Научная статья на тему 'УВИДЕТЬ "ЦЕРКОВЬ": ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ КАК ОКНО В ЖИЗНЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН СССР'

УВИДЕТЬ "ЦЕРКОВЬ": ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ КАК ОКНО В ЖИЗНЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ / БАПТИСТЫ / ФОТОГРАФИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / СССР / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ЕХБ / ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глушаев А.Л.

Для многих историков, исследующих религиозную жизнь в Советском Союзе, приоритетными источниками были и остаются документы государственных архивов. Однако значительная часть исторических документов сохраняется непосредственно верующими. Особый интерес представляют кинофотодокументы. В рамках «визуального поворота» в историографии начала 2000-х годов, помимо появления дополнительных источниковедческих ресурсов, открылись новые возможности изучения киноисточников, фотодокументов. Благодаря сформировавшимся методологиям исследования истории повседневности, микроистории, культурной антропологии внимание специалистов-гуманитариев сфокусировалось на символических и языковых системах передачи кино фотографических сообщений, на визуализации этнических, конфессиональных идентичностей или культурных особенностей различных групп населения. Так, обращение к кинофотодокументам, созданным в среде верующих и самими верующими, помогает лучше понять коллективное самовосприятие советских верующих, увидеть способы предъявления себя окружающему миру. Целью настоящей работы является изучение информационных возможностей фотодокументов по истории евангельских христиан-баптистов в СССР 1970-х годов. В качестве основного исторического источника в исследовании использованы две фотографии середины 1970-х годов, хранящиеся в церкви Международного Союза церквей ЕХБ г. Перми. Для реконструкции исторического контекста фотографирования Пермской общины Совета церквей ЕХБ были привлечены архивные документы Государственного архива Пермского края и конфессиональные издания. Атрибуции фотоматериалов способствовали беседы с пресвитером Пермской общины Международного Совета церквей ЕХБ (МСЦ ЕХБ). В результате исследования были выявлены обстоятельства фотографирования группы евангельских христиан-баптистов, проведены описание и источниковедческая критика фотоснимков, сделаны выводы о символическом значении изображений. Автор полагает, что данные фотоснимки постановочного типа формировали иконографический образ церкви ЕХБ в пространстве советского города, стимулировали сплоченность верующих в кризисный момент жизни общины за счет визуальных средств. Активное использование такого рода фотографий в качестве иллюстраций в литературе МСЦ ЕХБ в постсоветское время свидетельствует о высоком «символическом КПД» (П. Бурдье) фотографического сообщения из прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATCH A SIGHT OF "CHURCH": AMATEUR PHOTOGRAPHS AS A WINDOW INTO THE LIFE OF EVANGELICAL CHRISTIANS OF THE USSR

It is known that the documents from the State archives concerning the history of religious life in the USSR had the primary importance and they are remained the same. However, a significant part of historical documents are kept by believers. Film and photo documents are of particular interest. The “visual turn” in the historiography of the beginning of 2000s opened up new opportunities for studying film sources and photographic documents. The attention of historians has focused on the symbolic and linguistic systems of transmission of film and photographic messages, on the visualization of ethnic, confessional identities or cultural characteristics of various population groups. Thus, turn to the film and photo documents helps better understanding the collective self-perception of Soviet believers and finding the ways to present themselves to the surrounding world. The purpose of this study is to study the informational possibilities of photographic documents on the history of Evangelical Christian-Baptists in the USSR in the 1970s. The main historical sources in the study are two photographs from the mid-1970s. They are kept in the church of evangelistic Christians-Baptists in the city of Perm. Archival documents of the State Archives of Perm Krai and confessional literature helped to reconstruct the historical context of photography. Conversations with a presbyter of the Perm community of Evangelical Christians-Baptists helped in attribution of photographs. The author believes that these photographs formed the iconographic image of the ECB church in the space of the Soviet city. The active use of these photographs in the post-Soviet period testifies the high “symbolic efficiency” (P. Bourdieu) of photographic communication from the past.

Текст научной работы на тему «УВИДЕТЬ "ЦЕРКОВЬ": ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ КАК ОКНО В ЖИЗНЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН СССР»

Глушаев А.Л. Увидеть «Церковь»: любительские снимки как окно в жизнь евангельских христиан СССР // Технологос. -2021. - № 1. - С. 66-75. DOI: 10.15593/perm.kipf/2021.1.06

Glushaev A.L. Catch a Sight of "Church": Amateur Photographs as a Window into the Life of Evangelical Christians of the USSR. Technologos, 2021, no. 1, pp. 66-75. DOI: 10.15593/perm.kipf/2021.1.06

DOI: 10.15593^1^^/2021.1.06 УДК 279.123+277.4]:77.041.8(47+57)

УВИДЕТЬ «ЦЕРКОВЬ»: ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ КАК ОКНО В ЖИЗНЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН СССР

А.Л. Глушаев

Пермский государственный институт культуры, Пермь, Россия

О СТАТЬЕ

Получена: 15 января 2021 г. Принята: 26 февраля 2021 г. Опубликована: 15 апреля 2021 г.

