Научная статья на тему 'УВЕРЕННОСТЬ/НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ'

УВЕРЕННОСТЬ/НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1840
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заикина Е. Ю.

В статье обобщается материал научных работ по проблеме уверенности\неуверенности в себе, обсуждаются природа уверенности в себе, факторы благоприятствующие и препятствующие ее развитию, а также пути ее целенаправленного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УВЕРЕННОСТЬ/НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

Е.Ю. Заикина

УВЕРЕННОСТЬ/НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

В статье обобщается материал научных работ по проблеме уверен-ности\неуверенности в себе, обсуждаются природа уверенности в себе, факторы благоприятствующие и препятствующие ее развитию, а также пути ее целенаправленного формирования.

Ключевые слова: уверенность, неуверенность в себе.

Уверенный в себе человек знает свои достоинства и недостатки, и чувствует, что достоин уважения. Приятно иметь дело с теми, кто не заискивает и не боится быть искренним. Иногда интеллигентные и вполне достойные люди не уверены в своих силах. Эту преграду можно преодолеть.

Уверенность в себе - одно из качеств человеческой личности. Оно необходимо каждому человеку, ведь уверенным в себе людям легче добиться своих целей как в личной жизни, так и на работе.

Постановка проблемы. Прежде чем рассмотреть особенности и причины возникновения чувства неуверенности, необходимо проанализировать само это определение, а точнее, что под этим чувством понимает психология. Довольно сложно в психологических словарях найти четкое определение чувства неуверенности. Связанно это с тем, что большинство психологических школ и направлений большее внимание уделяли изучению комплекса неполноценности, и уже опираясь на особенности этой категории, пы-

© Заикина Е.Ю., 2019.

Научный руководитель: Шихматова Елена Борисовна - доцент кафедры общей психологии Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»), Россия.

тались создать портрет неуверенного в себе человека. Основные характеристики уверенности (неуверенности) представлены в работах Ф. Зимбардо. А. Бандуры, Р. Аннекен, А. Лазаруса, К. Роджерса, А. Саль-тера, Э. Селигмана, Р. и Р. Ульрихов и других. Уверенный в себе человек: •Уверен в своих действиях и готов брать за них ответственность [4];

•имеет уравновешенное отношение и мировоззрение [3];

• умеет проявлять гибкость по отношению к другим людям и ситуациям, с которыми ему приходится столкнуться, при этом он умеет отстаивать свою позицию не проявляя излишней жесткости [3]; •он имеет позитивный внутренний диалог, который его поддерживает [4]; •умеет реалистично оценивать себя, четко понимая свои слабые и сильные стороны [6]; •принимает себя таким какой он есть со всеми своими минусами и плюсами [3]; •он учится на ошибках и видит даже в негативном опыте вспомогательные инструменты [6]; •воспринимает изменения как естественную жизненную составляющую, не боясь перемен [3]; •не проявляет критичность и осуждение к другим ради укрепления своего эго, он самодостаточен

[4].

Для того, что бы попробовать сформировать понятие «неуверенность», необходимо определить, что же представляет собой человеческая «уверенность». Уверенность в психологии понимается как определенное психическое состояние личности, во время пребывания в котором, человек считает что-то истиной

[1], [4].

Уверенность в себе как психическое состояние помогает человеку быстро принимать решения и способствует проявлению им активности, Уверенность является необходимым условиям успешного выполнения целенаправленной деятельности [1], [6].

Соответственно, неуверенность в себе будет выполнять противоположную функцию. Следовательно, неуверенность (или же отсутствие уверенности) также определяется как психическое состояние, но в этом случае человек уже воспринимает информацию как такую, которая для него не является истиной. Неуверенность (как и уверенность в себе) из временного состояния может превратиться в устойчивое качество самой личности [1], [3], [4].

Изложение основного материала. Неуверенность в себе окрашена комплексом разных чувств и сливается воедино с другими тормозящими социальную активность качествами, например, с застенчивостью, скромностью, стеснительностью [1], [8]. В основе скромности лежит отсутствие амбиций.

Н.Казанская отмечает, что неуверенность в психологической литературе рассматривается как "...психическое состояние, эмоция, чувство (Ю. Б. Борисова, И. В. Вайнер, Л. В. Куликов), черта характера, личностная характеристика (В. Г. Ромек), компонент «рефлексивного «Я» (М. Розенберг), терминальная индивидуальная ценность (М. Рокич, Д. А. Леонтьев), универсальная смысложизненная ориентация (А. Маслоу), основная характеристика стиля жизни (Л. А. Анцыферова), всеобщий принцип человеческой эволюции (Г. Крипс)" [3].

