Научная статья на тему 'УЗБЕКИСТАН В ПРОЕКТАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА'

УЗБЕКИСТАН В ПРОЕКТАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC-ND
541
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Моховикова М.Н.

Узбекистан, обладая серьезным экономическим и демографическим потенциалом в Центрально-Азиатском регионе, не только активно участвует, но инициирует процессы регионализации. Статья состоит из трех разделов. В первой части отражены государственная политика республики в сфере международного сотрудничества и факторы, оказывающие влияние на выбор регионального вектора. Обозначены основные тренды в политико-экономическом взаимодействии со странами-соседями в двустороннем сотрудничестве во второй части статьи. В третьем разделе выделены особенности регионального сотрудничества со странами региона в формате межгосударственных объединений и организаций. Автор выделяет основные аспекты, обуславливающие необходимость регионального сотрудничества по усилению взаимодействия, по разработке своевременных инициатив и новых подходов для решения актуальных проблем. В статье подчеркивается важность проведения совместной инвестиционной и торгово-экономической политики, установления прямых контактов бизнес-структур, развития транспортно-транзитного потенциала региона, общего подхода к управлению природными ресурсами. В заключении делается вывод о потенциальных положительных эффектах от активного участия Узбекистана в региональных процессах в экономической сфере и факторах успешной интеграции Узбекистана с действующими странами-участницами ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEKISTAN IN THE REGIONAL PARTNERSHIP PROJECTS

Uzbekistan, having a serious economic and demographic potential in the Central Asian region, does not only actively participate, but it also initiates the processes of regionalization. The article consists of three sections. The rst part re ects the state policy of the republic in the eld of international cooperation and the factors in uencing the choice of a regional vector. The main trends in the bilateral political and economic cooperation with the neighboring states are outlined in the second part of the article. The third section highlights the features of the regional cooperation with the countries of the zone in the format of interstate associations and organizations. The author discusses the main aspects that determine the need for regional cooperation to strengthen the interaction, develop the relevant initiatives and the new approaches for a timely response to the emerging problems, and mitigate their consequences. The article emphasizes the importance of conducting a close trade, economic and investment policy, building up direct contacts of business entities, developing the transport and transit potential of the region and the e ective joint management of natural resources. The conclusion is made about the potential positive e ects of Uzbekistan’s active participation in the regional processes in the economic sphere and the factors of Uzbekistan’s successful integration with the current EAEU member states.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКИСТАН В ПРОЕКТАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 332(575.1)

DOI: 10.28995/2073-6339-2022-4-60-73

Узбекистан в проектах регионального партнерства

Мария Н. Моховикова

Московский государственный лингвистический университет Москва, Россия, vneshpol@gmail.com

Аннотация. Узбекистан, обладая серьезным экономическим и демографическим потенциалом в Центрально-Азиатском регионе, не только активно участвует, но инициирует процессы регионализации. Статья состоит из трех разделов. В первой части отражены государственная политика республики в сфере международного сотрудничества и факторы, оказывающие влияние на выбор регионального вектора. Обозначены основные тренды в политико-экономическом взаимодействии со странами-соседями в двустороннем сотрудничестве во второй части статьи. В третьем разделе выделены особенности регионального сотрудничества со странами региона в формате межгосударственных объединений и организаций. Автор выделяет основные аспекты, обуславливающие необходимость регионального сотрудничества по усилению взаимодействия, по разработке своевременных инициатив и новых подходов для решения актуальных проблем. В статье подчеркивается важность проведения совместной инвестиционной и торгово-экономической политики, установления прямых контактов бизнес-структур, развития транспортно-транзитного потенциала региона, общего подхода к управлению природными ресурсами. В заключении делается вывод о потенциальных положительных эффектах от активного участия Узбекистана в региональных процессах в экономической сфере и факторах успешной интеграции Узбекистана с действующими странами-участницами ЕАЭС.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, Центральная Азия, региональное сотрудничество, государственная политика, межгосударственные объединения

Для цитирования: Моховикова М.Н. Узбекистан в проектах регионального партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 4. С. 60-73. Б01: 10.28995/20736339-2022-4-60-73

© MoxoBHKOBa M.H., 2022 "Political Science. History. International Relations" Series, 2022, no. 4 • ISSN 2073-6339

