Научная статья на тему 'Великий чайный путь - важнейшие социально-исторические и культурные перспективы развития российско-китайских отношений в контексте «Экономического пояса шелкового пути»'

Великий чайный путь - важнейшие социально-исторические и культурные перспективы развития российско-китайских отношений в контексте «Экономического пояса шелкового пути» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1637
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ" / ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / SILK ROAD ECONOMIC BELT / GREAT TEA ROAD / GEOPOLITICS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермакова Лариса Ивановна, Маринов Михаил Будимирович, Гурин Максим Владимирович

«Экономический пояс шелкового пути» грандиозный проект, предложенный китайскими лидерами, -может сыграть важную роль в развитии Евразии. Великий чайный путь, возрождаемый в рамках этого проекта, будет способствовать дальнейшему укреплению российско-китайских отношений и развитию наших стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Great Tea Road: the most important socio-historical and cultural prospects of Russian-Chinese relations development in the context of the Silk Road Economic Belt

The Silk Road Economic Belt is a grandiose project proposed by the Chinese leaders. It can play an important role in the new development of Eurasia. The Great Tea Road revived in the framework of this project will contribute to further strengthening of Russian-Chinese relations and development of these countries.

Текст научной работы на тему «Великий чайный путь - важнейшие социально-исторические и культурные перспективы развития российско-китайских отношений в контексте «Экономического пояса шелкового пути»»

УДК 339.92(470 + 571)(510) Ермакова Лариса Ивановна

доктор философских наук, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета

Маринов Михаил Будимирович

доктор философских наук,

профессор Уханьского университета (КНР)

Гурин Максим Владимирович

Ermakova Larisa Ivanovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Pyatigorsk State Linguistic University

Marinov Mikhail Budimirovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, Wuhan University (China)

Gurin Maxim Vladimirovich

кандидат философских наук, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета

ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ -ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Pyatigorsk State Linguistic University

THE GREAT TEA ROAD: THE MOST IMPORTANT SOCIO-HISTORICAL AND CULTURAL PROSPECTS OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE SILK ROAD ECONOMIC BELT

Аннотация:

«Экономический пояс шелкового пути» - грандиозный проект, предложенный китайскими лидерами, -может сыграть важную роль в развитии Евразии. Великий чайный путь, возрождаемый в рамках этого проекта, будет способствовать дальнейшему укреплению российско-китайских отношений и развитию наших стран.

Ключевые слова:

«Экономический пояс шелкового пути», Великий чайный путь, геополитика, стратегия.

Summary:

The Silk Road Economic Belt is a grandiose project proposed by the Chinese leaders. It can play an important role in the new development of Eurasia. The Great Tea Road revived in the framework of this project will contribute to further strengthening of Russian-Chinese relations and development of these countries.

Keywords:

Silk Road Economic Belt, Great Tea Road, geopolitics, strategy.

Китай в настоящее время превращается в мощнейшую мировую экономическую силу. В Китае уже сосредоточена большая часть мирового производства, которое базируется на самых современных технологиях. За последние полвека государство сделало невероятный рывок, пройдя путь от отсталой страны третьего мира с многочисленным нищим населением до первой экономики мира, поражающей темпами роста уровня жизни граждан.

Реструктуризация экономики и повышение эффективности способствовали более чем 10-кратному увеличению ВВП Китая за период с 1978 по 2010 гг. По данным МВФ, в первом полугодии 2014 г. ВВП по ППС КНР по предварительным итогам обогнал показатели США; при этом доля и объем к концу года составили 16,48 % и 17,632 трлн долл. против 16,28 и 17,416 соответственно [1].

В настоящее время Китай стал серьезным конкурентом для западного мира, хотя на начальных этапах роста его экономической мощи западные страны это недооценивали. Банки Китая были неотделимой частью глобальной финансовой системы. США и Западная Европа, привлеченные дешевой рабочей силой, расположили там производственные мощности, а ситуация в целом контролировалась американской военной мощью. Кроме того, контроль транспортных потоков находился тоже в их в руках.

Однако в определенный момент Китай из послушного «подчиненного» Запада превратился в самостоятельного требовательного партнера. Сконцентрировав валютные ресурсы, Китай сначала сосредоточился на приобретении современных технологий, а затем активно переключился на скупку золота. Так началось превращение рядового несамостоятельного участника глобальной экономики в ведущую экономическую и геополитическую силу планеты.

Бесспорно, современный Китай является могучей силой, однако у него все еще существует ряд стратегических слабостей, не позволяющих полностью реализовать статус мирового лидера.

