Научная статья на тему 'Узбекистан: взгляд на гражданскую нацию'

Узбекистан: взгляд на гражданскую нацию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекистан: взгляд на гражданскую нацию»

ляет повышенное внимание к обеспечению их безопасности от внешних угроз. В настоящее время Ашхабад проводит активную внешнюю политику, которая направлена в первую очередь на решение внутриэкономических задач и закрепление за страной определенной «ниши» в системе международных отношений. Республике есть что предложить мировому рынку - это газовые ресурсы, причем обострение борьбы за них позволяет поставщикам извлечь весьма существенную выгоду. Этой цели и служит много-векторность внешнеэкономической стратегии туркменского руководства.

«Россия и новые государства Евразии», М., 2009 г., с. 96-105.

Гельман Ахмедов,

старший преподаватель

Национального университета Узбекистана

(Ташкент)

УЗБЕКИСТАН:

ВЗГЛЯД НА ГРАЖДАНСКУЮ НАЦИЮ

В разработанной в Узбекистане концепции «Идея национальной независимости: Основные понятия и принципы» нет прямого указания на гражданскую нацию. Однако содержание данного документа предполагает развитие страны по этому пути, приветствуется и поддерживается необходимость сочетания общечеловеческих элементов сознаний и национального. Ядром выступает национальное самосознание, поддерживающее веру в способность нации к самостоятельному национально-историческому творчеству, к пониманию своего национального и государственного суверенитета. Реальность такова, что пока подавляющее большинство населяющих мир этносов не имеет своей национальной государственности. Отсюда вытекает, что этническое самосознание еще долго будет определять динамику политического развития. Нации постсоветских государств помнят, как на них осуществлялось информационное давление из классового сознания. Освободившиеся от влияния последнего национальные сознания довольно продолжительное время с опаской будут воспринимать идеи, выходящие за рамки этнической идентичности. Элементы, имеющие общечеловеческую ценность, пока занимают незначительное место в со-

держании национальных сознаний, хотя они играют важную роль в жизни наций и человечества. Сегодня ведущую роль в жизни социумов играет не общественное сознание с элементами общечеловеческой значимости, а различные групповые сознания. Подтверждением данного суждения является такой факт, как феномен этнического возрождения, приведший к изменениям политической карты мира.

При строительстве гражданского общества в условиях поли-этничного Узбекистана необходимо ответить на вопрос: как его возродить в контексте национального сознания?

На вопрос: «Кем вы себя чувствуете прежде всего?», более половины респондентов-узбеков признали, что чувствуют себя прежде всего гражданами Республики Узбекистан. 40% из их числа чувствовали себя представителями своей нации. И только у 4% преобладало значение «малой родины», а несколько человек посчитали себя прежде всего мусульманами. Ответы подтверждают, что национальное и гражданское сознание в обществе существует как в индивидуальных, так и в общественных формах. Как отметила в интервью «Интерфаксу» академик, директор центра «Ижтимо-ий фикр» (Социальное мнение) Р. Убайдуллаева, согласно опросу 2006 г., 65% респондентов ощущают себя прежде всего гражданами страны - узбекистанцами. Но таковых пока не абсолютное большинство.

Что касается русскоязычной части респондентов - русских, татар, корейцев, то около 40% признали себя прежде всего гражданами Республики Узбекистан. 100% опрошенных казахов, украинцев, белорусов, армян, евреев указали на принадлежность к родной нации. Для некоторой части русскоязычных респондентов вопрос о принадлежности к «своей нации» не является проблемным. В их сознании превалируют ценности гражданской нации, выходящие за рамки этнической идентификации, предполагающие развитие сообщества граждан, составляющих полиэтничное государство. Они готовы к развитию Узбекистана как сообщества граждан, ибо связывают с ним свое будущее. У другой части превалирует значение этнонации, вера в способность своей нации к самостоятельному национально-историческому творчеству в понимании своего национального и государственного суверенитета.

