Научная статья на тему '«Герои нашего времени» - викторина журнала «Огонек»: конструирование образа «Нового человека» в 1920-е гг'

«Герои нашего времени» - викторина журнала «Огонек»: конструирование образа «Нового человека» в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
484
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПРОПАГАНДА / ОБРАЗ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» / ЦЕННОСТИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРАКТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ / ВИКТОРИНА / PRINT MEDIA / OGONIOK MAGAZINE / SOVIET POWER / CULTURE REVOLUTION / PROPAGANDA / IMAGE OF A NEW MAN / VALUES / PRACTICES OF CONSTRUCTING / QUIZ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Танцевова Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются практики конструирования образа «нового человека» на страницах массового советского еженедельника «Огонек» в 1920-е гг. Период 1920-х гг современные исследователи называют временем начала советской модернизации, направленной на коренную трансформацию культурного, социального, экономического и институционального пространства общества. Советская власть, вырабатывая новую идеологию, выстраивала новую модель человеческих отношений, пропагандировала новые ценности и модели поведения на страницах периодической печати. Журнал «Огонек» был одним из первых еженедельников, который выработал различные практики репрезентации образа советского человека в печати, отвечавшего требованиям большевистской доктрины. Одной из таких форм представления стала игра-викторина «Герой нашего времени», серии которой выходили в журнале «Огонек» со №2 по №15 за 1929 г. В статье проанализированы двенадцать серий игры викторины, которые дали возможность рассмотреть процесс формирования и отражения образа «нового человека» в журнале «Огонек» в исследуемый период. Серии игры-викторины представлялись в журнале по средствам различных форм информации: словесной и визуальной и были направлены на формирование новых черт советского человека и транслирование новых ценностей: коллективизм, социальный оптимизм, труд, патриотизм, социалистический интернационализм, атеизм. Они были необходимы для создания нового общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основах. Эти ценности, положенные в основу формирования мировоззрения советского человека, являлись важными компонентами идеологии и частью новой системы общественных отношений, отвечавшей политическому запросу власти. Такая пропаганда прививала психологически позитивное отношение к происходившим реформам, способствовала моральному стимулированию трудящихся за ударный труд и образцовый быт, создавало базу для внедрения советских ценностных ориентиров и новой культуры. Все это создавало условия для формирования советской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE HERO OF OUR TIME» QUIZ IN OGONIOK WEEKLY: PRACTICES OF CONSTRUCTING THE IMAGE OF A NEW MAN IN THE 1920s

The study features practices of constructing the image of a new man by Soviet mass weekly Ogoniok in the 1920s. Modern researchers nominate the period of the 1920s as the beginning of Soviet modernization, aimed at a radical transformation of the cultural, social, economic and institutional space of society. The Soviet leadership was developing new ideology, constructed a new model of interpersonal relations and disseminated new moral values via periodicals. Ogoniok was one of the first weekly magazines which developed various ways of representating the image of a Soviet man in the print media, which conformed to the bolshevic doctrine. One of these forms of presentation was the quiz game "The Hero of Our Time", a series featured in issues 2-15 in of 1929. The article analyzes twelve game series quizzes, which made it possible to consider the process of formation and reflection of the image of a "new man" in Ogoniok. A series of quiz games was presented in the magazine in various visual and textual forms. "The Hero of our Time" quiz was aimed at formation of new characteristic features of the Soviet man and dissemination of a new representation of moral values such as social optimism, industriousness, patriotism, international socialist solidarity and atheism. They were necessary for the creation of a new society on a new value-semantic, economic, political and spiritual basis. Those values were the core of the Soviet man's mindset, Soviet ideology and a new social system. They conformed to the political strategy of the Soviet power at that time. Propaganda instilled a psychologically positive attitude towards the reforms that took place, promoted moral encouragement of the working people for hard work and exemplary life, created the basis for the introduction of Soviet value orientations and a new culture. All these aspects created the conditions for the formation of the Soviet identity.

Текст научной работы на тему ««Герои нашего времени» - викторина журнала «Огонек»: конструирование образа «Нового человека» в 1920-е гг»

УДК 94 (47)

А. В. Танцевова

«ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - ВИКТОРИНА ЖУРНАЛА «ОГОНЕК»: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В 1920-е гг.