В современном мире проблема неуверенности людей приобрела актуальность. В большей степени она касается молодежи. С каждым днем виртуальный мир и социальные сети замещают собой живое общение. Раньше когда у человечества не было компьютеров и интернета, основным средством общения были живые встречи. Сейчас улыбки заменяют смайлики и картинки, отправленные онлайн. Это не может не сказываться на коммуникативных качествах человека, в том числе, проявляется в виде негативного качества - неуверенности в себе. Из-за нехватки необходимого опыта живого общения страдает их самооценка [7]. В научной литературе также отмечается, что неуверенность в себе, застенчивость и другие дефицитарные коммуникативные качества во многом связанны с возрастом человека. Для большинства людей — это подростковый, юношеский, может быть, частично, и период молодости [3]. Возрастные периоды явного проявления неуверенности описаны Дж. Боулби, Д. Винникотт, Н.Казанской, Х. Кохут, М. Маллер, А.Прихожан, В. И. Слободчиковым, Е. О. Смирновой, Э. Эриксоном и другими [6].

Психологические теории предлагают разные версии причин появления неуверенности. По мнению А. Бандуры, ощущение уверенности или неуверенности зарождается еще в самом детстве в результате взаимодействия со взрослыми. Когда родители часто критикуют и занижают способности малыша, он постепенно начинает верить в это. С годами навязанное мнение подкрепляется неудачами в жизни, грубым поведением окружающих людей и многим другим [1].

Мартин Селигман объясняет причины возникновения неуверенности тем, что на личность ребенка влияет не только поведение взрослых, но и реакция более широкого окружения. Подобное взаимодействие определяет положительное или негативное развитие личности, и в частности, закрепление стратегии выученной беспомощности [1].

Также предлагается психофизиологическая теория о том, что неуверенность в себе объясняется особенностями нейродинамики в центральной нервной системе [2].

По мнению Н.М. Казанской [3], неуверенность в себе чаще всего объясняется ограниченностью когнитивного потенциала, который включает преодоление последствий прогнозированного поступка, а также на знаниях о себе и предположениях, о своих возможностях из прошлого опыта.

Но некоторые психологи считают, что неуверенность в себе не является исключительно недостатком. В частности, христианская концепция морали продолжительное время оценивала это качество как добродетель (если это не касается отстаивания веры). Эта теория не совпадает с традиционными установками в современном обществе, согласно которым полноценный человек должен быть уверенным в себе. Согласно данной теории неуверенность двойственна: есть минусы, есть и плюсы неуверенности [3].

Помимо очевидных минусов, для человека его неуверенность - это психологическая защита, специфическая деформированная адаптация, т.е. проще говоря, неуверенность - это одно из проявлений инстинкта самосохранения.

Минусы неуверенности в себе очевидны: неуверенному человеку психологически некомфортно жить в обществе «иных» людей, трудно раскрепощено общаться. Следовательно, затрудняется адаптация в целом (в учебе или работе, в бизнесе или карьере). От этого самооценка становится неадекватной, например, чрезмерно заниженной или наоборот завышенной (как психологическая компенсация внутренней неуверенности), возможно возникновение депрессии или нелюбви к себе. Неуверенный человек может испытывать стресс от необходимости достойно ответить обидчику или страх публичных выступлений. Далеко не всегда все эти минусы присутствуют, но наличие даже некоторых из них сильно портит неуверенному человеку психологический комфорт в жизни [1], [4].

К благоприятным условиям формирования уверенности в себе относятся: уверенные в себе родители, привлекательная внешность, хорошее физическое состояние, крепкое здоровье, отсутствие страхов, комплексов и предрассудков, успехи в учебе или на работе, лидерские позиции, уважение окружающих людей, высокая материальная обеспеченность, позитивная обстановка [4].

К неблагоприятным условиям относятся: частые фрустрации, то есть негативная обстановка, низкая материальная обеспеченность, отрицательное отношение окружающих людей, издевательства сверстников, плохая успеваемость, укрепившиеся комплексы и страхи, слабое здоровье, физические дефекты, отталкивающая внешность, неуверенные в себе родители [4].

В работе практического психолога встает задача - точно диагностировать причины и проявления неуверенности. Необходимо отделить собственно неуверенность от других психологических факторов: тревожности, стресса, психологической травмы, низкой самооценки, депрессии, нелюбви к себе и т.п. На основании знания точных причин неуверенности в себе можно рекомендовать определенные коррекцион-ные мероприятия. Такое качество как уверенность в себе можно и нужно развивать. Лазарус, Келли, Руде-стам, Ландж и Якубовски представляли в статьях перечни составляющих качеств уверенного человека -тех качеств, которые необходимо воспитывать.

Практические психологи в коррекционной работе с неуверенностью предлагают следующие направления тренировок.

1. Само осознание наличия этой проблемы - уже первый шаг к успеху.

2. Позитивное мышление. Развитие уверенности в себе невозможно без позитива. Человека, заведомо программирующего себя на неудачу, скорее всего, ждет полное фиаско, в то время как вера в успех даже неоднозначного проекта может принести свои плоды. Ядром уверенности в себе выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.

3. Аффирмации уверенности. Аффирмация - это краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и тем самым стимулируя положительные перемены в жизни.