Свою специфику национальное содержание сохраняет благодаря роли в нем этнического самосознания, не похожего на образование «мы» в сознаниях других наций. Процесс осознания своих

национальных особенностей осуществляется через субъективные восприятия, которые усиливают одни черты национального и ослабляют другие. Такое явление характерно для наций, которые переживают процесс этнической консолидации. «Если нация будет подражать западному образу жизни, то не только будут забыты национальные традиции, но и нация потеряет свое значение на мировой арене» (Э. Норбутаева). Большая часть нации поддерживает выбранный путь общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Так, 86% считают, что «страна за годы независимости стала экономически, финансово, политически и духовно более окрепшей». Однако в сознании другой части опрошенных избранные цели нации осознаются на уровне обыденного сознания. Здравый смысл подсказывает им необходимость осознания интересов выбранного страной пути. В то же время содержание их сознания неустойчиво, они одновременно и разделяют, и не разделяют научные объяснения нового пути развития. У незначительной части этносов содержание сознания может и не совпадать с фактическим сознанием всей нации.

В разработанной концепции «Идея национальной независимости: Основные понятия и принципы» указаны пути наращивания созидательных усилий, направленных на развитие национального суверенитета Узбекистана, «сохранение и укрепление независимости страны, территориальной целостности, неприкосновенности границ». В ней нет внешне броских начинаний, основанных на национальных эмоциях или страстях. Все идеи подчинены логике постепенности преобразований. Этот путь назван «узбекская модель» государственного и общественного строительства. Механизм действия национального сознания видится следующим образом. Идеи в сферах образования, науки, культуры, спорта, религии и т.д. направлены на изменение условий жизни нации. Так, авторы концепции не допускают «деятельность культуры и искусства только на коммерческой основе». «Высокообразованное и самоотверженное молодое поколение непременно обеспечит себе великое будущее». «Махалля по существу выступает первоначальной школой демократии». Изменившиеся условия жизни нации отразятся на изменении содержания национального сознания. А эти изменения в дальнейшем вызовут к жизни новые интересы. Уже сегодня в идеологической и психологической сферах содержания национального сознания происходят серьезные трансформации, которые, разумеется, не могут оцениваться исключительно в позитивном ключе.

Ибо становление независимого государства проходит при воздействии глобализационных процессов, что способствует серьезным вызовам формирующемуся национальному сознанию. С другой стороны, иррациональные элементы влияют на содержание национального сознания в виде предрассудков, которые являются разновидностью ложного знания. Их опасность заключается в том, что для индивида, родившегося и выросшего в обществе, где в национальном сознании преобладали иррациональные элементы и на их основе возникли ложные знания, последние будут представляться как «истинные». Этнос, воспитанный на национальных предрассудках, не ведает о том, что он владеет ложными знаниями. Так, воспитанная при советской системе личность со «знаниями», что всякое национальное есть преграда для формирования «советского народа», сегодня будет поспешно навязывать мысль о том, чтобы отказаться от развития этнонации в пользу формирования гражданской национальной идентичности.

Возможно ли будущее Узбекистана при параллельном развитии этнонации и гражданской национальной идентичности? Да, возможно. Все граждане страны, независимо от их этнической принадлежности, связали свою судьбу с узбекской нацией. Это означает осуществление реализации идеи «Узбекистан - наша общая Родина». В ходе данного процесса соответственно и пересматривается понятийный аппарат «нация» не столько с этнической позиции, сколько в плане гражданской нации. Исходя из «Идеи национальной независимости», один из основных факторов общественного развития - согласие и дружба между титульным и другими проживающими здесь этносами. По данным переписи населения, проведенной в 1989 г. (разумеется, значительно устаревшей), в Узбекистане проживают представители более 130 этносов. Правомерно ли говорить, что в обществе функционирует такое же количество видовых национальных сознаний? Заслуживает внимание суждение, что «проживающие этнические группы не означают, что здесь обосновались соответствующие нации, а не разрозненные национальные группы». Значит, наличие 130 этносов не означает функционирования 130 национальных сознаний. Национальные сознания появляются там, где есть бытие нации и совокупность социально-этнических, духовных отношений в национальной общности, которое детерминирует, определяет, порождает национальные идеи, взгляды, теории, предрассудки. Субъектами-производителями и субъектами-носителями национального созна-

ния выступают этносы, ведущие совместную деятельность в системе социально-этнических и духовных отношений. Детерминированность национального сознания бытием и практикой национальной жизни прослеживается в Узбекистане только у двух наций: узбекской и каракалпакской. Именно в их национальных сознаниях наиболее артикулирована идея независимости страны.

