Научная статья на тему 'УЗБЕКИСТАН И КИТАЙ: ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ'

УЗБЕКИСТАН И КИТАЙ: ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дипломатические отношения / торгово-экономические отношения / Великий Шелковый путь / преемственность / межнациональные отношения / культурные отношения / традиция чаепития / diplomatic relations / trade and economic relations / the Great Silk Road / continuity / interethnic relations / cultural relations / tradition of tea drinking.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайдалиева,Н.З.

В данной статье рассматривается история Узбекистана и Китая, история их взаимоотношения, партнерство. Особое внимание уделяется культурным ценностям и традициям двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEKISTAN AND CHINA: A COMMUNITY OF CULTURAL VALUES AND TRADITIONS

This article examines the history of Uzbekistan and China, the history of their relationship, partnership. Special attention is paid to the cultural values and traditions of the two countries.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКИСТАН И КИТАЙ: ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ»

0

УЗБЕКИСТАН И КИТАЙ: ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И

ТРАДИЦИЙ

d 10.24412/2181 -1784-2021 -1 -735-740

Сайдалиева Н.З, к.ф.н.,

старший преподаватель кафедры «Философия и культура Востока»

Аннотация: В данной статье рассматривается история Узбекистана и Китая, история их взаимоотношения, партнерство. Особое внимание уделяется культурным ценностям и традициям двух стран. Ключевые слова: дипломатические отношения, торгово-экономические отношения, Великий Шелковый путь, преемственность, межнациональные отношения, культурные отношения, традиция чаепития.

Annotation. This article examines the history of Uzbekistan and China, the history of their relationship, partnership. Special attention is paid to the cultural values and traditions of the two countries.

Keywords: diplomatic relations, trade and economic relations, the Great Silk Road, continuity, interethnic relations, cultural relations, tradition of tea drinking.

Как известно, сегодняшние процессы глобализации и модернизации свидетельствуют о том, что наряду с народами мира, в том числе Центральной Азией, начинается новая эпоха китайских и узбекских интересов. Естественно, стоит отметить, что взаимоотношения со странами мира, имеют свою долгую историю. В этом смысле, изучая категорию преемственности как механизм, связывающий историческое прошлое и настоящее, можно проследить, служат ли отношения между двумя нациями, государством, историей и культурой, просвещением.

В настоящее время отмечается, что Республика Узбекистан эффективно сотрудничает со многими странами мира, установив дружественные связи, что свидетельствует о том, что Китай является одним из древнейших партнёров узбекского народа. Как показывают исторические источники, узбекско-китайские отношения являются продолжением многовековых испытаний, многотысячных взаимовыгодных отношений. Отношения между Узбекистаном и Китаем, существуют более чем 2000 лет. В это время торговля между Востоком и Западом, в основном, проходила через земли Центральной Азии.

735

0

Европа через древний Великий Китайский Шелковый Путь получала чай, шелковые изделия и многое другое. Через Западные земли распространилась по всему миру китайская медицина, технология производства бумаги, а в Китай из западных земель проникли астрономия, математика и другие знания.1 Такие дружеские связи издревле развивались по Великому Шелковому пути. Император династии Хан уделял особое внимание установлению связей с "западными областями" с целью создания военно-политического союза против кочевых гуннов и отправил Чжан Цзяна в качестве посла. В раннее средневековье также продолжались связи между Центральной Азией и Китаем. Китай уделял особое внимание установлению дипломатических отношений с могущественным Эфталийским государством, которое контролировало основные торговые пути, идущие в Иран и Византию.2 Правители династии северных провинций отправляли 3 миссии посольства в Центральную Азию. В период династии Мин Великий узбекский полководец Амир Тимур стремительно расширил и возвысил земли Центральной Азии, одновременно постоянно поддерживал тесные торгово-экономические отношения с Китаем. Период Амира Темура и Темуридов начал новый этап развития двухсторонних дипломатических отношений. В период с 1387 по 1397 годы Амир Темур отправлял в Китай шесть посольств. 1387 году через первое посольство возглавляемое Мавлано Хофизом, императору было подарено 800 лошадей. В год правления Шохруха Мирзо в 1409 и 1420 года в Герат прибыли китайские послы, в свою очередь, неоднократно направлявшиеся в Китай посольства темуридских правителей. В XIII веке н.э., первый наместник императоров монгольской династии Юань в провинции Юньнань Сеид Аджаль Шамсуддин Омар в срок своих полномочий энергично развивал экономику, строительство ирригационных сооружений, одновременно уделял особое внимание развитию образования, и поэтому пользовался любовью и уважением у местных жителей. Учения и произведения выдающихся узбекских деятелей культуры, таких как Навои, Улугбек, Хорезми, и др., проникли на территорию Китая, культуры Китая и западных стран взаимно переплелись в чём Узбекистан сыграл роль культурного сотрудничества.3

