Научная статья на тему '«Утро жизни»: образ советской повседневности 1920-х годов в фотоочерках «Огонька»'

«Утро жизни»: образ советской повседневности 1920-х годов в фотоочерках «Огонька» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
743
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ЖУРНАЛ "ОГОНЕК" / ФОТООЧЕРК / ФОТОРЕПОРТАЖ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛАСТИ / EVERYDAY LIFE / THE "OGONEK" MAGAZINE / PHOTO REPORT / SOVIET POWER / IDEOLOGY / REPRESENTATION OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Танцевова Анастасия Владимировна

В статье анализируется журнал «Огонек», на примере фотоочерков которого рассмотрен образ советской повседневности 1920-х гг. Формирование новой социальной структуры, нового быта, новой идентичности людей нашло выражение в конкретных практиках повседневности, таких как антирелигиозная пропаганда, проведение новых праздников, организация новых форм быта и т. д. Посредством периодики власть внедряла в сознание читателей новые идеалы, положительные представления о происходящих переменах. Фотоочерки на страницах «Огонька» создавали позитивный образ действительности, отражали представление власти о том, какой эта действительность должна быть. Изменения, происходившие в 1920-е гг., еще не стали повсеместным явлением, но в периодической печати они тиражировались как массовые явления, происходившие в масштабах всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE MORNING OF THE LIFE»: THE IMAGES OF THE SOVIET EVERYDAY LIFE IN 1920-s IN THE PHOTO REPORTS IN THE «OGONEK» MAGAZINE

The article analyses the images of the soviet everyday life in 1920-s by the example of the photo reports in the «Ogonek» magazine. The development of the new social structure and new identity of the people were reflected in new everyday practices such as anti-religious propaganda, introduction of new festivals and celebrations as well as new types of everyday life. Through the press channels the government introduced to the readers' minds new ideals and positive images of current changes. Photo reports in the «Ogonek» magazine created a positive image of reality. They reflected the ideas of the authorities about what the reality should be like. The changes that were undergoing in 1920-s were not widespread by that time. However, the press presented them as mass phenomena which took place nationwide.

Текст научной работы на тему ««Утро жизни»: образ советской повседневности 1920-х годов в фотоочерках «Огонька»»

УДК 070.3

А. В. Танцевова

<УТРО ЖИЗНИ»: ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 1920-х ГОДОВ В ФОТООЧЕРКАХ «ОГОНЬКА»

В статье анализируется журнал «Огонек», на примере фотоочерков которого рассмотрен образ советской повседневности 1920-х гг. Формирование новой социальной структуры, нового быта, новой идентичности людей нашло выражение в конкретных практиках повседневности, таких как антирелигиозная пропаганда, проведение новых праздников, организация новых форм быта и т. д. Посредством периодики власть внедряла в сознание читателей новые идеалы, положительные представления о происходящих переменах. Фотоочерки на страницах «Огонька»

A. V. Tantsevova

создавали позитивный образ действительности, отражали представление власти о том, какой эта действительность должна быть. Изменения, происходившие в 1920-е гг., еще не стали повсеместным явлением, но в периодической печати они тиражировались как массовые явления, происходившие в масштабах всей страны.

Ключевые слова: повседневность, журнал «Огонек», фотоочерк, фоторепортаж, советская власть, идеология, репрезентация власти.

<THE MORNING OF THE LIFE»: THE IMAGES OF THE SOVIET EVERYDAY LIFE IN 1920-s IN THE PHOTO REPORTS IN THE «OGONEK» MAGAZINE

The article analyses the images of the soviet everyday life in 1920-s by the example of the photo reports in the «Ogonek» magazine. The development of the new social structure and new identity of the people were reflected in new everyday practices such as anti-religious propaganda, introduction of new festivals and celebrations as well as new types of everyday life. Through the press channels the government introduced to the readers' minds new ideals and positive images of current changes. Photo reports

В начале 1920-х гг. в системе советской печати формируется самостоятельная группа изданий журнального типа универсального содержания, задачей которых являлась пропаганда нового советского строя, разъяснение задач социалистического строительства, оперативное освещение событий общественно-политической и культурной жизни страны, внедрение в сознание граждан новой советской идеологии. Их объединяли, как общественно-политическая направленность изданий, литературно-художественный аспект, обилие фотоматериалов и иллюстраций, так и

in the «Ogonek» magazine created a positive image of reality. They reflected the ideas of the authorities about what the reality should be like. The changes that were undergoing in 1920-s were not widespread by that time. However, the press presented them as mass phenomena which took place nationwide.