Uzbekistan in the regional partnership projects Maria N. Mokhovikova

Moscow State Linguistic University Moscow, Russia, vneshpol@gmail.com

Abstract. Uzbekistan, having a serious economic and demographic potential in the Central Asian region, does not only actively participate, but it also initiates the processes of regionalization. The article consists of three sections. The first part reflects the state policy of the republic in the field of international cooperation and the factors influencing the choice of a regional vector. The main trends in the bilateral political and economic cooperation with the neighboring states are outlined in the second part of the article. The third section highlights the features of the regional cooperation with the countries of the zone in the format of interstate associations and organizations. The author discusses the main aspects that determine the need for regional cooperation to strengthen the interaction, develop the relevant initiatives and the new approaches for a timely response to the emerging problems, and mitigate their consequences. The article emphasizes the importance of conducting a close trade, economic and investment policy, building up direct contacts of business entities, developing the transport and transit potential of the region and the effective joint management of natural resources. The conclusion is made about the potential positive effects of Uzbekistan's active participation in the regional processes in the economic sphere and the factors of Uzbekistan's successful integration with the current EAEU member states.

Keywords: Republic of Uzbekistan, Central Asia, regional cooperation, state policy, interstate associations

For citation: Mokhovikova, M.N. (2022), "Uzbekistan in the regional partnership projects", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations"Series, no. 4, pp. 60-73, DOI: 10.28995/2073-6339-2022-4-60-73

Введение

Акцент на роли Республики Узбекистан (РУз) в региональных процессах сделан в первую очередь из-за стремления проанализировать направление сотрудничества на новом этапе. Создав своего рода единый целевой ориентир - вхождение в топ-50 экономик мира, в республике агрегируются все задачи развития. Геополитические и демографические ресурсы составляет основу, позволяющую руководству страны усиливать регионализм. Одним из решений накопившихся проблем как в региональных, так и во внутренних делах в стране видят усиление взаимодействия центральноазиатских стран. Данная позиция закрепляется в стратегических документах и отражается в практических проек-

тах. При анализе данных процессов разделение на политическое и экономическое вряд ли возможно, тем не менее в данной статье будет сделан больший акцент на региональном экономическом сотрудничестве.

Республика Узбекистан, являясь стратегическим партнером России на постсоветском пространстве, связана с нашей страной не только двусторонними договоренностями и масштабными проектами, но и является активным членом международных организаций с участием РФ. Создание вокруг Узбекистана пространства активного развития может стать современной зоной роста, которая поможет решить ряд задач стратегического развития региона [Камилов 2020].

Государственная политика Узбекистана в сфере международного экономического сотрудничества

Страна в настоящее время находится на этапе, который характеризуется социально-экономическими и общественно-политическими реформами. Достижение цели развития в стране видится через поэтапную интеграцию в мировую финансово-экономическую систему. В 2016 г. Президентом РУз Шавкатом Мирзиёевым был взят курс на изменение внутренней и внешней политики, одной из составляющих которой стало усиление внутрирегионального взаимодействия стран Центральной Азии (ЦА). Решимость в установлении регионального диалога была продемонстрирована Президентом Узбекистана с трибуны ООН в 2017 г. Инициатива проведения постоянных встреч глав государств ЦА была поддержана лидерами государств региона. За короткий период произошли изменения в сторону улучшения отношений со странами-соседями. Острые проблемы, которые существовали во взаимоотношениях, постепенно снимаются благодаря налаживанию диалога лидеров стран региона.

Стратегический курс отразился в документах, среди которых «Стратегия действия по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.»1, а также

1 Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр "Адолат" при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»: офиц. сайт. URL: https://lex.uz/docs/3107042, (дата обращения 26.03.2021).

«Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг.»2, которая обозначила 100 приоритетных целей. Первая из указанных стратегий определяла основные векторы развития страны в целом, подчеркивая, что главный внешнеполитический приоритет - развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с непосредственными соседями - государствами ЦА. Вторая уже более подробно конкретизирует каждую из приоритетных задач развития.

