https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-297-314 УДК 726.5 ББК 85.113(2)
Научная статья / Research Article
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2022 г. А. И. Томилова
г. Москва, Россия
УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТ ПРИ НИКОЛАЕ II В КУЛЬТОВЫХ ПОСТРОЙКАХ (НА ПРИМЕРЕ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ)
Аннотация: Статья посвящена культовым постройкам, возведенным в память 300-летия Дома Романовых. Традиция возводить храмы-памятники имеет на Руси глубокие корни. Мемориальные церкви и часовни возводились в честь военных побед, важных исторических событий. В память 300-летия Дома Романовых на территории Российской империи было построено большое число как гражданских, так и культовых построек. Многие из них были созданы в неорусском стиле и имеют особое значение для развития отечественного зодчества и в наши дни. Сегодня существует большой общественный интерес к личности Николая II, к Дому Романовых, к историческим событиям начала XX в., к искусству и архитектуре 1910-х гг. К сожалению, многие из памятников зодчества этого периода по-прежнему остаются малоизученными. Это касается и культовых построек, возведенных к 300-летию Дома Романовых, лишь небольшая часть из них вовлечена в научный оборот. В рамках исследования были изучены архивные и библиографические источники по данной теме. При написании статьи были использованы методы стилистического и иконографического анализа особенностей архитектуры памятных храмов и часовен, сравнительный метод. В результате исследования был составлен список культовых построек в память 300-летия Дома Романовых, который включает 42 храма и 16 часовен.
Ключевые слова: храмы-памятники, часовни, Николай II, Российская Империя, 300-летие Дома Романовых, культовая архитектура, неорусский стиль, полисти-лизм.
Информация об авторе: Алевтина Игоревна Томилова — преподаватель кафедры охраны и реставрации культурного наследия факультета архитектуры, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ул. Мясницкая, д. 21, 101000 г. Москва, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1167-0785 E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 20.07.2021 Дата одобрения рецензентами: 15 .12.2021 Дата публикации: 28.09.2022
Для цитирования: Томилова А. И. Увековечивание исторических дат при Николае II в культовых постройках (на примере 300-летия Дома Романовых) // Вестник славянских культур. 2022. Т. 65. С. 297-314. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-297-314
На период царствования Николая II пришлось большое число юбилейных исторических дат, которые с широтой и размахом отмечались в Империи. Но особую роль в развитии и распространении неорусского стиля в архитектуре сыграло празднование 300-летия царствования Дома Романовых. Оно выпало на последний мирный год имперской России, в связи с чем огромные планы по увековечиванию памяти об этом событии не были реализованы в полной мере. Тем не менее до наших дней сохранилось значительное число памятников архитектуры и проектов, посвященных 300-летию правления династии.
Подготовка к торжествам началась задолго до памятной даты. Праздник имел огромное значение для всех народов Империи. Именно при Романовых Россия приросла новыми землями и достигла одной шестой земного шара. Государство Российское стало мировой морской и военной державой. И поэтому празднества должны были стать всенародными, широко отмечаться как в центральных губерниях, так и на периферии, дабы показать единение царской власти и граждан Империи, а также подчеркнуть связь поколений сквозь века. Торжества эти были скептически встречены в либеральных кругах высшего общества, об этом свидетельствуют воспоминания очевидцев: «...я чувствовала, что нет настоящего воодушевления и преданности» [10, с. 82], — писала Анна Вырубова о петербургских торжествах. Граф В. Н. Коковцев, в те дни председатель Совета министров Российской империи, отмечал, что во время празднеств не было энтузиазма [6, с. 117] и т. д.
Тем не менее юбилейные торжества нашли отклик у горожан, купечества, представителей военного сословия и в особенности у простого народа, крестьян, которые превозносили и даже обожествляли личность императора. Это в полной мере отражают многочисленные документы, хранящиеся в государственных архивах (например, в Российском государственном историческом архиве (РГИА), фонд 1320), и воспоминания современников. Так, А. А. Вырубова в своих мемуарах, изданных после революции, писала о путешествии царской семьи в 1913 г.: «Прибытие на Волгу сопровождалось необычайным подъемом духа всего населения. Народ входил в воду по пояс, желая приблизиться к царскому пароходу. Во всех губерниях толпы народа приветствовали Их Величества пением Народного Гимна и всевозможными проявлениями любви и преданности...» [10, с. 83]. И то же повторилось при посещении древней столицы: «...гудели все московские колокола. Восторженные приветствия во все пребывание Их Величеств в Москве повторялись каждый день, и казалось, ничто — ни время, ни обстоятельства — не изменит эти чувства любви и преданности» [10, с. 83]. А. А. Волков, камердинер императрицы Александры Федоровны, отмечал: «Везде — воодушевление населения, депутации» [2, с. 58].
Способы увековечивания юбилейной даты были различными: 1 Переименование населенных пунктов, улиц, площадей и т. п., а также присвоение гражданским и культовым постройкам названий «Романовские», «Николаевские», «в память 300-летия царствования Дома Романовых». Сюда же можно отнести и вновь создаваемые сады, скверы, тракты и т. п.
2 Установка монументов в память 300-летия царствования Дома Романовых (бюсты, памятники и скульптурные монументы, изображавшие Николая II, Михаила Федоровича Романова, Александра II1, обелиски, памятники-киоты, арки2, мемориальные доски).
3 Строительство гражданских зданий (приюты, богадельни, амбулатории, больницы, институты, училища, гимназии, семинарии, школы, церковно-приход-ские школы, медресе, музеи, народные дома, знаменные избы, банки, выставки) и культовых построек (храмы, часовни) в память 300-летия Дома Романовых.
В настоящей статье будут рассмотрены объекты культового зодчества, созданные в неорусском стиле к юбилею династии.
Традиция возведения храмов в память о каком-либо важном событии является древней на Руси, поэтому число подобных сооружений значительно.