Ключевые слова:

евангельские христиане, баптисты, фотография, визуальные источники, СССР, источниковедение, Совет церквей ЕХБ, Пермская область.

АННОТАЦИЯ

Для многих историков, исследующих религиозную жизнь в Советском Союзе, приоритетными источниками были и остаются документы государственных архивов. Однако значительная часть исторических документов сохраняется непосредственно верующими. Особый интерес представляют кинофотодокументы. В рамках «визуального поворота» в историографии начала 2000-х годов, помимо появления дополнительных источниковедческих ресурсов, открылись новые возможности изучения киноисточников, фотодокументов. Благодаря сформировавшимся методологиям исследования истории повседневности, микроистории, культурной антропологии внимание специалистов-гуманитариев сфокусировалось на символических и языковых системах передачи кино фотографических сообщений, на визуализации этнических, конфессиональных идентичностей или культурных особенностей различных групп населения. Так, обращение к кинофотодокументам, созданным в среде верующих и самими верующими, помогает лучше понять коллективное самовосприятие советских верующих, увидеть способы предъявления себя окружающему миру. Целью настоящей работы является изучение информационных возможностей фотодокументов по истории евангельских христиан-баптистов в СССР 1970-х годов. В качестве основного исторического источника в исследовании использованы две фотографии середины 1970-х годов, хранящиеся в церкви Международного Союза церквей ЕХБ г. Перми. Для реконструкции исторического контекста фотографирования Пермской общины Совета церквей ЕХБ были привлечены архивные документы Государственного архива Пермского края и конфессиональные издания. Атрибуции фотоматериалов способствовали беседы с пресвитером Пермской общины Международного Совета церквей ЕХБ (МСЦ ЕХБ). В результате исследования были выявлены обстоятельства фотографирования группы евангельских христиан-баптистов, проведены описание и источниковедческая критика фотоснимков, сделаны выводы о символическом значении изображений. Автор полагает, что данные фотоснимки постановочного типа формировали иконографический образ церкви ЕХБ в пространстве советского города, стимулировали сплоченность верующих в кризисный момент жизни общины за счет визуальных средств. Активное использование такого рода фотографий в качестве иллюстраций в литературе МСЦ ЕХБ в постсоветское время свидетельствует о высоком «символическом КПД» (П. Бур-дье) фотографического сообщения из прошлого.

© ПНИПУ

© Глушаев Алексей Леонидович - кандидат исторических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3779-3537, e-mail: perst-ur@mail.ru.

© Aleksey L. Glushaev - Candidate of Sciences in History, Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3779-3537, e-mail: perst-ur@mail.ru.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

CATCH A SIGHT OF "CHURCH": AMATEUR PHOTOGRAPHS AS A WINDOW INTO THE LIFE OF EVANGELICAL CHRISTIANS OF THE USSR

Aleksey L. Glushaev

Perm State Institute of Culture, Perm, Russian Federation

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 15 January 2021 Accepted: 26 February 2021 Published: 15 April 2021

It is known that the documents from the State archives concerning the history of religious life in the USSR had the primary importance and they are remained the same. However, a significant part of historical documents are kept by believers. Film and photo documents are of particular interest. The "visual turn" in the historiography of the beginning of 2000s opened up new opportunities for studying film sources and photographic documents. The attention of historians has focused on the symbolic and linguistic systems of transmission of film and photographic messages, on the visualization of ethnic, confessional identities or cultural characteristics of various population groups. Thus, turn to the film and photo documents helps better understanding the collective self-perception of Soviet believers and finding the ways to present themselves to the surrounding world. The purpose of this study is to study the informational possibilities of photographic documents on the history of Evangelical Christian-Baptists in the USSR in the 1970s. The main historical sources in the study are two photographs from the mid-1970s. They are kept in the church of evangelistic Christians-Baptists in the city of Perm. Archival documents of the State Archives of Perm Krai and confessional literature helped to reconstruct the historical context of photography. Conversations with a presbyter of the Perm community of Evangelical Christians-Baptists helped in attribution of photographs. The author believes that these photographs formed the iconographic image of the ECB church in the space of the Soviet city. The active use of these photographs in the post-Soviet period testifies the high "symbolic efficiency" (P. Bourdieu) of photographic communication from the past.

Keywords:

evangelical Christians, Baptists, the photo, visual sources, USSR, source study, the Council of Churches evangelistic Christians-Baptists, Perm

region.