В списке «приоритетов внешней политики страны внимание уделяется развитию стратегических отношений Узбекистана с широким кругом влиятельных государств мира и международными организациями»3. В ходе публичных выступлений глава государства, обозначая «приоритетные задачи внешней политики страны, неоднократно отмечал приоритет государств ЦА»4. Созванная в Астане по инициативе президента Узбекистана в марте 2018 г. консультативная встреча глав государств ЦА трактовалась многими экспертами как новый этап интеграции в регионе. По итогам второго саммита было принято заявление, в котором тенденция на региональное сближение в Центральной Азии называлась исторически обусловленной реальностью и подчеркивалась необходимость регионального сотрудничества в сферах сохранения стабильности, безопасности, политики, а также достижения устойчивого развития. 21 июля 2022 г. в Чолпон-Ате (Кыргызстан) состоялась четвертая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. На ней был подписан «Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии

2 Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг.» от 28.01.2022 г. № УП-60 // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр "Адолат" при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»: офиц. сайт. URL: https://lex.uz/ru/docs/5841077 (дата обращения 14.07.2022).

3 Камилов А. Ташкент твердо привержен дальнейшему укреплению многостороннего и двустороннего взаимодействия в рамках СНГ // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. URL: https://cis. minsk.by/news/16008/a.kamilov_tashkent_tverdo_priverzhen_dalnejsh-emu_ukrepleniju_mnogostoronnego_i_dvustoronnego_vzaimodejstvija_v_ ramkah_sng (дата обращения 18.03.2022).

4 Президент обозначил приоритетные задачи внешней политики Узбекистана в 2021 г. // darakchi.uz. URL: http://darakchi.uz/ru/110524 (дата обращения 29.03.2021).

в XXI в.»5, а также одобрены документы по практическому сотрудничеству в регионе. Договор содержит статьи, в которых отражается широкий спектр договоренностей по сотрудничеству в различных областях: между ветвями власти, в военной и военно-технической сфере, экологии, социально-культурном развитии. И конечно, особое внимание уделено расширению экономического сотрудничества стран ЦА. Стороны взаимодействуют в рамках различных международных экономических, финансовых и других организаций и институтов, оказывая поддержку друг другу в участии или вступлении в международные организации.

Важным аспектом является и то, что для Узбекистана ближайшие соседи «не только Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, но и Афганистан»6. В выступлениях руководства страны подчеркивается, что Афганистан является частью Центрально-Азиатского региона, с которой у Узбекистана тесные политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения. Безопасность Афганистана в Узбекистане воспринимается как безопасность своей страны, залог развития и стабильности всего региона.

Для Узбекистана важно восприятие векторов внешней политики за рубежом - от этого напрямую зависит инвестиционный потенциал страны. Страна участвует в проектах регионального взаимодействия в формате ЦА+1, подобный диалог подразумевает обсуждение важных региональных вопросов с ведущими «игроками» в Центральной Азии. Появление таких форматов указывает на интерес к региону, признание его роли в формировании системы региональной и международной безопасности, в международных отношениях, в процессах политической и экономической взаимозависимости.

Уделяется внимание активизации сотрудничества с Пакистаном и Индией как на двустороннем уровне, так и в рамках

5 21 июля в г. Чолпон-Ата состоялась четвертая консультативная встреча глав государств Центральной Азии // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. URL: https://cis.minsk.by/news/23848/21_ ijulja_v_g._cholpon-ata_sostojalas_chetvertaja_konsultativnaja_vstre-cha_glav_gosudarstv_centralnoj_azii?ysclid=l9o6xs91bt188234093 (дата обращения 29.03.2021).

6 Камилов А. Ташкент твердо привержен дальнейшему укреплению многостороннего и двустороннего взаимодействия в рамках СНГ // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. URL: https://cis.minsk.by/news/16008/a.kamilov_tashkent_tverdo_priverzhen_ dalnejshemu_ukrepleniju_mnogostoronnego_i_dvustoronnego_vzaimodejst-vija_v_ramkah_sng (дата обращения 18.03.2022).

ШОС. Важным фактором, влияющим на усиление внимания к региональной интеграции стран региона, остаются глобальные проекты транспортно-логистических маршрутов.

Эффективные ответы на новые внешние вызовы могут столкнуться с реалиями внутреннего содержания. Поэтому в стране намечены планы по созданию условий для социальной модернизации. В целях поддержки реформ запущен проект «Узбекистан 2035» и подготовлена Стратегия развития Республики Узбекистан до 2035 г. Авторы Стратегии выделяют четыре фактора роста: развитие промышленности и сферы услуг, трансформация сельского хозяйства, активизация предпринимательской инициативы, обеспечение финансовыми ресурсами. Драйверами роста в стране называют семь отраслей: агропромышленный комплекс, текстильную промышленность, ТЭК, ГМК, автомобилестроение, туризм, транспортные перевозки. Все перечисленные факторы развития тесно связаны с взаимодействием со странами-соседями.

