Научная статья на тему 'Механизмы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на рынок'

Механизмы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова О.Л., Фаменко О.Е., Елисеева М.Л.

В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки, инноваций и новых технологий. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров, услуг и их разнообразие. Чем более совершенен рыночный механизм продвижения новейших разработок, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получают как сами научные организации, так и государство в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на рынок»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

гов: 1) выбор объекта венчурного финансирования и организационно-правовой формы венчурной структуры; 2) спецификация и оценка исключительных прав интеллектуальной собственности в рамках выбранного объекта венчурного финансирования; 3) формирование «портфеля» прав интеллектуальной собственности; 4) разработка механизма пополнение «портфеля» прав интеллектуальной собственности; 5) разработка механизма формирования капитала венчурного предприятия; 6) оценка эффективности различных стадий венчурного финансирования; 7) разработка механизма финансовой реорганизации венчурного предприятия и переоценка «портфеля» прав интеллектуальной собственности.

Реорганизация венчурного предприятия, обусловленная объективным усложнением финансового управления, позволяет в соответствии с изменившимися целями выбрать наиболее соответствующую им организационно-правовую форму венчурного предприятия. Поэтому реорганизация венчурного пред-

приятия способствует эффективному использованию прав интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, позволяет увеличить объемы венчурного финансирования, а в дальнейшем и объемы инновационного финансирования, за счет расширения источников привлечения капитала. В конечном итоге при таком подходе повышается эффективность реализации как инновационной стадии проекта по созданию технологической инновации, так и проекта в целом, что способствует увеличению инновационного потенциала наукоемкого предприятия.

Библиографическая ссылка

1. Гэдстоун Д., Гэдстоун Л. Инвестирование венчурного капитала: подробное пособие по инвестированию в частные компании для получения максимальной прибыли / пер. с англ. Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2006.

© Бахмарева К. К., 2012

УДК 338.45:339.162.4

О. Л. Богданова, О. Е. Фаменко Научный руководитель - М. Л. Елисеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕХАНИЗМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНОК

В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки, инноваций и новых технологий. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров, услуг и их разнообразие. Чем более совершенен рыночный механизм продвижения новейших разработок, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получают как сами научные организации, так и государство в целом.

Наукоемкая продукция трактуется как научный и/или научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. То есть определяющим свойством наукоемкого продукта является возможность последующего вовлечения в товарный оборот или производственный цикл.

Особенности наукоемкого продукта как товара:

• невозможность точного количественного измерения эффекта наукоемкой продукции в момент внедрения;

• наличие только качественных отличий между аналогами;

• каждый вид знания несет в себе научную информацию только ему принадлежащую, следовательно, и наукоемкая продукция, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;

• любое научное знание не имеет смысла производить более одного раза, при этом потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен [1].

Покупательский спрос на наукоемкую продукцию определяется продолжительностью и структурой жизненного цикла той или иной технологии, ноу-хау

и др., использование которых определило возникновение и производство данной продукции, то есть отражает процесс зарождения, расцвета, старения и замены данной технологии или продукции более новой.

Анализ сущности рынка приводит к выделению ряда особенностей, обусловленных спецификой предлагаемого товара: рынок характеризуется большим разнообразием товаров; имеет глобальный характер; по своей природе это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия; жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения; покупателями являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей новшество; этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на наукоемкую продукцию определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций; характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвиже-

Секция «Экономика и бизнес»

нию наукоемких продуктов на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка.

Практика показывает, что традиционные подходы, успешно работающие для других видов товаров, не всегда могут быть применены при продвижении на рынок новой наукоемкой продукции. Основная особенность заключается в самой специфике продукта, так как обычно внедрение научно-технических разработок требует значительных затрат, введения новой технологии в производственный процесс, а также характеризуется высоким риском «непринятия» нового продукта рынком. На стадии разработки используются традиционные средства продвижения, направленные на информирование потенциальных потребителей, на стадии производства пробного образца - средства коммерциализации и трансфера разработки.

Исходя из необходимости в первую очередь информировать потребителей о наукоемком продукте, определены наиболее эффективные механизмы продвижения. При этом наибольшая продуктивность продвижения достигается при комбинировании различных способов, когда предпочтение отдается тем или иным механизмам в соответствии с конкретными условиями (категория продукции, этап жизненного цикла, положение организации и др.) [2].

К числу основных механизмов, используемых при продвижении наукоемких продуктов, относятся: посещение предприятий, телефонное информирование и опрос, размещение информации о продукте в газетах, специализированных журналах, выступления на радио и телевидении, размещение информации о научно-технических разработках на веб-сайтах, в базах данных, электронных каталогах, проведение выездных рабочих семинаров на предприятиях с презентацией разработок, представление продукции в ходе научно-технических выставок и инновационных салонов, проведение презентаций на тематических конференциях, участие в тендерах, рассылка информации о разработках, коммерческих предложений [3].

Но насколько бы эффективным не было распространение печатных материалов, оно не может полностью заменить демонстрации возможностей наукоемкого продукта в ходе ее использования или работы с ней. Для этого проводятся следующие мероприятия: участие в выставках и ярмарках, организация семинаров для пользователей (в том числе выездных), проведение демонстрационных сеансов, представление пользователям права бесплатной работы с научно-техническим продуктом на определенный период времени в целях ознакомления. Отдельно следует отметить такой способ как участие в выставках соответствующей специализации. Выставка - это уникальное специальное мероприятие, сочетающее преимущества рекламы, связей с общественностью и личных продаж.

Особенности научно-технической продукции как товара определяют специфику продвижения ее от разработчика до потребителя и влияют на выбор наиболее эффективных средств информирования. Высокий уровень конкуренции и наличие большого количества разработок, представленных на рынке наукоемкого продукта, вызывают необходимость использования средств продвижения в комплексе, учитывая цели и возможности предприятия-разработчика научно-технической продукции.

Библиографические ссылки

1. Приходченко, О. А. Инновационный продукт: особенности его восприятия потребителем // ЭКО. 2007. № 2. С. 173-186.

2. Материалы семинаров Проекта ЕС «Наука и коммерциализация технологий» //www.ras-stc.ru.

3. Механизм продвижения товаров на рынке -Реклама, маркетинг...». URL: www .politrekla-ma.ru/mehan/

© Богданова О. Л., Фаменко О. Е., 2012

УДК 338.242.4

О. Л. Богданова Научный руководитель - М. Л. Елисеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок предприятий по тематике правительственных организаций.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:

• Государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);

• Прямое финансирование (субсидии, займы), предоставление ссуд, целевых дотаций (Франция, США, Швеция, Германия и другие);

• Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

• Снижение государственных пошлин или освобождение от них (Австрия, Германия, США, Япония и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.