В честь 300-летия царствования Дома Романовых православные храмы и часовни строились на всей территории Российской империи — от Прибалтики до Дальнего Востока.
Главенствующими стилями строительства были русский и неорусский, хотя встречаются храмы в неовизантийском и неоклассическом стилях, но их количество невелико.
В результате исследования на территории Европейской части России был выявлен 41 храм, возведенный в память 300-летия Дома Романовых (см. таблицу 1). Из их числа 34 — из камня и кирпича и 7 — из дерева.
Стилистически они разделяются следующим образом: неорусский — 20, русский — 9, неоклассицизм — 3, неовизантийский — 4, необарокко — 1. Стиль четырех храмов выявить не удалось, так как не были найдены их изображения.
В данной статье будут рассматриваться храмы в неорусском стиле, так как они составляют большинство среди культовых построек в честь 300-летия Дома Романовых.
Национальное направление для строительства церквей и часовен подходило как нельзя лучше, так как юбилей был связан с историческими событиями. Среди храмов в неорусском стиле преобладают формы псковско-новгородской архитектуры, часть построек возведена в традициях зодчества ХУЕ-ХУП вв., а один воспроизводит черты владимиро-суздальских церквей.
Главным храмом-памятником, возведенным в честь 300-летия Дома Романовых, стала церковь Федоровской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге. Храм был построен на небольшом земельном участке, на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, недалеко от Московского железнодорожного вокзала — на территории, при-
1 Фигура царя-освободителя Александра II пользовалась большой популярностью среди крестьян. В Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых и в Строительный Комитет Министерства внутренних дел поступало большое число обращений с просьбой разрешить установить в том или ином населенном пункте памятник Александру II в честь 300-летия Дома Романовых. Возможно, что, помимо благодарности царю-освободителю, это было связано с желанием увековечить сразу два торжественных события в одном монументе — 50-летие отмены крепостного права в России, отмечавшиеся в 1911 г., и юбилей царственного Дома. Обычно на такие обращения отвечали отказом в связи с тем, что члены Комиссий считали невозможным выделять одного правителя из рода Романовых. Установка памятников Николаю II также оставалась под вопросом, так как он был ныне правящим царем.
2 Для реализации предлагались в основном легкие, временные сооружения с портретами членов Дома Романовых или гербами.
надлежавшей подворью Городецкого Феодоровского монастыря, на народные пожертвования, сбор которых был организован на территории всей России.
Решение о строительстве нового собора было принято в 1907 г. В 1909 г. был создан строительный комитет под покровительством великого князя Михаила Александровича и объявлен архитектурный конкурс. Первая премия была присуждена Н. В. Васильеву, вторая — А. А. Джорогову, третья — С. С. Кричинскому. Несмотря на то что проект Кричинского занял только третье место, он наиболее точно отвечал требованиям конкурсного задания, в числе которых было соответствие образцам храмов времени воцарения Дома Романовых. Сам С. С. Кричинский на страницах архитектурного журнала «Зодчий» писал: «Храм спроектирован мною и выстроен в стиле церквей XVII века, по типу и образцам храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польской, Ярославль и пр.). Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности с крепостными стенами, башнями и палатами являют собою наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых. Вот главная и основная причина, побудившая меня изобразить этот период русского зодчества при составлении проекта»
[5, с. 12].
И действительно, в облике Федоровского собора угадываются формы ростовских кремлевских церквей — Воскресения Христова, Григория Богослова и Иоанна Богослова. С. С. Кричинский дополняет вытянутый пятиглавый объем Федоровского храма с северной стороны нарядным крыльцом в стиле московского узорочья. По бокам его фланкируют две башни: северо-восточная построена в стиле ростовских крепостных сооружений с кубоватыми крышами, а северо-западная — практически точная копия Проездной башни Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Стены храма богато декорированы белокаменной резьбой, майоликовыми панно, поливными изразцами.
Можно предположить, что именно Николай II поддержал проект С. С. Кричин-ского, способствовал его реализации, так как он наиболее соответствовал его личным художественным вкусам. Высокая оценка царем проекта подтверждается также тем, что архитектору позднее было доверено строительство Федоровского городка в Царском Селе, возведение церкви Свт. Николая Чудотворца и Св. Благ. Вел. Князя Александра Невского в Санкт-Петербурге и ряда других значимых зданий, связанных с Домом Романовых.
Федоровский собор в Санкт-Петербурге, вероятно, мыслился как своеобразный стилистический образец для строительства памятных культовых сооружений в честь юбилея как в столице, так и на периферии. Однако язык московского, ярославского зодчества XVII в, перенасыщенный архитектурными деталями, был чужд Северной Пальмире, и не вписывался в ее строгий, классицистический облик. И в связи с этим в Санкт-Петербурге и пригородах в память 300-летия в данной стилистике помимо Федоровского храма архитектора С. С. Кричинского было возведено лишь три церкви: Архангела Михаила (архитектор А. К. Миняев, 1911-1914 гг.) в Ломоносове (ранее Ораниенбаум), Казанской иконы Божией Матери в Териоках (архитектор Н. Н. Никонов, 1910-1915 гг.) и 4-го стрелкового императорской фамилии полка в Царском Селе (архитектор Е. И. Константинович, 1913-1917 гг., не была достроена, разобрана).
