Научная статья на тему '"Трубите тревогу": мир, власть, война в зеркале журнала "Вестник истины" МСЦ ЕХБ (2011-2018 гг. )'

"Трубите тревогу": мир, власть, война в зеркале журнала "Вестник истины" МСЦ ЕХБ (2011-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
753
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ / МСЦ ЕХБ / ОТДЕЛЕННОЕ БРАТСТВО / СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ЕХБ / "ВЕСТНИК ИСТИНЫ" / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ / EVANGELICAL CHRISTIAN-BAPTIST / THE INTERNATIONAL UNION OF THE EVANGELICAL CHRISTIANS-BAPTISTS CHURCHES (IUEC BAPTIST) / THE SEPARATED BROTHERHOOD / COUNCIL OF BAPTIST CHURCHES / "VESTNIK ISTINY" / EVANGELICAL CHURCHES / MODERN WORLD / RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE CHURCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глушаев А.Л.

Исследуются публикации в периодическом издании Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ) «Вестник истины» за 2011-2018 годы. Предметом изучения является конфессиональная интерпретация проблем современности на страницах журнала. На основе анализа текстов выявлено три сюжета: стратегия геттоизации культурной среды МСЦ ЕХБ, отношение церкви к инициативам государства в сфере соблюдения гражданских прав верующих и восприятие военного конфликта на юго-востоке Украины. По мнению автора, на страницах баптистского журнала современный мир представлен как полный опасностей и тревог. Эта версия отношения к миру задает общий вектор религиозной жизни МСЦ ЕХБ замкнутость внутри церкви. Более того, с точки зрения руководства церковного союза современные государственно-церковные отношения вызывают аналогии с «гонениями» на церковь в советское время. Подтверждается противостояние «церкви и мира». Дополнительным источником социальных страхов и культурного отчуждения верующих является военно-политический конфликт на юго-востоке Украины. Ситуация в общинах Луганской и Донецкой областей представляется тяжелой из-за отъезда членов церкви и драматических последствий гуманитарного кризиса в зоне конфликта. В этих условиях, нормы поведения верующих, обсуждаемых на страницах журнала, необходимо рассматривать в качестве примера адаптивных социальных технологий, призванных вписать «опасные» продукты современной культуры в порядок церковной жизни. Исторические сравнения с опытом советских верующих должны мобилизовать членов церкви и сплотить общины. Однако военный конфликт на юго-востоке Украины показывает примеры разрушения церковного порядка. Усилия верующих направлены на выживание. Кризисные ситуации подвергают серьезному испытанию самоидентичность членов церкви и демонстрируют пределы культурной замкнутости отделенного братства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Глушаев А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND THE ALARM": PEACE, POWER, WAR IN THE MIRROR OF “VESTNIK ISTINY” MAGAZINE OF IUCEC BAPTIST (2011-2018)

The author of the article investigates publications in the periodical edition of the International Union of Evangelical Christian-Baptist Churches (IUCEC Baptist) «Vestnik istiny» (The Herald of Truth) over 2011-2018. The subject of the study is the coverage of contemporary problems in these issues. Three topics based on the textual analysis were accented: the strategy of ghettoization of the cultural environment of the IUCEC Baptist Church, the Church's attitude to the initiatives of the state in the field of civil rights of believers, and the perception of the military conflict in the South-East of the Ukraine. The author shows that the Baptist issue presents the modern world as full of dangers and concerns. This attitude forms mainstream of the religious life of the Baptist Church, namely closeness inside the church. According to the interpretations of the Church Union leaders, modern state-church relations cause analogies with the anti-church "persecutions" of the Soviet period. The confrontation between "church and peace" is confirmed. An additional factor of social fears and cultural alienation of believers is the military-political conflict in the South-East of Ukraine. The situation in the communities of Lugansk and Donetsk regions is interpreted as difficult due to the departure of church members from the conflict zone and the credibility gap to believers in the post-war situation. The rules articulated in the issue should be seen as an implementation of adaptive social technologies to the "dangerous" products of modern culture in the church life. Historical comparisons used in these texts should mobilize church members and unite congregations. When the military conflict in the South-East of Ukraine shows examples of the destruction of the community life and believers have to survive, Baptist church has strong test of the religious identity for its members and demonstrates the limits of cultural isolation for the separated brotherhood.