Прежде всего Китай не может контролировать мировые морские транспортные пути, без чего его экономика неполноценна. Даже самые грандиозные запасы всех видов ресурсов не позволят обеспечить ей долгосрочную стабильность.

Несмотря на постоянно наращиваемую военную мощь, Китай в реальности является региональной, а не глобальной военной силой. Его технологическое и стратегическое отставание от США и России в этом плане носит долгосрочный характер.

Кроме того, Китай далеко не по всем видам продуктов и сырья может гарантировать свою продовольственную безопасность. К тому же эта проблема продолжает усугубляться. Многие сельскохозяйственные угодья страны из-за неумеренного использования химикатов и минеральных удобрений находятся на грани истощения.

Наконец, даже создав беспрецедентный по объему золотовалютный запас, Китай в одиночку не может значительно изменить существующую мировую финансовую систему [2].

Анализ слабых мест современного Китая приводит к выводу, что для его успешного развития требуются стратегические партнеры. В качестве подтверждения этой мысли мы видим заметную активность в реализации так называемой «шелковичной» дипломатии Китая [3]. Кроме того, ему жизненно необходим стратегический союз с Россией.

С созданием «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП) одновременно решаются многие геополитические проблемы. Появляется евразийский сухопутный логистический канал с последующими выходами на Западную Европу и Африку. Возникает независимый от морских путей, а, следовательно, более надежный, масштабный канал транспортировки энергоносителей и поставок продовольствия. Усиливается военная безопасность. Эти факторы дают возможность серьезного преобразования мировой финансовой системы в контексте ее независимости от доллара. Таким образом, «Экономический шелковый пояс» и в первую очередь Россия становятся для Китая ключом к устранению практически всех его глобальных проблем.

Отношения России и Китая в последние годы развиваются быстрыми темпами, причем обе стороны оценивают их как взаимодействие равноправных партнеров и стратегическую дружбу.

Официально Великий шелковый путь, соединяющий три континента, вновь возродился на карте мира в июне 2014 г., после того как его маршрут был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В прежние времена под Великим шелковым путем понималась существовавшая в Античности и Средневековье караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем. Главным товаром, обеспечивавшим существование этого торгового пути, был китайский шелк, что и дало его название. Путь был проложен еще во II в. до н. э. Он начинался в районе современного Сианя, далее через Ланьчжоу следовал в Дуньхуан. Там он раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, затем пересекала Памир и шла в Фергану, казахские степи и наконец достигала Черного моря. Южная ветвь следовала мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан, далее через Яркенд и южный Памир. Отсюда путь следовал в Бак-трию, а оттуда прямо в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин «Великий шелковый путь» был введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 г.

Китайско-российский Великий чайный путь - это путь транспортировки китайского чая в Россию, существовавший с XVII до начала XX в. Начинался этот путь в районе современного китайского города Ухань, далее проходил через китайские провинции Хубэй, Хэнань, Шаньси, автономный район Внутренняя Монголия и российские города Иркутск, Новосибирск, Кяхта, Москва и Санкт-Петербург. Он был важнейшим экономическим и культурным каналом на евразийском континенте. Чай в то время являлся одним из важнейших предметов торговли, поэтому путь, связывавший Китай и Россию, был назван Великим чайным путем. Он действовал почти 2б0 лет и сыграл важнейшую роль в сближении соседних народов, а также в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. Обе древние караванные дороги служат исторической основой современной концепции возрождения «Экономического пояса шелкового пути».

В настоящее время в рамках китайской стратегической программы «Экономический пояс шелкового пути» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей, связывающих Европу с Китаем. Общее название этих маршрутов - «Новый шелковый путь», или «Экономический пояс шелкового пути». Сухопутные маршруты включают два варианта железнодорожных путей. Один из них должен проходить южнее Каспийского моря через пролив Босфор. Другой - севернее через Казахстан и Россию. Создаются проекты дополнения северного маршрута автомобильными трассами. Автодороги южного проекта предполагается построить в рамках программы TRACECA. Для претворения в жизнь этого проекта руководство КНР готово на серьезные затраты. Это связано с тем, что идеологически подкрепленный проект ЭПШП даст Китаю новый

стимул для развития экономики на ближайшие десятилетия. Многочисленные исследования и результаты международных форумов свидетельствуют: современный шелковый путь - долговременная, многоцелевая, глобальная стратегия, рассчитанная на достижение вполне реальных целей укрепления и популяризации экономической, политической и социальной составляющих китайской модели развития [4].