1 Совместное заявление Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан о дальнейшем развитии и углублении двусторонних партнерских отношений дружбы и сотрудничества (14.06.2004) // Министерство иностранных дел КНР [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fmprc.gov.

cn/mfa_chn/ziliao_611306/1179_611310/t135619.shtml. - Дата обращения: 12.03.2013 (на кит. яз.).

2 А.Ходжаев.Великий шелковый путь: Связи и судьбы.Т.,2015. -389 с.

3 Чжунгуо сычоу чжилу цыдянь (Словарь шелкового пути Китая). Урумчи, 1994. С. 573.

о

Однако, начиная с XVII века, Царская Россия постепенно стала проникать на территорию Центральной Азии через казахские степи. Стоит отметить, что, начиная с этих времен, Китайские отношения с Центральной Азией постепенно превратились в отношения Китая и Царской России. Центральная Азия полностью утратила свою самостоятельность, и попала под подчинение царской России, что говорило о том, что изначально налаженные политические, культурные и др. исторические отношения Китая и Центральной Азии полностью изменились. Центральная Азия уже больше не могла вступать в политические, экономические, культурные, транспортно-коммуникационные отношения с Китаем. Иначе говоря, царская Россия полностью подавила Центральную Азию и проводила свою собственную политику и экономику.

После обретения независимости Республикой Узбекистан восстановлены связи дружбы, сотрудничества между узбекским и китайским народами, которые формировались на протяжении многих веков. С точки зрения социальной науки следует отметить принцип преемственности, его взаимозависимую позицию, значение в научной и практической жизни.4

В условиях независимости изменилось представление о нации, межнациональных отношениях, национальной культуре, культурном наследии братских народов, этнических проблемах, географическом и экономическом единстве. Происходящие в новых исторических условиях общественно-политические процессы стали обусловлены происхождением народов стран Центральной Азии, их историей, своеобразным образом жизни и иным, чем когда-либо, взглядом на соседние отношения. Ведь сама жизнь считает необходимым то, что страны, которые в этническом отношении близки друг к другу, исторически живут в одной и той же среде, на одной почве возникла культура прошлого, но в то же время, будучи независимым государством, ищут свои исторические корни, восстанавливают взаимные отношения.5

Ещё с давних времён между Китаем и Узбекистаном установились тесные связи не только в торгово-экономической сфере, но и в культурных отношениях. Существует ряд культурных ценностей, которые встречаются в обоих культурах народа. К примеру: культура чаепития, культура семейных ценностей, культура воспитания и т.д.

4 Столповский О. Стратегическое партнерство Узбекистана и Китая набирает обороты. - Ритм Евразии, 05.11.2019.

5 Посол Узбекистана в Китае: узбекско-китайский диалог по всем направлениям взаимодействия выходит на новый уровень // Китайский информационный портал [Электронный ресурс]. - 2012.

'Uzbekistan-China: development of R VOLUME 1 | SPECIAL ISSUE 1

cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784

economic relations" SJIF 2021: 5.423

Традиция заваривания горячего напитка «чай» из сушенных листьев чайного кустарника настолько укоренилась среди многих народов мира, и особенно в Центральной Азии, что они уже не представляют свою жизнь без этого напитка. На протяжении многих веков чай привлекал внимание не только жителей Центральной Азии, но и всего мира своими лечебными свойствами. Аромат, вкус и свойство утолять жажду сделало его одним из самых востребованных товаров в международной торговле. С VII века чай стал основным вывозимым товаром из Китая после шелка. Привычка потребления этого напитка формировалась на протяжении многих веков. С годами потребителей чая в разных странах становилось все больше и больше. Применение чая имеет особое место в обоих культурах. Например, чай в китайской культуре считается ценным напитком, в повседневной жизни почти не употребляется. Только при важных церемониях или мероприятиях китайцы употребляют чай. Согласно исследованиям китайских ученых, напиток из листьев чайного дерева научились делать на юге Китая, а на севере страны эта традиция распространилась относительно позже. К V веку в Китае чай стал настолько известным, что при бракосочетании стал важной частью приданого. Церемония отправления женихом чая невесте называлась «сяча» (), а церемония принятия невестой такого ценного подарка - «шоуча» (^^). Встреча гостей называлась чайным этикетом «чали», официальные деловые встречи, на которых обсуждались серьезные вопросы - чайными собраниями «чахуэй» Широкое распространение чая среди китайского народа нашло