Текст научной работы на тему «"Трубите тревогу": мир, власть, война в зеркале журнала "Вестник истины" МСЦ ЕХБ (2011-2018 гг. )»

Глушаев А.Л. «Трубите тревогу»: мир, власть, война в зеркале журнала «Вестник исниты» МСЦ ЕХБ (2011-2018 гг.) // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2019. - № 1. - С. 101-109. РО!: 10.15593/регт.^/2019.1.08

Glushaev А.L. "Sound the alarm": peace, power, war in the mirror of «Vestnik istiny» magazine of IUCEC Baptist (2011-2018). Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law, 2019, no. 1, pp. 101-109. DOI: 10.15593/perm.kipf/2019.1.08

Б01: 10.15593/регш.к1р1У2019.1.08 УДК 277.4

«ТРУБИТЕ ТРЕВОГУ»: МИР, ВЛАСТЬ, ВОЙНА В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ИСТИНЫ» МСЦ ЕХБ (2011-2018 ГГ.)

А.Л. Глушаев

Пермский государственный институт культуры, Пермь, Россия

О СТАТЬЕ

АННОТАЦИЯ

Получена: 16 января 2019 г. Принята: 04 марта 2019 г. Опубликована: 29 марта 2019 г.

Ключевые слова:

евангельские христиане-баптисты, МСЦ ЕХБ, отделенное братство, Совет церквей ЕХБ, «Вестник истины», евангельские церкви, современный мир, отношения государства и церкви.

Исследуются публикации в периодическом издании Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ) «Вестник истины» за 2011-2018 годы. Предметом изучения является конфессиональная интерпретация проблем современности на страницах журнала. На основе анализа текстов выявлено три сюжета: стратегия геттоизации культурной среды МСЦ ЕХБ, отношение церкви к инициативам государства в сфере соблюдения гражданских прав верующих и восприятие военного конфликта на юго-востоке Украины. По мнению автора, на страницах баптистского журнала современный мир представлен как полный опасностей и тревог. Эта версия отношения к миру задает общий вектор религиозной жизни МСЦ ЕХБ - замкнутость внутри церкви. Более того, с точки зрения руководства церковного союза современные государственно-церковные отношения вызывают аналогии с «гонениями» на церковь в советское время. Подтверждается противостояние «церкви и мира». Дополнительным источником социальных страхов и культурного отчуждения верующих является военно-политический конфликт на юго-востоке Украины. Ситуация в общинах Луганской и Донецкой областей представляется тяжелой из-за отъезда членов церкви и драматических последствий гуманитарного кризиса в зоне конфликта.

В этих условиях, нормы поведения верующих, обсуждаемых на страницах журнала, необходимо рассматривать в качестве примера адаптивных социальных технологий, призванных вписать «опасные» продукты современной культуры в порядок церковной жизни. Исторические сравнения с опытом советских верующих должны мобилизовать членов церкви и сплотить общины. Однако военный конфликт на юго-востоке Украины показывает примеры разрушения церковного порядка. Усилия верующих направлены на выживание. Кризисные ситуации подвергают серьезному испытанию самоидентичность членов церкви и демонстрируют пределы культурной замкнутости отделенного братства.

© ПНИПУ

© Глушаев Алексей Леонидович - кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3779-3537, e-mail: perst-ur@mail.ru.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

"SOUND THE ALARM": PEACE, POWER, WAR IN THE MIRROR OF "VESTNIK ISTINY" MAGAZINE OF IUCEC BAPTIST (2011-2018)

Aleksey L. Glushaev

Perm State Institute of Culture, Perm, Russian Federation

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 16 January 2019 Accepted: 29 March 2019 Published: 29 March 2019

Keywords:

Evangelical Christian-Baptist, the International Union of the Evangelical Christians-Baptists Churches (IUEC Baptist), the separated brotherhood, Council of Baptist Churches, «Vestnik Istiny», Evangelical Churches, modern world, relations between the state and the church.

The author of the article investigates publications in the periodical edition of the International Union of Evangelical Christian-Baptist Churches (IUCEC Baptist) - «Vestnik istiny» (The Herald of Truth) over 2011-2018. The subject of the study is the coverage of contemporary problems in these issues. Three topics based on the textual analysis were accented: the strategy of ghettoization of the cultural environment of the lUCEC Baptist Church, the Church's attitude to the initiatives of the state in the field of civil rights of believers, and the perception of the military conflict in the South-East of the Ukraine. The author shows that the Baptist issue presents the modern world as full of dangers and concerns. This attitude forms mainstream of the religious life of the Baptist Church, namely closeness inside the church. According to the interpretations of the Church Union leaders, modern state-church relations cause analogies with the anti-church "persecutions" of the Soviet period. The confrontation between "church and peace" is confirmed. An additional factor of social fears and cultural alienation of believers is the military-political conflict in the South-East of Ukraine. The situation in the communities of Lugansk and Donetsk regions is interpreted as difficult due to the departure of church members from the conflict zone and the credibility gap to believers in the post-war situation.