В статье рассматриваются практики конструирования образа «нового человека» на страницах массового советского еженедельника «Огонек» в 1920-е гг. Период 1920-х гг современные исследователи называют временем начала советской модернизации, направленной на коренную трансформацию культурного, социального, экономического и институционального пространства общества. Советская власть, вырабатывая новую идеологию, выстраивала новую модель человеческих отношений, пропагандировала новые ценности и модели поведения на страницах периодической печати. Журнал «Огонек» был одним из первых еженедельников, который выработал различные практики репрезентации образа советского человека в печати, отвечавшего требованиям большевистской доктрины. Одной из таких форм представления стала игра-викторина «Герой нашего времени», серии которой выходили в журнале «Огонек» со №2 по №15 за 1929 г. В статье проанализированы двенадцать серий игры - викторины, которые дали возможность рассмотреть процесс формирования и отражения образа «нового человека» в журнале «Огонек» в исследуемый период. Серии игры-викторины представлялись в журнале по средствам различных форм информации: словес-

ной и визуальной и были направлены на формирование новых черт советского человека и транслирование новых ценностей: коллективизм, социальный оптимизм, труд, патриотизм, социалистический интернационализм, атеизм. Они были необходимы для создания нового общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основах. Эти ценности, положенные в основу формирования мировоззрения советского человека, являлись важными компонентами идеологии и частью новой системы общественных отношений, отвечавшей политическому запросу власти. Такая пропаганда прививала психологически позитивное отношение к происходившим реформам, способствовала моральному стимулированию трудящихся за ударный труд и образцовый быт, создавало базу для внедрения советских ценностных ориентиров и новой культуры. Все это создавало условия для формирования советской идентичности.

Ключевые слова: периодическая печать, журнал «Огонек», советская власть, культурная революция, пропаганда, образ «нового человека», ценности, репрезентация, практики конструирования, викторина.

A. V. Tantsevova

«THE HERO OF OUR TIME» QUIZ IN OGONIOK WEEKLY: PRACTICES OF CONSTRUCTING THE IMAGE OF A NEW MAN IN THE 1920s

The study features practices of constructing the image of a new man by Soviet mass weekly Ogoniok in the 1920s. Modern researchers nominate the period of the 1920s as the beginning of Soviet modernization, aimed at a radical transformation of the cultural, social, economic and institutional space of society. The Soviet leadership was developing new ideology, constructed a new model of interpersonal relations and disseminated new moral values via periodicals. Ogoniok was one of the first weekly magazines which developed various ways of representating the image of a Soviet man in the print media, which conformed to the bolshevic doctrine. One of these forms of presentation was the quiz game "The Hero of Our Time", a series featured in issues 2-15 in of 1929. The article analyzes twelve game series - quizzes, which made it possible to consider the process of formation and reflection of the image of a "new man" in Ogoniok. A series of quiz games was presented in the magazine in various visual and textual forms. "The Hero of our Time" quiz was aimed at formation of new character-

istic features of the Soviet man and dissemination of a new representation of moral values such as social optimism, industriousness, patriotism, international socialist solidarity and atheism. They were necessary for the creation of a new society on a new value-semantic, economic, political and spiritual basis. Those values were the core of the Soviet man's mindset, Soviet ideology and a new social system. They conformed to the political strategy of the Soviet power at that time. Propaganda instilled a psychologically positive attitude towards the reforms that took place, promoted moral encouragement of the working people for hard work and exemplary life, created the basis for the introduction of Soviet value orientations and a new culture. All these aspects created the conditions for the formation of the Soviet identity.

Key words: print media, Ogoniok magazine, Soviet power, culture revolution, propaganda, image of a new man, values, practices of constructing, quiz.

Период 1920-х гг. современные исследователи называют временем начала советской модернизации, под которой понимают всеобъемлющий процесс обновленческих постреволюционных мероприятий в экономической, социальной, политической, культурной и общественной жизни страны. В процессе формирования новой идеологии власть особо выделяла важность воспитательного элемента в культурных и социальных преобразованиях. Воспитать по-новому, это означало привить те ценности и поведенческие установки, которые вписывались бы в социалистическую картину мира и служили нуждам социально-экономической модернизации страны.

Культурная революция включала целый комплекс мероприятий (преодоление производственной неграмотности рабочих, агрономическое просвещение крестьян, распространение книги и периодических изданий среди трудящихся, преодоление разобщения науки и труда, вовлечение в научное творчество масс трудящихся, мероприятия «по переделке человеческой массы», «культурную мобилизацию» и т.д.) [27, с. 54]. Это был социокультурный слом старых традиций и устоев, построение новых, на революционных началах, важный элемент построения социализма.

Культурная политика большевиков являлась частью долгосрочного общественного эксперимента по строительству организационной и управленческой структуры, призванного «радикально модифицировать поведение человека» [22, с. 12]. Культуру большевики рассматривали как определенный аспект социального мира, как разнородные феномены экономических и политических отношений, которые «редуцировались к культурным различиям» и в перспективе усилиями партии должны были быть преодолены. Такое упрощение действительности, как считают современные исследователи, «порождало новую социальную действительность, новые объекты политического воздействия и новую картографию социальной реальности» [30, с. 41].

