RAR УДК 703 ББК 85.1
10.34685/HI.2021.32.1.005
К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМОВ В РЕЗИДЕНЦИЯХ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО НИКОЛАЯ II
Томилова Алевтина Игоревна,
преподаватель, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Мясницкая ул., 21, Москва, Россия;
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются храмовые постройки, возведенные на территориях имений императора Николая II в начале XX века: Федоровский государев собор в Царском Селе под Санкт-Петербургом, церкви Свт. Алексия, Митрополита Московского, в г. Скерневице и в Мургабском государевом имении, храм Свт. Николая Чудотворца в Массандре. В ходе исследования были проанализированы библиографические и архивные документы, которые позволили выявить общие стилистические черты перечисленных культовых построек. Все они были возведены в неорусском стиле.
Ключевые слова
Неорусский стиль, церковная архитектура, храм, Николай II, государево имение, Царское Село, Массандра.
Император Всероссийский Николай II получил прекрасное воспитание и образование, был верующим человеком, так как вырос в атмосфере глубокой религиозности, которая царила в семье его родителей. Современники отмечали: «Благочестие было привито ему с детства, и оно не покидало его до последних минут жизни...»1.
Сохранившиеся фотографии интерьеров Александровского дворца, сделанные сразу после революции 1917 года, являются ценными свидетелями прошлого и наглядно передают
1 Из воспоминаний Протопр. Георгия Шавельского. Цитируется по книге: Русская церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви XX века в свидетельствах современников. Т.1. 1900-1917. Конец синодального периода. Книга 2. Москва. 2014.С. 412.
атмосферу и быт, царивший в семье последнего императора. На них можно видеть простую, даже аскетичную, обстановку личных покоев Николая II, Александры Федоровны и их детей. Стены всех помещений до потолка покрыты складнями, распятиями, иконами, в том числе и бумажными, подаренными царю крестьянами. Точно так же выглядели комнаты их крымской резиденции - Ливадийского дворца: «Спальня царская и детей обвешаны десятками картин религиозного содержаниями всюду божницы, божницы с десятками икон в спальнях, в ванных...Вы живо чувствуете прошлое и предстоящее России будущее, если бы не началась война и революция.»2.
2 Цитируется по изданию: Капков К. Г. Духовный мир Императора Николая II и его Семьи. Ливадия. М., 2017. С. 26.
Религиозное мировоззрение царя находило воплощение и в его делах. При Николае II было канонизировано 83 святых3 (гораздо больше, чем за время правления других императоров из династии Романовых, начиная с Петра I и заканчивая Александром III).
Для усиления роли Церкви в обществе при Николае II разворачивается обширное «храмоздательство». В 1904 году на территории Российской Империи насчитывалось 50 355 церквей и 19 890 часовен4, в 1914 - 54 229 и 23 593 соответственно5. То есть за десять лет в государстве было возведено 3874 храма и 3703 часовни.
В период царствования Николая II новые часовни и храмы строятся не только в регионах, где православие было господствующей религией, но и там, где большинство местных жителей принадлежали к другим конфессиям, например, на территории Прибалтики, Польши, Кавказа.
Создаются новые церкви и при государевых резиденциях. Их возведение курировалось самим императором и его супругой Александрой Федоровной. Они должны были стать не просто домовыми храмами царской семьи, но и окормлять служащих в имениях с их семьями, воинство и местных жителей.
Всего за период с 1909 по 1917 год было построено четыре храма:
- Федоровский государев собор в Царском Селе под Санкт-Петербургом (архитектор В.А. Покровский, при участии В.М. Максимова, 1909-1912 гг.);
3 Святитель Феодосий Черниговский — 1896; Свящ.муч. пресвитер Исидор и с ним 72 мученика от латинян убиенных— 1897; Преп. Серафим Саровский — 1903; Св. прав. Иоанн Кронштадтский — 1909; Свят. Благ. Великая Княгиня Анна Кашинская (повторная канонизация, т. е. восстановление церковного почитания) — 1909; Преп. Ефро-синия Полоцкая — 1910; Преп. Евфросин Синозерский Новгородский— 1912; Святитель Иоасаф, епископ Белгородский — 1911; Свящ.муч. Ермоген, патриарх Московский и всея России Чудотворец — 1913; Святитель Питирим, епископ Тамбовский — 1914; Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский -1916.