Среди культовых построек в память 300-летия в столице Империи и северных губерниях преобладал неорусский стиль, базирующийся на интерпретации мотивов древнего псковско-новгородского зодчества. Так, например, в Санкт-Петербурге началось строительство храма Алексия Митрополита Московского при подворье Каля-
зинского Александро-Невского монастыря (архитектор Д. И. Милеев, прим. 1912 г.)3; в Тайцах, под Санкт-Петербургом была сооружена церковь Свт. Алексия, Митрополита Московского, (архитектор И. В. Экскузович, 1913-1914 гг.), в Терляево, у Павловска, — церковь Спаса-Преображения, (архитекторы А. А. Захаров, Н. Л. Раклицкий, 1912-1914 гг.); в Новгороде Великом — церковь Св. Александра Невского (архитектор К. К. Романов, 1913-1915 гг.), в поселке Батецкий Новгородской области — церковь сошествия Святого Духа (архитектор А. П. Аплаксин, 1911-1913 гг., не сохранилась, воссоздана в приближенных формах в 2007 г.), в Твери — Воскресенский собор Хри-сторождественского монастыря (архитектор М. П. Омелюстый, 1912-1913 гг.). Все эти постройки имеют формы и мотивы, взятые из архитектуры древних памятников Новгорода и Пскова: для них характерна простота объемно-пространственной композиции, наличие звонниц северного типа, сдержанного декора и т. д. Обращение к псковскому и новгородскому зодчеству в данных случаях, скорее всего, не случайно и связано, во-первых, с близостью новгородской и псковской земель и, следовательно, доступностью для изучения памятников-прототипов. Во-вторых, возможно, важную роль сыграло творческое чутье архитекторов, которые стремились вписать создаваемые культовые здания в сложившуюся, в основном классицистическую, застройку столицы и пригородов, где подобные храмы воспринимались бы более органично, чем нарядные постройки в стиле XVII в. Вероятно также, что выбор стилистики мог зависеть и от комплекса идей, которые ассоциировались с псковско-новгородской архитектурой и были популярны в либеральной среде. Новгородская вечевая республика для части интеллигенции являлась идеалом политического устройства. И архитектурные образы, ориентированные на Новгород, были выражением демократических идей своего времени и «народоправства».
Иная картина складывалась в Москве и в ряде центральных губерний. Там для строительства памятных культовых сооружений в честь 300-летия Дома Романовых зодчие также обращались к неорусскому стилю, но использовали более широкий круг исторических прототипов: это и постройки Москвы ХУ-ХУП вв., и псковско-новго-родская архитектура, и храмовое зодчество Русского Севера, Владимира и Суздаля. Этот полистилизм находит свое объяснение в истории древней столицы: став центром, вокруг которого происходило объединение русских земель, Москва впитала и их художественные традиции. Так, в Москве существовали целые городские районы, заселенные переселенцами из Новгорода, Пскова, Твери. Псковские мастера-каменщики принимали участие в строительстве значимых храмов, в том числе в Московском Кремле. А в XVII столетии, после окончания Смуты и избрания нового царя Михаила Федоровича Романова на царство, полистилизм стал проявляться еще ярче. Он характерен и для московских зданий, возведенных в неорусском стиле в память 300-летия Дома Романовых.
Наиболее значимой постройкой, созданной к юбилею правления династии, стала церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Она была построена по инициативе протоиерея Иоанна Кедрова в 1909-1913 гг., автор проекта — архитектор П. А. Толстых (при участии Л. И. Лазовского). Это крестово-купольный, четырехстолпный храм, завершенный восьмигранником с шатром и главой, вокруг которого сгруппированы еще четыре главки на барабанах. К рукавам креста примыкают дополнительные пониженные ячейки, также увенчанные главками. Храм окружен притворами, над одним из которых — северном — была устроена звонница. Стены здания украшают разноо-
3 Этот храм не был завершен до 1917 г. и в советские годы был разобран.
бразные декоративные элементы — кокошники, арки, закладные кресты, поливные керамические изразцы, размещенные на барабанах [4, с. 91]. Прямых прототипов у храма Воскресения в Сокольниках нет, но в его облике прослеживаются черты различных архитектурных школ Древней Руси: пятилопастное завершение с пониженными углами основного объема взято из зодчества Новгорода Великого, центральный шатер и горки килевидных кокошников боковых глав — из памятников Москвы XVII столетия, скатные крыльца на ползучих арках — мотивы псковской архитектуры и др.
Интересным примером стилизации столпообразных церквей XVI - начала XVII вв. является храм-памятник Свт. Николая Чудотворца и Свт. Алексия Митрополита Московского в подмосковном дачном поселке Клязьма, возведенный на средства купца И. А. Александренко в память 300-летия Дома Романовых архитектором В. И. Мотылевым по проекту художника С. И. Вашкова в 1913-1916 гг. Он представляет собой бесстолпный четверик с двумя приделами, основной объем которого перекрыт шатром с тремя ярусами килевидных кокошников и одной шлемовидной главой, приделы, в свою очередь, также имеют шатровые завершения. С запада — притвор со звонницей. Она расположена над входом в церковь. Стены храма украшены многочисленными майоликовыми панно. На западном фасаде — образы Свт. Николая Чудотворца и Алексия Митрополита Московского, над пролетом звонницы — Спас Нерукотворный в окружении херувимов, на фронтонах над окнами и в килевидных закомарах — вставки с орнаментами тератологического стиля с двумя вплетенными птицами, наличники с геометрическими и растительными орнаментами и др. Главный вход обрамлен белокаменным порталом.
В центральных губерниях среди возведенных в память 300-летия Дома Романовых культовых построек можно отметить те, которые были построены в стиле московского зодчества XVI-XVII вв.: церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Рязанской области (архитектор А. Г. Молокин, 1913 г.), старообрядческий храм Троицы во Владимире (архитектор С. М. Жаров, 1913-1916 гг.) и Федоровская церковь (архитектор И. А. Чарушин, 1915-1918 гг.) в Вятке (сейчас г. Киров, церковь не сохранилась).