© PNRPU

Для большинства историков, исследующих религиозную жизнь в Советском Союзе, приоритетными источниками были и остаются архивные документы, хранящиеся в том числе в «фондах уполномоченных Совета по делам религии». Несомненно, содержание этих фондов несет в себе значимую информацию о религиозных общинах и движениях в СССР периода 1940-1990-х годов.

Однако уже сейчас очевидно - данный массив документов имеет свои информационные пределы. Это связано с тем, что значительная часть религиозной жизни в СССР «проходила вне непосредственного контроля властей, во всяком случае партийных и государственных органов» [1, с. 507]. Иными словами, многие явления религии в советском обществе не могли быть зафиксированы представителями надзирающих инстанций, какого бы уровня компетентности они ни были.

В этой ситуации логично предположить, что дальнейшее выявление, описание, исследование источников по религиозной жизни в СССР требуют выхода за пределы «фондов уполномоченных». Так, обращение к визуальным документам, особенно созданным в среде верующих и самими верующими, призвано способствовать расширению знания в нашем «ремесле историка».

Заметим, что осознание потенциала кинофотодокументов, материалов изобразительного искусства как исторического источника в отечественном источниковедении происходило постепенно. В начале 1970-х годов признавалось, что «изображения на светочувствительных пленках могут и должны стать историческими источниками... Однако же робость, с какой, например, киноисточники привлекаются к историческим исследованиям, может быть объяснена лишь тем, что совершенно неразработанной остается методика их анализа» [2, с. 56].

На излете советского времени С. О. Шмидт писал о специальных источниках информации, созданных преднамеренно, «с целью сохранения в будущем памяти о чем-то или о ком-то. Это - свидетельства отбора современниками того, что следует, по их мнению, впоследствии знать и помнить о них и об их предшественниках. Это - всегда и ценностная категория, характеризующая общественное сознание и уровень культуры.» [3, с. 8]. В круг подобных

источников входил «разнообразный изобразительный материал. вплоть до непритязательных минутных снимков "на память"» [3, с. 9].

Своеобразным завершением этапа разработки источниковедческих методик описания и изучения визуальных и аудиодокументов стала книга В. М. Магидова «Кинофотофонодоку-менты в контексте исторического знания» (2005). В частности, автор стремился определить место визуальной антропологии в архивоведческих и источниковедческих исследованиях и отмечал как наметившееся событие «переход от дескриптивных методов исследования, представляющих собой, по существу, повествовательную характеристику объекта, к функциональному изучению предмета визуальной антропологии, где без использования всего арсенала источниковедческих приемов и методов невозможно обойтись» [4, с. 262].

«Визуальный поворот» в историографии начала 2000-х годов, помимо появления дополнительных источниковедческих ресурсов, открыл новые возможности изучения киноисточников, фотодокументов. Благодаря сформировавшимся методологиям исследования истории повседневности, микроистории, культурной антропологии внимание специалистов-гуманитариев сфокусировалось на символических и языковых системах передачи кинофотографических сообщений, на визуализации этнических, конфессиональных идентичностей или культурных особенностей различных групп населения (См., например, [5, 6, 7]).

В научных публикациях по истории евангельских церквей в России и СССР традиционно широко привлекаются фото- и видеоматериалы. Однако в большинстве случаев эти документы имеют иллюстративный характер. Редким исключением являются работы Е.И. Мироновой, Н.А. Беляковой и Э.Л. Френч, в которых фотографии верующих из общин ЕХБ СССР представлены как самостоятельный исторический источник [8, 9].

Целью настоящей статьи является установление информационных возможностей фотодокументов по истории евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В качестве основного исторического источника в исследовании использованы фотографии середины 1970-х годов, хранящиеся в Пермской общине Международного Союза церквей ЕХБ (МСЦ ЕХБ)1 (правопреемника Совета церквей ЕХБ).

Немаловажным фактором выбора фотоснимков для научной критики и публикации стало то, что они уже использовались в качестве иллюстраций в двух конфессиональных изданиях [10, с. 306; 11, с. 18]. Иначе говоря, сами верующие придавали определенное значение снимкам, иллюстрируя ими текстовые материалы.

Для верификации фотодокументов и реконструкции исторического контекста фотографирования общины СЦ ЕХБ г. Перми были также привлечены архивные документы Государственного архива Пермского края (ГАПК) и конфессиональная литература. Беседы и переписка с А.П. Пироговым, пресвитером церкви МСЦ ЕХБ, помогли атрибуции фотоматериалов.

Как известно, Совет церквей ЕХБ образовался в первой половине 1960-х годов, после раскола единого церковного Союза евангельских христиан-баптистов. Внутрицерковный конфликт был спровоцирован, во-первых, антирелигиозной политикой Советского государства, во-вторых, прямым вмешательством Совета по делам религиозных культов (СДРК) в деятельность легального баптистского союза - Всесоюзного Совета ЕХБ (ВСЕХБ). Представители Совета церквей выступали с резкой критикой руководства Союза баптистов, обвиняя последних в принятии «антиевангельских положений», ущемлявших религиозные свободы верующих, ограничивающих автономию общин (См. подробнее: [12, 13, 14]).