свое отражение и в литературных произведениях того времени. Например, поэт Лу Юй (733 - 804)7, известный в Китае как знаток чая и прославленный как «божество чая», в одном из своих стихотворений написал: «Привычка употреблять чай разнеслась быстро, словно ветер».

Что же касается узбекского чаепития, то его невозможно назвать традицией. Это скорее неотъемлемая часть жизни каждого узбекистанца или даже каждого человека, родившегося и проживающего на Востоке, независимо от его национальности. Узбекское чаепитие, будь оно устроено в чайхане или дома в кругу семьи, имеет одинаковые мотивы. На Востоке говорят: «Если ты

6 Сочинение «Лоян цзялань цзи» был написан дворцовым чиновником и писателем династии Северняя Вэй (Бэй-Вэй) Ян Сюаньчжи (ШШ^) и состоит из 5 глав. В нем приводится нелько описание 55 буддийских монатрей в Лояне. Но приводятся сведения о разных сторонах жизни жителей города [Чжунго лиши дацыдянь. С. 355-356; Чжунго гуцзинь минжэнь дацыдянь. С. 289].

7 Чжунго гуцзинь минжэнь дацзыдянь. С. 283.

о

устал - выпей чай, если хочешь взбодриться - выпей чай, если хочешь пообщаться с друзьями на всевозможные темы - выпей чай...». Этот список можно продолжать до бесконечности. Ведь в Узбекистане любое событие или действие сопровождается чаепитием. Также, как и в Китае, именно процесс чаепития способствует сближению людей и улучшению их взаимоотношений. Традиция употребления чая в Китае и Узбекистане служит доказательством того, что обычаи, культура двух народов испокон веков была близка друг другу, и эта близость не исчезла и на сегодняшний день.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримов И.А. «Юксак маънавият- енгилмас куч», -Т.; «Маънавият»,2010

2. Столповский О. Стратегическое партнерство Узбекистана и Китая набирает обороты. - Ритм Евразии, 05.11.2019.

3. Гинарару. Инициатива «Один пояс - один путь» в Большой Европе, стр. 2.

4. Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский О.А. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность / под ред. О.Н. Строковой. - Бишкек: Обществ. фонд А. Князева, 2008. - 200 с.

5. Посол Узбекистана в Китае: узбекско-китайский диалог по всем направлениям взаимодействия выходит на новый уровень // Китайский информационный портал [Электронный ресурс]. - 2012. - URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2012-10/18/content_26826852.htm. -Дата обращения: 15.03.2013

6. Совместная декларация Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан об установлении стратегического партнерства (08.06.2012) // Sina [Электронный ресурс]. - URL: http://news.sina.com.cn/c/2012-06-08/07452 4557714.shtml. - Дата обращения: 15.03.2013 (на кит. яз.).

7. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан о дальнейшем развитии и углублении двусторонних партнерских отношений дружбы и сотрудничества (14.06.2004) // Министерство иностранных дел КНР [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fmprc.gov. cn/mfa_chn/ziliao_611306/1179_611310/t135619.shtml. - Дата обращения: 12.03.2013 (на кит. яз.).

8. Совместное заявление министров внешней торговли и экономики государств - участников ШОС // Китайский информационный портал [Электронный ресурс]. - 2002.

"Uzbekistan-China: development of R VOLUME 1 | SPECIAL ISSUE 1

cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784

economic relations" SJIF 2021: 5.423

9. А.Ходжаев.Великий шелковый путь: Связи и судьбы.Т.,2015. -389 с.

10. Чжунгуо сычоу чжилу цыдянь (Словарь шелкового пути Китая). Урумчи, 1994. С. 573.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.