4 Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903-1904 годы. Петроград: Синодальная тип., 18861916. С. 19.
5 Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914годы. Петроград: Синодальная тип., 1886-1916. С. 11.
- церковь Свт. Алексия, Митрополита Московского, в г. Скерневице (Художник Н.К. Рерих, архитектор Андросов, 1909 г.);
- храм Свт. Алексия, Митрополита Московского, в Мургабском государевом имении (А.Г. Джорогов, 1912 г.);
- храм Свт. Николая Чудотворца в Массандре (В.М. Максимов, 1914 г.).
Основная и общая особенность всех этих построек заключается в том, что они были возведены в неорусском стиле, который являлся логическим продолжением поисков национального стиля в архитектуре XIX века.
Первым из государевых храмов был построен Федоровский государев собор в Царском Селе. С 1905 года Царское Село становится официальной императорской резиденцией. Государь с семьей переезжает в Александровский дворец. Для духовного окормления офицеров и солдат Собственных Его Величества конвоя и Сводного пехотного полка, расквартированных в городе для охраны императорской четы, недалеко от Александровского парка было решено построить собор. Строительство велось с 1909 по 1912 год. С 1914 он получил статус Государева. Храм заложили по проекту А.Н. Померанцева, он должен был стать грандиозным по масштабу сооружением, представляющим из себя синтез Успенского собора Московского Кремля (в нижней части) и построек в стиле украинского барокко (в венчающей части). Но через некоторое время заказ, благодаря капитану Д.Н. Ломану, перешел В.А. Покровскому, успевшему проявить себя как талантливый архитектор, построивший церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке под Киевом (1903-1907 гг.) и Святых Апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (1903-1907 гг.). Смена зодчего была связана с поездкой капитана Д.Н. Ломана в Москву и его знакомством с Марфо-Мариинской обителью, которая в то время возводилась на Большой Ордынке для Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны по проекту А.В. Щусева. Новое прочтение древнерусских форм, простота объемно-пространственной композиции, но, в то же время, внимание к деталям, живописность постройки — произвело на капитана огромное впечатление, но всего этого не было в работе А.Н. Померанцева. Новый проект Федоровского собора для Царского Села утвердили в августе 1910 года, В.А. Покровский взял за основу Благовещенский
собор Московского Кремля - домовую церковь русских князей и царей. Но при этом царскосельский храм имеет ряд черт, характерных для региональных архитектурных школ, а также параллели с наиболее значимыми постройками Древней Руси. (Илл. 1.)
Илл. 1. В.А. Покровский. Проект Фёдоровского собора в Царском Селе. Западный фасад. Источник изображения: Ежегодник общества архитекторов-художников. 1910, В. 5.
Романовых), и двуглавым орлом на шпиле. Прообразом его послужило крыльцо Троицкого собора Ипатьевского монастыря, в котором в 1613 году был совершен обряд избрания на царство Михаила Романова. Южное крыльцо предназначалось для офицеров, северное - для жителей, которые могли посещать службу только по пригласительным билетам. (Илл. 2.).
Илл. 2. Фёдоровский собор в Царском Селе. Архитектор В.А. Покровский. Южный фасад. Фотография Томиловой А.И., 2018 г.