1 Автор публикации благодарит пресвитера церкви МСЦ ЕХБ г. Перми Александра Петровича Пирогова за предоставленные фотодокументы и оказанную помощь в атрибуции фотографий.

Оценивая глубину конфликта внутри церковного Союза ЕХБ начала 1960-х годов, Т.К. Никольская пишет: «Думается, в 1961 г. никто не предвидел серьезных последствий, а политики из СДРК рассчитывали, что верующие пассивно подчинятся своему руководству. Массовые протесты верующих стали неприятной неожиданностью как для ВСЕХБ, так и для властей (о чем свидетельствует растерянность и неумелость действий и тех и других - особенно в первые месяцы движения)» [14, с. 213].

На региональном уровне, в г. Перми, открытое недовольство части членов зарегистрированной общины ЕХБ было вызвано грубым вмешательством представителей органов власти в церковную жизнь. Осенью 1963 года группа верующих - 60 человек - покинула дом молитвы и стала собираться отдельно, став частью нонконформистского движения баптистов (см.: [15, л. 18; 16, л. 73]).

Однако, как признавался уполномоченный Совета по делам религии (СДР) по Пермской области, баптисты зарегистрированной Пермской общины ЕХБ на протяжении многих лет поддерживали тесные связи с членами отделившейся церкви; верующие - «лояльно относящиеся к государству» - использовали во время богослужений Евангелие и сборники христианских гимнов, выпущенных нелегальным издательством «Христианин»2; нередко одни и те же люди посещали собрания разных общин [17, л. 32]. Иными словами, острота полемики и противостояния между руководящими центрами двух церковных союзов, один из которых имел поддержку власти, смягчалась и отчасти нивелировалась на уровне повседневных контактов между верующими.

Верующие, пермские сторонники СЦ ЕХБ, отнюдь не были пассивными участниками в отношениях с представителями властных институтов. Поступки и слова руководителей общины демонстрировали их активную, временами даже наступательную позицию в отстаивании права свободы вероисповедания. Так, в августе 1975 года А.С. Новожилов - пенсионер, участник Великой Отечественной войны - «заявил секретарю Индустриального райисполкома г. Перми, что они собирались и впредь будут собираться на молитвенные собрания, а если их будут штрафовать за это, то они будут жаловаться и "могут возникнуть забастовки верующих во всех городах, как это было в одном из городов"3» [17, л. 38].

Как можно заметить, приведенные цитаты представляют образ верующих, созданный через оптику уполномоченного СДР. Неполнота этой картины становится очевидной, когда историк стремится описать не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь общины, коллективное самовосприятие верующих, способы предъявления себя окружающему миру. В этом случае фотографические снимки, фиксирующие узловые моменты религиозной жизни, превращаются в один из важных источников информации.

Поэтому обратимся к фотографиям середины 1970-х годов (рис. 1-3), хронологически совпадающим с источниками из «фонда уполномоченного» данного периода. Критическое сопоставление исторических материалов позволяет провести сравнительный анализ визуальной информации и сведений из архивных и конфессиональных источников.

Представленные снимки имеют постановочный характер и воспроизводят сложившуюся фотографическую культуру советского общества. Фронтальное размещение фотографирующихся и равномерное распределение группы перед объективом, как отмечает О.Ю. Бойцова, воспроизводит традицию и «означает только то, что изображенный человек фотографируется. [При этом, на групповом снимке, позирующие] ... не должны загораживать других» [5, с. 32-33].

2 Издательство «Христианин» - нелегально действовавшие в 1970 - 80-е годы печатные точки СЦ ЕХБ, выпускавшие неподцензурную религиозную литературу в СССР. Издательство продолжает печатную деятельность в настоящее время (Прим. - А.Г.).

Неизвестно, о каком городе говорил проповедник А. С. Новожилов. Возможно, речь шла о длительном конфликте верующих Барнаульской общины СЦ ЕХБ с органами власти (См.: [18, с. 118-141]).

Это условие соблюдается даже в том случае, как можно заметить на одном из снимков (см. рис. 3), когда в кадре появляется еще один человек. Мужчина, член церкви, присел у ног присутствующих, визуально сохранив «фотографичность» композиции.