Одной из черт проводимой культурной политики была дегуманизация как следствие превалирования роли коллективного начала над индивидуальным: «Личность как цель и идея общественного прогресса растворилась в грандиозных кампаниях, штурмах, охватах, в которых выразила себя культурная революция, ставшая смысловым ядром всех культурных преобразований» [28, с. 16]. Курс на построение социализма в отдельной стране, слом вековых устоев, строительство новой жизни, начавшееся в середине 1920-х гг., политическая борьба за власть, разгромом оппозиции, начало индустриализации, проведение коллективизации - все это выдвигало новые требования к пропаганде и агитации, вело к изменению не только политической и экономической стратегии власти, но и идеологической.

На репрезентацию новых образов и ценностей с целью воздействия на массовое сознание, изменение поведенческих стереотипов в желательном для власти направлении, была направлена периодическая печать. В 1920-е гг. она выступала

одним из трансляторов новых ценностей, которые утверждались в советском обществе: коллективизм, социальный оптимизм, труд, патриотизм, социалистический интернационализм, атеизм. Положенные в основу формирования мировоззрения советского человека, эти ценности, являлись важными компонентами идеологии и частью новой системы общественных отношений. Для нового общества нужен был «новый человек». В этой связи через конструирование определенных образов и моделей поведения шло активное формирование новой модели человеческих отношений, пропагандировались новые ценности, являющиеся важными составными частями единого образа советского человека.

Целью статьи является рассмотрение практик конструирования образа «нового человека» на страницах массового советского еженедельника «Огонек», который одним из первых выработал различные формы представления данного образа в печати. Одной из таких форм стала игра-викторина «Герой нашего времени», серии которой выходили в журнале «Огонек» со №2 по №15 за 1929 г. В статье проанализированы двенадцать серий игры - викторины, которые дали возможность рассмотреть практики формирования и отражения образа «нового человека» в журнале «Огонек» в конце 1920-х гг. Данный вопрос в обширной историографии истории формирования «нового человека» не поднимался [22, 23, 24]. К этой теме не обращались и исследователи истории журналистики, хотя история первых советских журналов рассматривалась [1,2].

Журнал «Огонек» на новой идеологической основе был воссоздан в 1923 г.1. В 1926 г. он стал Акционерным издательским обществом «Огонек», выпускавшем массовую периодику. Редакция журнала смогла выработать свой особый информационно-пропагандистский потенциал, используя широкий арсенал методов и форм советской пропаганды для репрезентации образа «нового человека». Именно на творческие возможности редакционного коллектива, на привлекательность не только самих материалов, но и форм их подачи разным социальным группам читателей, обращалось внимание в контексте многообразия различных направлений журналистики в 1920-х гг.

В 1928 г., первым в стране, журнал «Огонек» запускает новую развлекательную игру для читателей - викторину, в предисловии к которой отмечает: «Новая игра недавно появившиеся в Амери-

1 «Огонек» издавался с 1879 г. в г. Санкт-Петербурге как еженедельный иллюстрированный журнал литературы, науки и искусств. Издателем был Г. Гоппе, редактором Н. П. Аловерт. В период контрреформ в 1883 г. был закрыт. Выпуск журнала был возобновлён лишь в 1899 как еженедельного иллюстрированного литературно-художественного приложения к газете «Биржевые ведомости», выпускаемой в г. Санкт-Петербурге крупным издателем С. Проппером. С 1902 г. «Огонек» стал самостоятельным журналом, позиционировавшим себя как журнал для семейного чтения. В 1918 г. журнал был закрыт как антисоветский. В новых реалиях «Огонек» начинает выходить в г. Москве с 1 апреля 1923 г

ке, которую коренным образом реорганизовав и приспособив к советскому быту «Огонек» вводит у нас» [3, с. 16]. Интеллектуальная игра, состоявшая из ряда вопросов, структурированных по определенной теме, предлагала читателю в игровой форме проверить свои знания и расширить кругозор в понимании идущих в стране процессов модернизации всех сторон общественно-политической и культурной жизни. Первые серии викторины содержали по 50 вопросов из различных областей знаний и назывались: серия первая «Итак мы начинаем» [4, с. 15], серия шестая «Сколько оков» [5, с. 15], серия восьмая «И если минуту подумать» [6, с. 15] и т.д. Первые серии игры-викторины не имели единой тематической линии. В дальнейшем вопросы группировались по определенной тематике, имели конкретизированное название серий.