Храмы в неорусском стиле в память 300-летия царствования Дома Романовых строились не только на исконных русских территориях, но и на землях пограничных губерний, которые вошли в состав Российской империи в XVIII-XIX столетиях. Например, в городе Вильманстранде в княжестве Финляндском (сейчас Финляндия, г. Лап-пеэранта) в 1913 г. по проекту Г. А. Косякова в честь 300-летия Дома Романовых был заложен полковой храм для драгунского финляндского полка. Это крестовокупольная, пятиглавая постройка, с запада — притвор с крыльцом и трехпролетной звонницей. Стены расчленены разновеликими и различными по форме окнами и декорированы кирпичными вставками, изображающими кресты. По бокам от перспективного портала главного входа расположены выложенные из кирпича узоры из растительного орнамента, обрамляющие круглые поля, на которых, скорее всего, должны были быть сделаны надписи-посвящения. Многочисленные ниши на стенах храма свидетельствуют о том, что на фасадах, вероятно, планировалось разместить керамические панно. Храм сочетает в себе черты московских больших пятиглавых соборов XVI-XVII вв. и мотивы каменного зодчества Русского Севера, воплощенные в щипцовых завершениях закомар и звонницы.
Еще один крупный храм к юбилею династии был возведен в Вильнюсе — Кон-стантино-Михайловская церковь (архитектор В. Д. Адамович, при участии епархиаль-
ного архитектора А. А. Шпаковского, 1911-1913 гг.). Его построили на средства действительного статского советника из Москвы — И. А. Колесникова, при содействии Виленского Духовного братства. Церковь имеет двойное посвящение: Св. Константина — в память общественного деятеля и покровителя православной веры на территории Речи Посполитой К. К. Острожского, 300-летие кончины которого отмечалось в 1908 г., и Св. преп. Михаила Малеина — тезоименного святого царя Михаила Федоровича Романова, первого из династии.
Храм представляет собой четверик с пятью луковичными главами. Каждая его сторона поделена на три прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Центральные из прясел, более широкие и высокие, выступают небольшими ризалитами. К западному фасаду примыкает звонница с одним ярусом звона и одной луковичной главой на барабане. В храм ведут три перспективных портала. Стены церкви, ярус звона колокольни и барабаны ее глав прорезаны разновеликими арочными окнами. На главном западном фасаде, над входом устроено трехчастное византийское окно. Стены храма богато декорированы. Все углы оформлены сдвоенными колоннами с резными капителями. По всему периметру здания проходит аркатурный пояс. Простенки между окон, поле закомар и кокошников заполнены витиеватым растительным орнаментом и изображениями святых, изготовленным из цемента И. К. Возницким [8, с. 11]. «Для придания большего внутреннего благолепия храму и увеличения вместительности его главная главка основана не на отдельных столбах, а на системе перекрещивающихся арок...» [8, с. 11]. В основе форм и декора Константино-Михайловской церкви лежат мотивы Владимиро-Суздальского зодчества и архитектуры Москвы ХУ-ХУП столетий, что объясняется тем, что основной заказчик строительства — статский советник И. А. Колесников был из Москвы и, по-видимому, желал в такой символической форме, через архитектуру, связать периферию — Вильнюс — с историческим центром Империи — Москвой.
В отдельную подгруппу можно объединить деревянные церкви в память 300-летия Дома Романовых, которые строились повсеместно. Например, церковь Апостолов Петра и Павла в ст. Карташевская (архитектор Н. Котович, 1913 г.); храм Казанской иконы Божьей Матери в Вырице под Санкт-Петербургом (архитектор М. В. Красовский, 1913 г.); Федоровская церковь в Молзино (не сохранилась, архитектор неизвестен, 1913 г.) и старообрядческая церковь во имя Св. Михаила Малеина в Тимково (архитектор И. И. Струков, 1912 г.) под Москвой, церковь Пантелеймона Целителя (не сохранилась, архитектор неизвестен, 1913 г.) в Ульяновске (Симбирск). Все деревянные церкви возведены в стилистике архитектуры Русского Севера и представляют собой либо небольшие постройки клетского типа, перекрытые двускатной кровлей, увенчанные одной главой и иногда дополненные шатровой колокольней, либо высокие шатровые храмы.
Наряду с церквями, одним из популярных юбилейных сооружений были часовни. Самый распространенный стиль для их строительства был русский, основанный на зодчестве XVII столетия (см. таблицу 1). Все приведенные в таблице постройки — это шатровые часовни с одной главой. Вместе с тем неорусский и неоклассический стили также представлены несколькими сооружениями: часовни в память 300-летия Дома Романовых (архитектор неизвестен, 1913 г.) у г. Чекалин Тульской области и в Твери (архитектор П. Ф. Богомолов, 1913 г.), а также Никольская часовня в Новосибирске (архитектор А. Д. Крячков, 1913 г., не сохранилась, воссоздана) — в неорусском; часовня в Нижних Вязовцах Зеленодольского района Татарстана (архитектор
А. В. Щусев, 1914 г.) — в неоклассицизме. Большинство часовен были выстроены из кирпича, часть — из дерева, как, например, часовня в память 300-летия Дома Романовых в Павловске (архитектор неизвестен, 1913 г.), но есть и уникальные — металлическая часовня в городе Сольцы Новгородской области (1913 г.). Она была изготовлена из листового метала, перекрыта четырехскатной кровлей с маленькой главкой.
Отдельного внимания заслуживают посвящения юбилейных храмов и часовен. Наиболее распространенными были:
1 Феодоровской иконе Божией Матери — особо почитаемой династией святыни. Именно Феодоровским образом инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова на царство в 1613 г.;
2 Казанской иконе Божьей Матери — образу, связанному с событиями Смутного времени. Он сопровождал войско Дмитрия Пожарского, многие из первых церквей, построенные при царе Михаиле Романове были посвящены именно этой святыни.
3 Свт. Николаю Чудотворцу, Свт. Алексию Митрополиту Московскому, Св. Царице Александре, Св. Михаилу Малеину — тезоименным святым Николая II, царевича Алексея, Александры Федоровны и царя Михаила Федоровича.