Key words: everyday life, the «Ogonek» magazine, photo report, Soviet power, ideology, representation of the authorities.

ориентация на широкую и разноплановую читательскую аудиторию. Наибольшей популярностью пользовался журнал «Огонек» (главный редактор М. Е. Кольцов), о чем свидетельствует его тираж, который в 1929 г. достигал 500 тыс. экземпляров. С момента своего создания в 1923 г. журнал «Огонек» давал представление о новом обществе, формирующееся через его публикации и фотоматериалы, которые являлись в первую очередь репрезентантами советской власти, что было характерно для журналистики советского периода.

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Иллюстрированный еженедельник «Огонек» соединил в своей структуре черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника, что обусловило особый стиль и методы работы, потребовало изменение форм подачи материалов, способов интерпретации, акцентирование на проблемную ориентацию, жанровое и тематическое разнообразие. «Огонек» был оперативнее классического «толстого» журнала, быстрее реагировал на события, происходившие в стране и мире, обладал жанровым разнообразием материалов, которые отличались аналитикой. Все это способствовало превращению его в массовый журнал «для всех» и росту популярности. Это был один из первых еженедельников, на страницах которого в полной мере проявился такой жанр, как фотоочерк - многокадровый изобразительный ряд, объединенный одной темой и прокомментированный лаконичным текстом, который мог обобщать всю серию, либо пояснять только отдельные снимки. Фотоочерк - это, по сути, рассказ, каждый новый кадр гармонично дополнял предыдущие, связывал с последующими, создавая единую последовательную цепь событий. Снимки могли располагаться и в случайном порядке, но обязательно должны были быть связанны воедино одной общей идеей или темой. Фотоочерк такого рода позволял сделать простое и наглядное повествование: завязка событий, их постепенное развитие, кульминация и некое резюме, финал. Минимальное количество слов, упор на иллюстративный ряд. Визуальный образ действительно воздействовал на читателей куда эффективнее, чем просто текст. Сам М. Е. Кольцов любил такой жанр, как фотоочерк, и всегда внимательно относился к любому подбору фотоснимков.

На страницах журнала помещались фотографии различных событий, в том числе и запечатлевшие советскую повседневность, те изменения, которые происходили в быту обычных людей в результате смены идеологии и практик модернизации социального государства в России. Как писал А. С. Ахие-зер, «повседневность - человеческая жизнь, рассмотренная с точки зрения тех функций и ценностей, которые плотно заполняют жизнь личности, включая труд, быт, отдых, передвижения и т. д. Повседневность постоянно воспроизводится как мощный пласт отношений, ценностей, как постоянная система человече-

ских забот» [1, с. 244].. Для изучения советской повседневности времен нэпа значение имеет такой вид источников, как фотоисточники. Информативные возможности фотографий огромны, они могут служить источником по самым разнообразным исследованиям. Длительное время историки относились к фотографии лишь как к иллюстративному материалу, дополнению к основным письменным источникам. Вместе с тем фотографии являются ценнейшим источником по истории повседневности. Они сохранили не только облик городов, особенности архитектуры, но и изображение представителей различных социальных слоев, запечатлев их быт. Фотографии стали неотъемлемой частью культуры, через их призму можно проследить те изменения, которые происходили в обществе.

В первое десятилетие советской власти усилия государства были направлены на формирование новой социальной структуры, нового быта, новой идентичности людей. Это нашло выражение в конкретных практиках повседневности. Это было время ломки поведенческих стереотипов, их трансформации в новые ценности и практики повседневной жизни. Менялись настроения, убеждения, мнения людей, самосознание и осознание прошлого. Формирование человека нового типа, нового мышления, требовало и новых, более выразительных средств. Газеты и журналы пестрили лозунгами и призывами, сообщениями об изменениях в жизни людей. В 1920-е гг. фотография важна была не только как документальная иллюстрация, она была способна выступать как элемент изобразительного повествования более сложного, чем единичный снимок. Необходимо было кратко и ярко освещать быстро изменяющийся темп жизни, совмещать политику и международную жизнь с рассказами и научными открытиями, а также открывать для читателей новый быт советской России.

