Научная статья на тему 'Республика Узбекистан: взгляд на гражданскую нацию в контексте национального сознания'

Республика Узбекистан: взгляд на гражданскую нацию в контексте национального сознания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
726
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ / УЗБЕКИСТАН / ИДЕЯ ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ / СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ / ЭТНОНАЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахмедов Гельман

Национальные общности порождают присущие им по содержанию национальное сознание. Следовательно, сколько наций на Земле, столько функционирует и национальных сознаний. Любая нация обладает национальным сознанием и, стало быть, она мыслит. Поскольку нация мыслит, то она определяет развитие своего национального сознания во всех сферах, в том числе в духовной: производит мысли, регулирует их производство и распределяет мысли. Особенность национального сознания заключается в том, что в ее структуре имеются собственные составляющие компоненты. Так как они отражают национальные условия жизни, национальные интересы и отношения, то и определяют ее содержание. Ядром сознания выступает национальное самосознание, поддерживающее веру в способность своей нации к самостоятельному национально-историческому творчеству, к пониманию своего национального и государственного суверенитета. Реальность такова, что пока подавляющее большинство населяющих мир этносов не имеют своей национальной государственности. Отсюда вытекает, что этническое самосознание еще долго будет определять динамику политического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Республика Узбекистан: взгляд на гражданскую нацию в контексте национального сознания»

РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН: ВЗГЛЯД НА ГРАЖДАНСКУЮ НАЦИЮ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Гельман АХМЕДОВ

старший преподаватель Национального университета Узбекистана (Ташкент, Узбекистан)

Национальные общности порождают присущие им по содержанию национальное сознание. Следова-

тельно, сколько наций на Земле, столько функционирует и национальных сознаний. Любая нация обладает национальным со-

знанием и, стало быть, она мыслит. Поскольку нация мыслит, то она определяет развитие своего национального сознания во всех сферах, в том числе в духовной: производит мысли, регулирует их производство и распределяет мысли. Особенность национального сознания заключается в том, что в ее структуре имеются собственные составляющие компоненты. Так как они отражают национальные условия жизни, национальные интересы и отношения, то и определяют ее содержание. Ядром сознания выступает национальное самосознание, поддерживающее веру в способность своей нации к самостоятельному национально-историческому творчеству, к пониманию своего национального и государственного суверенитета. Реальность такова, что пока подавляющее большинство населяющих мир этносов не имеют своей национальной государственности. Отсюда вытекает, что этническое самосознание еще долго будет определять динамику политического развития.

Во все функционирующие национальные сознания постоянно проникают элементы других сознаний, оказывающие позитивное или негативное влияние на их содержание, наиболее активные из них имеют общечеловеческую значимость. К числу таковых относятся элементы сознания, показывающие необходимость развития гражданских обществ, структура которых выходит за рамки этнической идентичности, сплоченных на основе общих гражданских интересов.

В разработанной в Узбекистане концепции «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» нет прямого указания на гражданскую нацию. Однако содержание данного документа предполагает развитие страны по этому пути1, приветствуется и поддерживается необходимость сочетания общечеловеческих элементов сознаний и нацио-нального2.

1 См.: Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т.: Узбекистон, 2001. С. 44—45.

2 См.: Там же. С. 48.

Чтобы уберечь содержание своего национального сознания от проникновения «чуждых элементов», для выработки идеологического иммунитета нация на идеологическом и теоретическом уровнях сознания разрабатывает национальную идею3. Нации постсоветских государств помнят, как на их сознание осуществлялось давление информацией из классового сознания. В подаваемой информации все национальное считалось главным препятствием в достижении цели — интернационализации населения.

Освободившиеся от влияния классового сознания национальные сознания довольно продолжительное время с опаской будут воспринимать идеи, выходящие за рамки этнической идентичности. Идея гражданской нации требует тонкого и деликатного подхода к своему решению, ибо процесс ее формирования для национального сознания не отличается от процесса «интернационализации», нация вновь теряет свои особенности, свое лицо. Характер проникновения создаваемой идеи гражданской нации в национальное сознание будет определяться потребностью нации в необходимости мыслить о национальной действительности на качественно ином уровне, чем это было в прошлом, учитывая все интересы нации.