Федоровский собор, расположенный рядом с Александровским дворцом, строился как придворный (так же как и его прототип), он имеет живописный силуэт и сложную объемно-пространственную композицию. Основной объем храма - четверик, каждая стена которого расчленена лопатками на прясла и завершена семью кокошниками. Собор имеет одну главу, три апсиды, перекрытые коническими кровлями. Его стены и барабан украшают аркатурные пояса. Оконные проемы разновелики. Окна галерей оформлены наличниками с колонками и кокошниками. В храм ведут несколько входов. Над западным крыльцом - трехпролетная звонница - обращение к псковской архитектуре. Над главным входом мозаичное панно - Богоматерь Федоровская с предстоящими святыми, выполненная в мастерской В. А. Фролова по эскизам Н.С. Емельянова. Царский вход решен в виде шатрового крыльца с изображением грифонов на столбах (геральдическими символами династии
Вход для духовенства был через маленькую дверь на северо-востоке. Центральный престол верхнего храма был освящен во имя Федоровской иконы Божьей Матери - особо почитаемой святыни дома Романовых, а южный придел - в честь Свт. Алексия, Митрополита Московского, тезоименного святого царевича Алексея. Пятирядный тябловый иконостас изготовили в мастерской Н.С.Емельянова, утварь — на фирме И.П. Хлебникова. Подземный храм был устроен по проекту молодого архитектора В.Н.Максимова при участии князя А.А.Ширинского-Шихматова и посвящен Св. Серафиму Саровскому, канонизированному при личном участии Николая II. Его стены были обтянуты тканью с набивным рисунком, а потолок украшала орнаментальная роспись, которая была выполнена братьями Г.П. и Н.П. Пашковыми при участии В.М.Васнецова. Внутреннее убранство дополняли невысокая алтарная преграда, иконы в многочисленных нишах, украшенные пеленами, паникадила и лампады. Все это создавало особую
умиротворяющую атмосферу. К южной части пещерной церкви примыкала царская комната. В ней было устроено две двери: одна из них вела в коридор, соединявший нижний храм и алтарь верхнего (в этом коридоре находилась молельная императрицы Александры Федоровны), вторая -выход из пещерного храма.
Параллельно со строительством Федоровского собора в Царском Селе шло возведение церкви Свт. Алексия Митрополита Московского в Скер-невице. Еще в первой половине XIX века в Скерне-вице была устроена загородная резиденция наместника Царства Польского - великого князя Константина Павловича Романова, а с середины 1870-х годов это удельное имение становится местом отдыха русских императоров. Идея создания на территории государева имения в Польше православного храма родилась в 1902 году. Именно тогда Николай II пожаловал участок для его строительства. Управляющий княжеством Ловичским генерал-майор Александр Георгиевич Иванов предполагал, что в качестве образца для новой постройки будет взят храм Св. Марии Магдалины в Дармштадте6. Это небольшая церковная постройка в русском стиле, возведенная по проекту архитектора Л.Н. Бенуа на родине императрицы Александры Федоровны в 1897-1903 гг. Была составлена смета, стоимость строительства оказалась слишком высокой. Решающим обстоятельством отказа от проекта Л.Н. Бенуа стало то, что церковь в г. Скерневице должна была быть приходской, то есть достаточно вместительной, и камерный, семейный храм в Дармштадте не подходил в качестве образца. Для того чтобы сократить расходы на строительство было принято решение составить три новых проекта: 1 - каменный храм в 50000 руб. архитектора П.А. Феддерса; 2 - каменный храм в 40000 руб. архитектора В.М. Андросова; 3 - деревянная церковь-школа в 20000 руб. гражданского инженера Валевского. Эти проекты были направлены на рассмотрение лично императрице Александре Федоровне, которая, в свою очередь, все три варианта отвергла. Она направила в комитет по строительству церкви эскиз, составленный художником Н.К. Рерихом. На нем изображен одноглавый храм в стилистике церквей северо-запада XII-XV вв. Он, как и его прототипы, кажется рукотворным из-за живописности
и «неровности» стен. К западному фасаду четверика пристроен притвор с двухпролетной звонницей, характерной для псковской архитектурной школы. Лаконичный образ храма, придуманный Н.К. Рерихом, дополняют большие майоликовые панно, закладные кресты, ниши с иконами, декоративные пояса «поребрик-бегунок-поребрик», небольшие контрфорсы. Стоит отметить, что в 1900-1910-е годы Н.К. Рерих был широко известным художником, благодаря своим картинам на исторические сюжеты - «Гонец» (1897), «Заморские гости» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. Он вел также активную общественную просветительскую деятельность, в первую очередь, направленную на сохранение, изучение, популяризацию отечественного культурного наследия; художник был известен и своими монументальными работами, выполненными для оформления интерьеров и фасадов ряда храмов в неорусском стиле.