Среди памятных храмов и часовен встречаются Троицкие, Преображенские и Воскресенские, что также имеет свое обоснование. Троица — образ единения на Руси с давних времен. С Троицкой иконой и Троицким монастырем связано начало освобождения русских земель от иноземного ига и их объединения вокруг Москвы в государство. Преображение и Воскресение Господне — это не только одни из главных православных праздников, но и символы новой жизни, возрождения. Все это, безусловно, свидетельствует о тех надеждах общества, которые были связаны с окончательным преодолением смуты 1905-1907 гг. в Российской империи.
Ричард Вортман в своей статье «Николай II и популяризация его образа. Новые способы репрезентации» рассматривает юбилейные торжества, пришедшиеся на начало XX в. (1909 г. — 200-летие Полтавы, 1912 г. — 100-летие Бородино, 1913 г. — 300-летие Дома Романовых), как своеобразный способ популяризации Николаем II своей личности, восстановления своего авторитета после русско-японской войны и революционных событий 1905-1907 гг. Более того, он пишет, что «Николай II порвал с традиционными формами репрезентации и перенес образ императора на рыночную площадь, в потребительскую культуру...» [3, с. 82]. Но была ли у императора в этом необходимость, ведь за мятежной революционной порой начался период расцвета и благоденствия, который продолжался семь лет. Конечно, празднества носили официальный, государственных характер, должны были отмечаться во всех губерниях, организовываться местными властями, которым в свою очередь предстояло отчитываться о проведении торжеств перед Комитетом. Но многочисленные архивные документы свидетельствуют о том, что инициатива по увековечиванию памяти 300-летия Дома Романовых в постройках исходила в основном не от властей (они занимались благоустройством населенных пунктов и праздничными мероприятиями, реже — сооружением зданий), а от населения. Чаще всего инициаторами строительства выступали крестьяне, представители купечества, руководители фабрик, военные. Финансирование велось также на их личные пожертвования, безусловно, выделялись и средства из местных, и даже государственного бюджетов, но их количество было не столь велико и не покрывало всех расходов. Все это свидетельствует о том, что не Николай II занимался популяризацией своей личности, а народ желал выразить свою благодарность царю, который воспринимался как отец,
его личность все еще оставалась сакральной. Поэтому в дни торжеств каждый хотел быть причастным к юбилею.
Строительство храмов и часовен в память 300-летия Дома Романовых в годы правления Николая II стало общенародным делом, способствовало единению различных слоев общества.
В стилистике памятных культовых сооружений преобладал неорусский стиль, который, возможно, если бы не начало Первой мировой войны в 1914 г. и революция февраля 1917, мог стать новым государственным стилем.
Традиция увековечивания важных государственных юбилейных дат с помощь строительства храмов и часовен остается востребованной и в наши дни, примером этому служит храм вооруженных сил России, возведенный в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Боханов А. Н. Император Николай II. 4-е изд. М.: Русское слово, 2006. 565 с.
2 Волков А. А. Около царской семьи. М.: Част. Фирма «Анкор», 1993. 221 с.
3 Вортман Р. Николай II и популяризация его образа в 1913 году / авторизован. пер. Е. Островской и Ю. Кагарлицкого // Новое литературное обозрение. 1999. № 38. С. 78-103.
4 Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва православная. Все храмы и часовни. М.: Алгоритм, 2012. 542 с.
5 Зодчий: журнал архитектурный и художественно-технический / Санкт-Петербургское общество архитекторов. Пг.: Санкт-Петербургское о-во архитекторов, 1914. 1757 с.
6 Коковцев В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919. Париж: Иллю-стриров. Россия, 1933. Т. 2. 504 с.
7 Лиманова С. А. Столичные торжества Российской империи в царствование Николая II. М.: Кучково поле, 2017. 358 с.
8 Миловидов А. М. Виленский храм-памятник в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и в память князя К. К. Острожского: (Ко дню освящения храма 9мая 1913 г.). Вильна: Вилен. св.-дух. братство, 1913. 36 с.
9 Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М.: Центрполиграф, 2016. 381 с.
10 Танеева (Вырубова) А. А. Страницы из моей жизни. СПб.: Царское дело, 2016. 360 с.
11 Швидковский Д. О. Русская церковная архитектура накануне революции. М.: Архитектура-С, 2018. 408 с.
СПИСОК АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 13. 1911 г. Д. 93. Дело Академии художеств по проекту храма в память 300-летия царствования Дома Романовых, предположенного к сооружению в городе Санкт-Петербурге при подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии.
2 РГИА. Ф. 805. Оп. 1. Д. 2719. Дело о постройке и освящении каменного храма Спасо-Преображения в память 300-летия царствования Дома Романовых в дачной местности Тярлево-Глазово возле города Павловска.
РГИА. Ф. 1320 «Комитет для устройства празднования 300-летия Дома Романовых». Оп. 1. Д. 1-328.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 - Культовые постройки, возведенные в память 300-летия Дома Романовых Table 1 - Religious Buildings Erected in Memory of the 300th Anniversary of the House of Romanov
Название Изображение Сохранность / Принадлежность Адрес Дата постройки Архитектор Стиль
Храмы г. Санкт-Петербург и Ленинградской обл.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Приходская церковь
Ленинградская
обл., Гатчинский р-н, пос. Сусанина, 5-я линия, д. 40
1908-1913
Б. Н. Басин
Неорусский стиль
Храм Казанской иконы Божьей Матери
Приходская церковь
г. Зеленогорск
(Териоки), Приморское ш., д. 547
1910-1915
Н. Н. Никонов
Русский стиль
Церковь Архангела Михаила
Приходская церковь
Ленинградская обл., г. Ломоносов, Дворцовый просп., д. 61
1911-1914
А. К. Миняев
Русский стиль
Храм Феодоровской иконы Божией Матери
Приходская церковь
г. Санкт-Петербург, Миргородская ул., д. 1А
1911-1914
С. С.