Для решения задач внешнеэкономической деятельности внесены изменения в структуры исполнительных органов власти: усилено взаимодействие МИД страны с Министерством инвестиций и внешней торговли РУз в осуществлении единой внешнеэкономической деятельности. Сайт Министерства иностранных дел РУз с недавнего времени содержит специальный раздел, посвященный приоритетному отношению к Центральной Азии.

Особенности экономического сотрудничества со странами региона

Основные направления развития внешнеэкономической деятельности Узбекистана - углубление процессов импортозаме-щения, укрепление экспортного потенциала, расширение объемов привлечения иностранных инвестиций. «Перед пандемией темпы роста внешнеторгового оборота Узбекистана со странами Центральной Азии превышали рост общего значения торгового оборота страны, свидетельствуя об усилении межрегионального экономического сотрудничества» [Олимжонов, Якубова 2020].

Степень участия стран во взаимной внутрирегиональной торговле разнится. Узбекистан занимает промежуточную позицию. Внешняя торговля Туркменистана и Казахстана ориентирована на региональный рынок в меньшей степени из-за доли углеводородов в их экспорте (поставки в ЕС, Китай и Россию), в импорте с теми же странами преобладает оборудование. При

этом без учета объемов товарного экспорта металлургии и минеральных продуктов доля экспорта между странами региона гораздо выше. Имеются перспективы по наращиванию внутрирегиональной торговли товарами, которые не относятся к сырьевой продукции, в чем заинтересованы все страны региона. По многим несырьевым товарным группам они могут выступать в качестве партнеров.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в первой десятке стран, имеющих наибольший торговый оборот с Республикой Узбекистан в начале 2022 г. на третьем месте - Казахстан, на шестом - Кыргызстан, на десятом - Таджикистан. После спада пандемийного периода 2021 г. фиксируется плавный рост показателей по динамике внешнеторгового оборота в торговле с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном7.

Экспорт товаров и услуг из Узбекистана занимает достойное место благодаря особенностям и конкурентным преимуществам в отдельных областях. «При этом среди рассматриваемых стран основными импортерами являются Казахстан и Кыргызстан. Таджикистан и Туркменистан отличаются умеренными показателями. Узбекистан является основным импортером энергоносителей и нефтепродуктов, цветных и черных металлов из стран Центральной Азии» [Олимжонов, Якубова 2020].

Узбекский капитал также стал все активнее присутствовать в странах ЦА, растет число зарегистрированных совместных предприятий8, в том числе с Таджикистаном и Туркменистаном.

Двусторонние отношения со странами региона характеризуются при общих тенденциях к развитию некоторыми специфическими различиями.

Пересмотр руководством страны внешней политики в отношении укрепления связей последние годы проявляется в поиске компромиссов и установлении более прочных связей с Республикой Казахстан. В первую очередь это необходимо для создания баланса между интересами государств, сохранения целостности

7 Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан. Управление статистики внешнеэкономической деятельности и торговли (71)202-80-44(45) Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. URL: https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/17060-o-zbekiston-respublikasi-tashqi-savdo-aylanmasi-2021-yil-yanvar-dekabr-2 (дата обращения 10.07.2022).

8 Государства Центральной Азии в приоритете внешней политики Узбекистана // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/news/566/90452/ (дата обращения 20.03.2022).

региона, а также для осуществления успешной регионализации. Активизация взаимодействия между двумя ведущими государствами региона необходима на новом уровне, и понимание этого факта есть в обеих странах. Расширение экономического сотрудничества Узбекистана и Казахстана, направленное на ускорение экономического развития, способствует росту инвестиционной привлекательности, углубляет правовую базу отношений. Осуществляются шаги по развитию сотрудничества в банковской сфере, создана правовая основа для работы казахстанских банков в Узбекистане. Важным моментом для решения водных проблем региона стало создание «Дорожной карты по вопросам сотрудничества в сфере водных отношений»9. Развивается транспортное взаимодействие. Есть попытки двух стран совместно развивать производственную сферу, в частности путем создания кластерных производств.