Элементы, имеющие общечеловеческую ценность, пока занимают незначительное место в содержании национальных сознаний, хотя они играют важную роль в жизни наций и человечества. Сегодня ведущую роль в жизни социумов играет не общественное сознание с элементами общечеловеческой значимости, а различные групповые сознания. Подтверждением данного суждения является такой факт, как феномен этнического возрождения, приведший к изменениям политической карты мира.

При строительстве гражданского общества в условиях полиэтнического Узбекистана необходимо ответить на вопрос:

3 См.: Там же. С. 21.

как его возродить в контексте национального сознания?

Роль национального сознания не следует рассматривать в виде разделительного суждения как позитивного или негативного явления в развитии гражданского общества. Составляющие структуры национального сознания и ее субъекты — полная картина роли этих компонентов в полиэт-ничном Узбекистане. Все это увеличивает число предполагаемых содержаний сознаний в количество раз, равное числу выделяемых субъектов-производителей и субъектов-носителей национального сознания. Сколько членов данной нации в государстве, столько же, по количеству, содержаний национальных сознаний. Если принять еще и этнические группы, то это позволит учесть существование моделей национального сознания, количественно равных числу этих групп.

Национальную самоидентификацию индивида определяет ценность и значимость его нации, а гражданскую — его отношение к государству, в рассматриваемом случае — к Узбекистану. В ходе проведенного нами социологического исследования мы получили следующие мнения респондентов об их национальной и гражданской самоидентификации4. На вопрос: «Кем вы себя чувствуете прежде всего?» более половины респондентов-узбеков признали, что чувствуют себя прежде всего гражданами Республики Узбекистан. 40% из их числа чувствовали себя представителями своей нации. И только у 4% преобладало значение «малой родины», а несколько человек посчитали себя прежде всего мусульманами.

Ответы подтверждают, что национальное и гражданское сознания в обществе существуют как в индивидуальных,

4 Для получения эмпирического материала по рассматриваемой проблеме был проведен опрос, в ходе которого выяснили субъективные мнения этносов. Опросили 460 чел. Для 340 представителей узбекской нации использовали анкету на узбекском языке, а для 120 представителей других наций (русских, татар, корейцев, евреев, казахов, таджиков, армян и др.) — на русском.

так и в общественных формах. Респонденты, указавшие на первичность гражданства, исходили из общественного сознания. Указавшие на принадлежность к нации также исходили из общественного сознания, но ответы соответствовали их групповому национальному сознанию. И лишь у незначительной части ответы соответствовали их индивидуальному сознанию, оформленному в виде логических умозаключений, личностных мироощущений и психологической деятельности. Как отметила в интервью «Интерфаксу» академик, директор центра «Ижтимоий фикр» (Социальное мнение) Р. Убайдул-лаева, согласно опросу 2006 года, 65% респондентов ощущают себя прежде всего гражданами страны — узбекистанцами. Но таковых пока не абсолютное большинство.

Что касается русскоязычной части респондентов — русских, татар, корейцев, то около 40% признали себя прежде всего гражданами Республики Узбекистан. 100% опрошенных казахов, украинцев, белорусов, армян, евреев указали на принадлежность к родной нации. Для некоторой части русскоязычных респондентов вопрос о принадлежности к «своей нации» не является проблемным. В их сознании превалируют ценности гражданской нации, выходящие за рамки этнической идентификации, предполагающие развитие сообщества граждан, составляющих полиэт-ничное государство. Они готовы к развитию Узбекистана как сообщества граждан, ибо связывают с ним свое будущее. У другой части превалирует значение этно-нации, вера в способность своей нации к самостоятельному национально-историческому творчеству в понимании своего национального и государственного суверенитета.

Современная философия предлагает новый подход к оценке отношений общественного сознания и групповых сознаний. Новизна заключается в том, что условием развития общества является опора на элементы и компоненты общественного сознания, которые представляют вечную об-

щечеловеческую ценность. Речь идет, в частности, о ценностях гражданской нации. Национальное сознание, являясь неотъемлемой частью общественного сознания, не в состоянии решить проблему определения

нации не иначе как с позиции этнокультурной категории.

Почему разработанная концепция национальной независимости будет опираться на теоретическую основу развития этно-нации, показывает специфика национального сознания.