The rules articulated in the issue should be seen as an implementation of adaptive social technologies to the "dangerous" products of modern culture in the church life. Historical comparisons used in these texts should mobilize church members and unite congregations. When the military conflict in the South-East of Ukraine shows examples of the destruction of the community life and believers have to survive, Baptist church has strong test of the religious identity for its members and demonstrates the limits of cultural isolation for the separated brotherhood.

© PNRPU

Введение

Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ) ведет свою историю с 1961 года, когда небольшая группа баптистских пресвитеров выступила с критикой руководителей Всесоюзного совета ЕХБ СССР . «Брожение» внутри церквей привело к расколу союзной баптистской организации и появлению в 1965 году Союза церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) , нового церковного объединения, слабо контролируемого властью. Весь советский период верующие незарегистрированных баптистских общин - сторонники СЦ ЕХБ - находились под пристальным надзором представителей советских административных органов и силовых ведомств. Опыт деятельности баптистских общин в недружественном окружении, способы пассивного сопротивления верующих властному давлению существенно повлияли на формирование культуры отношений с внешним миром. Сотрудники Совета по делам религий (СДР), структуры, отвечавшей за контроль над религиозными объединениями в СССР, констатировали: «За долгие годы подпольной деятельности у большинства рядовых верующих Совета церквей развилось повышенное чувство осторожности и недоверия к органам Советской власти» [3, с. 26].

Позже, уже в постсоветские годы, Г.К. Крючков , руководивший Советом церквей более сорока лет, говорил: «Живя в полном послушании Духу Святому, ни церковь, ни благовест-

1 Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВС ЕХБ) был создан в 1944 году по инициативе Советского правительства как «зонтичная» организация для протестантских и евангельских общин, существовавших в СССР. На рубеже 1950-1960-х годов из-за давления государства и его антирелигиозной политики союзная протестантская организация переживала кризис (см. подробнее 21; 2]).

В исторической литературе закрепилось название - Совет церквей ЕХБ.

3 Крючков Геннадий Константинович (1926-2007) - один из инициаторов движения евангельских христиан-баптистов в СССР, выступавших с критикой руководителей ВС ЕХБ; в 1970-1980-е годы находился на нелегальном положении; председатель Совета церквей.

А. Л. Глушаев

ники не утратили тот сектантский, так и скажу, дух. Мы будем отделенными от мира, отделенными от традиционного христианства с его широкими взглядами на святость, но будем находиться в тесном общении с Богом!» [4, с. 160].

Выражение «сектантский дух» - яркая метафора, в речи проповедника она подчеркивала характер восприятия окружающего мира и отражала ключевую формулу этоса отечественного аскетического евангелизма - настороженное отношение к миру модерна, неприятие культурных инноваций, сплоченность в общинной жизни и взаимный контроль. Эта позиция определила отношение исследователей к Совету церквей ЕХБ как к консервативной организации, отстаивающей традиционалистский порядок церковной жизни [4], [5, с. 185-194].

Сегодня метафору о «духе сектантства» в ее буквальном изложении уже не встретишь на страницах изданий МСЦ ЕХБ. Однако образный ряд многих текстов, посвященных деятельности церковного союза, зачастую представляет собой репликацию этой метафоры. В статье с примечательным названием «Трубите тревогу» (Вестник истины, 2017, № 4) утверждается, что «христиане призваны быть светом, то есть не иметь ничего общего с мирской культурой, не перенимать ничего из мира, потому что мы народ святой» [6, с. 23].

Итак, обозначим предмет настоящего исследования - интерпретация проблем современности в периодическом издании «Вестник истины» Международного союза церквей ЕХБ. На основе анализа текстов для исследования были отобраны три сюжета: стратегия геттоизации культурной среды МСЦ ЕХБ, отношение церкви к инициативам государства в сфере соблюдения гражданских прав верующих и восприятие военного конфликта на юго-востоке Украины.

Источниковой базой исследования послужили публикации в журналах «Вестник истины», выпущенных Советом церквей4 в 2011-2018 годах.

Журнал «Вестник истины» можно считать одним из старейших русскоязычных периодических изданий религиозного содержания. Он появился в 1963 году как рукописный сборник, составленный из статей и проповедей. Это были тексты, переписанные из баптистской литературы, издававшейся до революции или в первые годы советской власти. Первоначально сборник получил название «Вестник спасения» и тиражировался гектографическим способом5. В советское время, как журнал религиозного содержания, в котором публиковались сообщения в том числе о положении верующих и церкви евангельских христиан-баптистов в СССР, преследованиях за религиозные убеждения, он издавался нелегально. В 1976 году, когда уже действовало подпольное издательство «Христианин» и была освоена офсетная печать, журнал был переименован в «Вестник истины» и оставался неподцензурным периодическим изданием [7, с. 3]6. В настоящее время он является ведущим изданием МСЦ ЕХБ, в котором представлены согласованные точки зрения по основным проблемам взаимодействия церкви, общества и государства, истории и организации церкви, вопросам догматики и практикам служения.