Как на первом, так и на втором фотоснимках выделим трех сидящих пожилых мужчин. По словам пресвитера церкви, на снимке (слева направо) представлены Алексей Сергеевич Новожилов (1914-1995); Григорий Павлович Окунев (1895-1981) - пресвитер Пермской церкви СЦ ЕХБ; Степан Петрович Пирожков (1910-1988). Изображение в центре этих людей подчеркивает их социальные роли. Именно они являлись в тот момент наиболее авторитетными руководителями общины, осуществляли связь с баптистскими общинами из городов и поселков Пермской области и других регионов СССР.

Варианты черно-белых фотографий позволяют увидеть состав общины евангельских христиан-баптистов г. Перми и соотнести увиденное с информацией из архивных источников. По отчету уполномоченного за 1975 год, в середине 1970-х годов членами городской общины баптистов, сторонниками СЦ ЕХБ, были 80-90 человек (более точных данных нет, и трудно понять из текста, включались ли в это число не принявшие обряд крещения - так называемые приближенные) [17, л. 37]. На снимке мы видим меньшее количество людей, но, вероятно, и фотографировались не все члены церкви.

Если вглядеться в снимки, можно заметить, что почти все, в том числе дети, одеты в мешковатые зимние пальто темных расцветок с меховыми воротниками. Советская легкая промышленность не баловала потребителей разнообразием моделей и стилей верхней одежды. У мальчиков и мужчин на головах или в руках шапки-ушанки. Головные уборы девочек и женщин более разнообразные, но большинство пожилых женщин закутаны в шали. Стиль одежды пожилых людей отсылает скорее к началу 1960-х годов, когда еще сохранялось влияние образцов советской моды позднего сталинского периода, подчеркивавших добротность, солидность, консервативность [19, с. 114-115].

Едва ли по внешнему облику людей, запечатленных на фотографиях, можно определить их конфессиональную принадлежность. Так одевалось в то время большинство советских граждан. Но стоит обратить внимание на другую потенциально важную информацию: верхняя одежда фотографирующихся помогает реконструировать гендерную структуру общины. На представленных снимках видим 47 женщин и 8-9 мужчин. Преобладание женщин, преимущественно старших возрастов, отражает общий гендерный дисбаланс в жизни общин ЕХБ. Эту диспропорцию отмечали еще советские авторы, подчеркивая, что большинство женщин были вдовые или незамужние [20, с. 22]. В сочетании со спецификой общинного уклада евангельских верующих - ограниченные внешние контакты - многие «сестры» оставались одинокими и бездетными [14, с. 168]. Впрочем, как показывают современные исследования, именно женщины создавали среду и условия воспроизводства христианской веры в позднем советском обществе, занимаясь совместным воспитанием и образованием детей в семьях, участвуя в сетях неформальной поддержки единоверцев [21, с. 46-47; 22].

Группа расположилась перед домом. На фотографиях изображение дома превращается в важную деталь всей композиции - это «значимый» фон4, закрепленный благодаря надписи на светлой прямоугольной вывеске - «Церковь г. Перми 21 марта 1976 года» (рис. 2). Крупные буквы, фиксированная дата фотоскрипта5 указывают на важное событие в жизни общины, но одновременно с этим появляются вопросы к фотографическому сообщению.

4 «В тех случаях, когда отправитель фотографического сообщения хочет передать полученную информацию в том числе и с помощью фона, можно говорить о "значимом" фоне. Фон заключает в себе значимый элемент, иконограмму» [5, с. 44].

5 Автор предлагает использовать термин «фотоскрипт» по аналогии с термином «киноскрипт». В.С. Листов писал: «... киноскрипты - это письменные источники, дошедшие до нас в составе изобразительных кадров документального кино. Их изучение очень часто помогает атрибутировать ту или иную съемку» [2, с. 59]. Иными словами, фотоскрипт - текстовый источник, надпись в составе фотографического изображения.

А.Л. Глушаев

В это время Совет церквей выступал против государственной регистрации религиозной деятельности, что приводило к многочисленным конфликтам с органами власти и делало невозможным легализацию культовых зданий. Поэтому сомнительным выглядит факт существования официального дома молитвы СЦ ЕХБ.

Пояснением к этой истории служит текст в брошюре «Страницы истории Пермской церкви ЕХБ», сопровождающий публикацию аналогичной фотографии (см. рис. 1): «В 1974 году Пермский горисполком принимает решение, касающееся отвода земельного участка Пермскому газоперерабатывающему заводу под видом строительства лыжной базы. Согласно постановлению в зону сноса жилых и надворных построек попал и дом Окунева Григория Павловича, в котором проходили собрания. Взамен частного дома ему предлагалось переехать в благоустроенную квартиру» [11, с. 19]. Верующие не согласились. События развивались таким образом, что решением суда в 1977 году Г.П. Окунев получил денежную компенсацию за сносимый дом и был выселен, но к тому времени «церковь приобрела частный жилой дом в другом районе города» [11, с. 19], и собрания продолжились.