Специфика национального сознания

Специфика национального сознания конкретной нации состоит в том, что оно в чистом виде существует лишь в абстракции. В действительности этносы имеют дело с фактическим, реально функционирующим национальным сознанием конкретной нации. Оно формируется в процессе национальной практики этносов и вырабатывается нацией в целом, принимая форму духовного производства. Отличие функционирующего сознания от абстрактного заключается в тех реальных взаимоотношениях, в которых находятся все этносы. Содержание зависит не только от элементов сознания, рожденных нацией в настоящий момент, но и от элементов, порожденных предшествующими поколениями. Элементы, доставшиеся нации в наследство, имеют особенность не всегда подвергаться изменениям, и длительное время они сохраняются как пережиточные элементы сознания.

Содержание национального сознания зависит от качества и уровня национальной практики, а также от характера отношений ее элементов к привнесенным аналогам из других сознаний. При этом довольно трудно выявить, в каких пропорциях существуют эти пришлые элементы в национальном сознании.

За счет вхождения некоторых элементов из других сознаний, к примеру философского в национальное, усиливается содержание в научном видении картины национальной жизни. Что касается отношений элементов национального и классового сознания, то они имеют исключающие друг друга ценностные ориентации. Ясно и то, что господствующие в советское время элементы классового сознания преобладали в обществе и в групповых сознаниях.

Будучи социально-этническим продуктом, национальное сознание остается им, пока нация существует. Сегодня оно полностью соответствует характерным чертам общности, находящейся на этапе укрепления национального суверенитета. В этот период соотношение элементов сознания, порожденных нацией и другими общностями, сложилось в пользу первых.

Свою специфику национальное содержание сохраняет благодаря роли в нем этнического самосознания, не похожего на образование «Мы» в сознаниях других наций. Процесс осознания своих национальных особенностей осуществляется через субъективные восприятия, которые усиливают одни черты национального и ослабляют другие. Такое явление характерно для наций, которые переживают процесс этнической консолидации. «Если нация будет подражать западному образу жизни, то не только будут забыты национальные традиции, но и нация потеряет свое значение на мировой арене»5.

Особенность национального сознания надо усматривать в том, что по сути своей оно дискретно. В одни периоды оно не проявляет себя, в другие может произойти его

5 Норбутаева Э. Совесть или мода // Семья и общество, 26 января 2006, № 4 (на узбек. яз.).

всплеск, подъем, возрождение. Даже в момент национального подъема не все этносы демонстрируют абсолютное единство позиций.

Большая часть нации поддерживает выбранный путь общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Так, 86% считают, что «страна за годы независимости стала экономически, финансово, политически и духовно более окрепшей»6. Однако в сознании другой части опрошенных избранные цели нации осознаются на уровне обыденного сознания. Их здравый смысл подсказывает им необходимость осознания интересов выбранного страной пути. В то же время содержание их сознания неустойчиво, они одновременно и разделяют, и не разделяют научные объяснения нового пути развития.

У незначительной части этносов содержание сознания может и не совпадать с фактическим сознанием всей нации.

Вышеизложенные суждения о национальном сознании могут быть правильно поняты, если учитывать проявление двух противоположных сил в национальной жизни: инт-равертность и экстравертность. В данном случае интравертность — свойство нации оберегать собственные национальные ценности, ей присущие и составляющие ее этническое своеобразие, проявляясь в самобытности и неповторимости. И в этом процессе главную роль играет национальное сознание. Экстравертность в нашем контексте характеризует обращенность нации на окружающий ее мир.

В разработанной концепции «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» указаны пути наращивания созидательных усилий, направленных на развитие национального суверенитета Узбекистана, «сохранение и укрепление независимости страны, территориальной целостности, неприкосновенности границ»7. В ней нет внешне броских начинаний, основанных на национальных эмоциях или страстях. Все идеи подчинены логике постепенности преобразований. Этот путь назван «узбекская модель» государственного и общественного строительства8.

Механизм действия национального сознания видится следующим образом. Идеи в сферах образования, науки, культуры, спорта, религии и т.д. направлены на изменение условий жизни нации. Так, авторы концепции не допускают «деятельность культуры и искусства только на коммерческой основе»9. «Высокообразованное и самоотверженное молодое поколение непременно обеспечит себе великое будущее»10. «Махалля по существу выступает первоначальной школой демократии»11. Изменившиеся условия жизни нации отразятся на изменении содержания национального сознания. А эти изменения в дальнейшем вызовут к жизни новые интересы.