Возможности и пределы культурной геттоизации отделенного братства

Изучение деятельности протестантских (евангельских) общин в последние десятилетия советского периода позволило исследователям утверждать, что «в условиях гонений, нелегального или полулегального существования русский протестантизм сформировался как замкнутая субкультура - особый мир, отделенный от окружающего невидимой, но четкой гранью» [2, с. 164]. В современной ситуации это утверждение требует корректировки, так как

4 Совет церквей - руководящий орган МСЦ ЕХБ.

5 «Гектографическим способом было издано 52 номера» [7, с. 2].

6 Подробнее о деятельности издательства «Христианин» в позднесоветский период пишет в своих работах Т.К. Никольская [2, с. 286-290; 8, с. 64-69].

замкнутость или открытость религиозных субкультур - категория условная, вариативная с исторической точки зрения и не всегда точно отражающая социально-культурную среду религиозных меньшинств. В этом аспекте интересен опыт Международного союза церквей ЕХБ, предлагающего членам церкви программу практического отношения к действительности.

Мысль-пожелание «не иметь ничего общего с мирской культурой» нередко можно встретить в публикациях издательства «Христианин». Идея «отделенности от внешнего мира», сформулированная еще в советское время [9], присутствует в учении МСЦ ЕХБ как неизменная интенция. Содержание этой устремленности к социальной и культурной сепарации от внешнего мира раскрыто в тексте «Об освящении». Авторы подчеркивают, что слово «освящение» означает «отделение, отбор и отдача в собственность Божью»; «Из Слова Божьего мы видим, что в Ветхом Завете освящение начиналось с отделения... Для освящения израильский народ должен был прежде всего отделиться от народа египетского в собственность Господу.» [10, с. 8-9]. Программное значение принципа «отделения» воплотилось в самоназвании религиозной организации - отделенное братство.

В современных интерпретациях отделенность братства трактуется как признак особой культуры. Так, один из руководителей Совета церквей подчеркивает, что христианство «в каком-то смысле является субкультурой, то есть культурой, которая по своим взглядам, правилам поведения противостоит доминирующей культуре. В христианской культуре свой стиль одежды, свои правила и нормы, свои ценности, образцы поведения» [6, с. 22-23]. Конечно, речь в тексте идет не о христианстве в целом, а о той версии христианства, которое сложилось в МСЦ ЕХБ. В рамках этого представления «Церковь, опирающаяся на возлюбленного Иисуса Христа. вызывает раздражение в мире и в либеральном христианстве. Она многих не устраивает, ее хотят перестроить, сделать такой, как все окружающее» [6, с. 22].

Упоминание о либеральном христианстве неслучайно в данном контексте. В журнальных публикациях служители МСЦ ЕХБ предупреждают, что «в последнее время в церкви появятся лжеучители, которые будут разрешать все и всем»; уже сегодня «в христианских церквях можно увидеть женщин без головного убора, а мужчин в шортах. Во многих общинах богослужения превратились в какие-то спектакли, шоу. И это объявляется современным служением Богу» [11, с. 16-17]. Либеральность воспринимается прежде всего как нарушение установленного церковного порядка, построенного по образцам МСЦ ЕХБ. Стремясь сохранить сложившийся строй церковной жизни, освященный традицией и закрепленный в нормах так называемого «благочестивого поведения», руководители и рядовые верующие отделенного братства поддерживают своеобразную культурную автаркию и фактически геттоизируют собственную культурную среду.

Практическим воплощением культурной геттоизации в жизни общин является совокупность норм и правил, предписывающих стиль поведения и регулирующих отношения между членами церкви. Как пишет один из авторов журнала «Вестник истины», «в нашем братстве есть ясные, понятные и четкие запреты - запрет на телевидение, запрет на неправильное использование компьютера, запрет на видеопродукцию, запрет на нецеломудренную одежду, запрет на использование косметики, запрет на дружбу между молодыми братьями и сестрами и так далее» [11, с. 17]. С помощью этих табу служители Совета церквей конструируют образ жизни, в котором современные культурные нормы и технологии будут подвергаться контролю со стороны старших членов церкви.

В качестве примера приведем предлагаемые Советом церквей нормы использования компьютерной техники. Поскольку понятие «мир» в нарративах баптистов отделенного братства часто насыщено отрицательными коннотациями («в церковь проникает мир», «мирское влияние», «отделиться от внешнего мира»), возникает проблема ухода от нежелательной ре-

альности. На этом фоне словосочетание «информационные технологии» как примета современности наделяется этически нейтральным значением: идеологи баптизма признают необходимость использования компьютеров, мобильных устройств. Однако эти технологии «пришли из мира», влияние которого должно быть блокировано.