К концу 1920-х гг игры-викторины, которые можно рассматривать как особый жанр, стали популярными их печатали многие журналы и газеты Советской России. Редакция «Огонька» писала: «Почти все газеты и журналы вели свою «викто-ринную» линию по «Огоньку» и стоило последнему видоизменить форму «Викторины» (портреты, схематические контуры, снимки зданий и пр.), как это видоизменение сейчас же отражалась на других изданиях» [20, с. 16]. Игра-викторина быстро приняла «вид культработы» и стала важной формой коммуникации читателя и редакции: «Начав свое победное шествие со страниц «Огонька», «Викторина» прошлась по значительной части советской печати и сделалась какой-то реальной клеточкой перестраиваемого советского быта, одним из маленьких, но ощутимых элементов культурной революции» - отмечала редакция «Огонька», подводя итоги первых серий игры-викторины [20, с. 16].

В год коренного перелома в журнале «Огонек» вышла серия игры-викторины под названием «Герой нашего времени». Данная викторина «методически, серия за серией, проверяла читателей по основным отраслям общественной и трудовой жизни», помогала «выработать в себе» новые качества и черты советского человека [7, с. 13]. Так викторина «Герой нашего времени» заставляла читателя поочередно выступить в роли общественника, клубного работника, спортсмена. Отмечая цель, которую преследовала новая серия игры-викторины, редакция писала: «Задача ее -выявить совокупность отдельных требований, которые наша эпоха социалистического творчества предъявляет к рядовому трудящемуся строителю социализма. Из отдельных деталей должен встать общий облик героя нашего советского времени -человека, в котором гармонируют физические и умственные способности, который одинаково приспособлен и для квалифицированных трудовых процессов. И для веселого разумного отдыха и развлечения. Наш «герой» должен уметь предельно использовать все то бесконечное количество физических и умственных способностей, которыми природа его наделила» [7, с. 12-13].

Серии «Герой нашего времени», посредством развлекательной формы подачи материала, через вопрос-ответ, были направлены на формирование новых черт «нового человека». Для того чтобы рассмотреть в себе черты «нового человека», необходимо было правильно ответить на вопросы викторины. Ответы на все серии викторины, по сути, представляли собой образ идеального советского человека. Читатель мог сравнить в конце игры, насколько он соответствует выдвигаемым требованиям, является ли ««героем времени» - разносторонне развитым, наблюдательным общественником, работоспособным человеком» [7, с. 13]. О значимости данной серии игры-викторины «Огонька» в транслировании образа «нового человека» можно судить по широте охвата читательской аудитории: «Время единичных героев прошло, но мы хотим, чтобы, по крайне мере, миллион читателей «Огонька»» мог ознакомится с ней [7, с. 13]. И это заявление редакции журнала было реализовано, так как тираж «Огонька» в 1929 г. составлял 430 000 экз. в неделю [30, с. 18].

Первая серия игры-викторины «Герой нашего времени» предлагала читателю проверить себя: «Хороший ли вы инспектор?» [8, с. 13]. Редакция разместила «моментальный снимок подъезда одного из московских учреждений, сделанный вездесущим фотографом «Огонька» т. С. Фри-дляндом» и пригласила читателей «произвести молниеносное обследование в качестве добровольцев - инспекторов РКИ и сейчас же ответить на нижеследующие вопросы: В какой области работает учреждение? Аккуратны ли служащие и долго ли ждут посетители? Как часто созывается производственное совещание? Есть ли выдвиженцы и как их используют? Развита ли самокритика? Есть ли в учреждении кумовство?» [8, с. 13].

Каждый правильный ответ на вопрос давал читателю 10 очков, а собрав наибольшее количество очков, читатель мог по праву «считать себя лучшим среди своих товарищей инспектором -обследователем» [8, с. 13]. При этом редакция предостерегала читателя «воздержаться от преждевременной гордости», ведь следующий номер «Огонька» «принесет вам новые испытания, и вообще путь ваш к званию «Героя нашего времени» будет довольно тернистым. Лишь выдержка, терпение и воля к победе смогут с успехом повести вас по этому пути» [8, с. 13].

Одной из составляющей новой повседневности советского человека был новый быт, новые формы досуга, которые активно пропагандировались на страницах журнала. Издание помещало материалы о клубах и кружках, библиотеках и читальнях, предназначенных для трудящихся. Во второй серии игры, которая называлась «Хороший ли вы жилец?» [9, с. 15], с целью проверки читателя на знание и соблюдение новых бытовых форм поведения, редакция задала разнообразные вопросы по теме быта. Была размещена фотография типичной московской уплотненной комнаты, сделанная С. Фридляндом. Читатель

должен был внимательно рассмотрев фотографию ответить на 20 вопросов: «В каком состоянии потолок нижнего этажа?» [9, с. 15]. (Ответ: «В неблагополучном, судя по тому, что в квартире происходит, очевидно колка дров» [25, с. 15]; «Отчего в комнате сыро?» (Ответ: «В комнате сушат белье что видно из веревки с бельевыми зажимами»); «Что запрещенное находится в комнате?» (Ответ: «Электрическая печь») и т.д. Создание нового быта являлось важной частью социалистического строительства, поэтому печать, так активно освещала изменения в повседневной жизни людей.

