Научная статья на тему 'Утопия монархической идеологии в современной России: проект «Романовская империя» и его перспективы [1]'

Утопия монархической идеологии в современной России: проект «Романовская империя» и его перспективы [1] Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / МОНАРХИЗМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ / РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / RUSSIAN EMPIRE / MONARCHISM / MODERNIZATION / POLITICAL DEVELOPMENT / CONSERVATIVE IDEOLOGY / IMPERIAL IDEA / RUSSIAN NATIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Александр Геннадьевич

В статье рассматривается один из вариантов государственного устройства России в теории современного российского монархизма, который предлагает Антон Баков, лидер Монархической партии России. Данная концепция исследуется на основе изучения ряда программных документов самого проекта «Российская империя». Модель нового государства, названного «Российская (Романовская) империя», или Суверенное Государство Императорский Престол, нацелена на восстановление романовской династии в современной России через введение на престол одного из наследников дома Романовых Николая Кирилловича Лейнинген-Романова под именем Николая III. В отличие от большинства теоретических конструкций других российских монархистов сценарий Бакова подразумевает обязательное наличие определенной территории. По плану «неоимперцев» эти земли предполагается приобрести у различных государств в разных частях мира. В статье анализируются основные параметры проекта и специфические черты нового государства. Делаются выводы о реальных перспективах предлагаемого Баковым плана действий по созданию нового государственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utopia of Monarchical Ideology in Modern Russia: the “Romanov Empire” Project and Its Prospects [1]

The paper discusses one of the options for Russia’s state system in the theory of modern Russian monarchism, which is proposed by Anton Bakov, leader of the Monarchist Party of Russia. The concept is investigated on the basis of a study of a number of program documents of the “Russian Empire” project itself. The model of the new state, called the “Russian (Romanov) Empire” or the Sovereign State of the Imperial Throne, aims to restore the Romanov dynasty in modern Russia by introducing to the throne one of the heirs of the Romanov’s house Nikolai Kirillovich Leiningen-Romanov under the name of Nikolai III. Unlike most theoretical constructions of other Russian monarchists, Bakov’s scenario means the obligatory presence of a certain territory. According to the plan of the “neo-imperials”, these lands are supposed to be acquired from various countries in different parts of the world. The article analyzes the main parameters of the project and the specific features of the new state. Conclusions are drawn about the real prospects of the action plan proposed by Bakov to create a new state entity.

Текст научной работы на тему «Утопия монархической идеологии в современной России: проект «Романовская империя» и его перспективы [1]»

УДК 323.22/.28(470+571)

Кузьмин Александр Геннадьевич

кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

УТОПИЯ МОНАРХИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОЕКТ «РОМАНОВСКАЯ ИМПЕРИЯ» И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ [1]

Kuzmin Aleksandr Gennadyevich

PhD in Political Science, Associate Professor, Social Work Department, Syktyvkar State University

UTOPIA OF MONARCHICAL IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA: THE "ROMANOV EMPIRE" PROJECT AND ITS PROSPECTS [1]

Аннотация:

В статье рассматривается один из вариантов государственного устройства России в теории современного российского монархизма, который предлагает Антон Баков, лидер Монархической партии России. Данная концепция исследуется на основе изучения ряда программных документов самого проекта «Российская империя». Модель нового государства, названного «Российская (Романовская) империя», или Суверенное Государство Императорский Престол, нацелена на восстановление романовской династии в современной России через введение на престол одного из наследников дома Романовых - Николая Кирилловича Лейнинген-Романова под именем Николая III. В отличие от большинства теоретических конструкций других российских монархистов сценарий Ба-кова подразумевает обязательное наличие определенной территории. По плану «неоимперцев» эти земли предполагается приобрести у различных государств в разных частях мира. В статье анализируются основные параметры проекта и специфические черты нового государства. Делаются выводы о реальных перспективах предлагаемого Баковым плана действий по созданию нового государственного образования.

Ключевые слова:

Российская империя, монархизм, модернизация, политическое развитие, консервативная идеология, имперская идея, русский национализм.