4. Саморазвитие и совершенствование. Чтобы быть уверенным в себе, необходимо не только хотеть этого, но быть готовым приложить определенные усилия. Например, если человек хочет стать профессионалом своего дела, необходимо посвятить этому всего себя, учиться, узнавать что-то новое, регулярно повышать свое мастерство. Развитие уверенности в себе тесно связано с пониманием своих возможностей. Чем больше человек вкладывает сил для своего успеха, тем больше вероятность его достичь.

5. Отсутствие зависти. Еще один важный путь к повышению уверенности в себе - перестать завидовать другим или научится правильно использовать зависть. Стоит перенаправить зависть в мотивацию.

6. Нельзя фиксироваться на неудачах. Нет ничего хуже, чем зациклиться на своих неудачах, постоянно прокручивая в голове негативные стороны события. Наоборот, необходимо черпать в них новые ресурсы. Ведь не зря твердят, что на ошибках учатся. Опыт — необходимая составляющая пути к успеху.

7. Выбор своего пути. Очень часто люди недооценивают себя или стремятся к ложным целям. Быть на своем месте и заниматься любимым делом — это ключ к успеху.

8. Внимание к физической форме. Ровная осанка и подтянутое телосложение - верные союзники на пути развития уверенности в себе. Одни из признаков неуверенности - сутулость и взгляд под ноги. Стоит расправить плечи и оглядеться, как весь мир предстанет в совершенно другом ракурсе. Окружающие люди также «читают» по пластике человека его личностные особенности.

9. Общение с людьми. Путь к воспитанию уверенности в себе - не изолироваться от общества. Знакомясь с другими людьми, узнавая их больше, становится очевидным, что у каждого есть свои страхи или комплексы. Ничто так не прибавляет уверенности в себе, как ощущение неуверенности у потенциальных соперников. Найдя свою компанию, человек окружает себя единомышленниками, которые начинают его поддерживать

Выводы.

1.Уверенность \ неуверенность в психологической литературе чаще всего рассматривается как состояние или как достаточно устойчивое свойство личности. В любом случае. Это качество сопровождается дополнительно различными чувствами или эмоциональными состояниями.

2. Теоретическое осмысление проблемы уверенности \ неуверенности в себе привело к тому, что отмечалась коммуникативная, психофизиологическая, когнитивная составляющие ее природы. Также отмечены возрастные периоды, в течение которых люди чаще всего страдают неуверенностью (это обычно периоды активной социализации, когда позитивные социальные результаты неочевидны или их нет).

3.Выделены условия, благоприятно и негативно влияющие на формирование уверенности и неуверенности как личностных качеств. Среди неблагоприятных условий следует особенно выделить частые или постоянные фрустрации разного характера в жизни человека. Среди условий, благоприятствующих развитию уверенности, следует выделить: благоприятное, понимающее и поддерживающие окружение, позитивные результаты деятельности и взаимодействия, определенный комплекс формирующихся личностных качеств (например, лидерство).

4.Выделены направления разработки формирующих, воспитательных, корректирующих мероприятий, позволяющих целенаправленно формировать уверенность в себе. К ним относятся осознание своих качеств (рефлексия), позитивное мышление, аффирмация уверенности, стремление к самосовершенствованию в данном направлении, отсутствие других негативных чувств (например, зависти), отсутствие фиксации на неудачах, самоопределение, внимание к своим внешним данным, к физическому состоянию, активность в общении для преодоления неуверенности.

Библиографический список

1.Бережнова Д. Б. Факторы формирования выученной беспомощности подростка /Д.Б. Бережнова, Е.А.Поно-маренко. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 23-27. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56406.htm.

2. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. /Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2005. — 412 с..

3.Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности - неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: дис. на соиск. уч. степени канд.психол. наук / Н.М.Казанская. —М: Моск. гор. психолого-пед. Ун-т.— 2012 — 224 с. — [Электронный ресурс] - режим доступа

— URL: http://psychlib.ru/inc/abcid.php?abcid=110172

4.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность (понятие и операционализация): автореферат дис. ... доктора психологических наук / Коптева Н.В. — Екатеринбург: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

- 2013 - 46 с. [Электронный ресурс] - режим доступа — URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/5025/2/urgu1188s.pdf

5.Кондратьева Н.П., Еремина Е.В. Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. № 1. С. 70-72.

6.Старов М.И. Теоретико-методологический анализ феномена "уверенность в себе" в отечественных и зарубежных научных источниках М.И. Старов, Т.Н.Ефимова. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (118). - С. 9-15.

7.Взаимосвязь FACEBOOK зависимости с уверенностью в себе и удовлетворенностью жизнью. Рощупкина Д.В. В сборнике: Новая наука: современное состояние и перспективы развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 632-637.

8.Феномен застенчивости. Его проявления на разных этапах развития личности. Ковальчук И.А., Меренкова А.В. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 48. С. 447-451.

ЗАИКИНА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА - магистрант, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.