Нейтрализовать «мирской» компонент информационных технологий призвана система дисциплинарных предписаний. Как отмечается в специальном выпуске для молодежи «Вестника истины» (2018 г.), компьютерная техника не должна использоваться «просто так, когда нечего делать ... работайте на компьютере, который установлен в проходной комнате. В этом случае христианину будет тяжело использовать компьютер не по назначению, так как в любой момент в комнате может появиться другой человек» [12, с. 55]. Понимая значение цифровых технологий в сфере коммуникации, авторы публикации акцентируют внимание на опасностях, явных или мнимых, грозящих молодым членам церкви: «Социальные сети - это место общения огромного количества мирских людей с их интересами, языком и культурой. Нельзя обманывать себя тем, что присутствие в социальных сетях не окажет негативного влияния на духовное состояние христианина..., о том, что вы используете социальную сеть, обязательно поставьте в известность служителя вашей церкви» [12, с. 55]. Но, как свидетельствуют публикации в «Вестнике истины», влияние информационных технологий, Интернета является существенным фактором роста напряжения в отношениях между поколениями «отцов и детей»; признается, что у молодых членов церкви «свои взгляды на информационные технологии и многие другие вещи» [13, с. 29].

Таким образом, придерживаясь, насколько это возможно, стратегии культурной автаркии, руководители МСЦ ЕХБ стремятся в новых условиях переосмыслить и закрепить сложившиеся социальные технологии, техники управления жизнью членов общин, чтобы купировать культурное напряжение, возникающее под влиянием современных норм и моделей поведения и расширяющегося воздействия информационных технологий.

Власть и церковь

Современная позиция МСЦ ЕХБ в оценках государственной власти определена однозначно: «. наличие власти - это добро. Отсутствие власти в период мятежей - самое трудное время для народа, когда открывается простор для разгула грабежа и насилия. Задачи властей -силой меча удерживать зло» [14, с. 14].

Однако во взаимодействии церкви и государственных органов существуют, с точки зрения руководителей Совета церквей, пределы. В одном из текстов о церковном домостроительстве подчеркивается: «Бог не поручал членам церкви указывать властям, как они должны управлять государством, но если вторгаются в жизнь церкви, чему в истории есть очень много примеров, то христиане, подобно апостолам, вынуждены заявить: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Д. Ап. 5, 29); «Судите, справедливо ли перед Богом - слушать вас более, нежели Бога?» (Д. Ап. 4, 19)» [14, с. 14]. Практическая же реализация данного положения показывает, с какими трудностями пришлось столкнуться руководителям отделенного братства и рядовым верующим. Так, в октябре 2017 года в молитвенном доме МСЦ ЕХБ г. Тулы состоялся VIII съезд представителей церковного союза. В выступлениях многих участников съезда речь шла о положении церкви в современном российском обществе, и, судя по текстам журнала «Вестник истины», общую тревогу у членов церковного союза вызвали законодательные нормы, принятые в последние годы в Российской Федерации.

7 Руководство МСЦ ЕХБ рассматривает Тульскую церковь как духовный центр религиозного братства. В начале 1960-х годов члены общины ЕХБ г. Узловая Тульской области составили обращение к членам церквей и положили начало движению баптистов за реформы Вс ЕХБ.

Законодательные инициативы государства 2016 года, в частности Федеральный закон № 374-ФЗ8, ограничили миссионерскую деятельность и некоторые формы религиозных практик. Председатель МСЦ ЕХБ Н.С. Антонюк признавал в своем докладе, что «определенные трудности» в жизни общин связаны «с принятием в России так называемых антитеррористических законов. Некоторые верующие уже были оштрафованы за незаконную миссионерскую деятельность. В вину им ставили благовестие, служение в христианской библиотеке, раздачу буклетов и даже проведение богослужений в частном доме» [16, с. 8]. В выступлениях участников съезда приводились сведения о верующих, привлеченных к суду за «проповедь Евангелия», сообщалось о суммах штрафов, взысканных с хозяев домов молитвы или частных квартир, в которых проводились молитвенные собрания; рефреном звучала мысль: «Пережив короткий период затишья, мы вновь вступаем в полосу гонений» [17, с. 37].

Уже после съезда МСЦ ЕХБ события развивались таким образом, что в ноябре 2017 года руководители церковной организации были вынуждены выпустить «Обращение Международного Союза церквей ЕХБ в связи с угрозой конфискации Домов молитвы».