Царская семья, внимательно следившая за культурной жизнью Империи и всем сердцем болевшая за сохранение и возрождение национальных традиций в искусстве, была знакома с творчеством Н.К. Рериха и его взглядами, которые ей импонировали. И, вероятно, императрица лично обратилась к художнику с просьбой выполнить эскиз для церкви в Скерневице. (Илл. 3.)
6 РГИА Ф. 525. Оп.1 Вн. Оп. 205/2693. Д. 31 «О сооружении в городе Скерневицах православного храма». Л. 1.
Илл. 3. Н.К. Рерих. Эскиз храма Свт. Алексия, Митрополита Московского, в г. Скерневице, 1910 г. Источник изображения: РГИА Ф. 525. Оп.1 Вн. Оп. 205/2693. Д. 31 «О сооружении в городе Скерневицах православного храма».
Архитектору В.М. Андросову было поручено реализовать замысел Н.К.Рериха.
По желанию императрицы, храм на территории государева имения в г. Скерневице был заложен в память коронования Их Величеств и в честь Свт. Алексия, Митрополита Московского, - тезоименного святого царевича Алексея, 5 октября 1910 года7. Храм строился на средства, выделенные Святейшим Синодом, и на личные пожертвования императорской четы. (Илл. 4.).
Илл. 4. Храм Свт. Алексия, Митрополита Московского, в г. Скерневице, 1914 г. Открытка начала XX в.
Сопоставляя эскиз Н. К. Рериха и фотографию возведенного Андросовым храма от 1914 года, можно сказать, что эстетика, найденная художником в таких постройках, как: церковь Василия на Горке, церковь Воскресения Христова со Стадища в Запсковье в Пскове, церковь Спаса на Нередице у Новгорода Великого, воплощенная в первоначальном рисунке, в ходе строительства была утрачена, и постройка получилась по-академически сухой и сдержанной.
6 августа 1912 года на территории Мургаб-ского имения (сейчас Туркменистан) был заложен еще один государев храм - церковь во имя Свт. Алексия, Митрополита Московского. Согласно архивным документам, изначально церковь «для удовлетворений религиозных по-
требностей служащих»8 имения была устроена в школе. Но в праздничные дни она не вмещала всех желающих, поэтому нужно было возвести новый, более просторный храм. Был объявлен архитектурный конкурс, результаты которого были опубликованы в журнале «Зодчий» за 1912 год. На конкурс было представлено 26 проектов9. Первое место заняла работа под названием «Звезда в круге» студента Института гражданских инженеров А.Г. Джорогова, он и был принят к реализации с некоторыми доработками. «Проект дает вполне характерный тип русского храма, подчеркивая, вместе с тем, некоторую царственностью архитектуры, его местонахождение в Государевом имении. Для наружной отделки автор не придерживался предложенного местного кирпича, а намечает штукатурку и тесаный камень. Следует отметить, что если тесаный камень по местным условиям окажется сильно повышающим стоимость сооружения, то украшения можно было бы заменить майоликовыми или, в крайнем случае, цементными. Входы в храм несколько тесны и по очертанию затрудняют открытие дверей, что требует переработки. Солея мала, и клиросы в плане не показаны, но могут быть удобно расположены, так как площадь храма, не считая площади хор, несколько выше требуемой. Две лестницы на хоры не являются необходимыми и составляют одну из причин, увеличивающих площадь и объем здания»10. Второе и третье места заняли проекты гражданского инженера Л.А. Ильина «Государево» и архитектора-художника Е.О. Константиновича «Златоверхий» соответственно. (Илл. 5.).
