Научная статья на тему 'УВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

УВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООЦЕНКА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадыргулова Г.Ф., Шиляева И.Ф.

В статье рассматриваются различные подходы зарубежных и отечественных исследователей в изучении проблемы уверенности личности. В зарубежных исследованиях уверенность как свойство личности первоначально анализировалось в рамках теории бихевиоризма. Отечественные исследования феномена уверенности личности начались во второй половине 20 века с опорой на деятельностный и многофункциональный подходы. Авторы подчеркивают актуальность исследования уверенности личности в современных условиях для формирования здоровой личности, для успешной коммуникации с окружающими и достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CONFIDENCE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

The article discusses various approaches of foreign and domestic researchers in the study of the problem of personal confidence. In foreign studies, confidence as a property of personality was initially analyzed within the framework of the theory of behaviorism. Domestic research on the phenomenon of personal confidence began in the second half of the 20th century based on activity and multifunctional approaches. The authors emphasize the relevance of the study of individual confidence in modern conditions for the formation of a healthy personality, for successful communication with others and the achievement of goals.

Текст научной работы на тему «УВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

УДК159.9.07

1 2

Гульназ Флюровна Кадыргулова , Шиляева Ирина Фаритовна

2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия

1gulnaz.kadyrgulova@mail.ru 2if2610@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Гульназ Кадыргулова Флюровна, gulnaz.kadyrgulova@mail.ru

УВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация.В статье рассматриваются различные подходы зарубежных и отечественных исследователей в изучении проблемы уверенности личности. В зарубежных исследованиях уверенность как свойство личности первоначально анализировалось в рамках теории бихевиоризма. Отечественные исследования феномена уверенности личности начались во второй половине 20 века с опорой на деятельностный и многофункциональный подходы. Авторы подчеркивают актуальность исследования уверенности личности в современных условиях для формирования здоровой личности, для успешной коммуникации с окружающими и достижения поставленных целей.

Ключевые слова: уверенность, неуверенность, социальная компетентность, самооценка, самоактуализация личности

1 2

Gulnaz F. Kadyrgulova , Irina F. Shilyaeva

12Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa,

Russia

1gulnaz.kadyrgulova@mail.ru

2if2610@mail.ru

Corresponding author: Gulnaz Kadyrgulova Flyurovna, gulnaz.kadyrgulova@mail.ru

PERSONAL CONFIDENCE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Abstract. The article discusses various approaches of foreign and domestic researchers in the study of the problem of personal confidence. In foreign studies, confidence as a property of personality was initially analyzed within the framework of the theory of behaviorism. Domestic research on the phenomenon of personal confidence began in the second half of the 20th century based on activity and multifunctional approaches. The authors emphasize the relevance of the study of individual confidence in modern conditions for the formation of a healthy personality, for successful communication with others and the achievement of goals.

Keywords: confidence, insecurity, social competence, self-esteem, self-actualization of personality

Феномен «уверенность личности» вызывал исследовательский интерес у ученых различных областей. Данное понятие обладает социальной значимостью для всего общества. Уверенность, как одно из базовых качеств непосредственно влияющих на формирование и развитие личности.

Данная проблема является актуальной на сегодняшний день, поскольку уверенность личности объясняется недостаточной разработанностью в отечественной и зарубежной психологии. Это обусловлено, в первую очередь, многогранностью и сложностью самого феномена, а также имеет схожесть и свое проявление в других понятиях, например смелости, самооценки, решительности, застенчивости, бесстрашия. Поэтому данный феномен требует углубленного исследования.

Уверенность — это черта личности, которая гарантирует эффективность деятельности общения и успешную адаптацию в социальной среде. Свобода самореализации, обретение ' ' личной многогранности ' ' становятся все более возможными, и только уверенные в себе люди могут в полной мере использовать эти свободы. И чем быстрее формируется уверенность как идеальное качество, тем успешнее человек может подниматься по лестнице жизни.

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению уверенности личности, понятие еще далеко не полностью раскрыто и разработано, и тема нуждается в дальнейшем развитии. Целью данной работы является осуществление теоретического анализа состояния проблемы изученности феномена уверенности личности в психологии.

В качестве научного знания было проведено много исследований по вопросу уверенности в себе. Для того чтобы охарактеризовать понятие уверенности в себе, необходимо рассмотреть различные точки зрения исследователей на природу и сущность этого явления.

Психологическое понятие " уверенность в себе " возникло в научной литературе в связи с вопросами психокоррекции и психотерапии: в 1940-х годах практика психологов-психотерапевтов показала, что тревожность связана с развитием ряда физических заболеваний,а также неврозов. Многие ученые пытались определить причины тревоги и найти способы ее изменения, лечения и облегчения ее невротических последствий.