Summary:

The paper discusses one of the options for Russia's state system in the theory of modern Russian monar-chism, which is proposed by Anton Bakov, leader of the Monarchist Party of Russia. The concept is investigated on the basis of a study of a number of program documents of the "Russian Empire"project itself. The model of the new state, called the "Russian (Romanov) Empire" or the Sovereign State of the Imperial Throne, aims to restore the Romanov dynasty in modern Russia by introducing to the throne one of the heirs of the Romanov's house - Nikolai Kirillovich Leiningen-Roma-nov under the name of Nikolai III. Unlike most theoretical constructions of other Russian monarchists, Ba-kov's scenario means the obligatory presence of a certain territory. According to the plan of the "neo-imperi-als", these lands are supposed to be acquired from various countries in different parts of the world. The article analyzes the main parameters of the project and the specific features of the new state. Conclusions are drawn about the real prospects of the action plan proposed by Bakov to create a new state entity.

Keywords:

Russian Empire, monarchism, modernization, political development, conservative ideology, Imperial idea, Russian nationalism.

Политическая идеология в современной России развивается в условиях конституционно гарантированной свободы, без формальных ограничений. В связи с этим в российской политической мысли можно найти значительное количество разнообразных проектов новой российской государственности. Среди них особое место имеют монархические, имперские проекты, что обусловлено прежде всего самой историей страны, когда она имела длительный монархический этап династий Рюриковичей и Романовых, при Петре I Россия стала империей, а недавний период СССР также можно с большим основанием считать своеобразным вариантом «советской империи». Таким образом, несмотря на тридцатилетний «демократический этап» постсоветской России, сегодня идеологическая почва для развития монархических (имперских) идей в стране существует, тем более, что большинство населения, из-за сложной социально-экономической ситуации в стране, пока отрицательно относится к провозглашаемым властями либеральным западным ценностям.

Следует также отметить, что та форма христианской религии, которой придерживается большинство русских, благосклонно относится к монархической форме правления, считая ее наиболее естественной для православного населения. Так, в конце 2006 г. ВЦИОМ провел опрос «Нужна ли России монархия?». По результатам выяснилось, что «каждый десятый россиянин был готов принять в качестве правителя страны самодержавного монарха. Почти треть населения страны (28 %) теоретически видит пользу для страны в восстановлении монархической власти. Для 8 % из них царь - духовный символ страны и единства народа, 9 % полагают, что дина-

стическая преемственность власти есть гарантия спокойной и законной передачи власти от одного правителя другому, а 11 % выступают за монархию как за способ восстановления в России исторической и юридической преемственности власти и возврата к живительным истокам национальной традиции» [2, с. 11-12].

В июле-августе 2019 г. российское информационное агентство Regnum провело опрос 35 тыс. человек о судьбах российской монархии. На вопрос о желательности установления в стране конституционной монархии «почти 28 % опрошенных говорят, что такая трансформация государственного устройства России вполне приемлема, причем 18,3 % отнеслись бы к ней с энтузиазмом». При этом «православные показали 35-процентное положительное отношение к монархии против 52 % негативного, в то время как среди их неверующих "антиподов" 13 % к 80 %. Показатели же среди опрошенных мусульман существенно ближе к православным респондентам: 27 % к 61 %» [3].

Таким образом, можно говорить о том, что в течение как минимум десяти последних лет в стране сохраняется интерес, а у православного населения наблюдается устойчивая динамика роста в выборе монархии как лучшей формы правления в современной России.

А.И. Миллер, один из известных отечественных исследователей империи, отмечает, что «знакомство с обширной литературой по этой теме говорит о том, что никакого общепринятого определения не существует и оно вряд ли возможно» [4, с. 6-7]. Тем не менее в кратком виде империю можно определить как «мощное многонациональное государство, включившее в своей состав территории других стран и управляющее ими из единого центра» [5, с. 102].