Необходимо пояснить, что вероучение отделенного братства включает положение, запрещающее государственную регистрацию религиозной организации. Как утверждают в руководстве Совета церквей: «. церкви, входящие в МСЦ ЕХБ, не регистрируются и не обладают статусом юридического лица. Мы считаем, что, регистрируясь в органах власти, церковь становится зависимой от мира» [18, с. 11]. В этом случае молитвенные дома МСЦ ЕХБ регистрируются как частные жилые постройки. Подобная практика сложилась еще в позднесовет-ский период. С момента принятия Федерального закона № 374-ФЗ вокруг домов молитвы периодически возникают конфликты правового характера, представители региональных административных органов требуют зарегистрировать деятельность религиозной организации и перевести здания в реестр культовых сооружений, иначе они будут конфискованы. Специалисты в области взаимоотношения государства и религиозных организаций указывают на социальные риски от подобных действий власти, поскольку в ряде случаев не учитываются специфические черты общинной жизни и вероучения религиозных меньшинств [19].

В целом отношения государства и Международного союза церквей ЕХБ, судя по текстам периодического издания «Вестник истины», начинают вновь восприниматься как конфликтные, напоминающие «гонения» 1960-1980-х годов в СССР. Исторические сравнения призваны мобилизовать членов церкви, придать дополнительный импульс социальной и культурной автаркии в современном обществе. Одновременно, описывая кризисные ситуации на страницах журнала, будь то конфликты вокруг домов молитвы, обращения в защиту членов церкви, пострадавших от действий власти, или, например, военно-политический конфликт на территории Донбасса, авторы публикаций стремятся нормализовать внутрицерковную жизнь общин и предложить алгоритм действий в постоянно меняющемся мире.

Церковь и война

Военный конфликт на юго-востоке Украины в 2014 году непосредственно затронул общины Международного союза церквей. В Донецкой и Луганской областях до начала боевых действий насчитывалось, по данным Совета церквей, около 2 700 членов [20, с. 23]. Оказавшись в зоне вооруженного противостояния разных силовых групп, члены общин были вынуждены решать проблемы личной безопасности, они столкнулись с конфискацией или разру-

8 Так называемый «Закон Яровой» [15].

шением молитвенных домов, с актами мародерства и насилия. Во время острой фазы конфликта большая часть членов церкви покинули Донецкую и Луганскую области [20, с. 26].

Особенно тяжелая ситуация сложилась вокруг общины МСЦ ЕХБ г. Луганска: дом молитвы конфисковали и передали в управление полиции, представлявшей власть самопровозглашенной Луганской народной республики; членов церкви обвинили в проукраинских настроениях и стали называть «баптистами-турчиновцами9» [21, с. 26-27]. Только в начале 2015 года представители луганской общины смогли как-то урегулировать отношения с новой властью и вернули конфискованный молитвенный дом. Вероятно, помогла поддержка Международного союза церквей, членов Ростовско-Донецкого объединения. В выступлении представителя церквей Луганской области на VIII съезде МСЦ ЕХБ в октябре 2017 года сообщалось: «В нашем регионе по-прежнему неспокойно. Если и достигается перемирие враждующих сторон, то очень зыбкое. В этих обстоятельствах. буквально с первых дней. о нас молились, нам материально помогали сначала братья, живущие неподалеку от нас, а затем христиане из ближнего и дальнего зарубежья. Эта помощь продолжается и до сего дня» [22, с. 39].

Стоит заметить, что журнальные публикации о церквах отделенного братства в зоне конфликта насыщены живыми зарисовками с натуры, в них отразились и опыт выживания, и травматическое воздействие пропаганды на людей. Как отмечалось в статье, посвященной луганской общине, «жители Луганска во время боевых действий слышали немало лжи о том, что молитвенный дом был оружейным складом, что в нем скрывались диверсионные группы и оттуда вели обстрелы мирных граждан. Даже люди, знавшие нас, порой с недоверием и опаской говорили: «Неужели все это правда?» Слыша такие слова, мы с болью в сердце понимали, что доброе имя христиан нуждается в защите» [21, с. 26]. Иными словами, война предстает испытанием, ломающим привычный распорядок жизни, требующим от членов церкви нестандартного поведения. В этот момент герметичность церковной жизни нарушается, становится очевидной зыбкость полной культурной автаркии.