Проект, отправленный на конкурс А.Г. Джо-роговым и опубликованный в журнале «Зодчий», представляет собой синтез мотивов различных архитектурных школ Древней Руси. В верхней части четверика с одной мощной главой угадывается образ церкви Святого Георгия в Юрьеве Польском, килевидный портал главного входа и нарядные наличники - влия-
РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 124. «Книга высочайших повелений». С. 245.
8
7 РГИА Ф. 525. Оп.1 Вн. Оп. 205/2693. Д. 31 «О сооруже-
нии в городе Скерневицах православного храма». Л. 51.
9 Зодчий. 1912, №8. С. 65.
10 Там же.
Илл. 5. А.Г. Джорогов. Проект храма Свт. Алексия, Митрополита Московского в Мургабском имении. Источник изображения: Журнал «Зодчий», 1912. № 8. Табл. VII.
ние средневекового московского зодчества, арка входа с двухпролетной звонницей, ведущая на территорию, отсылает к наследию Пскова. Но в результате реализации первоначальный проект А.Г. Джорогова был упрошен, было решено отказаться от белокаменной резьбы, украшающей фасады, и возведенный храм получил лапидарные черты новгородских культовых построек.
К государевым соборам, созданным также в конце 1900-х-1910-х можно отнести церковь Свт. Николая Чудотворца в Массандре. Она была построена при санатории военно-морского ведомства для больных туберкулезом нижних чинов и офицеров Российской Империи флота. Санаторий, основанный в 1912 году на землях, выделенных царем из своего имения, носил имя Александры Федоровны, а его лечебные корпуса - Великих Княжон и Наследника Престола.
В 1914 году при санатории по проекту архитектора В.Н. Максимова был заложен храм, освященный во имя Свт. Николая Чудотворца. В.Н. Максимов - молодой архитектор, выпускник Высшего художественного училища при Академии художеств. Вначале своего творческого пути он служил помощником у А.В. Щусева и В.А. Покровского. Расцвет его творчества пришелся на последние предреволюционные годы, но его проекты, созданные для Царского Села, в числе которых ансамбль казарм Собственного Е.И. В. Железнодорожного полка (1915-1916 гг.), гостиничный комплекс (1916 г.) так и не были
реализованы. Храм, созданный В.Н. Максимовым в Массандре, удачно расположен на бровке холма, над морем, и выделяется ярким белым пятном на фоне густой зелени парка. Для него была устроена специальная белокаменная площадка, окруженная невысокой стеной. К храму ведет широкая лестница. Он воспроизводит тип новгородского посадского храма XIV столетия с восьмискатным покрытием, одной апсидой и главой. Главным украшением данной постройки является портал входа. Его поле украшено белокаменной резьбой в виде виноградной лозы. Над входом, в нише, обрамленной ажурными колонками, икона. Внутреннее убранство для храма Свт. Николая Чудотворца также подбиралось очень тщательно при личном участии императрицы и было выполнено в стилистике допетровских храмов. Руководил работами по оформлению интерьера Никольской церкви Ф.Я. Мишуков. Его ювелирная мастерская изготавливала церковную утварь и иконы, он неоднократно приглашался для изготовления предметов культового убранства царской четой и сестрой императрицы - Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сотрудничал с А.В. Щусевым и М.В. Нестеровым, изготавливал посуду к 300-летию Дома Романовых11. (Илл. 6.).
Илл. 6. В.М. Максимов. Проект храм Свт. Николая Чудотворца в Массандре. Вид с северо-востока. Источник изображения: Крашенинников А.Ф. В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля. М.: Совпадение. 2006.