Кричинский
Неорусский стиль
Церковь Спаса Преображения
Приходская церковь
Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Старо-сиверская, ул. Школьная
1912
А. П. Аплаксин
Неоклассицизм
Церковь Спаса Преображения
Приходская церковь
Ленинградская обл, пос. Терляево
1912-1914
А. А. Захаров, Н. Л. Раклицкий
Неорусский стиль
Церковь в честь
Казанской иконы Божьей Матери
ЙЬ*
Приходская церковь
Ленинградская
обл., Гатчинский р-н, пос. Вырица
1913
архитектор В.П. Апышков,
инженер Р.В.Красовский
Неорусский стиль
3
Церковь Святых
апостолов Петра и Павла храм
Не сохранилась
Гатчинский р-н, пос. Карташевская
1913
Неорусский
Церковь Алексия Митрополита Московского при подворье Калязинского Александро-Невского женского монастыря Тверской епархии
Не сохранилась, не была достроена до революции 1917 г.
г. Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, д. 26/21, угол ул. Пинегин
1913
Д. И. Милеев
Неорусский стиль
Храм 4-го стрелкового императорской фамилии полка в Царском Селе
Не была достроена до революции
1917 г., разобрана
Царское Село
1913-1917
Е. И. Константинович
Неорусский стиль
Церковь Алексия Митрополита Московского
Приходская церковь
Ленинградская
обл., Гатчинский р-н,
пос. Таицы, Гатчинское ш., д. 24
1915-1921
И. В.
Экскузович
Неорусский стиль
Храмы северо-западных областей России
Церковь Сошествия Святого Духа (воссоздана
в 2004 с отступлением от авторского проекта)
Приходская церковь
Новгородская обл., пос. Батецкий
1911-1913
А. П. Аплаксин
Неорусский
Церковь Александра Невского
При семинарии, действует
Новгородская обл., г. Великий Новгород,
просп. Александра Корсунова, д. 56
1916
К. К. Романов
Неорусский
Воскресенский собор
Ж
Собор Христо-рождественского монастыря в Твери, действует
г. Тверь, ул. Баррикадная, д. 1
1913-1916
М. П.
Омелюстный
Неорусский стиль
Покрова Пресвятой Богородицы
Не действует
Архангельская
обл., Холмогорский р-н, д. Ракула
1913-1915
Русский стиль
Храмы г. Москвы и Московской обл.
Церковь Воскресения Христова в Сокольниках
Приходская церковь
г. Москва, Сокольническая пл., д. 6
1909-1913
Автор проекта П. А. Толстых, при участии архитектора
Л. И. Лазовского
Неорусский
стиль
стиль
стиль
стиль
Церковь Всех Святых
Приходская церковь
Московская
обл., Чеховский р-^
с. Ивановское
1864-1869 — трапезная, 1883 — основной объем храма, освятили храм к 300-летию
Дома Романовых
Основной объем храма по проекту архитектора К. В. Гриневского
Русский стиль
Церковь Троицы Живоначальной в Наташино (Ухтомском) С приделом
Николая Чудотворца
Приходская церковь
Московская
обл., Люберецкий
р-н, г. Люберцы, ул. Урицкого, д. 1
1912-1913
М. Ф.
Бугровский
Русский стиль
Старообрядческая Церковь
Михаила Малеина в д. Тимково
Не действует, разрушена
Московская обл., Ногинский р-н, д. Тимково
1912
Гражданский инженер Н. И. Струков
Неорусский стиль
Церковь Николая Чудотворца у ст. Кашира
Изображение в настоящее время не найдено
Не сохранилась,
вероятно, не была достроена
Московская обл., Кашира
1912
Стиль не установлен
Церковь Ермогена, патриарха Всероссийского в Гермогеновой пустыни
Изображение в настоящее время не найдено
Не сохранилась
Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь (2 км от д. Алферьево)
1913
Стиль не установлен. Деревянная
Церковь Николая Чудотворца и Алексия Митрополита Московского
Приходская церковь
Московская обл., пос. Клязьма (г. Пушкино), Лермонтовская ул., д. 20
1910-е
Автор проекта С. И. Вашков, строил В. И. Мотылев
Неорусский стиль
Храм-школа
Николая Чудотворца
Домовая церковь ри школе, действует
Московская
обл., г. Павловский Посад, ул. 1-го мая
1914
Механик шелковой фабрики А. А. Шестаков
Неоклассицизм
Церковноприходская школа с храмом Феодоровской иконы Божьей Матери
Изображение в настоящее время не найдено
Московская обл., д. Молзино
1915
Стиль не установлен.
Храмы центральных областей России
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Приходская церковь
Рязанская обл., с. Пет
1912-1913
А. Г. Молокин
Неорусский стиль
Церковь Казанской иконы Божьей Матери
Приходская церковь
Самарская обл.,
Кинельский р-н, с. Красно-самарское, ул. Советская, д. 2.
1908-1916
Неоклассицизм
Крестовоздви-женский собор
Собор Верхотурского монастыря, действует
Свердловская
обл., г. Верхотурье, ул. Воинская
1905-1913
А. В. Турчевич
Неовизантийский стиль
Собор Николая Чудотворца
Собор Валуйского Успенского монастыря, действует
Белгородская обл., Валуйский р-н, г. Валуйки
1906-1913
Неовизантийский стиль
Собор Софии Премудрости Божией (Собор
Троицы Живоначальной бывшего Троицкого Монастыря)
Монастырский собор, действует
Респ. Татарстан, г. Лаише-во, ул. Чернышевского, д. 24.
1901-1912
Ф. Н.