Первостепенной задачей советской власти было «воспитание взрослого населения страны» [26, с. 10]. Важнейшее значение играли такие новые формы политического просвещения масс, как школы политграмоты, школы-передвижки, рабочие клубы, красные уголки, избы-читальни, культотделы и т.д. Вопросы культурно-просветительской работы среди рабочих и служащих фабрик, находились в поле зрения корреспондентов и фоторепортеров «Огонька». В десятой серии викторины «Герой нашего времени» читателю предлагалось проверить себя «Хороший ли вы клубный работник?» [17, с. 15].

Еще одной темой, с помощью которой конструировался образ советского человека, была тема здорового образа жизни. «Новый человек» должен был стать не только личностью с новыми ценностными установками, но и быть здоровым и активным членом общества. Физкультура и спорт должны были прочно войти в повседневный быт советских людей. Серия третья викторины предлагала читателю проверить себя «Хороший ли вы физкультурник?». В предисловии к ней редакция писала: «..мы объявляем проверочную недельную мобилизацию мышц. Каждый должен проверить себя. Может быть, под напором розового жирка подались и забились под выступом костей мышцы. Каждый, кто хочет если не быть «Героем нашего времени», то просто не отставать от жизни, пусть проверит, в хорошем ли состоянии его руки, грудь, живот, ноги, и если в этой вашей армии окажутся захиревшие дезертиры, то вести тело в наступление, подтягивая отставших, а для этого пусть каждый попробует: Постоять минуту в таком положении, как изображено на снимке 1; Закрепив ноги под каким-нибудь тяжелым предметом (фот. 2), выпрямиться (фот. 3); Коснуться кончиками пальцев пола, не сгибая колен (фот.4); Продержать руки в положении снимка 5-ого 6 минут; Отойти от стены на расстояние 3 ступеней, упереться головой в стену (снимок 6) и, вытянув руки по швам, не двигая ногами, выпрямиться; Плавно подняться на одной ноге, держа другую параллельно полу (фот. 7)» [10, с. 15]. Выполнение каждого упражнения иллюстрировалось, а правильный ответ приносил читателю 10 очков.

Этой же теме была посвящена и одиннадцатая серия игры-викторины, под названием «Хороший ли вы спортсмен?», в предисловии к которой редакция отмечала: «Нужно лишь помнить, что может прийти время, когда умение и физическая

ловкость могут понадобиться не только для таких мирных задач, но и для того чтобы бороться с теми, кто ныне использует предметы не по их прямому назначению пытаясь ... войну, изобретая усовершенствованные бомбометы и дальнобойные оружия. Тогда от каждого человека потребуется ловкость и находчивость, которые сможет им дать только спорт» [18, с. 15]. С помощью материалов о физкультуре и спорте журнал пропагандировал не только физическую силу, необходимую для служения советскому государству, но и такие этические нормы, как коллективизм, взаимопомощь, выдержанность и терпение при выполнении ответственных задач.

Ряд серий игры-викторины был посвящен проблеме образования трудящихся. Так, серия четвертая «Хороший ли вы считаете?» предлагала читателю проверить свое умение «держать цифры в руках и умело пользоваться этим замечательным орудием» [11, с. 15]. При этом журнал обосновывал свое «рвение в воспитании счётной грамоты» тем, что «борьба за честную цифру против обманчивой, прикрывающей растратчика, директора у которого только на бумаге понижается себестоимость и хозяйчика-эксплуататора-ста-новится боевой нашей задачей» [11, с. 15]. Серия пятая «Хороший ли вы читатель?», ориентировала на чтение литературы [12, с. 15]; шестая -«Хороший ли вы кинозритель?» предлагала читателю из монтажа снимков русских и иностранных актеров узнать их и указать фильмы, в которых они снимались. За каждый правильный ответ, читатель получал 4 очка [13, с. 15].

Серия седьмая «Хороший ли вы техник» [14, с. 15] разъясняла читателю, что кроме того, что нужно хорошо управлять руками, необходимо иметь и минимальную техническую сообразительность. Читателю предлагалось рассмотреть 20 вопросов, содержащих картинки и придумать как можно больше всевозможных способов использования различных механизмов и приспособлений. На это отводилось 10 минут, и человек должен был проверить себя сам.