Термин «утопия» также не имеет общепринятой трактовки. Дж. Моррис и А. Кросс в своей работе, посвященной исследованию данного феномена, пришли к заключению, что утопиями являются «любые идеи или схемы, которые в той или иной степени далеки от возможности (их осуществления), но привлекательны в теории», а также сделали вывод о невозможности единого определения, которое могло бы объединить значительно различающиеся по методам, средствам и целям утопические движения и проекты [6, p. 21-22].

При всей сложности употребляемой в работе терминологии следует иметь в виду, что рассматриваемый нами российский исторический опыт также имеет немало неоднозначных толкований. В России монархическая форма государственности последние почти двести лет своего существования совпадала с существованием империи (1721-1917), и до сих пор среди специалистов идут дискуссии о том, включать ли советский период в имперский или на это нет достаточных оснований, или сюда подходит только «сталинский имперский период». В данной работе сделана попытка определить, насколько в современных условиях автор идеи, объявивший о создании некоего «имперского» российского проекта, имеет право на этот термин претендовать. Отношение к данной теории критическое, что обусловлено выдвинутой нами гипотезой о том, что претензии такого рода имеют очень мало практических оснований, т.е. являются по сути утопическими.

Современный российский политик, лидер Монархической партии России, бывший деятель «Партии Возрождения России», «Союза Правых Сил» (СПС), «Партии дела», «Единой России», Антон Баков предлагает свою концепцию устройства в России новой империи. Как и большинство монархистов, он демонстрирует крайне критическую позицию в отношении советского прошлого страны. Он полагает, что российский Императорский престол может стать «стабилизирующим и успокаивающим началом в эпоху бурных перемен», символизируя «историческую преемственность и традиционные ценности российского государства». Конституция предлагаемого им государства провозглашает, что «Императорский Престол - Суверенное Государство, конституционная монархия, правопреемник Всероссийского Императорского Престола, и предшествовавших ему Римского и Византийского Престолов» [7]. Кроме того, Императорский престол, по его мнению, может сыграть ключевую роль в экспорте рожденных в России новых форм организации высшего класса в иные развитые государства; может стать символом и источником не только внутреннего единства, но и единства всего христианского мира, впереди которого встанет Россия.

Имперский проект Бакова отличается от многих других российских проектов подобного рода. Ему присущи как некоторые вполне практические, так и экстравагантные утопические черты. Считая, что имперский проект в России должен быть современным и эффективным, Баков пишет о «многоликости» Имперского престола. По его мнению, современная российская империя не должна походить на имперские традиции XIX столетия, не должна ассоциироваться с «шабашами современных маргинальных националистических организаций». Кроме традиционных политических организаций, Императорский престол должен объединить вокруг себя целый конгломерат различных структур, включая политические и неполитические объединения высшего класса, сенаты, союзы нового дворянства, благотворительные и православные общества, студенческие братства, объединения художественной, музыкальной и иной научной интеллигенции.

После отказа в регистрации «Партии дела» (лидер - Константин Бабкин), в создании которой Баков принимал участие, он нашел 17 необитаемых островов, открытых российскими моряками в XIX столетии в южных морях. В 2011 г. на атолле Суворова (Полинезия, острова Кука) было провозглашено создание виртуального государства Российская империя. К концу 2011 г. насчитывалось более 3 тыс. подданных, открылись представительства в 62 городах, в том числе за рубежом. 7 апреля 2012 г. в России была учреждена Монархическая партия. К февралю 2013 г. были открыты отделения в 47 субъектах РФ. 1 июня 2013 г. князь императорской крови Николай Кириллович (принц Карл-Эмих Николаус Фридрих Герман цу Лейнинген, правнук великого князя Кирилла Владимировича - двоюродного брата Николая II, потомок российского императора Александра II, член императорского дома Романовых) принял православие и вступил в свои наследственные права как Император Всероссийский Николай III [8, с. 159-166]. В апреле 2014 г. он согласился возглавить государство и даровал Престолу Конституцию. Его страна отказалась от ранее заявленных претензий на российское наследие и объявила себя всемирным центром консолидации христианских монархистов. Антон Баков стал председателем Совета министров, а также занял должность эрцканцлера и получил титул «светлейший князь».

