)

8. Слободняк И.А., Пискунов И.В. Актуальные проблемы автоматизации бухгалтерского учёта II Международный бухгалтерский учёт. -2014. -№ 1. - С. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.