Таким образом, фотографии марта 1976 года сохранили изображение частного дома, служившего местом проведения молитвенных собраний членов отделившейся церкви ЕХБ. Вероятно, верующие уже понимали, что дом не отстоять. Фотографирование в кризисной ситуации явилось символическим актом, объединяющим группу и сакральное пространство. Подготовленная к событию фотографирования временная вывеска со словами «Церковь г. Перми 21 марта 1976 года», очень удачно подсвеченная ярким весенним солнцем, эту связь подчеркивала. Все вместе - сплоченность присутствующих людей на фоне деревянного дома, с тремя выступающими треугольниками крыш; надпись крупными буквами - визуально передавало основательность религиозной жизни и единство городской общины баптистов.

Содержание первой фотографии добавляет еще один немаловажный штрих к пониманию процедуры съемки. На нижнем плане хорошо заметна протоптанная в снегу тропинка (см. рис. 1). Можно догадаться: она обрывается в точке, где установлен фотоаппарат. Мой собеседник пояснил, что само фотографирование членов церкви осуществлялось со стороны огорода, занесенного еще в то время снегом. Иначе говоря, группа расположилась сзади дома, с той стороны, которая плохо просматривалась с улицы. Это была мера предосторожности в тех условиях, когда деятельность общин Совета церквей ЕХБ рассматривалась представителями власти как нелегальная.

В целом эти две постановочные фотографии были призваны создать иконографический образ церкви евангельских христиан-баптистов, существовавшей в пространстве советского города, и предъявить визуальный образ сплоченности верующих в кризисный момент жизни общины. Судя по тому, что аналогичные фотографии использовали в качестве иллюстраций в конфессиональной литературе МСЦ ЕХБ в постсоветское время, «символический КПД»

(П. Бурдье) визуального сообщения оказался высоким.

***

При подготовке к публикации фотографий и их фрагмента учитывались «Правила издания исторических документов в СССР» (1990, 2-е изд.). Опубликованным фотоснимкам присвоены порядковые номера, даны редакционные заголовки; в легендах указаны место современного хранения документов и издания, где впервые были опубликованы фотодокументы. Дата фотографирования приведена по так называемой «черной дате», указанной в фотоскрипте. По сооб-

6 Первая очередь Пермского газоперерабатывающего завода была пущена в 1969 г., к середине 1970-х завод заработал на полную мощность. Завод располагается в промышленной зоне, юго-западная окраина г. Перми (Прим. - А.Г.).

щению пресвитера Пермской церкви МСЦ ЕХБ А.П. Пирогова, фотографом выступил член церкви Владимир Эдуардович Радыгин. На одной из фотографий (см. рис. 1), он второй справа. Фотографии для публикации подготовил А. Л. Глушаев.

Рис. 1. Ил. 1. Вариант 1. Община евангельских христиан-баптистов г. Перми, входившая в Совет церквей ЕХБ. 21 марта 1976 года. Фотограф - В.Э. Радыгин. Описание: В. 17,9 см / Ш. 23,7 см. Матовая бумага. Черно-белое изображение. Небольшие заломы правого верхнего и левого нижнего углов. Заметно, что правый угол снимка немного сдвинут вниз и поэтому горизонт фотоизображения имеет наклон вправо и не совпадает с прямоугольником листа фотобумаги. 1. Архив церкви МСЦ ЕХБ г. Перми. 2. Первая публикация. Страницы истории Пермской церкви ЕХБ. 1913 - 2013. - Б. м.: б. г. С. 18

Рис. 2. Ил. 2. Фрагмент. Надпись на светлом фоне плаката -«ЦЕРКОВЬ г. Перми 21 марта 1976 года»

Рис. 3. Ил 3. Вариант 2. Община евангельских христиан-баптистов г. Перми, входившая в Совет церквей ЕХБ. 21 марта 1976 года. Фотограф - В. Э. Радыгин. Описание: В. 12 см / Ш. 17,8 см. Глянцевая фотобумага. Черно-белое изображение, но имеет желтоватый оттенок. Утрачен правый верхний угол фотографии. В центре фотографии имеется трещина глянцевого слоя. Оборотная сторона фотографии сохраняет следы отрыва от другой поверхности. 1. Архив церкви МСЦ ЕХБ г. Перми. 2. Первая публикация аналогичной фотографии. Крючков Г. К. Великое пробуждение XX века. 1961 - 2006. -Б. м.: Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2008. С. 306

Список литературы

1. Митрохин Н. Болезнь под названием «фонд уполномоченного», или Несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4. - С. 505-511.

2. Листов В.С. О критике кинодокументальных источников (по материалам советских киносъемок 1917 - 1920 гг.) // Археографический ежегодник за 1969 год. - М.: Наука, 1971. -С. 54-69.

3. Шмидт С.О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XVI. - Л.: Наука, 1985. - С. 3-24.

4. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. - М.: Изд-во Рос. гос. гум. ун-та, 2005. - 394 с.

5. Бойцова О.Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. - 266 с.

6. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова; ООО «Вариант», ЦСПГИ. - М., 2009. - 448 с.

7. Нарский И. В. Фотокарточка на память: Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-историко-графический роман) / ООО «Энциклопедия». -Челябинск, 2008. - 516 с.

8. Миронова Е. Представления о браке и брачные практики евангельских верующих в Советском Союзе в 1940-1980-е гг. (по материалам евангельских общин христиан-баптистов Центрально-Черноземного региона) // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. -2018. - № 2. - С. 131-162.

9. Белякова Н., Френч Э. Л. Богословие приличия: представления евангельских христиан-баптистов о внешнем виде женщин в поздне- и постсоветский период // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. - 2018. - № 2. - С. 163-193.

10. Крючков Г. К. Великое пробуждение XX века. 1961 - 2006. - Б. м.: Изд-во «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2008. - 512 с.

11. Страницы истории Пермской церкви ЕХБ. 1913 - 2013. - Б. м.: б. г. - 24 с.

12. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны: пер. с англ. - М.: б. и., 1995. - 559 с.

13. Глушаев А. Л. Раскол в баптизме: «инициативники» и «религиозный экстремизм» в интерпретациях советской атеистической литературы 1960-1980-х гг. // Вестник Правосл. Свято-Тихонов. гос. ун-та. - Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2017. -Вып. 71. - С. 104-118.

14. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. - 356 с.

15. Информационный отчет о работе уполномоченного по делам религиозных культов, о состоянии и деятельности религиозных культов в Пермской области за 1962 год. Составлен до 27.02.1963 // ГАПК (Государственный архив Пермского края). Ф. р-1204. Оп.3. Д.6.

16. Справка. На №212с от 17 октября 1963 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп.3. Д.6.

17. Отчет аппарата уполномоченного Совета по Пермской области за 1975 год (по сектантам и иудейской религии). 02. 02. 1976 // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 32.

18. Савин А., Деннингхаус В. «Письма во власть» как модус религиозного диссидентства в Брежневскую эпоху // Россия XXI. - 2017. - № 6. - С. 118-141.

19. Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР - оттепель. - М.: Нов. лит. обозр., 2014. - 208 с.

20. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. - М.: Знание, 1967. - 62 с.

21. Белякова Н.А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940 - 1980-е гг. Исследование и источники. - М.: Индрик, 2015. - 512 с.

22. Белякова Н., Миронова Е. Женское религиозное лидерство в условиях хрущевской антирелигиозной кампании // Quaestio Rossica. - 2020. - № 3 (Т. 8). - С. 792-806.

References

1. Mitrokhin N. Bolezn' pod nazvaniem «fond upolnomochennogo» ili neskol'ko stranits ob aktual'nykh problemakh izucheniia religioznosti v SSSR [A Disease Called the "Fund of the Commissioner" Or a Few Pages on Topical Problems of the Study of Religiosity in the USSR]. State, Religion and Church in Russia and Worldwide, 2012, no. 3-4 (30), pp. 505-511.

2. Listov V.S. O kritike kinodokumental'nykh istochnikov (po materialam sovetskikh kinos'emok 1917-1920 gg.) [Criticism of Documentary Film Sources (Based on Materials from Soviet Filming in 1917-1920)]. Arkheograficheskii ezhegodnik za 1969 god. Mos^w, Nauka, 1971, pp. 54-69.

3. Shmidt S.O. O klassifikatcii istoricheskikh istochnikov [On the Classification of Historical Sources]. Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny, vol. XVI. Leningrad, Nauka, 1985, pp. 3-24.

4. Magidov V.M. Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniia [Cinema and Photo Documents in the Context of Historical Knowledge]. Mos^w, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2005, 394 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Boitsova O.U. Liubitel'skie foto: vizual'naia kul'tura povsednevnosti [Amateur Photos: Visual Culture of Everyday Life]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2013, 266 p.

6. Vizual'naia antropologiia: rezhimy vidimosti pri sotsializme [Visual Anthropology: Modes of Visibility Under Socialism]. Eds. E.R. larskaia-Smirnova, P.V. Romanov. Moscow, OOO «Variant», Tsentr sotsial'noi politiki i gendernykh issledovanii, 2009, 448 p.

7. Narskii I.V. Fotokartochka na pamiat': Semeinye istorii, fotograficheskie poslaniia i sovetskoe detstvo (Avtobio-istoriko-graficheskii roman) [Photo Card for Memory: Family Stories, Photographic Messages and Soviet Childhood (Autobiographical Novel)]. Cheliabinsk, Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu «Entsiklopediia», 2008, 516 p.