Самопровозглашенная империя вела переговоры с другими государствами о признании своего суверенитета (Албания, Антигуа и Барбуда, Гамбия, Кирибати, Македония, Черногория). В 2014 г. на 80 га территории Черногории было провозглашено Суверенное Государство Императорский Престол [9]. Баков рассматривал эту конструкцию как базу для создания единого центра консолидации христианских монархистов в глобальном масштабе, в связи с чем из названия было исключено слово «всероссийский».

В 2015 г. начались переговоры с властями Кирибати. В случае успеха планировался еще один вариант создания «альтернативной России». Построить Российскую империю планировалось на островах Молден, Старбак и Миллениум архипелага Лайн в Микронезии, которые имеют общую площадь около 64 кв. км. Для реализации проекта предполагалось выделение властям Кирибати сначала 120 млн долл., заем еще 230 млн.

В планы обустройства островов входило «строительство воздушных и морских портов, солнечных электростанций, опреснительных установок, больниц, школ, жилья для сотрудников. Основными экономическими объектами на островах должны стать экологичные отели и предприятия по переработке рыбы. Предполагалось также развитие тропического сельского хозяйства и создание Российского имперского университета. На реализацию проекта должно было уйти от 10 до 15 лет». Тогда же Баков заявил, что его со сторонниками «интересует возможность стать признанным субъектом международного права для государя императора Николая III. Не как претендента на трон почившей Российской империи, а как главы империи Романовых» [10].

В октябре 2017 г. Правительствующий Сенат Императорского Престола признал наименование Суверенное Государство Императорский Престол равнозначным названию Романовская империя. В результате продолжающихся переговоров с правительством Гамбии Баковым было объявлено о размещении Империи Романовых на территории проекта Атлантис в Атлантическом океане, с «уникальной экономической и политической структурой». Было объявлено о достижении соглашения с Гамбией о «праве выкупа территории 1 800 000 кв. м в прибрежных водах и строительство (отсыпка до необходимой площади) первой очереди острова Атлантис» [11; 12].

А. Баков так определяет свое понимание Российской империи: «Сегодня российские монархисты не требуют изменения Конституции Российской Федерации... Мы, наконец, пришли к осознанию идеи суверенного императорского Престола, связанного со священной личностью Императора, Помазанника Божьего». Он замечает, что империя - это «сложный организм, где достаточно независимые государства объединены неким общим сакральным стержнем» - императорским престолом. Новое государство нацелено на мирное сосуществование со странами ЕС и СНГ, государства могут входить в империю, но «имперские органы, включая Престол, должны быть межгосударственными». Все европейские государства могут мирно сосуществовать в многомерном политическом пространстве, включая «республиканскую и монархические России».

Баков считает, что суверенитет Престола не формируется народным голосованием, он сам является «высшим источником легитимности» и «носителем государственного статуса и собственного суверенитета». На первом этапе допускается виртуальный уровень существования, но после признания другими странами новая империя «будет вдохновлять и направлять деятельность» новых монархических структур во всех христианских государствах Европы.

Возрождение Романовской империи представляется Бакову более объемной идеей, чем план возрождения России, т.к. «1700-летняя христианская монархия - уникальная ценность и феномен» для всего христианского мира. Императорский Престол будет существовать как самостоятельное государство и как «госорган Евросоюза по типу Европейской комиссии», что обеспечит России «доминирование в Европе» и усиление ее позиций в мире [13].

Оценивая проект Антона Бакова, следует сказать, что он не является напрямую националистическим, но, безусловно, монархический и имперский по форме и содержанию. Одним из косвенных свидетельств наличия составляющей русского национализма в проекте является присутствие в составе правительства Русской империи Станислава Белковского в качестве заместителя председателя Совета министров (Бакова). Белковский был организатором (президентом) в 2004 г. Института национальной стратегии (ИНС), «независимого интеллектуального центра, специализирующегося на стратегическом и ситуационном анализе комплексных проблем национальной безопасности». Среди участников ИНС большое число известных русских националистов, придерживающихся различных, в том числе имперских взглядов.