Значение фотоиллюстраций в «Огоньке» было столь велико, что они не только несли большую смысловую нагрузку в виде таких специальных фотожанров, как фотоочерк и фоторепортаж, в виде художественных полосных фотографий и разворотов, но все чаще исполняли роль обложки журнала. Тема журнальной фотообложки постепенно стала ключевой для всего номера, определяла его содержание. К фотоснимкам в журнале был

особый подход, за годы существования «Огонек» накопил немало интересных и редких фотографий, создав богатейший фотоархив, который постоянно пополнялся фотодокументами, ярко иллюстрировавшими период революционных преобразований в стране, важнейшие исторические события, а также же жизнь и быт советских людей, основные события из жизни зарубежных стран.

«Огонек» организовал бюро «Русс-фото», занимавшееся импортом снимков, и отдел иллюстрированной рекламы. Фотобюро «Огонька» выполняло съемки по заданию госорганов, обслуживало 100 газет СССР, имело богатый архив портретов советских и иностранных деятелей [10, с. 22]. Журнал сотрудничал с известными мировыми агентствами. Благодаря хорошо налаженной связи и воздушной почте «Огоньку» удавалось освещать жизнь за рубежом одновременно с западными журналами. В дальнейшем сочетание работы фотографов журнала с западными коллегами и образование собственного богатого фотоархива дало возможность «Огоньку» вполне безболезненно для себя перейти к обслуживанию фотографиями (через организованное при редакции «Бюро клише») всей советской прессы. Нужно отметить, что редакция журнала уже с момента создания сразу же занялась организацией своей сети фотокорреспондентов. В короткий срок в сети фотокорреспондентов «Огонька» насчитывалось почти 150 человек. Фотографами журнала были С. Фридлянд, А. Шайхет, И. Рикк, С. Образцов, И. Горохов, А. Ларин,

B. Комаров, А. Рушковский, А. Маевский, Г. Петрусов, Н. Трофимов, В. Сосновский,

C. Шемиот, М. Озерский, Н. Перелякин, Е. Полуэктов, В. Смолин, С. Щеткин, Д. Бага-ев, А. Янишевский и др.

Повседневность 1920-х годов предстает в фотоочерках «Огонька» не только как быт и новый образ действий, но как новая реальность. Изменения затрагивали прежде всего привычную жизнь людей, меняли уклад жизни, влияли на вопросы семьи и воспитания, трансформировали мировоззрение. Фотоочерк В. Лебедева «Мать и ребенок в СССР» в журнале за 1928 г. повествует об изменении внутрисемейных отношений, положения женщины и детей, их бытовых условий: «... помимо законодательных мер в области охраны женского труда, отпусков по беременности,

родам и кормлению, помимо декретов о полном раскрепощении женщин в политическом и бытовом отношениях - мы имеем 864 фабрично-заводских яслей, 708 консультаций для грудных детей, 485 консультаций для женщин» [8, с. 13]. Также в фотоочерке освещается работа вечерних детских садов, которые давали возможность работницам посещать клуб, слушать лекции и заниматься в кружках. Фотоочерк «Дети рабочей Москвы» рассказывает о работе «Дома младенца им. Герцена» и «Яслей при Прохоровской мануфактуре», показывает изменения не только быта, но и роли женщины в семье. Семейные обязанности женщины, которые ранее являлись основными, уходили на второй план. Автор очерка пишет: «... работница-мать, уходя на работу, может быть спокойна: ее ребенком внимательно занимаются специально обученные сестры и няньки под общим наблюдением врача; его кормят, купают, водят гулять, забавляют...» [3, с. 5]. Фотоочерк «Довольно кухонного чада и гнета грязного белья», напечатанный в № 7 журнала «Огонек» за 1928 г., уже ярко иллюстрирует изменившиеся положение женщины [4, с. 5]. Советская женщина - теперь такой же полноправный член общества и также вовлечена в общественно-политическую жизнь, как и мужчина, она социальна активна. Фотоочерк «Утро жизни» в разворот страницы журнала наглядно демонстрирует читателю улыбающихся граждан советской страны разных возрастов и занятий, чью жизнь от рождения до старости теперь сопровождает забота государства. Социальная политика государства преподносится как достижение советской власти [16, с. 5-6]. Положительная репрезентация образов советской власти становится неотъемлемой частью всей коммунистической пропаганды.