В настоящее время, по мнению ряда казахстанских экспертов, развитие стран региона во многом зависит от успешного осуществления регионализации. Хотя присутствуют и противоположные мнения как среди экспертного круга, так и во властных институтах. Развитию отношений препятствует ряд факторов, среди которых некоторое соперничество за первенство в регионе, неоднородность взглядов на национальную идею. Можно увидеть острое обсуждение в публичном поле Казахстана темы строительства Узбекистаном АЭС вблизи границы с Казахстаном, различий в таможенных тарифах, торговых правилах, мешающих развитию казахстанского предпринимательства, проблем трудовой миграции и др.

В марте 2021 г. подписан план практических мер по расширению и углублению сотрудничества с Кыргызстаном. Узбекская сторона уделяет внимание вопросам формирования условий для увеличения объемов торговли между странами, продвижения совместных проектов в промышленности, энергетике, водном хозяйстве и агропромышленном комплексе. Узбекистан говорит о расширении гуманитарных связей и скорейшем запуске Фонда развития. Актуален запуск строительства железнодорожного пути «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (в 2022 г. строительство включено в перечень приоритетных проектов ЕАЭС) и увеличение грузоперевозок по коридору Андижан-Ош-Сарыташ-Ир-кештам. Несмотря на заявления о полном решении пригранич-

9 Казахстан и Узбекистан подписали Дорожную карту о сотрудничестве в водной сфере // Forbes Kazakhstan. URL: https://forbes.kz/news/ 2020/07/03/newsid_228680 (дата обращения 20.03.2022).

ных вопросов в 2021 г., тема остается социально острой и требует внимания со стороны руководства обеих стран.

С Таджикистаном был возобновлен диалог по пограничному и водно-энергетическому вопросам, возобновилось авиа- и железнодорожное сообщение, вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан. С 2018 г. в ходе визитов на высшем уровне решаются накопившиеся спорные вопросы (по строительству Рогунской ГЭС, распределению и использованию водных ресурсов), подписываются пакеты документов, в числе которых межправительственные и межведомственные соглашения о развитии сотрудничества в области торговли, таможни и финансов. Основные вопросы взаимодействия лежат в сферах транспортной логистики, развития сотрудничества приграничных областей. В 2022 г. прошли очередные переговоры относительно разграничения спорных территорий между двумя странами. Двусторонняя торговля между Узбекистаном и Таджикистаном осуществляется в соответствии с межправительственным Соглашением о свободной торговле от 1996 г. Экономическая зависимость, возникающая при развитии торговли, инвестиций и транспортной логистики между Таджикистаном и Узбекистаном, может стать одним из факторов стабильности в отношениях двух стран.

Отношения между Туркменистаном и Узбекистаном имеют регулярный характер. В 2017 г. подписан Договор о стратегическом партнерстве. Динамика отношений двух стран отражает общий курс РУз на укрепление связей между странами-соседями, оба государства сотрудничают на полях международных и региональных структур. Основные сферы взаимодействия: торгово-экономическая, инвестиционная и культурная. Туркменистан закупает в Узбекистане сельхозтехнику, сельскохозяйственную продукцию, минеральные удобрения, стройматериалы, продукцию химической и текстильной промышленности. По информации интернет-портала СНГ, число предприятий с участием туркменского капитала в Узбекистане за 3 года выросло с 11 до 16210.

Отдельного рассмотрения требует узбекско-афганское сотрудничество. В РУз делается особый акцент на ситуации в соседнем Афганистане. Узбекистан, способствуя диалогу, активно участвует в продвижении мирного процесса в стране, на глобаль-

10 Государства Центральной Азии в приоритете внешней политики Узбекистана // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/news/566/90452/ (дата обращения 20.03.2022).

ном уровне - привлекая внимание мировых держав и донорских организаций с целью обеспечить политическую поддержку мирного процесса и финансовое содействие социально-экономическому восстановлению Афганистана, а также сам осуществляет инфраструктурные проекты, направленные на возрождение экономики. Основа политика Узбекистана в отношении соседней страны - понимание, что достижение мира - это залог развития и планомерной интеграции в региональные и международные экономические связи.

Особенности регионального сотрудничества со странами ЦА в формате межгосударственных объединений и организаций

Республика придает большое значение развитию сотрудничества в рамках международных организаций: с ООН и ее институтами, СНГ, ШОС, ОБСЕ, Тюркским советом, Организацией исламского сотрудничества и др. Узбекистан углубляет сотрудничество с международными институтами развития.