Идеи о возрождении, возможно, одного из самых известных и масштабных древних торговых каналов планеты появились давно. Реальные стратегии создания «Экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути» были озвучены председателем КНР Си Цзиньпи-ном еще осенью 2013 г. [5]. Это позволяет обоснованно отметить, что в КНР предпринимаются попытки организации новой региональной и глобальной экономической политики.

Правительство Китая настроено очень серьезно. В результате реализации данной политики Китай может стать центром нового мегарынка, который по предварительным подсчетам образуют около 3 млрд потенциальных потребителей из азиатских и европейских стран [6].

Реализация задуманного - долгосрочный проект. Чтобы его осуществить, реально необходимо около 30 лет. За этот срок Пекину нужно создать новый комплекс зон свободной торговли и обеспечить их транспортно-логистической инфраструктурой. Кроме того, требуется упростить таможенные и визовые процедуры, во взаиморасчетах между странами-участниками проекта значительно увеличить объемы использования национальных валют, а также расширить существующие двух- и многосторонние контакты в торговой, научно-технической, гуманитарной и образовательной сферах [7].

Новый проект не копирует прежний. У будущего воплощения Великого шелкового пути нет конкретных отправных и конечных пунктов, а также прежних географических рамок. Намного важнее сама идея глобального масштаба. Китай открывает очередную возможность сближения Востока и Запада. Поэтому тот, кто поддерживает данную идею, может рассчитывать на сотрудничество с Китаем и его инвестиции.

Си Цзиньпин и другие китайские лидеры в выступлениях неоднократно подчеркивают, что Китай окажет содействие странам, вошедшим в ЭПШП. Эта помощь будет включать в себя строительство инфраструктурных объектов, транспортной сети и объектов электроснабжения. Реализация данной концепции не вступает в противоречие с существующими механизмами сотрудничества, такими как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз. Наоборот, ее воплощение в жизнь способно придать этим механизмам новое содержание и дополнительный импульс развития [8].

Данные начинания Китая сразу же получили широкую поддержку в большинстве стран бывшего СНГ, в особенности в России, Казахстане и Киргизии. Большой интерес проявляет к проекту Турция. Пользуясь уникальным географическим положением, она может снова стать значимой точкой на новом шелковом пути. Превращение в центр оживляющихся контактов Востока и Запада может дать стране ощутимую экономическую выгоду [9].

Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей занимает одно из важнейших мест в концепции ЭПШП. Даже по оценкам западных специалистов в этой сфере у китайских компаний практически нет конкурентов. Уже ведутся переговоры о создании высокоскоростных железных дорог, способных связать 28 стран ЭПШП. В списке приоритетов значится строительство магистрали «Москва - Казань» с последующим ее продолжением до Пекина. Другими перспективными маршрутами являются также проекты подобных дорог в Таиланде, Малайзии и Турции [10].

Очень интересна в этом отношении концепция возрождения Великого чайного пути, являвшегося одной из нитей «Экономического пояса шелкового пути». Если углубиться в историю, то торговые отношения России и Китая насчитывают несколько веков. Бурный рост торговых операций начался после подписания Кяхтинского договора 21 октября 1727 г. [11]. В результате этого в Сибири образовались крупные капиталы и возникло несколько известных купеческих династий, впоследствии прославивших Россию.

Основным товаром торговли с Китаем был чай. На Великом чайном пути возникали новые города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы. Повсюду строились церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и, конечно, заведения, где можно было пить чай. Чайный путь по объемам торгового оборота уступал Великому шелковому пути. Однако по протяженности, а также по экономическому и культурному влиянию, которое он оказывал на жизнь участников чайной торговли, он полностью сравним с шелковым путем. Великий чайный путь по сути изменил жизнь всей России. В быт русского народа прочно вошли самовар и употребление чая. Во многих провинциях и губернских городах жители получили возможность не только покупать и обменивать товары, но и работать, обслуживая чайный путь [12].

География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии и России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому путь,

который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой - он способствовал экономическому развитию и культурному обмену.

Протяженность главного сухопутного чайного пути составляла 8839 верст. Он начинался в китайском городе Ухань. Далее маршрут проходил через полторы сотни поселений Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках этой дороги строились сложные и дорогостоящие инженерные сооружения [13].

За пределами Китая путь шел через Ургу, Маймачен, Кяхту, Улан-Удэ, Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву и заканчивался в Петербурге. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны, а из Петербурга - в Западную Европу [14].

Водно-сухопутный маршрут шел по р. Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луй-шунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба пути соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.

