Научная статья на тему 'Увеличение инновационного потенциала наукоемкого предприятия на основе венчурного финансирования'

Увеличение инновационного потенциала наукоемкого предприятия на основе венчурного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахмарева К.К., Бахмарева Н.В.

Предлагается использовать инструмент венчурное финансирование, для увеличения инновационного потенциала наукоемкого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Увеличение инновационного потенциала наукоемкого предприятия на основе венчурного финансирования»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 658.15

К. К. Бахмарева Научный руководитель - Н. В. Бахмарева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УВЕЛИЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Предлагается использовать инструмент венчурное финансирование, для увеличения инновационного потенциала наукоемкого предприятия.

В условиях глобализации экономики эффективность деятельности наукоемких предприятий зависит от умения гибко реагировать на потребности рынка. Повышение эффективности деятельности предприятий в новых экономических условиях, существенное повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг - вот первоочередные задачи, стоящие перед руководством. Для предприятий наукоемких отраслей экономики особое значение имеют проблемы, касающиеся повышения эффективности их инновационной и инвестиционной деятельности. Поэтому конкурентная стратегия наукоемких предприятий должна быть направлена на освоение инноваций и предусматривать увеличение стоимости бизнеса, что позволит обеспечить высоких имидж организации, привлечь дополнительный объем финансовых ресурсов, а также использовать другие факторы эффективности.

Появление инновационной составляющей в конкурентной стратегии приводит к изменению традиционных схем финансирования предприятия [1]. В первую очередь это касается инновационной стадии, на которой непосредственно создаются различные объекты интеллектуальной собственности, включая новые виды продукции (продуктовые инновации) и технологии ее производства (процессные инновации). На этой стадии происходит организационное обоснование инновационного проекта, т. е. создается венчурная структура, а для финансирования привлекаются инвесторы, которые могут взять на себя более высокий риск. Они не заинтересованы во вложении финансовых ресурсов в инновационный проект под высокие проценты на условиях заемного финансирования. Их интерес заключается в росте рыночной стоимости венчурной структуры. Обязательным условием существования венчурной формы финансирования является обособление инновационного проекта в виде венчурной структуры, которая может существовать как внутренний или внешний венчур.

Цель, поставленная венчурными инвесторами, достигается после завершения инновационной составляющей проекта, т.е. при переходе к промышленному освоению созданных инноваций. Эта цель может быть достигнута, если заложены основы для роста рыночной стоимости венчурного предприятия. Практика экономически развитых стан показывает, что при успешном развитии венчурного предприятия его рыночная стоимость через 3-5 лет повышается в 6-10 раз. Этот прирост в первую очередь обеспечивается за счет нематериальных активов, в том числе не-

материальной собственности, созданной в процессе реализации инновационной стадии проекта [1].

Таким образом, успешное выполнение инновационной составляющей проекта предполагает замещение венчурного капитала инвестиционным. При этом венчурное предприятие преобразуется в более сложную организационно-правовую форму, например открытое акционерное общество. Реализуя свои финансовые интересы путем продажи акций венчурного предприятия по рыночной стоимости, венчурные инвесторы выходят из его капитала.

Стадии венчурного финансирования, как правило, соответствуют этапам выполняемого проекта и охватывают финансирование: 1) предпроектной стадии, включая теоретические поисковые исследования, научно-исследовательские работы; 2) прикладные НИ-ОКР; 3) производство опытной серии созданной продуктовой инновации; 4) освоение производства, т.е. начало серийного выпуска продуктовых инноваций.

Начало инновационной стадии соответствует принятию решения о проведении научных исследований в той или иной области и является основой для организации венчурного финансирования. В действительности начало инновационной стадии проекта и начало венчурного финансирования, как правило, не совпадает. На начальном этапе проект, как правило, еще организационно не выделен в самостоятельную структуру. На этом этапе проект выполняется либо как инициативная разработка, либо в рамках обычной научной тематики предприятия, в том числе финансируемой в рамках государственного заказа.