В 2019 г. Узбекистан стал полноправным членом Совета сотрудничества тюркоязычных государств, решив использовать эту международную структуру как для двустороннего, так и для многостороннего сотрудничества. Узбекистан заинтересован в продвижении связей в сфере транспортной логистики в целях доступа к региональным и мировым рынкам. Стратегию экономического сотрудничества на ближайшую и среднесрочную перспективу, которая учитывала бы специфику государств-членов организации, планируется строить на основе разрабатываемого концептуального документа «Видение тюркского мира - 2040»11.

В СНГ РУз активизировала участие в интеграционных проектах, целевые задачи которых отвечают национальным интересам. Узбекистан участвует в работе 40 органов Содружества.

11 декабря 2020 г. Узбекистан получил статус государства-наблюдателя ЕАЭС. Возможность углубления взаимодействия

11 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мир-зиёева на неформальном саммите Тюркского совета в формате видеоконференции // Министерство внутренних дел Республики Узбекистан. URL: https://iiv.uz/ru/news/ozbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyoevning-turkiy-kengashning-videokonferentsiya-shaklida-otkazilgan-norasmiy-sammitidagi-nutqi?ysclid=l8ofau7s77570821365 (дата обращения 22.03.2022).

Узбекистана с ЕАЭС рассматривалась несколько лет, реальные формы она приобрела после изменений в узбекской экономике под влиянием реформ. Актуальность данной площадки продиктована логикой экономического развития страны. Взаимодействие позволит расширить экспортные возможности, которые до этого сдерживались заградительными мерами для экспорта из Узбекистана. По мнению российских экспертов из ЕАБР, высказанному в докладе «Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции», «Потенциальный объем инфраструктурных инвестиций ЕАЭС в Узбекистан может составлять 1-1,5 млрд долл. ежегодно. Это обеспечит дополнительные 0,3-0,4 п.п. прироста ВВП республики в год. Узбекистан имеет высокий инвестиционный потенциал, который используется далеко не в полной мере. Углубление кооперации со странами-членами ЕАЭС окажет содействие экономическому развитию Узбекистана»12. Ученые из РАНХиГС О.Н. Мисько и Г.Г. Рубцов акцентируют внимание на проблемных моментах. Анализ правоприменительной практики в интеграционных процессах показал, что Узбекистан, изменив стратегическое планирование, разработав большое число документов, столкнулся с проблемой практической реализации намеченного. По словам экспертов, для того чтобы избежать ошибок, необходимо ориентировать «"трансинституциональное сотрудничество" на усилении административной ответственности за качество принимаемых стратегических документов и разработке унифицированных механизмов реализации стратегий, а также корректировке административной и уголовной нормативной документации за их необоснованное невыполнение» [Мисько, Рубцов 2022, с. 41].

Партнерство со странами-соседями развивается в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Работа на полях данной организации - составляющая поддержания мира и стабильности внутри страны, а также в регионе в целом. Торгово-экономические отношения и логистические проекты в рамках этой организации важны для Узбекистана. Страны ШОС входят в число основных внешнеторговых партнеров Узбекистана, «почти половина внешнеторгового оборота Узбекистана

12 Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции: Доклады и рабочие документы 21/2. Евразийский Банк развития: офиц. сайт. - URL: https://eabr.org/upload/EDB_2021_ Report_Uzbekistan_and_the_EAEU_rus.pdf?ysclid=l5qp8p9zkv824271297 (дата обращения 22.03.2022).

приходится на страны организации»13. В последние годы наблюдается положительная динамика роста товарооборота с государствами-членами. Активное участие Узбекистана в ШОС отличается инициативностью и прагматизмом. Среди последних инициатив в сфере экономики можно отметить: предложение выработать новые подходы к торговле и инвестициям в условиях пандемии, разработка программ по продовольственной безопасности и стимулирования кооперации в промышленности стран организации.

Узбекистан выстраивает сотрудничество с арабо-мусульман-скими странами при участии соседей по региону. В качестве примера подписанное Узбекистаном, Туркменистаном, Оманом и Ираном соглашение по строительству логистического коридора между странами Центрально-Азиатского региона и Персидского залива. Еще одной международной площадкой для взаимодействия стран региона является Организация исламского сотрудничества (ОИС). Узбекистан намерен налаживать тесное взаимодействие с Генсекретариатом ОИС, ИБР, КОМСЕК, Исламским центром развития торговли и другими учреждениями организации14.

