Научная статья на тему 'Узбекистан на пути интеграции в сфере высшего образования в мировой социум - в условиях глобализации'

Узбекистан на пути интеграции в сфере высшего образования в мировой социум - в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пардаева Угулой Джамоловна

В статье рассмотрены проводимые реформы и предпосылки в сфере высшего образования в Республике Узбекистан. Это вызов для всего мирового сообщества и Узбекистан, как составная часть единого целого, поэтапно внедряет и реализует пути интеграции. Само явление глобализации всех сфер мирового социума ставит кардинальные задачи и пути решения высшего образования. Ключевым моментом практического и теоретического образовательного пространства является интернационализация, то есть взаимопроникновение и взаимообусловленность национальных образовательных систем на мировом уровне. Восполнение и решение существующих проблем в образовательном пространстве предполагает применение полирадикальных и безотлагательных мер, которые отражены в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Поддержка на государственном уровне развития высшего образования это залог интеграции в мировой социум как полноправного партнера мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пардаева Угулой Джамоловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекистан на пути интеграции в сфере высшего образования в мировой социум - в условиях глобализации»

УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ СОЦИУМ - В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Пардаева У.Д.

Пардаева Угулой Джамоловна - ассистент, курс фтизиатрии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены проводимые реформы и предпосылки в сфере высшего образования в Республике Узбекистан. Это вызов для всего мирового сообщества и Узбекистан, как составная часть единого целого, поэтапно внедряет и реализует пути интеграции. Само явление глобализации всех сфер мирового социума ставит кардинальные задачи и пути решения высшего образования. Ключевым моментом практического и теоретического образовательного пространства является

интернационализация, то есть взаимопроникновение и взаимообусловленность национальных образовательных систем на мировом уровне. Восполнение и решение существующих проблем в образовательном пространстве предполагает применение полирадикальных и безотлагательных мер, которые отражены в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Поддержка на государственном уровне развития высшего образования - это залог интеграции в мировой социум как полноправного партнера мирового сообщества.

Ключевые слова: интеграция, глобализация, высшее образование, концепции развития, интернационализация.

Интеграция высшего образования Узбекистана в мировую платформу включает в себя закономерное, много уровневое развитие образования, подкрепленное базовыми законодательными проектами с поддержкой на

государственном уровне. Одним и основным составляющих систем или же ядром образования в процессе становления интеграции в условиях глобализации - это модернизация всех уровней обучения субъекта и объекта образовательного процесса. Во всем мире в условиях глобализации всех структур общественного развития, непременно бросает вызов интернационализации и интеграции узбекского национального образования.

Интеграция (лат. - восстановление, восполнение) -объединение в целое каких-нибудь частей, элементов, приводящие к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Эта не сумма соединенных частей, а их органическое взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование. В теории систем интеграция определяется как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и как процесс, обуславливающий такое состояние [2]. Современный контекст развития высшего образования -глобализирующийся мир. Понятие «глобальный» буквально означает - охватывающий территорию и население всего земного шара. Синонимами слова «глобальный» являются понятия «всеобщий», «мировой», «общечеловеческий», «обще цивилизационный». Глобальные изменения мира подразумевают, что они касаются каждого жителя планеты. «Глобальность» означает всеобщность, имеющую признаки всеохватности, универсальности, общности. В частности, М.А. Чумаков отмечает « что термин «глобальность» означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других фокусах, и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации»» [3].

Высшее образование как социокультурное явление в мировом масштабе в условиях глобализации находится на

переломном этапе своего развития. Современный кризис образования связан с общечеловеческим кризисом современности вообще. Его черты определяются следующими тенденциями: обострение общезначимых проблем, носящих глобальный характер, решение которых требует смены техногенного идеала преобразующего воздействия на природу и социум; смена типов передачи социального и культурного опыта между поколениями и проблема преодоления разрыва между ними; смена установки на изучение действительности - переход от научного ее познания к общекультурному (постижение реальности с помощью обыденного, художественного, мифологического, религиозного и других способов познания); смена парадигм науки; развитие информационных технологий и становления единого информационного пространства; глобальное и региональное взаимодействие потоков знаний, людей, идей [3]. Глобализация образования - это создание одномерной и унифицированной формы высшего образования, где одинаковые качественно новые образовательные системы и стандарты, определяют требования глобальной рыночной экономики. Предпосылкой и предшественником глобализации образования -интернационализация высшего образования. Сущностью интернационализации - это академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. В данной платформе академическая мобильность всех субъектов вузов сопряжена определенными препятствиями. Академическая мобильность, как студентов, так и профессорско-преподавательского состава есть одним из условий интернационализация высшего образования. Существующие проблемы данного явления освещены в монографии «Интернационализация высшего образования: тенденция, стратегия сценарии будущего» [9]. Эти барьеры: финансовый, информационный, содержательный, языковый, социально-психологический, нормативно-правовой,