Уверенность в себе была первым бихевиористским подходом к исследованию за рубежом. Андре Солтер задался целью продемонстрировать, почему возникают тревожные личности. Его исследования показали, что преобладание тормозных процессов над возбудительными приводит к формированию тормозных личностей, которые не способны открыто и непроизвольно выражать свои чувства, желания и потребности [9]. Он предполагал, что неуверенные в себе индивиды развивали заторможенную личность в процессе воспитания, когда их наказывали за неправильное, неуместное поведение. Для формирования здоровой и уверенной в себе личности А. Сальтер выделил характерные особенности, такие как эмоциональность речи, экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, умение противостоять и отвечать, умение излагать точные формулировки, не допущение унижения, издевок к себе, недооцененности своих сил и качеств, способность к импровизации.

А. Сальтер разработал психотерапию на основе работ Павлова о процессах возбуждения и торможения коры головного мозга [3]. Сальтер предположил, что тревожных людей часто наказывают в детстве, поэтому возбуждающие процессы преобладают, и они приобретают чувство внутренней вялости. В это время психолог разработал процедуру, направленную на активизацию процессов возбуждения в мозге и снижение тревоги, вызванной торможением. Суть его техники заключалась в том, чтобы вызвать сильные эмоции и позволить им свободно реализоваться в действии. Одной из его техник было то, что он называл "эмоциональным голосом" - метод, в котором эмоции выражаются напрямую.

Следующим исследователем проблемы неуверенности является Джозеф Вольпе, ученик и сотрудник А. Сальтера. Он применил термин «уверенность в себе» (аББегйуепевв) для определения открытости в межличностных отношениях. Д. Вольпе заметил, что многим бывает тяжело проявлять свои чувства, которые отражали бы сложившиеся межличностные отношения, или продемонстрировать их, так как эти чувства поддаются искажению за счет испытываемой тревоги. Он также изучал конкретные способы преодоления тревоги путем уверенного выражения мыслей и чувств; Д.Вольпе предложил принцип взаимного торможения для обоснования разработанных им методов: В присутствии стимула, вызывающего тревогу, если может быть осуществлено взаимное торможение тревоги, то связь между этим стимулом и тревогой ослабевает ' ' [10].

По словам Вольпе,социальные страхи влияют на человека и вызывают беспокойство в

определенных ситуациях. В качестве примеров ученые описывают страх быть раскритикованным, страх быть осужденным, страх быть недооцененным, страх быть тщательно изученным и т.д. Каждый человек испытывает определенный страх, но то,как этот страх проявляется в его жизни, определяет его социальную активность. Как только возникает социальный страх, он прочно ассоциируется с определенной социальной ситуацией и в дальнейшем усиливается. Если они терпят неудачу,страх еще больше усиливается. Таким образом, страх и связанное с ним поведение распространяются на аналогичные социальные ситуации.

Роберт Энтони утверждает, что для развития уверенности в себе важна соответствующая обратная связь с окружающей средой [8]. Формирование этой связи происходит на этапе развития личности. Все это влияет на образ мыслей, поведение и восприятие человека. То,как они думают, воспринимают и выражают себя, влияет на их последующее восприятие и поведение.

В России исследования уверенности личности начали развиваться в 1950-х годах и уже в 1980-х годах приобрели междисциплинарное значение, распространившись на различные сферы жизни человека и играя роль в прогнозировании профессиональной и учебной деятельности.

Е.А.Серебрякова изучает формирование уверенности в себе ушкольников. Она считает это явление одним из качеств личности, которое позволяет людям максимально реализовать свои силы и способности. Она считает, что в основе уверенности в себе лежит умение правильно оценивать свои способности и сильные стороны, что является нормой в окружающей среде. Появление уверенности в себе является фактором, способствующим благоприятным результатам в решении проблем [6]. При рассмотрении вопроса о доверии Е.А. Серебрякова опирается на деятельностный подход, отстаиваемый С.Л. Рубинштейном.

Отечественный психолог В.И. Селиванов отмечает, что смелость, как и другие волевые качества, такие как решительность, уверенность в себе и настойчивость, становится индивидуальным качеством, когда она не связана с конкретной ситуацией и превращается в обобщенный способ поведения человека в любой ситуации, где для достижения успеха необходим оправданный риск ' ' . [5]. Он определяет волевое состояние как совокупность психических и временных состояний, оптимальных внутренних условий человека, которые способствуют преодолению возникших трудностей.

Ильин отрицательно относится к этому вопросу. В своих трудах он называет уверенность в себе интеллектуальным чувством. По его мнению, уверенность и неуверенность связаны с информационным аспектом психической деятельности человека, интеллектуальной деятельностью." ' Уверенность или неуверенность человека в себе - это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, веры в себя или потери этой веры." ' [1, с. 112]. Это указывает на то, в какой степени человек задумывается о сложности деятельности, которую он собирается предпринять, что приводит к высокому уровню неопределенности. В то же время высокая или низкая уверенность характеризуется низким уровнем притязаний, что приводит к неполной подготовке к выполнению определенных трудностей [4]. По Ильину, уверенность-неуверенность в себе является следствием и только вызывает психические состояния, что бывает не во всех случаях.

Ф.И. Иващенко изучал уверенность в себе у слабоуспевающих людей. Он считал тревогу проявлением страха. С его точки зрения, тревога и страх - явления одной природы, но разной степени выраженности и связаны с напряжением нервной системы и нарушением воспитания: чрезмерными требованиями, запугиванием, наказанием [7].