Кроме того, по мнению ряда экспертов, С. Белковский «в 2006-2008 гг. претендовал на роль идеолога объединения националистов и либералов на оппозиционной платформе». Здесь имеется в виду создание блока либералов и националистов «Другая Россия» как варианта антипутинской оппозиции. В проекте Конституции России, разработанного в 2005 г. участниками ИНС (вероятно, М. Ремизовым, Р. Каревым, Б. Межуевым и С. Белковским) президент наделяется неограниченными полномочиями, что скорее напоминают по форме правления некую «разновидность конституционной монархии». Еще одним интересным моментом является тот факт, что, помимо Белковского, из семи человек правительства Русской империи еще один (Михаил Вершкайн) является евреем. Таким образом, двое из семи членов правительства имеют еврейское происхождение; для определенного круга русских националистов, вполне вероятно, это является недопустимым прецедентом. С одной стороны, это говорит о несколько неожиданном феномене самого русского национализма, («есть один русский националист, и тот еврей»), с другой - Белковский официально также крещен в православии, т. е. определенный политес все-таки соблюдается [14, с. 17; 15, с. 255, 257-262].

Стоит также отметить, что в русском национал-патриотическом движении у идей Бакова и его имперского проекта мало сторонников, в том числе и потому, что большинство современных русских монархистов не поддерживает представителей «кирилловской» ветви Романовых как возможных наследников царского трона. У данного замысла практически отсутствует «бэкграунд» в среде русских националистов, за исключением представителей течения «легитимистов-кириллов-цев», чьи взгляды в вопросе о престолонаследии русского императорского дома формально можно считать близкими тем, которых придерживается Баков и его единомышленники. К ним можно отнести, например, председателя партии «Великая Россия» Андрея Савельева; Российский Императорский Дом; Российский Имперский Союз-Орден (РИС-О), лидер - Дмитрий Сысуев; Общероссийское движение «За веру и Отечество», глава - Константин Касимовский; Станислава Думина, российского историка, члена Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, деятеля российского и международного монархического движения, председателя Историко-Родословного Общества в Москве, члена правления Высшего монархического совета, герольдмейстера Российского императорского дома, вице-предводителя Российского дворянского собрания [16; 17, с. 115].

В проекте Бакова много говорится о православии и его мессианской роли для империи. Но формальная и необязательная принадлежность граждан (кроме императора) к православной религии, наравне с мусульманской и другими мировыми конфессиями, никаких особых привилегий не дает.

Думается, что русских монархистов и националистов-имперцев настораживает близость в прошлом Бакова к сПС и дружба с Анатолием Чубайсом. К тому же первоочередной задачей при создании Русской империи стало принятие Конституции, хотя сам эрцканцлер неоднократно заявлял, что образцом для него является Британская империя, управляющаяся до сих пор без Конституции. Все это можно считать пережитками либеральной идеологии в проекте Бакова. Заметна элитарность проекта, рассчитанного на людей с солидным достатком: для того, чтобы добраться и тем более поселиться в Российской империи, нужны значительные денежные средства, и это не считая подразумевающейся покупки недвижимости или иных объектов на территории проекта и инвестирования в его развитие. В целом может сложиться впечатление, что имперский план Бакова представляет своего рода попытку создания некой офшорной зоны комфорта для отдельных российских и зарубежных бизнесменов. Для российской власти вряд ли имеет смысл привлекать к сотрудничеству такое квазиполитическое образование, которое практически не имеет политического веса и столь же малозаметно на политической сцене, как и параллельный проект А. Бакова - Монархическая партия России, по сути не принимавшая в течение семи лет участия в выборах в РФ и ликвидированная в декабре 2019 г. решением Верховного Суда РФ в связи с отсутствием политической деятельности [18].

