Научная статья на тему 'УТОПИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ'

УТОПИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОПИЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОДЕЛЕЙ УТОПИЙ / ЗАРОЖДЕНИЕ МОДЕЛЕЙ УТОПИЙ / УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ МОДЕЛЕЙ УТОПИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терехин И.В.

Данная статья посвящена вопросам поиска и анализа основных моделей утопий в философии. Рассмотрены основные факторы оказавшие влияние на процесс возникновения моделей утопий. Показаны условия зарождения моделей утопий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UTOPIA: THE PROBLEM OF THE BASIC MODELS

The article is devoted to the search and analysis of the key models of utopia in philosophy. The main factors which influence on the process of the emergence of models of utopias. The origin models of utopias.

Текст научной работы на тему «УТОПИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ»

программ в пределах данного региона.

Использованные источники:

1. Ахметова Л. Р., Шайдуллина Г. И., Бенько Е.В. Американская и германская модели федерализма: основные характеристики. Экономика и социум. 2016. №12-1 (31). С. 239-242.

2. Годин А.М., Перегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации : Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 628 с.

3. Зеленцова П. А., Бенько Е.В. Модели бюджетного федерализма. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С.155-158.

4. Писнова А.Я., Рябова А.Р., Бенько Е.В. Концепция межбюджетных отношений. Экономика и социум. 2016. №12-2 (31). С. 640-643.

5. Шабалкина Ю.В., Бенько Е.В. Проблемы бюджетной системы и пути их решения. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С.365-367.

УДК 141.81

Терехин И.В. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск УТОПИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ Аннотация: Данная статья посвящена вопросам поиска и анализа основных моделей утопий в философии. Рассмотрены основные факторы оказавшие влияние на процесс возникновения моделей утопий. Показаны условия зарождения моделей утопий.

Ключевые слова: утопия, возникновение моделей утопий, зарождение моделей утопий, условия зарождения моделей утопий.

Terehin I. V. Student

2 course, faculty "Energy" Ulyanovsk state technical University Russia, Ulyanovsk UTOPIA: THE PROBLEM OF THE BASIC MODELS

Abstract: the article is devoted to the search and analysis of the key models of utopia in philosophy. The main factors which influence on the process of the emergence of models of utopias. The origin models of utopias.

Key words: utopia, the appearance models of utopias, the emergence of models of utopias, the conditions of nucleation models utopias.

Мысли об идеальном обществе возникали у многих ученых, писателей, философов. В настоящее время далеко не все знают значение выражения «Утопия», и тем более не смогут объяснить данную философскую идею.

В древнегреческом языке слово «утопия» означает нечто невыполнимое, то есть то, чего невозможно достичь.

Как только человек научился осмысливать своё существование, у него стали появляться мысли о создании общества без недостатков. Данные философские учения стали появляться у философов Древней Греции. Наиболее популярная работа Платона - «Государство» как раз содержит мысли о государстве без недостатков и обществе в нём. Утопия Платона представляла, по словам Маркса: «Афинскую идеализацию египетского кастового строя... »[1,Т.23.С.379]

Платоновское идеальное государство включало в себя рабовладельческий труд, социальная жизнь в нем регулировалась государством. Для современного человека это далеко не похоже на утопию. Но в момент возникновения этого учения мысли о такой утопии считались нормальными.

Ещё одно известное учение об идеальном обществе появилось во времена Ренессанса. Создателем данного учения был Томас Мор. Он назвал свою работу «Утопией». Из его трудов именно этот получил наибольшую славу. Людям тех времён нравилось мечтать об обществе без недостатков. Причиной тому являлось то, что хотя в эпоху Ренессанса было много технических и культурных открытий, но параллельно с этим происходила утрата моральных принципов. Так, во Флоренции была разрешена проституция.

В конце 18 века стал меняться взгляд людей на мир. Стали появляться новые философские взгляды на общество. Так появлялись учения не об обществе без недостатков, а плохом обществе, в котором оставалось мало человеческих ценностей, антиутопии.

В современном мире люди думают, что утопия - это общество, в котором нет ограничений, где можно будет заняться любимым делом, и в котором соблюдаются права человека. В основе таких взглядов метафизический подход к человеку, состоящий в убеждении, что человек не изменяется на протяжении веков. И поэтому для многих идеальное общество воспринимается как сочетание неограниченной свободы, достатка и самовыражения.

Если провести социологический опрос на тему, «Какое общество для вас является идеальным?», то ответы будут много разными, хотя что-то общее в них всё же найдётся. Всё дело в том, что под утопией надо понимать не идеальную жизнь, а достижения, которые могут привести нас к ней. Основное в таком обществе - не отсутствие недостатков, а отыскание способов избавления я от них. И тут обнаруживается два основных подхода: научно-технический прогресс и социальные технологии.

Утопия, в которой решение проблем происходит за счёт внедрения инноваций, называется технократической утопией. Если на Земле наступит голод, то выходом будет производство искусственной еды (ГМО и т.п.), то есть в технократической утопии проблемы решаются наукой и техникой.

Второй же подход к преобразованию общества получил название «социальная утопия». В нем решение проблем происходит за счет влияния общества на человека. Возьмем такую же проблему, что и в первом случае. Если в технической утопии исчезновение еды решалось с помощью науки, то во втором случае решение проблемы было бы связано с общественным влиянием. Иначе говоря, производить бы стали больше, а употреблять меньше.

Пот утопией понимается то, к чему нереально прийти. Однако многие философы доказывали возможность достижения этой цели. Хотя, следует заметить, что невозможно угодить всем, и конкретно единого для всех идеального общества достичь не удастся. Именно поэтому появилась «классовая утопия». В ней человечество разделено по классам: одни работают головой, и управляют теми, кто работает руками. Можно сказать, что общественный строй любого государства имеет такую структуру. В данной же модели утопии подразумевается, что все будут довольны, и не будут стремиться к лучшему. А это уже похоже на тоталитаризм. «Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали - это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы» [2].

В заключение хочу сказать, что каждый человек старается улучшить свою жизнь - это похоже на личную утопию каждого. Но для достижения идеального общества мало личных достижений, ведь наши права заканчиваются там, где начинаются права других. И поэтому считаю, что полноправного, идеального общества для всех быть не может.

Использованные источники:

1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

2. http://studopedia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.