Малиновский
Неовизантий-
ский стиль
Троицкая старообрядческая церковь
Не действует, музей
г. Владимир, ул. Дворянская, д. 2
1913-1916
С. М. Жаров
Неорусский стиль
Собор Троицы
Восстанавливается
Владимирская обл., г. Юрьев Польской
1913
Русский стиль
Церковь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского в Ельце
Сохранилась, действует
Липецкая обл.,
г. Елец, ул. Советская, д. 20
1913-1915
Неовизантийский стиль
Церковь Николая Чудотворца в д. Курилово построена на средства купца С. Н. Сорокина
т
Приходской храм
Ярославская
обл., д. Курилово
1913
Неорусский стиль
Церковь Феодоровской иконы Божьей Матери, (утрачена в 1963)
Не сохранился
г. Киров (Вятка), Наб. Грина, д. 7
1915-1918
И. А. Чарушин
Неорусский стиль
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери
Приходской храм
Респ. Крым, г. Бахчисарай, ул. Македонского, д. 2
1913
Русский стиль
Церковь Иоанна Златоуста
Не действует
Пермский край, Кунгурский р-н, г. Кунгур, д. Шубино
1910
Русский стиль
Церковь Пантелеймона Целителя в г.Ульяновске (Симбирске)
Изображение в настоящее время не найдено
Не сохранилась
г. Ульяновск, ул. Пушкинская
1913-1914
Стиль не установлен. Деревянная
Константино-Михайловская Романовская церковь
Приходская церковь
Литовская Респ., г. Вильнюс, Jono BasanaviCiaus, g. 27
1911-1913
Инженер П. И. Соколов
Неорусский стиль
Полковая церковь в Вильман-
странде (Лаппеенранте)
Передана лютеранской церкви
Финляндия, г. Вильман-странда (Лаппеенранта)
1912-1914
Г. А. Косяков
Неорусский стиль
Церковь Св.
Николая Чудотворца (Брянская Николаевская церковь)
Дом органной и камерной музыки
Украина г. Днепропетровск, просп. Калинина, д. 66
1913-1915
Епархиальный архитектор Полтавской губернии Г. Туровец.
Интерьер- архитектор Е. Константинович
Необарокко
Церковь Симеона Столпника
Приходская церковь
Респ. Беларусь, Брестская обл.,
Каменецкий р-н, г. Каменец, ул. Гоголя, д. 1
1914
Русский стиль
Часовни
Часовня в память 300-летия Дома
Романовых Посвящение не установлено
Не сохранилась
Ленинградская обл., г. Павловск
1913
Неорусский стиль
Часовня в память 300-летия Дома Романовых в Новоспасском
монастыре Посвящение не установлено
Действующая
г. Москва, тер. Новоспасского монастыря
1913
Русский стиль
Часовня в память 300-летия Дома Романовых в Твери Посвящение не установлено
Действующая
г. Тверь, просп. Чайковского
1913
Инженер-строитель П. Ф. Богомолов
Неорусский
Часовня Владимира Равноапостольного
Утрачена. Восстановлена по проекту арх. А. Мелентьева
г Самара, ул. Максима Горького
1913
А. А. Щербачев
Русский стиль
стиль
Часовня Владимирской иконы Божьей Матери
Действующая
Московская
обл., Люберецкий р-н, пос. Томилино
1913
М. Андреев
Русский стиль
Часовня Николая и Александры
Разрушена
Владимирская
обл., Петушинский р-н, д. Старое Перепечино, ул. Советская, д. 3
1913
Русский стиль
Часовня Николая Чудотворца
Была утрачена в 1929 г., воссоздана
г. Новосибирск (Ново-Николаевск) Николаевский просп.
1914
Архитектор проекта — А. Д. Крячков,
инженер Ф. Ф. Рамман
Неорусский
Часовня Феодоровской иконы Божьей Матери
Была утрачена в 1928 г.
Респ. Крым. г. Севастополь, пл. Ластовая
1912-1914
П. Ф. Абрамов
Русский стиль
Часовня Свт.
Николая Чудотворца
А
Снесена в 1926 г.
г. Пермь, на пересечении ул. Покровской
и Биармской, (сейчас Ленина и Плеханова)
1913
Русский стиль
Часовня в память 300-летия Дома
Романовых Посвящение не установлено
Разобрана в 1920-е гг.
г. Сольцы Новгородская обл.
1913
Часовня в память 300-летия Дома
Романовых Посвящение не установлено
|||£
Не сохранилась
Липецкая обл. (ранее Тамбовская губ.), с. Романово
1913
Неорусский
стиль, деревянная
Часовня в честь 300-летия Дома
Романовых Посвящение не установлено
Действующая
Респ. Татарстан, Зеленодольский р-н, пгт. Нижние Вязовые, ул. Колхозная
1913
А. В. Щусев
Неоклассицизм
Часовня в память 300-летия Дома Романовых (Солдатская моленная). Посвящение не установлено
Не действует. На реставрации
Тульская обл., Суворовский район, г. Чекалин
1913
Неорусский стиль
Часовня Иоанна Предтечи
Действующая
Костромская
обл., Сусанинский
р-н ур.
Деревеньки
1913
Русский стиль
Часовня иконы Божьей Матери Всецарица
Домовая часовня при онкологическом диспансере
г. Кострома
1911-1913
В. М. Лопатин (?)
Неорусский стиль
Часовня Федоровской иконы Божьей Матери
Часовня построена при церкви Святого Александра Невского, действует
Грузия, г. Тбилиси
1913
Неорусский стиль
***
© 2022. Alevtina I. Tomilova
Moscow, Russia
PERPETUATION OF HISTORICAL DATES UNDER NICHOLAS II IN RELIGIOUS BUILDINGS (IN THE CONTEXT OF THE 300th ANNIVERSARY OF THE HOUSE OF ROMANOV)
Abstract: The paper addresses religious buildings erected in memory of the 300th anniversary of the House of Romanov. The tradition of erecting temples-monuments has deep roots in Russia. Memorial churches and chapels were erected in honor of military victories and important historical events. In memory of the 300th anniversary of the House of Romanov, a large number of both civil and religious buildings were built on the territory of the Russian Empire. Many of them were created in the neorussian style, and are of particular importance for the development of Russian architecture today. Today, there is a great public interest in the personality of Nicholas II, in the House of Romanov, in the historical events of the early 20 century and in the art and architecture of the 1910s. Unfortunately, many of the architectural monuments of this period are still poorly studied. This also applies to the religious buildings erected for the 300th anniversary of the House of Romanov, only a small part of which is introduced into scientific circulation. During the study the author drew upon archival and bibliographic sources on the chosen topic and used the methods of stylistic and iconographic analysis of the features of the architecture of memorial churches and chapels, and the comparative
method. Results obtained allowed providing a list of religious buildings in memory of the 300th anniversary of the House of Romanov, which includes 42 churches and 16 chapels.