Уже сегодня в идеологической и психологической сферах содержания национального сознания происходят серьезные трансформации, которые, разумеется, не могут оцениваться исключительно в позитивом ключе. Ибо становление независимого государства проходит при воздействии глобализационных процессов, что способствует серьезным вызовам формирующемуся национальному сознанию.

С другой стороны, иррациональные элементы влияют на содержание национального сознания в виде предрассудков, которые являются разновидностью ложного знания. Их опасность заключается в том, что для индивида, родившегося и выросшего в обществе, где в национальном сознании преобладали иррациональные элементы и на их основе возникли ложные знания, последние будут представляться как «истинные». Этнос, вос-

6 Убайдуллаева Р. Узбекистан: 15 лет независимости (по результатам социологического опроса) // Общественное мнение. Права человека. 2006, № 3 (35).

7 Там же. С. 44.

8 См.: Там же. С. 35—37.

9 Идеи национальной независимости: основные понятия и принципы. С. 64.

10 Там же. С. 66.

11 Там же. С. 68.

питанный на национальных предрассудках, не ведает о том, что он владеет ложными знаниями. Так, воспитанная при советской системе личность со «знаниями», что всякое национальное есть преграда для формирования «советского народа», сегодня будет поспешно навязывать мысль о том, чтобы отказаться от развития этнонации в пользу формирования гражданской национальной идентичности.

Этнонация и гражданская нация

Возможно ли будущее Узбекистана при параллельном развитии этнонации и гражданской национальной идентичности? Да, возможно.

Все граждане страны, независимо от их этнической принадлежности, связали свою судьбу с узбекской нацией. Это означает осуществление реализации идеи «Узбекистан — наша общая Родина». В ходе данного процесса соответственно и пересматривается понятийный аппарат «нация» не столько с этнической позиции, сколько в плане гражданской нации.

Исходя из «Идеи национальной независимости», один из основных факторов общественного развития — согласие и дружба между титульным и другими проживающими здесь этносами. По данным переписи населения, проведенной в 1989 году (разумеется, значительно устаревшей), в Узбекистане проживают представители более 130 этносов. Правомерно ли говорить, что в обществе функционирует такое же количество видовых национальных сознаний? Вряд ли можно признать корректным, будто в той или иной стране СНГ насчитывается до 100 или даже 180 наций. Заслуживает внимание суждение, что «проживающие этнические группы не означают, что здесь обосновались соответствующие нации, а не разрозненные национальные группы»12. Значит, наличие 130 этносов не означает функционирования 130 национальных сознаний.

Национальные сознания появляются там, где есть бытие нации и совокупность социально-этнических, духовных отношений в национальной общности, которое детерминирует, определяет, порождает национальные идеи, взгляды, теории, предрассудки. Субъектами-производителями и субъектами-носителями национального сознания выступают этносы, ведущие совместную деятельность в системе социально-этнических и духовных отношений. Детерминированность национального сознания бытием и практикой национальной жизни прослеживается в Узбекистане только у двух наций, узбекской и каракалпакской. Именно в их национальных сознаниях наиболее артикулирована идея независимости страны.

В контексте своего национального сознания нация желает сохранить суверенитет и определить свое будущее, познать которое без национальной идеи и идеологии крайне трудно. Необходимую идею национальной независимости субъекты-творцы разрабатывают на основе тех содержательных компонентов, которые развиты в национальном сознании. Ибо национальная идея — элемент, часть национального сознания.

В наиболее отчетливом виде национальная идея прослеживалась в Европе в XVI— XIX веках, в период консолидации ее наций и формирования национальных государств. Главное содержание национальной идеи — представление о том, что каждая нация должна иметь суверенное национальное государство, а также то, что права нации имеют верховенство над правами личности. Эта идея сыграла важнейшую роль в консолидации

12 Тадевосян Э.В. Этнонация: миф и социальная реальность // Социологические исследования, 1998, № 6.

европейских народов в нации, в борьбе за национальную независимость. Сегодня в поли-этничных государствах Европы идет еще один исторический процесс — формирование государства на основе гражданской национальной идентичности.

Идеи гражданской национальной идентичности проникают и в государства, которые только что обрели национальный суверенитет. Хотя в концепции «Милий истиклол гояси» (Идея национальной независимости) нет термина «гражданская нация», но ее существование признается. Не следует подталкивать титульную нацию к ускорению создания гражданской нации. Для познания этносами понятия «гражданская нация» нужно время, как это было с познанием понятий «национальный суверенитет», «национальная идея».