Заключение

Состояние, в котором бы «церкви могли жить тихо и безмятежно, возвещая грешникам о Божьей любви», остается мечтой для верующих отделенного братства. Современный мир, судя по публикациям журнала «Вестник истины», чаще вызывает ощущение опасности и чувство тревоги, стимулируя желания скрыться от окружающей действительности, замкнуться в самодостаточной общинной жизни. К этому подталкивает и напряжение в отношениях между государством и церквами МСЦ ЕХБ, которое в интерпретации руководителей церковного союза вновь вызывает аналогии с «гонениями» на церковь в советское время. Дополняет картину журнальной апокалиптики военно-политический конфликт на юго-востоке Украины, повлиявший на региональные баптистские церкви. Ситуация в общинах оказалась тяжелой не только из-за отъезда членов церквей из зоны конфликта, но и в связи с кризисом доверия к верующим в послевоенной обстановке.

В этих условиях артикулируемые на страницах журнала правила и «христианские запреты» необходимо рассматривать как реализацию адаптивных социальных технологий, практик, призванных ограничить или вписать «опасные» продукты современной культуры в порядок церковной жизни. Исторические сравнения с жизненным опытом советских верующих должны мобилизовать членов церкви и придать дополнительный импульс социальной и культур-

9 По имени Турчинова Александра Валентиновича (1964 г. р.), политического и государственного деятеля современной Украины, члена баптистской церкви г. Киева.

ной сплоченности общин. Однако стремление закрыться в культурном гетто, к которому фактически призывают руководители МСЦ ЕХБ, имеет пределы. Военный конфликт и политический кризис на юго-востоке Украины демонстрирует возможности разрушения церковного порядка и концентрацию усилий верующих на выживании в военное время. Кризисные ситуации подвергают серьезному испытанию самоидентичность людей такой «закрытой культуры», как культура отделенного братства, так как им приходится сталкиваться с «ужасной реальностью» непосредственно.

Список литературы

1. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны / пер. с англ. - М., 1995. - 559 с.

2. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. -СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. - 356 с.

3. Программа братства - единство на основе чистоты // Вестник истины. - 2011. - № 1. -С. 24-26.

4. Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже XX и XXI веков: дис. ... канд. филос. наук. - Изд-во СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. - 198 с.

5. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II. / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Логос, 2003. - 480 с.

6. Чухонцев В. Н. Трубите тревогу // Вестник истины. - 2017. - № 4. - С. 21-24.

7. «Вестнику истины» 50 лет! // Вестник истины. - 2013. - № 1. - С. 2-3.

8. Никольская Т.К. Протестантский самиздат 1960-1980-х годов в СССР // Вестн. Брян. гос. ун-та. - 2016. - № 1 (27). - С. 64-69.

9. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. - М.: Знание, 1967. - 62 с.

10. Об освящении. Вероучение. Устав МСЦ ЕХБ. - Б. м.: Издание Международного совета церквей ЕХБ; издательство «Христианин», 2006. - 116 с.

11. Азаров Л.М. Запреты // Вестник истины. - 2016. - № 3. - С. 15-17.

12. Ответы на вопросы // Вестник истины. - 2018. - Спецвып. (245). - С. 51-55.

13. Ситковский П.Н. Отдел по работе с детьми // Вестник истины. - 2017. - № 4. - С. 29-31.

14. Отношение членов церкви к власти // Вестник истины. - 2016. - № 4. - С. 14-15.

15. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [Электронный ресурс]: Федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ. - URL: https://base.garant.ru/71437484/ (дата обращения: 15.01.2019).

16. Антонюк Н.С. Пасти церковь Господа и Бога (отчетный доклад председателя МСЦ ЕХБ) // Вестник истины. - 2017. - № 4. - С. 3-10.

17. Ефремов Г.С. Канцелярия МСЦ ЕХБ // Вестник истины. - 2017. - № 4. - С. 35-37.

18. Антонюк Н.С. Благоволит Господь к народу Своему (Отчетный доклад председателя МСЦ ЕХБ) // Вестник истины. - 2013. - № 5-6. С. 6-12.

19. Лункин Р. Религиозные конфликты дестабилизируют ситуацию в стране накануне выборов. О ситуации вокруг Дома молитвы ЕХБ в Туле. 14.11.2017 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTI0N_ID=486&ELEMENT_ID=7708 (дата обращения: 29.11.2018).

А. Л. Глушаев

20. «Услышите о войнах и о военных слухах.». О положении верующих на юго-востоке Украины // Вестник истины. - 2015. - № 1. - С. 23-26.

21. Бабенко А.Н. «Вы дайте им есть.» // Вестник истины. - 2016. - № 1. - С. 26-27.

22. Едиными устами славить Бога. Выступления представителей объединений МСЦ ЕХБ // Вестник истины. - 2017. - № 4. - С. 38-42.

References

1. Zavatski V. Evangelicheskoe dvizhenie v SSSR posle Vtoroi mirovoi voiny [Soviet evangelicals since World War II]. Moscow, 1995, 559 p.