8. Mironova E. Predstavleniia o brake i brachnye praktiki evangel'skikh veruiushchikh v Sovetskom Soiuze v 1940-1980-e gg. (po materialam evangel'skikh obshchin khristian-baptistov Tsentral'no-Chernozemnogo regiona) [Ideas of Marriage and Marriage Practices of Evangelical Believers in the Soviet Union in the 1940s - 1980s. (Based on Materials from the Evangelical Communities of Christian Baptists of the Central Black Earth Region)]. Gosudarstvo, Religiia i Tserkov' v Rossii i za Rubezhom, 2018, no. 2(36), pp. 131-162.

9. Beliakova N., French E.L. Bogoslovie prilichiia: predstavleniia evangel'skikh khristian-baptistov o vneshnem vide zhenshchin v pozdne- i postsovetskii period [Theology of decency: the views of Evangelical Christians-Baptists about the appearance of women in the late and post-Soviet period]. Gosudarstvo, Religiia i Tserkov' v Rossii i za Rubezhom, 2018, no. 2(36), pp. 163-193.

10. Kriuchkov G.K. Velikoe probuzhdenie XX veka. 1961 - 2006 [The Great Awakening of the XX century. 1961-2006]. Bez mes-ta, Izdatel'stvo «Khristianin», Mezhdunarodnyi soiuz tserkvei evangel'skikh khristian-baptistov, 2008, 512 p.

11. Stranitsy istorii Permskoi tserkvi EKhB. 1913 - 2013 [Pages of the history of the Perm Church of the ECB. 1913-2013]. Bez mesta, bez goda, 24 p.

12. Zavatski V. Evangelicheskoe dvizhenie v SSSR posle vtoroi mirovoi voiny [Evangelical movement in the USSR after the Second World War]. Moscow, 1995, 559 p.

13. Glushaev A.L. Raskol v baptizme: «initsiativniki» i «religioznyi ekstremizm» v interpretatsiiakh sovetskoi ateisticheskoi literatury 1960-1980-kh gg. [Schism in the Baptists' Church: initsiativniki and "religious extremism" in interpretations of soviet atheistic literature 1960-1980]. St. Tikhon's University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies, 2017, iss. 71, pp. 104-118.

14. Nikol'skaia T.K. Russkii protestantizm i gosudarstvennaia vlast' v 1905 - 1991 godakh [Russian Protestantism and State Power in 1905-1991]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta v Saint Petersburge, 2009, 356 p.

15. Informatsionnyi otchet o rabote upolnomochennogo po delam religioznykh kul'tov, o sostoianii i deiatel'nosti religioznykh kul'tov v Permskoi oblasti za 1962 god. Sostavlen do 27.02.1963. [Information Report on the Work of the Commissioner for Religious Cults, on the State and Activity of Religious Cults in the Perm Region for 1962. Compiled Before 02/27/1963]. Gosudarstvennyi arkhiv Permskogo kraia, f. r-1204, op.3, d.6.16.

16. Spravka. Na №212s ot 17 oktiabria 1963 g. [Reference. On No. 212s dated October 17, 1963]. GAPK, f. r-1204, op.3, d.6.

17. Otchet apparata upolnomochennogo Soveta po Permskoi oblasti za 1975 god (po sektantam i iudeiskoi religii). 02. 02. 1976 [Report of the Staff of the Authorized Council for the Perm Region for 1975 (for Sectarians and the Jewish Religion). 02.02.1976]. GAPK, f. r-1204, op. 2, d. 32.

18. Savin A., Denningkhaus V. «Pis'ma vo vlast'» kak modus religioznogo dissidentstva v Brezhnevskuiu epokhu ["Letters to Power" As a Mode of Religious Dissidence in the Brezhnev Era]. Russia XXI, 2017, no. 6, pp. 118-141.

19. Lebina N. Muzhchina i zhenshchina: telo, moda, kul'tura. SSSR - ottepel' [Man and Woman: Body, Fashion, Culture. USSR -Thaw]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2014, 208 p.

20. Klibanov A.I., Mitrokhin L.N. Krizisnye iavleniia v sovremennom baptizme [Crisis Phenomena in Modern Baptism]. Moscow, Znanie, 1967, 62 p.

21. Beliakova N.A., Dobson M. Zhenshchiny v evangel'skikh obshchinakh poslevoennogo SSSR. 1940-1980-e gg. Issledovanie i istochniki [Women in Evangelic Communities in Postwar USSR. 1940-1980. Research and Sources]. Moscow, Indrik, 2015, 512 p.

22. Beliakova N., Mironova E. Zhenskoe religioznoe liderstvo v usloviiakh khrushchevskoi antireligioznoi kampanii [Female Religious Leadership During Khrushchev's Anti-Religious Campaign]. Quaestio Rossica, 2020, no. 3, vol. 8, pp. 792-806.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.