институциональный и т.д. Как зарубежные, так и отечественные авторы справедливо добавляют к

перечисленным выше социальный и психологический барьеры [11], а также межкультурный барьер, который можно рассматривать либо как часть психологического барьера, либо как компонент коммуникационного барьера вместе с языковым. Ряд барьеров, связанных с несогласованностью направлений подготовки в вузах, различием учебных планов и программ, признанием периодов обучения за рубежом и т. д. [10], можно объединить в организационный барьер, наименования которого в источниках разнятся (структурный, институциональный, нормативно-правовой и т. д.). К этой же категории можно отнести барьеры, обусловленный проблемами кросс культурного менеджмента [9].

В докладе Ж. Делора «Образование - скрытое сокровище» еще в 1996 г. Было выявлено семь противоречий, «ставших следствием изменений технологического, экономического и социального характера: противоречия между глобальными и местным, всеобщим и частным, традициями и современностью, духовным и материальным, долгосрочным и коньюктурными соображениями, необходимостью конкуренции и идеалом равенства возможностей, ростом объема знаний и нашей способностью их усвоить» [3, 12]. Совершившимися фактами уже сегодня можно считать такие результаты процессов глобализации в сфере образования, как информатизация и цифровизация образования, формирование глобального рынка образовательных услуг, конвергенция и интеграция образовательных систем, та также стандартизация не только образовательных систем разных стран, но и их культурных ценностей [13].

Интернационализация системы высшего

профессионального образования во всем мире признана необходимым условием всестороннего развития личности и профессионального становления специалиста. Ее цель -подготовить студентов к глобальному профессиональному личному видению перспектив и задач, перед ними стоящих; развивать стратегическое мышление, принимая во внимание региональные и глобальные процессы; сформировать

лингвокультурологические компетенции, необходимые для успешного осуществления международных контактов на профессиональном и личном уровне [14].

Основными странами - поставщиками образовательных услуг является Австралия, Канада, Франция, Германия, Великобритания и США. Указанные пять стран принимают более 50% иностранных студентов со всего мира. В рамках стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 6% студентов, получающих высшее образование в 2014 году, были иностранными студентами. Более половины (54%) иностранных студентов были выходцами из Азии. Страна с самым большим количеством граждан, обучающихся за границей, является Китай, за ним следует Индия и Германия [16].

Увеличение глобального спроса на высшее образование, снижение транспортных и коммуникационных издержек, а также интернационализации рынка труда являются мощными стимулами для получения высшего образования за рубежом. Количество иностранных студентов, обучающихся во всем мире, неуклонно возрастает. По прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов в мире уже к 2025 году может превысить 7 млн. человек [7].

Республика Узбекистан как подсистема одного целого системного социума, в целях интеграции в мировое развитие, начиная с 1997 года поэтапно проводит реформу во всех существующих звеньях образовательной сферы. Важным условием развития высшего образования в локальном секторе требует интеграция науки и производства. Основной движущей силой интеграции высшего образования в мировой рынок это - человеческий потенциал, который должен обладает всеми качествами конкурентоспособного, гибкого, высокообразованного, многогранно мыслящего кадра. Наша страна как и все образовательные системы мирового социума, стремится интегрировать свои учебные стандарты в международное образовательное пространство.

В данном направлении необходимо обеспечить опережающую модернизацию образования и науки,

увеличение доли затрат на активную часть (научно-лабораторное оборудование и экспериментальную базу, сплошную компьютеризацию учебного процесса, электронных библиотек, усиление в десятки раз каналов Интернет, повышение квалификации преподавателей и оплаты авторских гонораров за оригинальные электронные учебники и их переводы с иностранных языков), временное сокращение пассивных затрат, незначительно влияющие на инновации и качество образования (особенно инфраструктурных) [4].