2. Nikol'skaia T.K. Russkii protestantizm i gosudarstvennaia vlast' v 1905-1991 godakh [Russian protestantism and state power in 1905 - 1991]. Saint-Petersburg, Evropeiskii universitet v Sankt Petersburge, 2009, 356 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Programma bratstva - edinstvo na osnove chistoty [The fraternity program is a unity based on purity]. Vestnik Istiny, 2011, no. 1, pp. 24-26.

4. Bokova O.A. Teologiia rossiiskikh evangel'skikh khristian-baptistov na rubezhe XX i XXI vekov [The theology of Russian Evangelical Christians-Baptists at the turn of the 20th and 21st centuries]. Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2011, 198 p.

5. Sovremennaia religioznaia zhizn' Rossii. Opyt sistematicheskogo opisaniia. [Modern religious life in Russia. Experience of systematic description]. Vol. II. Ed. M. Burdo, S.B. Filatov. Moscow, Logos, 2003, 480 p.

6. Chuxoncev V. N. Trubite trevogu [Sound the alarm]. Vestnik istiny, 2017, no. 4, pp. 21-24.

7. «Vestniku istiny» 50 let! [«The Herald of Truth» 50 years old!]. Vestnik Istiny, 2013, no. 1, pp. 2-3.

8. Nikol'skaia T.K. Protestantskii samizdat 1960-kh - 1980-kh godov v SSSR [Protestant's samizdat of the 1960s - 1980s in the USSR]. The Bryansk State University Herald, 2016, no. 1 (27), pp. 64-69.

9. Klibanov A.I. Mitrokhin l n krizisnye iavleniia v sovremennom baptizme [Crisis phenomena in modern baptism]. Moscow, «Znanie», 1967, 62 p.

10. Ob osviashchenii. Verouchenie. Ustav MSTS EKHB [About sanctification. Faith teaching. Statutes of the International Union of the Evangelical Christians-Baptists Churches]. Izdanie Mezhdunarodnogo soveta tserkvei evangel'skikh khristian-baptistov; Khristianin, 2006, 116 p.

11. Azarov L. M. Zaprety [Prohibitions]. Vestnik Istiny, 2016, no. 3, pp. 15-17.

12. Otvety na voprosy [Answers to questions]. Vestnik Istiny, 2018, Spetsvypusk (245), pp. 51-55.

13. Sitkovskii P.N. Otdel po rabote s det'mi [Children's department]. Vestnik Istiny, 2017, no. 4, pp. 29-31.

14. Otnoshenie chlenov tserkvi k vlasti [The attitude of church members to power]. Vestnik Istiny, 2016, no. 4, pp. 14-15.

15. Federal'nyi zakon ot 6 iiulia 2016 g. no. 374-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O protivodeistvii terrorizmu» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti ustanovleniia dopolnitel'nykh mer protivodeistviia terrorizmu i obespecheniia obshchestvennoi bezopasnosti» [On Amendments to the Federal Law "On Countering Terrorism" and certain legislative acts of the Russian Federation in terms of establishing additional measures to counter terrorism and ensure public safety "], available at: https://base.garant.ru/71437484/ (accessed 15 January 2019).

16. Antoniuk N.S. Pasti tserkov' Gospoda i Boga (otchetnyi doklad predsedatelia MSTS EKHB) ["To feed the church of God and God"]. Vestnik Istiny, 2017, no. 4, pp. 3-10.

17. Efremov G.S. Kantseliariia MSTS EKHB [The chancellery of the International Union of the Evangelical Christians-Baptists Churches]. Vestnik Istiny, 2017, no. 4, pp. 35-37.

18. Antoniuk N.S. Blagovolit Gospod' k narodu Svoemu (otchetnyi doklad predsedatelia MSTS EKHB) [God favors his people]. Vestnik Istiny, 2013, no. 5-6, pp. 6-12.

19. Lunkin R. Religioznye konflikty destabiliziruiut situatsiiu v strane nakanune vyborov [Religious conflicts destabilize the situation in the country on the eve of elections]. O situatsii vokrug Doma molitvy EKHB v Tule. 14.11.2017, available at: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=486&ELEMENT_ID=7708 (accessed 29 November 2018).

20. «Uslyshite o voinakh i o voennykh slukhakh...» ["Hear of wars and rumors of war..."]. O polozhenii veruiushchikh na iugo-vostoke Ukrainy. Vestnik Istiny, 2015, no. 1, pp. 23-26.

21. Babenko A.N. «Vy daite im est'.» ["You let them eat..."]. Vestnik Istiny, 2016, no. 1, pp. 26-27.

22. Edinymi ustami slavit' Boga. Vystupleniia predstavitelei obedinenii MSTS EKHB [With one mouth to praise God]. Vestnik Istiny, 2017, no. 4, pp. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.