На начальном этапе инновационная составляющая проекта финансируется за счет средств либо разработчиков, либо предприятия (включая заемные и привлеченные средства), либо бюджетные средства. Организационное обособление проекта означает начало венчурного финансирования, в рамках которого принимается оптимальное решение по привлечению средств для выполнения всех стадий проекта. В первую очередь это касается фундаментальных и теоретических поисковых исследований, являющихся наиболее сложной, трудоемкой и рискованной частью инновационного процесса. Степень новизны этих работ влияет на формирование затратной части проекта, определяет наукоемкость продуктовых инноваций, обеспечивает дальнейшую эффективность инновационной деятельности предприятия.

Механизм венчурного финансирования включает в себя совокупность процедур, которые могут быть описаны в виде следующей последовательности ша-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

гов: 1) выбор объекта венчурного финансирования и организационно-правовой формы венчурной структуры; 2) спецификация и оценка исключительных прав интеллектуальной собственности в рамках выбранного объекта венчурного финансирования; 3) формирование «портфеля» прав интеллектуальной собственности; 4) разработка механизма пополнение «портфеля» прав интеллектуальной собственности; 5) разработка механизма формирования капитала венчурного предприятия; 6) оценка эффективности различных стадий венчурного финансирования; 7) разработка механизма финансовой реорганизации венчурного предприятия и переоценка «портфеля» прав интеллектуальной собственности.

Реорганизация венчурного предприятия, обусловленная объективным усложнением финансового управления, позволяет в соответствии с изменившимися целями выбрать наиболее соответствующую им организационно-правовую форму венчурного предприятия. Поэтому реорганизация венчурного пред-

приятия способствует эффективному использованию прав интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, позволяет увеличить объемы венчурного финансирования, а в дальнейшем и объемы инновационного финансирования, за счет расширения источников привлечения капитала. В конечном итоге при таком подходе повышается эффективность реализации как инновационной стадии проекта по созданию технологической инновации, так и проекта в целом, что способствует увеличению инновационного потенциала наукоемкого предприятия.

Библиографическая ссылка

1. Гэдстоун Д., Гэдстоун Л. Инвестирование венчурного капитала: подробное пособие по инвестированию в частные компании для получения максимальной прибыли / пер. с англ. Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2006.

© Бахмарева К. К., 2012

УДК 338.45:339.162.4

О. Л. Богданова, О. Е. Фаменко Научный руководитель - М. Л. Елисеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕХАНИЗМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНОК

В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки, инноваций и новых технологий. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров, услуг и их разнообразие. Чем более совершенен рыночный механизм продвижения новейших разработок, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получают как сами научные организации, так и государство в целом.

Наукоемкая продукция трактуется как научный и/или научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. То есть определяющим свойством наукоемкого продукта является возможность последующего вовлечения в товарный оборот или производственный цикл.

Особенности наукоемкого продукта как товара:

• невозможность точного количественного измерения эффекта наукоемкой продукции в момент внедрения;

• наличие только качественных отличий между аналогами;

• каждый вид знания несет в себе научную информацию только ему принадлежащую, следовательно, и наукоемкая продукция, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;

• любое научное знание не имеет смысла производить более одного раза, при этом потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен [1].

Покупательский спрос на наукоемкую продукцию определяется продолжительностью и структурой жизненного цикла той или иной технологии, ноу-хау

и др., использование которых определило возникновение и производство данной продукции, то есть отражает процесс зарождения, расцвета, старения и замены данной технологии или продукции более новой.

Анализ сущности рынка приводит к выделению ряда особенностей, обусловленных спецификой предлагаемого товара: рынок характеризуется большим разнообразием товаров; имеет глобальный характер; по своей природе это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия; жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения; покупателями являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей новшество; этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на наукоемкую продукцию определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций; характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвиже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.