В первые годы советская власть приняла ряд мер к радикальному улучшению жилищных условий рабочего населения. Образцовыми домами для трудящихся считались дома-коммуны, совместное проживание стало новой моделью человеческих взаимоотношений, образ которых транслирует фотоочерк «Дома-коммуны в Москве». Автор отмечает: «... по отношению к домам-коммунам революционные органы брали на себя все заботы о ремонте, снабжении мебелью, бесплатным топливом, развитии в них коммунальных учреждений (яслей, детских площадок и т. п.)»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

[5, с. 15]. Бытовой фотоочерк В. Савельева посвящен жизни и быту работниц Прохоров-ской мануфактуры [12, с. 11]. Количество публикаций о повседневности возрастает со второй половины 1920-х гг. Так в журнале «Огонек» за 1928 г. был опубликован фотоочерк «Как по-новому обустроен парк Горького в Москве», в котором рассказывалось об открытии шахматного игрового клуба, лагеря для детей на территории парка и т. д. [6, с. 8]. Фотоочерк «Строящийся Ленинград» был посвящен масштабным стройкам в городе революции [15, с. 7]. Фотоочерк «Строящаяся Москва» освещал изменения в столице, строительство новых домов и школ: «это не фантастика, не утопия, а осуществимая мечта, которая значительно увеличит наш жилищный фонд и даст рабочему благоустроенное и гигиеническое жилье. Строительство России превращается в новый фронт...» [13, с. 15]. Через фотоочерки можно проследить общую линию социальной политики новой власти. Все изменения, происходившие в стране, показаны исключительно с положительной стороны. Отобранные для публикации фотографии не столько отражали реальные изменения, сколько создавали образ желаемого будущего, выдавая его за настоящее.

Новое отношение к труду, борьба с религией, образование, новый досуг и праздники все это стало частью повседневной жизни в 1920-е гг. Фотоочерк «К знанию» повествует о начале распространения народного образования для трудовой, крестьянской и партийной молодежи, которое, как отмечает автор, уже стало «повсеместным» [7, с. 8]. Фотоочерк «Молодыми зубами - гранит науки! (на общеобразовательных курсах)» знакомит читателя с работой общеобразовательных курсов, которые проходили под лозунгом «Всю труху буржуазной учебы - долой!», в нем отмечается нехватка преподавателей обществоведения и политграмоты как наиболее важной сферы образования [17, с. 14]. О культурно-просветительской работе среди рабочих и служащих фабрик, заводов и учреждений информирует фотоочерк «В Петроградских рабочих клубах», в котором говорилось, что «.в клубах функционируют кружки политические, специально марксистские и другие. Они приближаются к типу вечерней школы для взрослых» [2, с. 3]. О работе рабочего клуба, как месте для культурного досуга трудящихся повествует и фотоочерк Г. Феддерса «Как живет рабочий

клуб», в котором отмечалось, что «рабочий клуб, как и рабочий театр-горн пролетарской культуры. Это место, куда после большого труда у станка приходят. получать образование и воспитание в плоскости марксистского мировоззрения» [18, с. 19].

С середины 1920-х гг. важной частью идеологической работы стала антирелигиозная пропаганда, которая все активнее входила в повседневную жизнь советского общества. Фоторепортаж «Долой духовную сивуху» освещал антирелигиозную демонстрацию рабочих в Минске, в то же время подчеркивая масштаб развертывания антирелигиозной компании в стране. Автор очерка писал: «Передовые кадры советских рабочих осознали необходимость широкого развертывания антирелигиозной компании. На заводах и фабриках всего Союза рабочие на собрании выносят постановления о работе в пасхальные дни» [12, с. 3]. «Музей безбожников» -под таким названием появилась на страницах «Огонька» заметка специального киевского корреспондента, в которой рассказывалось о киевском Доме Красной Армии и уголке антирелигиозной пропаганды, созданном при нем [9, с. 14]. Носили фотоочерки и чисто воспитательный характер. Так фотоочерк А. Шайхета «Не в церковь, а в театр» в журнале за 1929 г. рассказывает о поездке рабочих в Москву для посещения театра вместо участия их в праздновании юбилея Ашитовской церкви (Московской губернии) [20, с. 14]. Фоторепортаж С. Фридлянда «Против царей земных и небесных» со съезда безбожников в г. Москве повествует о создании новых форм быта в борьбе с религией. Автор отмечал, что «союз безбожников является не только пропагандистской организацией, но и боевым отрядом по созданию новых форм быта. В СССР не должно быть ни одной фабрики, ни одного завода, ни одного совхоза, и колхоза без ячейки безбожников» [19, с. 1]. Периодические издания играли не последнюю роль в борьбе советской власти с религиозным сознанием, с их страниц власть транслировала и популяризовала новые ценности и образы.