Движущей силой развития общества в социуме это гармония во всех сферах существования. Результаты исследования в той или иной области, в материально-духовном мире, должны быть достаточно обоснованными и востребованными. 20 июля 2018 года состоялось встреча Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева с академиками, учеными и руководителями высших учебных заведений в Институте ядерной физики Академии наук Узбекистана. В выступлении руководителя страны было отмечено, что за последнее время наука отдалилась от реальных потребностей экономики, взаимодействие теории и практики осталось на бумаге. В результате научно-практических исследований, проведенных за счет государственных средств, за последние пять лет получены патенты не более чем 700 научных разработок. Однако всего 18 из них были внедрены в производство [5, 17]. Системное преобразования, реформирования и модернизация высшего образования в республике и внедрение качественно-новых передовых инновационных методов подготовки кадров, это вызов эпохи глобализации. Все же на данном этапе научный потенциал педагогов не отвечает требованию времени. В Узбекистане в структуре педагогического состава для кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) составляет лишь 37,9%, остальные 62,1% - это преподаватели, не имеющие ученых степеней. Тенденцией последних лет является старение научно-педагогических кадров, имеющих ученые степени и звания при

одновременном сокращении притока молодежи. Педагог пред пенсионного и пенсионного возраста составляет 31,3% от общего числа специалистов высшей квалификации [15].

Указом главы нашего государства от 25 сентября 2018 года создан фонд «Эл-юрт умиди» при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Он содействует активному привлечению наших соотечественников за рубеж - ученых, специалистов и экспертов к осуществляемым в Узбекистане широкомасштабным реформам, а также талантливой молодежи в получении образования в развитых странах, повышении квалификации в ведущих международных институтах и зарубежных организациях [1]. По данному проекту организованы стажировки 46 профессорам и преподавателям по фонду «Эл-юрт умиди» в ведущих вузах стран Великобритании, Канады и Италии.

Следующим шагом широкомасштабного реформирования системы высшего образования, является Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева от 8 октября 2019г., № УП-5847 КОНЦЕПЦИЯ развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. В общем положении концепции развития высшего образования указано:

Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) разработана исходя из потребностей социальной сферы и отраслей экономики на основе обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства в целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности, развития международного сотрудничества, а также во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года № ПП-4391 «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования». Концепция определяет стратегические цели, приоритетные направления, задачи, этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу

и является основанием для разработки отраслевых программ и комплекса мер в данной сфере [6]. Одним из основным целевым направлением расширения охвата молодежи с высшим образованием и повышения качества образования «разработка механизмов и поэтапный перевод учебных планов высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему» [6].

Целевые показатели, предусмотренные Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года:

Уровень охвата высшим образованием в %: 2019-20; 202025; 2023-30; 2025-35;2030-50.

Внедрение кредитно-модульной системы %: 2019-2; 20205; 2023-16; 2025-57;2030-85.

Негосударственные вузы: 2019-5; 2020-10; 2023-20; 2025-28;2030-35.

Научный потенциал (доля профессоров-преподавателей имеющих ученую степень): 2019-36; 2020-38; 2023-40; 2025-60;2030-70.

Внедрение информационной системы управления образовательными процессами в вузах: 2019-20; 2020-30; 2023-80; 2025-100;2030-100.

Ориентация на научную деятельность: 2019-15; 2020-29; 2023-32; 2025-38;2030-45.

В концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан указаны актуальные проблемы и недостатки в подготовке высококвалифицированных кадров. Это в основном такие области образования как:

• охвата высшим образованием и качества образования, в области научно-исследовательской и инновационной деятельности;

• укрепления материально-технической базы высших образовательных учреждений;

• повышения привлекательности и обеспечения конкурентоспособности высшего образования на международном уровне:

В 2017 - 2019 годах к образовательному процессу привлечено 1 154 зарубежных высококвалифицированных педагогических работника и ученых (94 - из США, 445 - из стран Европы, 299 - из стран Азии, 316 - из государств СНГ). Базовые должностные оклады профессоров, имеющих ученую степень доктора наук в высших образовательных учреждениях, повысились в 3,2 раза по сравнению с 2016 годом [6]. На данном этапе общее количество вузов 114 единиц: из них 93 отечественные и 21 зарубежные. С 20192020 года в 59 вузе внедрена заочная и в 10 вузах вечерняя форма образования, что создает дополнительные возможности для получения высокой квалификации. Охват приема молодежи в 2019-2020 учебный год выросло на 18% по сравнению с предыдущим учебным годом, на 92% с 2016 годом. Проводится подготовка кадров на основе совместных программ образования в сотрудничестве с ведущими вузами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Достигнуты немалые успехи за последние 3 года. В национальном университете начал функционировать центр развития нанотехнологий; организованы научно-исследовательские центры физики полупроводников и микроэлектроники, биофизики и биохимии; работает научный центр программных систем; также научный потенциал в вузах вырос на 5,1%. Обеспечена академическая мобильность профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах (1611 человек), для прохождения стажировок и повышения квалификации. В рамках интернационализации для обеспечения академической мобильности студентам оказано организационная и финансовая поддержка со стороны государства. Это и есть один из видов международного экономического сотрудничества. В реалии в зарубежные вузы приняты на обучения специальностям магистратуры 112 человек и в докторантуру - 51.