Уверенность как личностная черта наиболее системно рассматривается в многомерно-функциональном подходе к исследованию личности, разработанном А.И. Крупновым и М.А. Селиверстовой, который акцентирует внимание на неразрывности динамических, содержательных и продуктивных аспектов психической деятельности, индивидных и личностных аспектов субъекта единство формирования, системный характер отношений

личности, основываясь на теоретических положениях, сформулированных в отечественной психологии [2].

С точки зрения многомерно-функционального подхода, каждая психологическая характеристика имеет многомерную структуру, т.е. внутреннюю структуру, состоящую из инструментально - динамических и мотивационно - смысловых элементов. Этот подход включает восемь основных компонентов уверенной личности: установка-цель, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регулятивный, рефлексивно-оценочный.

А.И. Крупнов и М.А. Селиверстова рассматривают уверенность в себе в системе базовых черт личности. С их точки зрения, базовыми чертами личности правомерно считать те, которые в совокупности полностью отражают психический склад человека, психические функции в деятельности и ключевые моменты выражения социальной сущности человека. В категорию базовых характеристик также следует включать только те, которые обеспечивают основу для развития других новых качеств. Исследователи определили такие основные качества, как уверенность в себе, общительность, ответственность, убедительность, интерес, инициативность и трудолюбие. Основные качества берут свое начало в раннем детстве. Изучение сочетания основных признаков и уровней развития в психической структуре личности позволяет получить объективные качественные и количественные характеристики всех этапов развития личности, возникающих на них новообразований и этапов социально-психологической зрелости, достигнутых индивидом. Так, А.И. Крупнов и М.А. Селиверстова определяют уверенность в себе как существенную, базовую и системную характеристику личности, конструирующую целостный образ.

На основании обзора национальных и международных психологических исследований можно сделать вывод, что уверенность в себе - это личностная характеристика и позитивная оценка своих навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для человека целей и удовлетворения его потребностей. Основанием для такой оценки служит набор поведенческих навыков, положительный опыт решения социальных проблем и успешного достижения своих целей (удовлетворение потребностей). Ключевыми элементами являются положительная оценка человеком собственной деятельности и подкрепление этой оценки значимыми окружающими.

Говоря об ассертивности, стоит отметить, что ассертивное поведение повышает самооценку. Уверенные в себе люди, которые не отстаивают собственные интересы и потребности, не защищают свои права, чувствительны к нуждам других, но не получают удовлетворения от жизни, склонны чувствовать себя беспомощными и даже бесполезными. Ассертивное поведение - это тип поведения, который помогает достичь зрелого поведения и самореализации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

2. Крупнов А. И., Селиверстова М. А. Психологическая структура уверенности личности. Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва: Уникум-Центр, 2003. 346 с.

3. Павлов И.П. Условный рефлекс / под ред. И.Е. Петрушкин. СПб: ИГ Лениздат, 2014. 224 с.

4. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. 1999. № 9. С. 3-14.

5. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. № 4. С. 20-28.

6. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1955. - 40 с.

7. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы,

составляющие // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 63-65.

8. Энтони Р. Главные секреты абсолютной уверенности в себе. СПб.: Питер, 2007. 224 с.

9. Salter A. Conditioned reflex therapy. N. Y., 1949.

10. Wolpe J. and Lazarus A.A. Behavior therapy techniques. N. Y., 1966.

REFERENCES

1. Ilyin E. P. Psychology of creativity, creativity, giftedness. St. Petersburg: Piter, 2009. 434

p.

2. Krupnov A. I., Seliverstova M. A. Psychological structure of personality confidence. Individual differences and the problem of individuality: materials of the Intern. scientific-practical. conf. Moscow: Unicum-Center, 2003. 346 p.

3. Pavlov I.P. Conditioned reflex / ed. I.E. Petrushkin. St. Petersburg: IG Lenizdat, 2014.

224 p.

4. Romek VG Self-confidence: ethical aspect // Journal of practical psychologist. 1999. No. 9. S. 3-14.

5. Selivanov V. I. Volitional regulation of personality activity // Psychological journal. 1982. No. 4. S. 20-28.

6. Serebryakova E. A. Self-confidence and the conditions for its formation among schoolchildren: author. dis. cand. psychol. Sciences. M., 1955. - 40 p.

7. Solovieva O.V., Papura A.A. The phenomenon of confidence: concept, approaches, components // Siberian psychological journal. 2010. No. 38. S. 63-65.

8. Anthony R. The main secrets of absolute self-confidence. St. Petersburg: Piter, 2007. 224

p.

9. Salter A. Conditioned reflex therapy. N.Y., 1949.

10. Wolpe J. and Lazarus A.A. Behavior therapy techniques. N.Y., 1966.

Информация об авторах Г.Ф. Кадыргулова — студент 3 курса; И.Ф. Шиляева — доцент, кандидат философских наук.

Information about the authors G.F. Kadyrgulova — 3rd year student;

I.F. Shilyaeva - Associate Professor, Candidate of Philosophical Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.