Мы видим в проекте новой империи не совсем удачную попытку объединить религиозные понятия и рациональность: с одной стороны, тайна миропомазания императора и сакральность его фигуры, с другой - страны Европейского союза как политические субъекты привыкли иметь дело с

такими исторически сложившимися мощными традиционными религиозно-политическими институтами, как католический Ватикан, а в конкурентной борьбе с папой римским позиции Николая III заведомо проигрышные. Преувеличением выглядит политическая значимость проекта в целом. Так, неясно, почему мировая общественность, страны ЕС или СНГ должны принимать во внимание странно возникшую политическую фигуру самопровозглашенного русского императора. Подобные персонажи присутствуют почти в каждой правящей или неправящей европейской династии, в том числе и императорского дома Романовых, где Николай III не является единственным претендентом на трон, а ситуация с престолонаследием уже более ста лет выглядит весьма неординарной.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00594 «Современный русский национализм и модернизация страны: идеологические аспекты воздействия и перспективы реализации».

2. Ларионов В.Е. Православная монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. М., 2007. 480 с.

3. Хочет ли Россия монархии? Кто надеется на нее? Итоги опроса о монархии [Электронный ресурс] // Regnum. 04.09.2019. URL: https://regnum.ru/news/society/2708648.html (дата обращения: 26.03.2020).

4. Миллер А.И. Наследие империй: инвентаризация // Наследие империй и будущее России / под ред. А.И. Миллера. М., 2008. С. 5-24.

5. Большая актуальная политическая энциклопедия / под ред. А.В. Белякова и О.А. Матвейчева. М., 2009. 424 с.

6. Morris J.M., Kross A.L. The A to Z of Utopianism. Lanham, 2004. 432 p.

7. Конституция Суверенного государства Императорский Престол [Электронный ресурс]. URL: https://romanovem-pire.com/documents/Constitution.pdf (дата обращения: 26.03.2020).

8. Баков А., Матюхина А. Золотая булла 2014 года: Монархический проект возрождения России. М., 2014. 192 с.

9. Суверенное Государство Императорский Престол Домен Царьград [Электронный ресурс] // Регионы России. 03.06.2014. URL: https://www.gosrf.ru/news/14811/ (дата обращения: 10.03.2020).

10. Сто лет спустя: миллионер планирует возродить Российскую империю в Тихом океане [Электронный ресурс] // RT на русском. 07.02.2017. URL: https://russian.rt.com/russia/article/356750-millioner-rossiiskaya-imperiya (дата обращения: 10.03.2020).

11. Закон «О равнозначности наименований Суверенное государство Императорский Престол и Романовская Империя [Электронный ресурс] // Монархическая партия России. URL:

12. http://www.monpartya.ru/news/Zakon_O_ravnoznachnosti_naimenovanij_Suverennoe_gosudarstvo_Imperatorskij_Pres-tol_i_Romanovskaya_Imperiya.htm (дата обращения: 10.03.2020).

13. О проекте [Электронный ресурс] // Atlantis Island. Romanov Empire. URL: https://romanovempire.com/about/ (дата обращения: 10.03.2020).

14. Баков А., Матюхина А. Указ. соч. С. 170, 172-174.

15. 0ппозиция-2010. 60 биографий. М., 2010. 192 с.

16. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица: справочник / сост. А. Верховский, Г. Кожевникова. М., 2009. 410 с.

17. Думин С. История Романовых продолжается [Электронный ресурс] // Русская идея. 15.09.2017. URL: https://rusidea.org/420301 (дата обращения: 10.03.2020).

18. Кузьмин А.Г. Православный монархизм в современной России: особенности идеологии и организации движения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14), Ч. IV. С. 114-117.

19. Верховный Суд закрыл «Монархическую партию» за многолетнее молчание [Электронный ресурс] // Уралин-формбюро. 13.02.2020. URL: https://www.uralinform.ru/news/politics/322986-verhovnyi-sud-zakryl-monarhicheskuyu-partiyu-za-mnogoletnee-molchanie/ (дата обращения: 26.03.2020).

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.