Восьмая серия «Хороший ли организатор?» [15, с. 15] была направлена на формирование организаторских способностей и рационализаторских навыков. В предисловии к девятой серии «Хороший ли вы слушатель и оратор?». Редакция писала: «умение разнообразить речь, говорить точно и кратко, не прибегая к иностранным словам - вот важная и нужная задача. На приводимых примерах, попробуйте себя проверить» [16, с. 15]. За каждый правильный ответ читатель получал 2 очка. Читатель должен был успеть в течение трех минут расставить в перепутанных предложениях слова, так чтобы получились осмысленные фразы.

Последней серией викторины стала двенадцатая «Готовы ли вы к обороне?» Редакция «Огонька» предлагала читателю проверить, насколько хорошо он знает военное дело, и если не набирает 100 очков, предлагала «подтянуться». Вступительная часть игры гласила: «От греков и до недавних дней основной специальностью героев

была война. Герой нашего времени совсем не должен ходить в пожарной каске героев Трои или в сдвинутой набекрень казацкой фуражке Крючкова, но, тем не менее, помимо гражданской доблести, обследователя, жильца, техника, спортсмена и т.д., он должен знать и военное дело, чтобы .. ну, вы сами знаете для чего» [19, с. 15]. Формы нового поведения людей, такие как (политическая и общественная активность, жертвенность, физическая выносливость и т.д.), находили отражение в разнообразной тематике викторины «Герой нашего времени» и были направлены на формирование идеального образа советского человека.

Еще одной ценностью, важнейшим моральным стимулом преобразований в Советской стране, новой ценностью был социальный оптимизм, который сквозной невидимой нитью, проходил через все серии игры-викторины «Герой нашего времени». Все серии игры-викторины, как правило, заканчивались призывом, совершенствовать себя и мир вокруг. Вера в «светлое будущее», оптимизм как мировоззрение «нового человека» носил революционно-действенный характер, для него были не характерны пассивное ожидание лучшего будущего и пессимизм.

Игра-Викторина «Герой нашего времени» нашла широкий отклик у читателей и была «самая смелая, самая популярная из игр «Огонька» [21, с. 15]. Об этом свидетельствует итоги игры, которые редакция журнала подвела в пятнадцатом номере за 1929 г., обобщив письма читателей в редакцию. В заключении, завершая игру редакция писала: «Каждое время имеет своих героев.... Быть счастливым у нас в Союзе легко, потому что, когда паровоз идет вперед, делая 100 километров в час, когда каждый день меняется,

становится богаче жизнь, - весело и хорошо подкидывать топливо в топку, весело и хорошо работать, весело и хорошо каждую секунду чувствовать себя во всеоружии всех своих умственных и физических сил. Давай все, что дать можешь, и бери от нашей интересной творческой жизни все, что она может дать» [21, с. 16]. Серии игры-викторины «Герой нашего времени» в доступной и понятной для читателя форме представляли и отражали образ «нового человека», и в определенной мере способствовали формированию ценностно-идеологической структуры личности советской эпохи. Достаточно широкий спектр вопросов игры-викторины, посвященных развитию всех сфер жизнедеятельности советского социума, лишний раз подтверждает тот факт, что журнал «Огонек» был предназначен для образованного и грамотного читателя, городского обывателя, подготовленного для восприятия данной информации.

Журнал «Огонек» был одним из первых советских периодических изданий, разработавшим различные формы представления образа советского человека, отвечавшего требованиям большевистской доктрины. Немалую долю своих материалов посвящал пропаганде новых идей и ценностей, в основе которых лежали новые практики, с помощью которых шло создание массовой культуры советского образца, отвечавшей политическому запросу власти. Такая пропаганда прививала психологически позитивное отношение к происходившим реформам, способствовала моральному стимулированию трудящихся за ударный труд и образцовый быт, создавало базу для внедрения советских ценностных ориентиров и новой культуры. Все это создавало условия для формирования советской идентичности.

Источники и литература

1. Белая Г., Скороходов Г. Журналы «Красная Нива», «Прожектор», «Огонек» // Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932. Т. 1. М.: Наука, , 1966. 400 с.

2. Бочинина М. А. Советские массовые журналы двадцатых-тридцатых годов: (на опыте «Красной нови», «Прожектора», «Огонька»): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1984. 25 с.

3. Викторина - новая игра читателей «Огонька» // Огонек. 1928. №2. С.14-15.

4. Викторина - новая игра читателей «Огонька». Серия первая «Итак, мы начинаем» // Огонек. 1928. №2. С.15.

5. Викторина - новая игра читателей «Огонька». Серия шестая «Сколько очков» // Огонек. 1928. №7. С.15.

6. Викторина - новая игра читателей «Огонька». Серия восьмая «И если минуту подумать» // Огонек. 1928. №9. С.15.

7. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька» // Огонек. 1929. №2. С.12-13.

8. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия первая - «Хороший ли вы инспектор?» // Огонек. 1929. №2. С.13.

9. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия вторая «Хороший ли вы жилец?» // Огонек. 1929. №3. С.15.

10. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия третья «Хороший ли вы физкультурник?» // Огонек. 1929. №4. С.15.

11. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия четвертая «Хороший ли вы считаете?» // Огонек.1929. №5. С.15.

12. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия пятая «Хороший ли вы читатель?» // Огонек. 1929. №6. С.15.

13. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия шестая «Хороший ли вы кинозритель?» // Огонек. 1929. №7. С.15.

14. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия седьмая «Хороший ли вы техник?» // Огонек. 1929. №8. С.15.

15. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия восьмая «Хороший ли вы организатор?» // Огонек.1929. №9. С.15.

16. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия девятая «Хороший ли вы слушатель и оратор?» // Огонек.1929. №11. С. 15.

17. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия десятая «Хороший ли вы клубный работник?» // Огонек. 1929. №12. С.15.

18. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия одиннадцатая «Хороший ли вы спортсмен?» // Огонек. 1929. №13. С.15.

19. «Герой нашего времени» - новая игра читателей «Огонька». Серия двенадцатая «Готовы ли вы к обороне?» // Огонек.1929. №14. С.15.

20. Итоги «Викторины». Перед новой игрой читателей «Огонька» // Огонек. 1928. № 52. С.16.

21. Итоги игры «Герой нашего времени» // Огонек.1929. №15. С.15 - 16.

22. Куренной В. Советский эксперимент строительства институтов // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. 272 с.

23. Лебина Н. Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 444 с.

24. Новый человек: Сборник статей. Алма-Ата: Казахстан,1966. 260 с.

25. Ответы к второй серии игры «Герой нашего времени» // Огонек. 1929. №4. С.15.

26. Тираж журнала «Огонек» // Огонек. 1929. №34. С.21.

27. Просвещение и культура. 1921. №7-8. С.50-65.

28. Просвещение и жизнь. 1929. №12. С.15-25.

29. Соскин В. Л. Советская культурная политика в Сибири (1917-1920-е годы). Очерк социальной истории. Новосибирск: ИИ СО РАН, 2007. 452 с.

30. Хестанов Р. Чем собиралась управлять партия, создав министерство культуры СССР // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. С.35-50.

References

1. Belay G., Skorokhodov G. Magazines "Krasnaya Niva", "Projector", "Ogonek" // Ocherki istorii russkoj sovetskoj zhurnalistiki 1917-1932 (Sketches of the History of Russian Soviet Journalism. 1917-1932). Vol. 1. Moscow: Nauka, 1966. 400 p. (In Russian).

2. Bochinina M. A. Sovetskie massovye zhurnaly 1920-1930 godov na opyte Krasnoj Novi Prozhektora Ogonka (Soviet Mass Magazines of the 20s and 30s: (on the experience of Krasnaya Niva, Projector, Ogoniok): abstract of thesis. Moscow, 1984. 25 p. (In Russian).

3. Viktorina novaya igra chitatelej Ogonka (Quiz - a New Game for the Readers of Ogoniok) // Ogonek. 1928. No.2. P.15. (In Russian).

4. Viktorina novaya igra chitatelej Ogonka. Seriya pervaya «My nachinaem» (Quiz - a New Game for the Readers of Ogoniok. The First Series "So, We Begin") // Ogonek. 1928. No. 2. P.15. (In Russian).

5. Viktorina novaya igra chitatele Ogonka. Seriya shestaya skolko ochkov (Quiz - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Six "How Many Points") // Ogonek. 1928. No. 2. P.15. (In Russian).

6. Viktorina novaya igra chitatelej Ogonka. Seriya vosmaya a esli minute podumat (Quiz - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Eight" And If You Think A Minute") // Ogonek. 1928. No.9. P.15. (In Russian).

7. Geroj nashego vremeni novaya igra chitatelej Ogonka ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok) // Ogonek. 1929. No.2. P.15. (In Russian).

8. Geroj nashego vremeni novaya igra chitatelej Ogonka. Seriya pervaya horoshij li vy inspektor ("The Hero of Our Time" -a New Game for the Readers of Ogoniok. Series One - "Are You a Good Inspector?") // Ogonek. 1929. No. 2. P.15. (In Russian).

9. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya vtoraya horoshij li vy zhilec ("The Hero of Our Time" -a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Two "Are You A Good Tenant?") // Ogonek.1929. No. 3. P.15. (In Russian).

10. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya tretya horoshij li vy fizkulturnik ("The Hero of Our Time" -a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Three - "Are You a Good PT Professional?») // Ogonek.1929. No. 4. P.15. (In Russian).

11. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya chetvertaya horoshij li vy schitaete? ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Four - "How Wel Do You Count?"l) // Ogonek.1929. No. 5. P. 20. (In Russian).

12. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya-pyataya-horoshij-li-vy-chitatel ("The Hero of Our Time" -a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Five - "Are You a Good Reader?") // Ogonek.1929. No. 6. P. 15. (In Russian).

13. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya shestaya horoshij li vy kinozritel («Hero of Our Time» -a new game of readers» Ogonek «. Sixth series - "Are you a good moviegoer?") // Ogonek.1929. No. 7. P. 15. (In Russian).

14. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya sedmaya horoshij li vy tekhnik ("The Hero of Our Time" -a New Game for the Readers of Ogoniok.Series Seven - "Are You a Good Technician?") // Ogonek. 1929. No. 8. P.15. (In Russian).

15. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya-vosmaya-horoshij-li-vy-organizator? ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Eight "Are You a Good Organizer?") // Ogonek.1929. No. 9. P.15. (In Russian).

16. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya devyataya horoshij li vy slushatel I orator ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Nine - "Are You a Good Listener And Speaker?") // Ogonek.1929. No. 11. P.15. (In Russian).

17. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya desyataya horoshij li vy klubnyj rabotnik ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Ten - "Are You a Good Club Worker?") // Ogonek.1929. No.

12. P. 15. (In Russian).

18. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya odinnadcataya horoshij li vy sportsmen? ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Eleven - "Are You A Good Athlete?") // Ogonek. 1929. No.

13. P.15. (In Russian).

19. Geroj nashego vremeni novaya igra - chitatelej Ogonka. Seriya dvenadcataya gotovy li vy k oborone? ("The Hero of Our Time" - a New Game for the Readers of Ogoniok. Series Twelve - "Are You Ready for Defense?") // Ogonek.1929. No.

14. P.15. (In Russian).

20. Itogi viktoriny pered novoj igroj chitatelej Ogonka (The Results of the Quiz. Before the New Game Of the Readers of Ogoniok) // Ogonek.1928. No. 52. P. 16.

21. Itogi igry geroj nashegovremeni. (The results of the game «Hero of Our Time») // Ogonek.1929. No. 15. P.15-16. (In Russian).

22. Kurennoj V. Sovetskij ehksperiment stroitelstva institutov vremya vpered kulturnaya politika v SSSR (Soviet Experiment in Building Institutions // Time, Forward! Cultural Policy in the USSR) / Ed. I. V. Glushchenko, V. A. Smoked. Moscow: Higher School of Economics, 2013. 272 p. (In Russian).

23. Lebina N. B. Ehnciklopediya banalnostej sovetskaya povsednevnost kontury simvoly znaki (Encyclopedia of banalities: Soviet Everyday Life: Outlines, Symbols, Signs). St.Petersburg: Dmitry Bulanin, 2006. 444 p. (In Russian).

24. Novyj chelovek (New Man). Collection of articles. Alma-Ata: Kazakhstan, 1966. 260 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Otvety k vtoroj serii igry geroj nashego vremeni. (Answers to the Second series of the Game "Hero of Our Time") // Ogonek. 1929. No. 4. P. 20. (In Russian).

26. Tirazh zhurnala Ogonek (Circulation of Ogoniok) // Ogonek. 1929. No. 34. (In Russian).

27. Prosveshchenie-i-kultura (Education and Culture). 1921. No. 7-8. (In Russian).

28. Prosveshchenie-i-zhizn (Education and Life). 1929. No. 12. (In Russian).

29. Soskin V. L. Sovetskaya kulturnaya politika v sibiri 1917-1920-e gody ocherk socialnoj istorii (Soskin V. L. Soviet Cultural Policy in Siberia (1917-1920s). Essay on social history): Novosibirsk, 2007. 452. p. (In Russian).

30. Hestanov R. Chem sobiralas upravlyat partiya sozdav ministerstvo kultury SSSR (What Was the Party Going to Manage, Having Created the USSR Ministry of Culture) // Vremya vpered kulturnaya-politika-v-SSSR / ed. I. V. Glushchenko, V. A. Smoked; Moscow, 2013. P.35-50. (In Russian).

Сведения об авторе

Танцевова Анастасия Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, истории и социальных технологий Российского университета транспорта (РУТ, МИИТ) (Москва) / tantsevova@mail.ru

Information about the author

Tantsevova Anastasiya - PhD in History, Associate professor, Chair of Political Sciences, History and Social Technologies, Russian University of Transport (MIIT) (Moscow) / tantsevova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.