11
Зиновьева М.М., Федунов С.Н. Мастерские художе-
ственного металла Строгановского училища и ювелирная промышленность России. // Декоративное ис-
кусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019 г., №-3-1. С 349.
Рядом с храмом Свт. Николая Чудотворца, со стороны северного фасада устроена небольшая отдельно стоящая однопролетная звонница. А.Ф. Крашенинников считал, что прототипом для данного проекта Максимову послужила церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гдове, которую архитектор незадолго до начала проектирования изучал и обмерял12. Вместе с тем, Никольский храм в Массандре имеет схожие черты с церковью Св. Ольги в Выбутах, безусловно, также знакомой зодчему.
Все перечисленные храмы имеют черты памятников архитектуры древних русских городов - Пскова и Новгорода.
Таким образом, неорусский стиль, а именно его вариант, основанный на традициях архитектуры северо-западной Руси, становится в 1910-е годы все более популярным. Круг его заказчиков расширяется. Теперь это не только представители купечества и старообрядцы, но и высшие круги власти. Постепенно он вытесняет вычурный русский стиль, оперировавший мотивами зодчества XVII столетия. Его востребованность объясняется, в первую очередь, тем, что в рассматриваемый период времени памятники Новгорода, Пскова и Русского Севера заново открывались общественностью, изучались и вовлекались в научный оборот.
Безусловно, заказчиков и зодчих в новго-родско-псковском варианте неорусского стиля привлекало и то, что при простоте и демократичности форм, невысокой стоимости строительства, можно было создавать эффектные архитектурные образы.
Возможно, у неорусского стиля были все шансы стать новым государственным стилем империи, что объясняется и особым интересом царственных заказчиков к этому направлению в архитектуре, если бы не революционные события 1917 года.
И в наши дни он продолжает пользоваться популярностью у исследователей архитектуры, а художественные приемы, найденные зодчими в начале XX столетия, остаются востребованными и в современном культовом строительстве.
Список источников и литературы
1. РГИА Ф. 525. Оп.1 Вн. Оп. 205/2693. Д. 31 «О сооружении в городе Скерневицах православного храма». Л. 1, 51.
2. РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 124. «Книга высочайших повелений» С. 245.
3. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903-1904 годы. - Петроград : Синодальная тип., 1886-1916. С. 11, 19.
4. Зиновьева М.М., Федунов С.Н. Мастерские художественного металла Строгановского училища и ювелирная промышленность России.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019 г., №-3-1. С 349.
5. Зодчий. 1912, № 8. С. 65.
6. Капков К. Г. Духовный мир Императора Николая II и его Семьи. Ливадия. М., 2017. С. 26.
7. Крашенинников А.Ф. В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля. М.: Совпадение, 2006. С. 40.
8. Русская церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви XX века в свидетельствах современников. Т.1. 1900-1917. Конец синодального периода. Книга 2. Москва, 2014. С. 412.
12 А.Ф. Крашенинников. В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля. М.: Совпадение. 2006. С. 40.
TO THE HISTORY OF CONSTRUCTION OF CHURCHS IN THE RESIDENCES OF NICHOLAS II
Tomilova Alevtina Igorevna,
lecturer at the Russian Academy painting, sculpture and architecture Ilya Glazunov, e-mail: [email protected]
Abstract
The article examines the temple buildings erected on the territories of the estates of Nicholas II at the beginning of the 20th century: the Fedorovsky Sovereign Cathedral in Tsarskoe Selo near St. Petersburg, the Church of St. Alexy, Metropolitan of Moscow, in the town of Skernevitsa and in the Murghab sovereign estate, the temple of St. Nicholas the Wonderworker in Massandra. During the research, bibliographic and archival documents were analyzed, which made it possible to identify common stylistic features of the listed religious buildings. All of them were built in the neorussian style.
Keywords
Neorussian style, church architecture, temple, Nicholas II, sovereign estate, Tsarskoe Selo, Massandra.