Идеи гражданской национальной идентичности проникают и в государства, которые только что обрели национальный суверенитет. Хотя в концепции «Идея национальной независимости» нет термина «гражданская нация», но ее существование признается. Не следует подталкивать титульную нацию к ускорению создания гражданской нации. Для познания этносами понятия «гражданская нация» нужно время, как это было с познанием понятий «национальный суверенитет», «национальная идея». В той части концепции, где речь идет об осознании этносами преемственности своего духовного наследия, ударение поставлено на идентифицирующих признаках этнонации. И то, что основу сущности идеологии национальной независимости определяет история народа, создающего эту концепцию, имеет свое объяснение. Разработчики концепции опираются на такие «свои» компоненты национального сознания, которые сформировались под воздействием философии Востока, основаны на идее патернализма, коллективизма и приоритете общественного мнения. Именно эти идеи определили содержание созданной концепции, и нельзя не замечать или отрицать их при разработке национальной идеи.

Содержательные элементы национальной психологии, национальной идеологии в национальном сознании оказывают давление на представление о верховенстве прав нации над правами личности. Но нации, получившей суверенитет, надо встать выше этого давления с целью обеспечить равенство всех народов, проживающих в государстве. Отсюда и использование авторами концепции элементов из общечеловеческого сознания наряду с национальными особенностями. Например, казахи, таджики, киргизы, туркмены, как представители коренного населения региона, проживающие в Узбекистане, оказались вне своей государственности в результате искусственного размежевания, проведенного в 19201930-х годах. Представители этих наций остаются субъектами-носителями национального самосознания родной нации благодаря тому, что в его содержании имеются самоидентифицирующие признаки, наиболее понятные и доступные этносам. Их близость к од-

ной с узбеками этнокультурной и религиозной группе и совместное проживание с узбеками помогают им активно приобщаться к ценностям узбекской нации, ее традициям, обычаям, образу жизни, овладевать узбекским языком, а через них и мыслить элементами узбекского национального сознания. Живущие в Узбекистане русские, белорусы, корейцы, евреи, украинцы находятся в иной этнокультурной и религиозной среде. Они и расселены по территории республики дисперсно. Это сказывается на их культурных контактах, национальных связях между собой и со своей родной нацией. У этносов, живущих далеко от своей родной нации, есть только видимость владения национальным сознанием, и если есть представления, то лишь об абстрактном национальном сознании. На бытовом уровне существует ошибочное суждение, что индивиды, проживающие в инонациональной среде, могут выступать субъектами - носителями национального сознания родной нации только потому, что они причисляют себя к своей нации. Удалившись от бытия и практики жизни своей родной нации, они тем самым разрывают причинно-следственную связь между национальным сознанием и бытием родной нации. Они знают и владеют элементами этнического сознания: языком, традициями, национальной кухней, психическим складом и т.д. Понимание ими компонентов содержания национального сознания узбеков проявляется в усвоении ими результатов обобщений узбекской нацией своей практики и межнациональных отношений. Русскоязычные респонденты удовлетворены уровнем развития национального сознания узбеков, способного увидеть общечеловеческие устремления, общегражданское равноправие.

Объективный процесс совместного проживания нации в Узбекистане создает условия для преобразования социально-политического уклада жизни страны в сторону ее развития как сообщества граждан, составляющих данное государство. Насколько этот вопрос находит свое место в сознании, можно судить по тому, как индивиды относятся к своей гражданской или этнической идентичности. Большинство живущих в Узбекистане ощущают себя равноправными членами общества, а в этническом плане каждый индивид по своему желанию определяет для себя свою этническую идентичность. Добиться основной цели, которая ставится в концепции, можно и в условиях параллельного развития этнонации и гражданской национальной идентичности.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2009 г., № 1, с. 154-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.