Keywords: Temples-monuments, Chapels, Nicholas II, Russian Empire, 300th Anniversary of the House of Romanov, Cult Architecture, Neo Russian Style, Polystylism.
Information about the author: Alevtina I. Tomilova — Teacher of the Department
of Protection and Restoration of Cultural Heritage of the Faculty of Architecture, Ilya
Glazunov Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture, Myasnitskaya St.,
21, 101000 Moscow, Russia.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1167-0785
E-mail: [email protected]
Received: July 20, 2021
Approved after reviewing: December 15, 2021
Date of publication: September 28, 2022
For citation: Tomilova A. I. Perpetuation of Historical Dates under Nicholas II in Religious Buildings (in the Context of the 300th Anniversary of the House of Romanov). Vestnik slavianskikh kul'tur, 2022, vol. 65, pp. 297-314. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-297-314
REFERENCES
1 Bokhanov A. N. Imperator Nikolai II [The Emperor Nicholas II]. 4nd ed. Moscow, Russkoe slovo Publ., 2006. 565 p. (In Russian)
2 Volkov A. A. Okolo tsarskoi sem'i [Close to the Royal Family]. Moscow, Chastnaia Firma "Ankor" Publ., 1993. 221 p. (In Russian)
3 Vortman R. Nikolai II i populiarizatsiia ego obraza v 1913 godu [Nicholas II and Popularization of his Image, 1913], authorized trans. by E. Ostrovskoi and Iu. Kagarlitskogo. Novoe literaturnoe obozrenie, 1999, no 38, pp. 78-103. (In Russian)
4 Vostryshev M. I., Shokarev S. Iu. Moskva pravoslavnaia. Vse khramy i chasovni [Moscow Orthodox. All Temples and Chapels]. Moscow, Algoritm Publ., 2012. 542 p. (In Russian)
5 Zodchii: zhurnal arkhitekturnyi i khudozhestvenno-tekhnicheskii [Architect: Architectural and Artistic-Technical Journal]. Petrograd, Sankt-Peterburgskoe obshchestvo arkhitektorov Publ., 1914. 1757 p. (In Russian)
6 Kokovtsev V. N. Iz moego proshlogo. Vospominaniia 1903-1919 [From my Past. Memoirs of 1903-1919]. Parizh, Illiustrirovannaia Rossiia Publ., 1933. Vol. 2. 504 p. (In Russian)
7 Limanova S. A. Stolichnye torzhestva Rossiiskoi imperii v tsarstvovanie Nikolaia II [Capital Celebrations of the Russian Empire in the Reign of Nicholas II]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2017. 358 p. (In Russian)
8 Milovidov A. M. Vilenskii khram-pamiatnikv oznamenovanie 300-letiia tsarstvovaniia doma Romanovykh i v pamiat' kniazia K. K. Ostrozhskogo: (Ko dniu osviashcheniia khrama 9maia 1913 g.) [Vilensky Memorial Church in Commemoration of the 300th Anniversary of the Reign of the House of Romanov and in Memory of Prince K. K. Ostrogsky: (On the Day of the Consecration of the Temple on May 9, 1913)]. Vil'na, Vilenskoe sviato-dukhovskoe bratstvo Publ., 1913. 36 p. (In Russian)
9 Ol'denburg S. S. Tsarstvovanie imperatora Nikolaia II [The Reign of Emperor Nicholas II]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2016. 381 p. (In Russian)
10 Taneeva (Vyrubova) A. A. Stranitsy iz moei zhizni [Pages of my Life]. St. Petersburg, Tsarskoe delo Publ., 2016. 360 p. (In Russian)
11 Shvidkovskii D. O. Russkaia tserkovnaia arkhitektura nakanune revoliutsii [Russian Church Architecture on the Eve of the Revolution]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2018. 408 p. (In Russian)
LIST OF ARCHIVAL SOURCES
1 Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive (RSHA)]. F. 789. Op. 13. 1911 g. D. 93. Delo Akademii khudozhestv po proektu khrama v pamiat' 300-letiia tsarstvovaniia Doma Romanovykh, predpolozhennogo k sooruzheniiu v gorode Sankt-Peterburge pri podvor'e Feodorovskogo Gorodetskogo monastyria Nizhegorodskoi eparkhii [Business Academy of Arts in the Church in Memory of the 300th Anniversary of Reign of the Romanov Dynasty, is Expected to Construction in Saint-Petersburg Metochion of the Monastery of St. Theodore of Gorodets Nizhny Novgorod Diocese].
2 RGIA [RSHA]. F. 805. Op. 1. D. 2719. Delo o postroike i osviashchenii kamennogo khrama Spaso-Preobrazheniia v pamiat' 300-letiia tsarstvovaniia Doma Romanovykh v dachnoi mestnosti Tiarlevo-Glazovo vozle goroda Pavlovska [The Case of the Construction and Consecration of a Stone Church of the Savior-Transfiguration in Memory of the 300th Anniversary of reign of the Romanov Dynasty in Suburban Areas Tyarlevo-Glazovo Near the City of Pavlovsk].
3 RGIA [RSHA]. F. 1320 "Komitet dlia ustroistva prazdnovaniia 300-letiia Doma Romanovykh" ["Committee for the Organization of the Celebration of the 300th Anniversary of the House of Romanov"]. Op. 1. D. 1-328.