Под «гражданской нацией» подразумевается емкое и многогранное понятие, еще не имеющее в науке четко сформулированных определений. И то, что этот термин будет разрабатывать нация, опираясь на функционирующее национальное сознание, не вполне понятно. Думать, будто в столь сложном образовании, как национальная идеология, должны быть элементы, дающие представления о термине «гражданская нация», что выходит за пределы национальной практики, наивно. Содержательные элементы, обеспечивающие понимание принципов гражданской нации, не относятся к содержанию национального сознания, а выступают для него как «пришлые» из другого сознания.

Вполне понятно, что в той части концепции, где речь идет об осознании этносами преемственности своего духовного наследия, ударение поставлено на идентифицирующих признаках этнонации. И то, что основу сущности идеологии национальной независимости определяет история народа, создающего эту концепцию, имеет свое объяснение. Разработчики концепции опираются на такие «свои» компоненты национального сознания, которые сформировались под воздействием философии Востока, основаны на идее патернализма, коллективизма и приоритете общественного мнения. Именно эти идеи определили содержание созданной концепции, и нельзя не замечать или отрицать их при разработке национальной идеи.

Содержательные элементы национальной психологии, национальной идеологии в национальном сознании оказывают давление на представление о верховенстве прав нации над правами личности. Но нации, получившей суверенитет, надо встать выше этого давления с целью обеспечить равенство всех народов, проживающих в государстве. Отсюда и использование авторами концепции элементов из общечеловеческого сознания наряду с национальными особенностями13.

Например, казахи, таджики, киргизы, туркмены, как представители коренного населения региона, проживающие в Узбекистане, оказались вне своей государственности в результате искусственного размежевания, проведенного в 1920—1930-х годах. Представители этих наций остаются субъектами-носителями национального самосознания родной нации благодаря тому, что в ее содержании имеются самоидентифицирующие признаки, наиболее понятные и доступные этносам. Их близость к одной с узбеками этнокультурной и религиозной группе и совместное проживание с узбеками помогает им активно приобщаться к ценностям узбекской нации, ее традициям, обычаям, образу жизни, овладевать узбекским языком, а через них и мыслить элементами узбекского национального сознания.

Живущие в Узбекистане русские, белорусы, корейцы, евреи, украинцы находятся в иной этнокультурной и религиозной для них среде. Они и расселены по территории республики дисперсно14. Это сказывается на их культурных контактах, национальных связях

13 См.: Идеи национальной независимости: основные понятия и принципы. С. 47—49.

14 См.: Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. Ташкент, 1998. С. 67.

между собой и со своей родной нацией. У этносов, живущих далеко от своей родной нации, есть только видимость владения национальным сознанием и если есть представления, то лишь об абстрактном национальном сознании. На бытовом уровне существует ошибочное суждение, что индивиды, проживающие в инонациональной среде, могут выступать субъектами-носителями национального сознания родной нации только потому, что они причисляют себя к своей нации.

Удалившись от бытия и практики жизни своей родной нации, они тем самым разрывают причинно-следственную связь между национальным сознанием и бытием родной нации. Они знают и владеют элементами этнического сознания: языком, традициями, национальной кухней, психическим складом и т.д. Понимание ими компонентов содержания национального сознания узбеков проявляется в их усвоении результатов обобщений узбекской нацией своей практики и межнациональных отношений. Русскоязычные респонденты удовлетворены уровнем развития национального сознания узбеков, способного увидеть общечеловеческие устремления, общегражданское равноправие15.

Объективный процесс совместного проживания наций создает условия для преобразования социально-политического уклада жизни страны в сторону ее развития как сообщества граждан, составляющих данное государство. Насколько этот вопрос находит свое место в сознании, можно судить по тому, как индивиды относятся к своей гражданской или этнической идентичности.

Большинство живущих в Узбекистане ощущают себя равноправными членами общества, а в этническом плане каждый индивид по своему желанию определяет для себя свою этническую идентичность. А добиться основной цели, которая ставится в концепции, можно и в условиях параллельного развития этнонации и гражданской национальной идентичности.

15 См.: Шигабдинов Р.Н. История и грани нашей дружбы. В кн.: Узбекистан — мирный край / Отв. ред. А. Очилдиев. Ташкент: Узбекистон, 2007. С. 137—138 (на узбек. яз.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.