Заключение

В настоящее время взаимоотношения стран региона претерпевают период трансформации, обусловленный как внутренними факторами, так и новой динамикой в международной политике. Перераспределение сил между мировыми державами, усиление влияния Китая, региональные амбиции Турции, стратегическое партнерство с Россией, остающаяся сложной ситуация в соседнем Афганистане, экономические кризисы, пандемия, санкции против России и угрозы вторичных санкций за сотрудничество с ней - все накладывает условия на выработку внешнеполитического курса Узбекистана.

13 Внешние ориентиры Узбекистана // Экономическое обозрение. 22.01.2021. URL: https://review.uz/post/vneshnie-orientir-uzbekistana (дата обращения 20.02.2021).

14 Узбекистан и ОИС обсудили перспективы сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и туристической сферах. Управление мусульман Узбекистана http://muslim.uz/index.php/rus/novosti-2018/ item/21723-uzbekistan-i-ois-obsudili-perspektivy-sotrudnichestva-v-torgovo-ekonomicheskoj -investitsionnoj -i-turisticheskoj -sferakh (дата обращения 22.03.2022).

Региону ЦА во внешней политике Узбекистана определено приоритетное значение, проводимые практические шаги тому подтверждение. Реалии обуславливают необходимость регионального сотрудничества с целью выработки инициатив и новых общих решений для своевременного реагирования на вызовы. Остаются существенные препятствия: опасения руководства стран, что вследствие интеграционных процессов могут возникнуть угрозы суверенитету; высокая централизация государственного управления в странах ЦА; различия в ресурсных потенциалах государств.

Потенциальные положительные эффекты от активного участия РУз в региональных процессах в экономической сфере -это возможности расширения производственной базы, усиление конкуренции на рынке труда, расширение рынков сбыта, улучшение транспортной связанности в странах Центральной Азии.

Для России, помимо двусторонних отношений, важна многосторонняя евразийская составляющая. Эффективность интеграции Узбекистана с ЕАЭС зависит и от политических решений, и от плотности реальных экономических связей. Межрегиональное сотрудничество видится в реализации крупных индустриальных проектов, внедрении высоких технологий, выходе продукции на внешние рынки, развитии депрессивных отдаленных районов и пр. Все это станет возможным, если в условиях новой геополитической реальности регулярные встречи руководителей стран не только заложат стратегическую договорную основу, но и перейдут к выработке общей практической тактики решения проблем. Политический компромисс с учетом региональных и национальных интересов, совместное решение накопленных проблем, а также новая стратегия для объединения народов Центральной Азии будут способствовать развитию региона.

Литература

Камилов 2020 - Камилов А.Х. Национальные интересы Узбекистана на международной арене // Стратегия Узбекистана. 2020. № 3. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/natsionalnye-interesy-uzbekistana-na-mezhdunarodnoy-arene (дата обращения 18.03.2022).

Мисько, Рубцов 2022 - Мисько О.Н, Рубцов Г.Г. Влияние унификации политик стран ЕАЭС и их союзников на долгосрочные социально-экономические процессы внутри Евразийского союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 16 (3). С. 34-46.

Олимжонов, Якубова 2020 - Олимжонов О.О., Якубова Э.Т. Перспективы углубления межрегионального сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии // Экономика: анализы и прогнозы. 2020. № 5-6 (8-9). С. 88-93.

References

Kamilov, A. (2020), "National interests of Uzbekistan in the international arena", Strategy of Uzbekistan, no. 3, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/natsio-nalnye-interesy-uzbekistana-na-mezhdunarodnoy-arene (Accessed 18 Mar. 2022).

Mis'ko, O.N. and Rubtsov, G.G. (2022), "The impact of the unification of the policies of the EAEU countries and their allies on the long-term socio-economic processes within the Eurasian Union], Eurasian Integration. Economics, Law, Politics, vol. 16, no. 3, pp. 34-46.

Olimzhonov, O.O. and Yakubova, E.T. (2020), "Prospects for deepening interregional cooperation of Uzbekistan with the countries of Central Asia", Economy. Analysis and Forecasts, vol. 8-9, no. 5-6, pp. 88-93.

Информация об авторе

Мария Н. Моховикова, кандидат политических наук, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия; Россия, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1; vneshpol@gmail.com

Information about the author

Maria N. Mokhovikova, Cand. of Sci. (Political Studies) Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 38, Ostozhenka St., Moscow, Russia, 119034; vneshpol@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.