Небольшое количество чая также перевозили по маршруту Великого шелкового пути в Среднюю Азию. Далее он благодаря караванам бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем из Шанхая через Суэцкий канал в Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток [15].

Великий чайный путь сыграл огромную роль в освоении Россией Сибири и Дальнего Востока. Чайная торговля была очень выгодным занятием. В результате происходил экономический и культурный обмен - технологиями производства и другими знаниями. Огромные состояния того времени многих известных русских и китайских купцов возникли благодаря чайной торговле. Они часто выступали в роли меценатов. Вкладывали финансы в развитие городов, давали деньги на благотворительность и даже были кредиторами государственной казны. Чайные купцы-меценаты внесли большой вклад в развитие науки и образования, воспитание молодежи, поддержку культуры и искусства. Принесенная из Китая древняя культура чаепития на территории России и стран Европы приобрела новые формы и получила продолжение.

В настоящее время многие караванные тропы Великого чайного пути превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали, по которым идут товарные потоки и туристские маршруты [16]. На протяжении чайного пути находится множество исторических объектов разных эпох, принадлежавших многим народам. Особый пласт культуры связан с традициями приготовления и потребления чая, получивший отражение в народном быту и искусстве.

Возрожденный Великий чайный путь - самый длинный сухопутный туристский маршрут, который позволяет пересечь Евразию и побывать во многих странах. Такое путешествие позволит глубже познакомиться с древней уникальной культурой чая. В рамках данного маршрута можно воспользоваться всеми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Далее чайный путь может привести в страны Юго-Восточной Азии.

Великий чайный путь постепенно становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы раз в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание «Экономического пояса шелкового пути», предложенное китайским лидером, объединит до 65 государств, образующих зону свободной торговли и перемещения товара от Австралии и Океании до Африки и Ближнего Востока. Вошедшие в ЭПШП государства получат новые рынки сбыта, импортеров, колоссальные инвестиции, а самое главное - снизят зависимость от доллара и евро. Возрождение в рамках этого проекта Великого чайного пути может стать следующим этапом российско-китайских отношений и сыграть огромную роль в дальнейшем развитии экономики и культуры обеих стран.

Ссылки:

1. КНР: мирохозяйственная стратегия, политика и практика // Восток. 2015. № 4. С. 4-7.

2. Тажельдинов К.Л. Экономика Китая. Современные аспекты. М., 2013.

3. Кузиев Н.А. Политические аспекты концепции «Экономического пояса Шелкового пути» // Молодой ученый. 2015. № 5.

4. Лю Цзайци. Чайная торговля между Китаем и Россией // Общество: политика, экономика, право. 2009. № 2.

5. Си Цзиньпин. Хунъян жэньминь юи, гунчуань мэйхао вэйлай (Развивать дружбу между народами, совместно создавать прекрасное будущее) : лекция в Назарбаев-Университете 3 ноября 2013 г. // Жэньминь жибао. 2013. 8 сент.

6. Ли Чуйфа. Шуньинь чаолю цзао фу жэньминь (Следовать главному тренду на благо народа) // Цзинцзи жибао. 2013. 25 сент.

7. Сунь Чжуаньчжи. Фусин сичжоу чжи лу, туйдун синьсин цюйюй цзинцзи хэцзо (Возродить шелковый путь, стимулировать новую форму регионального экономического сотрудничества) // Цзинцзи жибао. 2013. 25 сент.

8. У Дахуй. Си лу цзинцзи дай: нэй хань юй гоуцзянь (Экономический пояс на шелковом пути: внутренне содержание и формирование) : выступление на конференции «Китай и Центральная Азия: новый старт, новый импульс». Пекин, 23-24 октября 2013 г.

9. Ермакова Л.И. Постклассическая философия и проблемы непрерывного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 240-246.

10. Тавровский Ю.В. Пекин собирает горы и моря // Независимая газета. 2013. 15 нояб.

11. Русско-китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы. М., 1958.

12. Суховская Д.Н. Трансформации личности в креативных пространствах в условиях глобализированной среды современных поселений // European Social Science Journal. 2015. No. 2 (53). P. 61-69.

13. Единархова Н.Е. Торговля Российско-Американской компании с Китаем через Кяхту // Земля Иркутская. 2000. № 12. С. 10-11.

14. Лю Цзайци. Указ. соч.

15. Соколов И.А. Чай и чайная торговля в Российской империи в XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2010. 20 с.

16. Гурин М.В. Китайская иероглифика в современном мире // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.