Отражением новой повседневности были и советские праздники. Праздник - новая форма досуга, механизм воздействия пролетарской культуры на массовое сознание формировал новую культурную общность людей. Самым первым государственным праздником советской власти стал День

международной солидарности трудящихся -1 мая. Этот праздник олицетворял новое государство, мощь и силу пролетарской культуры. Фотографии парада на Красной площади, посвященного празднованию 1 мая в г. Москве, и агитационного спектакля в честь праздника на грузовике пестрели на страницах «Огонька» за 1923 г. в фотоочерке «Первое мая в Москве» [11, с. 10]. Фотоочерк «Международный юношеский день» освещал массовое шествие и митинг молодежи на Красной площади 2 сентября 1923 г. «в знак интернациональной солидарности и трудовых успехов молодежи в деле социалистического строительства» [14, с. 10]. И таких фотоочерков было много.

Формирование новой общности людей, изменение их ментальных и культурных

установок, воздействие на все сферы их повседневной жизни возможно проследить только на основе анализа целого комплекса исторических источников, среди которых не последнее место занимает периодическая печать. Посредством периодики власть внедряла в сознание читателей новые идеалы, позитивные представления о происходящих переменах. Фотоочерки на страницах «Огонька» ярче и образнее официальных документов рисуют картины действительности, представление власти о том, какой эта действительность должна быть. Изменения, происходившие в 1920-е гг. еще не стали повсеместным явлением, но в периодической печати они тиражировались как массовые явления, происходившие в масштабах всей станы.

Литература

1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). Т. II. М.: Философское общество СССР, 1991. 600 с.

2. В Петроградских рабочих клубах // Огонек. 1923. № 7. С. 3.

3. Дети рабочей Москвы // Огонек. 1923. № 7. С. 5.

4. Довольно кухонного чада и гнета грязного белья // Огонек. 1928. № 7. С. 5.

5. Дома-коммуны в Москве // Огонек. 1923. № 7. С. 15.

6. Как по новому обустроен парк Горького в Москве // Огонек. 1928. № 20. С. 8.

7. К знанию // Огонек. 1923. № 6. С. 8.

8. Лебедев В. Мать и ребенок в СССР // Огонек. 1928. № 10. С. 13.

9.Музей безбожников // Огонек. 1924. № 8. С. 14.

10.Первый год «Огонька» // Огонек. 1924. № 14. С. 21-22.

11.Первое мая в Москве // Огонек. 1923. № 5. С. 10.

12.Савельев В. В женском рабочем общежитии (на Прохоровской мануфактуре) // Огонек. 1923. № 20. С. 11.

13.Савельев В. Строящаяся Москва // Огонек. 1923. № 15. С. 15.

14.Самсонов А. Международный юношеский день // Огонек. 1923. № 25. С. 10.

15.Строящийся Ленинград // Огонек. 1928. № 5. С. 7.

16.Утро жизни // Огонек. 1928. № 5. С. 5-6.

17.Феддерс Г. «Молодыми зубами - гранит науки!...» (на общеобразовательных курсах) // Огонек. 1923. № 25. С. 14.

18.Феддерс Г. Как живет рабочий клуб // Огонек. 1923. № 23. С. 19.

19.Фридлянд С. Против царей земных и небесных // Огонек. 1929. № 24. С. 1.

20.Шайхет А. Не в церковь, а в театр //Огонек. 1929. № 2. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.