Считаю уместным затронуть вопрос процессы становления иформирования молодого человека. Необходимости реформирования дошкольного и школьного образования, это - то звено обучения, где формируется задатки будущего

специалиста. Фундаментом высшего образования - это все звенья образовательного процесса становления личности: дошкольное образование, школьное, академические лицеи и среднее профессиональное образование, где основным ключевым объектом обучения выступает педагог.

Таким образом, постоянно меняющие условия и стандарты глобализации, по мере изменения всех сфер социума, требует более гибкого реагирования и трансформации высшего образования в республике Узбекистан. Мы уверенны, что проводимые реформы в сфере высшего образования в нашем государстве приведут к ожидаемым результатам:

> конкурентоспособности узбекского высшего образования на мировом уровне;

> эффективному контакту образования с производством как в локальном и в международном уровне;

> к повышению квалификационного уровня выпускников по стандарту требования рынка труда;

> к повышению профессионального уровня педагогических работников в области владения иностранными языками и владения информационно-коммуникационными технологиями;

> к укреплению духовно-нравственного потенциала, привитию гуманизма и высоких духовных идей;

> включению вузов республики первых 1000 позиций передовых высших образовательных учреждений

Во многих странах основная цель образовательного процесса - разработать и применить образовательные практики, дающие обучающимся XXI века возможность свободно ориентироваться в глобальном информационном пространстве стать, полноправным участником международных процессов, действуя при этом в интересах своей страны [15].

Список литературы

1. Адылова З.Д. Взаимодействие интеграции науки и образования в условиях инновационного развития экономики. 13 ноября 2018 г. С. 74.

2. Нагель .И. К вопросу об интеграции в образовании. Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика», 2015. С. 104.

3. Береговая .А.. Кудашов В.И. Глобализирующийся мир и трансформация высшего образования. Журнальный клуб Интерлос «Век глобализации». № 4, 2017.

4. Новости дня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gazeta.uz (дата обращения: 05.04.2020).

5. Газета Народное слово. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.narodnoeslovo.uz/ (дата обращения: 20.07.2018).

6. Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева от 8 октября 2019 г. № УП-5847 «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г.».

7. Агранович М.Л. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М.: Логос, 2010. 280 с.

8. Арсенъев Д.Г., Краснощеков В.В. Система подготовки студентов к международной академической мобильности. Проблемы педагогики. Санкт-Петербург, 2012. С 12-15.

9. Проскуров .В., Минин М.Г., Герасимчук И.Ю. Проблемы и пути повышения уровня языковой подготовки студентов, планирующих участие в программах международной академической мобильности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2014. № 6 (147). С. 70-75.

10. Бурчиц Б.В. Глобализация образования в оценках иностранных студентов вузов г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 2018. С. 24-26.

11. Махмудова А.Н. и др. Медицина Узбекистана-достижения и перспективы развития сферы // Достижения науки и образования, 2020. № 3 (57).

12. Проблемы образования и пути решения - в проекте стратегии инновационного развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2018/07/13/education- strategy/ (дата обращения: 05.04.201220).

13. Разыкова Л.Т. и др. Эффективность педагогического общения в подготовке врачей // Наука и образование сегодня, 2019. № 11 (46).

14. Разыкова Л.Т., Игамова И.С., Муратова Ш.Н. Роль психологической атмосферы семьи в становлении и развитии личности // Наука и образование сегодня, 2019. № 11 (46).

15. Халимбетов Ю.М. и др. Формирование молодежи в Узбекистане как научно управляемый процесс // Наука и образование сегодня, 2020. № 2 (49).

16. Халимбетов Ю.М. и др. Гармонично развитое поколение-основа прогресса Узбекистана // Достижения науки и образования, 2020. № 2 (56).

17. Шамсиев А.М., Курбаниязов З.Б., Давлатов С.С. Современные инновационные технологии в образовательной деятельности самаркандского медицинского института // Сборник тезисов, 2018. Т. 15. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.